Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Выставка «О Николае Евгенове, пароходе и человеке»

г. Игарка. Музей вечной мерзлоты. 30.10.2013 г./

Выставка «О Николае Евгенове, пароходе и человеке» открылась в экспозиционно-выставочном центре Игарского «Музея вечной мерзлоты» 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий. Посвящена она известному учёному, гидрографу, исследователю Арктики Николаю Ивановичу Евгенову, который немало сделал для становления первого советского заполярного порта – Игарки. Её недаром зарубежные моряки почти сразу назвали «деревянной столицей СССР», ведь и сама она вся была из дерева, и основная масса лесоэкспортной ангарской сосны шла отсюда.

Н.И. Евгенов – организатор товарообменных операций, вошедших в историю под названием Карских Морских экспедиций. Его заслуга и в создании сети метеостанций по всему маршруту Северного Морского пути, применении авиации для ледовой разведки в помощь ледоколам, его научными лоциями пользуются и сейчас. В мае 1938 г. Николай Иванович был репрессирован как «враг народа», в числе 13 работников Гидрографического управления ГУСМП, и, получив 8 лет ИТЛ, отправлен в Севураллаг, позже – в Севжелдорлаг Коми АССР. Плёл лапти для заключённых, работал на лесозаготовках, метеорологом, гидрологом. Он, военный и полевой моряк, вступил в «Союз рабочих строительства железных дорог и метрополитена». Условно-досрочно освобождён в 1943 г., полностью реабилитирован в 1958 г.

В число 50 экспонатов выставки вошли предметы основного музейного фонда, материалы, переданные дочерью Евгенова Ириной Николаевной, внучкой Анной, основу же составили фотографии семейного архива, рассказывающие о Карских экспедициях 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930 гг. В Игарке всё это экспонируется впервые.

Идея выставки выражена в форме простой, но многозначной. Основные планшеты, формирующие своими гранями ребро, ассоциируются с рассекающим невзгоды носом корабля, боевого, исследовательского, ледокольного. С другой стороны это – крыша дома, надёжного и добротного очага. В третьих, здесь есть и трагическая нотка: словно выброшенное на берег кверху килем судёнышко. Всё это имеет отношение и к Евгенову, и к Игарке. Своё первое заграничное плавание Н.И. Евгенов совершил на крейсере «Аврора», участвовал в 1-й Мировой войне, более 20 экспедиций на борту пароходов и ледоколов осуществил от Архангельска до Чукотки. Прочной опорой для Николая Ивановича всегда был родной дом, любимая жена и дети. Благополучие Игарского «дома» – тоже во многом заслуга Евгенова. Жизнь, в одночасье перевёрнутая вверх дном, провела его и сухопутными маршрутами ГУЛАГа. Игарка уже через 2 года функционирования в качестве международного морского порта тоже стала местом ссылки и гулаговских строек.

Судьбы арктического лоцмана и заполярного города связаны крепко и навсегда. В 70-е годы ХХ в. портом приписки гидрографического судна «Николай Евгенов» стала именно Игарская гидробаза ММФ СССР. Юный Евгенов, преодолев свою физическую близорукость, уверенно шагнул на палубу морского судна, и в итоге оказался более дальновидным, прозорливым и перспективно мыслящим, чем те, кто пытался ставить ему препоны, кто старался его травить и унижать.

Именно такие люди, скромные труженики, целеустремлённые, любознательные, с мощным зарядом духовной энергии и врождённой интеллигентности, несгибаемым внутренним стержнем, надёжные, и становятся по жизни «ледоколами», в любой ситуации преодолевающими торосы обстоятельств, припай равнодушия, крошево приспособленчества, ледяной панцирь властного бескультурья, безграмотности и агрессивности. На знания и опыт этих вперёдсмотрящих можно безоговорочно положиться, их умению, искренности и порядочности можно целиком довериться, они всегда выведут на чистую воду.

И не так уж важно, все ли они дали имена мысам и островам, заливам и проливам, бухтам и фьордам. Они сделали для нас главное – уточнили карты, создали лоции, изучили условия, поставили маяки, одним словом – проложили фарватер.