Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Таймырская трагедия


КРАЕВАЯ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКЦИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ В ГОДЫ РЕПРЕССИЙ»
______________________________________________________________

ВЫПОЛНИЛА:
ученица 11 «а» класса, средней школы № 5 г. Дудинки
Ходжаева Анастасия

РУКОВОДИТЕЛЬ:
Власенко Алена Владимировна –
заведующая отделом краеведения
Таймырского муниципального учреждения
дополнительного образования детей
«Детско – юношеский центр туризма
и краеведения».

г. ДУДИНКА 2006 г.

План

I. Вступление:
Годы сталинского режима.
II. Основная часть:
1. Таймыр в годы репрессий.
2. Начало коллективизации.
3. Воспоминания Дюкаревой Анны Ивановны.
4. Воспоминания Бету Евдокии Степановны.
5. Воспоминания Манхировой Аграфены Алексеевны.
6. Воспоминания Налтанова Никиты Евдокимовича.
III. Заключение:
Память моим землякам.

...Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной рукой…
Мать Россия, о, Родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?
(А. Белый)

История непрерывна, и очень важно ликвидировать «белые пятна» прошлого, чтобы она не потеряла своей внутренней связи. Люди не могут быть безразличны к пережитому. Исследуя советскую историю, невозможно не коснуться политических репрессий. Страдания народа - это бездна, в которую жутко заглянуть, но это нужно сделать, чтобы предотвратить повтор трагедии.

1929-1939 г. - это один из самых тяжёлых периодов в СССР. Это годы арестов, ссылок, расстрелов - период политических репрессий. Редко отыщутся в России семьи, родные и близкие которых не пострадали бы в годы сталинского режима. В число врагов коммунистического режима были зачислены церковные служители, служащие, рабочие, крестьяне. Начался массовый поход на «классового врага». По одному лишь национальному признаку в ссылку шли целые народы. За что? За какие грехи, во имя какой - такой «высшей справедливости» истреблялись ни в чём не повинные люди? Почему убийцы и насильники были на порядок выше героев гражданской войны, учёных, писателей и врачей? В самом деле, что такое репрессия? Это когда власть карает людей за какие-то их действия против неё — так? Между тем, подавляющее большинство тех, кто сидел или был расстрелян, ни о каких действиях против власти и не помышлял:

• ни тысячи инженеров;
• ни миллионы крестьян, поверивших «новой экономической политике»,
объявленной в 1921 году, и оказавшихся через 7 лет жертвами ещё более
новой политики - политики ликвидации крестьянства как класса;
• ни расстрелянные маршалы и генералы - почти весь советский генералитет;
• ни интеллигенция: поэты Гумилев, Табидзе, Смеляков, Заболотский, ни
артисты - Русланова, Дворжецкий, Михоэлс;
• ни автор траектории будущего американского полёта на Луну Кондратюк,
ни самолётостроитель Туполев;
• ни генетики Вавилов, Тимофеев - Ресовский, ни астроном Козырев,
историк Гумилёв;
• ни жертвы послевоенного «ленинградского дела», не говоря уже о
миллионах наших солдат.

Местом ссылки десятков тысяч людей в советское время, в предвоенные и особенно военные годы стал Таймыр. Сосланные по признаку крови, по политическим или любым другим причинам немцы и латыши, финны и украинцы, «троцкисты» и «утописты» в ледяной тундре строили заполярный Норильск, Дудинский морской порт, самую северную в мире железную дорогу от Енисея до гиганта цветной металлургии - Горно - металлургического комбината. В годы войны добывали оборонный металл, нефть, поднимали рыбную промышленность региона. В жутких условиях сурового климата люди выживали, кто как мог. А сколько их погибло, выполняя непосильную работу, от холода и голода, от болезней и пуль охраны.

Печальную судьбу пострадавших людей, сосланных на крайний север законно и нет, разделили коренные малочисленные народы Севера - аборигены Таймыра. Это простые оленеводы, рыбаки, охотники, жившие порой в самых глубинках тундры. Чем они помешали? За что арестовывали, губя их семьи? Как «кулаков», как «богачей» и «мироедов» их постигла жестокая участь. ДЛЯ ЧЕГО? Для того чтобы обратить в раба в собственном государстве?

Цель моей работы - понять процессы, происходящие на Таймыре в 30 - е годы XX века и рассказать о трагических событиях того времени, а именно о репрессиях среди коренных малочисленных народов енисейского севера. Понять состояние людей в то время.

Описывать историю сталинских репрессий - задача не из легких. Для этого необходимо собрать много разных источников и материалов, много разговаривать с людьми, которые из поколения в поколение хранят эти страшные воспоминания. В основу моего исследования были положены сведения, которые мне удалось собрать из архива Таймырского окружного краеведческого музея, из разговоров и бесед с людьми, которые хоть немного знают о пережитых годах, пусть даже со слов родных и знакомых. Именно их рассказы помогли мне понять социальную обстановку 30 - 50 - х годов прошлого века, в которой оказались коренные малочисленные народы Таймыра.

Период становления советской власти на Таймыре был сложен и тернист. Уровень социально - экономического и культурного развития малых народов Севера был очень низок. Сохранялись патриархально - родовые формы хозяйственного уклада и социальных отношений. Общая картина культурного состояния характеризовалась поголовной безграмотностью, отсутствием школ, медицинских учреждений, письменности.

«Коренная переделка всей социально - экономической и культурной жизни народов Севера была составной частью общей задачи строительства социализма в СССР». (В.Н. Увачан «Путь народов Севера к социализму». М., «Мысль», 1971, стр. 4.)

В 1931 г. в Дудинке - столице образованного годом раньше Таймырского (Долгано - Ненецкого) автономного округа - созывается съезд туземных советов. «Из 40 делегатов съезда 29 были неграмотными. Задачи, тем не менее, ставились грандиозные: «Освоить и индустриализовать полярный север, провести культурную революцию, организовать пушной промысел и бродячие племена обширной таймырской тундры превратить в единое социалистическое хозяйство».( «Дудинка» журнал № 1, апрель 2002 г. стр. 9.)
Но невозможно изменить жизнь народа с многовековой историей в одночасье. Тем более, когда нарушаются жизненный уклад, национальные традиции и культура. Именно так и произошло на Таймыре. Начавшаяся в 30 - е годы XX века сплошная коллективизация проводилась без учёта социального устройства и традиций коренных жителей. Произошло искусственное разделение общества на «кулаков» и «батраков». Но ведь «имущественное разделение у них существовало с давних времён. Кочевые народы Севера жили по священному закону нимата - родовой взаимопомощи, когда многооленщики, главы большого семейства и рода считали своим долгом содержать сирот, вдов, инвалидов, предоставлять работу неудачникам - оленеводам».(Трошев Ж. «Таймырская трагедия». М., «Слово», 1998, стр. 6.) Так было заведено их отцами и дедами. С приходом новой власти веками устоявшаяся жизнь рушилась. Появлялись первые колхозы и кочевников обязывали принимать оседлый образ жизни и сдавать оленей. Малограмотные люди, большинство из которых даже русского языка не знали, не понимали, почему надо обобществлять оленей. Ведь они столько лет жили каждый своим хозяйством. А стада насчитывали до 500 и 1000 оленей. Олень для них - это одежда, питание, жилище - жизнь. До сих пор старики удивляются и тому, зачем надо было сдавать рыбу до последнего «хвоста», а взамен получать какие - то бумажки, по которым им потом эту же рыбу и выдавали, но уже с изрядным душком. Более того, не дай Бог попасться с лишним чиром или муксуном! Беды не оберёшься. Тревога, настороженность, а иногда и враждебность поселилась в душах людей. Всё это вылилось в вооруженное выступление кочевников против советской власти весной 1932 года. Восстание было подавлено и виновники, казалось бы, наказаны. Но эти события в дальнейшем стали одной из причин прокатившихся по Таймыру репрессий. Другой причиной стал закон СССР о ликвидации кулачества как класса. Как «кулаки», зажиточные таймырские оленеводы разделили судьбы крепких русских крестьян.

Раскулачивание, а потом и репрессии стали большой трагедией малых народов Севера. Согласно имеющимся в фондах ТОКМ архивным документам, наиболее активно раскулачивание и репрессии на Таймыре проходили в середине 30-х годов прошлого столетия. Эти годы долганы называли «айдаан дьыллар», т.е. шумные, тревожные. Подтверждением тому служит состоявшееся в Дудинке 6 июня 1938 года заседание закрытой части Президиума Таймырского Окрисполкома. На основании закона СССР о ликвидации кулачества как класса и решений Крайкома ВКП (б) было принято постановление о передаче колхозам оленей репрессированных кулаков, шаманов, князей. (Постановление № 2 (приложение № 8). Информация о выполнении постановления не заставила себя ждать. Уже 10 июля 1938 г. появился акт об изъятии оленей у местных «богачей» в Хатангском (Акт № 6 (приложение № 7).) и Авамском (Приложение № 9.) районах. Подобных актов в музее хранится более десяти.

Во время исследования, я обращалась к людям, которые хоть немного знают или как - то причастны к событиям того времени. Старики вспоминают те годы с нежеланием и тяжёлым сердцем. Да и не принято у коренных народов об этом рассказывать. Обычай не позволяет ворошить прошлое, чтобы не тревожить души умерших близких людей. Это грех. Женщины, провожая своих арестованных мужей, молча несли своё горе, соблюдая верность традициям, не позволяя даже детям спрашивать о судьбе отца. Поэтому мало кто делал запросы в архивы, органы ФСБ, чтобы узнать причину ареста близких людей и их дальнейшую судьбу. Именно так и получилось в семье Анны Ивановны Дюкаревой (Пальчиной).

Анна Ивановна известный на Таймыре человек. Отличник народного образования, ветеран труда, долгое время была председателем общества самодийских народов. Её отец, Пальчин Иван Михайлович, был арестован в 1947 г. Семье так и не сообщили о его дальнейшей судьбе. Уже, будучи взрослой, Анна Ивановна смогла узнать от мамы, за что забрали отца. А тот момент, когда в родное стойбище, в чум пришли вооружённые люди, арестовали и увезли его, она помнит сама. Только тогда маленькая пятилетняя девочка не понимала, что своего отца она больше никогда не увидит. «В нашей семье, рассказывает Анна Ивановна, оленей было много. Ведь олень для ненцев - смысл и основа жизни. С приходом советской власти оленеводов, рыбаков, охотников стали объединять в колхозы. Для кочевников началась новая и неизвестная жизнь. Теперь добытую рыбу, пушнину, мясо надо было сдавать государству. Отец вступил в колхоз и был назначен бригадиром колхозного оленеводческого стада. Был он безграмотным, как и многие его сородичи, по - русски говорил плохо, читать и писать вовсе не умел. Зато был трудолюбивым, дисциплинированным, с малых лет пас оленей. В те годы председателями колхозов назначались такие же малограмотные люди. И вот как - то во время переучёта у него в стаде, якобы, не досчитались 12 - 15 оленей. Отца арестовали и увезли неизвестно куда, и по сей день мы ничего о нём не знаем. Может, оленей погрызли волки, может быть, эпидемия сибирской язвы унесла жизнь животных, а, может, и неверно был сделан переучёт. Одним словом, остались мы (девять детей) без отца» (Воспоминания Дюкаревой А.И. (приложение № 6)) Анна Ивановна также рассказала мне, что ещё раньше, в 1937 г., был расстрелян в г. Дудинке её дед, Лырмин Кузьма Ефимович. Его посчитали местным князьком за то, что был многооленщиком. «В те страшные годы сажали в тюрьму не только личников, но и шаманов, и тех тундровиков, которые не вступали в коллективные хозяйства», (Воспоминания Дюкаревой А.И. (приложение № 6) - заканчивает рассказ Анна Ивановна. Соблюдая верность обычаям, дети Пальчина И.М. не стали ворошить прошлое. В их памяти отец навсегда остался честным, трудолюбивым человеком, любящим отцом.

Много полезной информации о том, как коснулись людей тундры страшные 30- годы, мне поведала Бету Евдокия Степановна. Родилась Евдокия Степановна в 1934 году - год становления советской власти на Таймыре в долганской семье. Более 30 - и лет своей жизни посвятила педагогической деятельности. Заслуженный работник культуры РСФСР, Почётный гражданин Таймырского (Долгано - Ненецкого) автономного округа. Об охвативших таймырскую тундру арестах Евдокия Степановна знает по воспоминаниям сородичей.

Она рассказала мне, что в те шумные 30 - 40-е годы репрессии проходили по всему Таймыру. Трудно было понять, в каком положении находился народ. Получилось, что люди с общинно - родового общества переходили сразу на непонятную им жизнь. А значение слова «репрессия» старики до сих пор не понимают, а говорят и сейчас: «Увезли куда - то людей». Известно, что арестованных тогда увозили в Волочанку - посёлок в 350-и км от Дудинки, и они долго жили там под охраной. Что с ними случилось дальше, никто толком не знает. Из рассказов Бетту Е.С. я также узнала, что забирали в первую очередь тех, кто считался богатым, крепким хозяйственником. «Среди них был Иннокентий Прокопьевич Катыгин, которого объявили кулаком за то, что имел огромные стада личных оленей. Увезли Поликарпа и Савелия Рябовых. Репрессировали Фалъковых, Н.Бетту, Н.Катыгина, как шаманов».(Бетту Е.С. «Катырык». Дудинка 2001, стр. 4.) Даже в далёкие стойбища приезжали люди с наганами, выволакивали мужчин из балков, чумов и увозили в неведомую даль. Домочадцы запомнили лишь слово «кулак». Многие оленеводы скрывались от уполномоченных НКВД в глубинках тундры, угоняя туда стада своих оленей. Они не понимали за что их «травят». За то, что они со знанием дела вели своё хозяйство, множили стадо оленей, чтобы прокормить большие семьи, сородичей? Оленей выпасали родственники - мастера своего дела. Немых вопросов было у людей много, а ответов не было никаких. Осиротели семьи. Без мужчин в тундре жизни нет. А жить нужно было. Женщинам приходилось выполнять мужскую работу — рыбачить, охотиться, заготавливать дрова -содержать семью.

Такая тяжёлая доля выпала на плечи матери другой моей собеседницы - Манхировой Аграфены Алексеевны, отец которой был арестован. А семья его больше никогда так и не увидела. Сама Аграфена Алексеевна всю жизнь занималась общественной деятельностью, а перед выходом на заслуженный отдых возглавляла Ассоциацию коренных малочисленных народов Таймыра. Она передала мне воспоминания своей матери: «В 27-40-е годы происходило раскулачивание. Эту участь не миновали и коренные малочисленные народы. Мой отец Лырмин Алексей Иванович, был крепкий хозяйственник и уважаемый в тундре человек. В своём хозяйстве имел большое стадо оленей, за что и был арестован. Прежде, чтобы избежать ареста, он от новой власти убегал. Угонял стада в тундру и кочевал там. Но по следам всё же нашли его. Отобрали и оленей, оставив лишь маленькую долю, чтобы мать смогла кормить детей и выжить как-то в тундре. После этого мы его больше не видели. Только однажды ей рассказали кочующие коренные жители, что видели его где-то в Ямало-Ненецком автономном округе. Он находился там как заключённый»! (Воспоминания Манхировой А.А. (приложение № 1))

Отец Аграфены Алексеевны так и не вернулся. И она не знает, где и как он закончил жизнь. В 2000 г. Манхирова А. А. попыталась найти сведения о судьбе своего отца. Сделала запрос в соответствующие органы. В пришедших на запрос документах говорится, что архивный отдел ТАО, РУ ФСБ РФ по Красноярскому краю сведениями о Лырмине А.И. не располагает. Такая участь постигла многих других сородичей Лырмина А.И., которые как и тысячи других заключённых, ушли в никуда.

И вот всё же в процессе исследования, мне удалось найти сына репрессированного в 30 - е годы таймырского оленевода. Долганин Налтанов Никита Евдокимович родился 5 ноября 1934 года в семье оленевода - удачливого добытчика из авамской тундры - Налтанова Евдокима Фомича. 15 августа 1938 года Евдоким Фомич, «оленевод в своём единоличном хозяйстве, был арестован органами НКВД» (Приложение № 5.) и увезен из стойбища Пайтурма Авамского района. Вместе с ним забрали старшего брата и зятя, Баженова Гаврила. В чём была вина перед советской властью этих неграмотных, не знающих русского языка людей, семье не сказали. Только в 1994 году дети узнали о причине ареста своего отца: обвинялся в том, что «якобы являлся руководителем контрреволюционной кулацко-шаманческой повстанческой организации»(Приложение № 5)

Почти полвека спустя, стало известно и то, что Евдоким Фомич умер в Дудинской больнице 30 октября 1940 года во время следствия. Когда арестовывали отца, Никите Евдокимовичу было всего 3 года. О событиях того тревожного времени он узнал из воспоминаний старшей сестры Кристины. Этими воспоминаниями он поделился со мной: «Трагедия моего маленького народа началась спустя 3 — 4 года после начала коллективизации. В 1936 - 1938 г.г. без суда и следствия был вывезен весь цвет долганского, ненецкого, нганасанского народов, его сильная основа. Сколько и куда забирали, я не знаю.

По рассказам очевидцев сталинская тройка приезжала в тундровую глубинку и забирала людей. Многих садили в лодки и увозили в неизвестном направлении. Земля стонала как живая от слёз матерей, жён, стариков, детей. Молодые женщины заходили голыми ногами в ледяную воду, думая хоть так их остановить. Вот так увезли и нашего отца, как оленевода - единоличника.

Здесь на севере «единоличник» имеет другой смысл. Люди ведут кочевой образ жизни и держат много оленей, чтобы прокормить большую семью, выжить в суровых условиях тундры. А сталинская тройка в одночасье решала судьбы простых оленеводов. Затем я узнал из рассказов, что много людей было репрессировано. В тундре через каждые 100 -150 км стояли станки, до которых докатилась волна арестов» (Воспоминания Налтанова Н.Е. (приложение № 3)). Мать Никиты Евдокимовича, оставшись с шестерыми детьми - погодками на руках, чтобы прокормить семью, вынуждена была заниматься извозом: на оленьих упряжках возила продовольствие из Хатанги до Дудинки от станка к станку. А летом она уезжала в Волочанку и работала в колхозе на огороде. Труд женщины - тундровички всегда был трудным. А тогда на её плечи легла и нелёгкая мужская работа. Не выдержала молодая женщина всех тягот без любимого мужа, умерла перед войной. И 5 детишек-погодков остались на руках старшей сестры - десятилетней Кристины. В полной мере дети вкусили сиротство. Познали всё - и голод, и холод, и унижения. Пришлось быстро взрослеть и выполнять, порой, непосильную работу. В глазах моего собеседника я и сейчас увидела боль и тоску, навеянные воспоминаниями о тяжёлом детстве.

В начале 90-х Налтанов Н.Е. начал искать следы своего отца. Делал запросы в соответствующие ведомства. Ответ пришёл из прокуратуры РСФСР о том, что отец реабилитирован 14 апреля 1992 года. Прошло много десятилетий, прежде чем доброе имя Налтанова Е.Ф. было восстановлено.

Сегодня Налтанов Н.Е. занимается декоративно - прикладным искусством.

Ему присвоено звание народного мастера РФ. Он вырезал из капа - древесного нароста- цветочницу «Память». Посвятил её всем пострадавшим в годы репрессий. На ней вы видите лица матерей, жён, невест, детей - как живые. Все они стали жертвами той системы, в которую ещё недавно верили как в святыню. К цветочнице приделана крышечка, откроешь, а там, в глубине будто захоронение, ведь могилы многих жертв нам неизвестны. А на крышке изображено чудище, поглотившее жизнь.

В судьбе Налтанова Е.Ф. отразилась судьба и трагедия малых народов Таймыра, многие из которых так и не поняли сути перемен, исковеркавших тысячи жизней. К сожалению, мне так и не удалось узнать даже приблизительную цифру подвергшихся репрессиям коренных жителей. В окружном архиве таких сведений нет. Как выяснилось, и учёт никакой практически не вёлся. А краеведческий музей имеет данные лишь о 12 человеках, арестованных в 1938 году.

Пусть моя работа над этой темой станет данью памяти моим землякам, коренным народам Таймыра, безвинно пострадавшим в годы сталинского режима. Ведь наша задача, задача подрастающего поколения - сохранить историю и передать её следующему поколению, чтобы избежать ошибок прошлого.

Список использованной литературы.

1. Бетту Е.С. «Катырык». Дудинка, 2001 г.
2. Газета «Советский Таймыр», 22 октября 1992 г.
3. Газета «Советский Таймыр» за 1994 – 1995 г.г.
4. Ерёмина Т. «Солнце над Таймыром». Красноярск, 1975 г.
5. Журнал «Дудинка», № 1 – 2 2002 г.
6. Журнал «Дудинка», № 8 – 10 2003 г.
7. Материалы из архива Таймырского окружного краеведческого музея.
8. «Музеи и памятники Таймыра». М., 1995 г.
9. Трошев Ж. «Таймырская трагедия». М., «Слово», 1998 г.
10. Увачан В.Н. «Путь народов Севера к социализму». М., «Мысль», 1971 г.

Список приложений.

1. Воспоминания Манхировой А.А. (21.10.05.)
2. Документ ГУВД Красноярского края № 1/3 – 353 от 04.03.2002 г. на имя Манхировой А.А. об отсутствии сведений об её отце.
3. Воспоминания Налтанова Н.Е. (24.11. 05.)
4. Документ прокуратуры РФ № 13 – 845 – 91 от 05.05.92 г. о реабилитации Налтанова Е.Ф.
5. Документ Управления ФСК РФ по Красноярскому краю № 10/Н – 27 от 13.09.1994 г. о реабилитации Налтанова Е.Ф.
6. Воспоминания Дюкаревой А.И. (05.12.05.)
7. Постановление № 2 закрытой части Президиума Таймырского Окрисполкома ВКП (б) о передаче оленей репрессированных кулаков, шаманов, князей колхозам.
8. Акт № 6 от 10.07.1938 г. об изъятии олений у арестованного Бетту С.Н., проживающего в Хатангском районе.
9. Документ о конфискации оленей у богачей (Гос.архив, дело №7)
10. Карта Таймырского (Долгано – Ненецкого) автономного округа.


Приложение 3

Воспоминания Налтанова Никиты Евдокимовича
24 ноября 2005 года.

«Трагедия моего маленького народа началась спустя 3 – 4 года после коллективизации. В 1936 – 1938 г.г. без суда и следствия был вывезен весь цвет долганского, ненецкого, нганасанского народов, его сильная основа. Сколько и куда забирали, я не знаю. Были люди, и их не стало. По рассказам очевидцев сталинская тройка приезжала в тундровую глубинку и забирала людей. Многих садили в лодки и увозили в неизвестном направлении. Земля стонала как живая от слёз матерей, жён, стариков, детей. Молодые женщины заходили голыми ногами в воду, думая хоть так их остановить. Вот так увезли и нашего отца Налтанова Евдокима Фомича, как оленевода – единоличника.

Здесь на севере «единоличник» имеет другой смысл. Люди ведут кочевой образ жизни и держат много оленей, чтобы прокормить большую семью, выжить в суровых условиях тундры. А сталинская тройка в одночасье решала судьбы простых оленеводов. Затем я узнал из рассказов, что много людей было репрессировано. В тундре через каждые 100-150 км стояли станки, до которых докатилась волна арестов. Были даже выстрелы в спину.

В то время было мне года три. Об отце остались смутные воспоминания. А о его судьбе мне рассказала старшая сестра, которая сейчас проживает в Волочанке, Аксёнова Кристина Евдокимовна – ветеран тыла. Она помнит, как пришли в тундру и забрали нашего отца, Налтанова Евдокима Фомича, нашего дядю, Налтанова Василия Фомича и мужа нашей старшей сестры, Боженова Гаврила. Боженов Г. был расстрелян, как враг народа.

Мать, чтобы прокормить нас, а нас было шестеро детей – погодков, занималась извозом. Позже я узнал, что она возила продовольствие из Хатанги до Дудинки от станка к станку на оленьих упряжках. А это ведь огромные расстояния. А летом она уезжала к своему старшему брату в Волочанку и работала в колхозе на огороде. Перед войной мама умерла, не выдержав всех тягот, лёгших на женские плечи. Остались мы совсем сиротами. Нас разобрали по родственникам, а потом определили в интернат. Познали мы всё: голод, холод, унижения. Прошлое даже вспомнить страшно. Боль тех страшных лет камнем лежит на сердце моём.

И вот, когда началась перестройка, я начал искать следы своего отца. В чём была вина перед Советской властью отца и его товарищей по несчастью? Они знали только свою тундру, оленей, охоту. И основная их задача была прокормить детей, помочь сородичам.

Я сделал запрос в архив ТАО. Но там даже переписи населения тех лет не существует. А все документы этих годов уничтожены. Затем я обратился в краевое управление ФСК РФ и там мне сказал, что все документы находятся в Москве. И вот с Москвы мне уже пришёл ответ, что мой отец реабилитирован и его доброе имя восстановлено. Эти документы также стали подтверждением сталинских репрессий среди коренных народов, которые проходили в тундровой таймырской глубинке».

 


Приложение 7

АКТ № 6

1438 гола июля 10 дня мы нижеподписавшиеся комиссия в составе 6 человек в лице председателей от Хатангского РКВКП(б) Цыганова Алексея Фёдоровчя, Предсидеталя Хатангского РИКа Аксенова Григория Парфёновича от Хатангского РИКа Данилова Петра Дмитриевича . члены Затундро--Як\тского кочевого совета Фальков Савелий Кононовича. Зам.председатель колхоза им. Ворошилова Чарду Афонасий Степанович. Зам. председатель колхоза имени Стаханова Фалькова Никита Александровича. На основании закона СССР о ликвидации кулачества как класса и решение народного суда Таймырского национального округ. Мы комиссия произвели изъятие у Бетту С'пнридона Николаевича кулак, шаман арестованный и осужденный как активный организатор кчлаческих банд против советской власти проживающего на станке Лавбаз затундро-Якутского кочевого совета Хатангского района. При изъятии оказалось начличе и состав оленнего поголовья Важенок ниже средней упитанности15 голов /Пятнадцать/ Быков ниже средней упитанности 13 голов/Тринадцать/ Телят рожденые 1938 года 7 голов/семь голов/ Мойка средней упитанности одна голова/голова/ Порозов средней упитанности одна голова/голова/
Всего изъято и переданно колхозу имени Ворошилова Затундро-Якутского совета Хатангского района в кол-ве 36 гОлов/тридцать шесть/ с меткой левое ухо. В чем и составлен настоящий акт.
1. У пол Хатнгского РКВКП(б) /Цыганов/
2. Пред. Хатангского РИКа /Аксенов/
3 У пол. Хатагского РИКа /Данилов/
4. Зам. председатель колхозаВорошилова /Чарду/
5. Зам председатель колхозза Стаханова /Фальков/


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы вне конкурса