Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Российского Отечества нерусские сыны


Исследователи:

1. Малиновская Татьяна ,
учащаяся 11 класса МОУ Шадринской СОШ,
краеведческое объединение «Возрождение»
2. Путинцев Сергей ,
учащийся 10 класса МОУ Шадринской СОШ,
краеведческое объединение «Возрождение»

Руководители: Сысоева Маргарита Ивановна
Манхаева Валентина Прокопьевна
с.Шадрино

Введение

Самые большие пробелы в истории нашей страны - это время репрессий. Их невозможно восполнить с помощью одних архивных документов.

Репрессии затронули многие миллионы людей. Но письменных свидетельств и мемуаров сохранилось чрезвычайно мало. На это есть свое объяснение. Дело в том, что пострадавшие люди никогда не стали бы записывать пережитое. Это и раскулаченные крестьяне, и люди, осужденные по многочисленным сталинским указам за опоздание на работу, невыполнение трудодней, за незначительные хищения (как говорили в народе «за колоски»). Разыскать таких людей, записать их рассказы - задача большой исторической важности. Ведь порой большой биографический и даже исторический смысл заключается в одной бытовой детали.

История едва ли не каждой человеческой судьбы в 20 веке связана с добровольными или вынужденными миграциями и переселениями. Людей срывали с насиженных мест. Многим пришлось побывать в роли «чужого» и очень многим столкнуться с «чужими». Другая национальность, другая религия, другие убеждения не только важны для анализа прошлого, но и не потеряла своей актуальности и сегодня. К сожалению, во времена политической напряженности неприязнь и недоверие друг к другу резко возрастают. Очень легко увидеть в «чужом» конкретного виновника собственных несчастий. И только непредвзятый рассказ в какой-то мере станет основой для создания климата взаимной терпимости в нашем обществе.

Аннотация

«С прошлым не стоит окончательно прощаться.
Память должна разрешиться воспоминанием,
как мысль словом.
Ей нужны бумага с пером и слушатели»
Даниил Гранин

Цель: восстановить исторические события на основе разрушенных поселений, найденных во время летнего сплава по реке Чулым близ деревни Таможенки Назаровского района Красноярского края.

Задачи:
1. Вовлечь учащихся в исследовательскую работу по восстановлению исторических фактов политических репрессий.
2. Сформировать коммуникативные навыки и умения.
3. Обобщить полученные материалы по проблеме в районном архиве и воспоминаниях репрессированных и их родственников.
В работе исследованы конкретные факты биографии ссыльных, условия жизни и работы в конкретных условиях.
При выполнении данной работы были использованы следующие методы:
1. библиографический поиск материала;
2. архивный поиск;
3. беседы;
4. интервью.

Данную работу можно использовать при изучении школьного курса истории, краеведения и в школьном музее. Данный материал ценен новыми фактами из истории прошлого России.

Гипотеза: При реализации нашего образовательного проекта «Маленькое путешествие по большой реке» (сплав по реке Чулым), учащимися нашей школы на берегу Чулыма были обнаружены остатки строений барачного типа. В то время ни руководитель группы Гардт С.А., на сами учащиеся школы не были готовы ответить на вопрос «Что это?». Со слов старожилов мы были наслышаны, что по близости деревни Таможенка в послевоенные годы был лагерь ссыльных. Мы решили установить конкретные исторические факты, действительно ли обнаруженные нами остатки являлись лагерем репрессированных политзаключенных. В ходе исследования были получены следующие результаты:

1. В результате бесед со старожилами полностью установлен факт существования лагеря политзаключенных ссыльных д.Таможенка Назаровского района Красноярского края.
2. Собранные документы, фотографии и письма еще раз подтвердили о существовании в годы репрессий такого лагеря.

Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать...
А.А.Ахматова

Прошлое безвозвратно. И мы сегодня уже не можем уберечь от расстрела невинно осужденных, и нет у нас возможности отвести пули от наших земляков. Но мы способны и должны спасти будущее от преступной практики прошлого. Для этого необходима историческая память. Чтобы помнить, надо знать! Ведь история страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. Картина жизни страны будет неполной, если для ее изучения использовать только официальные материалы, сообщения, хроники. Для объективности следует учесть рассказы людей - очевидцев событий, о которых нам бы хотелось поведать.

«Когда гибнет один человек - это трагедия.
Когда гибнут тысячи - это статистика»
Иосиф Сталин

Депортация по национальному признаку началась в стране с середины 20 годов. Например, в период советизации Прибалтики (1931-1939 гг.) депортация коснулась местных народов, не согласных с политикой партии. Было расстреляно 6 тысяч человек, арестовано 75 тысяч человек, 38 тысяч семей депортировано. В конце лета 1941 года все население Автономной немецкой республики Поволжья, а так же немцы из Саратова, Сталинграда, Москвы высланы в Сибирь и Казахстан. С ноября 1943 года до июня 1944 года наша Сибирь приняла депортированных чеченцев, ингушей, крымских татар, калмыков. Из Крыма и Кавказа число спецпереселенцев пополнили греки, болгары, армяне. Это все были старики, женщины и дети до 16-ти лет. Только из Украины наша Западная Сибирь приняла около ста тысяч человек. В 1991 году был принят закон «О реабилитации репрессированных народов», провозгласивший полную политическую, культурную и территориальную реабилитацию принудительно высланных народов.

Как жилось в этот период ссыльным народам, как их встретили старожилы и какой след оставили они на новом месте? Мы очень надеемся, что наша работа станет очередным кирпичиком в восстановлении правды и памяти о прошлом. В наше нелегкое время воспоминания о трагедиях минувших лет хоть в какой-то степени помогут нам уберечь будущее от жестокости и бесчеловечности. Документальные воспоминания очевидцев событий далеких лет необходимо беречь и донести их до нового поколения, подчеркивая: «Так было! Так больше никогда не должно быть!»

Нету в этом мире виноватых:
Тьма находит вдруг на государство,
И ликуют орды бесноватых,
И бессильно всякое лекарство
Игорь Губерман

На каменистой террасе, среди густых зарослей конопли, заросшей травой, стоит гранитный камень. Когда-то к нему вела дорога, она заросла травой. Была к нему тропинка с реки - она также затерялась в траве. На камне надпись: «На этом красивом берегу Чулыма под сенью соснового бора до 1975 года стояла деревня Парново, где жили простые, трудолюбивые люди, которых разбросала по разным местам недальновидная политика неперспективных деревень. Вечная память землякам-односельчанам, чей прах покоится в этой земле». Благодарные потомки. Этот камень стоит на месте бывшей деревни Парново Балахтинского района. А сколько таких памятных камней можно было поставить еще! Сколько деревень оказались стертыми с земли, но в людской памяти они сохранились. Многое могли бы поведать чулымские берега.

Деревня Таможенка в 1940 года была маленькая, расположена в горах, таежная, земля не плодородная, огороды небольшие. Жители в войну ходили зимой за 12 километров в деревню Аммалу, чтобы купить ведро перемороженной картошки... О первых переселенцах узнали от жительницы д.Таможенки Валентины Филипповны Голосовой (1927 г.р.) проживающей в с.Подсосное Назаровского района.

«В годы войны в верховьях Таможенского ручья, от Чулыма на 8-ом километре, были 4 барака, лагерь заключенных. Я там работала поваром. Там был отряд сосланных священников. Один из них - мой дядя Замятин Александр, был осужден на 10 лет и сослан из Челябинской области в Таможенский лагерь. По отбытии срока он жил и проповедал в д.Аммала. Священники легкими лучковыми пилами пилили огромные деревья, вручную таскали на себе бревна по просекам горы Рудник. Заготовленный лес подвозили к Чулыму на санях с помощью быков и лошадей».

Далее В.Ф.Голосова рассказывала: «К нам в деревню пригнали калмыков. Их пригнали под зиму, полураздетых. Продукты для них не завезли. Местные жители мало чем могли им помочь. Все калмыки с этого этапа умерли от голода или замерзли за зиму. Их не хоронили. Весной оттаявшие останки растаскивали собаки...».

Здесь хотелось бы отметить, что нами установлена информация о том, что калмыкам-переселенцам компенсировали материальный ущерб за утерянное жилье. Это прозвучало в письме Рассадниковой С.Б. из с.Шалинское Манского района в адрес Краевого Центра Краеведения. Дословно: «Каждой калмыцкой семье сразу по приезду в Сибирь была выдана компенсация...» Исходя из рассказа Голосовой можно было понять, что материальной помощи калмыки не получали.

В.Ф.Голосова продолжает вспоминать: «Хорошо помню Наташку-калмычку. Мы с ней иногда общались. Они в то время стояли за 8 км от д.Таможенки. Там были 3 барака, в каждом жили по 50 человек калмыков. Что они ели? Капуста гнилая, иногда забивали больных и хромых коней, которые, уже не могли работать, картошка мерзлая. Некоторые калмыки, как и моя знакомая Наташка, ходили по ближайшим деревням: Аммала, Полкановка, Таможенка в поисках продуктов питания. Их они пытались выменять на одежду, хотя на самих одежда была очень ветхой».

Д.Таможенка приютила у себя не только калмыков. На самой окраине стоял длинный барак, в нем ютились ссыльные литовцы, латыши (более 50 человек). Также их размещали в деревенских домах хозяева-старожилы. Эти переселенцы привезли с собой кое-какие вещи, домашнюю утварь, то, что было в прежней жизни для них дорого и не очень обременительно в дальней дороге. Все это они также вынуждены были обменивать на продукты питания у деревенских хозяев. В основном меняли на молоко, картошку, капусту. За что их сослали? Об этом в то время говорили мало. Ответ был один: враги народа. Все они были очень работящие. В основном работали в тайге. Там был леспромхоз «Плотбище» - участок д.Таможенки. Недалеко от д.Красный Яр. Хорошо помню пожилую учительницу-латышку, очень тихую и доброжелательную. В 1950 году туда пригнали 21 семью китайцев. До них у нас в деревне китайцы уже были. Они появились во время войны. Все работали на лесозаготовках. Иногда образовывались смешанные с русскими семьи, диковинкой это не считалось».

Особо В.Ф.Голосова рассказала о знаменитой дороге-ледянке: «Бригадиром у нас была Мельникова Мария Ивановна. Ледяная дорога шла вдоль р.Таможенка 7 км к р.Чулым. Там делали штабеля из бревен, чтобы летом сплавлять по реке. Дорогу делали из снега катком. Катали на коне, а потом нарезали колею и поливали водой, чтобы хорошо скользила. На возы нагружали по 7-8 кубов. Сани были большие. На каждом километре дороги стояли женщины и разметали колею метлами. Заработок у нас был 300 руб. - хлеб стоил тогда 2 рубля один килограмм. Вот так мы работали зиму. Эту дорогу-ледянку не забыть до конца жизни.

Наступало лето. Менялись условия труда. Рабочие построили барак, который стоял на плоту. Плот состоял из 6 плиток по 12-14 бревен. Вот на нем и стоял барак, покрытый тесом. Там жило 40 человек. Был свой небольшой магазинчик, кухня. С нами жили два бригадира и начальник. Бревна сталкивали к воде с двух сторон, плот с бараком «шел хвостом». Так мы сплавляли лес до гавани, находящейся в г.Назарово».

Интересные сведения о политзаключенных и репрессированных на Солгоне предоставили жители села Подсосное: Кривова Любовь Ивановна и Парфенов Анатолий Михайлович: «В 1937-1939 гг. лагерь был на реке Талиновой. В 1939 году лагерь был уже закрыт. Заключенных переслали в Решоты. На пригорке в устье Талиновой речки - барсучьи норы. Это кладбище репрессированных латышей... Во время войны латыши, литовцы жили в самой деревни Таможенки, среди которых были такие : литовец - Альгимонтос Антон, Бильсон Антон, Бильсон Владимир, поляк - Чурак Александр (в настоящее время живет в г.Назарово).

В 1954 году оставшиеся в живых литовцы и латыши вернулись к себе на родину.
А на реке Березовой жили и работали зеки (сиблонцы). В 1950-х начале 1960-х в Таможенке было около 60 жилых домов, в деревне Талиновка, в устье Талиновой - около 50. Действовала паромная переправа через Чулым. Леспромхоз перестал работать в начале 60-х годов, жители Таможенки и Талиновки стали выезжать, вывозить дома в села Шадрино и Подсосное. До 2001 года оставался один дом лесника кордона Таможенка. Дом сгорел. Ныне на месте Таможенки и Талиновки, деревенских кладбищ - непроходимые заросли крапивы и малины.

Что ни песня- то история
М.Горький

Из воспоминаний жительницы д.Аммалы - Белой Анны Прокопьевны (1917 г.р.): «Как ни тяжела была работа, не смотря на трудные бытовые условия, люди как-то пытались устраивать свою жизнь. Много молодых семей образовывалось в результате смешанных браков. В те годы девушки пели одну песню, которую я часто вспоминаю. Кто ее привез, на чьи слова она написана никто не знал. Но часто вечером над Чулымской водой разносились грустные слова песни, которая брала за душу и переселенцев и местных:

Не знала и не слышала –
Родимой невдомек, -
Кому украдкой вышила
Я белый рушничок.

Ему, дружку сердечному,
О ком всю ночь грущу,
Несчастному, нездешнему
Кого я так люблю.

Пригнали его силою –
Под стражей, под ружьем,
В места наши таежные,
Увидел, как живем.

Поставил его староста
Нам постояльцем в дом,
А он как сокол в клеточке,
Тоскует за окном.

Болезный сиротиночка,
Без пашни, без избы
Как во поле былиночка –
Злосчастней нет судьбы.

Не нашей он сторонушки,
А век в ней вековать!
Пойду к нему я в женушки,
Не будем горевать

Пели ли когда-нибудь спецпереселенцы? Да. Ведь песни протяжные, грустные, которые не оставляли равнодушными никого. Пели песни сквозь рыдания, пытались как-то облегчить душу. Мы стали уже узнавать протяжные калмыцкие напевы, запомнились нам песни латышей, литовцев. Но веселых песен было мало слышно. Ладили ли между собой коренные жители и пришлые люди? А что нам было делить? Ведь думали об одном - как выжить? Чужаки, которых смерть обошла стороной, постепенно становились ближе и между нами возникали дружеские отношения. Так в д.Аммалу в 1941 году прибыли спецпереселенцы из Астраханской области п.Барун — Сангаджиев Борис и семья Цыганова Аббя. Создалась семья, в которой родилось 5 детей. В настоящее время они проживают в д.Аммане, в г.Красноярске, г.Норильске. Из архивных документов дети узнали настоящее имя их отца - Натар Убумаевич, который в 2000 году уехал на свою родину, где ему возместили понесенный в результате незаконных репрессий ущерб.

Заключение

Не будь тороплив, будь памятлив
(Народная мудрость)

Гипотеза нашей исследовательской работы нашла подтверждение фактами: разрушенные поселения близ деревни Таможенки действительно были лагерем ссыльных политзаключенных. У народа есть будущее, пока он помнит о прошлом. Мы надеемся, что тема «свои - чужие» еще найдет свое продолжение. Мы намерены продолжать вести поиски потомков бывших ссыльных, так как у нас еще много неразрешенных вопросов: остались ли кто в живых из «Таможенских» калмыков, латышей, литовцев, поляков? Какова их судьба в дальнейшем, после Таможенской каторги? Это загадка Солгонского кряжа будет заинтересовывать, наверное, еще не одно поколение. В сегодняшние дни с неимоверной силой захлестывает нас бурьян беспамятства, крапива и полынь людского равнодушия. Мы призываем всех относиться к памяти наших предков так, чтобы нас самих не постигла мерзость запустения.

Расчистим же тропинки к памятным гранитным камням...


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы вне конкурса