












Каратузская детская библиотека, Детско - юношеский центр «Радуга», XV районная краеведческая конференция «Родной земли многоголосие»
Исследовательская работа
Номинация: «Родословие»
Петухова Алина Сергеевна
ОУ: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каратузская средняя
общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова», 6 В
класс, Школьный музей «Память».
Руководитель: Трубинова Татьяна Михайловна -учитель истории
Каратузское, 2016
Второй год я занимаюсь исследовательской работой в школьном музее «Память». В
прошлом году я обратилась к своей бабушке по линии отца Петуховой Надежде
Владимировне. Почему к ней? Я знала, что бабушка интересовалась своими корнями,
имела связь со многими родственниками, и что они совместными усилиями, собрали
все сведения о роде Чупрасовых и напечатали в 2008 году «Семейную Хронику». Я
попросила у бабушки эту "Хронику" и стала изучать в общем древе свои веточки. Я
составила свою родословную, выделила родственников, которые участвовали в
Великой Отечественной войне и рассказала о них. Изучая, увидела, как богата
история моей семьи, убедилась, что историю нашей страны можно проследить на
истории моей семьи. В этом году я решила заняться темой «Коллективизация
сельского хозяйства», и как эта историческая страница страны отразилась в
истории моей семьи.
Цель моей работы - моя родословная и судьбы моих родственников, переживших
коллективизацию.
Задачи:
1. Изучить «Семейную хронику», выделить страницы, связанные с темой
«Коллективизация».
2. Выяснить, кто из родственников помнит о тех далеких событиях.
Методы исследования:
- социологический опрос родственников;
- работа с архивным материалом и «Семейной хроникой»;
- анализ и выводы по результатам исследования.
Актуальность темы исследования заключается в том, что мы, дети, не так много знаем историю своей семьи, утрачивается гордость за своих предков, разрушается связь поколений. Чтобы этого не случилось нам нужно изучать свои корни, помнить о тех, кто защитил нашу Родину и дал нам, правнукам, возможность жить под мирным небом.
Прежде чем начать исследование истории моей семьи в годы коллективизации я нашла понятие «Что же такое коллективизация?». Это «политика преобразования сельского хозяйства в конце 20-30-х гг. на основе раскулачивания и насаждения коллективных форм хозяйства (колхозов) с обобщением значительной части крестьянской собственности».
5 января 1930 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Документ оставлял открытым основной вопрос: какими методами осуществлять коллективизацию? На практике на вооружение был взят «проверенный» метод - насилие. В деревне происходили два насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Кулацкие хозяйства ликвидировали для того, чтобы обеспечить коллективные хозяйства материальной базой. С конца 1929 года до середины 30 было раскулачено свыше 350 тыс. крестьянских хозяйств, а их имущество передали колхозам. При этом власти не дали точного определение, кого нужно считать кулаками. Традиционно кулаком считался тот, кто использовал наемный труд, но на практике в кулаки могли зачислить и середняка. Среди раскулаченных были и мои предки. Как же все происходило?
Иван Никифорович Чупрасов с женой Секлетинью (1867 года) жили они тогда в селе Тигрицком. Со временем в семье Ивана Никифоровича Чупрасова народилось пять детей. Старшим был Николай Иванович Чупрасов (1888 года), именно его судьбу удалось проследить более подробно. В процессе продолжительной земельной реформы крестьяне стали получать в постоянное пользование землю и на ней трудиться самостоятельно, без тесной связи с селом, где родились, жили их предки. Учитывая это, в 1902 году подали прошение властям о выделении в постоянное пользование удобной для хлебопашества земли крестьяне села Тигрицкого Т. Чепрасов, Н.Чепрасов, Я. Чепрасов, а также Бражников, Молин, Жданов. Было тогда их всех вместе «48 душ». Из упомянутых Чепрасовых было два брата, Николай Иванович и Яков, а также их дядя, Чепрасов Тихон Никифорович.
Прошение властями было рассмотрено в том же году и постановлением от 4 октября 1902 года заявителям было выделено земли всего 73,7 десятин. В этот надел входила часть леса, степи, земли из лесного фонда и неудобица. Позже рядом получил надел тоже житель села Северьянов, семья у него была «6 душ». Поселились на выделенной в постоянное пользование земле ее владельцы видимо в том же или следующем году, а поселение в документах первое время называлось заимками Чупрасова и Северьянова.
Они располагались, очевидно, рядом и позже в документах стала упоминаться уже одна заимка с двойным названием Чупрасова-Северьянова. Со временем население заимки увеличилось. По списку землевладения 1923 года здесь проживало уже 18 семей, в той числе 76 мужских и 65 женских душ. Среди них было пять Чепрасовых. Вот их списки с указанием возраста:
1. Чепрасов Степан -51 год
жена Елизавета - 48 лет
сын Петр - 21 год
дочь Матрена - 19 лет сын Дмитрий - 16 лет сын Павел - 14 лет.
2. Чепрасов Тихон - 39 лет
жена Пелагея - 37 лет
дочь Аграфена - 15 лет
дочь Наталья - 9 лет
сын Петр - 8 лет
дочь Александра - 6 лет дочь Нина - 2 года
3. Чепрасов Николай - 34 года жена Варвара - 35 лет
сын Павел - 14 лет
дочь Наталья - 10 лет
дочь Александра - 8 лет дочь Анна - 5 лет
сын Егор - 1 год.
4. Чепрасов Яков - 25 лет жена Лукерья - 25 лет
сын Петр - 8 лет.
5. Чепрасова Полинария- 59 лет
сын Андрей - 26 лет
сын Саша - 18 лет
сестра Софья - 17 лет
сын Михаил - 16 лет
Всего Чепрасовых на заимке в деревне было 28 человек, в том числе 14 мужских и 14 женских душ. Помимо них в деревне жили Ждановы, Бражниковы, Молины, Зотовы, Сотниченко и Смирновы. В двадцатые годы на заимке, которая расширилась до небольшой деревни, по воспоминаниям старшего поколения, жилось сравнительно хорошо. У многих семей подросли дети и добавилось количество работников. А работы у крестьян было много круглый год. Помимо хлебопашества и скотоводства в заимке братья Чепрасовы на мельнице мололи муку, многие начали заниматься пчеловодством. В Тигрицке в дореволюционное время был открыт частный конный завод, много внимания лошадям уделялось и на заимке. Без лошади тогда в деревне прожить было невозможно. Всеобщей бедой прокатилась по Тигрицкой области коллективизация. Как таковое решение партии "О коллективизации" было принято в 1927 году. Вскоре началась его реализация. На селе это решение на первых порах широкой поддержки крестьян не получило, вследствие чего коллективизация начала осуществляться принудительно. В качестве наказания, устрашения всех, кто не хотел вступать в непонятный тогда колхоз, началось раскулачивание зажиточных селян. Первый этап этой репрессивной меры в Тигрицке начался наиболее активно 1930 году. Руководил им Г.А. Рузаков, председатель сельсовета. Активный сторонник колхозного движения, гроза и проклятие для всего села.
Вообще говоря, слово "кулак" появилось в обиходе тогда, очевидно, по инициативе сверху. Так начали называть тех, кто жил лучше других, богаче. В условиях Сибири обычно хорошо жили те, кто умел, и любил работать. Свободных земель тогда было много. В дореволюционное время и в первые годы советской власти свободной деятельности крестьян не препятствовали. Хуже жили чаще лишь те, кто работать не любил или не хотел. Лодырь во все времена и у всех народов жил хуже труженика. На первых порах, в 1930 году, список на раскулачивание был, очевидно, большой. В первый список на раскулачивание был включен и Николай Иванович Чепрасов. Жил он по тем временам довольно зажиточно, имел скот, пахал и сеял. Его жена, Варвара Ивановна, к тому времени была уже тяжело больна, старший сын Павел тоже болел, был инвалид и одному Николаю Ивановичу справиться с уборкой было трудно. В связи с этим на уборку урожая он в помощь приглашал работников. Платил им, по воспоминаниям Анны Николаевны, «хорошо», какого-либо недовольства от отца она не слышала. Для ухода за маленьким Егором приглашали няню. Тем не менее, в первый раз до раскулачивания дело видимо, не дошло. Был тогда Николай Иванович крестьянином середняком, нажил все своим трудом, все это знали. К тому же у него были больная жена, сын, еще небольшие дети.
В 1931 году раскулачивание повторилось. При этом ответственный от района заранее предупредил сельский совет о необходимости обязательного выполнения новой разнарядки, о возможности включать в списки середняков и недовольных бедняков. Кроме того, всех недовольных коллективизацией предлагалось выселить. Они также «поражались в правах», т.е. они лишались права избирательного голоса, участвовать в общественной жизни села.
На этот раз Николай Иванович был вновь включен в список. Вскоре у него забрали скот, сельхозинвентарь, домашнюю одежду, всё годами нажитое имущество. По воспоминаниям Анны Николаевны, на всю большую семью тогда комиссия оставила один тулуп, одни валенки, кое-что из легкой одежды и немного зерна. На горестные восклицания жены, Варвары Ивановны, как жить дальше, Николай Иванович успокаивал ее: «Руки целы, работать будем - все будет!».
После раскулачивания жить остались в своем доме, а в колхоз пришлось сразу вступить. Всего же за период коллективизации по Тигрицкому сельсовету было раскулачено, по архивным данным, 115 семей, 12 семей отправлены в ссылку, в Ачинский район.
В их числе были, видимо, и родственники Николая Ивановича, проживающие на заимке. Все они, по его воспоминаниям, до раскулачивания жили хорошо, семьи были большие, работящие. Была конфискована и мельница, принадлежавшая кому-то из Чепрасовых.
Из всего прочитанного в архивных материалах мне еще не все понятно, но я поражена, сколько прапрадедушке пришлось пережить и вынести в жизни, но он оставался оптимистом и надеялся на лучшее. Я поняла, что раскулачивание лишило деревню наиболее предприимчивых, независимых крестьян. Ведь мой прапрадедушка всю жизнь, как только получил землю, работал, работали его братья, дети, а росчерком пера в одночасье всё было отобрано. Но Николай Иванович никогда не унывал. «Руки целы, работать будем - все будет!» - это его завещание всем потомкам рода Чупрасовых запомнилось мне особенно.
Моё исследование охватывает почти двух вековой период в жизни семи поколений семьи Чупрасовых. Я являюсь уже представителем восьмого поколения. Это исследование меня захватило, всё было интересно, удивительно. Составив генеалогическое древо своей семьи, я буду продолжать над ним работать. Я горжусь своими далёкими предками и хочу, чтобы о них знали мои будущие дети, внуки и тоже ими гордились, так как история нашей семьи - это история нашей страны.
1. Участвовали ли вы в выборе темы исследования? Если «да», то каким образом?
Да. Давно хотела узнать о своих корнях, о том, кто из родственников был
участником Великой Отечественной войны.
2. Какие первоисточники вы использовали в исследовании?
Я изучала материалы архива районного краеведческого музея, семейный архив,
беседовала с родственниками.
3. Трудно ли вам было работать с первоисточниками?
Испытывала небольшие трудности, так как я первый раз работаю с первоисточниками.
При разговоре с родственниками сумела найти общий язык, активно задавала вопросы
по ходу их рассказа.
4. Чему вы научились, работая с различными источниками информации
(в том числе первоисточниками)?
Получила навыки работы с различными источниками информации, материалами архива.
5. По каким вопросам вам особенно была необходима помощь
руководителя?
Обсуждение хода работы, оформление, приобретение навыка работы с
первоисточниками.
6. В чем особая ценность вашей работы?
Особая ценность этой работы в том, что я узнала историю своей семьи, и появился
интерес к краеведческой работе.
7. Считаете ли вы свое исследование законченным? Если «нет», то перспективы его
продолжения.
Нет. Буду продолжать поиск материалов, архивных данных о своих родственниках.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы вне конкурса