Плотников Андрей, ученик 11 «А» класса
Подтёсовской средней школы № 46.
Руководитель: Бабешко Алла Матвеевна.
Подтёсово 2001 г.
1. Три человека - три судьбы.
2. О.Ю.Шмидт - человек беспокойной судьбы.
2.1. Общественный деятель.
2.2. Ученый.
2.3. Исследователь Севера.
3. Короткая и яркая жизнь В.А.Плотникова.
3.1. Путь от моториста-рулевого до капитана-наставника.
3.2. Ему до всего было дело.
4. А. Плотников - представитель нового поколения.
5. Быть достойным памяти...
Тема моей работы - "Об Отто Юпьевиче Шидте, Вячеславе Александровиче Плотникове и обо мне" - немного необычная, и как связать эти три имени. Что общего можно найти между этими тремя совсем непохожими людьми?
Шмидт Отто Юльевич - известный советский полярный исследователь, Герой Советского Союза, академик, выдающийся математик, астроном, геофизик, путешественник, государственный и общественный деятель.
Плотников Вячеслав Александрович - капитан-наставник "Енисейского речного пароходства".
И я - Плотников Андрей - ученик 11 класса Подтесовской средней школы, сын Плотникова Вячеслава Александровича.
Я родился и живу на берегу могучей северной реки Енисей в поселке речников Подтесово. В 1979 году сюда 15-летним мальчишкой приехал для поступления в речное училище мой отец - Плотников Вячеслав Александрович. А еще раньше, в 1935 году, здесь был Отто Юльевич Шмидт.
Шмидт родился в Могилеве в семье мелкого торгового служащего. Позднее Шмидты переехали в Одессу, а затем в Киев. Здесь Отто Шмидт в 1909 году с золотой медалью окончил гимназию и поступил на физико-математический факультет Киевского университета. Окончил его в 1913 году. Еще будучи студентом, опубликовал три научных работы по алгебре. Был оставлен при университете. Сдал магистрские экзамены. Утвержденный приват-доцентом стал преподавать математические дисциплины.
В 1917 году был делегирован от преподавателей Киевского университета на Всероссийский съезд по делам высшей школы и по завершении работы съезда остается в Петрограде. С головой уходит в водоворот общественно-политической жизни. Член КПСС с 1918 г.
Отто Юльевич Шмидт - человек беспокойной судьбы. После Великой Октябрьской социалистической революции - член коллегий ряда наркоматов, один из организаторов в стране высшего образования, науки и издательского дела. С 1920 года профессор Лесотехнического института в Москве, в 1923-1956 гг. профессор Московского государственного университета. В 1929 году он отправляется на ледоколе "Седов" к Земле Франца-Иосифа, где организует геофизическую обсерваторию. В это время в Арктике развертывается большая исследовательская работа, строятся полярные станции. Шмидт принимает решение пройти Северный морской путь за одну навигацию, и 28 июля 1932 года он возглавил экспедицию на ледоколе "Сибиряков", который прошел за одну навигацию из Архангельска в Тихий океан. В 1930-1932 гг. назначен директором Арктического и Антарктического института в Ленинграде. В 1932 году назначен начальником только что организованного Главного управления Северного морского пути. Ему поручалось "проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути".
Кроме полярных станций при содействии Шмидта был создан ледокольныйфлот и авиация.
В 1933 году Отто Юльевич возглавил экспедицию на ледоколе "Челюскин", В конце пути около Берингова пролива корабль был раздавлен льдами и затонул, все высадились на дрейфующий лед. Спасали участников экспедиции летчики полярной авиации.
Под руководством Шмидта была организована первая дрейфующая полярная станция "Северный полюс-1". 6 июня 1937 года ее экипаж начал дрейф в арктических льдах, что положило качало новому этапу в исследовании и освоении Арктики.
Осваивая северный морской путь и север О. Ю. Шмидт уделял большое внимание северным городам и поселкам. Бывал на месте падения Тунгусского метеорита, об этом рассказывал Казаченко Виталию Александровичу (председателю Клуба капитанов ОАО "Енисейское речное пароходство") ссыльный ученый-астроном Ростовцев Николай Николаевич, который отбывал ссылку в г.Игарка по Ленинградскому делу. Ссыльных никуда не отпускали, но его Отто Юрьевичу разрешили взять с собой в Тунгусскую экспедицию как консультанта.
Во время пребывания в Красноярском крае Отто Юльевич Шмидт содействовал строительству морского порта Игарка. На здании Игарского порта находится мемориальная доска с изображением О.Ю.Шмидта. Развивая Северный морской путь, О.Ю.Шмидт создал условия ускоренного освоения северных богатств Красноярского края, Норильского ТПК через круглогодичную арктическую навигацию с участием атомных ледоколов.
Шмидт занимался не только проблемами изучения и освоения Арктики. В середине 40-х годов выдвинул новую космогоническую гипотезу об образовании Земли и планет Солнечной системы. Основал алгебраическую школу, руководителем которой был в течение многих лет. Был избран членом ряда советских и зарубежных научных обществ, основатель и редактор ряда научных журналов, а также главный редактор Большой Советской энциклопедии. Награжден орденами и медалями, член ЦИК СССР, депутат Верховного Совета СССР - Шмидт вел активную общественную деятельность.
Именем Шмидта названы остров в Карском море и мыс в западной части Чукотского полуострова, полуостров в северной части Новой Земли, одна из вершин на Памире равнина в Антарктиде… Имя Шмидта носит советский научно-исследовательский ледокол.
С освоением северного морского пути и севера О.Ю.Шмидт в 1935 году останавливался в г.Енисейске.
Но за два года до этого, поздней осенью 1933 года шла по реке густая шуга, и река начала покрываться льдом. Караване судов, спасаясь от ледостава, зашел в протоку возле Подтесово. В его состав входили теплоходы "Тобол", "Полярный", "К.Ворошилов", пароход "Туруханск" и 33 баржи и лихтера. "Тобол" и "Туруханск" ушли зимовать к Енисейску. В 17 избах маленького поселка разместить более сотни человек оказалось почти невозможным, пришлось срубить барак. А затем мастерскую, кузницу, электростанцию, на которой установили динамо с "К.Ворошилова". Даже клуб соорудили. Отстой судов прошел удачно.
После этого зимовки стали повторяться, и назрело решение основать в этом районе постоянную зимовку и построить судоремонтные мастерские.
Было предложено несколько вариантов: устроить затон в двух километрах ниже Енисейска, использовать протоку у Енисейского городского острова, обосноваться в Подтесовской протоке.
В августе 1935 года на пароходе "Мария Ульянова" О.Ю.Шмидт прибыл в Подтесово. Состоялся выбор места под мощный затон. Отто Юльевич Шмидт, начальник пароходства П.М.Мещеряков, А.К.Янсон, руководитель ремонтных работ в Подтесово Сухов и первый секретарь Енисейского райкома партии И.А.Искра подошли к Подтесово, проехали по протоке, посмотрели постройки, с деланные зимовщиками, и наметили дамбу для затона.
27 февраля 1936 года была основана судоремонтная база в п.Подтесово, инициатором создания которой был Отто Юльевич Шмидт.
Отто Юльевич Шмидт скончался на 55 году жизни - великий труженик, патриот, академик, Герой страны, которой уже нет.
Мой отец, Плотников Вячеслав Александрович, свою трудовую деятельность после окончания Подтесовского речного училищ в 1982 году начал в Подтесовской РЭБ флота.
Жизнь моего отца была короткой, но интересной и яркой. Его юность прошла на берегах реки Енисей, вместе с семьей он жил в Кызыле. С детства заглядывался он на теплоходы и мечтал стать капитаном, не смотря на то, что в семье никто не был связан с рекой. Мать работала зав. складом ПМК, отец - шофер, автослесарь, водил автобусы.
После окончания 8 классов мой отец приехал в Подтесово, чтобы связать свою жизнь с флотом. И в 1979 году поступает в ГПТУ-5 в группу штурманов-помощников механика.
Преподаватели училищ отзываются о нем (Урванцева Галина Ефимовна - учитель физики, работает в училище с 1972 года): "Слава Плотников обучался в нашем училище с 1979 года по 1982 года. На протяжении 3-х лет учился прилежно, отличался глубиной знаний, старанием, добросовестностью, был дисциплинированным, ответственным. Он был отличником в учебе. Все три года был старостой группы. По характеру добрый, отзывчивый, прост и скромен. Очень трудолюбив. Среди сверстников пользовался авторитетом, защищал младших курсантов от "дедовщины". По его инициативе было организовано шефство над учащимися школы. Они проводили совместные вечера, соревнования. В 1980 году группа, в которой он учился, ездила в Красноярск на конкурс "КВН на Енисее", среди всех учащихся профтехобразования края они заняли 3-е место. И это было очень отрадно. Слава умел создавать в группе атмосферу взаимопонимания и дружбы. Скучать Славе было некогда. Училище он закончил прекрасно, по окончании учебы был продипломирован сразу на 2 штурмана-2 помощника механика, что бывает очень редко, т.к. учащиеся получают диплом рулевого-моториста или 3 штурмана-3 помощника механика. Он был веселым, доступным. В нем чувствовались жизнелюбие, энергия и обаяние.
Слава всегда останется в нашей памяти незабвенной частью истории нашего училища".
Работать начал сначала практикантом во время учебы, а затем 2 штурманом-2 помощником механика на тх."Ангара-42" с капитаном Назаровым Владимиром Петровичем, который и сегодня работает в Подтесовской базе флота капитаном и говорит о нем следующее: "В 1981 году после 2-го курса ГПТУ-5 пришел ко мне на теплоход "Ангара-42" молодой энергичный практикант Вячеслав Плотников. После вооружения теплоход вышел в рейс на притоки реки Енисей– Кас и Сым. Работа на этих реках произвела на молодого паренька огромное впечатление. После возвращения с притоков мы ушли на другую реку - Ангару водить баржи и сплавлять плоты. Слава, так называли мы его в команде, почти постоянно находился со мной в ходовой рубке, стоя за штурвалом, изучая спецлоцию, занимался ремонтом главного двигателя и вспомогательных механизмов. И видно было, что любую работу он выполнял не ради "галочки", а с душой. Я сразу подумал, что из него вырастит хорошая смена. Он не просто работал, он хотел понять душу теплохода.
После окончания навигации Слава пошел учиться на 3-ий курс. А я дал ему характеристику, в которой рекомендовал его на должность 2 штурмана-2 помощника механика, И весной 1982 года он пришел на теплоход уже имея диплом 2 штурмана-2 помощника механика.
Он уже самостоятельно водил баржи и спускал плоты с верховьев Ангары. Но никогда не стеснялся вызвать старший комсостав в рубку, если у него возникали вопросы или ему было что-то непонятно. Заняв в 19 лет командную должность, он не стал заносчивым. Но в себе он был уверен. Навигация прошла успешно. Вячеслав поступил на заочное отделение Новосибир¬ского института инженеров водного транспорта. А в зимний период по моей рекомендации продипломировался на 1 штурмана-1 помощника механика. За успехи в навигацию 1983 года ему было присвоено звание "Ударник коммунистического труда". И навигацию 1984 года мы проработали с ним вместе, он был уже 1 штурманом-1 помощником капитана, и я на него как на старшего помощника капитана мог во всем положиться. Экипаж его любил и уважал, хотя у меня работали ребята и постарше его. А в навигации 1985 года он вышел сам командиром на теплоходе "Ангара-28". И вызвал наш экипаж на соцсоревнование. Он был самый молодой капитан в "Енисейском пароходства". Но он всегда со мной советовался, и я ему помогал, чем мог. Я полюбил его как сына. И тем страшнее была его потеря".
В Новосибирском институте инженеров водного транспорта он учился на факультете "Судовые машины и механизмы", который закончил в 1989 году. А 1984-85 годы вообще были очень насыщенными для моего отца: он женился, стал капитаном, вступил в ряды КПСС. В 1985 г. родился первый сын.
В 1986 году его теплоход не успел выйти из р.Подкаменная Тунгуска, в связи с резким падением воды и зазимовал в д.Оскоба
В 1987 году у него родился второй сын - Антон. В 1989 году, после окончания института его выдвинули на руководящую должность, он стал самым молодым капитаном-наставником "Енисейского речного пароходства", ему было неполных 26 лет. В 1999 году - член горкома партии г.Лесосибирска. Впереди была вся жизнь...
Много времени и сил мой отец отдавал работе, людям. Он очень редко бывал дома, потому что ему нужно было везде успеть: летом - поездки на теплоходы не только для того, чтобы провести очередную проверку и поставить "галочку" в очередном отчете, но чтобы помочь начинающим молодым командирам, чтобы самому поучиться у тех, у кого больше опыта. Ведь, когда он только начинал работать, его первый и единственный капитан Назаров В.П. был одним из тех, кто начинал водить спаренные плоты по р.Ангара, потом он сам водил такие спаренные плоты, а затем, став капитаном-наставником, старался передать свой опыт молодым. Если какие-либо суда оставались зимовать на севере, значит, ему нужно было лететь туда, чтобы знать как идут ремонтные работы, как живут экипажи, а ранней весной снова на север, чтобы вывести караван с притоков, а поздней осенью, когда уже начинали лететь "белые мухи", он спешил на Ангару на выводку флота в трудных погодных условиях. Так о нем отзываются те, кто работал с ним рядом (капитан-механик теплохода "Ангара-73" Царевский Алексей Николаевич): "С Вячеславом Александровичем Плотниковым я впервые встретился в 1984 году весной, когда, после окончания 2 курса речного училища был направлен для прохождения практики на теплоход "Ангара-42", где он работал первым штурманом. С первых же дней Вячеслав Александрович взял надо мной шефство, начал учить меня всему, что знал и умел сам. Но что удивило меня и вызвало чувство уважения к Вячеславу Александровичу, это то, что при проведении технических учеб старпому было не зазорно вместе с практикантом ползать на коленях по сланям в машинном отделении, объясняя последнему устройство участков. Александрович "рулил вслух", т.е. каждое свое действие объяснял, показывал, как должен проходить плот или баржа, показывал свои хитрые ориентиры, многими из которых я пользуюсь до сих пор.
К своим подчиненным он относился как к младшим братьям. Как-то, придя с берега, принес тапочки и говорит:
- На, Алексей, тапочки тебе купил, твои-то совсем уж развалились.
- Александровичу когда ж я тебе деньги отдам? (практикант не получал заработной платы).
- Да ничего, вот разбогатеешь и вернешь.
После таких моментов начинаешь уважать и не просто уважать, а уважать с большой буквы такого человека, которому абсолютно до всего есть дело.
В 1985 году Вячеслав Александрович принял теплоход "Ангара-28" и пригласил меня на должность 2 штурмана, как он сказал, чтобы хоть один человек в экипаже свой был. Я с большим удовольствием согласился. И везде, где бы ни работал т/х "Ангара-28", до всего Плотникову было дело. За любую работу он брался с душой. Если другие капитаны старались по возможности отказаться от выполнения какой-то рисковой работы, то Вячеслав Александрович сам вызывался на такую работу, как будто стремился испытать себя, узнать возможности теплохода, проверить экипаж. Став капитаном, он сразу начал водить спаренные плоты (два плота сразу), что для молодого капитана довольно рискованное занятие. И как-то работалось непринужденно, с юмором, он умел организовать и настроить экипаж на выполнение любого задания.
Осенью 1985 года я ушел в Армию, но капитан не забыл про своего второго штурмана, все три года моей службы мы переписывались, и я был в курсе всего, что происходило в поселке, на заводе, на теплоходе. А после службы я вновь вернулся на "Ангару-28" к своему капитану.
Осень 1989 года Плотникову предложили должность капитана-наставника, и Вячеслав Александрович с головой окунулся в новую стихию.
При этом он не забывал свой экипаж, постоянно контролируя и поддерживая его работу. Причем, в период навигации он почти постоянно был на линии, постоянно на теплоходах среди экипажей и не просто катался, а замещал тех командиров, которым было необходимо уехать с судна по неотложным делам. И при этом теплоход не стоял на рейде, а работал, водил плоты, баржи. Погоны капитана-наставника не мешали Вячеславу Александровичу оставаться человеком. Он считал себя ответственным за каждого подчиненного. И когда он посещал в период навигации теплоходы, у него всегда с собой была рабочая одежда, и он в любую минуту готов был снять с себя галстук и пиджак, переодеться и выполнять любую необходимую работу в той ситуации, в которой он оказался, не боясь запачкаться в мазуте, выйти на буксир, пойти пришвартоваться. Современные наставники, по сравнению с Вячеславом Александровичем, выглядят просто туристами.
А зимой, находясь в отпуске, он организовывал курсы для получения водительских прав экипажами судов, приглашая преподавателей даже из других районов края. Преподавал в училище, где он сам раньше учился, спецлоцию будущим капитанам.
Мало, сильно мало времени отпустила судьба на его жизнь, так трагически прервавшуюся. Все, кто знал Вячеслава Александровича, помнят его как отзывчивого, порядочного, честного человека, постоянно готового помочь, подсказать, выручить.
И сегодня, где бы ни собирались ангарцы, постоянно возникает разговор о Плотникове, о том, как он работал, жил, сколько сделал добрых дел, какие строил планы. Плохого и ленивого человека вряд ли бы кто-то помнил так долго и вспоминал о нем с таким уважением, сожалея о безвозвратной утрате.
Но когда он приезжал домой - это был самый настоящий праздник для нашей семьи. И для него, наверное, это тоже были самые счастливые минуты. Он очень много времени уделял нам с братом, он научил нас обоих читать (мама работала учителем, и у нее было мало свободного времени), он часто брал нас с собой, если шел что-то строить или ремонтировать, старался нас научить всему, что умеет сам и что было нам под силу, меня, по возможности, он брал с собой в рейсы на Ангару, и я стоял рядом с ним у штурвала. Для меня это было чем-то особенным, значимым. Это я, конечно, понимаю только сейчас.
Мой отец много времени уделял общественной работе, за что был награжден грамотой ЦК ВЛКСМ. Он старался помочь всем, кто к нему обращался с просьбами, какими-то проблемами. Но во всех его начинаниях самым большим помощником была для него жена, моя мама Плотникова Вера Валерьевна.
Жизнь его оборвалась внезапно. 26 сентября 1994 года он вылетел в Туру для организации зимовки судов. Но произошла авиакатастрофа, самолет разбился, не долетев 40 километров до начала взлетной полосы п.Ванавары - 3 минуты лета. Ему было всего 30 лет. Вся жизнь была впереди. Он мечтал поработать в море, побывать в других странах, для чего в 1993 году закончил Красноярское речное училище и получил морской диплом техника-судомеханика. Но его мечты не осуществились.
А совсем недавно в газете "Речник Енисея" появилась небольшая заметка, в которой написано о капитане-наставнике Плотникове В.А. И вспоминают о нем в п.Богучаны. Прошло уже более 6 лет со дня его гибели, но о нем помнят и сегодня. Значит, наверное, человек прожил свою, пусть даже очень короткую жизнь, не зря.
Сейчас многие суда переименовывают, и, может быть, когда-нибудь его именем тоже назовут теплоход.
Я горжусь тем, что у меня был такой замечательный отец! Когда он уезжал из дома 25 сентября 1994 года, рано утром он разбудил меня и брата, попрощался с нами, как будто что-то предчувствовал, а мне сказал: "Сынок, я уезжаю, а ты остаешься за старшего". Эти последние слова его я не смогу забыть. Так старшим из мужчин в доме я стал в 9 лет.
И я - старший сын Вячеслава Плотникова - Андрей, и сегодня я еще только ученик 11 класса средней школы. У меня еще тоже все впереди. Я не могу сказать уверенно, что стану капитаном, пойду по стопам моего отца. Но я хочу быть достойным его, я тоже хочу быть нужным людям. Я тоже хочу оставить после себя след на земле, пусть даже самый небольшой. Сегодня у меня есть мечта - я хочу работать в МЧС. И очень хочу, чтобы моя мечта осуществилась и приложу к этому максимум усилий. А еще я хочу, чтобы наш поселок не умер, как сейчас происходит с небольшими поселками, а стал еще лучше и краше, чтобы в нашем затоне не стояли невостребованными корабли. Ведь не просто так О.Ю.Шмидт настоял на том, чтобы именно в Подтесово зимовали суда и построили судоремонтный завод. И мой отец тоже болел душой за корабли, за свой завод и ставший ему родным поселок. Я очень хочу и постараюсь сделать все, от меня зависящее, чтобы у поселка Подтесово было будущее. А для этого нельзя забывать о прошлом.
Я хочу стать настоящей опорой для моей мамы и моего младшего брата, ведь, уезжая, отец надеялся на меня.
Я заканчиваю писать реферат, в котором пытался объединить трех совершенно разных людей. Отто Юльевич Шмидт сделал много открытий, о нем знают не только в нашей стране, но и за рубежом, о нем написаны книги, хотя материал для работы было найти достаточно трудно. О моем отце написано только несколько строк в газете "Речник Енисея" и мой реферат. Но я хочу сказать о том, что люди поколения О.Ю.Шмидта и моего отца думали больше не о себе, а о других, о своей Родине, о том, чтобы у их детей было светлое будущее. И мне - представителю нового поколения - хочется, чтобы и мы, молодые, помнили своих отцов, чтобы не растеряли все то хорошее, что получили от них в наследство. Чтобы мы, и я в том числе, были достойны их памяти.
1. Большая Советская энциклопедия под ред. А.М.Прохорова. Москва, "Сов. энц.",
1978, т.29, с.1318.
2. Енисейский энциклопедический словарь под ред. Н.И.Дроздова. Красноярск, КОО
Ассоциация "Рус. энц.", 1998, с.696.
3. Энциклопедия для детей под ред. С.Исмаилова. Изд. "Аванта+", 1994, с.197.
4. Морской энциклопедический справочник под ред. Н.Н.Исанина. Ленинград, "Судостроение",
1986, том 1.
5. И.П.Магидович, В.И.Магидович. "Очерки по истории географических открытий".
Москва, "Просвещение", 1986, с.41.
6. А.И.Арикайнен. "Центр притяжения - северный полюс". Москва, Наука, 1988.
7. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Великие путешествия.
8. Краткий биографический словарь "Географы и путешественники". Москва, "Рипол
Классик", 2000, с.541.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»