Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Что посеет человек, то и пожнет. Возрождение храма - Возрождение человека


Выполнил: Ученик 10 "Б" класса школы-интерната №1 Мадюков Денис Витальевич

Красноярский край, Иланский район, поселок Росляки

Руководитель: Учитель истории школы-интерната № 1 Соседкина Лидия Александровна,

Город Иланский, 2002

План

I. Введение
II. Основная часть
1. Православие в Сибири XIX-XX вв.
2. История храма св.Благоверного кн.Александра Невского
2.1. Открытие храма
2.2. Разрушение храма
2.3. Возрождение человека
2.4. Возрождение храма
2.5. Храм сегодня
III. Заключение

Введение

Когда нам предложили участвовать в конкурсе "Человек в истории. Россия - XX век", я решил попытать счастья. Почему мне захотелось взяться за исследовательскую работу по этой теме? В кабинете истории был выставлен проект с яркими фотографиями по истории создания храма святого Александра Невского г.Иланского. Над проектом трудились ребята 11 класса нашей школы. Они написали летопись храма. В ней меня привлекла история человека, который разрушал и вновь возрождал храм. Цель моей работы - проследить на примере истории храма связь между возрождением храма и возрождением человека. После того, как была выбрана тема "Возрождение храма и возрождение человека", я приступил к поиску литературы.

В кабинете истории мне предложили книги: "Православная жизнь русских крестьян XIX-XX" (эта книга мне понравилась тем, что она освещала все стороны жизни русского народа, так как являлась итогами этнографических исследований); Андюсев Б.В. "Сибирское краеведение"; журналы Красноярско-Енисейской епархии. Затем я встретился с Н.И.Шапчицем - прихожанином храма св.Александра Невского, рассказ которого лег в основу моей работы. Я беседовал со старожилами, знакомыми Николая Ивановича. Их рассказы и воспоминания стали важнейшими источниками в моей работе.

И последнее - это архивные источники. В архиве я заказал необходимые документы, которые нигде не были опубликованы. Заведующая архивом Светлана Петровна Шарикова сделала ксерокопии источников, которые я прилагаю к реферату. Они помогли мне установить дату закрытия храма, дату сноса здания церкви и дату его строительства. Специально для моего реферата мой руководитель Соседкина Лидия Александровна ездила в Красноярск и привезла выписку из книги "Краткое описание приходов енисейской епархии. 1916 год".

Основная часть

1. Православие в Сибири в XIX-XX вв.

Русские люди принесли с собой в Сибирь традиционные занятия, уклад жизни и, конечно, православную веру. Наряду с личным мужеством, стойкостью, предприимчивостью и трудолюбием в сибиряке во многом именно православием закладывались такие черты, как духовность, сострадание, терпение. Высочайший указ об открытии самостоятельной Енисейской Епархии был подписан 25 мая 1861 года. А в 2000 году отмечалось четырехсотлетие со времени основания самых первых православных храмов на северных Енисейских землях. Ходатайство об основании Енисейской Епархии было предпринято Епископом Томским и Алтайским Афанасием, енисейским губернатором Муравьевым-Амурским и красноярским предпринимателем и купцом, почетным гражданином Исидором Григорьевичем Щеголевым. Кафедральным городом назначили Красноярск.

Сведения о приходах Енисейской Епархии в 1916 году:

Просветительно-благотворительные учреждения:

  1. Православное братство во имя Пресвятой Богородицы.
  2. Епархиальный Комитет Православного Миссионерского Общества.
  3. Красноярский Епархиальный отдел Православного Палестинского Общества.
  4. Общество во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского для помощи бедным воспитанникам духовного Училища.
  5. Епархиальное Попечительство о бедных духовного звания (Журнал Красноярско-Енисейской епархии 2000 г., № 1, стр.26-27).

Просматривая данные по Енисейской Епархии можно сказать, что благотворительная деятельность была хорошо организована. Это была духовно-просветительская деятельность. Храмы проводили сборы в пользу пострадавших от неурожая, в пользу детей-инвалидов, детских приютов. Наш Иланский Храм был частицей благотворительной деятельности. В этом году, 6 декабря, во время престольного праздника прихожане собрали и подарили местному детскому дому теплые вещи, в которых приют очень нуждался.

Из газетного материала я узнал, что прихожане нашего храма - учителя Вепренцева О.А., Зорина А.Н., Соседкина Л.И. установили хорошие отношения с Красноярским Православным миссионерским обществом, совместно с которым занимаются просветительской работой (Миссионерский листок Красноярско-Енисейской епархии 1998 г. № 4, стр.8-9). Цель этой работы - пробудить интерес к православной культуре русского народа, развивать желание детей познавать традиции своего народа, воспитывать уважение к человеку и его вере. Я думаю, что эта капелька поможет им в борьбе со злом мира и в трудные жизненные минуты убережет их от плохого поступка.

2. История храма св. Благоверного князя Александра Невского

2.1. Открытие храма

Приход при станции Иланская открыт в сентябре 1900 года по инициативе начальника службы пути Корниенко, который еще до открытия самостоятельного прихода построил небольшую церковь для обслуживания религиозных нужд служащих и большого количества рабочих, скопившихся на станции после образования при ней коренного депо. Приход располагался на открытой, но мало здоровой из-за близости болот и отсутствия чистой питьевой воды местности. Он находился в 254 верстах от Красноярска, в 30 верстах от Канска. Церковь одна, деревянная, построена в 1899 г., с одним престолом во имя св. Благоверного князя Александра Невского. При церкви имелась библиотека, состоящая из книг по вопросам религиозно-нравственным и противоалкогольным. Ежегодно 30 августа совершался крестный ход с иконою св. князя Александра Невского, которая находилась в депо. На станции были две министерских двухклассных школы: мужская с 6 учителями и 2 учительницами, училось 302 мальчика, и женская с 6 учительницами и 1 учителем, училось 232 девочки. Законоучителей - 4, состояние школ хорошее. В 1914 г. 19 августа при храме был открыт Попечительский Совет по оказанию помощи жертвам войны. Был врачебный пункт, народная читальня, сцена для постановки спектаклей и кинематограф. Штатный причт состоял из священника и псаломщика, с жалованием от управления Томской ж./д. 900 руб. священнику и 420 руб. псаломщику.; дохода за требоисправления в 1915 году получено 1241 руб. 77 коп. Причтовый дом один, в хорошем состоянии. Церковной земли пахотной 12 десятин, сенокосной 86 десятин и лесной 20 десятин. Церковных капиталов 1981 руб. 93 коп. Население в приходе по данным 1915 года 1373 человека: дворяне, военные, мещане и крестьяне. Мужского пола 686 и женского пола 687. Православных 873 человека, католиков 350 человек и лютеран 150 человек. Жители служили и работали на железной дороге (Краткое описание приходов Енисейской Епархии. Издание Енисейского Церковно-историко-Археологического Общества, г.Красноярск, 1916 год, стр.55). Я пришел к выводу, что комитет сибирской железной дороги проявлял заботу не только о хлебе насущном. Церковь принадлежала железнодорожному ведомству и строилась на его деньги. А в 1991 году возрожденный храм строился на пожертвования жителей всего города.

2.2. Разрушение храма

Тяжелейшее время выбора и раскола переживало русское общество после 1917 года. Антирелигиозная деятельность государства разрушила традиционную систему духовной жизни мирян. По всей стране закрывались приходы, священники подвергались гонениям. В нашем городе тоже закрыли церковь. Дата закрытия церкви 1950 г. Эти данные взяты из городского архива, протокол № 13 от 21 августа 1959 года свидетельствует о том, что здание бывшей Церкви в городе Иланском с 1950 года не эксплуатируется и находится без охраны (Фонд Р, 1, оп.3, з.61, л.149).


Протокол № 13

Заседания исполнительного комитета Иланского районного

Совета депутатов трудящихся

21 августа 1959 года.

Председательствует тов.Бондаренко И.С.

Присутствуют:

Зам. председателя т.т.Попов, Толасов, секретарь т.Краштопенок

Члены исполкома: т.т.Петров, Крипак, Александрова, Щучкин

2-225

О здании бывшей церкви

в гор.Иланский

(доклад т.Попова)

Здание бывшей церкви в гор.Иланский с 1950 года не эксплуатируется и находится без охраны (расположено по близости железнодорожных линий станции).

При таких обстоятельствах не исключена возможность возникновения пожара.

Исполком райсовета решил:

1. Удовлетворить просьбу городского Совета просить крайисполком и уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Красноярскому краю тов.Ермилова разрешить произвести ремонт здания бывшей церкви с дальнейшим размещением в нем Добровольного общества содействия армии, авиации и флота ДОСААФ.


В здании церкви оборудовали спортзал, дом пионеров. Бесцеремонное вторжение государства в дела Церкви не могло не вызвать среди верующих движения протеста по всей стране. Жители нашего города были тоже недовольны осквернением святого места. Они пускали «красного петуха», но здание обгорело несильно, и его быстро отреставрировали. А когда в здании церкви проводили вечер танцев, женщины нашего города пошли на штурм. Хотя здание охранял патруль, одна женщина прорвалась в церковь и начала бить танцующих по ногам (Фонд б/н. л.1, 46, 59).

Здание обветшало, за ним никто не следил. И бригаде плотников Горкомхоза дали задание снести деревянную церковь. Решение о сносе здания было принято исполнительным комитетом Иланского района в 1963 году (Ф. Р-57, оп 1. д.54, л.88). «Списать бывшее здание церкви, материал от разборки оприходовать городскому коммунальному отделу, как дрова, деньги, полученные от реализации дров, разрешить городскому коммунальному отделу использовать на благоустройство города». Как больно читать эти строчки.

Решение о сносе: лист 1, листь 2, лист 3.

2.3. Возрождение человека

В бригаде, разрушавшей храм, работал Николай Иванович Шапчиц, о котором пойдет мой рассказ.

"Когда пришло распоряжение о сносе Церкви, - вспоминает Николай Иванович, - я спрашиваю у матери, можно ли мне пойти разбирать церковь". "Ты же не по своей воле, - отвечает мать, - только перекрестись".

Когда они разбирали здание, то на потолке нашли две открытки-иконки Божьей Матери и Серафима Саровского. Николай Иванович взял открытку Серафима Саровского и дома сделал для нее рамочку. Это была его первая работа. Через какое-то время в их бригаде заболел парень Никита и умер. Во время похорон Николай Щапчиц плохо себя чувствовал. У него вскоре стали отниматься нога, самочувствие стало ухудшаться. Поехал он в соседний г.Канск, в приход, покаялся и дал обет Богу, что если Церковь будет строиться заново, он будет помогать ее строить.

Работая с источниками, я обратил внимание на то, что, оказывается, на Руси были многочисленные случаи исцеления людей с помощью покаяния и обетов. В XIX веке понимание значения покаяния и способность приносить его были массовыми свойствами православных русских. А принятие обетов играло роль самоконтроля и самовоспитания. Обет - универсальное явление в истории культуры. Обет - это добровольно принятое на себя целой общиной или отдельным человеком обязательство перед Богом, либо святым в благодарность за избавление от бед, болезней или иное благодеяние (Православная жизнь русских крестьян XIX-XX веков: Итоги Этнографических исследований. - М., Наука, 2001. стр.218, 229).

Жизнь Николая Ивановича изменилась. Он говорит: "Я бросил курить, сквернословить, вредные привычки стали отходить от меня". Николай Шапчиц стал ездить в г.Канск, где действовал прикдадбищенский храм. В г.Канск ездили только женщины, и Николай Иванович ездил вместе с ними. Знакомые смеялись над ним, но он не обращал на это внимания. Это было время, когда не было прямого гонения на Церковь, но плоды атеизма остались. На мой взгляд, Николай Шапчиц совершил нравственный подвиг. Заключается он в том, что дядя Коля не скрывал своих взглядов, своей веры и не обращал внимания на насмешки окружающих.

Мораль Николая Ивановича простая - живи свободно, не гонись за богатством, делай добро людям, подавай милостыню, не обязательно деньгами - помоги старому человеку снег почистить, дров наколоть. В речи этого человека много народных пословиц: «Живи так, что не от Бога греха, не от людей стыда». «Добра себе желаешь, добро делай другим». Трудолюбие - это основная черта Николая Ивановича.

Интервью с Николаем Ивановичем Шапчицем проводит ученик 10 "Б" класса школы-интерната № 1 г.Иланского Мадюков Денис, 2002 г«Кроме храма Шапчиц Николай помогает и в миру. Может и наладить печь, пол подделать и валенки подшить. Плату станешь давать - он говорит: «Хочу спасибо заработать». «Наш сладкий Николай очень внимательный и побольше бы таких людей, то, конечно, был бы мир во всем мире» (Из воспоминаний Марьиной Галины, прихожанки храма Александра Невского). Так отзываются о дяде Коле прихожане храма.

"В г.Канск, в храм, ездить было неудобно. Ездили на электричке. Канский священник, отец Роман, подсказал нам: «Попробуйте у себя в Иланске храм построить", - вспоминает Николай Иванович.

2.4. Возрождение храма

Идею отца Романа поддержали верующие женщины. Они обратились в райком партии с ходатайством о разрешении строительства храма. В райкоме к женщинам отнеслись недоброжелательно. Секретарь райкома Синицын стал их отговаривать от этой затеи, утверждая, что народ не будет ходить в храм и что это дело темное. В конце концов, благодаря настойчивости женщин, дали разрешение, но при условии, что они соберут 500 подписей от жителей города. Женщины собирали необходимое количество подписей. Ходили по домам, кто подписывал, а кто и ругался. Создали церковный совет из 20 человек. Председателем совета стала Чеберяк Н. Трижды женщины ездили в Красноярск в отдел по делам религии, наконец-то пришло разрешение из Красноярска.

На основе Красноярского решения Иланский городской совет народных депутатов, рассмотрев заявку православной общины г.Иланска о строительстве здания церкви, акт комиссии по выбору площадки от 5 ноября 1988 года, решил: «Утвердить акт комиссии по выбору земельного участка под строительство здания церкви для православной общины г.Иланска по ул.Строительной»  (Ф. Р-57, оп.1, д.54, л.88).

Настоятель храма св. Благоверного князя Александра Невского (Александр Михайлович Елохин)По благословению епископа Гедеона закладку храма начали весной 1989 года, настоятелем храма стал отец Александр (Александр Михайлович Елохин). Наняли шесть строителей из Закарпатья. Помогал в строительстве храма отец батюшки - Михаил. Это был боголюбивый человек, прошедший школу строительства храмов. У него уже был опыт строительства в Новокузнецке. Он помог достать 16 вагонов кирпича. Кирпич разгружали жители города Иланского. Очень много трудилось старушек. Шапчиц Николай Иванович и Казаков Василий подвозили кирпич на мотоцикле. И вот на Покров, 14 октября 1991 года, состоялась первая служба во вновь отстроенном храме. В 1994 году на Троицу происходило освящение храма. Приезжал архиепископ Антоний. С ним 7 священников. За заслуги в строительстве храма иерею Александру был вручен орден Преподобного Сергия Радонежского. В 1999 году на праздник Святителя Николая Угодника 22 мая Владыка вновь посетил наш город и храм. Он с болью говорил о наших братьях-славянах в Югославии, где проливается кровь. Настоятелю храма - отцу Александру была вручена очередная награда - камилавка. А Шапчицу Николаю Ивановичу была вручена грамота "В благословение за усердные труды во славу святой церкви» (Грамота Архиепископа Красноярского и Енисейского, 1999 года, месяца мая в 22 день в граде Иланский).

Вот уже 11 лет несет послушание в храме Николай Иванович. Он прислуживает в алтаре, читает поминальные записки и даже поет на клиросе.

2.5. Храм сегодня

Храм св. Благоверного князя Александра Невского (г.Иланский, Красноярский край) В храме освещаются все этапы жизненного цикла человека: крещение новорожденного, венчание брачующихся, отпевание умерших и постоянное поминание их. В храме происходят таинства исповеди и причастия. В наше время заметно расширяется возрастной состав прихожан за счет притока молодежи в храм. Больше людей приходит в храм на праздники, а особенно на престольный праздник, который проходит 12 сентября в честь памяти святого Благоверного князя Александра Невского, имя которого носит храм.

В 2002 году в храме сменился настоятель. По указу владыки Антония отец Александр был переведен в город Норильск, а настоятелем был назначен отец Владимир, а через месяц его сменил отец Игорь (Игорь Корнатовский). Закончить основную часть я хотел бы выводом, который сделали ребята 11 класса в своей исследовательской работе: «За годы гонений на Церковь власти не сумели изгнать веру из душ людей. Бурные 90-е годы, снявшие запреты на свободу вероисповедания, сделали очевидным сохранение веры у народа».

Заключение

Для меня работа над рефератом была полезной - я научился брать интервью, работать в архиве, узнал историю храма. Я сделал вывод, что в России культура и религия неразрывны друг от друга. А православие было и остается национальной особенностью, основой духовной культуры русского народа. До меня никто не занимался этой проблемой, а архивные источники были не опубликованы. Встреча с прихожанами и с Николаем Ивановичем оставила глубокий след в моей душе. Потихоньку приходит желание вернуться к тем людям, от которых исходит незлобие и душевная простота. Мне очень хочется, чтобы в больших и малых городах возрождались храмы и люди сеяли доброе, вечное.

Использованная литература:

  1. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение: Уч. пособие для учащихся и студентов. - Красноярск: РИО КГПУ, 1999.
  2. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Серия «Мир культуры, истории и философии». - СПб.: Лань, 1999.
  3. Журнал Красноярско-Енисейской епархии. Красноярск, 2000 г.
  4. Православная жизнь русских крестьян XIX-XX веков: Итоги этнографических исследований. - М.: Наука, 2001.
  5. Человек и общество: Уч. пособ. по обществознанию для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /Л.Н.Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2001.
  6. Архивные материалы.

Приложения


Беседа с просфорницей Хомченко Варварой Николаевной

Звонок. Дверь открывает старушка «божий одуванчик». Поприветствовав друг друга, мы спросили разрешения войти. И сразу же стали задавать вопросы о работе Варвары Николаевны в Храме.

Ученица: Как Вы начинали печь просфоры?

Баба Варя: Перед тем, как построили Храм, служили в доме. Батюшка Федор, конечно, одобрял это, но сказал: «Какая служба без просфор?». И он начал у всех спрашивать, кто хорошо печет? Все сразу же сказали на меня. Батюшка Федор позвал меня к себе и благословил. И вот так я уже 15 лет пеку просфоры.

Ученица: Кто первый начинал? Где проходили службы?

Баба Варя: Самыми первыми начинали Тамара Казакова и Надя Чибиряк. Сначала служили на квартире у Н.Чибиряк, она нам выделила комнату для службы. На службы приезжали разные батюшки, отец Федор. А потом купили мы за 4 тыс. рублей дом, там сейчас сторожка, и нам разрешили проводить службу. А ведь сначала не разрешали. Надя Чибиряк много слез пролила. Очень трудно добивались, она плакала: «Как меня срамили».

В доме было много кладовок, вскоре сделали пристройку. Слава Богу начали служить. К нам прислали батюшку нашего, Александра. Он приехал, как сейчас помню, батюшка молодой, подошел к Кресту и низко-низко поклонился.

Ученица: Как строили Храм?

Баба Варя: С Украины было 5 человек, которые умели строить церкви. Строили, связывались через меня. Все деньги отдавали, ничего не было жалко. Когда начали строить и настроение было, и желание. Кирпичи на руках носили, 4 вагона разгрузили. Работали все.

Ученица: Вас с рождения крестили?

Баба Варя: Необычная история получилась. Я родилась семимесячная. Отец в армии, а мама старалась к Рожеству Кудели приготовить. Мама торопилась, ноги застудила. И хоп - родила. Бабушка Варвара схватила девчонку и на печку. Сахаром откармливала. А потом заключение сделала: « Жить будет!». И вскоре покрестила на Варвару. Так и стала я Варварой.

Интервью брали Чонка Яка и Кистанкика Марина,

ученицы 10 «Б» класса школы-интерната № 1

2001 г.


Из воспоминаний прихожанки храма Александра Невского

В нашем храме Александра Невского служит Господу Шапчиц Николай. Этот умиленный очень послушный человек выполняет в церкви свое послушание. Кроме храма он еще помогает и в миру. Может и наладить печь, пол подделать и валенки подшить и все ради Бога и другие работы может сделать, что не попросишь. Плату станешь давать - он говорит: «Хочу спасибо заработать». Наш сладкий Николай очень внимательный и побольше бы таких людей, то, конечно, был бы мир во всем мире.

Аминь.

20.12.2002 г.

Марьина Галина


Интервью, взятое у священника Иланского храма Александра Невского Елохина Александра Михайловича

Вопрос: Место вашего рождения?

Ответ: Я родился очень далеко отсюда. Кемеровская область, Прокопьевский район, село Калачево.

Вопрос: Кем были ваши родители?

Ответ: Моя мать была домохозяйкой, а отец был старостой при церкви.

Вопрос: Какое образование вы получили?

Ответ: Я получил среднее образование. Учился в Московской Духовной семинарии.

Вопрос: Как вы стали священнослужителем?

Ответ: Я с детства любил Бога и верил в него. Еще мальчишкой я всегда посещал церковь. Я думаю, Бог привел меня.

Вопрос: Как приехали в Иланск?

Ответ: В Иланск я приехал по приказу. До этого я работал Дьяконом.

Вопрос: Какие награды у вас имеются?

Ответ: Орден Сергея Радонежского

Вопрос: Есть ли у вас дети?

Ответ: У меня два сына

Вопрос: Как они относятся к вере?

Ответ: К вере они относятся нормально. Но я их никогда не принуждал к вере.

Интервью взяли ученицы 11 "Б" класса: Дембицкая В.

Деттерер М.

Ткаченко К.

2002 год.


Интервью взято у Николая Ивановича Шапчица (1 января 1929 г.р.)

Я работал плотником в Горкомхозе. И в 1963 году нашей бригаде плотников дают задание снести здание бывшей церкви, которое пришло в негодное состояние. Я у матери спрашиваю, можно ли мне пойти? А она мне ответила, что, мол, ты же не по своей воле, только перекрестись. Когда мы разбирали здание, то на потолке нашли две иконки-открытки: Серафима Саровского и Божьей матери. Я взял иконку Серафима Саровского и сделал рамочку. Это была моя первая работа.

Через какое-то время мы строили дом и из бригады заболел парень - Никита и умер. Когда мы возвращались с поминок, мне стало плохо, ноги начали отниматься. С каждым днем становилось все хуже и хуже. Я дал обед Господу, что если будут храм строить заново, то я буду помогать его строить.

После того, как построили храм, я как бы обрел вторую жизнь, стал пономарем, помогаю священнику в алтаре. Главное, живи свободно, не гонись за богатством.

Я сам себя наказал в жизни тем, что неправильно жил, но потом все изменилось.


Интервью с Казаковой Тамарой Григорьевной, года рождения 1936

Канский священник отец Роман предложил нам построить у себя храм. Помогал хлопотать и отец Федор из Канска. Создали церковную двадцатку, потому что, когда обратились в райком к секретарю Тепляшину, он не давал согласия, говорил, что только через мой труп храм будет построен.

Три раза ездили в Красноярск в отдел по делам религии. Создали двадцатку, стали собирать подписи у горожан на согласие строить храм. Для начала купили избушку в НГЧ-3. Начали собирать пожертвования, ходили по улицам с ящичком; всего наслушались, по-разному люди относились к нам, бывало и унижали. Самое большое пожертвование было от Татьяны из Канска - три тысячи рублей. Хорошо помогал нам Коля Шапчиц, мы с ним ездили в Красноярск к отцу Сергию, который хлопотал за нас в крайкоме. Коля работал по строительству, ремонтировал домик, где мы начали служить. Трудились всем миром, не покладая рук, сами и грунтовали, и олифили, и зачищали рамы. Домой уходили поздно вечером, усталые, но довольные, что работа движется.

Интервью брала Спивакина Елена –

ученица 10 «Б» класса школы-интерната №1

2001 г.


ИЛАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1

ПРОЕКТ

ТЕМА:

Совместная деятельность учителя и учащихся

по созданию истории православного храма г.Иланского

ВЫПОЛНИЛИ:

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ 11 «Б» КЛАССА

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

СОСЕДКИНА Л.А.

2001-2002 учебный год

В 2000-2001 учебном году учителем истории Соседкиной Л.А. и учащимися 10 «Б» класса школы-интерната № 1 была начата исследовательская работа по истории православного храма на территории г.Иланского

ТЕМА: Совместная деятельность учителя и учащихся по созданию истории православного храма г.Иланского

ИДЕЯ: Используя творчество учащихся, создать историю храма. Оформить документы по данной проблеме

ОБЪЕКТ: История создания православного храма

ПРЕДМЕТ: Коллективное творчество по данной проблеме

ЦЕЛЬ: Организовать с учениками поиск материала по истории храма

ЗАДАЧИ:

1. Вывести ребят на уровень поисковой работы

2. Научить составлять интервью-документы

3. Научить проводить социологический опрос

4. Выяснить живы ли традиции русского народа, роль храма в жизни населения г.Иланского


На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 4 конкурс (2002/2003 г.)