Юревич Анастасия Андреевна Красноярский край, г.Лесосибирск 11 класс
руководитель: Юревич Ольга Леонидовна, преподаватель мировой художественной культуры
2003 год
Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое
Втор. 30; 19
Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь;
не имеющий Сына Божия не имеет жизнь.
1 Иоан. 5; 12
Что главное и что второстепенное в жизни народа, нации, страны, государства? В чем причины бедствий, которые испытала Россия в XX столетии? Каковы условия благоденствия и процветания? По какому пути идти всем нам и каждому из нас, чтобы наступило подлинное возрождение? В ответе на эти вопросы - судьба нашего Отечества. Нам придется отвечать на эти вопросы. Это очень трудно. Но мы не одни. До нас жили люди, которые мучились тем же и находили ответы, трудясь каждый на месте своего призвания, духовно трудясь и физически и воспитывая «самостоянье человека» (А.С.Пушкин), веры и свободы, долга и чести, достоинства и любви.
«Государство, в его духовной сущности, есть ни что иное, как ...множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания... Право и государство возникают из внутреннего, духовного мира человека, создаются через посредство правосознания», - писал И.А.Ильин.
Преемственность, сопричастность прежнему величию России невозможно без изучения собственных корней, без уважения к духовной жизни отцов и дедов, их подвигам и обычаям, без почитания святынь, с которыми побеждали, перед которыми молились наши прадеды в дни скорбей и свершений.
Так получилось, что в нашей семье до сих пор сохраняются все родословные многочисленных древних родов предков, традиции и предания, документы, книги и фотографии давно умерших, но родных, любимых и почитаемых людей. С малых лет все мы - семь детей нашей семьи - слышим о прошлом нашей семьи, перед глазами проходят вереницы прапрадедушек, прапрабабушек; их судьбы сплетаются в единый узор в огромном полотне России. И мы, каждый из семерых уже начали ткать в этом полотне свои дорожки, а наши дети пойдут за нами. О нашей семье я и хочу рассказать, потому что история ее, как и любой другой семьи, - это история России. И в истории семьи мы, может быть, сможем найти ответы, в которых судьба нашего Отечества. А начать мне хочется не с древних времен, а с той точки, с того узелка на полотне жизни, где связалось прошлое и будущее России.
По главной улице Лесосибирска шли кадеты в белых перчатках, гордо чеканя шаг. И уже от одного этого морозный осенний воздух городка наполнялся праздничным духом. А праздник и вправду ожидался большой - освящение собора Воздвижения Креста Господня. Людские ручейки и реки стекались к месту события, морем волнуясь возле нового Божьего храма. Едва кадетская «речка» влилась в это людское море, как в подкрепление ей подоспели в форменных мундирах казачата из казачьей гимназии старинного города Енисейска. Украшая толпу экзотическими черкесками, спешились казаки - станичники войска Енисейского. Рядом с ними, сбившись в свою артель, стояли строители Божьего храма, смущенные, так и не понявшие, как им за какие-то семь лет удалось сотворить это чудо. Играло солнышко, сверкали золотые главы, звенели колокола.
На ступеньках Собора стоял отец Андрей - мой папа - с крестом в руках. Сквозь открытые двери виднелись иконы из первых рядов иконостаса. Среди них - лик митрополита Алексия Московского. Наверное, без его светлого заступничества не вырос бы этот красавец-храм. Ведь митрополит Алексий - наш предок. Как же так получилось, что потомок знаменитого московского митрополита оказался священником в далеком сибирском городке?
Социальное плодоношение семьи начинается
с поиска корней родового древа, с изучения жизни предков, их славы и
бесчестья, их подвигов и падений, их силы и слабости.
Мы ответственны не только за себя и за
свое потомство. Наша ответственность простирается и
вглубь веков, ибо мы призваны оправдывать нашим
духовным деланием бездеятельность прародителей или,
наоборот, учиться у них подвигу любви и веры, дабы не посрамить их чести.
митр. Минский и Слуцкий Филарет
Самый далекий, известный нам предок по папиной линии - Федор Акинфиевич Бяконт. Он был боярином Черниговского князя, но около 1300 года переселился в Москву и стал боярином у великого князя Симеона Гордого. Одним из его сыновей и был-то митрополит Алексий (1293-1378). Митрополит был другом и соратником самого Сергия Радонежского. Наша семья верит в его святое заступничество и очень чтит святителя.
А правнук второго сына боярина Бяконта стал родоначальником Жеребцовых. В XVI колене Агриппина Жеребцова вышла замуж за Афиногена Быкова. Предок Быкова прибыл к Иоанну Грозному послом от татарского хана, да так и остался при русском царе, получив от него фамилию и дворянство. Афиноген Андрианович отличался большой добротой и любовью к крестьянам, и они отвечали ему взаимной любовью. Даже умирая, он жалел их: «Бедные мужички! Как трудно им будет в такие морозы копать могилу!». Знал ли тогда этот прекрасный человек, что его потомки разрушат союз хозяина и крестьян, свершив революцию.
Дочь его Калерия вышла замуж за дворянина Владимира Юревича. Дед Юревича по материнской линии погиб в войне 1812 года генералом. Сам же Владимир в прошлом был талантливым шахматистом, но после революции 1905 года забросил шахматы и стал революционером. В 1907 году его приговорили к году тюрьмы за профессиональную революционную деятельность. Но срока он не выдержал и умер от чахотки в Киевском равелине в октябре этого же года. Этот человек не знал, за что боролся: он не увидел ужасных разрушительных результатов своих трудов. Но мы все равно молимся, чтобы Господь простил его.
Вдова Юревича осталась без средств существования и была вынуждена снимать флигель в доме путиловского рабочего. Три дочери Владимира Юревича - Нина, Елена и Зоя - были отданы в Смольный институт на казенный счет. Царь Николай II сказал, что «дети не несут ответственности за грехи родителей, поэтому мы должны воспитать их хорошими гражданами». Все три мои прабабушки до конца своих дней так и не приняли Советскую власть и с любовью вспоминали доброе дореволюционное время и Смольный институт.
Елена Владимировна вышла замуж за богатого белогвардейского офицера, Константина Филипповского, но он погиб на гражданской войне. Второй ее муж, еврей Марк Поляк, был безродным, подкидышем. Во время революции 1917 года он сражался в рядах Красной армии. А в сталинские репрессии верой и правдой служивший Советским властям офицер был сослан. Три ссылки, одна из которых - в д.Мотыгино (недалеко от нашего города). После Марк рассказывал, что «привезли всех ссыльных на барже, дали по топору на десяток человек и провианту на месяц» и оставили в суровой морозной сибирской тайге. Когда через год приехали забрать каторжников, только десятая часть несчастных людей выжили, в том числе и мой прадед. Вряд ли его тесть, Владимир Юревич думал, что Советская власть, за которую он борется, так изуродует жизнь Марку и его потомкам. Сын Марка, Владимир (мой дедушка), женился на крестьянке из д.Мышкино Можайского уезда. Семья зажиточных крестьян Соколовых была раскулачена в 30-е годы. А за этим пришла и Великая Отечественная Война, на которой отец бабушки, Иван Павлович, погиб пулеметчиком.
(Автобиография Марка Полака: 01 02 03 04 05 06)
Мой дед стал медиком, так как, из-за репрессированного отца, ему были запрещены все ВУЗы, кроме медицинского. Летом 1957 года он уехал на практику в Сибирь. Здесь, в с.Макарово, вблизи реки Лена и родился мой папа.
А мама моя - из рода священников. Так повелось, что каждый член семьи становился священником или матушкой.
Из тульских казаков вышел священник Алексий Лебедев. В его соборе служил и многодетный (восемь детей) дьякон Василий Каменев. Близкие друзья, они поженили своих детей - инженера Павла и учительницу Анну. Их сын - Леонид, московский журналист - мамин дедушка по отцовской линии.
Мамина прабабушка по материнской линии, крестьянка Марья Ильинична, вкусив свободу нравов, провозглашенную революцией, уже до свадьбы ждала ребенка. Но свадьбы не вышло. Жених Иван попытался на ходу запрыгнуть на проходящий поезд, но не удержался, и его затянуло под колеса. Маню с ребенком взял в жены поволжский немец Шидат. Очень порядочный человек, он пожертвовал собой ради семьи: чтобы родных не выселили в Казахстан, Владимир в пятьдесят с лишним лет ушел добровольцем в ополчение и погиб первом же бою.
Прапрабабушка рассказывала, что во время войны она топила печь мужниными книгами: огромная ценнейшая библиотека на немецком языке была сожжена.
Сегодня мы видим перед собой разорванные связи времен и народов. Некоторые нити мы уже подняли из праха и держим в руках, некоторые пытаемся связать и радуемся каждому восстановленному звену в цепи времени. За границей оказался двоюродный мамин дедушка, который эмигрировал с Белой Армией во Францию, где был рукоположен в священника и до самой смерти служил в им построенном храме Успения Божией Матери в Сен-Женевьев де Буа. Его семья, опасаясь сталинских репрессий, не стала с ним переписываться и разорвала всякое общение. Совсем недавно мама, наконец, отыскала его следы. Из Франции пришло письмо, что отец Лев Липеровский умер в 1965 г. и похоронен на знаменитом кладбище Сен-Женевьев де Буа при церкви, им построенной, рядом с такими знаменитыми эмигрантами, как Бунин, Шмелев и другие. Неизвестно, остались ли у него дети; все, знавшие его, тоже уже умерли. А недавно в Москве умерла и прабабушка Ольга Липеровская, его родная сестра.
Из этих многочисленных татар, русских, евреев, поляков, немцев, казаков, бояр, генералов, инженеров, революционеров, священников, крестьян и вышли мои родители.
Папа родился в семье медика. Озорной и сообразительный мальчик воспитывался на семейных преданиях и с детства мечтал стать архитектором. На подготовительных курсах в институт Андрей познакомился с мечтательной Ольгой Лебедевой. Они полюбили друг друга, но через несколько месяцев поссорились.
И все-таки студенты опять встретились - на Кужской косе. Через два года после ссоры Господь свел моих родителей на пограничной зоне в Прибалтике. Через год сыграли свадьбу, а через четыре родилась Катя (1981 г.)
Но спустя некоторое время молодым душам стало тесно в столичной суматохе. Захотелось какой-то свободы, чистоты, спокойствия. Помогли родители - разослали письма всем своим провинциальным знакомым. Ольга и Андрей откликнулись на первое же предложение и попали в г.Лесосибирск. Молодой город на берегу Енисея искал специалистов, в том числе и архитекторов. Папа сразу стал главным архитектором города (1983 г.), а мама - рядовым архитектором. Так прошло шесть лет. Город рос и расцветал, к молодым архитекторам отнеслись очень доброжелательно и не препятствовали воплощению их творческих замыслов. И родители потихоньку преображали город, учили понимать красоту. В 1986 году родилась я. Вроде бы все мечты сбылись - семья, дети, квартира, друзья, деньги. Наступило счастье, такое, каким видела его тогда молодая чета. Но душа чего-то еще искала.
И опять Господь натолкнул на правильную дорогу. На Пасху 1988 года мама по традиции испекла кулич. Традиция эта сохранялась еще в семьях родителей от набожных бабушек (крестьянок и смолянок). Решили этот кулич освятить. Ближайшая церковь - в г.Енисейске (40 км.). Туда и поехали с друзьями.
В храме мои родители познакомились с необыкновенным человеком - священником Геннадием Фастом. Отец Геннадий оказался очень умным, образованным, интеллигентным, интересным собеседником. Общения именно с такими интеллектуально развитыми людьми и не хватало Юревичам в сибирском захолустье. Но на этом знакомство пока прекратилось.
Прошел год. Духовная неустроенность росла. Папа ушел из Исполкома, организовал кооператив «Проект». И на следующую Пасху родители уже целенаправленно поехали в Енисейск. После долгого разговора о.Геннадий был приглашен к нам в гости. Батюшка не замедлил приехать. В гостях он подарил папе небольшое Евангелие от Иоанна. Летом папа уехал в Москву. Всю дорогу он читал Евангелие. И спустя месяц вернулся совсем другим человеком. В июле 1989 г. родился долгожданный сын Арсений. А в сентябре мы всей семьей покрестились, а мама с папой повенчались.
Переворот в жизни произошел. Но своего места в этом мире родители пока не нашли. Папа взялся за проект храма на Царицынских прудах в честь 1000-летия Крещения Руси. На конкурсе проектов в Москве он познакомился с о.Виталием Шумиловым, еще не зная, что мастерская о.Виталия будет писать все иконы в наш Собор. Отец Геннадий надеялся сделать папу епархиальным архитектором, но он оставил архитектуру навсегда. Вел первую в крае воскресную школу, подготовительные беседы для крещаемых, пел на клиросе (церковный хор). А 29 сентября 1990 года родился Крестовоздвиженский приход в Лесосибирске.
И, наконец, спустя три с половиной года после встречи с о.Геннадием, Господь указал папин крест: 17 ноября 1991 г. он стал иереем Андреем.
Помещения для храма не было и пришлось оборудовать бывший свинарник в нашем дворе. Прихожанки сшили облачения, о.Геннадий дал старые иконы, которые еще со времен революции хранились на Успенской колокольне в Енисейске.
Росла семья - еще зимой 1991-го родилась Лизочка, а через два года - Евдокия. Рос и приход. В 1995 г. родилась Анечка. В этом же году для приходских детей открыли вслед за енисейской вторую в Красноярском крае православную гимназию. Она начиналась с трех классов, теперь их одиннадцать - значит, надо строить новый корпус. В гимназическом дворе уже сооружены спортзал и изостудия, куда приходят и городские дети.
Помимо курса средней школы гимназисты изучают древнегреческий, латинский, церковнославянский языки, мировую художественную культуру, Закон Божий, информатику, риторику. При гимназии создана библиотека, которая обслуживает весь город. В ее фондах около 4500 экземпляров редких книг, в том числе 86-томный словарь Брокгауза и Ефрона (единственный в городе). Есть у гимназии своя газета - «Золотые купола». Дети сами собирают материал, рисуют, печатают. На каникулы детей тоже не бросишь, поэтому в 1997 году появился у нас летний православный лагерь в деревне, палаточный городок под названием «Скит».
В этом году в нашей гимназии первый выпуск. Семь одиннадцатиклассников - первые плоды долгого труда и большой любви. «По плодам их узнаете их», - сказал Господь, поэтому именно на нас преподаватели и духовники возлагают очень большие надежды. Кроме гимназии у о.Андрея и прихода много и других дел. В год 2000-летия Рождества Христова провели трехдневный духовно-патриотический фестиваль «За Русь Святую». В нем кроме местных артистов приняли участие наши друзья - народные артисты России Алексей Петренко (Москва) и Валерий Ивченко (Санкт-Петербург), камерный хор московского Свято-Тихоновского богословского института (дирижер - Евгений Тугаринов), лауреат международных конкурсов гитарист Вячеслав Голиков из Москвы, фольклорно-этнографический ансамбль из Дивногорска «Тропика». Все три дня огромный зал Дома культуры был переполнен зрителями, звучали громкие аплодисменты. Надо было видеть, как играл Вячеслав, когда во время концерта неожиданно лопнула на гитаре одна струна. Сразу вспомнился Паганини.
А в последний день фестиваля были именины у папы - главного его устроителя. Как вместились в нашем двухкомнатном домике 45 гостей - непостижимо. На крохотной кухоньке кипел котел с пельменями, и мы с мамой едва успевали раздавать тарелки по комнате. С невероятной скоростью пельмени «улетали» в детскую, где на двухъярусных кроватях обустроились молодые хористы из Москвы, в зал, где собрались гости постарше, именитые столичные артисты.
Провожали гостей с грустью, да и они не хотели расставаться. Самую точную оценку фестивалю дал Алексей Петренко: «Это была экскурсия в небо!».
В этом же году в отделении «Урал - Сибирь - Дальний Восток» Академии художеств открылась грандиозная выставка «Сибирские художники 2000-летию Рождества Христова». Родилась она в Лесосибирске, а через полгода переехала в Красноярск. Многие работы с выставки переданы в дар Крестовоздвиженскому приходу. Таким образом, сейчас собран Фонд галереи христианского искусства «Примирение». А работа над выставкой пополнила ряды папиных духовных детей. Это художники, студенты и искусствоведы из Красноярска.
Юбилейный 2000-й год был богат делами. Заложена часовня на берегу р.Маклаковка в память о маклаковцах - лесосибирцах, во всех война жизнь свою положивших. Летом этого же года открылась и освящена больничная часовня во имя архиепископа Луки Воино-Ясенецкого, знаменитого хирурга. В ней работает наше сестричество. Оно образовалось на приходе пять лет назад и с тех пор окормляет (помогает материально и духовно) школу-Интернат, Детский дом, Дома инвалидов и ветеранов, детскую больницу.
Расширение миссионерской деятельности потребовало рождения издательского центра «Крест» с видеостудией. Здесь выходит приходской вестник «Наш крест», монтируются фильмы, буклеты. Первые два фильма - «Житие православной гимназии» и «Свет добрых дел» папа возил на кинофорум «Золотой Витязь-2001», где они были горячо приняты. Фильмы очень светлые, радостные, вызывающие надежду, что еще зазеленеет крона мощного дерева, которое именуется Святой Русью.
Для финансирования приходских дел не хватает пожертвований благодетелей, да их в последнее время и немного. А в нашей церкви все делается бесплатно. Поэтому папа основал похоронное предприятие «Азария». «Азария» в переводе с еврейского - помощь Божия. Предприятие решает не только многие финансовые вопросы, но и вопрос о трудоустройстве прихожан.
Сколько же еще этих дел? Бесконечное множество. Но их никто не придумывает, все рождается по необходимости, сама жизнь подсказывает. И, конечно же, организатор всех дел - папа. Его любимые слова в Библии: «Вот я, Господи, пошли меня» (Ис. 6; 8). Но самым грандиозным проектом и, как всегда, воплощенным оказалось строительство уникального 13-главого Собора на 2000 человек высотой 67 метров.
Весь город у его подножия. Подобного храма в крае и даже в России нет. Количество куполов - тринадцать - означает Христа и двенадцать Его апостолов. Некоторые недоумевают: зачем крошечному городу такой большой Собор? Но папа сказал, что не храм по городу, а город по храму. Это же истина: где строятся большие Соборы, там вырастают большие города. Мы верим в то, что город с таким большим Собором ждет большое будущее.
Собор строился семь лет. Папа вложил в него много любви и молитвы, строители - труда, лесодеревообрабатывающий комбинат №1 - денег, прихожане - молитвы и тоже труда. Для всех это время было очень тяжелым, как материально, так и духовно. Но Господь помог выстоять. Значит, угодно Ему и это дело. Да и был знак от Бога. Когда закладывали первый камень, на небе появился радужный, большой, отчетливо видный крест. Он был на небе весь молебен - около двадцати минут. Знак этот горожане приняли, и сразу нашелся человек, готовый вложить средства и силы в эту стройку. Господь был с нами в течение семи лет, и Собор сейчас гордо высится над Енисеем, свидетельствуя о мощи православия и России.
Можно подумать, что папа пожертвовал своей жизнью полностью для Церкви и людей. Но «отдавая, мы получаем; забыв о себе, находим себя» (молитва Франциска Ассизского). И действительно, чем больше времени и сил папа отдавал Богу, тем больше появлялось для семьи.
Семья у нас большая - семь детей: спокойная и строгая Катя (21 год), я - Ася (16), серьезный, светловолосый Арсений (13), кроткая и ласковая Лизанька (11), решительная, басовитая, боевая Дунечка (9), голубоглазая Анюта (7) и Марфа - Мася, как она себя называет, всеобщая любимица, ей 4 года. И все мы очень разные. Но никого бы из нас не было, если б не мама. Просто непостижимо, как избалованная московская девочка, единственный ребенок в семье, взяла на себя эту, казалось бы, непосильную ношу.
Моя мама, оставшаяся по-девичьи хрупкой и тонкой, будто сошла с миниатюр XIX века. Гладкие черные волосы, прямой пробор, тонкие черты лица, благородный нос с горбинкой. Для всех папиных друзей мама - «чистейшей прелести чистейший образец», идеальная мать и жена. Сам папа говорит, что мы в этом мире, как на фронте. Папа - это передовая линия, а мама - его тыл. Какой бы сильной ни была армия, без тыла ей не выстоять. А когда мама рядом, пусть даже в другой комнате, папа чувствует поддержку, опору и работается уже спокойно.
А для детей мама - пример для подражания. Хоть и трудная у нее «профессия», с самым ненормированным рабочим днем, но почему-то нам, ее дочерям, она нравится. И все девочки тоже собираются быть матушками, то есть женами священников, у которых будет много-много детей. Так сиятелен и притягателен для нас образ мамы. Ведь это она научила нас молиться, общаться с Богом. «О чем же могут молиться эти малыши?», - спросите вы. Оказывается, там бывают такие откровения! Вот одна молитва Дуняши: «Господи, дай, чтобы мы не баловались и не ленились, чтобы мы не психовали, не обзывались бичихой (сибирское слово, то же, что и бомжиха) и дураком, чтобы все неверующие люди поверили в Тебя - Господа Иисуса Христа! Нам не жалко золота, ничего не жалко, ничего не нужно, только нужен нам Ты...». Или еще: «Господи, дай, пожалуйста, чтобы мама с папой пожили хоть немножко еще после того дня, когда им надо умереть». Вот такой у нас с детства огромный мир: от долу до небесных высот.
Все дети знают Библию. Но кроме нее, конечно, много и других книг - у нас самая богатая в городе домашняя библиотека. Просто все книги мама с папой отбирают, сами прочитывают и только потом дарят нам. Эта система воспитания в совокупности с понятием греха, которое нам заложили с детства, уже сейчас дает желаемые результаты. Ведь если понятие «хорошо» и «плохо» - относительные, то грех понятие абсолютное. Даже если общество уже не будет считать это грехом, перед Богом это будет грех. На детях это сразу заметно: сделает ребенок какую-нибудь пакость и мучается этим, ведет себя так, как будто специально нарывается на наказание. И когда наказание следует, он мгновенно успокаивается — совесть очистилась. Наказания всегда разные: можно чего-то лишить, можно заставить исполнить какую-нибудь повинность... А иногда и ремень, потому что бывают поступки, для христианина совсем недостойные. Наказание должно соответствовать серьезности поступка. Но и дети тоже разные. Вот Лиза - она как ангел. Для нее самое большое наказание - громкое слово. А есть дети, которых надо вразумить чем-нибудь покрепче.
Но никто не обижается. В нашей семье все детишки понимают, что такое грех; все ходят на исповедь (покаяние). Человек, исповедующийся с детства, довольно тонко и требовательно подходит к своей жизни. Ведь главное не оградить от мира, а воспитать людей, которые будут этот мир преобразовывать. А для этого необходимо сделать прививку против греха.
И мама с папой делают все, чтобы их дети стали «светом миру», «солью земли».
А пока эти Божьи «светильнички» еще маленькие, и жизнь их идет, конечно, не всегда на таком высоком, серьезном уровне. Семейные шутки мы записываем и помним. Вот некоторые из них:
Когда я была маленькой, - около четырех лет - нам в воскресной школе объясняли, что до Рождества Христова парнокопытные животные считались нечистыми, их нельзя было употреблять в пищу. Приехав домой, я спросила у мамы: «Интересно, а пингвин - парнокопытное животное?». «Зачем тебе это?», - удивилась мама. «А вдруг нам в панихидке (поминальное приношение в Церкви) принесут пингвина?!»
Наверное, потому, что Сеня - единственный мальчик, все искушения сыплются именно на него. Однажды четырехлетний Арсений упал с высокого шкафа и ударился головой. Вызвали скорую, все дети встали на колени молиться. Сеня получил сотрясение мозга, ему запретили есть три дня. Но Бог помог - на следующее утро Сенчик как ни в чем не бывало потребовал каши. Мама потом сказала, что это Ангел — Хранитель поддержал Сеню крыльями и спас от смерти. А через несколько дней мама зашла в детскую и чуть не потеряла сознание: Сеня с двухлетней Лизой залезли на шкаф, и Арсений толкает сестру: «Прыгай, тебя Ангел поймает!». И ведь Лиза чуть не прыгнула!
Вообще Лиза росла очень доверчивой и рассеянной. Один раз за столом она начала шептаться с Сеней. Папа сделал замечание: «Больше двух говорят вслух». «А я еще «два» не сказала», возразила Лиза. А еще был с Лизочкой случай: звонит мама из гимназии. Лиза подходит к телефону. Мама наговорила кучу поручений. Лиза только кивала головой: «Ага... Хорошо. Я все сделаю. А кто это?».
Дунечка отличается очень вдумчивым отношением к духовной жизни. Однажды она обратилась к маме: «Спасибо тебе, мамочка, что ты нас наказываешь. Ведь мы грешим, и за это Господь должен нас наказывать. Но наказываешь ты, а это легче».
Аня обладает большим умением создавать новые слова. В этом ее фантазия неистощима: «воровчита» (воровка), «жена и жин» (муж), «украдали» (украли), «козелка» (коза). После еды она благодарит: «Все было очень вкусно и напитно» (сытно).
Пред едой мы всегда молимся. Конец каждой молитвы - «Аминь». Поэтому маленькая Мася восприняла это слово, как сигнал к еде. И когда хотела есть, прибегала к маме и начинала верещать на весь дом: «Ами-инь!».
Наша семья живет уже 25 лет. За это время у нас сложились свои добрые семейные традиции. Даже сейчас, когда дети подросли, и нет младенцев, мы придерживается этих традиций. Одна из них - домашние концерты.
Концерты мы устраиваем на праздники, именины или просто по воскресеньям. Девочки играют на фортепьяно; Арсений - на гитаре, все готовятся к этому дню, репетируют. Еще устраиваем викторину на библейские темы, мама призы готовит. Потом - общее чаепитие, все дети рады и довольны.
Еще когда мама училась в институте, она мечтала о домашнем театре. Лет через двадцать у нее такая возможность появилась: и артисты есть, да еще и талантливые, и фонотека для звукового оформления. Несколько лет подряд я сочиняла пьесы и ставила спектакли. Сейчас мое место занял брат Арсений. Правда, иногда я ему помогаю. Дети очень серьезно относятся к подготовке праздников, учат роли, делают костюмы.
А летом папа старается вывезти нас в лес. Когда на полдня, когда на час-полтора, сколько время позволяет. И погулять успеем, и в волейбол поиграть, и искупаться, и грибов собрать, ягод поесть. Иногда устраиваем ужин в лесу. А заканчивается каждая поездка молитвой. Почему-то в лесу, без звуков цивилизации, в полном созвучии с Божиими творениями и с самим Творцом молиться легче. «От избытка сердца говорят уста». Все встают на колени, на комаров уже никто внимания не обращает; шелестит листвой ветер, поют птицы, стучит дятел, шумит Енисей, пахнет кедром, и льется молитва из папиного сердца, соединяясь с наивными прошениями и благодарениями детей... Как прекрасны эти минуты!
А когда папа с мамой устают от домашних забот, мы стараемся «отправить» их в «цивилизацию» - в Москву, в Петербург. Кроме родных у родителей там много хороших знакомых, добрых друзей, духовных детей. Среди них - Алексей Петренко (артист кино), Галина Кожухова (кинокритик), Владимир Федосеев (дирижер БСО), Ольга Доброхотова (музыкальный искусствовед), Валерий Ивченко (артист театра), Инна Лебедь (вдова губернатора Лебедя). Чета Петренко и Инна Александровна часто приезжают к нам в гости и уезжают всегда успокоенными, умиротворенными - помолимся, мама соорудит стол, дети споют, папа успокоит и направит. Спокойная жизнь маленького городка и сибирская природа тоже благотворно влияют на уставших столичных гостей. Они сбегают из столицы и отдыхают душой в нашем доме. Почему же именно здесь им хорошо и благодатно?
«У священника стеклянный дом», - говорит папа. Люди видят все и всегда соотносят частную жизнь с теми словами, которые произносит батюшка с амвона. Так устроен мир: многие тоскуют по чистоте и любви, и лишь немногие живут в ней. Но те, кто живет - может поделиться своим богатством с другими.
Недавно к нам вернулась сестра Катя. Она училась в Москве в Свято-Тихоновском богословском институте на регента. Сейчас многие из молодежи мечтают попасть в Москву. Но Катя, напротив, рвалась из большого неуютного города в родные кедры, скучала по семье, детям. Этим летом она окончила институт с красным дипломом.
С Ильей Терентьевым Катя познакомилась еще на втором курсе. Илья окончил этот же институт, пастырско-богословский факультет. По благословению родителей они ждали три долгих года, пока Катя не окончила институт, чтобы обвенчаться. Как ни странно, но Илья - коренной москвич - вдруг тоже приехал в Сибирь, как некогда папа с мамой. «Богатства Сибири москвичами прирастать будут», - смеется папа.
А в день открытия Собора Илью рукоположили в дьякона. Сейчас он служит в Соборе, ведет подготовительные беседы для крещаемых, а Катя руководит церковным хором, ведет занятия музыкой и хором в гимназии и воскресной школе, работает в музыкальной школе.
Однажды у мамы с Катей зашел разговор о семье, Катя сказала: «У меня будет большая семья». «Неужели как у меня?», - спросила мама. «Конечно, нет, гораздо больше. Если Господь благословит, я хочу родить двенадцать детей».
И мы надеемся, что все эти двенадцать детей появятся, а может и больше. Возможно, и у папы с мамой еще будет дети. Потому что Господь благословляет семьи, которые живут no-Божьи. И я не знаю пока что семей, подобных нашей. Но пусть они будут, и пусть их будет много, как наших детей. Тогда Россия воспрянет из долгого сна.
Господи, сохрани и благослови наши семьи, наших детей и все большие семьи. Подними с колен нашу великую Родину, многострадальную Россию, Святую Русь. Мы верим, Боже, в этот подъем, как бы сложен он ни был. И мы сделаем все для нашей страны и для Тебя, Боже.
На главную страницу/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 4 конкурс (2002/2003 г.)