Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Сибирь. Мир староверов


(Свои – чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения)

Автор: Алясева Ирина Игоревна

Руководитель: Грызлов Сергей Анатольевич – педагог дополнительного образования. Филиал Центра детского творчества №1 туристско-краеведческий клуб “Ермак”

Научный руководитель: Толстова Галина Александровна – Ведущий специалист Красноярского краеведческого музея

Красноярск 2003 г.

Содержание.

Введение.
Глава I. Сибирь и старообрядчество.
1.1. Освоение Сибири Русскими;
1.2. Раскол в истории Российского государства;
1.3. Старообрядческое население Сибири.
Глава II. Мир старообрядцев.
2.1. Староверы верховьев малого Енисея;
2.2. Образ жизни;
а) населённые пункты, строения;
б) род деятельности;
в) хозяйственный быт
Заключение.

Введение.

В настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества.

Во всем мире, во всех странах существуют свои исторически сложившиеся традиции, вероисповедания, жизнь общества строится на определенных моральных нормах. В Росси в 1917 году после Октябрьской социалистической революции старые нормы и духовные ценности русского народа были заменены на другие, советские идеологии, которые помогали народу преодолеть разруху после I мировой войны, выстоять и победить в Великой Отечественной войне. Во времена перестройки в 90-е годы произошло разрушение норм существования общества в советском периоде, однако, не были предложены другие, на которые могло быть ориентировано общество. Открытие «железного занавеса» принесло в Россию не только положительные стороны демократии, такие как свобода слова, свобода личности, но и все ее отрицательные стороны – получила широкое распространение наркомания, проституция, стала гораздо шире проблема алкоголизма. Прекращена работа с молодежью. Утрачены институты школы, семьи (закрылись кружки, секции, нет культа родителей, семьи). Образовались социальные, психологические, моральные пустоты в обществе, которые заполняются различными негативными явлениями. В стране возникло много религиозных сект, которые занимаются с молодыми наркоманами, завлекают в свои общины молодежь, заменяя один наркотик – химический на другой – психологический. Обращение к западной культуре привело к так называемой американизации общества. Появилось много заимствованных иностранных слов, засоряющих русский язык. Изменилось поведение подростков, возросла их агрессивность. Утрата национальных традиций, отказ от семейных укладов привели к утрате связи поколений. Бездуховность общества, психологическая опустошенность порождают высказывания о том, что у русского народа нет будущего. Как один из способов выживания можно принять обращение к собственной истории, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. В настоящее время такими заповедниками русской культуры стали поселения старообрядцев. Именно в старообрядчестве сохранились духовные начала: вера в Бога, трудолюбие, почитание старших. В этом мы убедились, побывав в районах компактного проживания староверов. Совместная комплексная экспедиция спортивно-краеведческого клуба «Ермак» и Литературного музея, состоялась в августе 2002 г. Пройден маршрут от Уш-Бельдыра, что на границе с Монголией, до Сарыг-Сепа (100 км от Кызыла). Для эффективности и продуктивности экспедиции подготовительная работа началась задолго до намеченного срока. В течение учебного года (2002-2003) прослушивали курс об истории старообрядчества в Литературном музее, самостоятельно знакомились с литературой на тему старообрядчества. В свою очередь, спортивная часть команды также повышала мастерство на тренировках в спортзале и в бассейне.

Целями экспедиции были совершенствование спортивного мастерства частью команды, комплектование этнографических предметов, исследование и сохранение исторических материалов, сведений, которые впоследствии можно будет донести до потомков.

Ценность этого исследования заключается в том, чтобы сохранить историческое наследие нашей Родины.

В работе использованы материалы экспедиции (исторические сведения, этнографические предметы, аудио- и видеозаписи, фотографии), материалы из фондов и библиотек Красноярского краеведческого и Литературного музеев.

I.Сибирь и старообрядчество.

Освоение Сибири имеет огромное значение для Российского государства. Сибирь с большими богатствами пушнины привлекала внимание многих. О богатых залежах полезных ископаемых тогда ещё не было известно.

Хотя Сибирь к 16 веку уже не была для русских людей ''землей не знаемой''. Знакомство с ней началось задолго до знаменитого похода Ермака. В 11 веке новгородцы торговали с ханты и манси, земли которых в русских источниках известны как Югра. Есть сведения о том, что русские промысловики, звероловы проникали в Сибирь морским путём вдоль северных побережий азиатского материка. Московское государство было заинтересовано в расширении территорий.

Походы во второй половине 15 века позволили московитам ближе познакомиться с ней. Царское задание разведывать новые земли заставляло служилых людей отправляться в далекие края, о которых практически ничего не было известно. Первое описание сибирских народов ''Сказание о человечдех незнаемых на восточной стране и языцех розных'', было издано неизвестным автором в конце 15-ого или начале 16-ого веков. Казаки открывали новые территории, знакомились с их жителями, осваивали плавание по сибирским рекам (5, с.74).

Заселялась Сибирь главным образом тремя способами:

Среди беглых переселенцев были и раскольники, стремившиеся уйти от государевой власти.

Историками доказано, что местом, откуда шел основной поток переселенцев в Сибирь, был север России – Поморье (Зуев А.С., и др.). Из других районов Русского государства больше всего в Сибири преобладали поволжцы. Массовое заселение Сибири начинается с 17 века. В российском государстве в это же время происходят большие события.

17 век в истории России и русской православной церкви - особая веха. 17 век завершал эпоху расцвета феодализма, переживал период упадка феодализма и перехода страны от феодализма к капитализму. Зарождаются новые социально-экономические явления, новый класс - буржуазия, обостряется социальная политическая и идеологическая борьба на фоне новых общественно - экономических отношений. Различное отношение к действительности разных слоев населения и рост неудовлетворённости существующими порядками выявился в идеологической сфере - расколе православной церкви.

История русской православной церкви была противоречивой, полной внутренними конфликтами, отражала общественные столкновения на всём протяжении существования христианства на Руси. Одним из таких поворотных моментов в истории России и церкви стал раскол. Причинами раскола являются:

1. смена общественно - экономической формации;

2. московская централизация;

3. ориентация на Запад;

4. приоритет государства над церковью;

5. закрепощение крестьян;

6. упразднение земства и введение иноземных порядков в государственном и церковном строе;

7. превращение российского самодержавия из сословно - представительной в абсолютную монархию (8, с. 183).

Раскол - явление не только церковное, но и общественное. В России происходит ломка самих устоев жизни, обычаев, православных традиций. Раскол, как историческое явление, определил весь ход общественно-политической жизни России на последующие столетия (3).

Формальным толчком к расколу явились реформы в церковном строе.

Приход патриарха Никона к управлению русской православной церковью, вызвал широкое недовольство народа, которое было связано в основном с церковной реформой и силовыми методами ее проведения.

В церковную реформу входило переписывание старых церковных книг, изменение канонических правил, касающихся проведения церковных служб, а также изменения в церковном строе. Наиболее важными изменениями и нововведениями были следующие:

1. Вместо двоеперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и которое являлось частью свято - апостольского предания, было введено троеперстие.

2. В старых книгах, в согласии с духом славянского языка, писалось и произносилось имя Спасителя «Исус», в новых же книгах это имя было переделано на греческий лад «Иисус».

3. В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освещения храма делать обхождение по солнцу, в новых - против солнца.

4. Вместо «сугубой», т.е. двойной, алиллуи (которую творила русская церковь с древних времен), была введена «трегубая» (тройная) алиллуя.

5. Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах, было введено пятипросфорье (6).

Введение новых обрядов и богослужение по исправленным книгам многие восприняли как введение другой религии, отличной от «истинно православной».

В результате возникло движение сторонников старой веры – раскол, родоначальниками которого были провинциальные ревнители благочестия. Среди них было много малообеспеченных служителей церкви. Выступая за старую веру, они выражали недовольство по поводу усиления гнета со стороны церковных властей. Большинство же сторонников старой веры состояло из посадских людей и крестьян. Они были недовольны укреплениями феодально-крепостнического режима и ухудшением своего положения, и связывали это с нововведениями, в том числе и в религиозно-церковной сфере. Наиболее яркой личностью среди раскольников стал протопоп Аввакум, сосланный позже в сибирскую ссылку в Братский острог.

Старообрядцы в течение 3-х столетий подвергались жестоким гонениям. Наиболее жесточайшими гонения были при Петре I-м. 14 февраля 1716 года Петром I, названным староверами антихристом. Был издан указ о переписи старообрядцев и о наложении на них двойного платежа податей, также взимался оброк за ношение длинной одежды и бороды. Старообрядцев ссылали, заключали в монастыри, пытались лишить их возможности пропагандировать свои убеждения.

Но все же ничто не могло уничтожить сторонников старой веры. Они прятались в городах и селениях, в лесах и пустынях, сохраняя свою «древлеправославную» религию. Нужны были духовные центры гонимой церкви, и они создавались в первые же годы ее бегства. Это были преимущественно монастыри и скиты, где находились духовные силы церкви, и где можно было совершать обряды. Оттуда шло руководство церковью, рассылались священники на приходы. В некоторых местах сосредотачивалось несколько скитов и монастырей, они объединялись под руководством самого видного и заслуженного монастыря. Исторически сложились духовные центры старообрядцев разных согласий: Керженец, Стародубье, Ветка, Иргиз, Рогожский посёлок в Москве. Ныне в Рогошском посёлке находится Митрополия Московской и Всея Руси Русской православной старообрядческой церкви.

Но даже обще соборное начало в старообрядчестве не смогло сохранить старообрядческую церковь от внутреннего разделения. Причинами его были и географическая разделённость земель, разобщенность и разного рода события.

Старообрядцы рассеялись по России в глухих необжитых местах, скрываясь от государственных органов власти. Гонимые и притесняемые, старообрядцы остались верны вере отцов и дедов, традициям, однако существующие ныне формы проявления вероисповедания старообрядцев, проведение обрядов и даже уклад жизни обусловлены объективными историческими причинами, связаны с карательными мерами. В этом же и причина разнородности старообрядческих согласий. В зависимости от отношения к проведению обрядов (причащение, миропомазание, крещение, брак) среди староверов сложились разные толки и согласия: поповцы и беспоповцы. Среди беспоповцев много толков, наиболее крупные согласия – поморское, часовенное. К часовенному согласию относятся староверы юга Сибири. Часовенное согласие – старообрядцы первоначально бывшие поповцами, но из-за гонений оставшиеся на длительное время без священства. Вынужденно совершая обряды богослужения без попов, сделались беспоповцами. Важнейшим отличием часовенных от других беспоповцев остается лишь отказ от перекрещивания тех, кто переходит к ним из иных старообрядческих согласий. Крещение совершается мирянами в деревянной купели – «кадушке», тогда как во многих беспоповских согласиях предпочитается совершение крещения в открытой воде (7, с. 301). Старообрядцы часовенного толка ныне проживают на Урале в Западной и Восточной Сибири.

В наши дни в Сибири проживает большой процент старообрядцев. В журнале «Церковь» за 1908 год приведены данные о том, что 1/3 часть населения Сибири имеет старообрядческие корни. В освоении Сибири старообрядцы играли немаловажную роль. Даже живя скрытно, они своей хозяйственной деятельностью приносили пользу государству. Будучи хорошими хозяевами, староверы строили селения, обосновывались на берегах рек, заводили пашню. На территории Красноярского края проживают старообрядцы разных согласий, есть места компактного проживания на Ангаре, в южных районах края, в районе Обь - Енисейского канала (4, с.59-61).

II.Мир староверов.

В местах компактного проживания старообрядцы сохраняют свою веру, уклад жизни, традиции. Таким регионом является верховье реки Енисея. На берегу Кызыл-Хема и Каа-Хема находятся старообрядческие селения часовенного согласия: Верхний и Нижний Чедралык, Унжей, Ужеп. Выше по течению по притокам рек (ручьям) расселены по несколько старообрядческих семей. Многие старообрядцы Верхнего Енисея - выходцы из южных районов Красноярского края. Причинами их переселения являются: поиски страны Беловодья (земли обетованной), революционные события, Гражданская война и коллективизация.

Старообрядцы сохранили веру в Бога, мировоззрение, патриархальный уклад жизни, культуру земледелия, старинные обряды и обычаи. Собранные во время экспедиции материалы и предметы быта дают возможность изучать жизнь и быт современных староверов верховьев Енисея. В ходе маршрута останавливались в старообрядческих селениях, общались со староверами, комплектовали этнографические предметы. Скомплектованные теоретические материалы, этнографические предметы, фото- и видеоматериалы позволяют провести сравнительный анализ исторического и современного материала. В старообрядческой среде, как ни в какой другой, сохранились исконно русские национальные традиции. Это касается образа жизни, строений, патриархального уклада, обрядов и обычаев, ведения хозяйства, а самое главное – сохранилась вера, мировосприятие, нравственные устои. Трудолюбие воспитывалось с детства. Семейный уклад был направлен на формирование таких черт, как трудолюбие, терпение, уважение старших. Вера в Бога, библейские заповеди учили людей отношениям к людям, природе, к труду. Именно отношение к труду было главным в мировосприятии староверов. Старались делать все основательно: дома, приусадебные постройки. Особое отношение было к орудиям труда. Это мы наблюдали, находясь среди староверов.

Русское население Тувы проживает в основном на притоках Енисея, в компактных селениях. Любое равнинное место, пригодное для пашни, осваивалось. Селения были как большие, так и в два – три дома. Все постройки крестьян можно разделить на две группы: жилые (илл. № 1, 2) и хозяйственные (илл. № 3) строения. Каждый дом был обязательно огорожен, имел свой двор с различными хозяйственными постройками. На дворах находились помещения для скота, здесь же хранили хозяйственный инвентарь и запасы корма для скота. Дворы были как крытые одно- или двухэтажные, так и открытые и крытые частично. В больших селениях, где мы побывали, дворы – закрытые, с глухими воротами. В небольших селениях дворы открытые. Дом, приусадебные постройки и огород, огражденные единым забором из жердей, сложенных горизонтально (маральником), показывал Владимиров Иван во дворе у мастера на ручье Конго. Одноэтажный крытый двор имел вид целой постройки с помещением для скота. В отличие от северного двора он был больше вытянут в длину (вдоль боковой стены жилой постройки). Поэтому он делился на задний и передний двор. В таких дворах были утепленные постройки для молодняка, разный хозяйственный инвентарь. Крытый двор мог быть использован также в качестве гаража (видели у Сивковых). Навесы для сена назывались балаганами. Колодцев в селениях было мало, так как жили возле рек, у ручьев. На скалистых берегах видели водокачку – приспособление для подъема воды. Во дворах у Сивковых и матушки Максимилы видели водяную мельницу (илл. №. 4,5). Принцип ее действия заключается в том, что силой тока воды приводятся в движение лопасти, которые вращают жернова, перемалывающие зерно. По словам хозяев, мельницами до сих пор пользуются.

Описание жилых построек можно подразделить на три раздела:

1. Строительные материалы.

2. Элементы жилого дома.

3. Виды крестьянского жилища.

В качестве строительных материалов использовали в основном глину и древесину. Поэтому в селениях были в основном рубленые и глиняные избы.

Сруб представлял собой деревянную клетку из взаимно пересекающихся бревен, уложенных одно на другое. В зависимости от вышины и способа соединения бревен на углах существовали различные вида соединения. Например, «в угол», «в крюк», «в охряпку», «в лапу», «в охлуп», «в иглу», «в уклон». В поселке Ужеп видели дома, построенные столбовой техникой «в паз». Эта техника наиболее древняя. При этом способе строительства бревна вставлялись в пазы вертикальных столбов, устанавливаемых на определенном расстоянии друг от друга.

У глиняных построек была вальковая, саманная, литая техника построек. Вальковая состояла в том, что хорошо размешанную глину с добавлением мякины и соломы скатывали в уплощенные валики цилиндрической формы. Из этих валиков складывали стену. При саманной технике в специальных формах подготавливали кирпич, его еще называли сырцовым кирпичом. Из этих кирпичей выкладывались стены, а щели между ними заливались жидкой глиной, смешанной с мелко изрубленной соломой. При литой технике сначала возводили каркас стены из столбов, а затем с обеих сторон столбов прибивали доски. В промежутки между досками забивали до отказа глину. По мере ее просыхания доски переносились выше.

В качестве крыши домов использовались различные виды кровли. В поселках староверов преобладала стропильная кровля. Крышу держали две пары бревен – стропил, установленных нижними концами на углах стен сруба, а верхними концами соединенные друг с другом так, что каждая пара образовывала равнобедренный треугольник. Вершины обоих треугольников соединялись поперечным брусом. На наклонные стороны треугольника набивались поперечные жерди – слеги, образуя решетку. При стропильной конструкции покрытие крыши могло быть как двух, так и четырех скатным, в зависимости от того, вертикально или наклонно по отношению к стене дома устанавливались треугольники. Покрывали постройки дранью (дранкой, дором). Дранью назывались отколотые от тесин более мелкие дощечки длиною около двух метров; крыли ими также как и тесом. Для покрытия использовали листву (лиственницу) или корье, что защищало дома от влаги (из рассказа Юркова Георгия, кассета 1, сторона Б). Деревянные дома часто изнутри мазались глиной (например, в Ужепе у Бедарева Климента Онисимовича). В настоящее время во всех поселках старообрядцев окна застеклены обычным стеклом.

Дома строились основательно, на века. Обстановка у разных крестьян, как мы заметили, была разная, в зависимости от материального достатка. В целом вещи крестьян можно разделить на две большие группы:

1. Предметы внутренней обстановки.

2. Крестьянская утварь.

К первому относится:

1) столы, скамьи, стулья, шкафы;

2) кровати и спальные принадлежности;

3) предметы для освещения;

4) средства хранения вещей.

Ко второму относятся:

1) утварь и посуда для воды;

2) предметы, связанные с топкой печи;

3) посуда и утварь для выпечки и хранения хлеба;

4) посуда для молочного хозяйства;

5) посуда и утварь для приготовления пищи в печи;

6) столовая посуда;

7) утварь для переработки и хранения зерна;

8) утварь для хранения запасов зерна, муки, соли;

9) утварь для сбора грибов и ягод;

10) утварь для стирки белья.

Все эти предметы мы видели в домах староверов, притом старинных предметов больше у пожилых людей. В доме у старообрядцев всегда прибрано, каждый предмет имеет своё место. Главное место в доме -красный угол. В красном углу находилась божница, куда ставились иконы. Божница обязательно должна находиться в юго-восточном углу. В домах, где мы бывали, видели много старинных икон. Под божницей на столе лежали уникальные, старинные книги, лестовки. Лестовка – распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок. Представляет из себя плетеную кожаную или из другого материала ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах (7,с.158). Лестовки и поныне являются главным атрибутом при чтении молитв.

По поводу предметов внутренней обстановки, следует сказать, что помещения не заставлены, шкафы мы видели не у всех староверов. Главным, образом из-за маленьких габаритов избушки, в которой была всего лишь одна комната. Такие дома были преимущественно у старых, пожилых людей. Печь была в каждом доме. Устанавливалась она обычно в одном из углов избы, с некоторым отступом от стен во избежание пожара (илл.№ 6). Глина замешивалась с песком и сбивалась на месте слоями, при помощи специальных деревянных колотушек. Потом, с помощью формы (илл.№ 7) устанавливался округлый полусвод печи, на который снова укладывали глину до определенной высоты. Также существовали формы для труб и. т. д. Когда печь была готова, формы сжигались, глина высыхала и сохраняла ту же форму. Об этом способе кладки печи нам рассказывал бывший наставник Рукавицын Макарий Гермогенович. Для печи имелись различные приспособления. Ставили и вынимали посуду ухватом, имелись специальные совочек и щеточка для отчистки печи от золы, кочерга. По бокам печи, над полусводом, имелись два отверстия, называемые глазницами. Использовали их и для сушки варежек и для хранения серянок (Приложение, с.28). Печи подобного строения с глазницами напоминали сцены из русских народных сказок. Небольшие шкафчики-полочки висели над столами, они предназначались для хранения посуды. Большинство староверов имеют связь с внешним миром, у каждого в доме имеются современные предметы наряду со старинными. Для освещения использовались керосиновые лампы, свечи, хотя уже в больших поселениях и домах были линии электропередачи. Вещей у старообрядцев было не очень много, поэтому хранили они их в небольших тумбочках и на полочках. Иногда вещи просто аккуратно лежали на столе. Для хранения жидкости использовались специальные берестяные туеса, глиняные горшки, банки.

У большинства староверов столовая посуда была фабричного производства – фарфоровые чашки, металлические вилки, только у пожилых людей сохранялись самодельные деревянные и глиняные чашки и деревянные ложки. У Юркова Георгия на столе видели сечку (Приложение, стр 28). Староверы к посуде относятся очень щепетильно, не позволяют есть из нее «мирским» людям.

Добывающими промыслами были охота и рыболовство. Рыболовство - одно из их основных занятий и в наши дни. Мы были свидетелями ловли рыбы разными способами.

Рыбачили в лодках, или ставили сети: «…это было красивое место-стрелка. Слияние Каа-Хема и его притока действительно походило на большую стрелу.

Мы наслаждались видом и тут заметили, что по притоку плывет лодка, довольно непривычная для меня и отличающаяся от тех, что я видела раньше (илл. № 8). В лодке сидели три фигуры. Мне было очень интересно, и я молча наблюдала за ними. После стало видно, что там сидит пожилой мужчина и две девушки, одна постарше, другая помладше. Когда лодка подплыла совсем близко к скале, старче крикнул нам: «Спускайтесь, поговорим!». Мне почему-то было не совсем удобно называть его «старик». Он был либо священником, либо что-то в этом роде, судя по его одежде. Не смотря на его пожилой вид, он выглядел энергичным и жизнерадостным. Он сказал нам, что они рыбачат, в лодке у них было что-то вроде удочки и сеть. Гребли они вручную, веслами…» (Из дневника экспедиции). Позже, такие же лодки мы видели и с мотором. Удочки у них были в принципе обычные. Такими пользовались в Сибири и раньше. Удочку сибиряки изготавливали таким образом: леска круто вилась из конского волоса, из 6-ти или 8-ми белых конских волос. Они связывались в одну нить, длиною около 9-ти с половиною метров. На одном конце лески прикреплялись около двух крючков средней величины и свинцовое грузило, а другой конец ее привязывали к удилищу на удочке (9, с.65). Сети у них были различной величины, как для ловли с лодки, так и для закрепления их в воде. Например, у мастера на ручье Конго видели вершу – приспособление для ловли рыбы в реках. Верша сплетена из прутьев тальника. К сети привязывались грузила – камни, а для плавучести, использовались поплавки, закрепленные к верху, притом поплавки для водных сетей были берестяные (просто кусок бересты скручивали в трубочку). Также для ловли рыбы использовали острогу. Она относилась к ударным орудиям труда. Острога делалась в виде большой и редкой железной гребенки, зубья ее оканчивались острыми крючками. Острогу насаживали на длинный шест и били ею рыбу в заливах или в пробках. Притом часто, рыбача, жители уходили от своих деревень вверх по течению, где больше рыбы.

Про охоту говорить сложно, так как сам процесс ее мы не видели, но шкуры убитых зверей, увиденных в охотничьих избах или зимовьях, впечатляют. Почти на каждой нашей стоянке был небольшой охотничий домик. В разных дворах, также, то тут, то там нам попадались различные предметы для охоты, например, железный капкан. Вообще, он был двух типов, в принципе, мы видели и тот и другой. Главным их отличием было то, что у одного две соединенные дуги были без острых зубьев, а у второго дуги были с остро заточенными треугольными зубцами. Строение же их было одинаковым. По обеим сторонам дуг были пружины. Чтобы насторожить капкан, нужно было развести дуги и верхнюю из них зацепить крючком на цепочке, конец которой укреплялся у основания капкана, в месте соединения дуг. Насторожка укреплялась на спусковом крючке таким образом, что при малейшем смещении приманки крючок освобождал верхнюю дугу, и она силой задерживала зверя, попадая главным образом на его лапу. Подобные капканы, бытующие в Сибири в 19-м веке, описаны исследователями (9, с.56).. Зимой на охоту ходили на лыжах. Они были не похожи на современные, и имели свое специфическое устройство. Например, к лыжам не было лыжных палок, потому как руки охотника должны были быть свободными. Также их поверхность была шире, чтобы они не уходили под снег и сами они были не очень длинными. У некоторых лыж нижняя сторона была обвита мехом. Это делалось для подъема в гору, притом мех располагался таким расчетом, чтобы ворс не мешал движению вперед и тормозил движение назад. На месте ступни были ремешки для закрепления лыж на ногах (9, с.48). Для охоты, как и для сбора ягод, грибов, использовались крошни. Крошни представляли собой что-то вроде рюкзака: прямоугольный кусок твердой кожи, с подкладкой из ткани, был выгнут по форме спины с двумя кожаными ремнями для рук и несколькими ремешками для привязывания груза. В нижней части крошней с наружной стороны, устанавливалась выступающая площадка, для установки на нее мешка с грузом. С помощью ручных лямок крошни одевались на спину, и одним из ремешков туго притягивались к туловищу. Мешок устанавливался на площадку в нижней части крошней и привязывался к ним двумя парами кожаных ремешков, прикрепленных концами на боковых сторонах площадки. Подобные предметы видели у Спириной М. Е. и у мастера на ручье Конго.

Основное направление в хозяйстве – земледельческо-промысловое. Население занималось сельским хозяйством и животноводством. Везде, у кого бы мы ни побывали, имелся огород. Люди держат крупный рогатый скот, домашнюю птицу. Проблема ведения хозяйства заключалась в том, что местность была, в основном, гористая. Селились обычно у мест впадения горных ручьев в реку и на ровной местности, пригодной для ведения хозяйства. Зачастую, живя на холмистой местности, староверы не имеют возможности заниматься земледелием, но они содержат скот. Таким образом, между жителями верховьев, которые содержат скот, и между жителями низовьев реки происходит натуральный обмен шкурами, зерном, мясом, хлебом. При каждом доме имелся свой огород, хоть и маленький. Обрабатывали огороды различными приспособлениями, инструментами. Во дворах были такие орудия труда как: вилы, грабли, лопаты, мотыги, серп, коса – литовка, крюк, борона, железная и рамочная, с железными и деревянными зубьями, продольная пила. Наиболее зажиточные хозяева имеют сельхозтехнику. У Юркова Георгия во дворе был трактор.

Борона представляла собой раму с вертикальными рядами зубьев, с помощью которых производилось рыхление почвы. Вообще, в крестьянских хозяйствах употреблялись бороны нескольких типов. Борона рамочная эта борона имела более прочную раму из взаимно - пересекающихся деревянных брусьев. В раму, в предварительно просверленные отверстия в месте пересечения брусков, вколачивались зубья; для увеличения прочности (в местах пересечения рама скоро ломалась, так как один брусок вставлялся в паз другого) на основу рамы набивались 4 – 5 поперечин, в которых и укреплялись зубья. Борона железная – по устройству рамы она ничем не отличалась от деревянной рамочной бороны, вместо деревянных, в них укреплялись железные зубья.

Коса–литовка – ее главное отличие это - длинная рукоять, дававшая возможность косцу делать значительный размах и срезать траву широкой полосой; нож литовки слегка изогнут; примерно на середине рукояти имелось приспособление – палец или круглая рукоять – для упора левой руки, правая рука косца держала верхний конец рукояти (илл. № 9).

Крюк (храп) – массивный железный крючок с острым загнутым внутрь концом с одной стороны и петлей – с другой. Петля служила для продевания в нее веревки, а крючком зацепляли бревно и втаскивали его на стену или подтаскивали в нужное место; еще этими крюками пользовались для закрепления бревна при распиловке или обтесывании его.

Продольные пилы делались значительно больше поперечных пил, повторяя их по форме, и отличались рукоятками. Пилили обычно по двое («в четыре руки»), с каждого конца пилы укреплялась парная рукоять в виде зажима, одевавшегося только во время работы; зажим этот назывался булкой и делался из куска дерева, имел пару выступавших круглых рукоятей и щель с зажимом для укрепления конца пилы. Такую пилу видели у Юркова Георгия. Традиции изготовления орудий труда сохранялись из поколения в поколение, придавая очень большое значение земледельческому труду. К изготовлению орудий труда подходили очень тщательно. Многие из увиденных нами приспособлений введены в каталоги этнографических предметов (9).

Быт старообрядцев тесно связан с их образом жизни. Основную часть своего времени они отдают хозяйству, чтобы прокормить себя, но так же свято чтут свою веру и относятся к труду как к высшему предназначению человека. В повседневной жизни староверы руководствуются уставом. Даже в наши дни можно наблюдать, как строго они соблюдают правила. Особенно это касается старшего поколения. По прежнему много времени уделяют молитвам. Себя староверы называют христианами (приложение с.13).

Люди живут натуральным хозяйством, следуя библейской заповеди «В поте лица добывай хлеб свой». В селениях, где мы бывали, старики от пенсии отказались, хотя в молодые годы отдавали силы государству (приложение с.17-18 ). Родителей опекают дети.

В Восточной Сибири в 19-м веке было развито мелкое кустарное производство. Было представлено прядение и ткачество, кожевенное и гончарное производство (1, с. 78-95). Некоторые виды ремесел сохранились до наших дней, в том или ином виде.

В укладе жизни староверов используются и в наши дни такие ремесла, как плетение корзин, изготовление берестяной, деревянной посуды. Стоит заметить, что у всего населения были плетеные изделия, изготовленные кустарным способом. До сих пор пользовались и изготовляли берестяную посуду и плели различные корзины. На всю реку славится мастер с ручья Конго. Во многих населенных пунктах видели его изделия. Применялись они буквально везде. Большие корзины можно использовать как насест для куриц, в малые собирать ягоду или хранить в них швейные принадлежности и т. п. Для плетения употреблялись чаще всего прутья, солома, камыш, корни сосны или ели, липовое лыко, тальник. (илл. № 10). Также из бересты делали туеса и сосуды для жидкости. От Спириной М. Е. привезли туесок для кваса и берестяную солонку (илл. № 11). Много интересных предметов мы собрали от жителей для Краеведческого музея. Скомплектованные нами старинные этнографические предметы, говорят о том, как жили староверы, чем пользовались, какие устои были раньше.

Некоторые из ремесел в настоящее время почти не используются, такие как кожевенное и гончарное производство. Староверы стали покупать одежду и обувь фабричного производства. Даже в I половине XX века еще сохранялось производство обуви, например, изготовление бродней (бахил) (илл. № 12). Это обувь из грубой сыромятной кожи на толстой подошве. Голенища их – высокие, мягкие. Для укрепления их на ногах у задников имелись ременные или веревочные ремешки, которыми обувь перевязывалась над щиколотками и под коленями. Изготовляли обувь с помощью колодок, делавшихся по размеру ноги (илл. № 13). Прядение и ткачество частично сохранилось, в отличие от кожевенного и гончарного производства.

Наряду с использованием вещей фабричного производства продолжают изготовлять и пользоваться домоткаными полотнами и коврами. Так, например, в летнем домике во дворе у Юркова Ивана видели ткацкий станок с не дотканной ковровой дорожкой.

В домах у хозяек видели и разные прялки. Прялка – подставка, к которой привязывалась кудель для прядения. Простые прялки изготавливались для своих нужд почти в каждом крестьянском доме. Различались два типа прялок – дельные и составные с отдельными донцами. Дельные, в свою очередь, разделялись на прялки из копани и на составные.

А вообще ткацкие станки разделялись на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные употреблялись для изготовление ткани для шитья одежды, а вертикальные – для тканья ковров, половиков. Мы видели горизонтальные станки. Жители называли их кросна.

Сохранение традиционных способов ведения хозяйства, ремесел говорит об устойчивых формах образа жизни и быта, сохранении исконно национальных корней. Мало измененными остаются не только религиозные обряды, но и свадебные, и похоронные обряды (приложение с. 24-26).

Речь старшего поколения представляет интерес для изучения диалектных особенностей староверческого населения юга Сибири (приложение).

Заключение.

Проделанная работа позволяет провести сравнительный анализ исторического и современного материала. Как мы видим, современные болезни общества не коснулись мира старообрядцев. Именно старообрядческая среда несет в себе духовность, исконно национальные традиции. Это подтверждают результаты экспедиции. Задачи и цели экспедиции выполнены успешно. По результатам экспедиции создана выставка «Новые поступления музея» в Литературном музее (сентябрь 2002 г.) и выставка «Мир староверов» на смотре-конкурсе в Советском районе (осень 2002 г.). Спортивно-краеведческий клуб «Ермак» и руководитель экспедиции Грызлов Сергей Анатольевич были награждены Красноярским Краеведческим музеем за вклад в комплектование фондов музея.

Таким образом, одним из путей нравственного возрождения общества может стать обращение к своей, национальной культуре. Изучая прошлое, мы можем выбрать все лучшее из богатой многовековой истории русского народа. В этой работе не говориться о том, что для сохранения русской нации нужно вернуться к старому патриархальному укладу жизни. Но все лучшее, что он несет в себе: это и традиционный семейный уклад, и трудовое воспитание, когда труд – это привычка, а не обязанность, не стоит безоглядно отвергать и забывать.

Мы не хотим, чтобы у нас не было будущего, мы не хотим, чтобы нас тоже считали потерянным поколением (70-80-е г.), мы надеемся увидеть свою Родину сильной и развитой страной, чтобы наши дети могли гордиться ею.

Библиография.

1. Быт и искусство русского населения восточной Сибири. – Новосибирск, «Наука», I т. – 1971 г. – 198 с., илл., II т. – 1975 г. – 148 с. илл.

2. Зуев А.С. Сибирь; вехи истории. 2-е издание, - Новосибирск.

3. Клибанов М. Русское православие; вехи истории. политиздат., 1989-719 с.

4. Красноярский материк. Времена. Люди. Документы. – Красноярск, изд-во «ГРОТЕСК» 1999 г. –584 с.

5. Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть 1-я. Присоединение к России. Учебное пособие для 7-го класса общеобразовательных учреждений - 2-е издание – Новосибирск; ИНФОЛИО - пресс, 1999-256 с.; ил.

6. Мельников Ф.Е. Краткая история древне-православной (старообрядческой) церкви. Издательство БГПУ, 1999.-557 с.

7. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. – Москва, «Церковь», 1996 г. – 318 с.

8. Толстова Г.А. Развитие русского языка в условиях микросоциума // Ежегодник КГПУ, Красноярск 2003г. с.-183

9. Хозяйство и быт русских крестьян. Памятник материальной культуры. Определитель. – Москва, «Советская Россия», 1959 г. – 254 с., илл.

Источники.

  1. Дневник экспедиции.
  2. Рабочие записи.
  3. Аудио записи.
  4. Видео материалы.
  5. Фотографии.
  6. Этнографические предметы.

Приложение.

Респонденты.

  1. Бедарев Климент Онисимович, 70 лет, селение Унжей.
  2. Владимиров Иван, 65 лет, селение Нижний Чедалык.
  3. Матушка Максимила, 60 лет, селение Верхний Чедралык.
  4. Отче Боголеп, наставник старообрядческого женского монастыря.
  5. Рукавицын Макарий Германович, 78 лет, бывший наставник старообрядческой общины, село Ужеп.
  6. Сивков Петр Федорович, 47 лет, селение Унжей.
  7. Сивкова Ольга Петровна, 22 года, селение Унжей.
  8. Спирина Марина, 52 года, селение Ужей.
  9. Юрков Иван Георгиевич, 40 лет, село Ужеп.
  10. Юрков Георгий, 72 года.

Интервью с Рукавициным Макарием Гермогеновичем, с бывшим наставником старообрядческой общины в Ужепе, и его женой.

- Как называется этот вид обуви?

- Воротяжки. Ну, шьют их на левой стороне. Ну и на правую сторону. Шов-то на левой стороне получается. Рубец шов выворачиваешь, его на колодку расправишь, и шва нету. Шов внутри.

- Они называются так – бродни-воротяжки?

- Ну, воротяжки. Ну, раз уж вывернута и голяжка и перед, то вывернешь и подошву и все вывернешь, а задок оставишь. Зад-то вот остается, зад-то на деревянные гвозди сколачивается. Затягивается и каблук и все.

- Ну, теперь, конечно, уже не носят такие.

- Дак, а неохота шить. Сейчас галоши покупают, брезент пришивают и ходят.

- А туесочки вы сами делали?

- Нет, не делал. Молодой был, тогда делал, а сейчас…

- Ну, а…. А стихи вы поете тоже?

- Нет, таланту нет.

- А молодые таланты есть?

- Ну, есть, поют тама.

- Вы были наставником, теперь нет?

- Да, нет. Я уже состарился, 70 лет. Наставников-то в тюрьмы садили.

- Наставником нельзя быть. Там или убьют или голодом заморят.

- Нет, теперь уже не сажают.

- Только презирают.

- Почему? Теперь посвободнее уже.

- Ну, посвободнее. Так, а вы сами то веруете?

- Не веруете, или только так.

- Нет, мы веруем.

- Православные?

- Ну, православные.

- Никонянские?

- Да.

- Молитесь вот так(показывает троеперстие левой рукой)?

- Ну, от родителей повелось. А тут ведь дети от родителей тоже перенимают.

- Так от родителей-то, от родителей. А есть же там и священники, и епископы, и архиепископы и Алексий патриарх.

- Ну, тут-то беспоповцы.

- Беспоповцы, угу.

- А в Новосибирске есть Владыка, Вы не принимаете чужих?

- Ну, Владыка есть, Силуян.

- Вы их не принимаете.

- Ну, не принимаем, значит, потому, что нет точных приметок, что они относятся к нам. В 1846 приняли с Греции Амбросия архиепископа, и в то время, значит, как раз, когда он родился, в то время крещение обливательным было. Вот есть примета, что он попал под обливательное крещение. А если под обливательное крещение его подняли, его надо окрестить. А если окрестить, все старое рукоположение снимется. Значит, он становится никто. Священного духовного звания уже не будет на нем.

- Он как младенец будет новокрещаемый.

- Вот, поэтому, значит, ну, это, не соединяются с нами.

- А вот по Енисею, ведь внизу, там тоже староверы живут?

- Ну, староверы, говорят, тоже нашего согласия. А где там, знаете.

- В общем, еще не ездили, но я знаю. Я знаю Ярцево на Ангаре, там тоже. Кержаками их называют.

- Ну, кержаками. А знаете, почему их называют кержаками?

- Знаем. Керженец.

- Речка Керженец. Вот от Никона то, от царского суда бежали когда, по реке Керженец селились. И назывались – кержаки.

- А теперь в Нижнем Новгороде газета выходит, называется «Старообрядец».

- Ну, Старообрядец, это австрийский писатель.

- Ну, вот газета для всех согласий там написано.

- Дык, это, конечно, одно и тоже значит. Это исповедование, все оно значит одно и тоже. Для всех согласий толки разные. Почему вот у нас согласия нету сильного, потому, что мы, нет точного доказательства с той стороны, значит.

- Нельзя украшаться ризой не соответствует правилам…Борода. Значит Бог отец и Бог сын с бородой были. Христос родился, борода была. Еще Моисею Господь сказал: «Да не взыдет подстригати на бороду твою».

- Бороду бреют - это уже ересь, изменение Отца нашего бога, применяемое самовольно.

- То есть, борода – это свято, как бы?

- Образ мужчины.

- А женщинам без платка нельзя.

- Женщины замужние уже не могут без платка.

- А почему?

- А потому, что должно быть уже различие какое-либо. Девушкам можно, значит носить платок, а можно и без платка, но у девушки, чтобы была коса, одна коса была. Это на девушке. А замужней женщине по чину ходить в платке. В насмешку говоря – это стиль женщин.

- Головной убор?

- Да, головной убор.

- Всегда в платке при муже и даже спать так же.

- Спать нужно также.

- В платке?

- В платке.

- Так неудобно.

- Спросите ее (показывает на жену).

- Всю жизнь – в платке, да?

- Так ведь, привыкнешь.

- Молодежь-то отходит от веры.

- Ну…

- А духовные стихи поете?

- Стихи женщины собираются, поют по событиям.

- Приехал, значит, работать, ну, земляк. В 45-ом, наверное. Строительство ГЭС, как бы. Измерял воду, сколько расход воды и как течет и насколько. Контора у них в Ужепе была. Приехал он туда, значит, с отчетом. Вот, давай над ним смеяться: «Ты, что, говорят, все – без бороды,

- Ну, и он говорит: «А, что же вы, - вот говорит, сейчас я в город выехал, вдруг, говорит, это, попаду под аварию в машине, меня убьют».

- Нет, нет, он не говорил - я вдруг.

- Нет, я примерно это. «Вот похоронят меня и отпоют как за женщину, а я ведь все-таки мужчина, - говорит, а с бородой меня уже и отпевать будут, как надо.

- А то, говорит, не посмотрят и за женщину отпоют.

- А дом сами ставили?

- Этот – нет. Вот тут, когда мы жили раньше с этим, братом… ну, его жена, он-то умер сам… вот он мне и оставил это дом. Ну, вот они и так потом все бросили, уехали. Бандеролька-то пришла, ну они и взяли.

Интервью с Юрковым Георгием Иосифовичем.

- Пользуетесь до сих пор туесками-то?

- Ну, растаскали, говорю, туда-сюда, раздал-то. Так и остались там некоторые.

- А сами делаете?

- Сам.

- Сами.

- И лапти плели?

- Лапти – не видел как, не пришлось мне их видеть, не плел.

- Георгий Иосифович, а стихи вы знаете? Поете?

- Нет, вот этого у меня нет. С детства не могу и не пел и никогда ни песен – не мог.

- Вот, Климент Онисимович – пел. Мы уже у него были. Так хорошо пел, и голос у него есть.

- Он… сват мой…

- А вы – староверы же?

- Я – старовер.

- Беспоповцы?

- Беспоповцы, ага. Попов нету.

- Ну, тут кругом же христиане живут?

- Ну, тут, в общем-то… кругом христиане.

- В Иржее тоже беспоповцы?

- Ну, наши там все.

- Ну, как живется тут? Трудно, наверное? Зимой трудно, наверное?

- Нет, ну… Все нам нравится.

- Воздух хороший.

- Воздух хороший, чистый. … нет, спокойный.

- А, вот таким корьем специально делают, строят? Это сосна, да?

- Листва.

- Лиственница?

- Лиственница.

- Специально отделали, да? И долго держится?

- Да, вот… 50 лет постоит, сдираем.

- Вы называете листвой.

- Ага, у нас листва называется она.

- А на крышу – то же самое?

- На крышу то же. Тут крыша тоже покрытая.

- Кора?

- Нет, вот это – корье.

- Влага не проникает, не течет?

- Да, нет. ….

- И бочки сами делаете?

- Делаем бочки.

- До сих пор, наверное, старинные книги читаете?

- А мы ими только и пользуемся.

- А посмотреть – нельзя? Трогать не будем руками.

- Можно посмотреть. Почему, нельзя?

- А покажете?

- Вот ей, где-то, 300 лет, наверное. Тут вот напечатаны все каноны, тут псалмы. Напечатано пером… вот в том году…

- И переплет кожаный?

- Все кожаные делали.

- Ну, это, наверное, когда уходили из России, с собой книги несли?

- Конечно.

- Эта – позднее, эта – уже перепечатанная.

- Типографии старой поволжской?

- Вот, тоже напечатанная.

- От руки есть еще написано.

- Да, это так, бумажка.

- А это что? Та – книга «Псалтырь», а это – что?

- Это – «Семидесятник». Семьдесят канунов.

- А эта книга – поновее?

- Тоже старая.

- Тканью обтянули.

- Да, это уже переделанная. Это все равно уже, переплет, иструхло все.

- А иструхло – это что такое?

- Иструхло – это изгнило.

- Износилось.

- Есть такое слово. Это – славянский.

- Церковно-славянский.

- А мы старые слова записываем. Верша, потом вот, каяк. Вот такие слова узнаем новые, орудия труда.

- Ну, верша у нас… и мордой называется. Ну, морда, обычно мордой это мы вот называем.

- А вот еще повозок. Вот такие слова тоже узнаем.

- Повозок или полозок?

- Повозок, наверное. Или полозок – правильно?

- Ну, полозок – это называется палочка метра полтора, такая вот загнутая, копны возят. Перекидывают веревку через верхь…

- И потом какой-то крюк, которым сбивают бревна и собирают их. Насеки или?

- Насеки.

- Насеки – это не то. Насеки – это у нас мельницу чинить.

- Еще мы видели сортовку.

- Ну, така есть.

- Многое, наверное, делали сами. Водокачку видели. Интересно сделали.

- Водокачку видели чуть подальше, в Верхнем Чедралыке. Пришли, с берега воду качают, ведрами, как бы, поднимают с берега.

- Ну, да. Это, подал ведро, опустили, подчерпнулось, вытащили.

- Интересно придумали.

- А водокачки там, в Ужепе, не видели разве?

- Ну, другие. А здесь совсем по-другому сделанные.

- Она в воде… крутится, ну, я крылья сделал, приделал к нему.

- Там, внизу?

- Ну, просто… на воде.

- А ведро опускается вниз.

- Нет, тут этого нету.

- Нет, не видели.

- Там есть у нас селеток. Крылья сделаны как пропеллера. Мы на течение положим, повесим эту веревку…

- Лопасти, да?

- Лопасти, эти, оно крутится, а там сделано оно, как-то в центре крутится – смещенный центр, он дает ход мельнице. И тут построен такой насос, как бы для воды, но он зеды от ходу помаленьку в очень малом количестве и подает им воду на огород…. польет это там и ….

- Печки красивые видели. Вот с глазницами, вот здесь вот глазницы были. Такой же выступ. А вот подтапливать, вот здесь, внизу подтапливать не делается.

- Это делается, как плиту делают. На месте этого …. а это, простая печь. Русская печь.

- А я с плитой видела. И вот тут вот глазницы мы сейчас увидели.

- Ну, вот это у нас называется печурка, тут все положат.

- Сами дырки называются печуркой?

- Ага.

- А печь называется – печь?

- Это печь.

- Печурки – вот эти вот дырки, в которые можно положить..

- Можно хоть чо. Обычно, спички положат или, там, ножик, или, что какой-нибудь инструмент.

- А вот этот инструмент как называется?

- Это ухват.

- А есть еще кочерга?

- Есть, она где-то там.

- А лопату так и называете?

- Лопата – она и есть лопата.

- Хлеб печь?

- Ну, вот, некультурная лопата.

- Скажите сами.

- Ну, так. А кто больше?

- Лестовки видели тоже. Мы у матушек были в скиту тоже. С разрешения отче Боголепа мы заходили.

- Это простые, есть вияльные, там разукрашенные, красивые, и смотря какие. Вот там в старину можно увидеть у матушек.

- Ну, там у них старинное все.

- Там икон много.

- Иконы старинные все имеются.

- Да, у нас икон много.

- А вот это вот – для муки.

- Это для муки.

- А как называется?

- У нас называется сельница.

- Не выдалбливается, просто так делается?

- Ну, нет. Она у нас…. есть и раньше были долбленые.

- А вот эта штука как называется?

- Это, это – сечка. Капусту рубать, морковку рубать, брюкву.

- А там еще ступка есть. Так и называется – ступка?

- Так и называется.

- А ручка как называется - толкушка? У нас это пестик назывался.

- Ране все как было, так и есть, так и будет.

- А новой посудой-то пользуетесь теперь уже?

- Пользуемся. Она отъеленная. !

- Тоже старинная, наверное?

- Старинная тоже.

- А можно амбар поближе посмотреть?

- Можно, можно.

- Тут можно все хранить… И птицу …….

- А можно старинные предметы?

- Здесь старинного ничего нету.

- А вот эта ручка откуда?

- Эта ручка…

- От маслобойки?

- Нет.

- Вот, пилораму видели. Там пила есть. Вот, раньше пилили руками. Вот такая же пила, как пилорама. Вот эта ручка выдается снизу. На этой – пилу заклинивают. Вот, один остается переход, там тоже ручка у пилы этой.

- А амбар тоже старинный?

- Старинный.

- Все по старинке еще, да?

- Так, а как?

- А теперь уже не тесом, а с пилорамой рубят?

- Конечно, с пилорамой.

- Ну, тяжело все равно уже. По старинке все делать тяжело уже.

- Да и есть возможность не делать… Магазин есть. То там, то сям.

 

Интервью с Бедаревым Клементом Онисимовичем и его женой.

- А вы давно здесь живете?

- С 29-го года, в 29-ом году мы сюда приехали.

- Сюда, да? А Вам сейчас сколько лет-то?

- Мне? У-у-у-у…

- А как Вас зовут?

- Клемент.

- А фамилия?

- Бедарев.

- А че такое?

- Интересно.

- Старину-то плохо помнят, но специально сейчас вот…

- Да и Вы, однако, тоже не помните.

- Нет, но зато вот мы и изучаем. Как раз вот собираем.

- Там вранья полно.

- Вранья полно?

- Да, конечно. Начинаешь читать, это просто они написали вот из старых книг.

- Это вот вы в книжках читаете, наверное?

- И в книжках, ну и вы говорите – вранья много.

- Много вранья.

- Вот потому мы и ездим, чтобы изучать, узнавать.

- Они из старых книг да свое добавят, чтоб поинтересней.

- Мельянов книжку писал, все – вранье.

- Кто писал?

- Мельянов.

- А как называется?

- Забыл, как называется.

- Она про староверов?

- Ну.

- «Даурия», нет?

- Нет.

- Да не «Даурия», нет - это про Аввакума, а это давно было.

- Но вы же староверы, да?

- Христиане.

- А беспоопвцы?

- Беспоповцы.

- А согласие Часовенное?

- Как часовенное?

- А беспоопвцы, там же много согласий у беспоповцев, да?

- ?

- А моленья где идут, в часовнях или в домах?

- В дому своем.

- Пожалуйста, вас приглашаем, к нам приходите молиться.

- А духовные стихи вы знаете?

- Духовные числа?

- Духовные стихи.

- Это как?

- Стихи!!!

- А, стихи…

- Глуховат он.

- Ну, песни, стихи.

- Вы песнями их называете?

- Нет, стихами.

- Ну, знаете стихи?

- Да, а ведь здесь были какие-то выступления. Тут какие-то выступали, учили они здесь стихи и пели. Вот на Иржее говорили. И вообще ходили и, по-моему, тут были и выступали даже может быть у вас.

- А по отчеству как Вас?

- Онисимович.

- А, Климент Онисимович, а стих Вы можете нам пропеть? Или проговорить, нам интересно. Вы не смущайтесь.

- Да, кто? Мы не смущаемся. Бутылку поставите, спою.

- Да мы-то про бутылку как-то не догадались.

- Я, ведь это, не хожу, ноги не ходят.

- Лет уж 30 – 20.

- Вот он мне на стол и подает.

- Ноги, плохо, не ходят?

- Совсем не ходят. Уже много лет. Не то чтобы много, да это уж, как заболела.

- Она не ходит, я кондыляю.

- Тот кондыляет.

- Какие с нас стихи? Да идите, там вам в деревне споют.

- Нет, молодые нам не споют.

- Споют, у них хорошо есть поют.

- Есть, которые поют.

- Только их щас дома нет, они в Орешник уехали. Да у нас молодеж поет.

- А духовные стихи поют?

- Ну, как духовные это у нас …

- Ну, стихи.

- Ну, стихи, понятно.

- Это как замена песен, да?

- Да, да.

- Это стихи тоже у нас называется, а у нас просто стих и песни и просто стихи.

- Стихи тогда.

- Стихи.

- А стихи о чем?

- Да о своей старости спой ей, что мы сидим и не можем работать.

- Ну, спойте, пожалуйста.

- Работать давно уже не можем и все. Только вы это все давно знаете.

- Нет, мы не все знаем.

- Все знаете. О старости спой им. А ты на этот, что ли, на магнитофон?

- Да.

- У-у-у.

- Да, Вы не смущайтесь. Нам, просто, интересно, как стих это звучит.

- Ну, вы приедете, как эти, как цыгане. Конечно, вот вам интересно, вот вас интересует, взятте, да поживите туто.

- Вы плывет-то откуда?

- С Красноярска.

- Плывете откуда, с Уш-Бельдыра?

- А туда как попадали?

- На самолете.

- А, самолет.

- Климент Анисимович, уж пропойте-то.

- Да ей ты так это, чет сильно круто.

- Нет, ну сразу же начать сложно.

- Он петь-то не умеет.

- А голос-то даже при разговоре какой-то мощный.

- Орет.

- Ну, хороший голос. А молодые были, наверное, голос еще сильнее был?

- Кто их знает, какой он был.

- Как рявкнешь таким голосом.

- Бабке доставалось, наверное.

- Бадагом вдоль спины, деда не слушала (смеется).

- … (звучит духовный стих о скитаниях Христа).

- Хватит.

- Хватит.

- Не поняли не че.

- Нет, по содержанию, вот.

- Ну-ка, расскажи.

- Ну, по содержанию мы все понимаем.

- Ну, расскажи, про че он пел.

- Про человеческую жизнь, трудная такая, гроб Господень, в общем, все понимаем, не беспокойтесь.

- Ни че человеческой здесь трудности. Здесь – как Христос был в гробу, и вот все такое вот.

- Но, когда…

- Ты им про старость спой и то тихонько.

- Но, когда… А, про старость. Да я ее мало знаю. Да погоди, погоди, не торопитесь.

- Ладно.

- Ну, че, посадите вы деда у меня.

- Именинник.

- А деревня, когда приехали, была большая?

- Тут-то?. Ну, мы приехали 12 км выше Чедралка. Там, туда машины, родители там жили. Они тогда туда заехали.

- А мы были у Максимилы.

- У Максимилы были?

- Передали поклон от Аввакума.

- Вы там были? Ну-ка расскажите, как там?

- Она живет, в общем, в той избушке. Ей помогают. …

- Что это означает, ей нельзя общаться с людьми?

- Дак, а вот пример. И матушка Максимила, она тоже накрытая. Ей тоже шибко-то нельзя общаться. Но она просто живет так.

- Они же накрываются, отрекаются от мирских, от людей.

- Накрыты, у них чин, отрекаются от своих, от всего, должны жить в уединении.

- А еще подальше там есть скит, там где отче Боголеп. Вообще, интересные строения тут, мы смотрели дома интересные.

- Как интересные?

- Везде вот, дома складненько так, бревнышко к бревнышку, и печи интересные, прям, как в сказке, там у вас с глазницами.

- Вот, у нас печь видите.

- А вы, как вот работали, печку можете класть?

- Много работал, всяко разно.

- Все, наверное, умеете делать?

- Да, печку че не сделать.

- Печку-то сделать – это не проблема.

- Хлеб сеял, золотарил.

- А золотарил – что означает?

- Ну, золото.

- Золото добывал.

- Ясно.

- А где, в этих местах?

- А вот тут 25 км. Это вот мосты, речки, туда к Уш-Бельдыр, есть такое.

- Ну, тут рассыпное месторождение?

- Рассыпное. Потом, вот … там, а иногда там работал маленько. В Былыуте за Федора край, но в общем в своем районе. Со своего района, в общем, никуда я не уезжал.

- А в Красноярске не бывали?

- Бывал.

- Были тогда еже…

- Не понравился город?

- Город, город ….

- Город деньги любит. С деньгами я люблю город, а так, уж че тама.

- А пенсию платят? Совсем не получаете?

- Не получаем, не положено христианину.

- Не положено нам.

- А в Ужепе никто не получает?

- А сейчас он как и никто.

- А тут и старых мало. Теперь у нас тут все молодые, средние.

- Так, а документы-то, паспорта, наверное, есть, да?

- Да это-то есть конечно.

- Ну, женщины, ладно, сидят дома живут, а мужчинам-то ездить, как же без документов?

- У всех есть, которые ездят, которые ходячие, рабочие. А мы – не ходячие. Все документы держат. У всех охотничают.

- Охотникам штатным больше 20 лет отработал.

- 7 лет ветеринарил.

- А женщины вот у нас…

- А ветеринарить – ведь надо что-нибудь окончить.

- А я самоучка, ни че ни кончал, 7 лет я работал ветеринаром, вот сидел в Иржее. И вот тут этот поселок.

- Климент Анисимович, а еще спойте стих. Да какой хотите сами.

- Ну, вот теперь раскашляется дед.

- Молодежь сейчас песни поет: дыр-дыр-дыр-дыр.

- Вот в том-то и дело все.

- …

Интервью с Сивковым Петром Федоровичем.

- Там, на подошве с коровы молодой скот на голяшке.

- Голяшки – это голенище.

- Голенища, чтобы они не толстые были.

- А называются сапоги эти как – бродни?

- Бродни.

- Это мужские сапоги, а для женщин тоже шили обувь?

- Шили раньше все.

- И как? Какие шили? Как они назывались для женщин?

- А то же так же, все равно – бродни тоже. Бродни пошил, если сапоги шили, то сапоги.

- А из бересты обувь шили?

- Из бересты – нет.

- А в летнее время больше босиком? Раньше так было, совсем в старину?

- А кто его знает. Раньше этого и береста шили, вон, эти, лапти плели.

- А лапти из чего плели, из лыка?

- Из лыка.

- А заготавливали лык как, разве тут есть ива.

- А его заготавливать че. Я так не хаживал в лаптях.

- Я тоже Красноярский край Каратужский район уроженец.

- а переехали почему?

- Ну, может, как я дальше рассказывал, мамины родители тут жили. К родителям к родне переехали. Тогда еще Уругай был.

- Так это вообще еще отдельно было.

- Отдельно было.

- Так она присоединилась к какому году?

- К 45 –му.

- К 50-му, в войну.

- К 45-му.

- В войну, сказали.

 

Интервью с отче Боголепом, Матушкой Секлетикеей, и послушницей Татьяной.

- Нет ни далеко. Ага.

- А поднимались как на моторе?

- А народу много у вас?

- Да, так…

- А это чо такое? А это фотоаппараты

- А, вон те? Фотоаппараты . Мы снимать не будем.

- А в Ужепе у вас родственники?

- Ну.

- А фотографировать у вас можно здесь не знаете?

- А вот здесь не знаете, уже отцы живы здоровы.

- А это магнитофон?

- Фотоаппараты.

- А это, а потом там Чедрацы тоже живут а потом Чедыралык там тоже есть

- А вот эта как там Меланья, где скит, где этот скит где Мелания?

- Максимила

- Чедыралык

- Она на Чедралыке.

- А там далеко от реки? От реки далеко монастырь?

- Километра полтора, наверное

- А там где вы живете, народу много?

- Нас 16 человек.

- Прямо на реке живете? А можно там остановиться у ваш селения поговорить с людьми?

- А как вы скажите?

- Они сделали себе скит вот они там живут.

- Это на Ка-хеме?

- Ну

- Нет на Цилилиоле.

- Нет ну на реке на большой на Ка-хеме

- Ну, я не знаю.

- А туда ходили?

- А мы рыбачили там.

- А что, поймали?

- А рыбы нету, она не клюет.

- А ну мы что-то тоже, кидали, кидали никак.

- Не берет.

- Вот там выше, где эти как их как он называется… Кадрал, на Кадрале еще нормально, порыбачили там. Илыктек там впадал, а ниже чота не берет.

- А вас как зовут?

- Секлетекея.

- Секленекея?

- Секлетекея.

- Интересно так. Далеко живете?

- Ага.

- Ну, как живется вам?

- Хорошо.

- А дети в школе учатся?

- А у нас нет детей.

- Мы в ските живем.

- А, у вас скит да? А просто остановиться поговорить с людьми можно?

- Конечно можно.

- Интересно. Вот мы едем, едем, а никого нет, вот первые жители вы.

- А так, а вы седне хотите зайти.

- Нет не здесь вот там избушка, у нас в избушке принимают тех, кто приехали - людей, рыбачить.

- А мы вот хотели до базы доехать, ну да той, ну которая на берегу, там переночевать. А ваша избушка выше – ниже?

- А вот она тут на горочке, увидите.

- Рядом.

- На той стороне.

- Весла интересные.

- Ну, мы ими гребем

- А вы их как называете?

- Просто весла.

- Интересно, ну поднимайтесь к нам к костру.

- Да, не, перекурнем, и поедем дальше.

- А в ските и дети и старшие, взрослые есть, да?

- Вот такие вот и старые есть.

- А какого согласия вы?

- Старообрядцы.

- Старообрядцы, ну, а беспоповцы?

- Беспоповцы.

- А, согласие, какое? Федосеевцы?

- Н-е-е-е-т.

- А кто?

- А я даже и не знаю, какое из них.

- Часовенные?

- Часовня есть… Слушай, а как их ша они люди между собой.

- У вас часовня есть?

- Ну, угу.

- А церковь? Церкви нет?

- Угу.

- А и батюшка, ну наставник есть.

- А как наставника зовут?

- Отче Боголеп.

- А Боголеп - это имя?

- Имена у нас после накрытия другие даются.

- Странные имена у вас, интересно. Ну, мы к вам тогда причалим если можно?

- А че вам так?

- А нам интересно посмотреть, как вы живете, далеко ведь от города.

- Так, а как вы найдете?

- А если объясните, сами найдем

- А вы откуда?

- Из Красноярска.

- В Красноярске мы были.

- Были?

- Ну, вот как вы.

- А вы объясните, как найти вас.

- Нас, знаешь, мы на карте есть.

- Ну, я посмотрю на карте.

- Ну, вот внизу с той стороны выходите.

- Ага.

- Полторы, две версты снизу и там скит.

- Ну, это Чедрацы

- Ну, там домик увидишь, версты две спускаешься и там старушки.

- Понятно.

- Ясно.

- Дак, а седне, вы где ночевать будете?

- Да у нас есть стоянка на примете, с километр отсюда.

- А лодку сами справили?

- Но.

- Интересно.

- А че?

- А у Матушки Максимилы, у нее была Агафья Лыкова. У нас Агафьины письма. В Красноярске, в музее все хранится, и в общем Максимилины тоже письма. Еще Аввакум поклон передает. Знаете такого?

- Ну, это кому поклон-то?

- Поклон передает Максимиле.

- А откуда вы, про Аввакума-то?

- А мы его видели, мы заходили. За 3 года, говорит, в первый раз поднялись. А вы из разных земель?

- Из разных.

- А девушку как зовут?

- Ира, а вашу как зовут?

- Татьяна

- А тут ведь староверы в основном живут, да?

- Да.

- А там где матушка Максимила там тоже скит?

- Нет, там домики стоят.

- А головной убор у вас как называется вот этот?

- Венец.

- Как, как?

- Венец, а вот это лента.

- А они чем-то отличаются?

- Ну, что я матушка, уже веноческий чин приняла, а она еще девица.

- Только готовиться да?

- Ага.

- Поэтому имя у меня старинное. Нас когда накрывают, имя меняется. Или на первую букву делают имена, по первой букве, вот она Татьяна, если ее будут накрывать, то называть ее будут другим именем, она Татьяной уже не будет.

- Ага, а в миру вас как звали?

- Софья.

- А ты че, в монашки хочешь?

- Да нет, я не готова еще. А возьмете?

- Ну, вот если хочешь.

- Нет, мне в миру интересней.

- А здесь еще интересней.

- Ну, здесь природа красивая.

- Редко кто выдерживает?

- Угу.

- Ну, вообще-то зимой трудновато здесь жить, наверное?

- Да не, в принципе не трудно.

- А вы на лыжах ходите?

- Мы, когда река замерзает, на конях ездим. Ну мы дальше пойдем. Счастливой вам дороги.

- Ну, вам тоже всего хорошего.

- До свидания.

- До свидания.

- Интересно было поговорить.

 

Интервью с Юрковым Иваном Гергиевичем.

- … благословляют иконой. Девушку благословляют ее родители, иконой, в основном Богородицей. А парня родители––––––––––– да отец с матерью тоже какая-нибудь икона, ну вот святителем Николой.

- Понятно. А потом наставник? Как это происходит?

- Видите, там молитвы вычитываются определенные, потом, значит благословляют родители, сначала родители парня, затем девушки. Именно вот икону ставят на голову парня.

- А как ставят?

- Ну, как, берут и ставят, не то что ставят, ну над головой держат…как это, я забыл уже, ну вот если допустим––––––––––– благословение Господне и мое Отче отныне и присно и вовеки и ––––––––––––––––––––––––– молитва, потом девку также, потом родители девушки тоже.

- А во что они одеваются, жених с невестой?

- Ну, невеста в сарафане, а жених в рубахе, красивой.

- Цвета яркие красочные, да?

- Ну, красивые вот такие.

- Все домашнее, да?

- Все домашнее, само сшитое, платок красивый. А потом.… А, нет, ее сперва уводят, девушку-то, наденут на нее шашмуру…

- А что это?

- Ну, это как, такой чепчик. Ее заплетут в две косы и плетут не так, как у девушки, а по-другому. Потом заплетут, потом косы уложат, потом шамнуру наденут, потом платок наденут, сверху еще один платок. Потом подводят парня: " Узнаешь или не узнаешь." Узнает, все пошли дальше начинает––––––––––––––

- А она лицо закрывает

- Нет, не закрывает, у нас же не ислам - там закрывают.

- А вот, как похороны проходят?

- Ну, тоже моления.

- На какой день хоронят?

- На третий.

- На третий?

- Ну, как человек помрет, его обмывают. Я не знаю как, не присутствовал ни разу.

- Обмывают близкие и родственники?

- Близкие и родственники, ну а потом гроб сделают. В гроб положат, поставят его, гроб возле икон.

- Как?

- И три дня человек ему читает, ну меняются, но чтоб чтение не прекращалось, шло круглые сутки три дня. А потом вечером вечерню молятся, а гроб ставят уже по середке дома, ну где молятся. С обеих сторон люди.

- Это в родном доме?

- А потом службу молятся и панихиду отпевают, тогда понесли.

- Это обязательно - наставник?

- Ну, наставник командует, а поют все, ну кто умеет. Я не умею, так я сзади стою. У меня жена поет, так она спереди.

- А обряжают как? Специально готовится одежда?

- Ну, она шьется из холста.

- Домотканая?

- Домотканая, ну желательно домотканая.

- И у мужчины и у женщины?

- Ну, кто я не знаю, но лежат в гробу все одинаково.

- И детей тоже также.

- А всех.

- А вот у вас бороды. Это требование религии, веры, когда отращивают, когда женятся?

- Ну, если в армию идут, то стригут. До армии смысла нет, я считаю. В армию пойдут, там сбреют, а когда с армии пришел, начинают отращивать, говорить, что отрицаются от всего такого.

- А что специальная молитва есть или от себя?

- Специальная молитва. Мы же по уставу живем, все по книгам, все на каждый день устав, скажем, какая седне пища: с маслом или без масла, счас вот пост же, даже масла нельзя. Т.е. это не так, как: утром то вечером это, вот пост как есть, то можно, то нельзя.

- Постная пища?

- Ну.

- И дети и старики пост держат?

- Ну, дети до трех лет у нас разрешается молочное.

- А женщины, если ждут ребенка, тоже постятся?

- Постятся. Потому что если Великий пост. Он 40 дней, если ты хотя бы один день непопостишся, то все не защитается.

- А молочное это что?

- Ну, молочные продукты, животные, рыба, ну рыба она, как рыба разрешена. Если по уставу написано, что рыбу можно, значит можно.

- А в доме кто хозяин, если есть молодые семья и старики вместе живут?

- Верховодит кто? Ну, конечно верховодит.

- Ну, вот есть у вас такое, например, если сын с женою живет у отца или нет?

- Есть. Ну, если он, как сказать, у отца больше нет никого, конечно с отцом живет. В основном тут у нас как, если допустим, родители старые, последний сын живет вместе с ними, ну избушку построили за оградой и живет тут рядом.

- А по традиции младшие остаются жить с родителями?

- Ну, в основном да

- А невесту как приводят в дом? Это вот загодя договариваются?

- Ну конечно.

- Помолвка есть?

- Сперва, ну, посватаются.

- И как это называется, помолвка, да?

- Нет у нас не помолвка.

- Многие на дискотеках знакомятся, ну у вас в деревне все друг друга знают.

- Да, конечно, бывает, ездят люди из других деревень жить. У меня дочь уехала, вот в Ярцево, по сыну там, парень приехал сюда

- Ну, там литовцы живут, да?

- Нет, такие, как и мы.

- А вы какого согласия?

- А у нас часовенный толк.

- Часовенные, ну понятно. А молельня есть, молельня куда вот молиться ходите?

- Ну, одна молельня, как тоже молимся, а это, ну, у кого-нибудь, не то что дом специальный, у нас комната.

- Эта комната специальная или там же, где живут?

- Да где живут. Только там иконостас маленький. Ну, иконы стоят, иконы, книги лежат.

- А книги эти старинные сохранились, хранятся?

- Ага, все сохранились.

- А какой давности?

- А это у нас книги есть 1200 что ли 12 какого-то года

- 1200!

- Да? Она рукописная?

- Ну, половина рукописная, половину печатали, стоит вот год какой, я не знаю.

- А печать была?

- Не было

- 1200 это.

- Может она как, перепечатанная. Точно не помню лет по 300 книгам.

- Что с собой унесли, когда уходили оттуда?

- Да.

- А из каких мест здесь люди живут?

- А из этих мест люди живут. Вот здесь в основном из Саянска Алтайского края.

- А семьи большие?

- Ну, всякие есть.

- Ну, всякие, а в основном большие?

- Ну, по 6-7 человек, по8, по 9, ну в основном по 4-5.

- А вот мы сегодня встретили у старообрядцев такие вот имена интересные Секлетекея, Боголеп.

- Когда чин монашеский принимают- накрываются. Монахини у нас называются Матушками. Там девки-то, а эти отче.

- А как накрывают?

- Ну вот, пришел я, хочу накрыться, года 3 надо пожить с ними. Ну даже не поживешь, а помолишься с ними. Правила у них слишком большие.

- А как накрывают?

- Сперва человека садят, он 40 дней никого не видит и не слышит. В отдельной комнате, келье молельной. Там ему еды совсем мало - кружку воды да кусок хлеба. Вот если выдержит, тогда его в этот чин посвящают.

 

Словарик.

Бодак – трость

Борона – приспособление для рыхления почвы

Бродни (бахилы) – сапоги

Верша – сеть для ловли рыбы, плетеная из ивы

Вилы трехрогие – приспособление для уборки сена (илл.№ 14)

Воротяжки – то же, что и бродни, только шов сапог внутри.

Дранка – кора для покрытия изб

Золотарить – добывать золото

Иструхла – сгнила

Колево – кутья

Кондылять - хромать

Корье – кора, которой покрывают стены, крыши

Крошни – рюкзак из кожи, бывает как для людей, так и для лошадей

Кросна – ткацкий станок

Крюк – приспособление для перетаскивания бревен

Курумник – насыпь камней

Лагушок – деревянная кадушка с крышкой и дыркой в крышке для заливания жидкости

Листва – лиственница

Медведка – приспособление для переворачивания огромных бревен

Моральник – забор без гвоздей, угол забора сложен зигзагом, снизу вверх толщина бревен уменьшается

Морда – то же что и верша

Навивка – деталь ткацкого станка на которую навивают нитки

Наквасил – неладно сделал

Насеки – набор инструментов для ремонта жернова водяной мельницы

Недоуздок – элемент конской упряжи без удил, применялся для привязывания коня в стойле

Острога – ударной приспособление для ловли рыбы

Отче – наставник скита

Отбойка – кувалда

Пестик – толкушка

Печурка – глазница печи

Подугор – под гору

Полозок – приспособление для перетаскивания копен сена (илл. № 15)

Притор – трудное место для прохождения судна

Серянки – спички

Сечка – топорик для рубки овощей, мяса

Скит – маленький монастырь

Сортовка (ветродуй) – приспособление для сортировки зерна, ягод – три сорта (илл. № 16, 17)

Ступка – приспособление для измельчения чего-либо (илл. № 18)

Талика - ива

Таски – состоят из двух палок, с их помощью перетаскивают бревна

Таяк – палка для лыж

Тискы – большие тиски для зажатия металлического предмета

Турач – крошни на коней

Черноризы – монашки, матушки скита


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 5 конкурс (2003/2004 г.)