Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История семьи. Беженцы: миф или суровая реальность


Выполнила: ученица 11 «Б» класса Балахтинской средней школы № 1 Григорян Алина Размиковна

Научный руководитель: преподаватель истории Кочетков Владимир Борисович Балахта 2003г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
Глава I. Это страшное слово «Война»
1. Жизнь до войны
2. Война, на пороге моего дома
3. Судьба моих близких
4. Что почувствовали в первые дни войны
Глава II. Вынужденные переселенцы
Глава III. Наши судьбы в новой стране
1. Выбор региона
2. Трудности на новом месте
3. Социальное положение
Глава IV. В чём наша вина?
1. Права и обязанности
2. Зов души
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Историческая наука является своеобразной памятью нашей цивилизации. Только имея подобную память можно более или менее уверенно чувствовать себя в настоящем и делать прогнозы на будущее. Именно поэтому, в истории нельзя ничего перечеркивать, можно только переосмысливать и уточнять. Это особенно актуально для сегодняшнего времени, когда мы живем столь беспокойное время.

Дети-беженцы: это не миф, а суровая действительная реальность. Эта проблема возникла ни сегодня, ни вчера. Корни ее уходят в далекие сороковые годы. Когда дети должны были бежать в эвакуацию от вражеских пуль и гранат. Но это было в военное время, а сейчас мирное... Детей-беженцев не уменьшилось. Во многих странах, где идут военные действия, дети лишены гражданских прав. Не исключение составляет и наша Россия с ближним Зарубежьем.

Задачами своей работы ставлю:

1. Рассказать историю семьи
2. Показать негатив военных действий в период 90-х годов XX века
3. Раскрыть положение беженцев в России
4. Реально показать нарушение прав человека,

Основной массив фактического материала исследовательской работы был извлечен из семейных архивов, содержащие письма, документы, фотографии, грамоты. Содержащиеся в этих архивах материалы дают возможность проанализировать, как негативно военные действия отразились на наших судьбах. Судьбах армян. На примере, которого, приведу судьбу своей семьи.

Предметом исследования является процесс детей-беженцев и их семей. Хронологические рамки. В работе освещается период с 1990 по 2003 год (до настоящего времени).

Начальная грань с 1990 - год, когда началась война в Нагорном Карабахе. И одновременно начинается бегство населения. Конечная Грань - 2003 год - современная жизнь на чужой земле.

I. Это страшное слово «ВОЙНА»

Не лгать,
Не трусить,
Верным быть народу,
Любить родную землю-мать,
Что б за неё в огонь и в воду,
А если -
То и жизнь отдать.
А.Т. Твардовский

1. Жизнь до войны

Родившись в 1986 году в Нагорном Карабахе, в городе Мардакерт, я наслаждалась необычной красотой этих мест. Я не припомню места, где можно увидеть такую красоту. Вот, что совершенством красоты природы называется! Тёплый климат, обилие овощей и фруктов.

Я жила в двухэтажном недостроенном доме, который возводил отец, будучи строителем, недостроенном потому, что не успел закончить: помешала война. А интересно такая возможность настанет еще?

Мать была домохозяйка, ухаживающая за четвертым ребенком. Жизнь текла своим чередом. Казалось, что еще надо для полноценной жизни, есть все: питание, работа, одежда, крыша над головой.

Каждые выходные нас, четверых детей, увозили к бабушке, дедушке в деревню. Помню, входя в их дом, мне сразу в глаза бросался увеличенный в размере формат газетного снимка. Но только сейчас я поняла всю ценность этого снимка. На нем были изображены два человека, и как узнала я позже, это были прадедушка с маминой стороны и Л.И. Брежнев. А связывала этих людей следующая история.

Новость о Великой Отечественной Войне дошла до села Казанчи, в котором проживали прадедушка и прабабушка, в феврале 1942 года, мой прадедушка Исаак Амбарцумович Агаджанян ушел на фронт. Атака шла за атакой, и вскоре сражения дошли до Польши. В ходе войны прадедушка познакомился с Леонидом Ильичом Брежневым и стал его правой рукой. Домой не писал уже давно, поэтому чувство тревоги родных можно было представить. И только в 1944 году дедушка увидел в газете статью, на которой и были изображены эти два человека: мой прадедушка и Брежнев. Это в какой-то степени успокоило родных, но ненадолго. В январе 1945 года пришло известие, что прадедушка погиб. А позже, когда Леонид Ильич стал руководителем, он издал Указ, о том, чтобы в Польше был, воздвигнут памятник, посвященный Исааку Амбарцумовичу. А адрес места нахождения памятника Леонид Ильич выслал родным в письменном виде. Но, к сожалению, дедушка не смог его сохранить. И нас всех сейчас переполняет желание увидеть этот памятник, но конкретного адреса мы не знаем, а искать - это долгая история, на которую ни у кого не хватит сил...

Помню, как дедушка сажал меня на коня, и мы с ним вместе мчались по полям. И вообще, каждый миг, проведенный мною в деревне, является ярким воспоминанием.

Это до войны было так...

2. Война, на пороге моего дома

Шагай, солдат, свои права
Имея в этом мире,
Шагай, воюй и год, и два
И три, и все четыре...
А.Т. Твардовский

Первые снаряды и бомбы упали на города и села Нагорного Карабаха в 1990 году, а в декабре 1991 года на город Мардакерт, в котором проживала я. Отец решил покинуть Родину, и сопроводил нас в машину с беженцами. А сам пошел воевать. Те, кто считает Карабах своей землей, идут в бой, чтобы умело убивать своих вчерашних соседей... потому что, не убивая, одни не завоюют права на самоопределение для выжженной земли, а другие не сохраняют территориальной целостности. Для солдата боевые действия - это исполнение долга, поэтому тяготы, как бы ужасны они ни были, он обязан переносить, а вот, когда страдают невинные люди, - ужасно вдвойне.

Война началась далеко не сразу - сначала был «межнациональный конфликт». Именно тогда весь мир узнал слово «Карабах», и оно стало означать не место, а определенное явление, которое называется, в зависимости от вкусов оратора, сепаратизмом, борьбой за национальное самоопределение, территориальными претензиями или межэтническими столкновениями.

В Карабахе идет война. На протяжении нескольких месяцев практически каждый день ранним утром после авиационной подготовки начинается артиллерийский обстрел, затем идут в атаку танковые части и пехота. Атаки отражаются (или не отражаются), захватываются и стираются с лица земли населенные пункты, берутся пленные и трофеи - словом, на войне как на войне.

В Карабахе удивительно - рядом война и повседневная мирная жизнь. Под бомбежками работают заводы и учреждения, на вчерашнем минном поле сеют хлеб. Внеочередная увольнительная.

Степанакерт, бывает, несколько дней живет без воздушной тревоги, и город тогда становится почти совсем цивильным. Уходит напряжение, лица горожан расслабляются, больше становится улыбок – как будто и нет войны. Но скоро все возвращается в привычную колею. Два-три воздушных налета в день у жителей города особых тревог не вызывает. Как правило, бомбы падают в окрестностях города. Особенно Степанакерт беспрерывно подвергался бомбежками с воздуха.

Карабах безумно устал от войны. Мир стал их главной мечтой. Но ценой повторения 1991 года. Предварительное условие Азербайджана о разоружении Карабах считает неприемлемым. Оно и понятно. На вопрос, заданный отцу, что он испытывал, когда сверху падали бомбы, выпущенные его вчерашними товарищами, он ответил так: « В начале страшно было. Потом уже привык...»

3. Судьба моих близких

Большинство родственников в ту пору уже успели выехать за границы Карабаха. Родные с маминой стороны уже жили в самой России, в городе Ставрополе. И первые, к кому мы и смогли прийти после побега, были именно они. Это с маминой стороны. А папины родственники остались там, не хотели и не могли бежать. Самым страшным моим воспоминанием была смерть родных людей... Мои бабушка и дедушка, с папиной стороны, остались. Остались на своей земле, с которой так не хотели проститься... Не успев выйти во двор, дедушка был застрелен азербайджанцами на месте. Бабушка, увидев, это выбежала к нему... Зная, каковы будут последствия, что и ее сейчас застрелят, она выбрала единственный путь - с мужем... Дорожа его любовью, она не смогла бы без него жить. И этого ей не пришлось долго ждать. Остальные все родственники жили в разных уголках Нагорного Карабаха. Через них мы как раз «кочевали» с одного места на другое, прокладывая путь в Россию.

4. Что почувствовали в первые дни войны

Обстоятельства в городе, которые видишь каждый день, наводят ужас, страх, нежелание жить дальше... Как можно было жить спокойно, когда рядом бомбежки, снаряды, автоматные очереди... Но я помню, как мама меня укладывала, убаюкивала спать, потому что бежать тогда еще не хотели. Была надежда... надежда, что скоро все станет как прежде. Но этого не дождались и, собрав вещи первой необходимости, пришлось бежать. Бежать - значит выжить, а жить тогда хотелось каждому. Мне тогда было, всего пять лет, но это страшное зрелище я помню до сих пор, и вряд ли смогу когда-нибудь забыть...

II. Вынужденные переселенцы

Прости, прощай, родимый дом,
И двор, и дровосека,
И все, что памятно кругом
Забытой, замыслом, трудом, -
Всей жизнью человека.
Прости, прощай, родимый дом,
Раскрытый, разорённый,
И пуня с давешним сенцом,
И садик занесённый.
А.Т. Твардовский

Отец, сопроводив нас в машину с беженцами, пошел на войну. Я помню, плакала, не оттого, что увозят из родных мест. Но очень часто задавала маме вопросы: «А где папа? Скоро ли он придет? Почему мы едем без него?» И получала успокаивающие ответы: «Скоро, дочка, скоро...» Я тогда еще не понимала, что значит слово «ВОЙНА», «БЕЖЕНЦЫ». Помню, когда нас посадили в машину к беженцам, я очень обрадовалась. Для меня это казалось очередной поездкой с незнакомыми людьми, чему я была рада. Это решение уехать, может, было не лучшим выходом. Но если бы остались, как многие, там, и постарались бы выжить, сейчас бы были на своей земле, на своей Родине, и, может, жилось бы тоже лучше. Были бы в окружении родственников, которые там остались.

Но это мое мнение, и вряд ли сейчас оно имеет какое-то значение. Поздно. Дело сделано. Это сейчас такой вариант кажется легким, потому что он поверхностный. А тогда не хотелось никаких мучений, чтобы пережить войну. Если бы еще исход войны тогда был бы ясен, может быть, и остались, кто знает. Но пока мы переселенцы - вынужденные, потому что это лучше снарядов и автоматных очередей...

Проблема беженцев и вынужденных переселенцев сама по себе возникает в основном из - за массовых нарушений прав человека, национальной, религиозной и прочей дискриминации в некоторых регионах России и ближнего зарубежья.

На самом деле в этом плане сделано немало: законы, принятые в феврале 1993 года, специальные республиканские программы, обеспеченные бюджетными ассигнованиями.

На сознательном и бесцеремонном нарушении прав беженцев и переселенцев, на демонстративном пренебрежении Российским Законодательством, игнорировании Конституции, которые позволяют себе высшие должностные лица некоторых регионах, и даже правительство России. Особенно отличается в этом правительство Москвы, воспользовавшееся режимом чрезвычайного положения в городе в октябре 1993 года, что бы издать целый ряд постановлений и распоряжений, грубо нарушающих права беженцев и переселенцев. Московские власти инициировали и аналогичное постановление правительства России от 13 октября. Все эти постановления, распоряжения, инструкции не были отменены не после прекращения чрезвычайного положения, ни даже после принятия новой Конституции. Не отменены они и по сей день. («Новое время» №31 1994 год)

Ill. Наши судьбы в новой стране

1. Выбор региона

Наши мучения, пока мы смогли попасть в Россию, знает один Бог... Перебираясь с одного места на другое, мы попали в Сибирь, желание, конечно же, не учитывалось.

В Ставрополе, где мы остановились у других родственников, мы не смогли там долго, прожить. Город, и требования более жесткие. Из-за этой причины, которая является главной, мы всей семьей в апреле 1993 года переехали в Мурманск, к другому родственнику, отец еще тогда не вернулся с фронта. Но к такому суровому климату, как в Мурманске мы не могли привыкнуть, не прожив и месяца, нам пришлось опять переезжать, и на этот раз - в Красноярский край. Просто в Красноярском крае, в поселке Балахта, уже давно живет наш близкий родственник. И мы знали, - хоть чем нибудь, он нам поможет. К этому времени отец вернулся уже с фронта, поэтому главной на этот момент была только одна мечта, - чтоб больше всем не расставаться.

Для нас казалось невозможным привыкнуть к местным нравам, обычаям, традициям и климату. Но мы привыкли к стране ставшей для нас «не чужой», и при этом же стараемся не забывать свою.

2. Трудности на новом месте

Как трудно было выжить в Сибири. Вот именно выжить... Ведь это же мука, привыкать к холодному, к суровому климату; новые места, новые лица, другие обычаи, традиции. Порой, казалось невозможно привыкнуть ко всему этому. Но к «хорошему» или к «плохому» все равно привыкаешь... И это лучше, чем к снарядам «Град» и автоматным очередям.

Русские - очень хорошие люди. Они как братья относятся к нам. Стараются во всем помочь. Пожилые и люди среднего возраста свое отношение к нам не изменяют, всегда доброжелательны и приветливы. А вот молодежь в большинстве своем настроена враждебно и агрессивно. Правда, по телевизору неоднократно выступали высокие должностные лица вплоть до членов правительства, говорили, что все бесчинства скоро прекратятся, и произволу будет положен конец.

Раньше в классе для ребят я была - «чурка». И не только я. В школе армян всего десять человек. Для них мы были вроде обрезков от деревьев, никто просто не обращал на нас никакого внимания. Кроме того, что пальцем показывали, да обзывали. Это раньше так было... А сейчас в школе меня многие знают. В классе уже на протяжении шести лет я являюсь старостой. Видимо, узнав меня ближе, они поняли, что национальность не имеет большого значения: человек есть человек, независимо от нации. Но не у каждого есть способности освоить чужой язык. Как приятно! Но порой вспоминаешь прошлое (первые годы в Сибири), и думаешь: «Вдруг все станет как прежде? И к нам станут относиться, как раньше?» Становится страшно от этой одной мысли...

Для меня моей второй Родиной стала Балахта. Здесь я провела большую часть жизни. Порой мне даже не хочется возвращаться на настоящую Родину, и, несмотря на то, что чувство патриотизма все равно зовет. Я хочу, чтобы все так и оставалось, чтоб «ягодки» цвели дальше. Потому что именно в Балахте на моем пути цветут одни «ягодки».

3. Социальное положение

Приехав в Балахту, мы уже сразу начинали получать детское пособие. Но на эти крохотные деньги разве обуешь, оденешь и прокормишь семью? Нет, конечно. Но жаловаться тоже грех, спасибо хоть за это. Наш родственник дал нам приют, помог отцу устроиться на работу. Помаленьку мы вставали на ноги. Здесь же мы тихо и буднично получили статус беженцев. Такой статус в Балахтинском районе уже получали многие, т.е. мы были не первыми.

На вопрос: «А какие же права и преимущества дает удостоверение беженца?», отвечает директор социальной защиты п. Балахта Ю.Тюхаев: «Прежде всего, сам факт признания людей беженцами, а беженцы во всем мире имеют определенные льготы. В Балахте наличие беженцев долго не признавалось. Хотя их число с разрастанием межнациональных конфликтов исчислялось уже сотнями тысячи миллионами человек. На конец в марте 1992 года правительство России приняло соответствующее Постановление. Что оно дает? Материальную помощь, а так же мы обязаны трудоустроить беженца в первую очередь. Если он прибыл в сельскую местность, то имеет право на получение земельного участка под строительство жилого дома, так же земельного надела для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. Если же он не намерен строить свой дом, то имеет право сразу же быть включенным в очередь на получение жилья. Наконец, беженцу предоставляется право на прописку на жилой площади родственников, друзей, знакомых без ограничения нормативов жилой площади на одного проживающего, чего раньше не было. За беженцем признаются вся полнота прав на медицинское и социальное обеспечение, бытовое обслуживание, предоставление детям мест в школах и дошкольных учреждениях. Все это кажется элементарным и естественным, но вспомним: десятки тысяч беженцев из Баку и Сумгаита - первые в нашей стране - всего этого не имели. Ютились в общежитиях Москвы, подмосковных домах отдыха и пионерских лагерях, живя впроголодь на случайные подачки. И не могли не устроиться на работу, поскольку не имели прописки, ни детей в школу отправить. Сейчас положение изменилось к лучшему». («Сельская Новь» № 111 (8573) 19.09.1992г. 2 страница).

После этой статьи у мне на сердце стало жутко: «Но какое же все-таки это отрицательное явление - национальные распри, и какое унизительное положение - быть беженцем. Как хочется, чтобы оно поскорее исчезло и навсегда».

А в 1996 году мы получили гражданство Российской Федерации. Получив гражданство, чувствуешь в себе что - то другое, что ты уже «свой», свой среди чужих. В те времена гражданство получали очень просто, не так, как сейчас...

IV. В чем наша вина?

1. Права и обязанности беженцев

Обязанности беженцев:

Кроме прав перечисленных выше, лицо, получившее статус беженца, получает право наравне с гражданами РФ:

предусмотренных Законодательством РФ и Международными договорами.

Лицо, признанное беженцем, имеет право на получение документа, на выезд на место жительство в иностранное государство, на добровольную репатриацию, а также пользование всеми иными правами, предусмотренными Законодательством РФ.

Обязанности лица, получившего статус беженца, в основном те же, что и обязанности лица, получившего свидетельство о регистрации ходатайства.

Беженцы имеют право на самостоятельный выбор места жительства на территории РФ.

В соответствии с Конвенцией беженцами признаются те лица, которые обладаю следующими основными особенностями:

Беженцы, как не являющиеся гражданами РФ, ограничены и в некоторых политических правах:

Также беженцы не несут некоторых обязанностей, присущих гражданам РФ, в частности, обязанности несения воинской службы. Для вынужденных переселенцев Законом «О вынужденных переселенцах», а также иными нормативно - правовыми актами предусмотрены более льготные условия, призванные способствовать их обустройству в новом месте жительства на территории РФ. Это касается, в первую очередь, приобретения жилья: предусмотрена возможность получения вынужденными переселенцами долгосрочных беспроцентных ссуд на его приобретение или строительство; возможность включение вынужденных переселенцев в списки на получение Государственного или Муниципального жилья, возможность организации вынужденными переселенцами компактных поселений на территории РФ.

Предусмотрено также, что органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и территориальные органы федеральной миграционной службы РФ обязаны содействовать вынужденным переселенцам в возвращении имущества, оставленного ими на территории или за пределами РФ, находящегося в их собственности.

А в случае не возможности возвращения имущества вынужденных переселенцев - выплачивать им компенсацию за его утрату.

2. Зов души

Почему взрослые не желают жить мирно и дружно, как раньше? Зачем эти глупые войны? Для чего убивать друг друга? Почему дети относятся к своим сверстникам плохо, если они другой национальности?

Действительно: Почему? Зачем? Чего не хватает? Когда это кончится? Ведь война не несет ничего хорошего. Смерть, горе обоим враждующим сторонам, убыток, нарушение прав человека... Почему бы ни жить единой семьей, как раньше? Ведь от мира, безусловно, было бы больше пользы, чем от войны. Только почему враждующие силы не могут прийти к единой цели мирным путем? Зачем эти бессмысленные войны?!

Заключение

Вынужденный переезд не обещал нам ничего хорошего. Но это, по крайней мере, лучше, чем получить свинцовую пулю. Дети - беженцы это трагическая страница в новейшей истории России.

Последствия войн будут сказываться многие десятки лет. Не смотря на благополучное расселение моей семьи на Балахтинской земле, я все равно буду считать своей Родиной - Армению.

Знакомство с этой темой, как можно больше числа народа должно осуществляться не ради любопытства, оно должно питать современников историческим опытом.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.

Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муки,
И дети нынешних детей
И наши внуков внуки.

Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.

Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья,
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье - не в забвенье!

А.Т. Твардовский

 

Список использованной литературы

  1. «Сельская Новь» № 111 (8573) 19.09.92г. стр. 2, п.г.т. Балахта
  2. «Новое время» № 23 1994 год стр. 5,7, 8,10,11. Москва
  3. «Новое время» №31 1994год стр. 8. Москва
  4. «Новое время» №33 1994 год стр. 17. Москва
  5. «Сельская Новь» №34-35 (8873) 21.04.95г. стр. 2, п.г.т. Балахта
  6. А. Т. Твардовский «Стихотворения и поэмы». 1983 г. Москва (Дом у дороги. Лирическая хроника стр. 216, 218)

/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 5 конкурс (2003/2004 г.)