Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

«Человек в условиях войны»


Исследовательская работа по истории:

Выполнила: ученица 10 класса Климова Люба
Красноярский край, г.Лесосибирск, школа № 4

г.Лесосибирск, 2004 г.

Содержание:

  1. Цели и задачи исследования
  2. Война как общественное явление
  3. Человек в условиях войны
  4. Героические порывы и паника
  5. Исследование
  6. Список литературы

Чтобы выяснить особенности взглядов бойцов на примере Великой Отечественной и Афганской войн я решила сопоставить взгляды людей принимавших участие в данных происшествиях. Объектами моего исследования стали: заместитель командира взвода Горбачёв Иван Иванович (Вов), Коробейников Сергей Николаевич.

Цели исследования:

  1. Сравнить Вторую Мировую и Афганскую войны.
  2. Сравнить взгляды бойцов разных поколений.
  3. Сделать вывод — что такое война, как общественное и политическое явление.

Задачи исследования:

  1. Провести опрос - что такое война.
  2. Выявить цели, которые преследуют люди на войне.
  3. Выявить особенности поведения бойцов в экстремальных ситуациях.

Война как общественное явление

Война - явление социальное. Она порождена человеческим обществом и существует с незапамятных первобытных времён. Она эволюционирует вместе с развитием общества, приобретая новые формы, иные масштабы. Но суть войны в основном остаётся прежней.

Военный теоретик прошлого века К.Клаузевиц писал: «Война есть не что иное, как расширенное единоборство... Его ближайшая цель - сокрушить противника и тем самым сделать его не способным ко всякому дальнейшему сопротивлению... Война - это акт насилия, имеющий заставить противника выполнить нашу волю».

Клаузевиц является автором известного определения войны как продолжение политики насильственными средствами: «Политическая цель, - писал он, - являющаяся первоначальным мотивом, служит мерилом как для цели, которая должна быть достигнута при помощи военных действий, так и для определения объёма необходимых усилий».

Характерно, что политический аспект остаётся доминирующим и в построениях современных военных теоретиков. Ведущий американский социолог войны Куинси Райт определяет войну как «конфликт между политическими группами, особенно между суверенными государствами, ведущийся с помощью вооружённых сил значительной величины в течение значительного периода времени».

Итак, война теснейшим образом связана с политикой и является одним из ее инструментов. Внутренняя политика включает отношения взаимодействия, господства, конфликта и борьбы между социальными группами, внешняя - между государствами. Война, как правило, крайняя форма конфликта между государствами, порождённая стремлением решить задачу внешней политики радикальными насильственными средствами.

Война имеет не только политическое, но и множество других измерений: материально-техническое, собственно военное, а также социальное, человеческое, включающие в себя и психологические факторы. Каждая война — это своеобразный комплекс качественных и количественных проявлений этих измерений всех взаимодействиях.

Существует множество классификаций войны по разным основаниям. Например, Райт выделяет разновидности войны:

1) животная;
2) примитивная;
3) цивилизованная;
4) современная;
5) новейшая.

Это смешанная классификация, включающая в себя как содержательные элементы, так и технологические, определяющие стратегию и тактику.

В рамках исследования меня интересует только две последние категории — современные и новейшие войны. При этом приходиться признать, что критерии для их выделения достаточно спорны. Так, к современным К.Райт относит войны с использованием пороховой артиллерии, появившейся ещё в XV веке, а новейшие связывает с появлением ядерного оружия, реактивной авиации и баллистических ракет. Для моих целей такая градация имеет общий характер. Дело в том, что все войны, в которых участвовала Россия в XX веке, по этой классификации относятся к современным или новейшим (хотя Россия, обладала ядерным оружием во второй половине столетия, а реактивная авиация использовалась только в одном - необъявленной Афганской войне).

Великая Отечественная и Афганская войны - глубоко специфические явления, характеризующиеся широким набором разнообразных параметров. Среди таких параметров могут быть выделены:

Даже из того далеко не полного перечня видно, что каждая из войн имеет своё «индивидуальное лицо».

Краткая характеристика II Мировой и Афганской войн:

войны масштаб мотив юридические параметры Состав участников характер боевых действий итоги
Мировая война мировая противостояние Германии. Антигитлеровская коалиция официальная многосторонняя от высокой мобильной до длительно позиционной победа с потерями
Афганская война локальная Помощь революционно-афганскому правительству внутреннего контрреволюционного сопротивления необъявленная партизанская Мобильная война с опорой на военные пункты  Победа

Человек в условиях войны

«Перенесение всевозможных лишений, переживание различных видов опасности или ожидание её наступления, потеря личной свободы и принудительный характер поведения - все эти факторы войны и боя влияют на психику бойца, - писал в 1935 г. в эмиграции русский военный психолог, в первую мировую - полковник Генерального штаба Р.К.Дрейлинг. - Действуя постоянно и непрерывно, они постепенно видоизменяют характер реакции бойца на окружающий мир, создают ряд условных рефлексов - словом, производят ряд изменений, которые, в конечном счёте, дают картину видоизмененной психики, присущей бойцу по сравнению с обывателем».

Война формирует особый тип личности, особый тип психологии участника боевых действий. Это психология человека в обстоятельствах войны, которую можно рассматривать как непрерывную череду пограничных ситуаций, бытие на грани жизни и смерти. В минуту опасности человек чувствует и ведёт себя иначе, чем в обыденной ситуации; при этом многие свойства его личности раскрываются с неожиданной стороны. Но и после окончания войны характерные черты этой психологии продолжают существовать, так как её носители, возвращаясь к мирной жизни, неизбежно привносят в нее стереотипы мышления и поведение военного времени - в частности, привычку к насилию.

«Деятельность человека - бойца во время войны просит особый характер, - отмечает Р.К.Дрейлинг. - Она протекает в условиях хронической опасности. То есть постоянной опасности потерять здоровье или жизнь, а с другой стороны - в условиях не только безнаказанного уничтожение себе подобных, коль скоро они являются врагами, но и в прямой необходимости и в поощряемом желании делать это как во имя конечных целей общего благополучия своего народа, так и в целях собственного самосохранения в условиях вооружённой борьбы.

В сущности, все базисные элементы психологии человека, оказавшегося в роли бойца, формируются ещё в мирный период, а война лишь выявляет их с наибольшей определённостью, акцентирует те или иные качества. Однако специфика ситуации вызывает к жизни и новые качества, которые не могут возникнуть в мирной обстановке, а в военный период формируются в максимально короткий срок.

Эти черты и свойства очень сложно разделить по времени и условиям формирования; речь, скорее, может идти о превращении качеств, в мирной жизни редких, в массовые. «Только в бою испытываются все качества человека, - говорил в одном из своих выступлений - легендарный комбат Великой Отечественной Б.Момыш-Улы. — Если в мирное время отдельные черты человека не проявляются, то в бою они раскрываются. Психология боя многогранна: нет ничего не задеваемого войной в человеческих качествах, в личной и общественной жизни. В бою не скрыть уходящую в пятки душу. Бой срывает маску, напускную храбрость. Фальшь не держится под огнём. Мужество или совсем покидает человека или проявляется во всей полноте только в бою... В бою находят своё предельное выражение все присущие человеку качества».

Высшие проявления человеческого духа, довольно редкие в обычных обстоятельствах, становятся поистине массовым явлением в обстоятельствах чрезвычайных. Однако в таких обстоятельствах выявляются не только лучшие, но и худшие человеческие качества, которые могут приобретать принципиально иное значение: например слабость характера, вполне простительная в обычной жизненной ситуации, может обернуться трусостью и предательством во время войны.

Героические порывы и паника

Каждый бой представляет собой неповторимую обстановку для его непосредственных участников, потому что стандартных условий в боевой обстановке не бывает. Динамика боя проявляется в обороне и наступлении. При этом на специфику ситуации влияют характер местности, время года и суток, климат и даже погода.

«Характеризуя условия боя, нельзя упустить из виду и такую их особенность, как чрезвычайно ощутимые жизненные неудобства», - подчёркивает военный психолог Г.Д.Луков - перечисляет некоторые особенности военного быта, неизбежно влияющее на внутреннее состояние война, которое сказывается на его поведении в условиях боя: « Зимой это стужа, когда застывает смазка даже на тщательно протёртом оружии. Когда кусок хлеба становится твёрже льда, а сырые валенки, замёрзнув, ломаются на ходу, как будто они сделаны из очень хрупкого материала. Бывает и летом, когда бойцы изнывают от жары, от недостатка воды, от жгучего песка и удушливой пыли, ослепляющих бойца и затрудняющих ему дыхание. Нередкие случаи в боевой обстановке, когда человек недосыпает, недоедает, живет и действует в неудовлетворительных санитарно-гигиенических условиях, не имеет нормального жилья и уюта, физически и нравственно устаёт, переутомляется».

Смелость в бою представляет собой достаточно сложный психологический феномен и при всём сходстве внешних форм проявления имеет, как правило, весьма различное происхождение и основу.

Среди всего многообразия видов храбрости и трусости можно выделить две основных формы обоих качеств — индивидуальную и групповую. На последней, характеризующей некоторые особенности коллективной психологии, следует остановиться отдельно и рассмотреть такие сложные и противоречивые явления, как героический порыв и паника на войне.

В военной психологии существует особое понятие - коллективные настроения. Это наиболее подвижный элемент психологии, который способен к быстрому распространению: возникая у одного или не многих людей, настроения часто перекидываются на большую человеческую массу, психически заражая её. Особенно часто это происходит при непосредственном контакте и общении людей в условиях жизни бок о бок. Именно тогда вступает в силу и активно действует социально-психологический закон подражания. При этом с одинаковой быстротой могут распространяться как положительные, так и отрицательные настроения, и примеры поведения.

Важнейшее качество групповых настроений - их динамизм. Они способны легко переходить из одной формы в другую, из неосознанной в отчетливо сознаваемую, из скрытой в открытую. Столь же быстро настроения перерастают в активные действия. Наконец, они часто подвержены колебаниям и могут почти мгновенно меняться самым коренным образом.

В экстремальных условиях войны, под влиянием опасности, трудностей, постоянного и нервного напряжения, действие эмоционального фактора приобретает особенно интенсивный характер. При этом в боевой обстановке с одинаковой вероятностью могут проявиться прямо противоположные коллективные настроения: с одной стороны, чувство боевого возбуждения, наступательный порыв, экстаз атаки, а с другой - групповой страх, уныние, обречённость, способные в определённой ситуации привести к возникновению паники. Таким образом, и паника, и массовый героический порыв - явление одного порядка, отражающие психологию толпы.

Главным способом борьбы с паническими настроениями в советской армии был очень прост: «Паникёры и трусы должны истребляться на месте». Можно по-разному относиться к моральному смыслу этого принципа. Но нельзя отрицать его действие. Ведь, в конечном счете, цель была достигнута: приказ № 227 сумел преломить настроение войск.

Горбачёв Илья Степанович. Дата рождения - 1926 год, 20 июля. До войны жил в Красноярском крае Назаровском районе, село Алтат. В день, когда объявили войну, стояла теплая хорошая погода, это событие потрясло всё село. На следующее утро вся мужская половина была мобилизована. Сам Илья Степанович попал на III Белорусский фронт в 1943 году, 215 стрелковую дивизию пулемётчиком. Путь начинал со Смоленска. Первое боевое крещение получил, когда его отряд подвели к передовой. За леском ребята решили поужинать, но рядом взорвался снаряд. Много бойцов было ранено. «В эту пору, - как говорит Горбачёв - жить хотелось всем, но когда пошли в бой, забылось всё». 25 июня 1944 года был тяжело ранен и отправлен в госпиталь, после излечения попал на второй Белорусский фронт 8 танковый корпус мех-бригаду автоматчиков. Самый памятный момент стал, когда он со своим отрядом штурмовал Данцихь, погиб радист, Илья Семёнович был направлен на помощь, благодаря ему связь не была прервана. Участвовал в освобождении Данцихьа и Литвы. Не доходя до Эльбы, отряд остановили и объявили окончание войны.

На вопрос, — какие цели вы ставили перед собой и что для вас война, чем отличается Афганская от Отечественной войны? Горбачёв отвечал: «Я шёл отдать долг Родине. Война - катастрофа, которая не приводит ни к чему хорошему. Когда мы шли в бой, мы защищали свою Родину, а Афганская война - прошла, без толку, погубила молодёжь; полезли в чужую страну, куда не нужно»!

Илье Степановичу принадлежат такие награды, как орден Отечественной войны I степени, два ордена Красной звезды, медаль за Победу, но самая любимая, так как первая, является медаль за отвагу.

Коробейников Сергей Николаевич. Дата рождения - 1969 год, 3 марта. До войны жил в Красноярском крае, городе Лесосибирск. По исполнению 18 лет в 1987 году был призван в армию. В это время Россия уже вступила в необъявленную войну, а точнее война подходила к концу. Сергей Николаевич попал в провинцию Баллад город Пуль-Хумри рядовым, по специальности водитель, но даже в этой должности ему приходилось побывать в экстремальных ситуациях: «Однажды, - вспоминает Коробейников, - машину, в которой я ехал с сослуживцем, обстреляли; мой товарищ погиб, для меня это было впервые видеть погибшего человека. Страх носил своеобразный оттенок: это был страх не столько перед самим фактом смерти, сколько перед безобразным видом. Но со временем привыкаешь к мысли о смерти, результатом чего становится притупление чувства самосохранения».

На вопрос, какие цели ставили перед собой, что такое война и чем отличается Афганская от Второй Мировой войн, Коробейников отвечал: «Главная цель в Афгане - это пройти армейскую службу, а также внести свой вклад в помощь афганскому правительству. Война же - явление многомерное. В ней находят отражение все стороны жизни общества, она уничтожает всё живое, но если нет другого выхода в решении проблем, на мой взгляд, можно прибегать к жестким мерам. Во Второй Мировой войне Россия защищала свои права во внешней политике, а в Афганскую она вступила для «законного «отмывания денег».

Результаты опроса.

Для составления диаграммы я провела, опрос 100 человек выдвинув два определения «войны»:

1. Война - это акт насилия, имеющий цель заставить противника выполнить вашу волю. Она убивает жизнь, и порождает смерть.

2. Война – та же политика, но другими методами; своеобразная самоорганизация общества и управления им, она необходима, если нет другого способа достижения поставленной цели.

По проведённому опросу (см. диаграмму) можно увидеть негативное отношение людей к войне. Более того, они не оправдывают её, как одно из средств ведения политики, и лишь 5% считают, что цель оправдывает средства, при определенных условиях проведение войны необходимо.

Список литературы

  1. Дрейлинг Р. военная психология как наука // Душа армии, 1997.
  2. Луков Г.Д. Психология: Очерки по вопросам обучения и воспитания советских воинов, 1960.
  3.  «Я точно знаю, меня никогда не убьют!» // Комсомольская правда, 1993 г., 8 мая.
  4. Клаузевиц К. О войне: В 2 т. Т.1. М.: Госвоениздат, 1937.
  5. Локальные войны: история и современность.
  6. Головин Н. Наука о войне // Философия войны, 1995 и т.д.

/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 5 конкурс (2003/2004 г.)