Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История семьи Белозеровых


Ляпко Наталья Ивановна, ученица 10 «А» класса 
Муниципальное Общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 5 г.Саяногорскf

Саяногорск, 2004 г.

Семья - один из наиболее древних социальных институтов. Она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, нации и государства. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, воспитанием детей, формированием их индивидуального сознания.

В процессе исторического развития отношения семи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений[Тощенко Ж. Социология. М., «Прометей», 1999].

Важное место в духовной жизни семьи занимают памятные даты, наши революционные праздники. Традиционно вся наша страна отмечает годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, Первое мая, День Советской армии и Военно-морского флота, День Победы и другие, памятные для нашего народа дни. Нет такой семьи в нашей стране где бы не отмечались эти события. В одних семьях стало традицией в наиболее важные дни общенародных торжеств приезжать в отчий дом, к родителям, братьям, сестрам; в других организовывать коллективный культурный отдых; в третьих - приглашать боевых товарищей, даже живущих в других областях.

Бережное, уважительное отношение взрослых к общенародным традициям, к памяти прошлого, к памяти тех, кто уже ушел из жизни, - все это и составляет память народа, благодаря которой молодые люди осознают себя звеном в цепи поколений, осознают свою ответственность за передачу опыта народа будущим поколениям.

Особое место в ряду идейных ценностей семьи занимают семейные реликвии: личные документы, фотографии, письма, награды. Каждая из них это повесть о подвиге, о жизни и делах близких людей, тех, кто сражался на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн, кто трудился на стройках пятилетки.

Бережное отношение к семейным реликвиям, стремление использовать их как, своего рода, источник нравственной силы, идейной убежденности. Эти качества присущи большинству российских семей.

Характерной чертой семейных отношений является духовная преемственность поколений, передача от старших к младшим духовных ценностей [Гребенщиков И.В. Этика и психология семейной жизни. М., Просвещение, 1984].

Семья - древнейшее устройство на земле и она имеет большое значение в человеческом обществе. Важно ли сейчас знать историю своей семьи, ее корни, что для людей представляет семя и нужно ли сейчас патриотическое воспитание молодежи?

Задав несколько вопросов, я, может быть, получу неожиданные ответы и узнаю, что значит для людей разных возрастов и профессий семья.

Я опросила некоторых людей и выбрала два наиболее интересных диалога.

Волкова Ирина Иннокентьевна, работник библиотеки школы № 6.

- Нужно ли знать историю своей семьи?

- Мне кажется нужно. Ну для чего нужно? На примере своих предков воспитывать детей своих. Потому что детей воспитывать достаточно сложно. И рассказав о ком-то, о своем родственнике можно гордиться этим человеком. Я, например, горжусь своим папой. Он у меня заслуженный строитель России. И я им, в общем-то, горжусь. У моего папы было девять братьев и сестер. Трое из них воспитывались в детском, доме. Мне кажется нужно, нужно обязательно детям, рассказывать про свои корни, свои истоки.

- Достаточно хорошо Вы знаете историю своей семьи, ее корни?

- Не достаточно, нет. Мне хотелось бы знать об этом. Жалко то, что мои родители мало знают об этом, мало помнят об истоках нашей семьи. И мне очень больно и обидно.

- Что для Вас значит ваша семья?

- Сказать все - это ничего не сказать. Семья это тыл, спокойствие, надежда. Другой вопрос, как выстроить такую семью, чтобы она была такой. В этом многое зависит женщины. Семья - это все, это главное. Семья — это семь «Я» [Интервью сделано 18 декабря 2003 г.].

Долгополова Эльвира, ученица 10«А» класса школы № 5.

- Нужно ли знать историю своей семьи?

- Конечно, нужно, так как каждый человек в семье должен знать кто у них прапрадед, кто прапрабабушка. Еще для чего нужно знать историю своей семьи: если ты едешь куда-то поступать, то иной раз спрашивают историю своей семьи.

- Достаточно хорошо ты знаешь историю своей семьи и ее корни.

- Если честно, прапрадедушку и прапрабабушку не знаю. Может быть, мне о них говорили, но я забыла. Вот до бабушки, до дедушки я знаю родственников по маминой и папиной линиям.

- Что для тебя значит твоя семья?

- Моя семья значит для меня очень многое. Это не знамя, как некоторые выражаются, это тяжелый крест. Нужно беречь свою семью, уважать ее. Так как семья помогает тебе во всем. Семья для меня, это самое главное, что я имею. На первом, месте у меня всегда стоит семья. А дальше подруги, будущая карьера, школа. Школа вообще на последнем месте. Семья это такой островок, где мама, папа, которых любишь. Есть милые вещи, окружающие тебя с детства, есть традиции и правила, которые никто не нарушает [Интервью сделано 20 декабря 2003 г.].

Все люди, с которыми я говорила, менялись на глазах. На многих нахлынули воспоминания о детстве, о бабушках и дедушках. Все, с кем я беседовала, после разговора вспоминали, что в других городах у них есть родные, о которых они ничего не знают несколько лет, что надо написать письмо, поздравить с Новым годом или хотя бы позвонить.

Мой вывод: современный человек так занят обустройством своего будущего, работой, карьерой, что начинает черстветь, но стоит его «сбрызнуть живой водой» (т.е. разбудить воспоминания о семье) то он посвежеет. Неужели трудно сходить на почту и на почтовой карточке написать хотя бы всего три слова «Я вас помню».

Зима оказалась самой неудобной порой, чтобы что-то исследовать. Это же деревня! Деревня, в которой происходили события, называется Калы. Сейчас в Калах мало что можно узнать. Многие дома заброшены. Бабушки и дедушки, которые могут хоть что-то рассказать о тех временах либо болеют, либо страдают глухотой, да и всего их семь или восемь от силы. Многие просто не открывают двери. А некоторые до сих пор боятся рассказывать.

О своей семье я знаю немного. Он, Белозеров Гавриил Иванович и она, Агапова Елизавета Григорьевна жили в одной деревне. Семьи жили не бедно. Трудились с раннего утра до позднего вечера, но работников не держали. С семи лет и Гаврил, и Лиза помогали родителям, трудились вместе с ними. Гаврил помогал отцу, Белозерову Ивану Львовичу во всем и гряды вскопать и вспахать землю; матери, Белозеровой Ольге Матвеевне воду в дом принести и овощи собрать к обеду и грядки засевать. Елизавета была старшая в семье. На ней были уборка, кухня, огород, младшие сестры и брат.

В 1929 году Елизавета (16 лет) и Гаврил (19 лет) поженились. Елизавета по тем временам считалась богатой невестой. У нее было 25 платьев, сапоги на шнурках, полушубок, купленный отцом; в приданом корова, поросенок и восемь кур. Жили у родителей Елизаветы. Но счастливое время длилось недолго.


Елизавета Григорьевна (18 лет) и 
Гавриил Иванович (21 год)

Сталиным была сформулирована задача увязать производственное кооперирование сельского хозяйства с разгромом кулачества. Провозгласив в ходе коллективизации главным лозунгом ликвидацию кулачества как класса, партия накалила обстановку в деревне до предела. Официальная пропаганда создавала образ деревенских предпринимателей как «кровопийц, пауков и вампиров» [Слова Сталина].

Семьи Агаповых и Белозеровых тоже подверглись раскулачиванию. У Агаповых отобрали дом со всем имуществом и скотом, у Белозеровых отобрали сеялку, сбережения и некоторый скот, дом по причине малых размеров оставили.

Из воспоминаний Николая Григорьевича Агапова и его тетки Пелагеи.

Раскулачиванием управляла Маруська Д., женщина грубая, жестокая и неуравновешенная. Родилась она в бедной семье, ни отец, ни мать не работали. Девчонка слонялась по дворам, где-то попросит краюшку хлеба. Возвращаясь домой, она часто видела пьяным отца и забившуюся в угол мать. Из-за частых пьянок отца мать болела и однажды она так и не встала из своего укромного угла. Пьяный отец сказал дочери, чтобы не ревела из-за каких-нибудь неурядиц в жизни. Смерть - это смерть. Похороны прошли без слез, через несколько дней умирает отец. С тех пор сердце Маруськи окаменело.

Она теперь могла отомстить и за свое голодное детство, и за все унижения. Она ездила на тарантасе, останавливалась у каждого дома, приказывала вывести хозяев и указывала, что забирать. Остановившись у дома Агаповых, она приказала их вывести и поставить у ворот. Пока выносили вещи, она приказала Елизавете Григорьевне: «Снимай полушубок!!!». Эти слова были сказаны со всей ненавистью и желчью. Но получила отпор: «Я тебе дам полушубок! Это мне тятя подарил!».

Оскорбленная такими словами, Маруська приказала забрать дом, а Григория Петровича выслать, а когда он вернулся в 1937 году, то выкупил свой же дом.

Тридцатые года были очень тяжелыми. Был образован колхоз, в который они вступили. Работали от зари до зари. Приходилось оставлять маленьких детей одних. Деда Ганя (Гаврил Иванович) работал трактористом в МТС. Приходил домой он очень поздно, но всегда брал маленькую Аню на руки, а росла она неспокойным ребенком. Однажды, придя домой, он услышал такие слова: «Все, я больше так не могу! Она все орет и орет! Завтра забирай ее с собой на работу!». Деда Ганя спокойно взял ребенка на руки и сшил маленькие башмачки. И Аня пошла в восемь месяцев [По воспоминаниям моей мамы Ляпко Валентины Ивановны, из рассказов ее мамы Зелениной Анны Гавриловны].


Трактористы МТС. Примерно 1932 год

Деда Ганя был спокойным человеком. Был мастером на все руки. Он мог сам построить дом, делал мебель. Даже ставни на окнах он вырезал сам, придумав свой узор.

В 40-ом году он был приглашен на ВДНХ [ВДНХ - выставка достижений народного хозяйства], где и получил свидетельство участника Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки 1940 г.

В 1941 году его призвали в действующую армию на Дальний Восток. Он сел на свой трактор и уехал. Воевал в восьмом батальоне восемьсот двадцать втором артиллерийском полку трехсотой стрелковой дивизии.

Миллионы мужчин ушли на фронт. На их место встали домашние хозяйки, учащиеся и пенсионеры. Моя бабушка Лиза (Елизавета Григорьевна) стала бригадиром и поварихой одновременно.

Таким образом они помогали ковать победу. Большую часть хлеба отправляли на фронт. Даже дети работали, они ходили по полю и собирали колоски, лежащие на земле, чтобы ни одно зернышко не сгнило.

Дочь моей бабушки Анна была самая старшая из всех детей. Поэтому всех ее младших братьев и сестер (родных и двоюродных), а также детей соседей оставляли с ней. Но она часто выставляла раму (так как дверь комнаты всегда запирали снаружи) и убегала играть на улицу. После очередного такого побега Елизавет Григорьевна строго сказала дочери: «Не хочешь с ними сидеть, тогда иди, работай!» [По воспоминаниям моей мамы Ляпко Валентины Ивановны, из рассказов ее мамы Зелениной Анны Гавриловны].


 Гаврил Иванович, Елизавета Григорьевна, 
Александр Гаврилович, Иван Гаврилович

Баба Лиза не была ни строгой, ни бессердечной. Она не хотела чтобы в ее доме росли пролетарии [Она считала их тунеядцами, лентяями и голытьбой]. Она любила работать и назвала себя «великой труженицей». Хоть она и командовала мужиками, но была всегда ласковой, настоящей матерью со своими детьми. Всего их у нее было восемь. Многие умирали новорожденными, двух-трех дней отроду. Приходилось работать, оставляя ребенка без присмотра. Работала и боялась, что в эту минуту может быть угасает жизнь малыша.

Из писем Гаврила Ивановича сохранилось только одно. Хоть это письмо и не может добавить что-нибудь нового в историю, но я пишу исследовательскую работу не про войну, а про историю семьи. Это письмо написано со всей любовью. Это не то письмо, которое можно получить от родственника в наше время. Начало писем обычно всегда одно и тоже: «Привет всем!». Раньше же люди без среднего образования и без действительно свободного времени не ленились желать здравия всем своим родственникам, перечисляя их поименно. Вообще, с войны писем люди ждали с трепетом. Боялись казенных конвертов. Всегда, завидев почтальона, молились, чтоб письмо было в виде треугольничка со штампом полевая почта. Оно означало, что человек жив.

На чем писали письма? На бумаге, которая была использована для каких-либо других записей. Письмо дедушка написал на листке артиллерийских расчетов (приложения).

В конце 1945 года Гаврил Иванович приехал на своем тракторе без единой царапины, но с астмой.

Во время военных действий в Японии он попал в газовую атаку и это очень сильно отразилось на его здоровье. Свою трудовую деятельность он продолжил на местной электростанции электриком-механиком, рядом находилась мельница на которой он работал мельником. В 1946 году 10 августа ему была вручена медаль «За победу над Японией». Но никакая медаль не улучшила его здоровье.

В это же время он обменивает корову на дом, предназначенный на слом. И вскоре строит новый, в котором они жили до конца своих дней.

У них было трое детей: дочь Анна и два сына - Иван и Шура (Александр). Кажется ничто не могло омрачить их счастья. Они могли жить спокойно, работать. Но случилось то, что никто никак не мог предвидеть.

Из воспоминаний Николая Григорьевича Агапова.

Был жаркий август 1958 года. Шла полным ходом, уборка урожая. Мне было одиннадцать лет. С мальчишками мы катались на велосипедах. Катались наперегонки до столбов недостроенного дома. Ближе к вечеру народ стал говорить об аварии, произошедшей по дороге в Калы, что из двух людей выжил только один. Утром стало известно, что сын тети Лизы погиб в аварии, а водитель, его друг, выжил. Мы были в большом потрясении.

Позже стало известно, что водителю дали два года тюрьмы за убийство. Он долго просил прощения у родителей Александра. Он все время повторял, что погибнуть должен был он, так как был сиротой.


Анна Гавриловна и Иван Алексеевич. 


Их дети: Валентина Ивановна и Наталья Ивановна

Прошло лет десять после гибели Александра. Иван работал на Саянмраморе, возил мраморные плиты на тракторе. Елизавета Григорьевна также работала, не покладая рук. Теплым майским вечером ей передали, что отец повесился.

На этом моменте я хочу остановиться. Во-первых, дед Гриша не смог бы сам повесится, ему было 87 лет. Во-вторых, все знали, что он был бережливым и деньги у него всегда были, но он не показывал этого людям. Старался быть таким же как все. Главная версия произошедшего: его убили из-за денег. Моя мама, Ляпко Валентина Ивановна, говорила: «Он был мудрым».

Спустя четыре года в ноябре 1973 года происходит авария со старшим сыном Иваном.

Из рассказа моей мамы, Ляпко Валентины Ивановны.

В конце ноября наступили морозы. И дорогу покрыла тонкая корка льда. Двадцать шестого числа Иван при перевозе мраморной плиты не справился с управлением и трактор съехал в канаву. Трактор Ивана был раздавлен мраморными плитами.

Еще через три года умирает от хронической недостаточности III степени дед Ганя.

«Сколько я гробов вынесла из своего дома», - часто повторяла баба Лиза, вспоминая всех ушедших родственников.

В холодные зимние вечера она доставала из комода старые открытки перечитывала их. Вот одна из них. Она мне запомнилась своей простотой и необыкновенностью.

Что я узнала о своей семье?

Конечно, для меня это достижение - узнать больше о своих предках. Предполагая и рассуждая, я поняла, что сейчас совсем другое время. Я поняла почему прадедушка и прабабушка жили 36 лет без регистрации брака. Раньше было совсем другое. Любили по настоящему. Доверяли друг другу, а сейчас лишь бы замуж за богатого выскочить, а лучше сразу, чтобы не работать.

Также во многих документах были сделаны ошибки. В свидетельстве о рождении  записано: Белозеров Гавриил Иванович, в свидетельстве о браке  и свидетельстве о смерти  Белозеров Гаврил Иванович, даже в купле-продаже избы: Семенова В.В. продает избу за 200-00 (пишет цифрами) две тысячи руб. коп 00 (пишет словами) , то есть, раньше все были малограмотны и не замечали ошибок. В наше же время за ошибки прапрадедов расплачиваются их потомки, притом кругленькой суммой. Вот попробуй, докажи, что у Белозерова Гавриила не было брата Белозерова Гаврила.

Впереди у меня целая жизнь. Я хочу, чтобы мне и всем, всем сопутствовала народная мудрость: Век живи - век учись. Век трудись - век люби. Век учись любить!

Не забывайте свою семью!

В исследовательской работе я описала жизнь своих предков. Эту работу я посвятила памяти своей прабабушки Белозеровой Елизаветы Григорьевны. Именно она главный герой моих исследований. «Великая труженица» и стряпуха, бригадирша и мать – это еще не все, что можно сказать о ней.

Ее слово всегда было точным, зря она никогда не говорила. Она могла направить людей в нужное русло.

Только сейчас я смогла понять, что люди без мудрого совета наставника могут наделать ошибок.

Сейчас вспоминаешь, что говорила баба Лиза и диву даешься, ведь она советовала правильно. Нам не нравится, когда нас поучают, но зато потом стараемся вспомнить хоть один совет.

Я надеюсь, что мое исследование докажет: семья – это самое главное, что есть в жизни человека.

Моя работа заканчивается трагично. Кажется, что бабушка не очень счастлива была, но это не так. Она дожила до 84 лет. Подержала на руках правнуков. Это истинное счастье для всех бабушек.

Пусть наша память в фотографиях хранится,
И дорогие нам, родные лица
Пусть будут в жизни нашей навсегда,
Как лучик солнца, с купола небес спустившись,
Они живут, и с нами будут жить всегда


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 5 конкурс (2003/2004 г.)