Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Некоторые вопросы нравственного воспитания в Енисейской губернии в начале XX века


Автор: Саркисян Николай Мкртичевич, 15 лет 10 «А» класс, школа № 64

Руководитель: Купрякова Ирина Владимировна преподаватель

 «Истинный показатель цивилизации –
не уровень богатства и не величина
городов, не обилие урожая, а облик
человека, воспитываемого страной»
Р. У. Эмерсон

Сегодня на всех уровнях власти принято говорить о росте нашей экономики. Но, наверное, люди так устроены, что им всегда не будет хватать денег. «У кого бисер мелкий, а у кого щи пустые» - так гласит народная мудрость. Но если сегодня мы не найдём того хрупкого равновесия между материальными благами и духовным богатством - наш мир может рухнуть. И прав Эмерсон - ведь безнравственные люди чаще всего и невежественные, а невежественные люди никогда не построят больших городов, не соберут большого урожая и не смогут сделать ничего, что позволило бы назвать человека «венцом творения». И сегодня в нашей стране многие дальновидные люди опасаются за нравственный облик молодого поколения. Но раз опасаются, значит, есть, с чем сравнивать, значит, не всегда подростки ходили ночью по улицам, не пили в столь раннем возрасте спиртные напитки, не курили, не вели себя агрессивно; не всегда родители выкидывали в окна своих новорождённых детей.

И в качестве примера правильного и качественного нравственного воспитания я постарался представить опыт дореволюционной России.

Я не призываю, к какому бы то ни было консерватизму, возвращению старых, тоталитарных, ещё советских или даже «домостроевских», порядков. Это не так. Я лишь предлагаю использовать некоторые методы воспитательного процесса дореволюционной России в современном обществе, оставаясь убеждённым демократом и атеистом и не доказывая, что залогом стабильности государства являются традиции, даже модифицированные под нынешнюю действительность.

Стоит взглянуть на сегодняшнее положение дел, касающихся, например, преступности среди подростков. Вот что говорит и. о. начальника отдела по делам несовершеннолетних ГУВД Красноярского Края Л. Левковец:

«Сегодня в Красноярском крае каждый пятый подросток состоит на учёте за потребление наркотических, токсических веществ и спиртных напитков.

В нынешнем году несовершеннолетними или с их участием совершено более трёх тысяч семисот преступлений. Это примерно 13 % от общего числа. Статистика тревожна: каждый второй участник преступления не работает и не учится, каждый третий - школьник, практически каждый пятый подросток на учёте в отделах инспекции по делам несовершеннолетних. 11 % молодых правонарушителей ранее судимы. Около трёх сот преступлений совершенно девушками. По количеству малолетних заключённых Россия лидирует среди всех стран мира».

Глядя на эти цифры, впору ужаснуться. Но как же обстояли дела в начале XX века в Енисейской губернии? Вот данные из Государственного архива Красноярского края (ГАКК): за 1900 год в Енисейской губернии был арестовано 60 человек в возрасте до семнадцати лет при населении 800000 человек! Из них четверо были арестованы за «смертоубийство», «о преступлении против чести и целомудрия женщины» - ни одного человека, за грабёж - два человека, за кражу - семнадцать человек, «о нанесении увечья, ран и других повреждений здоровью» - восемь человек; остальные были осуждены на незначительные преступления [Памятная книжка Енисейской губернии на 1900 год].

В чём же заключается причина такого различия в цифрах? Я считаю, что дело в различном подходе к воспитанию и в том, как воспринимало эту проблему государство, считало ли оно эту проблему приоритетной.

Правильное, нравственное воспитание детей и подростков с ещё не сформировавшимися психикой, характером и убеждениями должно стать сегодня делом государственной важности. А чтобы знать, как это сделать, какие именно меры необходимо предпринять, я предлагаю познакомиться с воспитательным процессом дореволюционной России. Чтобы жить в будущем, надо знать прошлое.

Нравственное воспитание в рамках школы

При Екатерине II народное образование было признано делом государственной важности. В это время впервые в России Императорским Вольным экономическим обществом и Дружеским обществом поднимается вопрос о всенародной грамотности.

Но этим стали реально заниматься только в 1802 году, когда было учреждено Министерство народного просвещения и появилась общая система образования и воспитания. Все учебные заведения: приходские, уездные, губернские училища (или гимназии) и пр. - находились между собой в тесной органической связи.

Главной целью приходских училищ стала подготовка учеников для уездных училищ, а также «физическое и нравственное улучшение». Помимо всех прочих предметов, там преподавали и нравоучение.

Всякая приходская школа имела одобренную министерством народного образования и духовным ведомством (Синодом) программу и учебные пособия, соответствующие введённому способу обучения. Но учитель не должен был забывать о главной - нравственной - цели воспитания, прививая любовь к справедливости, сострадание к несчастью, ревность к учению, к трудам своего звания и вообще полезной деятельности.

Организация внешкольного надзора над учениками

Общеизвестно, что жизнь любого подростка не начинается и не заканчивается в стенах учебного заведения. Вне этих стен она может быть столь же активной, насыщенной и разнообразной. Где и как будет проводиться досуг, каким будет окружение молодых - эти вопросы старались не пускать на самотёк органы образования Енисейской губернии.

Внешкольный надзор за учениками возлагался на классных наставников и их помощников. В городском театре г. Красноярска, например, выделялись для этих целей специальные места, которые занимали наставники и следили за поведением и безопасностью учеников. Помощники классных наставников наблюдали за учащимися в городском саду, на набережной Енисея и на больших улицах, а также бывали в «так называемых бильярдных, пивных и других злачных местах».

Вот как регламентируют поведение девушек «Правила для учениц Красноярской женской гимназии 1886 г.»:

«Гуляние в публичном городском саду, равно как и по улицам, возможно не иначе как в сопровождении родителей... Не более как до 6 часов в учебное время, и до 9 часов - в каникулярное. Ученицам гимназии, безусловно, воспрещается посещать маскарады, клубы и всякого рода публичные увеселительные места, посещение которых будет признано опасным или неприличным со стороны ближайшего начальства». [ГАКК, ф. 265, оп.1, д.44, лл. 7об.-8]

В 1888 году Городская дума передала в бесплатное пользование Обществу попечения о начальном образовании городской тир, который находился на берегу Енисея за городским садом, где немедленно были устроены приспособления для гимнастических упражнений и игр учащейся молодежи. Это место стало любимым сборным пунктом молодежи, для игр в мяч, городки, лапту, ножной мяч, колоколенку, свайку, серсо. В саду устраивались многочисленные детские праздники с музыкой, играми, фейерверками.

В 1895 году место под сад было передано духовному ведомству для постройки здания Красноярской духовной семинарии, однако в 1896 году сад общества находился еще на прежнем месте. В 1898 году больше половины сада уже было загромождено строительными материалами, встал вопрос о переселении сада Общества в городской сад. В 1902 году принято постановление Думы об увеличении площади детского сада в городском саду в сторону Гостиной улицы до Большой аллеи городского сада в юго-западном углу городского сада. Прирезанная площадь городского сада была обнесена высоким дощатым забором для «изолирования детской публики от взрослой».

Сегодня, когда пиво «льётся рекой» даже в хлебных магазинах, мы можем только позавидовать нашим сверстникам, жившим в начале XX века. Жизнь учеников была поставлена в определённые рамки. «Устраивать в клубе один раз в месяц танцевальные вечера для учащихся обоего пола... при чём эти вечера могли бы начинаться в 7 часов вечера и заканчивались к 12-ти часам, мотивируя своё ходатайство... желанием удержать юношей с неустановившимся ещё характером от стремления искать развлечений вне всякого надзора и в опасном для их нравственности обществе...»

Ученики не только находились под контролем государства и общества, государство и общество воспитывало их, заботилось о них, и такие меры имели действие. Подросткам необходимо руководство, потому что их психика и мировоззрение ещё не сформировались.

В Архиве Красноярского края сохранился интересный документ - «Правила для учеников гимназий и прогимназий», - которому более ста лет. «Правила» были изданы Министерством образования в целях нравственного воспитания. В документе детально регламентировался образ жизни учеников: это касалось поведения на улице, в школе, общения с преподавателями и друг с другом, посещения увеселительных заведений, ношения одежды и украшений; считалось неприличным и запрещалось хождение толпой, ношение в стенах школы колец и не располагающей к работе одежды.

Многое можно и нужно сегодня использовать, но некоторые положения, безусловно, не актуальны сегодня. Дореволюционная школа была во многом тоталитарна, применяя подчас методы почти полицейского произвола.

Не приемлем сегодня, например, такой пункт: «Ученикам и ученицам строжайше воспрещается участвовать не только в разных незаконных сообществах или землячествах и пр., но даже в дозволенных законом обществах, или же составлять между собой какие бы то ни было сборища или собрания без ведома и разрешения начальства заведения». Также ученикам воспрещалось посещать «в числе публики залы судебных заседаний; посещение же публичных лекций, торжественных собраний и т. п. дозволяется лишь с разрешения инспектора или классного наставника». При таких условиях воспитание активного гражданина невозможно, но и царскую Россию вряд ли кто осмелиться считать демократическим, гражданским обществом.

В наше время существует проблема абсолютно противоположная: молодёжь политические не активна, и потому членство в кружках и молодежных организациях, ставящих целью воспитание общественно-активного человека, должно приветствоваться, а в особенности в организациях, объединяющих подростков по интересам, чтобы «юноши и девушки не вовлекались злонамеренными лицами в преступные сообщества». [ГАКК, ф. 855, on. 1, д. 43, лл26-29]

Нельзя представить сегодня и такой пункт о взысканиях для «учеников неисправных в поведении кроме замечаний»: «...стояние на коленях, стояние на месте и у доски во время урока, удаление из класса, арест в карцере на один или три дня, строгий выговор в присутствии Совета с угрозой исключения из гимназии». [ГАКК, ф. 348, on. 1, д. 144, л. 8]. Всё это лишний раз подтверждает мысль о том, что опыт прошлого может быть как позитивным, так и негативным. И обязанность нас сегодняшних в том, чтобы отличить хорошее и нужное от дурного и бесполезного.

Родительская общественность

«Высокая цель воспитания молодого поколения не может ограничиваться формальным наблюдением за учениками в стенах заведения, а должна вызывать постоянную заботу обо всех сторонах их жизни вне заведения... Школа должна в этих случаях приходить на помощь семье, как бы ни были при таких обстоятельствах тяжки труды официальных воспитателей, которые неуклонно и с наибольшим успехом следили за воспитанием и нравственным развитием учеников, вникая во все стороны их жизни» - это цитата из «Правил для учеников гимназий и прогимназий».

Педагоги того времени понимали важность их совместных усилий с родителями, Понимали, что школа в одиночку не сможет воспитать ребёнка и что в этом сложном процессе главную роль должна играть семья, что основы добра и зла закладываются в сознание ребёнка отцом и матерью, что воспитание детей - самая первая и самая важная обязанность родителей. «Умел дитя родить, умей, и научить», «Не тот отец, мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил» - учат пословицы. Действительно, нельзя сомневаться в том, что совместная жизнь, руководство в деятельности, непосредственное влияние поведения и образа жизни, которому ребенок вольно или невольно подражает, имеет чрезвычайно большое воспитательное значение. И поэтому государство должно помочь детям из всех семей, и особенно неблагополучных, реализовать их возможности.

Делать это нужно, во многом воздействуя на семью через школу и государственные учреждения.

Вопрос об отношении между школой и семьёй являлся очень важной частью воспитания в дореволюционной России. Как школа, в лице учебно-воспитательного персонала, так и семья, в лице родителей учащихся, стремились к общей цели: воспитать детей в «правилах веры и доброй нравственности, развить их ум и волю и дать и знание и умение». Школа стремилась к тому, чтобы родители знали, как учатся и ведут себя их дети «в продолжение пяти-шести часов пребывания в стенах школы, какие хорошие или дурные стороны своего характера обнаруживают». Педагоги же в свою очередь проверяли домашний образ жизни учеников, знакомились с родителями и т.д.: «Классные наставники... должны идти рука об руку с радеющими, о благе своих детей родителями». [ГАКК, ф. 348, он. 1, д. 255, лл. 2 -2 об.].

Для этих целей учреждались родительские комитеты, активно участвовавшие в жизни класса. В «Положении о родительских организациях (комитетах)» от 1916 года больше всего меня заинтересовал следующий пункт:

«Председатель и товарищи председателя родительского комитета, с ведома начальства учебного заведения, могут присутствовать на уроках и на экзаменах, но без права делать замечания и участвовать в оценке ответов» [ГАКК, ф. 548, on. 1, д. 455, лл. 1-3]. Это положение необходимо сегодня включать в Уставы школ, чтобы конфликты, возникающие между учениками и педагогами, решались мирным путём. В октябре 2003 года по местному Красноярскому телевидению прошёл сюжет о том, что родительница пришла в школу и ударила учительницу. Ученица «пожаловалась» своей маме, что ей поставили «не ту оценку». Вряд ли подобное могло произойти, существуй подобная практика присутствия родителей на уроках и экзаменах.

В ГАКК находится уникальный документ, датированный 30 ноября 1918 года - «Протокол внеочередного общего собрания родителей учениц третьего класса Красноярской женской гимназии» [ГАКК, ф. 265, оп.1, д.311, лл.б-77 об.]. Документ вызвал у меня интерес неординарностью ситуации. Самое удивительное - при прочтении этого документа у меня сложилось впечатление, что родители прекрасно знают эту девочку и её семью.

Одна из учениц третьего класса Зелёная оказалась «причастной к тяжёлому преступлению уголовного характера». Дело в том, что Зелёная дала матери порошок (как думала Зелёная, от головной боли), от которого та скончалась; «роль Зелёной не выяснена». Есть данные, которые дают возможность предполагать, что действовала она сознательно. В тюрьму посадили и её отца, чтобы «отец не научал, как она должна показывать [давать показания]. Цель у отца та, чтобы набросить тень на отравленную его жену». Существовало три версии произошедшего:

1. отец специально подменил порошки, чтобы убить жену.

2. жена приготовила порошок для мужа, но девочка, пожалев отца, дала его матери.

3. отец и дочь намеренно, по сговору, отравили мать.

Собрание родителей разделилось на две неравных группы. Одни считали, что девочке нужно запретить учиться, аргументируя это так:

«...появление Зелёной едва ли будет располагать к спокойной работе в классе...».

Другие, что разрешить до тех пор, пока вина не будет доказана, аргументируя это так: «…она прежде училась хорошо; едва ли появление ученицы... произведёт неблагоприятное впечатление на класс... Зелёной надо оказать поддержку…, факт, что девочка виновна, недостоверен…, можно допустить Зелёную на посещение класса, едва ли класс будет сильно реагировать на поведение Зелёной».

В итоге голоса разделились так: 4 за запрет, 10 за разрешение. В примечание к протоколу записано, что классный наставник поставил вопрос: где Зелёная будет проживать? И один из родителей, Корелин, выразил готовность выделять по десять рублей в месяц на содержание девочки до конца учебного года.

Этот пример очень показателен для всех нас. Сто лет назад общество чувствовало себя ответственным за всё происходящее, поэтому родительское собрание так гуманно поступило с ученицей Зелёной. И все были чрезвычайно озабочены этим случаем, хоть их так сильно это и не касалось. А что же сейчас? Некоторые родители прямо говорят: «Мы вам ребёнка в школу отдали - вот и воспитывайте его, эта ваша работа, а мы его кормить только обязаны».

Основы воспитания закладываются в семье, а в школе они только совершенствуются. Родители должны это осознать.

Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской заботы или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается. Ну а если усилия семьи и учебного заведения будут прилагаться в едином русле, а не в постоянной конфронтации, выиграют от этого все, и в первую очередь - дети.

Нравственное воспитание в рамках церкви

Церковь, будучи частью государственного аппарата, привлекалась к воспитанию и образованию детей, тесно сотрудничая с семье и школой.

Одним из направлений работы духовенства по просвещению были так называемые народные чтения, которые можно подразделить на просветительские и нравственные. Первый вид чтений имел образовательную цель, сообщения народу знаний, развитие кругозора крестьян, а нравственные по самому характеру не переходили пределов назидательности, ограничиваясь элементарными проповедями. Народные чтения как одно из средств удовлетворения внешкольным путём потребности народа в просвещении приобрели в конце XIX-XX вв. очень широкое распространение не только в городах, но и в сёлах.

Ещё одной важной заботой духовенства была и просветительская деятельность, основным направлением которой стало распространение начального образования. Необходимо сказать, что положение церковных школ было очень печальным. Большинство их существовало только на бумаге.

Церковно-приходские школы как первоначальная ступень образования ставили перед собой благие цели. В положениях об этих школах и училищах говорилось: «Школы сии имеют целью утверждать в народе нравственность и сообщать полезные первоначальные сведения».

Но вместе со всеми этими благими намерениями, на практике, церковь свои обязанности не выполняла. Доказательством может служить такой случай: по указу императора от 1910 года Святейшему Синоду предписывалось « привлекать подведомственные Святейшему Синоду духовных установлений к делу учреждения воспитательно-исправительных заведений для несовершеннолетних преступников и вообще к оказанию помощи Правительству в борьбе с детскою преступностью». [ГАКК, ф. 674, оп.1, д.4867, лл. 20-22 об], «...придти на помощь делу борьбы с детской преступностью путём оказания приюта в них для малолетних преступников, только три монастыря - Красноярский Знаменский женский и Енисейский Спасский мужской и Иверский женский - изъявили готовность до некоторой степени оказать со своей стороны в этом благом деле посильную помощь и содействие: первые два принятием к себе по трое таковых преступников, если только это не будет соединено со вредом для монастырей...». [ГАКК, ф. 674, on. 1, д. 4867, л. 17]. Таков был ответ.

Православная Богословская Энциклопедия профессора Лопухина приводит статистические данные о приходах Енисейской Епархии в 1900 году: у нас было 222 прихода, в которых служило 273 священника и диакона. К 1910 году в действительных приходах Енисейской Епархии было около 500 храмов, молитвенных дома и часовен, вместе взятых. И только три монастыря Енисейской епархии оказались готовы к столь непростой миссии. Хотя иерархи церкви всегда утверждал: «...утеши плачущих и вопиющих день и нощь, избави обидимых от руки обидящих». (Филарет). Служение людям, оказание им помощи - есть наипервейшая обязанность православной церкви.

Роль общественных организаций в воспитательном процессе

Безусловно, нельзя умалять роль общественных организаций в процессе нравственного воспитания детей и подростков дореволюционного общества. Наиболее ярким примером подобного влияния может служить «Красноярское Гимнастическое Общество «Сокол». Вот выдержки из устава Общества:

1. Общество имеет целью:

а) Содействовать теоретическому и практическому развитию гимнастического дела.

б) Содействовать телесному и нравственному совершенствованию своих членов путём развития в них телесной выправки, мужества, дисциплины и сознания единства.

2. Для достижения указанной цели Общество, соблюдая существующие законы, имеет право:

а) Устраивать телесные упражнения всех видов для взрослых и детей обоего пола;

б) Устраивать публичные лекции, взаимные собеседования и чтения, библиотеку с читальней, систематические курсы теоретической и практической гимнастики...» [ГАКК, ф. 433, on. 1, д. 43, лл.86-101]

Эта цитата показывает нам, что нравственными людьми можно быть не только и не столько благодаря, например, церкви, непосредственно урокам нравоучения (что, хотя, очень полезно) или тотальному полицейскому контролю. Суть заключается в необходимости чем-то занять человека, пусть даже это будет физический труд или спорт. Если ребёнок будет постоянно в работе, постоянно будет занят непременно любимым делом, то у него элементарно не хватит времени на различного рода аморальные поступки. «Скука - серьёзная проблема для моралиста, ибо со скуки совершается, по крайней мере, половина всех грехов человечества» - утверждал английский философ Бертран Расселл.

Вот пример одного из случаев, когда подростков воспитывали делом.

В конце июля 1915 года была отправлена в село Атамановское, что под Красноярском дружина из учеников старших классов одной из красноярских гимназий в составе восьми человек на сельские работы. Дружина в течение месяца занималась уборкой сена, помогая «самым бедным солдаткам, у которых не осталось ни одного работника» - вдовам и родственникам ушедших на войну мужчин. [ГАКК, ф. 348, on. 1, д. 422., лл. 6 об. - 6].

Трудно переоценить значение подобных дел (не хочется называть эту трудовую помощь красноярских гимназистов летом 1915 года сухим бюрократическим термином «мероприятие»). Причём, предписание о «повсеместной организации трудовых дружин из учащихся для оказания семьям призванных на войну помощи в полевых работах» от департамента Народного просвещения «Господину Попечителю учебного округа» поступило только через год, в июне 1916 года. В письме особенно подчёркивалось, что «осмысленный физический труд учащихся на чистом деревенском воздухе, в здоровой сельской обстановке, должен отразиться самым благоприятным образом не только на физическом здоровье учащихся, но и на их психике». [ГАКК, ф. 349, on. 1, д.363]. Именно так в России испокон веков воспитывалось понимание «взаимопомощи» и «соучастия».

В том же 1915 году Красноярские гимназии получили предписание от министерства Народного просвещения, где рекомендовалось создавать при учебном заведении музеи, посвященные героям войны. [ГАКК, ф. 349, on.1, д.363].

В царской России подобная практика в том или ином виде была поставлена на широкую ногу - в начале XX века практиковалось «древонасаждение»: ученики сажали деревья рядом с гимназиями, во дворах, и это активно поддерживалось и поощрялось государством. [ГАКК, ф. 348, оп.1, д.183, л.97].

Роль общества в процессе нравственного воспитания

«Милостивый государь, Михаил Александрович!

Находясь во главе учреждения о призрении арестантских детей и стоя близко к Попечительству о тюрьмах, мне неоднократно приходилось убеждаться, насколько разлагающе действует на детей, попавших в тюрьму, как обстановка ея, так и самая жизнь тюрьмы, в особенности здесь, в далёкой Сибири, где через тюрьмы проходят арестанты со всевозможными пороками всей России» [ГАКК, ф. 595, on. 8, д. 5051, лл. 34-36]. С этих строк 14 декабря 1898 года начинается переписка супруги Енисейского губернатора Михаила Александровича Плец, Марии Ивановны Плец с губернатором Енисейской губернии. Мария Ивановна Плец выступила инициатором учреждения «Общества земледельческих колоний и ремесленных приютов для несовершеннолетних», сама лично написала множество писем в различные инстанции и переписывалась со своим мужем, прося выделить землю, деньги и д.р. «Если нужно говорить, что в Енисейскую губернию со всей страны за период более столетия контингент ссыльных определяется сотнями тысяч, и так как лишь весьма немногие из них устраиваются вполне хозяйственно, то дети громадного большинства остаются без всякого призора; среди них появляются пороки и преступления и таким образом формируется новый контингент преступников... Включение указанной категории в число призреваемых, создавая элементы более здоровые в нравственном отношении и приспособленные к трудовой жизни, не может не ослабить до известной степени то зло, которое создаётся не нормальными условиями жизни детей ссыльнопоселенцев, так как хотя в настоящее время и прекращена, но последствия прежней будут продолжаться ещё многие десятилетия».

Работа по созданию колонии заняла несколько лет. По документам, сохранившимся в Красноярском архиве, можно судить, какая колоссальная работа была проделана. За основу были взяты уставы Иркутского исправительно-воспитательного приюта, Томского и Тверского обществ земледельческих колоний и ремесленных приютов. В письме к губернатору от 1 июня 1901 года Мария Ивановна Плец пишет: «При рассмотрении проекта Устава, оказалось, что Устав Тверского общества по своим задачам и целям наиболее соответствует условиям Енисейской губернии. Так §2 пришлось дополнить ещё одной категорией призреваемых, не имеющее места в Тверской губернии, но весьма существенной для Енисейской, именно детей ссыльно-переселенцев». 19 мая 1902 года на квартире Енисейского губернатора М.А. Плец собрались на общее собрание учредителей Общества уважаемые граждане нашего города - супруга губернатора М.И. Плец, Управляющий государственным имуществом Енисейской губернии А.Ф. Духович, Красноярский Городской Голова Н.А. Шепетковский, профессор семинарии А.Г. Смирнов, золотопромышленник Н.К. Гудков, прокурор Красноярского Окружного суда, горный инженер, старший советник Енисейского губернского управления и другие. На собрании «путём подачи записок» были избраны члены комитета Общества, в который вошла и М. И. Плец. [ГАКК, ф. 595, on. 8, д. 5051, лл. 61-62]. Газета «Енисей» № 91 за 1902 год поспешила сообщить, что устав Общества утверждён Министром Юстиции 15 декабря 1901 года. Но дело затянулось на несколько лет. И устав Общества земледельческих колоний и ремесленных приютов Енисейской губернии был утверждён лишь 16 июля 1912 года! Была приобретена « заимка Чернявского на арендуемом от города земли в количестве 42 десятины, состоящей из дома, флигеля, кухни, амбара и др. постройки, а также сельскохозяйственного инвентаря по особой подробной описи». [ГАКК, ф. 216, оп.1, д. 2, л.86]

Последний документ, относящийся к созданию колонии, - «Рапорт и.о. директора Красноярской колонии Л. П. Мельникова» от 1 июля 1916 года.

Господин директор в рапорте просит Комитет Общества Красноярских колоний «разрешить принять на службу одного надзирателя». [ГАКК, ф. 216, on. 1, д.2, лл. 172-172 об.] т.е. колония открылась, и начала работать. В разное время приюту активно помогала городская и губернская власть. В попечительном совете всегда были жены губернаторов, купцов, золотопромышленников, офицеров, чиновников.

Во все времена общество должно понимать: если не заняться воспитанием подростков сегодня, то эта проблема всё равно коснётся общества позже, и затронет каждого гражданина, как бы он ни отмахивался от проблемы: он окажется обворованным, избитым, обманутым, а общество в целом больным и деградирующим.

Сто лет назад супруги известных и уважаемых в городе людей, обеспеченные и ни в чём не нуждающиеся дамы, хорошо понимали, что нравственное воспитание - очень серьёзное дело, которое касается их напрямую. Мария Ивановна Плец лично написала множество писем своему мужу, она ездила по тюрьмам, несмотря на всю опасность подобных поездок.

Сегодня модно говорить «первая леди» в отношении жён первых государственных лиц. По моему мнению, Мария Ивановна Плец является «первой» не столько по своему общественному статусу, сколько по той значимости благих дел, что стали её заслугой. Ибо, в моём понимании, «благотворительность» - это не возможность откупиться значительной суммой, а труд повседневный, рутинный и не всегда оцененный по достоинству обществом, на благо этого самого общества.

Благотворительность

Следует сказать, что убеждение в том, что благотворительность в широком понимании является необходимостью, было сформировано уже давно, но именно XIX век можно считать золотым веком российской благотворительности.

Одним из первых учреждений социальной защиты были детские приюты, впервые возникшие в России в 1837 году. Предназначенные доставить детям временное убежище и начальное образование, они быстро распространились по всей империи. И хотя, чем больше детских приютов, тем большую тревогу вызывает такое общество, где детей вынуждено воспитывать государство. Но это всё же лучше, чем миллионы беспризорных детей.

Приблизительно к 1830 году более чётко оформляется благотворительная деятельность: забота граждан теперь была направлена на воспитание и обучение сирот и детей малообеспеченных родителей.

Мысль об учреждении в Красноярске детского приюта возникла в 1840 году. Был начат сбор пожертвований, которых к 1847 году накопилось уже 12104 рубля. Наиболее крупными жертвователями стали красноярский купец Петр Иванович Кузнецов и канский купец Гавриил Фёдорович Машаров, которые внесли по три тысячи рублей каждый.

В 40-50-ые годы девятнадцатого века Енисейскую губернию охватила золотая лихорадка. Открывались многочисленные прииски, формировались состояния. Город рос благодаря людям, желающим моментально разбогатеть, а также возросшему потоку ссыльных. Ежегодно их поступало до пяти тысяч человек. Со многими из них в Сибирь шли семьи, было много детей. Часто с отбывающими наказания родителями содержались в тюрьме малолетние дети.

Забота о них требовала всё больше средств, и состоятельные красноярцы не оставляли детские приюты без внимания. В 1874 году почетный потомственный гражданин Исидор Григорьевич Щеголев завещал приюту 2000 рублей, его жена завещала под приют двухэтажный каменный дом, оцененный в 8000 рублей, 3000 рублей на его ремонт и 1000 рублей деньгами. В том же 1874 году минусинский купец И. П. Окулов пожертвовать приюту 1265 рублей, купец Н. П. Токарев в 1875 и 1876 гг. жертвовал по 3000 рублей.

На учреждение трёх стипендий в приюте дети купца Щеголева пожертвовали 3000 рублей, а Минусинске предприниматели братья Даниловы в 1894 году на учреждение двух стипендий - 4000 рублей.

. Во время пожара в 1881 году здание приюта сгорело. Средств на восстановление построек у города не было, и тогда на помощь пришла попечительница приюта почетная потомственная гражданка Евдокия Петровна Кузнецова. На свои средства она выстроила двухэтажное каменное здание, которое сохранилось до наших дней (ныне улица Ленина 39).

15 июля 1848 г. в Красноярске был открыт приют, названный в часть великого князя Владимира Александровича - Владимирским. В этом же году первые 10 девочек были взяты на полное попечение. Приют помещался бесплатно в доме А.П. Голубкова (по улице Воскресенской и переулку Дубенскому), в 1874 г. (рядом) под приют пожертвовала дом Т.И. Щеголева. После пожара 1881 г. попечительница приюта Е.П. Кузнецова восстановила здание и на свои деньги пристроила двухэтажный деревянный корпус. В среднем в приюте воспитывалось до 32 девочек, ежегодно принималось и выпускалось по 6 воспитанниц. Девочек обучали кройке, вязанию, вышивке, стирке, глажению, готовке еды и так далее; по достижению совершеннолетия помещали в хороших семействах.

В 1867 году во Владимирском приюте было 25 постоянных и 75 приходящих детей. Они обучались грамоте (письму и чтению), арифметике. Но особое внимание обращалась на подготовку детей к реальной жизни: их учили вязать, вышивать, шить платье, готовить еду, чтобы, выйдя из стен приюта, девочки смогли обеспечить себя. На Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году Владимирский приют был отмечен дипломом.

В 1874 году в Красноярске открылось ремесленное училище имени Т. И. Щеголевой, имевшие мастерские. В училище принимали мальчиков всех сословий от 11 до 14 лет, преимущественно круглых сирот. В течение четырёх лет из них готовили столяров, слесарей и кузнецов.

В 1889 году открывается приют для мальчиков-сирот, причём не все дети содержались на средства общества. Распространённым явлением было привлечение частных или общественных средств: так, один ребёнок содержался на деньги прихожан Всехсвятской церкви, за другого платил известный красноярский библиограф Г. В. Юдин. Кроме того, при обществе работал ночлежный дом.

Таких примеров благотворительности со стороны сознательных граждан нашего города можно привести ещё множество. В начале XX века общество чувствовало себя ответственным за всё происходящее в стране.

Но также и государство заботилось о малолетних правонарушителях и детях правонарушителях.

В начале XX века существовала ещё одна проблема - дети, отбывающие наказания вместе со своими родителями. И власти вместе с обществом решили улучшить их положение. Были собраны деньги, выделены строительные материалы; в 1885 году началось строительство приюта для арестантских детей. Уже через год приют был построен, и в него перевели детей из всех тюрем Енисейской губернии. По мере освобождения родителей, дети в приюте менялись, но, тем не менее, ежедневное их число достигало 40 человек.

Благодаря приюту дети избавлялись от мрачной тюремной обстановки и отрицательного влияния заключённых, получая нравственное воспитание и обучаясь ремёслам. От казны на содержание одного человека приют получал 3 копейки, от благотворителей - около 20 копеек.

Книга и кинематограф в дореволюционной России.

Нравственные ценности всегда воспитывались в сознание человека посредством слова. А «слово», обращённое к читателям устами великих российских писателей было общественным ориентиром. Далёкая, затерянная Сибирь в этом отношении не отставала от столицы. Бесплатная библиотека - читальня Общества попечения о начальном образовании была основана в 1896 году. До 1910 года она функционировала в городе Красноярске, а затем была переведена в Николаевскую слободу (окрестности города). 18 апреля 1911 году была открыта городская бесплатная библиотека, разместившаяся в Пушкинском фойе городского театра.

Таким образом. Общество попечения о начальном образовании имело две бесплатные библиотеки и обслуживало в основном детей младшего возраста.

Духовную литературу жители города покупали в книжном магазине А.И. Лукоянова, где размещался склад Британского библейского общества. По словам журналиста местной газеты "Вести", в магазине, кроме того, можно было приобрести азбуки, буквари, собрания сочинений писателей. Особым спросом у покупателей нашего города пользовались книги известной в то время писательницы Анастасии Вербицкой. Многие владельцы личных библиотек были здесь частыми покупателями. Например, основатель частной театральной библиотеки в Красноярске Василий Александрович Сипкин.

За книжным репертуаром магазинов постоянно следили жандармы. Так, в первых числах февраля 1911 года был осмотр книг. Из магазина Григоровской было изъято несколько брошюр издательства "Посредник".

Извлекая политическую литературу из общедоступных книжных магазинов, власти города» в то же время, заботились о нравственном воспитании своих жителей. Газета "Енисейская мысль" (1911г.) призывала городскую полицию запретить продажу карточек и книжек порнографического содержания. По словам газетчиков, этим ходким товаром был заполнен толкучий рынок и базар Красноярска.

Начале XX века чудеса технического прогресса докатились и до нашей Сибири: слово книжное было потеснено движущимся изображением на белом экране - появился «синематограф». Я хотел бы уделить особое внимание роли кинематографа в дореволюционном воспитании. Как и сегодня, в начале века педагоги понимали особое влияние кинематографа на формирование личности и мировоззрения подростков.

Программы кинематографа вырабатывались Училищной Комиссией и подвергались обсуждению представителей заинтересованных учреждений, при чём порядок посещения учащимися и использование кинематографа для учебных, целей определялся соглашением начальников учебных заведений. Ниже приведён протокол заседания Красноярской Городской Думы 1916 года по вопросу о кинематографе: «...кинематограф... завоёвывает всё более общее признание... Программы кинематографических сеансов вырабатываются заранее и их списки рассылаются учащимся городских школ с объяснительными записками.

В самом деле, взять хотя бы наши пресловутые кинематографы. Ведь куда не пойдите - всюду до сих пор царит эта язва «уголовной драмы», с Сашкой семинаристом, с «героизмом фальшивомонетчиков и злодеев». [ГАКК, ф. 855, on. 1, д. 43, лл. 26-29 об.].

В 1915 году Главный Инспектор училищ Восточной Сибири распорядился учредить специальную комиссию, просматривающую репертуар театра и кинематографа; запретить ученикам посещать кинотеатры на окраине, так как там их трудно проконтролировать.

В том же году была образованна комиссия «для суждения о пьесах репертуара». [ГАКК, ф. 348, on. 1, д. 422, лл. 3 об. - 6]. Она постановило создать одну общую театральную комиссию для учебных заведений города Красноярска. Разрешение на посещение учениками театра и кинематографа давалось только личное, при том в определённые, преимущественно праздничные дни, а ученикам младших классов дозволялось быть только на так называемых детских спектаклях.

Часто современные фильмы заставляют нас говорить сегодня об агрессивности и безнравственности на экране, о роли жестокости, часто пропагандируемой в кино, о влиянии видеоигр на сознание детей, о моральном созревании человека в условиях перевёрнутых представлений о моральных ценностях, о способах выживания, которые прославляют жестокость в чистом виде, о лицемерии взрослых. Насилие предлагается молодым в качестве основы их мироощущения.

К 10 - 12 годам у подростка на основе восприятия окружающей действительности формируются суждения по принципу «что такое хорошо и что такое плохо». Откуда они берутся? От бабушки, мамы, папы, из детской литературы и не всегда хороших кино - и видеофильмов. И, конечно же, от цепочки значимых для подростка бытовых (житейских) ситуаций, которые непрерывно идут через его сознание.

Говоря о влиянии на ребят средств массовых информации, нужно в первую очередь отметить их информационное воздействие. Они образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях.

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения, широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:

Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов, причем большее число агрессивных действий совершает «супергерой». Утверждение добра с помощью насилия оказывает на зрителей еще более вредное влияние, чем само насилие, совершаемое в преступных целях. Люди, которые больше смотрят подобные телепередачи, менее эмоционально реагируют на насилие, что способствует развитию равнодушного отношения к реальному проявлению агрессии.

Поскольку телевизионный мир населен злодеями, людьми, лишенными принципов, он может исказить представление о реальном мире. Кроме того, кино, видео показывают самые различные стандарты жизни, а ребята не в состоянии трезво оценить возможности - свои, семьи, государства. В результате у подростков формируются потребности, которые совершенно не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Невольно задумываешься, так ли уж неправы были власти нашего города, столь строго определяя, что можно, а что нельзя смотреть подросткам в городском синематографе.

Сегодня многие радикально и консервативно настроенные политики и граждане считают, что все импортные фильмы нужно запретить. Я считаю, что ничего запрещать не нужно, запрет лишь усилит желание увидеть фильм. Нужно писать ограничения по возрасту на афишах кинотеатров, нужно ввести социальную профилактику. Необходимы разъяснения среди детей о тех или иных фильмах, чтобы они смогли сами понять и принять пользу или же вред, который они видят на телеэкранах. Здесь необходимо духовное руководство, а не контроль.

И здесь огромная роль отведена тем людям, которые способны выполнять роль духовных наставников: в первую очередь это те, кто всегда рядом с ребёнком - его педагог. Я не могу обойти молчанием тот факт, что лучшим воспитательным средством является личный пример человека, бескорыстно преданного детям, ставших для них примером для подражания. В начале XX века таким человеком в нашем городе была Красноженова Мария Васильевна (1871-1942) - педагог, этнограф, фольклорист. В 1890 году окончила Красноярскую женскую гимназию и осталась в ней преподавать география в начальных классах. В 1892 г. она стала членом общества попечения о народном образовании, преподавала так же в воскресной школе. Возглавила Подвижной педагогический музей, созданный в Красноярске в 1897 году. С 1917 г. преподавала в школе сибиреведения. Собирала ценные материалы о быте, нравах и обычаях красноярцев 1850-70 годов, была прекрасным организатором экскурсий, прогулок, спектаклей в Красноярской женской гимназии.

Выводы

Рост подростковой преступности тревожит родителей, педагогов, общественность. Вот почему социальная профилактика этого явления должна занимать ведущее место в деятельности различных государственных и общественных организаций. И особое внимание в профилактической работе должно уделяться формированию нравственности подростков. Нравственное воспитание и обучение призвано сформировать у учащихся современное мышление, помочь новому поколению российской молодежи войти в жизнь более терпимыми, миролюбивыми, свободными от идеологического максимализма и фанатизма.

Необходимо способствовать развитию у школьников гражданской и социальной ответственности, предполагающей заботу о судьбах России и мировой цивилизации, формировать аналитическое восприятие мира, умение вырабатывать собственную точку зрения на политические, экономические, правовые явления и процессы.

Необходима социальная реклама, которой сейчас почти нет. Не знаю, сумел ли я дать ответы на все вопросы, волнующие меня. Знаю только одно: будущее моей страны - это я и миллионы моих сверстников. И если обществу не безразлично будущее этой страны, то оно всерьёз задумается не о сиюминутных денежных интересах, а о проблемах будущего - нравственного облика людей.

Список используемой литературы и документов.

Фотографии


01 – Красноярский гимназист, начало ХХ века. Место создания: г. Красноярск.


02 – Детская площадка Общества попечителей о начальном образовании города Красноярска на месте.


03 – Урок рукоделия во Владимирском детском приюте. Конец 1880-х – начало 1890-х гг.


04 – Сыновья известного в Красноярске золотопромышленника и мецената Сидора (Исидора?) Григорьевича Щеглова – Иннокентий, Иван, Дмитрий с женами: Надеждой, Ольгой, Елизаветой.


05 – Члены правления Владимирского. Фотография была сделана на память десятилетней деятельности в качестве директора Владимирского приюта (1884 – 1894) П. И. Рачковского, который стоит на снимке крайний слева. Слева на право: К. И. Светникова, Е. П. Кузнецова, Е. А. Рачковская (жена П. И. Рачковского). Личность одной дамы не установлена. 1894 г.


06 – Интерьер комнаты бесплатной библиотеки-читальни Общества попечения о начальном образовании в г. Красноярске в фойе городского театра. 1911 – 1912гг.


07 – Первая экскурсия учениц Красноярской женской гимназии в г. Минусинск. 1911 г. В последнем ряду вторая справа стоит М. В. Красножевская, учительница географии.


08 – Экскурсии учеников приходского лицея № 46 в городе Красноярске, в окрестности города Красноярска. 1903г.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 5 конкурс (2003/2004 г.)