МОУ Малоарбатская средне общеобразовательная школа
Выполнила: ученица 10 «Б» класса Сазанакова Лариса
Руководитель: учитель истории Артонова Л. И.
Это событие произошло в 1922 году в Сибири в Хакасии в разгар Гражданской войны. Сибирь - как и другие регионы России с 1918 года становится ареной ожесточенного противостояния и сопротивления белых и красных.
Любая война - это горе, слезы, смерть, разрушения. Гражданская война, которая развернулась в России в 1918 -1920/22 годы, решала в первую очередь вопросы смены политического строя России. Но, тем не менее, под его кровавое жерло положены тысячи ни в чем не повинных жизней стариков, отцов и детей. Она коснулась своей холодной стороной всех, и даже еще не рожденных детей.
То, что будет рассказано в очерке, коснется судьбы жителей маленького улуса, юга Хакасии.
История, которая будет рассказана в данной работе, действительно меня ошеломила. Это один из маленьких эпизодов тех событий, которое происходило в годы Гражданской войны в России.
По этот эпизод связан с судьбами тех людей, которые жили и живут рядом со мной, которые являются моими предками. Это история моей деревни, в которой я родилась, выросла, и которую не обошли стороной кровавые события тех лет.
Далеко на юге Сибири, за тысячи километров от центра России, среди лесистых гор и тайги, на самом юге Хакасии расположилась деревня Большой Арбат.
В те далекие 20-е годы ее именовали улусом, жители улуса из поколения в поколение вели размеренный традиционный образ жизни, со сложившимся мировоззрением и ценностями.
Как и все хакасы занимались земледелием, охотой, разводили скот. Праздновали как свои национальные языческие праздники, так и православные.
Мировосприятие многих ограничивалось улусом и его окраинами. Редко кто выезжал в местный административный центр.
И никому из них не дано было понять тогда в 1917 году, какую черту в их судьбе проведут события 24 - 25 октября в Петербурге, залп из Авроры, свержение Временного правительства и приход к власти большевиков. Как буквально через 5 лет после октябрьских событий, в их жизнь ворвется и холодной дрожью отзовется в сердцах жестокость и уродство Гражданской войны. Лицом к лицу они столкнутся с бесчеловечной стороной переходного периода.
На северной окраине д. Б-Арбат есть небольшой холмик, который в 20-е годы служил для жителей аила колодцем - источником чистой воды. Почти каждый житель деревни знает этот холм, но не все знают, каким образом он возник, какова его история. Многие до сих пор не знают всей правды, которую скрывает в своих недрах этот холм, какие ужасы и трагедию таит в себе его безмолвие.
Более старшее поколение всегда запрещало детям близко подходить к этому холмику, не объясняя в чем дело. Боялись говорить правду, и вспоминать те страшные события не хотелось. Но любая правда, истина когда-нибудь открывается. Какой бы чудовищной не было ее лицо.
Для нас, детей, она тем более будет чудовищной, потому что связана эта история с именем Аркадия Гайдара, детского писателя, с чьими рассказами знаком каждый ребенок, и эта правда будет противоречить общепринятой трактовке в официальной литературе справедливой политики большевиков.
Конечно, сегодня, очевидцев тех событий в живых уже нет, но и сегодня старшее поколение может в подробностях рассказать, что здесь произошло в октябре - ноябре 1922 года.
Всем известно, что в 1918 году Россия разделилась на два враждебных друг другу лагеря: на тех, кто принял Советскую власть и на тех, которые хотели ее совершить любыми способами.
Центральной фигурой белого движения в Сибири 1918 - 1920 гг. стал белый адмирал А.В.Колчак. В составе армии Колчака против большевиков воевал Иван Николаевич СОЛОВЬЁВ , один из предводителей банды белых на юге Сибири. В составе армии Колчака он служит то ли урядником, то ли хорунжим.
Ареной действия СОЛОВЬЁВ а стала Хакасия, ведь он сам здесь родился (с. Белый Июс) и вырос, и уходить из этих мест не собирался, хотя, как и другие остатки от армии Колчака мог уйти в Китай через Монголию. Но любовь к родным местам его удерживала от этого последнего шага.
Вот против этого СОЛОВЬЁВ а и был направлен сюда, в Хакасию, бывший командир отдельного батальона особого назначения - Аркадий Петрович Голиков (Гайдар), а точнее в район Ачинска и Минусинска. Где действовал Горнопартизанский отряд СОЛОВЬЁВ а. А. Л. Голиков (Гайдар) был членом ЧОН (части особого назначения). ЧОНы были созданы в Советской России в 1921 г. специальной дерективой от ЦКРКП (б). Они сыграли значительную роль в защите завоеваний Социалистической революции. В связи с переходом к мирному строительству ЧОНы в 1924 году были расформированы. Действия ЧОНовцев в годы гражданской войны сегодня ни для кого не секрет, как от их рук гибли ни в чем не повинные мирные жители.
Действия ЧОНовцев в Хакасии под руководством А. П. Голикова подробно описаны в книге В. А. Солоухина «Соленое озеро» Вот один из эпизодов: «...Голиков хватал десяток-полтора жителей того или иного аила, предпочтительнее женщин среднего возраста и объявлял: «Если не скажете, где скрывается СОЛОВЬЁВ , утром всех расстреляю», и на самом деле расстреливал»*
Далее В.А.Солоухин в своей книге приводит рассказ хакасского писателя Михаила Кильчичакова о шестнадцати заложниках, просидевших ночь в бане. Утром Голиков выпускал их по одному и стрелял в затылок. Или как он объявил одному аилу: «Если не скажете, где скрывается СОЛОВЬЁВ , расстреляю весь аил, и действительно выстроил всех: и женщин, и стариков, и детей в одну линейку и всех «перекосил» из пулемета. По одной версии 86 человек, по другой - 134.( В. А. Солоухин «Соленое озеро» М: Цицеро. 1994 г с.195)
12 февраля 1991 года в Хакасской газете «Ленин Чолы» (Ленинский путь) публикуется статья Г. Итпекова «Гайдар-Хайдар. О двух лицах одного человека» в статье говорится о том, как этот человек безжалостно обращался с невинными людьми, просто-напросто топил их в озере, запихивая людей живыми в прорубь под лед. Далее автор статьи размышляет, как же теперь нам относиться к известному детскому писателю Аркадию Петровичу как к Гайдару или как к Голикову, который в сердцах наших предков навсегда остался Голиковым - убийцей, как совместить в сознании эти 2 факта?
У ЧОНовцев была хорошо разработанная тактика – это взятие заложников. И ради достижения своей цели - уничтожения банды СОЛОВЬЁВ а, они готовы были на новые преступления.
То, что произошло в улусе Б-Арбат в 1922 году напрямую связано с именем А. П. Гайдара. Сюда в октябре-ноябре 1922 г. прибывает подручный Голикова, красный командир Лыткин.(В, А. Солоухин «Соленое озеро» М: Цицеро. 1994 г с.196, 197) Лыткин и Голиков - это два друга. Перед Лыткиным стояла задача разузнать у местных жителей местонахождение и пути передвижения банды СОЛОВЬЁВ а и попутно выявить тех, кто сочувствует СОЛОВЬЁВ у и оказывает ему поддержку. Это чудовищное преступление в д. Большой Арбат произошло либо во второй половине октября, либо в начале ноября, но после 14 октября, т.к. 14 октября - Покров день, один из праздников, который ежегодно отмечали. К этому дню мужчины готовились к предстоящей зимней охоте, и после 14-го артелью, т.е. объединившись в группы по 3 - 4 человека, выезжали по зимнику на охоту. Объектами отстрела в этот зимний период были белки, соболи, кабарга, иногда косули. И, как правило, возвращались с охоты только во время больших холодов - январь, февраль.
Накануне тех страшных дней в улусе остались только дети, старики, женщины и те мужчины, которые еще не успели выехать в тайгу.
Передо мной сидит старая женщина лет 85-ти, Сазанакова Татьяна Атпаховна, одна из старожилов нашей деревни, она плохо видит и передвигается только с помощью посторонних. У нее парализована левая рука - это последствия тех страшных дней 1922 года. В тот год ей исполнилось 4 года. По ее словам, всех жителей согнали в дом на «собрание», всего собралось около 30 человек, от малых до стариков. Красные расспрашивали о СОЛОВЬЁВ е и просили выдать тех, кто с ними сотрудничает, а жители - улуса, которые не знали русского языка и не понимали, чего от них хочет добиться Лыткин, а если даже и понимали что речь идет о СОЛОВЬЁВ е, то, как они могли им ответить? Красные же, их молчание, и то, что они «что-то бубнили» в ответ на их допросы, поняли по-своему. Им показалось, что жители улуса скрывают местонахождение СОЛОВЬЁВ а и не хотят его выдавать властям. Это стало сигналом для расправы над мирными жителями. Женщин, стариков. Детей выводили на улицу, строили и в целях экономии пуль, пронзали штыками от винтовок. Не жалели ни детей, ни стариков. Татьяну Атпаховну спасла мать. Наспех укутав девочку в легонькое одеяльце, она скрылась с ребенком в зарослях ив. И скрывалась там с ребенком, пока не ушел Лыткин и его отряд. В тот год. Как рассказывает Татьяна Атпаховна, снег выпал на Покров день, очень рано, и на улице было довольно холодно, вот с тех пор у нее отнялась левая рука, видимо от переохлаждения. Один из жителей улуса - Артонов Андрей (по хакаски Мукула) попытался бежать через гору, но почти на самой вершине его настигла пуля ЧОНовцев, а ведь оставалось всего несколько метров, чтобы перегнуть холм.
Рассказывает Артонов Иван Николаевич, как Лыткин расправлялся с семьей его матери. Его мать тогда была молодой женщиной и беременна своим первенцем. В тот день в их двор на лошадях въехали всадники, о чем-то кричали, спрашивали, но женщина, которая в это время убиралась во дворе, не взяв в толк, чего они спрашивают, позвала своего брата. Тот тоже не мог им ничего вразумительного ответить, так как вообще не понимал их речи, и тогда Лыткин и его люди зарубили его штыком на глазах его беременной сестры, а женщину испинали до полусмерти. Эту женщину (Сагалакова Садат) спасла ее бабушка.
По словам Сагалаковой Александры Михайловны (это ей рассказывали старожилы) Лыткин построил мужчин перед амбаром, где хранилось зерно, и расстреливал в упор (этот амбар до сих пор стоит во дворе Артонова Ивана Николаевича).
Красные стреляли и рубили, пьянели от крови убитых ими женщин, стариков, детей. Затем. Видимо им захотелось большей зрелищности, да и пуль свинцовых уже становилось мало, нужно было экономить. Во второй половине дня, Лыткин и его отряд стали собирать в северной части улуса жителей. Люди еще не понимали, какую расправу для них подготовил Лыткин. ЧОНовцы стали потихоньку собравшуюся толпу из мужчин, стариков, женщин, детей теснить к глубокому колодцу и с помощью штыков сбрасывать их в колодец. Народ, осознав, что их ждет, попытался бежать, но их хватали и бросали в колодец. Или же стреляли наповал. Через несколько часов колодец наполнился людьми - живыми и мертвыми. Те, которые успели спрятаться от людей Лыткина, будут еще долго слышать крики тех, кто заживо будет погребен в этом колодце. Люди Лыткина доверху закидают колодец землей, и к вечеру, вместо колодца, здесь образуется высокий холм, погребенными в нем людьми
Лыткин и его люди уйдут отсюда только тогда, когда убедятся, что дело сделано, когда перестанут доноситься последние крики погребенных.
Эта чудовищная, леденящая душу, расправа над мирными жителями улуса отзовется глубокой ненавистью в сердцах односельчан к красным, к Лыткину, к Голикову.
Из всех тех, кого собрал Лыткин возле колодца, в живых остался только один - Тюкпеев Афанасий Иванович (хакасское имя - Тодах) Его люди Лыткина вытащили из дома в одной рубахе и штанах на босую ногу. В тот момент, когда красные начали хватать людей и бросать в колодец, многие успели осознать, что их ждет, и начали пытаться бежать, бежал и Афанасий Иванович. И ему, в отличие от других удалось скрыться от людей Лыткина. Он бежал по снегу босым в сторону горы Изых, туда, где находился зимник охотников. Его, почти замерзающего подберут охотники.
Страшное было время. Страшный отпечаток оно оставило в сознании народа.
Эта история, которая произошла в нашей деревне Б-Арбат, в1922 году коротко описана в книге В. А. Солоухина «Солёное озеро». ( В. А. Солоухин «Соленое озеро» М: Цицеро. 1994. с. 153)
И как ни умалчивалась эта правда от нас старожилами, она дошла до нас, детей XXI века, до мельчайших подробностей. И даже сегодня, узнав от старожилов события тех давних времен, леденящая дрожь пробегает по телу, и начинаешь осознавать, как хрупка человеческая жизнь, к каким страшным трагедиям могут привести высокие идеи, непонимание и противостояние в обществе. « .. .на северной стороне д. Б-Арбат возвышается холм, где погребены люди, наши предки. Люди, которые поплатились своей жизнью за те идеи революции, которые должны были принести людям мир, хлеб, процветающую жизнь».
Но на месте этого холма в XXI веке должен возвышаться обелиск в память о тех, кто погиб здесь в 1922 году от рук красногвардейцев, а вернее банды Лыткина.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 5 конкурс (2003/2004 г.)