Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Поселок Орджоникидзе


Авторы: Сергиенко Антон Борисович, Сергиенко Роман Борисович

г.Красноярск  школа № 48 с углубленным изучением отдельных предметов класс 11 "А"

Руководитель: Заплечникова Татьяна Владимировна, учитель истории

Вступление

Для человека очень важное значение имеет то, что его окружает, что он видит вокруг себя, где он находится. Особенно запоминаются места, в которых прошли детские годы человека. Память о малой родине человек сохраняет на всю жизнь. Малая родина - это не просто определённое место, это, в первую очередь, чувства и мысли человека, связанные с тем периодом его жизни, когда формировались его характер и его личность. Поэтому описание малой родины человека имеет неоценимое значение для более глубокого понимания взаимоотношений между людьми, для понимания многих проблем психологии и социологии. Безусловно, рассказы о малой родине человека имеют и историческую ценность. Для многих людей детские годы связаны с малоизвестными и плохо изученными населенными пунктами или районами. А история каждого, пускай небольшого, поселения всегда полна многими интересными и очень полезными с исторической точки зрения событиями.

Авторы данной работы родились и живут в городе Красноярске. Однако значительную часть детства они провели в поселке Орджоникидзе Красноярского края. Поэтому хотелось бы поподробнее рассказать о жизни и истории этого населенного пункта, являющегося нашей малой родиной.

Основная часть

1. История Мотыгинского района

Немного об истории Мотыгинского района, в котором расположен поселок Орджоникидзе.

Поселок Орджоникидзе расположен в Мотыгинском районе Красноярского края. Мотыгинский район, расположенный в самом центре Сибири. Это и удивительная сибирская таежная природа, и, в то же время, основа экономики целого края. Уже почти 160 лет здесь добывают золото, причем, главным образом рассыпное, хотя запасы рудного достаточно обильны и доступны. Васильевское месторождение, расположенное в районе, второе в России по запасам золота. Здесь находится более 40% российской свинцовосодержащей руды. Есть тальк и магнезиты, сурьма и уголь, бокситы и руда с высоким содержанием ниобия, есть серебро и цинк, разнообразные строительные материалы и редкоземельные металлы. А запасы деловой древесины особо ценных хвойных пород составляют треть миллиарда кубических метров. Называемый прежде Удрейским, как территориальное формирование Мотыгинский район был образован в 1925 году. Он занимает площадь в 19 тысяч квадратных километров, 95% которой покрыто лесами, и лишь менее 1000 квадратных километров используется в качестве сельхозугодий. Жителей на территории района - чуть менее 27 тысяч человек, они проживают в 22 населенных пунктах.

На основании археологических раскопок было выяснено, что на территории Мотыгинского района располагались крупные центры цивилизации эпох неолита и медного века. Историки утверждают, что наиболее древним поселением в Мотыгинском районе является село Рыбное, которое как военный острог было заложено на берегу Ангары в 1628 году, то есть почти через десять лет после основания Енисейска, старейшего города Восточной Сибири. Именно через Рыбное многие годы пролегал торговый путь, соединявший Россию с Китаем. В различные периоды село посещали многие известные исследователи Сибири, Дальнего Востока и Арктики: Ребров, Поярков, Дежнев, Беринг, Харитон Лаптев... Однако с появлением более южных путей, между Красноярском и Иркутском, ангарские маршруты постепенно утратили свое значение. Забвение это продолжалось вплоть до начала "золотой лихорадки", которая всколыхнула мотыгинскую глубинку в середине XIX века.

Первые килограммы местного золота были намыты на прииске Петропавловском в 1837 году. Интересно, что уже через 15-20 лет на все здешние реки и ручьи было подано 553 заявки на отвод их под золотодобычу. До самого начала XX века на мотыгинских приисках господствовал тяжкий мускульный труд, оснащенный тачками, лотками, кирками, лопатами... Но уже в 1905 году здесь работали 22 драги.

В настоящее время на территории Мотыгинского района работают такие крупные предприятия, как Северо-Ангарский металлургический комбинат, Горевский горнометаллургический комбинат, "Ангаралес", "Орджоникидзелес".

2. География и природа поселка Орджоникидзе

Поселок, 0рджоникидзе расположен на берегу реки Анагара, возле шиверы Потаскуйский Бык (шивера - каменистый перекат на реке, мелководный участок реки). Ширина реки в этом месте около 700 метров. Преобладают глубины трех-пяти метров, причем они чаще всего вдоль берегов, где и проходит судоходный фарватер, а посередине реки нередки мели. Грунт в реке преимущественно галечный. Особенность реки - удивительная чистота и прозрачность её воды, её неповторимый сине-зеленый цвет. И этим Ангара обязана Байкалу. Главная причина - в чрезвычайно малом количестве растворенных в байкальской воде солей. Поэтому по солености Ангара занимает одно из самых последних мест в мире. По обе стороны от поселка расположены небольшие горные притоки Ангары Верхняя и Нижняя Ослянки.

Лес, который окружает поселок - это типичная восточносибирская светлохвойная тайга. Среди древесных пород преобладают обыкновенная сосна, лиственница, сибирская сосна, (которую в просторечии называют кедром). Почвы, в основном представлены красноземом. Лес необычайно богат дорогостоящей пушниной (соболь, американская норка, куница).

Климат - резко континентальный (летом до +35 градусов, зимой до -57 градусов).

На основании анализа местонахождения поселка и названий различных объектов были сделаны соответствующие выводы. У крупных природных объектов, таких как речек, гор название остались от ранее живущих здесь народов, в основном эвенков. Так название двух речек Верхняя и Нижняя Ослянка также эвенкского происхождения. Но русские люди переделали их на свой лад, в результате которого и получились такие казусы.

Очень много названий простонародных, русско-народных. Особенно это относится к дорогам. Всем известны возвышенности на дорогах Тещин язык, Три Сестры и многие другие. В самом поселке названия в большинстве официальные, причем, чем ближе к центру, тем названия становятся все безжизненнее. Так что можно пронаблюдать такую тенденцию в происхождении названий поселка: вначале идут древние названия эвенков, далее названия первых поселенцев начала двадцатого века, ну а потом идут наиболее поздние названия 70-80 годов, составленные людьми сверху.

Среди названий поселка нет ни одного, кроме самого названия поселка, связанного с историческими событиями самого поселка. Здесь следует отметить, что и название поселка было составлено не в поселке. Это говорит о некоторой оторванности людей от истории и от всей страны. И в своих разговорах, как показали исследования, люди обычно не говорят о политике, историческом процессе, им важна история личностей.

3. История поселка Орджоникидзе

Официально поселок образовался и получил свое название в 1967 году. Если углубиться в историю, то мы увидим, что прошлое поселка уходит своими корнями в более ранний период. По воспоминаниям старейшей жительницы поселка Валентины Павловны Безруких, уже в 1933 году начали прибывать в этот край первые жители. Это были раскулаченные из Забайкалья, с Алтая. В районе Верхотурова образовался колхоз "Красная заря", который позднее расположился в населенном пункте Потоскуй. И сталинские репрессии 30-х годов поселка практически не коснулись, так как он сам был местом наказания тех, кому удалось "выжить". Потоскуй, Погорюй, Покукуй - говорящие названия сообщают о том, какова была атмосфера в таежных селениях вдали от культурных центров, в глуши бездорожья. Но и здесь люди не сдавались: работали в суровых условиях быта, устраивали жизнь, радовались и горевали, складывали песни.

С Нижней Ослянкой прежде всего связана история нашего поселка. И самая древняя часть поселка была расположена близ впадения речки в Ангару, несмотря на огромную опасность затопления. Это делалось потому, что каждый год Ослянка весной разливалась подобно Нилу и земля становилась плодородной. И урожаи были очень хорошими. Потом переехали на холмы, где никогда не будет наводнения (высота 20 метров) и где больше земли. Но это внешние причины. Как говорят старожилы в 60-70 годах в министерстве запретили строить дома в низине, в связи со строящейся гидроэлектростанцией и железной дорогой. После некоторого времени рядом нашли какое-то месторождение, и строительство заморозили. Так что, ни электростанции, ни железной дороги, ни разработанного месторождения люди не получили, да и прежних урожаев не получается достичь. В результате подобных расслоений в населении поселка (часть людей осталось жить на плодородных местах) в поселке образовался картофельный бизнес. Также этот бизнес поддерживается и за счет "полей" близ районного центра Мотыгино.

Старожилы помнят о существовании домика, который стал музеем Серго Орджоникидзе еще до Великой Отечественной войны. Серго (Григорий Константинович) Орджоникидзе (1886-1937) - известный советский государственный и партийный деятель, член коммунистической партии с 1903 года. Участник Революции 1905-1907 гг. на Кавказе. В 1912 г. избран членом ЦК и Русского бюро ЦК РСДРП. Участник Октябрьской революции (в Петрограде). В гражданскую войну один из политических руководителей Красной Армии. Возглавлял борьбу за Советскую власть на Северном Кавказе и в Закавказье. С 1920 года председатель Кавказского бюро ЦК РКП(б), первый секретарь Закавказского крайкома партии. В 1924-1927 гг. член РВС СССР. С 1926 г. председатель ЦКК ВКП(б) и нарком РКИ, заместитель председателя СНК и СТО СССР. С 1930 г. председатель ВСНХ. С 1932 года нарком тяжелой промышленности. Член ЦК партии в 1921-1926 гг. и с 1930г., член Политбюро ЦК с 1930 г. (кандидат в 1926 г.). Член ВЦИК, ЦИК СССР и его Президиума.

Серго Орджоникидзе был осужден в октябре 1912 года на три года каторги и вечное поселение в Сибири. В 1912-1915 годах находился в Шлиссельбургской каторжной тюрьме, затем был выслан в Якутию. Вероятно, в этот период он, бежав, проживал в доме, который сейчас установлен в центре поселка и является поселковой достопримечательностью, малой частью мировой истории.

Ранее в доме, который стал официально музеем в 1986 году, проживали жители, затем там была пекарня. С этим музеем связано довольно много историй. Одной из них является то, как этот домик переносили на новое место. За несколько десятилетий он почти полностью сгнил, и каждый год подвергался опасности затопления. Поэтому, в целях сохранения исторического памятника, была предпринята операция по его транспортировке. Его разобрали, сгнившие бревна заменили, перевезли по частям и собрали обратно. При этом постарались сохранить прежний способ строительства, который сейчас почти нигде не используется. В нем практически нет досок, так как они были очень дорогими в то время, даже пол (в поселке во всех домах пол из досок) сделан из половинок бревен, распиленных вручную. Важно заметить, с каким трепетом относятся люди к своей истории, но к истории страны в целом, как уже говорилось выше, люди более равнодушны. К тому же, по словам некоторых старожилов, Орджоникидзе на самом деле практически не жил в нашем поселке. Ему после всех прелестей городской жизни не очень хотелось все время проживать в такой глуши, поэтому большую часть времени он проводил в районном центре Мотыгино. И Мотыгино нужно было бы назвать в честь советского деятеля, а не наш поселок. Но назвали наш, так как только в нашем сохранилась о нем память. В этом заключается одна из особенностей характера жителей поселка Орджоникидзе.

Особую часть в истории этого дома занимает сам музей. Особенно хорошо мне запомнились рассказы заведующей музея Корчугановой, которые мы слушали во втором классе. Не помню их дословно, но постараюсь особенно яркие моменты воспроизвести. Она помнила историю каждого экспоната, помнила, с каким трудом образовывайся музей. Было собранно около сотни разных вещей.

Вот, например, история одного сундука.

«Это довольно большой и массивный сундук темного цвета, обитый железом. Обычно в них хранили самое дорогое в семье, это не какие-то сокровища, а праздничные наряды. У каждой одежды была собственная история, шили их очень долго, надевали только на праздники и потом передавали от старшего поколения к младшему. Поэтому в целях безопасности, чтобы не унесли сундук и не сломали, его делали таким массивным, и обивали железом. Сундук этот попал ко мне [к Корчугановой] («Точно не помню как» прим. автора). Ко всему прочему на сундуке висел большой массивный замок. Он сильно проржавел, да и ключ от него потерялся. А так как в нем ничего не было, то и открывать его не стали. Его поставили в музей, и все о нем забыли. Через некоторое время, летом сельские мальчишки купались на реке. Вдруг один из них наткнулся на дне на что-то металлическое. Он вначале подумал, что это какая-то проржавленная железяка, но потом понял, что это старый ключ. Вместе с другими он бросился ко мне. Я очень удивилась, и решила попробовать открыть этим ключом сундук. После нескольких попыток получилось! Так нашли себя две старинные вещи».

Интересна история и обычной детской навесной люльки. Какая-то семейная пара специально отправила ее нам в музей, после того как вырастила своего ребенка. Им эта люлька доставалась по наследству, и ей уже было довольно много лет. Но главное, что отправили ее к нам из очень далекой деревни. Это свидетельствует о том, что и нашу деревню знали и уважали.

Также много экспонатов и периода Великой Отечественной Войны. Много фотографий, есть осколок гранаты и др. Наверно и до сих пор бы процветал музей, если бы не перестройка. В начале 90-х годов его на половину разграбили и почти все экспонаты странным образом очутились в районном музее, в Мотыгино. Только в последнее время музей стал оправляться и восстанавливаться.

Это еще одно доказательство того, как относятся жители поселка к личной истории.

Нельзя не упомянуть, что в нашем поселке живет из 2000 жителей 391 пенсионеров по возрасту (почти только одни женщины), что составляет примерно 20% населения. Из них 55 ветеранов Великой Отечественной Войны и тружеников тыла, 2 узника концлагерей, 1 участник "афганской войны", 3 участника "чеченской войны". Так что 3,05 % населения нашего поселка непосредственно коснулось великих и в то же время страшных исторических процессов. Старожилы с гордостью вспоминают, что в шестидесятые годы в поселке проживал писатель Михаил Бубеннов, написавший книгу "Стремина", прототипами главных героев которой были члены семьи Безруких. Михаил Семенович Бубеннов (1909-1983 гг.) - русский и советский писатель. Член КПСС с 1950 года. Написал романы "Белая береза" (книга 1, 1947 г. Государственная премия СССР 1948г, книга 2,1952 гг.) о Великой Отечественной войне, "Орлиная степь" (1959) об освоении целины, "Стремина" (1970); повести "Зарницы красного лета" (1977), "Светлая даль юности" (1983г.).

Небольшим было население поселка - 520 человек. История сохранила фамилии строителей-первопроходцев: Безруких, Смирнов, Семенов. Первый дом - бывшее здание почты, стоящее на берегу Ангары, первая улица - Кирова, первый председатель сельского совета - Наина Сергеевна Демьяненко. Через год после образования поселка открылась семилетняя школа, которой заведовала В. П. Безруких. Через некоторое время появилась и десятилетняя школа.

Жизнь шла своим чередом. В 1988 году население уже составляло 2087 человека. В настоящее время поселок Орджоникидзе – это поселок лесозаготовителей, которые ежегодно с наступлением летнего сезона сплавляет лес по Ангаре. Градообразующие предприятия - "Орджоникдзевское лесозаготовительное предприятие" и "Орджоникидзевский химлесхоз". "Орджоникидзевсое ЛЗП" - крупнейшее предприятие лесодобывающей промышленности не только в Мотыгинском районе, но и во всем Красноярском крае. Ежегодно заготавливается более 300 тысяч кубометров деловой высококачественной древесины, которая идет на деревообрабатывающие предприятия Лесосибирска, Красноярска, на Красноярский ЦБК, а также на экспорт - в Германию и Японию. На предприятии работают более 800 человек. В наличии - десятки единиц современной техники: лесовозов, трелёвочных тракторов, лесоповалочных машин, экскаваторов, бульдозеров.

Не только работой живут односельчане. В поселке есть много талантливых неравнодушных людей. С 2001 года фольклорный ансамбль "Сударушка" заслужила звание народного. Эстафету приняла молодая группа "Ангарские девчата", которые радуют жителей своим творчеством.

Не так давно в красноярском издательстве "Кларетианум" в серии "Новинка сибирской литературы" вышел поэтический сборник местной поэтессы Людмилы Васильевны Ломаковской "Горькая ветка рябины". Стихи лирические, проникновенные. Вот строчки из одного стихотворения:

Первый намек весенний,
Первый ледок прозрачный,
Первой слезинкой плачет
Сосулька на крыше серой.
Солнце ещё несмело
Теплым лучом ласкает
Глаз твоих ошалелых
Март вперемешку с маем...

Самодеятельные художники, поэты, резчики по дереву, искусные мастерицы рукоделия - такими людьми славится поселок и за пределами Мотыгинского района. Например, учитель физики, Кочеров Виктор Васильевич, много повидавший в своей жизни, написал свое выпускное сочинение в стихах.

Приложение 1

Из жизни сельсовета (по материалам газеты "Ангарский рабочий")

Орджоникидзевский сельсовет образован в 1967 году на основании решения крайисполкома № 474 от 25.05.1967 года. В состав сельского Совета вошли населенные пункты: Орджоникидзе, Новый Бык, Старый Бык, Верхотурово.

Всего на 01.01.1968 года на его территории насчитывалось 257 хозяйств. Население сельского Совета на 01.01. 1968 года составляло 838 человек, из них 443 мужчины, 392 женщины, 144 ребенка до семи лет, 195 детей от семи до 16 лет. Число жителей росло с каждым годом, так, на 01.01.1975 года здесь уже проживало 1430 человек и насчитывалось 429 хозяйств,

На территории Орджоникидзевского сельского Совета на 01.01.1968 года находились две восьмилетние школы (Орджоникзевская и Новобыковская), два фельдшерско-акушерских пункта (п. Орджоникидзе и п. Новый Бык). Предприятия: Орджоникидзевский химлесхоз, Орджоникидзевский леспромхоз, Мотыгинское СУ-37.

По данным статистики, на 01.01.1968 года на содержании населения сельского Совета находилось 90 голов крупного рогатого скота, 29 голов свиней.

В состав первого исполнительного комитета в 1967 году были избраны:


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 5 конкурс (2003/2004 г.)