Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Только одна фотография


(школа военной поры глазами учителя)

Выполнил: Шипулин Борис Александрович 
Средняя общеобразовательная школа № 5, 7 класс 

Научные руководители:
Холина Мария Валерьевна,преподаватель истории педагогического училища г.Енисейска
Мордвинова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы школы № 5

г.Енисейск, 2004

Семейные альбомы… Сколько тайн, нераскрытых загадок хранится в них… В нашей семье есть несколько альбомов. В свой я заглядываю часто: интересно посмотреть на себя маленького, школьника. Вот я с мамой, а вот с друзьями. А совсем недавно заглянул я и в мамин альбом и обратил внимание на одну черно-белую фотографию.

Со старого снимка на меня смотрели пять девушек в военной форме. Кто же это мог быть? Вглядевшись внимательно, в одной из них я узнал свою маму. «Почему моя мама в военной гимнастерке, в пилотке? – недоумевал я. – Какое отношение имеет она к далекому военному времени?» Как оказалось, эта фотография была сделана во время постановки спектакля по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие». Мама тогда училась в десятом классе (это был 1986-й год) и играла на сцене городского народного театра. В этом спектакле она исполняла роль Риты Осяниной. Так впервые мы с мамой заговорили о войне. Спустя некоторое время, побывав на экскурсии в музее школы № 1, я вновь вспомнил о нашем разговоре. Мое внимание привлек один из стендов. Лицо мужчины на одной из фотографий показалось мне очень знакомым. Но это оказался вовсе не мой любимый киноактер Чарли Чаплин, как я подумал сначала, а учитель математики Юдин Владимир Николаевич, который работал в этой школе с 1936 по 1945 г. «Я сохранил самые теплые и приятные воспоминания об этом периоде жизни», - прочитал я на стенде его слова. Вот это да! А мама говорила мне, что война принесла много горя и страдания людям, да и бабушка рассказывала, что сама едва выжила в это время, а её сестры и братья умерли от голода, а здесь вдруг «…теплые и приятные воспоминания…»

Я решил восстановить события истории школы периода Великой Отечественной войны и воспользовался архивом школьного музея, где мне предложили письма выпускника 1939 года Коневецкого Г.К., присланные им в честь столетнего юбилея школы, а также в честь победы над фашистской Германией, и Добжинского Михаила, выпускника школы 1944 года, газетные вырезки времен войны. Однако самыми ценными для меня оказались три тоненькие зеленые тетрадки в косую линейку, где капиллярными чернилами убористым красивым почерком были написаны воспоминания Юдина В.Н. о работе в школе в предвоенные и военные годы. Эти тетрадки оказались в школьном музее уже в 60-е годы благодаря поисковой работе, которую вели ученики школы под руководством организатора музея Кащеевой Нины Матвеевны. Познакомившись с этими материалами, я ясно представил себе события того времени.

Когда в наш город приехал Юдин В.Н. (это был 1936 год), школа сделала уже свой второй выпуск. Десятый класс по количеству учащихся был тогда совсем небольшим: всего десять человек. В дальнейшем – 20 - 25 человек. В 1940 – 1941 г. было два выпускных класса, а в остальные годы выпускался только один класс. «Учитель в то время получал от работы полное удовлетворение, потому что, во-первых, хорошими были условия работы (наполняемость класса не выше двадцати пяти человек в среднем), во-вторых, учителя получали повышенные оклады и ограничивались нагрузкой 18 часов в неделю, полностью отдаваясь учебно-воспитательной работе, в-третьих, большинство учащихся относились к учебе вполне сознательно» и, как вспоминает Коневецкий Г.К. (выпускник школы), «были серьезнее и старательнее, чем некоторые сегодняшние ученики». В рукописях Юдина В.Н. я нашел немало примеров, подтверждающих эти слова.

В 1937 году наш город постигло большое наводнение. Учитель вспоминает, что по улицам плавали снятые водой крыши домов, проплывали целые дома, однако в первый же день наводнения почти все ребята пришли в школу, хотя некоторые из них по дороге чуть не утонули. Или еще пример. «Будучи больными и имея справку врача, учащиеся все равно приходили в школу. «Зачем пришли в класс?» - спрашивал их я, а в ответ слышал: «А мы думали, что будет контрольная работа» (из воспоминаний Юдина В.Н.). Оказывается, что контрольные тогда давались без предупреждения. Это, наверное, правильно, ведь письменный ответ ничем не отличается от устного. Учитель пишет, что в 1941 году в енисейскую школу прибыли две девушки и один юноша из г.Красноярска. У них были отличные оценки, но вскоре юноша исчез. Выяснилось, что во время контрольной работы он пользовался шпаргалкой. Комсомольцы класса сделали ему замечание, указав, что класс ими не пользуется. После этого разговора он сразу же уехал обратно в Красноярск.

Меня поразило огромное желание учиться, стремление стать еще лучше, высокая сознательность у детей той далекой поры, хотя условия для этого были не самые лучшие.

Время было тяжелое, страшное, шла война. И пусть линия фронта была далеко, и город не слышал залпов орудий, свиста пуль, грохота снарядов, война ворвалась в дом каждого. Мне казалось, что жизнь в городе должна была замереть, остановиться, но, читая воспоминания дальше, я понял, что школа продолжала жить своей жизнью.

Школа в то время отапливалась дровами. Чтобы их заготовить, ученики спускались к Енисею, баграми вылавливали плавающий там лес, сами пилили и оттаскивали поленья к школе. Были периоды, когда школа не отапливалась совсем, но занятия не прекращались даже при 450 мороза. Чтобы чернила не замерзали, ребята держали чернильницу в руках, согревая их. В какие-то минуты мне казалось, будто я слышу скрип перьев, дыхание учеников, мерный голос учителя. Когда не работала электростанция (а это длилось иногда месяцами), материал урока излагался учителем устно, а дети воспринимали его на слух, так как не было видно того, что было записано на доске. На каждой парте стоял светильник (плошка масла или сала с фитилем) или свечка. Если ученик что-то не улавливал из рассказа учителя, то он со своим светильником подходил к доске и сверял написанное. Детей приучали вести записи урока аккуратно и наглядно, таким образом готовили их к ведению записей лекций в вузе. Во всех классах по каждому предмету велись две тетради: для классных и для домашних заданий. Чтобы не срывать подготовку выпускников, учитель (на момент болезни) писал подробные планы уроков, включая и вопросы ученикам, и образец расположения записей на доске. Каждый вечер за конспектами приходил очередной «заместитель», который и проводил на следующий день урок. Администрация школы проверяла такие уроки, но вскоре убедилась, что проходят они на должном уровне, так, будто в классе был сам преподаватель.

Несмотря на такие условия работы, все выпускники тех лет ехали поступать учиться в вузы и, как правило, поступали. Самые высокие оценки на вступительных экзаменах получали по химии (учитель Иванов Василий Сафронович) и по физике (учитель Быков). Когда материально не обеспеченные ученики уходили работать после окончания девятого класса в гидроотдел или на метеостанцию аэропорта, работники говорили, что учащиеся имеют достаточно хорошую подготовку по физике, черчению, математике, а также навыки самостоятельной работы, которые позволяли им после небольшой стажировки справиться с порученным делом. «Знания, полученные в школе, позволили мне весьма успешно поступить в железнодорожный институт города Томска, а уже после войны сдать экзамены в военную академию и успешно ее закончить. Прямо скажем, тут сказалась школьная подготовка» (из письма выпускника школы 1939 г. Коневецкого Г.К.).

В течение первого года учебы студентов школа следила за успехами первокурсников, интересовалась, как выпускники сдали приемные экзамены, первые сессии. То, что все ребята школы всегда поступали в вузы, объясняется не только хорошей подготовкой, но и тем, что абитуриенты разумно выбирали профиль вуза и учитывали уровень своих знаний. Об этом с ним часто велись беседы, зачитывались письма выпускников, в которых они обращались к своим младшим товарищам. Значительная часть учеников получила специальное образование в экономическом техникуме золотой промышленности (он был переведен из г.Енисейска в г.Красноярск), так как в военные годы многие вузы были закрыты или эвакуированы.

С благодарностью вспоминают выпускники тех лет своих учителей. Учителя физики Быкова ученики знали еще и как хорошего физкультурника. Он вместе с ребятами сделал настоящий батут и демонстрировал на нем головокружительные номера. «Сейчас батут вошел в мировой спорт, а ведь тогда начинал наш учитель Быков» (из воспоминаний Коневецкого Г.К.). Казьминская Александра Федоровна – учитель русского языка и литературы, работала самозабвенно, не считаясь со временем. Она готовила маскарады героев литературных произведений, руководила кружком художественной самодеятельности. Ребята принимали активное участие в работе этого кружка. Они ставили не только современные пьесы, но и классические («Ромео и Джульетта» В.Шекспира). Старожилы города помнят, насколько прекрасной была игра учениц школы Афиногеновой, Новиковой, Юдиной (однофамилицы учителя). Один из таких «артистов» Патрушев стал настоящим артистом Красноярского драматического театра. Классный руководитель должен был обязательно посетить спектакль и прослушать хотя бы одно действие. «Непосредственная игра «артистов» меня захватила, …я так и не смог уйти до конца спектакля» (из воспоминаний Юдина В.Н.). Из писем выпускников я узнал, с какой теплотой вспоминают они Владимира Николаевича Юдина, математика, работавшего в старших классах, бессменного классного руководителя десятых классов. Выступали ученики школ и перед горожанами. В газетах тех лет можно было прочитать: «Учащиеся старших классов школы № 1 в первые дни каникул дали концерт для трудящихся города Енисейска. Хор исполнил несколько песен советских композиторов. Учащиеся Новикова, Юдина, Афиногенова, Карху прочитали отрывки из произведений русских классиков – Пушкина, Гоголя, Горького» («Енисейская правда» № 3 за 8/I – 1944г/).

Вот так честно, не жалея себя, своих сил трудились учителя. Они прилагали все усилия для того, чтобы воспитать в своих учениках стремление учиться, достигать поставленной цели, видеть прекрасное. Они дели все для того, чтобы жизнь в школе была интересной, ведь именно здесь дети хоть на миг, но забывали о голоде, о том, что долго нет известий от отца и брата. А может быть, «теплые и приятные воспоминания» Юдина В.Н. связаны с теми учителями, с которыми он работал рядом, и учениками, которые так жадно стремились к знаниям.

Когда страна поднялась на защиту своего Отечества от вражеских захватчиков, здесь, в тылу, все, от мала до велика, поддерживали нашу армию. Передо мною газетные вырезки тех лет. Читаю и понимаю, что во всех мероприятия по оказанию помощи фронту ученики школы вместе со своими наставниками принимали самое активное участие. Они собирали теплую одежду, деньги и закупали на них зимние вещи. «От коллектива школы на приемный пункт поступило 10 полушубков, 6 пар валенок, 16 пар шубных рукавиц, 8 пар вязаных варежек, белье, носки, полотенца» («Енисейская правда» № 131 28/Х - 1941г./). Или еще: «Учащиеся городской средней школы № 1 помогли укрепить оборонную мощь страны. В фонд обороны Родины они сдали облигаций на 22 тыс. с лишним рублей» («Енисейская правда» № 141 21/ХI – 1941г./).

«Каждый учитель должен помочь колхозам в уборке урожая. Учащиеся старших классов будут на полевых работах до конца уборки хлебов», - так заявил директор школы Чувакин на августовском совещании учителей в 1941 году (из «Енисейской правды» № 104 26/VIII – 1941г/).. Заработанные деньги также были отданы в фонд обороны страны. Иногда, не имея самого необходимого в доме, люди отдавали последнее, чтобы помочь фронту.

Не было в городе ни одной семьи, которую бы обошла стороной война. Поднимаясь из-за парт, уходили юноши на фронт. А на прощание каждый из них сажал в память о себе березу (об этом написал в письме выпускник школы 1944 года Добжинский Михаил, который добровольцем ушел на фронт). Так и появилась в школьном дворе березовая аллея. Каждую весну, когда оживает природа, на них набухают почки, потом распускаются клейкие листочки, и стоят эти белоствольные красавицы как живое воспоминание о тех, кто в трудные годы шел защищать свою Родину. Есть в школе добрая традиция. В праздничные майские дни учителя и ученики школы собираются на митинг у памятника воину – освободителю. Минутой молчания чтут память погибших выпускников и учителей школы в годы Великой Отечественной войны…

Теперь, когда я снова загляну в мамин альбом и увижу фотографию, на которой мама в военной форме, я вспомню школу военной поры, тех учителей и учеников, о которых я узнал из рукописи Юдина В.Н. Я хочу, чтобы и мои друзья узнали о том времени, суровом, горестном, но и героическом. Времени, от которого, как оказалось, могут остаться «теплые и приятные воспоминания».


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 5 конкурс (2003/2004 г.)