Выполнил Нодар Узарашвили (наставник Любовь Николаевна Овчинникова). г.Норильск, гимназия №4.
1. Введение
1.1 Цель, задачи
1.2 Актуальность, новизна и практическая
значимость работы
1.3 Анализ источников литературы
1.4 Методы исследования
1.5 Структура работы
2. Основная часть
Глава первая. Клан Узарашвили как
неотъемлемая часть грузинской и русской
истории
Глава вторая. Откуда вы родом, Узарашвили?
Глава третья. Происхождение клана
Узарашвили и его азнаурское (дворянское)
прошлое
Глава четвёртая. Судьба родной земли моих
предков вследствие абхазо-грузинского
конфликта
3. Заключение
4. Список источников и литературы
5. Приложение
Цель: Восстановить историю клана Узарашвили в контексте истории грузинского и русского народов.
Задачи:
1. Проинтервьюировать близких и дальних родственников, старожилов Грузии по интересующей теме, записать их воспоминания.
2. Проанализировать документы семейного архива, архива краеведческого музея г. Зугдиди, а также исторические публикации.
Актуальность, новизна и практическая значимость работы
В сентябре 2003 года, мне исполнилось 15 лет. Я не рассчитываю дожить до 100 лет и поэтому можно сказать, что четверть жизни уже позади. Взрослея, я часто задумываюсь: кто были мои предки, откуда пошла моя фамилия? За малым исключением, я, практически, ничего не знаю. Мои родственники, к сожалению, не оставили письменных свидетельств истории родословной.
Данная работа положила начало моим изысканиям. Это будет первая написанная страница в непростой истории моего рода. Ранее подобной работы не выполнялось. Впервые в научный оборот были введены документы, найденные в Зугдидском краеведческом музее, воспоминания моих близких и дальних родственников. Исследование проводилось летом и осенью 2003 года во время каникул на территории трёх государств: Грузии, Украины и России. Данная работа представляет ценность прежде всего для моих родственников, меня и моих будущих потомков.
Анализ источников и литературы
Истории кланов, их родословная, пожалуй, самая яркая иллюстрация истории всего народа и государства. Поэтому, исследуя историю клана Узарашвили, я вынужден был обратиться к истории Грузии и России.
Литературы по данной теме как таковой нет. Однако имеется литература и публикации в СМИ по истории Грузии, которые помогли мне в восстановлении истории моей фамилии.
Следует сказать, что сегодня среди ученых нет единого мнения о происхождении грузин, их родственности с каким-либо другим народом мира. Исследования ученых осложнены наличием многочисленных народностей, составляющих единый грузинский народ. Ведь кроме чисто картвелов [Абашидзе И. Грузинская Советская Энциклопедия.- Тб.:”Главная научная редакция”, 1981.-с.34.], в Грузии живут такие народности как хевсуры, пшавы, тушины, мегрелы, сваны, лазы.… Всего 17 субэтнических групп.[Новый энциклопедический словарь. М.: 1999, с. 203.] И каждая из этих народностей имеет свой язык, непонятный другим. Объединяет всех грузин единый письменный грузинский язык. Многие ученые, ссылаясь на языковые различия, пытались доказать, что мегрелы, сваны и лазы вообще не имеют отношения к грузинскому народу. Таким образом, решались и политические задачи, которые можно сформулировать как принцип: разделяй и властвуй. Действительно, грузинским языком, т.е. языком картвелов сегодня владеет чуть больше трёх миллионов человек. На мегрельском говорят меньше 100 тысяч, сванском – 40-50 [Новый энциклопедический словарь. М.: 1999, с. 203.]. Но, если разъединить эти народности, исчезнет сама Грузия.
Исследование моей родословной затрудняется также годами вхождения Грузии в Советский Союз, когда многие грузины ради карьеры «забывали» о своих дворянских корнях и указывали в анкетах «рабоче-крестьянское» происхождение. Между тем, именно у Грузии дворян было больше, чем в любой другой составной Российской империи. Это послужило причиной «ночи длинных ножей».
В 40-х годах была репрессирована моя прабабушка Дадиани (смотри приложение 3) только за свои дворянские корни, как она и не пыталась их скрыть, а её дети остались сиротами. Естественно, в те годы было уничтожено большинство документов, подтверждающих дворянскую родословную Узарашвили. К счастью, остались устные предания, передаваемые каждому новому поколению, которые и дополнили эту работу. Часть подтверждений этих преданий сохранилась и в документах, хранящихся в Зугдидском краеведческом музее (бывшей резиденции князей Мегрелии Дадиани).
Большую помощь в изучении периода, связанного с правлением царей Мегрелии Дадиани, оказала газета «История», а именно: статья А.Скакова «Грузия и Россия между дружбой и враждой». В этой же газете за № 19,2002 г. подробно рассматривается период правления царицы Тамары.
Кроме названных, очень ценным источником стали документы семейного архива, воспоминания моих близких и дальних родственников, проживающих ныне в Грузии, на Украине, в России. Должен отметить, что не я первый начал интересоваться историей нашего клана. Несколько лет назад этим занимался мой дядя, известный на Украине журналист Узарашвили Омар Дазмирович (смотри приложение 9). Однако записать свои изыскания он так и не смог. Совместно с ним мы продолжили исследования, которые и легли в основу настоящей работы. Я выражаю благодарность всем моим родственникам, в том числе и по материнской линии, которые с удовольствием помогали мне.
Методы исследования
1.Анализ источников и литературы.
2.Синтез.
3.Интервьюирование близких и дальних
родственников.
4.Сбор преданий, легенд.
Структура работы
Исследование состоит из введения, основной части, состоящей из 4 глав, заключения, списка источников и литературы, а также приложений.
Во введении сформулирована цель работы, определены задачи, указана актуальность работы, её новизна и практическая значимость, дан анализ литературы.
Глава первая посвящена предыстории грузинского клана Узарашвили.
Во второй главе речь пойдёт о возможных причинах миграции представителей клана Узарашвили.
Третья глава посвящена истории происхождение и развития клана Узарашвили.
В четвертой главе автор рассматривает последствия абхазо-грузинской войны которая повлияла как на развитие самого клана, так и на Грузию в целом.
В заключении автор кратко сформулировал основные моменты работы и сделал соответствующие выводы.
Я не могу назвать себя чистокровным грузином. Моя мама, урождённая Хромых Татьяна Карповна, - русская, папа, Узарашвили Отар Дазмирович - грузин. Я же родился в СССР, вырос и живу в России. Однако моё грузинское имя и фамилия постоянно напоминают мне о моих грузинских корнях.
Воспетый А.С.Пушкиным главнокомандующий Кавказа Цицианов (по происхождению грузин Цицишвили), с которым связано окончательное присоединение Грузии к России, говорил: « Я родился в России, там вырос и душу русскую имею»[«История», 2003, № 21, с. 4.]. Могу ли я сегодня так сказать о себе? Наверное, нет.
Мой дед по отцовской линии Дазмир Богратович (см. приложение 4, 6), когда узнал о моём интересе к истории клана Узарашвили, воспринял это как само собой разумеющееся. Он стал говорить о том, что россиянам трудно понять, почему грузины, представители других немногочисленных народов, так интересуются своею родословной, придерживаются традиций своего народа. Ведь если одна-две российские семьи ополячатся, онемечатся или офранцузятся, никто этого даже не заметит. Но если хоть одна грузинская семья, скажем, обрусеет, это уже угроза исчезновению грузинской нации.
Возможно, именно поэтому всем мальчикам рода Узарашвили, когда им исполнялось 14 лет (на Кавказе с этого возраста мальчик считается мужчиной), отцы рассказывали родословную «оджахи» – клана Узарашвили. История одного клана вобрала в себя историю всего народа. Я же услышал эту историю в 15 лет от своего деда Узарашвили Дазмира.
Сегодня, когда Грузия переживает не самые лучшие времена, по последней статистике в ней проживают около 3-х миллионов грузин. И это притом, что у грузинского народа никогда не было таких мощных диаспор за границей как, скажем, у армян. А в «золотой век» Грузии, при царице Тамар (В России её привыкли называть Тамарой), грузин насчитывалось около 10 миллионов. Но постоянные войны с соседями,(христианская Грузия большую часть своей истории находилась в мусульманском кольце и была вынуждена вести постоянные войны за сбережение христианства) значительно сократили численность народа. Это видно и по клану Узарашвили. Еще во времена Советского Союза, в 70-80-х годах [Высокий Замок, 1998, №113, с.8.], Узарашвили насчитывалось около 200 семей. Если сравнить с другими кланами, насчитывающими по 2-3 тысячи однофамильцев, это весьма малочисленный клан. В последней абхазо-грузинской войне, когда воюющие на абхазской стороне чеченские батальоны взяли штурмом село Репи-Шишелети – место компактного проживания клана Узарашвили, были убиты десятки Узарашвили, причем среди погибших - большинство женщины и дети. Это также существенно повлияло на численность клана.
С раннего средневековья исторически сложилось административно-этническое деление Грузии на несколько провинций: Картли, Кахети (в этих провинциях живут этнические картвелы, т.е. чистые грузины, говорящие на грузинском языке), Аджарети, Абхазети, Самегрело, Сванети, Хевсурети, Пшавети (см. приложение 2). Представителей каждой такой провинции самим грузинам легко различить по фамилиям. Клан Узарашвили проживает уже много столетий в Самегрело - провинции, которую заселяют мегрелы. Но Узарашвили чисто грузинская фамилия, в отличие от, скажем, Какубава, Жвания, Гамсахурдиа и других мегрельских фамилий. И хотя уже много столетий назад мегрельский язык стал родным для всех Узарашвили, наши соседи по району и сёлам упрямо называют всех Узарашвили «кортами» (мегр.), т.е. грузинами, отделяя их таким образом от остальных жителей этого региона.
Жизнь моего клана и моя собственная тесно связана с Россией. Это вполне объяснимо. С давних времен связаны истории грузинского и российского народов. Так, первым мужем царицы Тамар был сын русского князя Андрея Боголюбского – Юрий Андреевич, ставший грузинским царём Георгием. Именно он чуть было не положил начало русской династии грузинских царей.
Своих послов отправили грузины и к князю Александру Невскому, договариваясь совместно вести борьбу с монгольскими ордами.
В 1648г. царь Западной Грузии Леван II Дадиани просит русского царя Алексея Михайловича принять его в подданство «быти Великого государя моего царя и Великого князя Алексея Михайловича, всея Руси самодержца, во всей его государевой волею в вечном холопстве вовеки неотступным»[История, 2003, №21. с. 4.]
Примеров такого взаимодействия было множество. Последним из них, пожалуй, является вхождение Грузии в состав СССР согласно договора от 27 декабря 1922 года. Вплоть до 1991 года Грузия и Россия практически были единым целым. Этот непростой период истории стал для клана Узарашвили одновременно счастливым и несчастным. Род пополнился новыми представителями: родился мой отец, дядя, тётя, создались новые семьи, появились на свет моя сестра и я. Вместе с тем, именно в это время наш род лишился своих лучших представителей - репрессирована моя прабабушка Маринэ Дадиани, ушёл на фронт и пропал без вести мой прадед Баграт Узарашвили. Последнее письмо от него было получено Ионом, его родным братом, из района боевых действий на Курской дуге.
Не мы выбираем время, а время выбирает нас. История каждого государства отражается на истории его народа. Узарашвили - часть этого народа, и от этого никуда не уйти.
Сложный вопрос. Попробуем разобраться.
История Грузии - история войн её народа с поработителями. Это объясняется и ее географическим положением (через Грузию в древности проходили самые важные торговые дороги с Запада на Восток), и ранним принятием христианства в кольце мусульманского мира, и другими историческими фактами и событиями.
Говоря о войнах, я имел в виду, что ещё в шестом столетии Грузию терзали арабы, в десятом столетии пытались поработить персы, в двенадцатом столетии снова стали нападать арабы, в тринадцатом и четырнадцатом столетиях - монголо-татары. На рубеже четырнадцатого и пятнадцатого столетий в ее границы восемь раз вторгался грозный воитель прошлого Тимур Тамерлан. В этих условиях Грузия не раз распадалась с единого царства на отдельные государства. И уже в двенадцатом столетии исторически сложились её эриставства (Эристави – груз.-правитель) то есть провинции: Цхумское или Абхазское эриставство, Сванетское, Одишское (Мегрельское (смотри приложение 10), Имеретинское, Аргветское, Такверо-Рачинское, Тао-Кладжетское, Джавахетское, Картли, Кахетия, Лори. Эти эриставства в определенной мере сохранились и сегодня.
В отличие от россиян, грузинам легко узнать происхождение земляка по его фамилии. Окончание «дзе» и «швили» переводятся на российский как - чадо (сын, дочь). Дзе - окончание фамилий выходцев из Картли (именно там находится столица Грузии - Тбилиси), «швили» характерно для фамилий выходцев с Восточной Грузии - Кахетии. Хевсуры, пшавы, тушины и иные народности горной Кахетии носят фамилии, которые заканчиваются на «ури» - например, Халибаури, у сванов фамилии заканчиваются на «ани» (Дадиани, Хергиани ), у мегрелов - на а или ая.
Фамилия Узарашвили, как уже упоминалось, чисто грузинская, присущая жителям Кахетии, но проживают люди нашего клана в Мегрелии и Сванетии уже много столетий. Как они там оказались? Кто-то из предков решил сменить провинцию? Нелогично (смотри приложение 2). Во - первых, между Кахетией и Мегрелией огромное расстояние. А во -вторых, Кахетия и в древние времена, и сейчас - один из самых благословенных уголков Грузии. Там, в Алазанской долине растёт лучший в мире виноград и изготавливается около 200 сортов вина. А в горной Кахетии пасутся на альпийских лугах тучные стада баранов. Поэтому жители Кахетии всегда жили лучше жителей иных регионов страны. А средневековая Мегрелия до 30-х годов ХХ столетия была краем болот и малярии. Почти 90 % ее территории занимали страшные болота, и малярийный комар тысячами косил население. Так что добровольно переселяться в эти края мои предки не стали бы. Тогда как же?
Я мог бы предположить, что ушли мои предки в Мегрелию поневоле: то ли спасаясь от поработителей, то ли были угнаны самими поработителями. Однако мои родственники выдвинули ещё одну версию. Много столетий назад наш клан носил другую фамилию – Анджапаридзе. Клан распадался на две ветви - младшую и старшую. Что не поделили между собой эти две ветви, теперь уж конечно никто не знает, только в результате кровной вражды от младшей ветви остались всего два брата. Чтобы род не иссяк, они бежали далеко на Запад, в Мегрелию. Там братья обзавелись семьями, и род стал расширяться.
Любая версия из трёх может оказаться верной. К сожалению, точного ответа на вопрос о том, как и почему Узарашвили оказались в Мегрелии, пока найти не удалось.
Пытаясь разобраться в этом вопросе, я обратился к самим представителям клана Узарашвили, проживающим ныне на территории Грузии. Оказалось, что их версии и легенды совпадают с теми, что рассказывали мне мой дед Узарашвили Дазмир Багратович (смотри приложение 5, 6), отец Узарашвили Отар Дазмирович и дядя Узарашвили Омар Дазмирович (смотри приложение 9). Я был удивлён: не сговариваясь, все пришли к одному и тому же, но с небольшими расхождениями. Мне ничего не остаётся, как всё это передать теперь уже своим будущим детям.
Необходимо предупредить, что поскольку исторических подтверждений этих событий я пока не нашёл, думаю, что доля легендарности в них тоже всё же есть.
Итак, много столетий назад, как я уже говорил, наш клан носил фамилию – Анджапаридзе. До сих пор наши старики говорят, что юноши нашего клана не имеют права жениться на Анджапаридзе, так как они приходятся нам родственниками.
Когда два представителя младшей ветви Анджапаридзе, о которых шла речь выше, бежали в Мегрелию, и уже можно было говорить о возрождении клана, пришла беда еще более страшная, чем кровная месть. В горы пришла чума.
В Западной Грузии очень большое внимание уделяют похоронам. У нас умершего бальзамируют, и он лежит дома десять дней. За это время собираются все члены клана, женщины –плакальщицы причитают на все село, мужчины поют песнь смерти, которая на местном языке называется – зара. Но тогда, погибших от чумы, боясь заразиться, просто закапывали в общей могиле. Естественно, ни о каких обрядовых традициях и речи не было. Чума выкосила всех Анджапаридзе. К счастью, в живых осталась одна представительница рода. Она была беременна, у нее родился мальчик, которого прозвали Узарашвили. Зара, как уже было сказано, переводится как похоронная песнь (вернее целый цикл похоронных мелодий и напевов), швили – сын, дочь. А частица «у» в грузинском языке соответствует русскому предлогу «без». Т.е. на русский язык мою фамилию можно перевести как «Без похоронной музыки сын» – буквальный перевод, а литературный - сын тех, кого похоронили без похоронной музыки. От этого последнего азнаура Анджапаридзе и пошли азнауры Узарашвили.
Азнаурское, то есть дворянское происхождение Анджапаридзе, а затем Узарашвили, довольно интересно объясняют местные жители – мегрелы.
Дело в том, что в нашем клане часто встречаются имена Баграт и Иона (смотри приложение 8). Так, например, моего прадеда звали Узарашвили Баграт, а его родного брата – Иона. Если сложить вместе эти имена, то получится слово – Багратиони, то есть фамилия грузинских царей. Однако это может быть и совпадением, хотя я не стал переубеждать тех, кто в это действительно верит.
Тому, что клан Анджапаридзе принадлежал к азнаурскому (дворянскому) сословию, сохранилось и письменное подтверждение. В Зугдидском краеведческом музее, в котором я побывал летом 2003г., хранится купчая, которая показывает, что при присоединении к Российской империи в Мегрелии распространилось крепостное право. Этот же документ, относящийся к концу Х1Х в. и написанный, как тогда требовалось на русском языке, подтверждает азнаурское, т.е. дворянское происхождение моих предков:
«Я, нижеподписавшийся житель Сампартиано Сенакского округа княжества Мегрелии азнаур Датико Леванович Анджапаридзе, даю эту купчую запись на веки вечные вам, жителю того же княжества, округа и села однофамильцу моему, дворянину священнику Самсону Анджапаридзе, в том, что с дедовских времен принадлежавшего мне крестьянина, живущего в той же деревне Фочиэла сына Ахакочи Гадилия продаём…
Свидетельствую сию запись:
Азнанур Сисо Анджапаридзе,
Азнаур Мораз Анджапаридзе,
Азнаур Спиридон Анджапаридзе
Азнаур Дмитрий Анджапаридзе.
Поскольку они писать не умеют, вместо них расписываюсь я: Иванэ Гулордава.
По личной просьбе азнаура Датико Анджапаридзе написал сию купчую запись азнаур Григол Анджапаридзе»[ Из Зугдидского краеведческого музея].
Итак, данный документ подтверждает дворянское происхождение моего рода по мужской линии.
Вообще, само подтверждение этого факта с грузинской точки зрения выглядит несколько необычно. Как пояснили мне дед и дядя, в отличие от славянских народов, дворянство в Грузии не надо было особо доказывать, как и невозможно было скрывать. В маленькой Грузии нет кланов в десятки тысяч людей, как и нет однофамильцев. Грузинские фамилии к тому же происходят не от христианских имён Петров, Сидоров, Иванов, а от дохристианских словосочетаний. Например, фамилия известного певца Меладзе – переводится как «сын лисы», Шеварнадзе – «сын сокола», Гвердцители – «красный бок». Таким образом, всем хорошо известно к какому сословию принадлежит фамилия. Как не удивительно, но в горных районах Грузии даже в советское время это имело значение. Например, во время женитьбы. Первое, чем интересовалась сторона жениха или невесты - из какой фамилии избранник (избранница). Традиции давать крепостным фамилии господ тоже не были присущи Грузии. Поэтому царскую фамилию Багратиони от Романовых никак не может носить потомок его бывших крепостных. Это объяснение мне показалось интересным и, в общем – то, убедительным.
Кстати сказать, именно благодаря фамилии Узарашвили, мой дядя Омар Дазмирович, специально поехавший в Грузию за женой, выбрал себе будущую супругу буквально за один час. Родителям девушки оказалось достаточным услышать фамилию жениха, чтобы дать согласие на свадьбу. Вот уже 15 лет они живут счастливо (смотри приложение 9).
А вот ещё одна интересная находка. Я и раньше слышал, что одной из моих родственниц была принцесса Дадиани. Больше не знал ничего, а хотелось. Вот что удалось выяснить на сей счёт.
В 20-х годах ХХ столетия мой прадедушка Баграт Узарашвили породнил наш клан с одними из самых знатных кланов Грузии – кланом князей Дадиани, женившись на Маринэ Дадиани (смотри приложение 3).
Дадиани – фамилия моей прабабушки - сванская. Но именно этот сванский клан много веков правил отдельным, почти никогда не входящим в большую Грузию эриставством – княжеством Мегрелией со столицей в Зугдиди.
Я уже упоминал в начале работы о том, как владетель Мегрелии Леван II Дадиани в 1638 году обратился к русскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять его в подданство. Действительно, Дадиани был очень беспокойным владетелем и никак не хотел никому подчиняться. Именно он в 1637г. сжёг Кутаиси- столицу тогдашнего царя Имеретии Александра. Тогда же Леван II Дадиани объединил Мегрелию и Имеретию в единые «Дадианские земли»[«История», 2003, № 21,с.2.], однако в 1660 году земли всё же были разделены. Известно, что в начале 1800 года Мегрельским князем был Григорий Дадиани. Оказалось, что спустя почти 200 лет ссоры между Мегрелией и Имеретией продолжались, так как Григорий обратился к России с просьбой защитить его от Соломона Имеретинского.
Как отдельное государство княжество Мегрелия просуществовало до 25 октября 1857 года[Каланадзе Ц.Культурная революция в Грузии.-Тб.: Наука,1982.- с.98.]. К тому времени по георгиевскому трактату Грузия уже перешла под юрисдикцию России. И хотя трактат, заключенный с Россией царем Картли – Кахетии Ираклием предусматривал лишь протекторат (русские должны были защищать рубежи Грузии, а правительство последней не имело права вести переговоры с Турцией и Ираном без разрешения России) после вступления русских войск в Грузию, последняя стала одной из губерний Российской империи. Та же судьба ждала другие эриставства.
Последней правительницей Мегрелии была княгиня Екатерина Дадиани (её младшая сестра была женой русского дипломата и писателя А.С. Грибоедова). Узнав, что её вызывают в Петербург, она с верными двумя сотнями азнауров прибыла в Сухуми, задумав перебить русскую охрану и вернуться в Мегрелию, чтобы поднять восстание против империи. Но ее кто-то предал, и возле корабля была выстроена тысячная охрана из русского гарнизона. Пожалев азнауров, Екатерина добровольно села на корабль и отбыла в Петербург. Княжество Мегрелия престало существовать.
К сожалению, о прабабушке Маринэ Дадиани известно не много. Удалось выяснить, что в детстве она осталась сиротой, и её взяли на воспитание родственники - Эмухвари. Этот второй по знатности в Абхазии княжеский клан описал в своём историческом романе «Похищение луны» Константинэ Гамсахурдиа – сын первого Президента Грузии. После этого удочерения, согласно обычаям грузин, братом Маринэ, а значит и моим прадедушкой, стал Георгий Эмухвари (смотри приложение 7). Во время репрессий его, как представителя княжеской фамилии спасло то, что он уже тогда был известным хирургом, которому представители власти доверяли делать сложнейшие операции. Позже, Георгий Эмухвари стал Заслуженным хирургом Грузинской ССР, был награждён орденом Ленина.
Однако даже такое родство не спасло приёмную дочь Эмухвари – Маринэ. Судьба моей прабабушки была трагической. Маринэ Дадиани, которая как могла, пыталась скрыть своё царское происхождение, всё же была репрессирована только за принадлежность к княжеской фамилии в 1940-м году. После ареста прадедушка получил от неё письмо. В качестве обратного адреса значилась станция Лангор, что на Урале. Поскольку Маринэ не знала, куда её везут, написать ей письмо не представлялось возможным. Больше известий от Маринэ не было. В 1991 году стало известно, что первый Президент Грузии Звягия Гамсахурдиа издал Указ о реабилитации всех репрессированных. Однако запросы родственников в МВД Грузии остались без ответа. Таким образом, документов о реабилитации прабабушки в семье нет.
Оставшись без жены, мой прадед Баграт Узарашвили чудом избежал ареста. На нём остались трое детей: сыновья Дазмир и Лангор, дочь Лейла. Почему же прадеда не арестовали? Ныне живущий Дазмир – мой дед и его сын Омар Дазмирович, мой дядя, предположили, что во время раскулачивания, Баграт добровольно отдал колхозу 40 гектаров принадлежащих ему участков кукурузы, а сам, спасая семью, вступил в колхоз. Возможно, местные власти понимали, что если искоренять всех наследников дворянских фамилий, Грузия обезлюдеет. Но это только предположение, и, кажется, не самое правдоподобное. Возможно, объяснение гораздо проще: через несколько месяцев после ареста жены началась война и Баграт Узарашвили был призван на фронт. Он пропал без вести.
Мой дедушка с братьями и сестрой остались сиротами. Рискуя жизнью, их согласилась приютить всё та же семья Эмухвари. Однако приняла приглашение только сестра Лейла, братья же - Дазмир и Лангор не захотели жить в Сухуми, в чужом доме и вернулись в своё село Репи-Шишелети. Однако своего фамильного дома у них не оказалось. Его забрали под школу. Вести борьбу с властями дети естественно не могли. Как рассказывает дед, жили они вдвоём с братом, где придётся и только подаяниями. Спасибо соседям: не дали умереть с голоду. После 6 класса, Дазмир оставил школу. Причину этого дедушка объясняет так: «Соседи одевали меня в штаны, перекроенные из женских панталон, и в школе меня из-за этого постоянно дразнили. Вот я и перестал ходить на уроки» (смори приложение 6).
С тех пор дед начал работать. С этим проблем не было: мужских рабочих рук не хватало. Уже в 14 лет в его трудовой книжке появилась первая запись: помощник водителя. Дело в том, что права на вождение, как и сейчас можно было получить только с 18 лет, а прадеду было только 14. И хотя Дазмир работал самостоятельным шофёром на Окумской чайной фабрике, в трудовой написали: помощник водителя, чтобы не нарушать правил.
Службу в армии Дазмир проходил на Украине. Там и невесту себе нашёл – Ольгу Шеремет (смотри приложение 4). Возвращаться в Грузию с молодой женой было некуда, решили остаться на Украине, которая и стала вторым домом для потомка клана Узарашвили. Брат же Лангор, вернулся к знакомой девушке из соседнего села. Там живёт и по сей день.
Когда все эти события восстановились в хронологическом порядке и судьбы всех моих родственников как бы кинолентой прошли у меня перед глазами, выяснилась и история моего имени. Скажу честно, что до настоящего момента я как-то над этим не задумывался.
У моего прадеда Баграта Узарашвили было трое родных братьев. Одного из них звали Лаврентий. Так вот у этого Лаврентия был единственный сын – Нодар. Он, к сожалению, погиб в 1965 году при трагических обстоятельствах. Нодар работал трактористом. Как- то во время перерыва, он сел на траву пообедать, а рядом крутился, рассматривая трактор, маленький мальчишка - пастушок. Неожиданно трактор сошёл с ручника и начал катиться вниз. Перепуганный малыш стоял в нескольких метрах от трактора и не двигался. Нодар успел вскочить и откинуть мальчика в сторону, но сам, к сожалению, погиб. В память об этом человеке меня и нарекли Нодаром.
Как же сложилась судьба сестры моего деда – Лейлы? Благодаря Эмухвари, она закончила Сухумский педагогический институт, стала работать преподавательницей русского языка. По иронии судьбы школа, куда была направлена Лейла, была её домом. Её бывшим домом. Сюда она и приходила ежедневно на работу. Когда руководство школы было не согласно с мнением молодой учительницы, ей говорили: «Вы, Узарашвили, никак не можете забыть свои дворянские корни!». Забыть действительно было не просто. Да и не хотелось.
Фамильного дома, а впоследствии школы в настоящее время нет. Его сожгли во время абхазо-грузинской войны, как и всё село Репи-Шишелети. Известно, что ещё до этого события был указ Президента Грузии о возвращении родственникам их бывшей собственности. Однако как пояснил мне дядя Омар Дазмирович, он и дед уже не могли претендовать на неё так как имели Украинское гражданство, а брат Лангор и сестра Лейла, проживающие в Грузии не решились на такой шаг, опасаясь за свою жизнь.
А княжеский род Эмухвари, в своё время так много сделавший для Узарашвили и Дадиани, закончил своё существование из-за отсутствия его продолжателей. В своей книге «Похищение луны» Константинэ Гамсахурдииа писал, что когда - то Каталикос Грузии проклял этот род за то, что Эмухвари помогали в тайне горцам Шамиля воевать с христианской Россией. Так это или нет, но во время абхазо-грузинской войны, в 1993 году пропала без вести единственная дочь Георгия Эмухвари Лиана. Кому принадлежит сегодня дом Эмухвари на улице Кирова, 8 в Сухуми, неизвестно.
Итак, мы рассмотрели современную историю представителей клана Узарашвили. Почему же так сложилось, что потомки известнейших в Грузии кланов не живут на Родине? Почему сегодня отношения Грузии и России складываются не лучшим образом? В этом мы и пытались разобраться с, так сказать, старейшинами нашего рода - с дедом, дядей, папой.
Большое влияние на это оказала абхазо-грузинская война, в которой клан Узарашвили понёс большие потери. Ирония судьбы, но Шамиль Басаев и многие другие чеченские боевики полученный опыт ведения боевых действий в Абхазии затем успешно применили против российских войск в Чечне. Вот так странно пишется новейшая история: Президент Б.Н.Ельцин в 1993 году официально поддерживает Президента Грузии Э.А.Шеварнадзе. Российские аналитики прекрасно знают, что конфедерация северных народов Кавказа, в которую вошли и абхазы, вынашивает планы построения мусульманского государства «от моря до моря» - то есть от Каспия до Чёрного моря. Но российский генералитет, пользуясь слабостью Ельцина, активно помогает абхазам воевать с Грузией! Это в последствии привело к резким антироссийским настроениям в когда - то братском грузинском народе и к боевым действиям в Чечне.
Представителям клана Узарашвили сегодня опасно появляться на своей исторической Родине, почему? Как уже указывалось в работе, фамилия Анджапаридзе, а позже Узарашвили – считается чисто грузинской. Но проживал клан Узарашвили в Мегрелии. Мегрельские фамилии Какубава, Звамбая, Дараселия имеют свои окончания, присущие только мегрелам. Поэтому Узарашвили до сих пор соседи называют кортами (корт – по мегр. – грузин). И если носители мегрельских фамилий получили разрешение абхазов проживать в оккупированной части Мегрелии, то человеку с чисто грузинской фамилией, такой как Узарашвили, путь в административную Абхазию сегодня закрыт. Смешно, но и Дадиани рискуют жизнью при посещение «абхазской» Мегрелии. Ведь бывшие князья Мегрелии носят сванскую фамилию. А именно сваны считались у абхазов самыми страшными врагами. Сегодня представители клана Дадиани проживают в основном в горной Сванетии. Это единственный район Грузии, который в ноябре 2003 года не принял участия в парламентских выборах. Сегодня, словно в былые времена, Сванетия вообще не подчиняется ни Тбилиси, ни кому бы то ни было. На этой прародине Дадиани, фиксируют все историки Грузии, никогда не было крепостного права. Если так называемая, Нижняя Сванетия подчинялась фигурально князьям Дадешкелиани, то в Верхней Сванетии вообще все люди всегда считались равными. И на ее территорию никогда за всю историю Грузии не ступала нога врага. Вот и сегодня ее население подчиняется только кора – махвшам – главам сванских кланов и живет по старым обычаям. Этому способствует и то, что с ранней осени и всю зиму перевалы, ведущие в Сванетию, закрыты и добраться туда можно только вертолетами, которые, в сегодняшней экономической ситуации Грузии, практически не летают. Конечно, трудно поверить, что в нескольких сотнях километров от Тбилиси люди живут по родо-племенным законам, но любой человек, побывавший в современной Грузии, подтвердит эти слова. Естественно, уклады жизни Сванетии и Мегрелии, обычаи этих обоих народов, не могли не сказаться на формировании характерных основных черт, присущих Узарашвили - детей тех, кого хоронили без похоронной музыки.
Итак, автор попытался восстановить историю клана Узарашвили в контексте истории грузинского и русского народов.
Наиболее достоверными оказались сведения, касающиеся современной истории. Оно и понятно - живы ещё участники тех событий. К сожалению, остаётся неизвестной судьба прабабушки – бывшей княгини Дадиани. Пропал без вести в первые дни войны мой прадед – Баграт Узарашвили. У этих, дорогих нашей семье людей нет могил, куда можно было бы принести цветы. Эти люди – свидетели всех грузинских обрядов и традиций, хранители тайн клана Узарашвили - ушли в неизвестность без грузинских почестей и причитаний. Мой дед Дазмир, его брат на себе испытали голод, тяжёлые военные и послевоенные годы. Им пришлось без отца и матери устраивать свою жизнь и жизнь своих детей. В начале 60-х в жизни моих родственников появилось относительное спокойствие но распад СССР в начале 90-х нарушил это спокойствие: все представители клана Узарашвили теперь живут на территории трёх государств, и наши встречи стали редкими. Жизненный путь моих предков был не простым, но они с достоинством преодолевали все трудности. Трудолюбие - главное качество клана Узарашвили. Продолжить это – задача моя и моих будущих потомков.
Итак, автор выполнил поставленные перед собой задачи, а, следовательно, достиг цели: пусть пока и не в полном объёме, но всё же положено начало по восстановлению истории клана Узарашвили.
Давая обобщённую оценку проделанной работе, хочется сказать, что вопросов, возникших в процессе работы, было бы меньше, если бы в современной Грузии было спокойно.
Я попытался доказать, что вся история Грузии, Советского Союза и России отразилась на истории клана Узарашвили. К большому сожалению, приходится признать, что слово «клан» в том значении, какое придавалось ему ещё 100 лет назад, теперь применяется крайне редко. Связь времён нарушена, а порой и потеряна. Попасть в Грузию сегодня довольно сложно, да и пребывание там опасно.
Сейчас отношения Грузии и России катастрофически испорчены. Побывав на родине моих предков летом 2003 года, я увидел, в каком бедственном положении находятся жители этого великого народа. Многие тоскуют по тому времени, когда Грузия была в составе СССР, часть обвиняет Россию во всех грузинских конфликтах. И всё же старожилы очень почитают царя Ираклия II, у которого хватило мудрости принять покровительство России. И Россия, даже не ставя перед собой такой цели, объединила и восстановила раздробленную и разорённую Грузию. Нельзя идеализировать эти столетия, но и зачёркивать их невозможно.
Я вижу пути продолжения темы в более глубоком изучении своей родословной, а именно её современной части. Попытаюсь пополнить факты о своем роде путём выявления новых личностей и их достижений, связанных с родом Узарашвили.
Тема: История клана Узарашвили в зеркале истории грузинского и русского народов.
Автор: Узарашвили Нодар Отарович, ученик 10 юридического класса МОУ «Гимназия № 4 (многопрофильная)»
Научный руководитель: Овчинникова Л.Н. учитель истории гимназии № 4.
Тезисы (общий объём исследования- 17 страниц)
Знать историю своего рода вплоть до начала ХХ века было делом чести каждой семьи нашего огромного государства. После революции эта традиция прервалась. Оно и понятно - ушедший век был одним из самых драматических в мировой истории. Сейчас эта традиция восстанавливается.
Я не могу назвать себя чистокровным грузином. Моя мама - русская, папа - грузин. Я же сам родился в СССР, вырос и живу в России. Однако моё грузинское имя и фамилия постоянно напоминают мне о моих грузинских корнях.
Поскольку мои родственники не оставили мне письменных свидетельств истории родословной ни по материнской, ни по отцовской линии, данная работа положила начало моим изысканиям. Я решил начать с более сложного.
Целью настоящей работы стало восстановление истории клана Узарашвили в контексте истории грузинского и русского народов.
Исследование проводилось летом и осенью 2003 года во время летних каникул на территории теперь уже 3-х государств: Грузии, Украины и России. Впервые в научный оборот введены документы Зугдидского краеведческого музея, семейного архива, а также воспоминания моих родственников.
В процессе работы установлено, что много столетий назад, младшая ветвь клана, жившая в горной Кахетии, носила фамилию Анджапаридзе. В результате изнурительной кровной вражды от рода осталось лишь несколько человек, которые бежали на Запад, в Мегрелию. Род стал расширяться. Вновь пришедшая беда - чума унесла большинство разросшегося рода. Спастись удалось единицам. Поскольку всех умерших во время чумы, забыв на время о традициях, закапывали в общей могиле, родившегося мальчика назвали Узарашвили. «Зара», переводится как похоронная песнь, а «швили»- сын, дочь. Частица «у» в грузинском языке соответствует русскому предлогу «без». На русский язык мою фамилию можно перевести как «Без похоронной музыки сын». То есть сын тех, кого похоронили без похоронной музыки. От этого последнего азнаура Анджапаридзе и пошли азнауры Узарашвили.
О том, что клан Анджапаридзе до всех трагедий принадлежал к азнаурскому, то есть дворянскому сословию сохранилось письменное свидетельство, найденное в краеведческом музее г. Зугдиди. Купчая подтверждает то, что при присоединении Мегрелии к Российской империи, там распространилось крепостное право и мои предки владели землёй и крестьянами.
Ещё одна интересная находка. Ранее от деда я слышал, что к моим предкам относится знаменитая принцесса Дадиани. Это всё, что было известно. В ходе исследования было установлено, что в 20-х годах ХХ столетия мой прадедушка Баграт Узарашвили породнил наш клан с одним из самых знатных кланов Грузии – кланом князей Мегрелии Дадиани, женившись на Маринэ Дадиани. Сам прадед пропал без вести в первые дни Великой Отечественной войны, будучи призванным на фронт.
Судьба прабабушки также очень трагична. Она репрессирована в 1940-м году за принадлежность к княжескому роду, скрыть которую так и не удалось. К сожалению, запросы в МВД Грузии с просьбой сообщить данные о Маринэ Узарашвили, остались без ответа. Её сын - мой дедушка Дазмир Багратович избежал участи быть репрессированным, но в дальнейшем испытал на себе тяжесть «сына врага народа», голод и лишения военных лет.
Сегодня Грузия переживает не самые лучшие времена. В этом я смог убедиться, побывав на родине моих предков в июле 2003 года.
Грузины проживают по всему миру, много их и в ставшим мне родном Норильске. По данным энциклопедического словаря, в 1999 году в Грузии проживало чуть больше 3-х миллионов грузин. Сейчас - около 3-х миллионов. Известно, что в «золотой век» Грузии, при царице Тамар (В России её привыкли называть Тамарой), грузин насчитывалось около 10 млн. чел. Сокращение численности грузин, проживающих на Родине, видно и по клану Узарашвили. Ещё во времена Советского союза, в 70-80-х годах, Узарашвили насчитывалось около 200 семей. Если сравнить с другими кланами, насчитывающими по 2-3 тысячи однофамильцев, это весьма малочисленный клан. В последней абхазо- грузинской войне, когда воюющие на абхазской стороне чеченские батальоны взяли штурмом село Репи-Шишелети – место компактного проживания клана Узарашвили , это существенно повлияло на численность клана. Среди убитых в основном были женщины и дети. К сожалению, узнать, сколько сейчас входит семей в клан Узарашвили, нам не удалось. Однако удалось выяснить, что дом прадеда после его гибели на фронте был отобран, там размещалась школа. Ныне же дома нет вообще – его сожгли во время абхазо-грузинской войны. Эта участь постигла и всё село Репи-Шишелети.
На основании найденных фактов и полученных в ходе исследования сведений можно заключить, что клан Узарашвили, как собственно и вся Грузия, переживает трудные времена, он потерял былое единство и былое могущество.
Учитывая также утрату в настоящее время подавляющим большинством сванов и мегрелов чувства своей национальной идентичности, можно предположить, что рано или поздно и эти этносы войдут в единый грузинский народ.
Итак, подводя итог, можно заключить, что первые представители моего клана жили в Кахетии, позже переселились в Сванетию и Мегрелию, оставив тем самым свою родную землю. Сейчас представители клана проживают в основном в Грузии. Но, поскольку традиции древности утратили своё значение, представителей клана можно встретить по всему миру, говорить о так называемых чистокровных грузинах – Узарашвили, думаю, не следует.
Вижу пути продолжения своей работы в изучении современной истории рода Узарашвили.
I cant tell anyone that I am pure-blooded georgian. My mother is nee Hromih Tatiana Karpovna- russian, father is Uzarashvily Otar Dazmirovich- georgian. I was born in SSSR, grew up in Russia. But still my Georgian name and surname always reminds me about my Georgian backgrounds. So aim of this work is to reconstruct the history of Uzarashvily clan in context of Georgian and Russian nations. This work was written at summer 2003 in three country’s territory
Ukraine, Russia, Georgia. Uzarashvily clan is famous because of the nobility. In the work process author use to meet and interview his relatives, been to Zugzidian museum of local lore and used it’s documents about Uzarashvily clan. All this facts and stories were united and author made correspond resumes.
Грузия во второй половине 1-го тысячелетия
до н.э..
Историко-географические провинции Грузии
до войны с Абхазией.
Маринэ Дадиани (слева), моя прабабушка по
отцовской линии.
Шеримет Ольга Михаловна, моя бабушка,
жена моего деда по отцовской лини.
Узарашвили Дазмир Багратович, мой дед по
отцовской линии.
Узарашвили Дазмир Багратович в 6 классе.
Георгий Эмухвари, неродной брат Маринэ
Дадиани. Выдающийся хирург.
Мои прадеды по отцовской линии Иона и
Кондратий.
Мой дядя, брат моего отца, Узарашвили Омар
Дазмирович
со своей женой, моей тетей Патимой.
Герб мегрельских земель, где издавна
правили мои предки Дадиани.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»/Работы, присланные на 5 конкурс (2003/2004 г.)