Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Память?!


 


Алимин Дмитрий, Баталов Вячеслав, Березина Анна, Бобровская Анна,
Гончар Сергей, Королев Дмитрий, Романенко Алена, Сидоренко Артем 


рук. Гордеева Светлана Николаевна, шк. №14 г.Назарово

Ход работы

Цели и задачи:

Предисловие…

«Живой человек носит в своём сердце, в своём духе, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветёт его здоровьем, блаженствует его счастьем,»- так писал великий критик В.Г. Белинский, выражая свою активную гражданскую позицию, реально сознавая актуальные проблемы российского общества. Любая эпоха, новое поколение привносят свои индивидуальные, животрепещущие вопросы, которые предстоит решить людям энергичным, открытым и чутким, неравнодушным и целеустремлённым.

Вечные вопросы бытия: что такое добро и зло? Что есть истина? В чём смысл человеческого существования? Каково место человека в мире? – интересовали людей с момента становления человеческого общества. Эти проблемы волнуют и нас, молодое поколение XX-XXI веков. Мы попытаемся их исследовать и дать ответы.

«Стержнем» исторического развития современного мира, окружающей действительности является человеческий фактор: отношение человека к себе, к обществу, к памяти прошлого. Вспоминаются слова, произнесённые русским писателем Александром Максимовичем Горьким: «В каждом человеке скрыта мудрая сила строителя, и … нужно её дать волю развиться и расцвести, чтобы она обогатила землю ещё большими чудесами».

Но когда этой силе строителя не дано развиться и расцвести, необходимо обладать большой силой воли, чтобы осознать, что против утвердившейся чиновничьей государственной машины «один в поле не воин». Важно реально оценивать обстановку, чтобы отличить корысть от благородства, лесть от искренности. Это своего рода характеристика наличествующих нравственных качеств у представителей современного общества – борьба добродетели и невежества. Мы за добродетель.

И чтобы искоренить невежество, мы придаём особую важность решению актуальной проблемы, выявленной нами, проблемы памяти прошлого в пределах нашего растущего и развивающегося города, ясно осознавая, что без прошлого нет будущего.

Перипетии судьбы

Немногие знают, что маленькая тополиная рощица в микрорайоне №2, на территории которой построена средняя школа №6, — это Первое Назаровское церковно-приходское кладбище, принадлежавшее первой Назаровской церкви.

История первой Назаровской церкви является отражением переломных моментов истории не только нашего города, но и всей страны. Церковь была построена в 1820 году на месте современного памятника жертвам Сережского мятежа. Рядом с ней находило своё последнее пристанище не одно поколение назаровцев.

В 1900 году церковь подверглась первому серьёзному испытанию, зарегистрированному в архивных документах – землетрясению. После этой трагедии в фундаменте здания появилась трещина, а второй этаж был частично разрушен.

Одна из сохранившихся могильных плитНазаровская община верующих не смогла оплатить ремонт церкви, поскольку Скопкинский банк, существовавший в Назаровской волости в то время, обанкротился, а деньги с лицевого счёта общины бесследно исчезли. Из-за этого второй этаж бывшей церкви был передан Дому Обороны. /Протокол №2 заседания президиума Назаровского РИКа от 08.02.31/

В 1933 г. второй этаж дома обороны передали дому кино /протокол №5/74 /.

А через два месяца вышло очередное постановление, на этот раз о передаче дома кино в пользование райсовета /постановление от 12 мая 1933 года/

В 1933 году церковь была разрушена, а кирпичи решили использовать для строительства.

На наш взгляд, первое Церковно-приходское кладбище является одним из олицетворений прошлого нашей местности. Ему уже больше века. За это время на нём были похоронены тысячи людей. Весь объём захоронений можно реально оценить, полистав толстые церковно-приходские книги. Только в период с 1883 г. по 1919 год было погребено 825 человек!

А если представить, что это кладбище существовало с 1880 года, и жителей села Назаровского и сёл, рядом расположенных, хоронили вплоть до 60-х годов XX века, становится жутковато от мысли, что почти всё подвергнуто уничтожению.

Архивные документыАдминистрация города очень цинично и негуманно отнеслась к захороненным на кладбище горожанам: на его территории построены дома и школы. /постановление о строительстве школы №6/

Конечно, это тоже жизненно важные объекты, но каждому современному творению - своё место, и никому не позволено глумиться над памятью!

У людей, похороненных на старом кладбище, остались родственники в нашем городе, и сегодня им некуда возложить венки, посадить цветы, чтобы почтить память об умершем близком человеке. Не верится, что им безразлично, где покоятся их родные. 

Письма родственников

Уважаемые работники музея, заранее вам благодарна.

Прочитала в газете о заброшенном кладбище. Если осуществится то, что вы задумали, отлично. У меня похоронена там мама. Но теперь и места этого нет (не найти). Было это в 1948 году в декабре 28 числа. Была она работницей Ададымского совхоза – пасечник. Вдова с двумя детьми. Муж погиб во время блокады Ленинграда в 1-ый же год войны.

Пикулева Анфиса Васильевна 1900 года рождения.

Скоропостижно скончалась 28 декабря 1948 года

А биография её такая, как у всех вдов, что остались в годы войны. Труд тяжёлый, изнурительный, за своих мужей, что ушли на фронт.

23/II – 1996 г.

/подпись/ Грязнова А.Г.

Уважаемые работники музея.

Я – Грищенко Валентина Павловна, пенсионерка. Я часто хожу на старое кладбище: когда мимо, а когда и на родительский день. Похожу потихоньку, поговорю вроде как с бабушкой: “Баба, я пришла, но нет твоего холмика. Он был, я помню, около черёмухи, где-то примерно под школой. Баба, я помню тебя и люблю”. С тем и ухожу. Фамилия моей бабушки – Федунова Анна Филиповна, у неё было 3 детей. Старшая дочь и младший сын тоже живут в Назарово. Дочери – 85 лет. Ещё помню, умерла бабушка – Дронова Ефросиния (отчества не знаю). Возили их хоронить на лошади и на телеге. Сами женщины тащили телегу. (Их фамилии – Кононкова, Воронина, Шарандина) Все они жили по соседству на улице Совхозной.

До свидания.

Гуляя по тополиной роще возле шестой школы, мало кто задумывался о тех, кто похоронен здесь. Мы отправились на кладбище, чтобы узнать имена хотя бы некоторых людей, похороненных там. Таким образом, список имён, составленный по письмам родственников в музей, пополнился новыми именами (1, 2, 3).

В наше время, когда поднимаются вопросы высокой морали и духовного воспитания молодого поколения, в первую очередь, надо сохранить память о поколениях, живших до нас. Они творили историю; историю нашего города, края, возможно, историю страны, и память о них – это святое. А, разоряя кладбище, мы разрушаем свою историю, подвергаем поруганию память предков.

Социальная значимость этой проблемы заключается в том, что жители города должны чтить память предков и знать свою историю, а без истории первой церкви и Церковно-приходского кладбища она будет неполной.

Первые попытки привлечь внимание властей были в 1996 году. Тогда вышло постановление, направленное на сохранение захоронений на первом приходском кладбище г. Назарово. /постановление от 04.10.96. и план мероприятий/ Мемориальная доска действительно есть, но на данный момент она находится в ужасном состоянии.

Стела так и не была поставлена, хотя для неё подготовлено место, куда полтора года назад поставили никому не нужный и не функционирующий коммерческий павильон. /справка из МУПБиО/

Проект стелы, разработанный отделом архитектуры

Прошло почти 10 лет с первых попыток самих властей и общественности восстановить справедливость . Попытки вернуть память о людях, которые до сегодняшнего дня для кого-то остаются родными и близкими и сейчас разбиваются о чиновников и бюрократов. Нам удалось заинтересовать граждан города в решении этой затянувшейся проблемы , но смена команды мэра ,весной 2004 года, вновь вернула нас к тому, от чего мы оттолкнулись в своей научно-исследовательской работе .Сегодня наша команда располагает хорошим материалом и может предложить свой проект стелы , которая была одобрена служителями местной церкви.

Общий вид стелы

Вид стелы сбоку

Согласно постановлению (1, 2), с 1996 г. за школами №6 и 9, находящимися в непосредственной близости от кладбища, а с 2001 г. и за нашей школой закрепили уборку этой территории. Но этого не достаточно!

Каждую весну, когда начинается распутица, глазам жителей открывается «пейзаж» мусорных свалок. А зимой даже снег не может скрыть этого ужаса и «Парк Металлистов» (так кладбище стали называть в том же 1996 году) постепенно превратили в территорию для выгула собак.

В заключение…

… Мы стараемся обходить хорошо заметные холмики, но, зная сколько людей похоронено на старом кладбище, понимаем, что не наступить на могилу здесь не возможно: они располагаются буквально одна на одной…

Надпись ещё на одном надгробии гласит: 

Здесь прах

Вани Дюжакова умер

13 л 6 июня 1915 г

мир праху его

от …

… Мимо нас прошла весёлая ватага ребятишек лет 12-13 из средней школы № 6, построенной прямо на кладбище. Они не пошли по бетонной дорожке, а направились по заснеженной земле, скрывающей в себе прах тысяч людей. Шестая школа в г. Назарово была построена по приказу советской власти.

Свидетельство очевидцев: «Огромные ковши экскаваторов врывались в землю. Взгляду строителей, рывших котлован для фундамента здания, открылась жуткая картина: кости, черепа людей, остатки гробов…» О чём подумали тогда эти люди? О чём думал тот, кто решил построить школу на костях?! А ведь на этой земле похоронен легендарный декабрист А.П. Арбузов, именем которого названа центральная улица города. Его могила неизвестна. Да и есть ли она, могила…

… Уже второй день мы пытаемся расшифровать надпись на одной из плит. Она привлекла наше внимание, поскольку на ней стоит 1901 год смерти. И вот всё, что нам удалось понять:

 Миръ праху твоему
дорогая мама
шат..i..ваш
…ум по 67 г
25 янв 1901 г

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Хождение по инстанциям и мукам. 

Первым делом мы отправились в городской архив. Спасибо работникам, не только предоставившим нам ценнейшие сведения, но и отнёсшимся к нам с предельным вниманием и терпением!

… Перед нами церковно-приходская книга с. Назаровского за 1901-1903 гг. Нам очень повезло: мы, зная дату смерти, почти сразу нашли загадочную «маму». Теперь надпись на плите стала понятной:

дорогая мама
Щетнiкова Агрипина
ум на 63 г
25 янв 1901 г

Итак, теперь мы знали, что под этим камнем покоится прах жительницы Села Назаровского крестьянской вдовы Агрипины Несторовой Щетниковой, которая умерла на 63 году жизни от паралича. Погребена 27 января 1901 года на кладбище села Назаровского. 

Запись о Ване Дюжакове, который оказался Дюжиковым, мы нашли не только в книге умерших, но и в книге родившихся за 1902 г.

Иркутской губернии, Нижнеудниского уезда, Тулунской волости и села, крестьянин Iоанн Адрiановъ Дюжиков тринадцати лет от роду утонул в р. Чулым в 1915 году. 9 июня погребен на кладбище села Назаровского.

К огромному нашему сожалению церковно-приходские книги за 1920 и 1930 года были нам не доступны, поэтому мы не смогли ничего узнать о семье Филипюк…

ПОСЛЕСЛОВИЕ

От маленькой тополиной рощицы, которую привыкли считать старым кладбищем, до моего подъезда - пять метров. И, наверное, впервые я подумала о том, что мой дом тоже стоит на территории бывшего кладбища. Стало как-то не по себе…

Мы шли домой молча, каждый думал о своём, вот только ноги будто жгло что-то, и на душе лежал огромный камень. Меня не покидало чувство стыда за всех людей живых, которые придумали это…


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»