Выполнила: Авсиевич Людмила Сергеевна, учащаяся 10 класса Г
Руководитель: Бондаренко Марина Михайловна, учитель русского языка и литературы
Лесосибирск,
2004
1. Введение.
2. Духовное возрождение.
3. Строительство храма.
4. Отец Андрей.
5. Заключение.
6. Библиография.
7. Приложение.
Цели и задачи исследования:
1. познакомиться с историей возведения
церквей на Енисейской земле;
2. изучить историю открытия первой церкви
в городе Лесосибирске;
3. изучить историю возведения
Крестовоздвиженского храма в городе
Лесосибирске;
4. проследить, как сложилась «дорога к
Храму» Настоятеля Крестовоздвиженского
храма г.Лесосибирска Андрея Юревича;
5. провести социологическое исследование
с горожанами с целью выявления их отношения
к церкви, к Богу.
Формы работы:
1. изучение литературы по теме;
2. изучение материалов Музея леса и Музея
Крестовоздвиженского храма;
3. интерьвьюирование;
4. социологический опрос горожан;
5. создание страниц летописи города
Лесосибирска.
Представление материала:
1. участие в НПК: школьной, городской,
зональной, краевой;
2. участие в Кытмановских чтениях в
Енисейском Краеведческом музее;
3. участие во Всероссийском конкурсе
старшеклассников «Человек. История. XX век»;
4. выступление на классных часах;
5. публикации в городских газетах «Заря
Енисея» и «Вовремя»;
6. создание страниц летописи города
Лесосибирска.
«Тысячу лет могучее древо русской культуры вырастало из благодатной и плодоносной почвы веры православной. Тысячу лет это древо корнями своими уходило вглубь веков и соединялось с христианской Византией, а через неё с апостольской Церковью.
За долгие годы на этом дереве укрепились могучие ветви, раскинулась мощная крона и выросли дивные плоды истинной живописи, литературы, зодчества, пения. Православная Церковь как любящая мать вскормила всю русскую культуру. Как радостно, что с божьей помощью некогда заплутавшая и долго бродившая в гремучей глуши безверия наша культура выходит, наконец, из дебрей. И вот уже под ногами тропинка, а впереди виден луч Божьего Света». (Андрей Юревич. См. буклет «Сибирские художники 2000-летию Рождества Христова».)
И наши Енисейские земли пережили все эти изменения. А рассвет культуры, выразившийся и в дивной красоте храме Крестовоздвиженском, говорит о духовном возращении.
Лесосибирск - молодой красивый город, расположенный в среднем течении Енисея, на живописном берегу, в 280 км ниже Красноярска и в 38 км выше Енисейска. Образован Лесосибирск в 1975 г. Город-порт, город лесоэкспорта имеет свою древнюю, очень своеобразную предысторию, которая восходит к первой половине 17 века.
Глухая тайга, заселённая по берегам сибирских рек Енисея, Ангары, Тасея и их многочисленных притоков местными народами: кетами, остяками, тунгусами, эвенками - несмотря на суровый климат (зимой температура достигала -50°С мороза) привлекала своим богатством и красотой российских землепроходцев.
В 1640 г. на речке Маклаковке обосновались первые русские поселенцы. Короткое, но жаркое лето с температурой до 40°С тепла позволяло первопроходцам пашнями и сенокосами, выращивать лук, чеснок, свеклу, капусту, морковь, редьку, картофель.
Живописная природа - девственница, не тронутая дотоле цивилизацией, постепенно принимала наших предков, которые строили добротные деревянные дома, остроги, церкви, монастыри и часовни, торговые ряды, различные лавки и хозяйственные постройки. В разные столетия деревня Маклаково и её волости объединяли от 7 до 25 сёл и деревень. А в 1975 г. старинное Маклаково, объединившись с Ново-Маклаково, преобразуется в г.Лесосибирск.
Изучая историю деревни Маклаково, я узнала, что здесь не было ни церкви, ни прихода. Была только не функционирующая часовенка. Приход находился в селе Каменка, в храме Николая Чудотворца.
Само это село образовано в 1669 г. поселенцами. А церковь построили в конце 19 века. И была она деревянная. После пожара 1910 года построили каменную. Кирпичи изготавливали сами жители Каменки. Строилась она на деньги купцов.
Храм был очень богатым. Всю церковную утварь, ризницу подарил сам Александр III. Малиновый звон колоколов этого храма был слышен даже в г.Енисейске.
В наши дни храм имеет очень плачевный вид. От былой церкви остались только стены. Но истинно верующие люди пытаются своими силами восстановить храм.
Сейчас там проводят службы. И это место прихожане считают святым.
Много книг написано об истории Енисейской земли, о развитии экономики, общественно-политическом укладе, но совсем мало говорится в них о духовно-нравственной жизни наших предков. А мне было любопытно об этом узнать.
Ныне, как и две тысячи лет назад, Православная церковь обращается к человеческим сердцам. Свое обращение она связывает со словами апостола Павла: «...Нас почитают обманщиками, но мы верны... нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем... мы нищи, но многих обогащаем... Уста наши отверсты к воле... сердце наше расширено... Вместите нас». (Кор. 6.8- 11; 7.2) Так что же такое христианство? Если говорить совсем коротко, то это религия, в основе которой лежит вера в то, что 2000 лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте, как человек. Его смерть и последующее воскресение из мертвых изменили судьбу всего человечества. Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом и создан без зла. Начиная работу по теме: «Духовное возрождение г.Лесосибирска», я поставила цель как можно больше узнать об истории храмов, приходов нашего района, да и не только нашего, о том, действительно ли люди нашего города верят в Бога или это просто дань моде.
А история христианства особенно интересовала. Я узнала, что в 17 столетии в России всегда отождествлялись понятия «русский человек» и «христианин».
Поэтому и ратные люди, отправившиеся в Сибирь для присоединения её бескрайних земель к Российской державе, вместе с русской государственностью, экономическим укладом жизни несли в Сибирь и русскую религию - христианство.
На Енисейских землях строилось большое количество церквей и храмов.
Атеистическое государство развернуло планомерную борьбу против Церкви. Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» лишал «церковные и религиозные общества» прав юридического лица и прав владения собственностью. Если в годы гражданской войны убийства священников носили хотя и массовый, но «неорганизованный» характер, то в 1920-1930 гг. это стало контролируемыми кампаниями. В 1920 г. был нанесён сокрушительный удар по Церкви.
На Енисейских землях, как и по всей России, многие православные храмы, часовни и домовые церкви были закрыты или разрушены, закрывались и другие иноверные храмы.
К 1940 г. на территории СССР осталось лишь несколько десятков действующих церквей, тогда как накануне Октября 1917 г. в России действовало около 80 тысяч православных храмов.
Власти СССР изменили отношение к церкви лишь тогда, когда под угрозой оказалось существование страны. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ряд ограничений на религиозную деятельность был снят, прямые гонения прекратились. За короткое время открылось около 10 тысяч новых приходов. Русская церковь вновь обрела патриарха.
В начале 1960-ых годов власти вновь ужесточили политику в отношении Церкви. И только с 1987 г. ситуация изменилась к лучшему. Церкви перестали преследовать, прекратились гонения. Государство, идя навстречу просьбам Церкви, передало ей сотни сохранившихся церковных строений, большая часть которых сегодня имеет статус памятников архитектуры, а также предметы культа, хранившиеся в музеях как произведения искусства.
С 17 века в деревне Маклаково было очень много истинно верующих людей. Но так как не было своей церкви, люди ездили в г.Енисейск. Конечно, прихожанам хотелось иметь свою Церковь. И она была возведена, но много позже.
А сначала в нашем городе появился долгожданный приход. В 1988 г. о.Андрей стал священником и организовал приход в своём доме, точнее - в сарае рядом с домом.
Люди были очень этому рады, но прихожан было не очень много, человек 50.
В маленьком сарайчике было тесно и неуютно, однако никто этого не замечал. Шло время, люди всё больше стали обращаться к Богу. Жизнь была очень трудной, надеяться было не на кого, кроме Бога.
Число прихожан росло. И вот уже возникает вопрос о своём храме. О.Андрей вместе с прихожанами обратился в администрацию города с просьбой о передаче под церковь здания бывшего кинотеатра «Октябрь». И получили согласие.
На пожертвования горожан реставрировали здание бывшего кинотеатра, много было кривотолков, негодований, что место осквернённое. Но всё со временем разрешилось само собой.
Восстановленное здание приобрело особый вид. Наконец-то в г.Лесосибирске появилась своя православная церковь. Потянулись туда люди. Но по-прежнему многие думали об осквернённом месте. И будто сам Бог, как утверждает о.Андрей, разрешил ситуацию. Церковь сгорела - очистилась огнём...
И снова начались строительные работы. Своими руками служащие церкви, прихожане, многие лесосибирцы восстанавливали здание.
Вновь зазвонили колокола. Впоследствии эту церковь передали Православной гимназии.
Но приход рос. В храме стало тесно. Не всех желающих мог вместить он во время службы, а особенно в Великие праздники.
Не покидала мысль о.Андрея о возведении нового большого храма.
Вопрос о месте строительства храма не раз обсуждался и прихожанами и членами попечительского совета православного прихода. Под строительство предполагалось четыре места: первое - напротив нынешнего здания церкви, на островке посреди речки Маклаковка, второе - рядом с церковью, где сейчас стоит большой камень, третье - в кедровом парке, куда однажды прихожане совершили крестный ход, а четвертое - напротив администрации города. Кедровый парк показался наиболее удачным местом для храма. Решение было принято.
Лесосибирск - город лесопереработчиков, но церковь решили сделать кирпичной.
Место под храм освящал о.Андрей. И во время освящения один из прихожан воскликнул: «Батюшка! Смотрите, на небе крест!» Все подняли глаза, в самом деле, на небе был крест. Словно сам Господь благословлял людей на строительство церкви. Прихожане же объяснили это как Божье знамение. Этот факт запечатлен на фотографии. На месте будущего храма был поставлен крест с надписью: «В честь и память 2000-летия Рождества Христова». Произошло это в 1993 г. И приступили строители к возведению чудо-храма.
Имена их навсегда войдут в историю города. Они поистине мастера своего дела. Это такие люди, как генеральный директор ЛЛДК № 1 А.С.Рубцов, директор СМП № 3, профессиональный проектировщик Александр Банников, каменщик Александр Михайленко, прораб храмовой стройплощадки А.М.Гвоздев, конструировали купола новой церкви плотники Сергей Кукурузов и Евгений Переверзев, а монтировали купол вместе с Анатолием Бусыгиным, навсегда запомнится горожанам профессиональная крановщица Надежда Ильина.(См. газету «Заря Енисея» № 134, 5 ноября 1998 г. Статья «Мастера своего дела».)
Строительство шло семь лет (1995-2002 гг.). За эти годы было много радостных и не очень радостных моментов. Особыми праздниками при строительстве храма были поднятие куполов, установление большого колокола, оформление иконостаса и другие. И каждый праздничный момент сопровождался крестным ходом, освящением, молитвой. С Божьей помощью всё проходило удачно.
Строительство шло только в тёплое время, зимой, в холода, церковь не строили, так как хотели, чтобы здание было возведено качественно. Архитектура его сложна, а на морозе невозможно было вести кирпичную кладку внешних стен тщательно.
И постепенно, кирпич за кирпичом, росли стены собора. Строители трудились добросовестно, несмотря на то, что работа была очень необычна, сложна.
Им самим хотелось быстрее закончить строительство, порадовать жителей нашего города.
Горожане наблюдали, как поднимается прекрасный храм, были очень горды тем, что в нашем городе возводят такое чудо.
В 1998 г. в православный праздник, в День всех Святых, около 150 прихожан совершили крестный ход от действующей церкви к строящемуся храму, где должны были поднимать первый купол.(См. газету «Заря Енисея», № 77, 27 июня 1998 г. Статья «Первый шаг к величию».) Хмурое небо, ветер и дождь не могли испортить праздника.
После освящения отцом Андреем первого купола под звон колоколов поплыл он вверх и занял своё место. Чувство радости испытали все, кто находился у стен строящегося храма. И сердца их, по словам самих присутствующих, «были наполнены чувством Божьей благодати».
Через несколько месяцев постепенно были подняты и другие купола. И с каждым куполом росло величие храма. На их позолоте весело играло солнце. Но не был поднят последний купол, не венчал он ещё одной башни храма.
И вот настал этот день. Опять это событие стало настоящим праздником. Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний освятил маковку и крест купола, прочёл праздничную молитву и после осмотра внутреннего помещения церкви поздравил прихожан с праздником, а лесосибирцев - с завершением важного этапа в строительстве храма, редкого по красоте и величию.(См. видеокассету.)
Летом 2001 г. на центральную башню храма были подняты три самых больших колокола, в том числе и главный - «Благовест».
В этом 2001 г., в день Воздвижения креста Господня (27.09.01.) Лесосибирский православный храм впервые явил миру не только всё великолепие золоченого убранства, но и своеобразие своей архитектуры, насквозь пронизанной церковно-дидактической символикой. Центральный купол храма установлен во славу Иисуса Христа, остальные купола - во славу его 12 апостолов, арки келий напоминают руки молящихся, которые тянутся к этим обожествлённым Святым. Для прихожан возможность впервые увидеть всё это в юбилейный день праздника, который дал имя приходу и храму, стала подарком, равный которому трудно себе представить.
Но до открытия храма оставалось ещё два долгих года. Работы, связанные с внутренним устройством церкви, благоустройством территории ещё впереди. В одной из Московских мастерских закончена работа над центральным пятиступенчатым иконостасом, выполненным в стиле Андрея Рублёва. Сделан он специально для лесосибирского храма монахом-умельцем из Подмосковья.
А прихожане и жители нашего города ждали с нетерпением открытия собора.
12 октября 2002 г., канун большого православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы - исторический день. Состоялось открытие и освящение Крестовоздвиженского храма, который стал не только гордостью Красноярско-Енисейской епархии, но и всей Сибири.(См. газету «Заря Енисея», №№ 164-167, 4 октября 2001 г.)
Пока шло строительство нашего храма, никто, конечно, не мог знать, сочтёт ли высшее православное духовенство России его достойным звания собора.
Специальный указ о том, что в нашем городе открыт собор, издан Патриархом Всея Руси Алексеем II. (См. газету «Заря Енисея», №№ 164-167. Статья «С днем рождения, Крестовоздвиженский собор».)
Весть об открытии храма разнеслась по городам и весям, газета «Красноярский рабочий» пишет: «Семидесятиметровая громада Величественного багрянца красного кирпича и золота 13-ти куполов, взметнувшаяся над синью Енисея и видная далеко окрест, поражает и восхищает».(См. газету «Красноярский рабочий», 15 октября 2002 г. Статья «Во спасение души».) Этот прекрасный и величественный храм, это чудо видно и из моего окна. Каждый раз, когда звонят колокола, моя душа радуется, отдыхает.
Заложенный семь лет назад храм стал чаянием, надеждой и верующих христиан, и всех жителей нашего города, символом возрождения духовной жизни, самым крупным храмом, построенным за последнее десятилетие за Уралом.
Сейчас Крестовоздвиженский собор - главное украшение города, и не только города. Он жемчужина всей Сибири. Памятник любви к Богу и дорогому Отечеству, живой памятник, 11 мощных куполов которого призывают: «Воздайте Господу славу имени Его: поклонитесь Господу в благолепном святилище Его».(Псалом 28,2)
Все эти годы строительства вместе с проектировщиками, строителями и прихожанами трудился, отдавая много сил, отец Андрей.
При встрече и личной беседе с ним мне было интересно узнать, что он за человек, чем он живет? Что думает по поводу духовного возрождения города? Как сам пришел к вере? Какова его дорога к Храму?
Пообщавшись с ним, я узнала, что это человек добрый, глубокомыслящий, интересный, с которым легко общаться, он тот, кто протянет руку помощи нуждающимся.
Родился о.Андрей в семье врача. С детства маленький Андрей мечтал стать архитектором. Мечта его сбылась, он окончил Московский архитектурный институт, впоследствии работал архитектором.
В 1980 г. приехал со своей семьей в Лесосибирск. Вместе с женой (она тоже была архитектором) организовали первый творческий коллектив и начали обустраивать наш город.
Но жизнь его круто изменилась, он стал священником. Никто веру в Бога о.Андрею, как выяснилось из разговора с ним, не навязывал. Однако глубокие корни религиозны. Так в газетной статье Анастасия Юревич (дочь о.Андрея) рассказывает об этом.(См. газету «Заря Енисея», №№ 132-135, 31 июля 2003 г. «Родословная нашей семьи».) Прочитав эту статью, я узнала, что о.Андрей - потомок митрополита Алексия Московского, который был ближайшим другом и соратником святого Сергия Радонежского.
Когда о.Андрей был маленьким, все представления о Боге ограничивались отпеванием бабушек и родных, заботами по уходу за могилами предков. Юный Андрей любил приходить на кладбище. Именно там он задумывался над тем, что происходит с душой человека после его смерти. Для него это было общением с потусторонним миром. Андрей Юревич жил в Москве, а старые московские кладбища - это особый мир. Где-то в 8-ом классе отец привел его в храм, подвел к одной иконе и сказал: «Это Сергий Радонежский, покровитель всех учащихся и строителей».
Так как Андрей мечтал стать архитектором, он понял, что это его покровитель. Но слово «покровитель» он понимал по-своему.
Он не знал, что это святой и ему можно и надо молиться, ведь о.Андрей не мог еще назвать это верой. Он никогда не утверждал, что Бога нет, он не был атеистом, но и уверенности в том, что Господь есть, тоже не было.
Дорога к Богу продолжалась.
Однажды настоятель Успенской церкви в г.Енисейске Геннадий Фаст подарил ему Евангелие от Иоанна, о.Андрей внимательно вчитывался и все больше понимал, что его душа ищет чего-то другого, не мирского.
В начале пути священника о.Андрей услышал от одного своего знакомого следующее: «Ты был зодчим холодного камня, а теперь станешь зодчим человеческих душ». О.Андрей не стал утверждать, что будет строителем человеческих душ, но с чувством ответственности заявил, что будет помогать людям вставать на истинный путь, помогать обретать себя.
Его не раз приглашали в администрацию и просили совместить работу священника и архитектора, он отказывался, хотя в нашем городе есть много мест, где можно приложить усилия, чтобы город стал красивее.
Во время беседы я спросила о.Андрея, что он хотел бы изменить в своей жизни? Не долго думая, он ответил: «Я бы стал верующим раньше, не в 32 года. У каждого человека есть грехи, и у священника тоже. Это единственное, о чем жалеет человек. А остальное все в руках Божьих. Господь вел меня по этому пути, это значит, что Богу так надо было». О.Андрею хотелось бы изменить не столько себя, сколько окружающий мир. Он считает, что каждый христианин должен быть преобразователем. Ему хотелось бы, чтобы люди были отзывчивее в проповедях и Христе, открывали бы сердце свое слову Божьему, чтобы больше людей ходило в храм.
В разговоре с о.Андреем я отметила, что он сожалеет о том, что люди идут к нему чаще всего ни как к психологу, не душу раскрыть, не совета спросить, а с просьбами повенчать, покрестить, отпеть и т.д. Многие горожане, как мне показалось, отдают дань моде.
Благодарен о.Андрей Богу, что дал сил возвести храм в нашем городе. Да и не только на Бога надеялся о.Андрей. Ему приходилось делать кладку, как подсобному рабочему. Помогал о.Андрей и в изготовлении иконостаса.
Но все-таки самое трудное и сложное - этап проектирования, т.к. была замыслена грандиозная композиция. Осилили! Нелегко было найти настоящих мастеров. Нашли! И источники финансирования не иссякали! Все эти и многие другие проблемы решал о.Андрей.
Люди в наше время очень суеверные. И наши жители не исключение. И меня, как и всех, очень интересовал вопрос: «Почему на храме тринадцать куполов?» Я его задала и о.Андрею. На что получила ответ: «У христиан нет чисел, которые были бы несчастливые, потому что вся математика есть творение Божье. А то, что число тринадцать считают несчастливым, есть самое настоящее суеверие. И церковь борется с суевериями. А число тринадцать - это 1+12. Так вот куполов на самом деле 1+12. Один - это сам Христос (самый высокий купол на шатре), а двенадцать - его двенадцать учеников - апостолов.
Отрадно о.Андрею, что в храме есть свой музей. В нем хранятся фотографии, документы, а также символический ключ от храма, сделанный А.Смирновым, лесосибирским мастером-резчиком. Работники музея, служители церкви проводят экскурсии по Храму, рассказывают пока еще короткую историю его жизни. Теперь и я, изучив эту историю, хочу поведать ее, ученикам нашей школы, родителям, учителям. Думаю, у меня будет такая возможность. Кроме о.Андрея я познакомилась со многими работниками храма. Например, с о.Сергием. Этот молодой священник служит в храме сравнительно недолго, но уже успел завоевать доверие, уважение и любовь прихожан.
В ходе своей работы я не раз обращалась к нему и поняла, что люди, служащие в соборе, очень отзывчивые, добрые.
Я рада, что жители нашего города могут прийти в Храм, раскрыть свою душу, спросить совета и просто помолиться.
Но ведь не все ходят в Храм. Пообщавшись со многими людьми, я поняла, что не все признают Бога. Некоторые его отрицают, некоторые не уверены, что он есть. В какой-то степени это огорчает, особенно это плохо для молодежи, т.к. сейчас практически нет идеалов. Мы много видим пошлости и грязи. Наша духовная культура низка. И строительство таких храмов, на мой взгляд, ведет к поднятию этой культуры.
Дорога к храму у каждого своя. Одни идут туда с глубокой верой в Бога, и молитва в церкви для них - общение с Богом, откровенный разговор. Других ведет отчаяние, какая-то беда, и здесь, в храме, они ищут успокоения души, поддержки. А кого-то ведет любопытство, интерес к красивому, необычному. Но все они пришли именно в храм. И о.Андрей в беседе со мной выразил мысль, что всех их ведет Бог. Настоятель надеется, что в будущем будет еще больше горожан в храме, что люди найдут дорогу к Богу.
Дети в Православной гимназии, ребята из кадетского корпуса изучают слово Божье.
Это те люди, которые верят в Бога и будут нести слово Божье другим людям.
Будущее России будет прирастать Сибирью. Сегодня мы видим одну из основ этого могущества. Если мы построили для себя, для своих потомков такой Храм, то значит, не все было разрушено за 70 лет атеизма, впереди нас ждет светлая жизнь.
И если спросят: «Зачем в незначительном городе такой дивный Храм?» - то мы ответим: «Не по городу храм, а по храму будет и город…» (См. газету «Красноярский рабочий», ноябрь, 2002 г.) Именно так и ответил настоятель Крестовоздвиженского храма о.Андрей на одну из критических заметок в газете. И я верю в духовное возрождение нашего молодого красивого города Лесосибирска.
I. Устные источники:
1. Интервью с настоятелем
Крестовоздвиженского храма о.Андреем.
2. Интервью со священником о.Сергием.
II. Письменные источники:
1. Энциклопедия «Религии мира». М.: Изд-во «Аванта»,
2000 г.
2. Буклет «Сибирские художники 2000-летию
Рождества Христова».
3. Буклет Крестовоздвиженский собор, 2001 г.
4. Буклет «Лесосибирск-Маклаково», 2000 г.
5. Журнал «Енисейский благовест», № 5, 6,
июнь 1995 г.
III. Материалы прессы:
1. Статьи из газет «Заря Енисея», «Красноярский рабочий»
IY. Видеоматериал:
1. Видеокассета «Поднятие первого купола», «Поднятие колокола», «Первое сентября в Православной гимназии».
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»