Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Сквозь призму времени


МОУ Кононовская средняя общеобразовательная школа

Сочинение-рассуждение
Сквозь призму времени

Выполнил: Белошапкин Иван Юрьевич, ученик 10А класса Кононовской средней школы

Руководитель: Калислямова Татьяна Петровна, учитель истории Кононовской средней школы.

п.Кононова – 2004 г.

Вступление

Война - это продолжение
политики насильственными
средствами.
Большая Советская энциклопедия

Нет, я не хочу обвинять или оправдывать кого-нибудь, я просто хочу посмотреть на все последствия Второй Мировой войны через призму времени, через призму в шесть десятилетий. Попытаюсь понять, что значила эта мировая война, не для чиновников, генералов и других «правителей мира сего», а для простого многострадального народа - для детей, для жен, для матерей. Хочу попытаться понять, в чем заключалась ошибка второй мировой. Не знаю, получилось ли мне это, судить будите вы, а не я.

Наглая ложь

Советская пропаганда

Я сразу извинюсь перед читателями, за то, что, наверное, у меня слишком предвзятое отношение к пропаганде и цензуре, может быть, я слишком сильно ее критикую из-за того, что не жил в то время, может быть потому, что в наше время у молодежи сложилось слишком предвзятое мнение о СССР. Я не знаю. Я попытаюсь открыть вам глаза на всю ту грязь и мерзость, которая кроется за словесной шелухой!

Давайте вспомним, что вы читали из учебников советского времени или свидетелями чего вы сами были. Во время войны (да и после нее) по радио только и слышали, что Советский Союз побеждает по многим позициям, Германия несет большие потери и лишь СССР на некоторых позициях отступает. Да и после войны та же советская пропаганда сообщала, нет, кричала на каждом углу, что СССР «пуп земли»! И многие верили в это.

Не точные, а, скорее всего, подправленные, сводки о жертвах с фронта тонули под хвалебными одами - во славу войны и победы. Восхищаясь героизмом солдат и офицеров, почти никто не обращал внимания на беды людей, пока эти беды не коснутся их или их родных и знакомых.

Да, Советский Союз боялся правды войны! Правды о тысячах покалеченных людей и жизней! И, вместе с тем, он жаждал абсолютной власти; власти над всем и вся. Чтобы добиться этой власти, он шел на все, не замечая человеческих жизней.

Коммунисты голосили на весь мир, что их никто не слушает, во всем виноваты кто угодно, но не они, что они спасители мира и безопасности. Хотя вместе с тем, призывали поднятие революции в странах, у которых просили помощи. Не правда ли, эти призывы противоречат друг другу!

Советский союз выделял героизм, самоотверженность и любовь к родине, как самые главные качества русского человека. Конечно, это хорошее и нужное дело, но если не использовать эти качества так, как их использовали коммунисты. А они использовали их, как хотели.

После войны, когда СССР поссорился почти со всеми, с кем мог, пропаганда тоже стала поднимать странное шебаршение. «Железный Занавес» - вот результат той деятельности; он скрывал слабость Советского Союза после победы, как раненный зверь, пытаясь скрыть свою слабость, избегает встреч с кем бы то ни было. Но ведь это была защита от внешнего мира, а что происходило внутри этого бурлящего котла? И здесь вездесущая цензура скрывала бедственное положение, к которому пришел Русский народ через войну.

Цензура

Я рассказал вам о том, что говорили в Советском Союзе, теперь расскажу о том, что, и самое главное, как писали в СССР. Ведь именно Россия славилась своими писателями, поэтами и критиками.

Цензура. Это слово бесило или вызывало дрожь у целого поколения писателей. Цензура похоронила множество талантов под весом своей управленческой машины. Немногие цветы таланта смогли пробиться сквозь серый, холодный и равнодушный бетон цензуры. Резкий звук тормозов, черная «Волга» под окном, странные и страшные люди, стучавшие в дверь, были одним из самых частых кошмаров, которые снились людям в то время.

Даже тем, кто не любит историю и политику, сразу видно, что все или почти все книги и журналы советского времени съезжают на одну и ту же, заезженную до скуки, тему. Трудовой или военный подвиг во имя Советского Союза. Советский Союз - одна из ведущих стран в мире. В СССР самые лучшие условия для жизни. Коммунистический строй самый свободный и лучший. Это похоже на дешевую рекламу фирмы, которая на грани разорения и идет на все, чтобы выкарабкаться из этого положения.

Вы, может быть, спросите: «А причем здесь война? Причем здесь "Цена победы?"» Я отвечу - ведь на сознание людей влияет все, что они видят и слышат, ведь и появление цензуры тоже является ценой, которую заплатили мы за победу.

Цена победы

Все, кого коснулась война

Теперь я хочу поговорить о том, какой ценой нам, простому Русскому народу, досталась победа над Германией. Сколько жизней сгубили как война, так и репрессии, которые были после победы. Сколько людей умерло или стало калеками из-за « великой идеи» - коммунизма.

Больше всех страдали люди, которые находились между молотом и наковальней, между Германией и Советским Союзом. В начале, при наступлении, Германии эсэсовцы, даже не пытаясь облагородить свои действия, брали то, что им нравилось, а потом советская армия делала то же: на нужды армии.

Подумайте о женах и матерях, которые вкалывали на заводах и фабриках по девять-десять часов, и которые потеряли своих сыновей и мужей в пожаре войны. Слушая сводки о потерях с абсолютно любой войны, не сразу задумаешься: «А, ведь у каждого была своя жизнь, ведь у каждого из них были родители и, может быть, девушка». Какое горе для каждого смерть близкого ему человека. Во Второй Мировой войне таких страдальцев - миллионы! После войны не было ни в Советском Союзе, ни в Германии, да и, наверное, и во всей Европе, семьи, в которой бы не был убит или покалечен хоть один человек! Никакая победа не должна окупаться такой ценой! Никакая!!!

А солдаты? Что с ними? Сами же солдаты жиль впроголодь, были одеты в черт знает что. У них не было ничего, кроме мужества, отваги и любви к родине; у них не хватало даже патронов. Но солдаты стояли, они знали, что за их спинами беззащитные деревни, их дети, жены, матери, они понимали, что за их спинами земля Русская.

Три беды солдата

Мне могут возразить, что я говорю о войне и незачем смотреть на какие-то «бедствия» солдат, но нельзя понять «цены победы», не увидев цены, которую заплатили солдаты, нельзя заглянуть «через призму времени» и не увидеть трагической судьбы солдата.

О каких же трех бедах солдат я все время говорю? Мор, глад, свои же собственные начальники - надзиратели.

Мор. Во что превращается город, лес или поле боя после многочасового сражения? Трупы разбросаны повсюду, над ними реют мухи, в воздухе запах пороха и уже начинает появляться душный трупный запах от тех, кого не успели или не сумели похоронить. И как следствие всего, болезни и паразиты. Из-за нехватки одежды солдатам приходится снимать одежду с убитых, снимать вместе со всем, чем болел умерший, вместе с теми, кем он был болен. А ведь еще не хватало еды и воды. Солдатам приходилось, есть и пить то, что им могло попасть под руку. Вместе с грязной и некачественной едой и водой в солдат попадали паразиты и болезни. Дизентерия, столбняк, холера, кишечная палочка, глисты, цепни - это лишь малый перечень бед, которые солдаты могли получить при таком питании.

Глад. Голод был одой из самых ощутимых последствий войны. Первый и второй годы войны все жили на старых запасах. А третий и четвертый годы, не только на территориях, где была война, по всему Советскому Союзу не осталось лишнего куска хлеба. Да и откуда ему взяться, если все либо воевали, либо постоянно пахали на оборонных заводах? Это еще солдатам на линию фронта можно доставить скудное, но все-таки продовольствие, а как же дело было в окружение или в осаде? Немцы просто смеялись над усталыми, голодными и изможденными солдатами. Голодал весь простой народ - от мала до велика.

«Предатели» и генералы. Обращали ли вы когда-нибудь внимание, сколько солдат расстреляли или сослали за то, что они отступали, за то что они оставляли оружие на поле боя противнику (людей было полно, а оружия не хватало), за то, что они возмущались на командование? «Предатели среди своих», кто они на самом дели? Я отвечу - люди, поставленные смотреть за войсками и обязанные высматривать недовольных или предателей. А под определение предатель может попасть кто угодно и за что угодно. Генералы и прочий офицерский состав то же мало заботились о солдатах. Приказали совершить марш-бросок - совершайте. Они не понимали или не хотели понимать, что солдаты такие же люди, а не марионетки и стрелки на карте. Что они тоже могут уставать. И поэтому к началу сражения они уже были уставшими и опустошенными. Вот каково истинное лицо войны!

И все-таки...

Я, наверное, уже замучил вас своими обращениями - я считаю, что... я хочу поговорить о..., наверно, я...

Но уже осталось не так много строк моего повествования. Сейчас я хочу рассказать вам о том, что дала нам победа. Да, мудр человек сказавший, что у медали две стороны. Не могли же те слезы, те страдания, наконец, те жертвы, которые были принесены войне, не оставить какого-либо результата. Сейчас я расскажу вам о том, что дала нам победа, о скрытых и не сразу заметных результатах победы.

И все же, что дала нам война? Конечно, победу, в нашем случае над Германией. Так же была победа идеологии. Про эти две победы знают многие. Но были еще победы, которые не заметишь сразу, увидишь только тогда, когда перелопатишь кучу разной литературы. Одной из таких побед была победа народа над его порабощением. Как я уже упоминал, высшее руководство СССР желало абсолютной власти, власти над бессловесными и ничего не думающими людьми. Кем легче управлять: человеком, у которого нет ни чувств, ни желаний, ни собственных воли и мнений - я не побоюсь назвать такого человека зомби, или человеком, у которого есть свое мнение, свои желания, мысли, чувства? Ответ напрашивается сам по себе.

Но как же люди освободились от этих цепей рабства? Очень просто - они стали самостоятельней, стали принимать решения: ведь обычный командир не стал бы звонить генералу, спрашивая, как поступить при атаке или отступлении. Этому командиру приходится принимать решения самостоятельно, ведь от его решения зависит его собственная жизнь, жизнь его товарищей.

Но я сказал, что были еще и незаметные победы. Что же еще дали нам война с победой? Они дали нам, Русскому народу, увидеть жизнь за пределами СССР. Война показала, что за границей живут, пусть говорящие на другом языке, пусть выглядевшие не так, но такие же люди из плоти и крови. Война и победа показали, что и в странах капитала можно жить, работать и веселиться. Но народ не разбежался, не ушел из Советского Союза не только потому, что никого не пускали или запретили, а потому, что сам народ не хотел покидать родных краев, земли предков, России. Да, некоторые сбегали, но это скорее исключение из правил, а не закономерность.

Репрессии

Теперь я расскажу о людях, которых сняли с насиженных мест и увезли за Урал как «неблагонадежных личностей, несоответствующих духу партии». Раскрою все, что почувствовали, пережили люди, которых увезли из родного края, с родной земли, которые потеряли родственников, друзей, знакомых и, наконец, которые приехали в самую настоящую глушь.

Я говорю о репрессированных. Вообще, что такое репрессия? Это когда человека, семью или народ отправляют куда-то очень далеко, по разным причинам или без них, чтобы не смущали умы других и чтобы не разносили опасных для партии мыслей. Фактически это ссылка, даже место ссылки одно и тоже, как в Советском Союзе, так и в Российской Империи - это Сибирь. Разница была только в том, что в Российской Империи не подводили свои действия под какую-нибудь идею, а СССР подводил. Во время Второй Мировой войны ссыльными были обрусевшие немцы, предатели, которым повезло и их не расстреляли, а так же представители всевозможных религиозных общин, которых Советский Союз боялся так же сильно, как и фашистская Германия.

Нет, конечно, у себя дома, глядя в окошко, хорошо рассуждать: «А я бы спокойно переехал, чего в этом такого странного, жили же раньше там люди и совсем не тужили». Это же в реальности было совсем не так, как кажется на первый взгляд. Представьте: холод - зимой, гнус - летом, тайга круглый год и никакой цивилизации. Вы, естественно, возразите - ведь на юге Сибири были и города, и железные дороги, и цивилизация, но, заметьте, это все было на юге, а ссылали гораздо севернее и там люди должны были держаться друг друга, иначе тебя просто-напросто проглотит «зеленое море тайги».

Эпилог

Вот я и предоставил свое рассуждение на ваш суд. Не знаю, получилось ли оно у меня хорошим или плохим, но я могу с чистой совестью сказать, что я сделал все, что мог, чтобы вы поняли две основные мысли моего рассказа - первое, что любая война - это грязь и кровь, что войну обязательно нужно остановить и еще лучше ее не начинать, и второе, что Советский Союз не был хуже Германии ни в чем. Я не зря в эпиграф поставил определение войны, которое давало советское государство.

Возможно, я и сам был пристрастен в своих суждениях, но это все-таки одно из мнений о Второй Мировой войне, где Великая Отечественная одна из самых больших и плачевных страниц и оно так же бесценно, как и десятки других мнений. Возможно, я слишком часто делал обращения к вам. Но я иначе не могу, потому, что это мой стиль, мой способ выразить свои мысли.

Еще одним из самых важных аспектов моего повествования было то, что я нигде и никогда не упоминал ни одного имени. Это было потому, что, как я уже говорил, «я ни собираюсь никого оправдывать или обвинять, я просто хочу посмотреть... через призму времени».

Я сказал вам все, что думаю о войне, отдаю свое детище на ваш суд.

Список использованных материалов

1. В.Сергеев. «Красная лента». Изд-во политической литературы, Москва, 1975 г.

2. В.В.Кованов. «Солдаты бессмертия». Изд-во политической литературы, Москва, 1985 г.

3. Пособие по истории СССР, для подготовительных отделений вузов. Орлов, Георгиев, Наумов, Сивохина. Изд-во «Высшая школа», 1984 г.

4. Левандовский А.А. «Россия в 20 веке». Учебник для 10-11 кл. Изд-во «Просвещение», 1999 г.

5. Долуцкий И.И. «Отечественная история, XX век». Учебник для 10-11 кл. Ч.2, изд-во «Мнемозина», 1997 г.

6. Большая Советская энциклопедия.

7. Мультимедиа CD_ROM. «От Кремля до рейхстага». Московское городское объединение архивов, 2000 г.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»