Автор: Чакарь Анатолий Александрович, 9 А класс Ермаковской СОШ № 1
Руководитель: Воловик Тамара Васильевна, учитель географии.
с. Ермаковское – 2005 г.
Война, сколько жизней она унесла, сколько жен осталось вдовами, сколько детей оставила сиротами. Не обошла война и наш район.
«В 1941 году на защиту Отчизны отправилось 1275 ермаковцев. Всего же, за годы войны, из района ушло на фронт около шести тысяч человек. На фронт уходили целыми семьями …
Женщины, подростки и старики заменили ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей», [5, с 12].
Обоснование выбора темы. Сегодня в период увлечения детей телевидением, видеофильмами, игровыми автоматами и компьютерами общение с людьми играет все меньшую роль в их жизни. Учащиеся мало знают о жизни старшего поколения, своего района, поэтому исследуемая нами тема сегодня актуальна и носит не только познавательный, но и воспитательный характер.
Проводя поиск материалов о детях, чье детство прошло в годы войны на территории нашего края мы не нашли необходимой литературы в краевой и районной библиотеке, поэтому считаем, что данная тема является новой для изучения в Ермаковском районе.
Эта работа имеет практический характер:
Объектом исследования явилась история Ермаковского района в годы Великой Отечественной войны.
Предметом исследования - жизнь детей в годы войны 1941 – 1945 гг..
Цель: Развитие навыков исследовательской деятельности школьников, воспитание патриотизма на примере жизни детей военных лет.
Задачи:
В работе были применены следующие методы:
Выполняя работу мы сделали запрос в Краевую библиотеку, но нужной литературы по этой теме не оказалось, поэтому использовали книги имеющиеся в школьной и районной библиотеках: «Красноярский край в истории Отечества» (1941- 1953); «Все для фронта, все для победы» (документы и материалы) и другие. В данных источниках встретились только скудные строчки о жизни детей в годы войны. Главные знания получили при выполнении работы: из воспоминаний участников тех событий и страниц районной газеты «Нива» («На Ленинском пути») 1941-2004 года
Структура работы: работа разделена на части отражающие разные этапы жизни детей военных лет:
1 часть – «Семья»,
2 часть - «Все для фронта, все для Победы»,
3 часть – «Школа»,
4 часть – «Игры»,
5 часть – «Победы»,
6 часть – «Заключение» включающие 2
раздела ( результаты и выводы)
Каждая семья проводила на фронт своих мужчин: отцов, сыновей, братьев. Кто бы ни уходил на фронт, его провожали всей деревней. За поскотину (так называли отгороженный участок, где можно было пасти скот, а за изгородью начинались поля с хлебом.) Мужчины молча ехали на телегах, женщины шли рядом и плакали, а ребятишки бежали, не совсем осознавая, что возможно отца видят в последний раз.
Когда началась война, Баклановой Зинаиде Васильевне было 9 лет. В один год - в 1942, ушли на фронт ее отец и брат, и в один год – в 1943 пришла похоронка на них, только на отца она пришла на месяц раньше.
Детей в семьях было помногу: от трех до десяти. У мамы Килачицкой Зои Николаевны было четверо дочек (в том числе и Зоя, которой в 1941 исполнилось семь лет). В семье Еремеевых было девять детей – Петр Григорьевич был третьим, в начале войны ему исполнилось пять лет.
Мужчины на фронте, поэтому все тягости крестьянской жизни легли на плечи женщин, детей, стариков, да мужчин, которые не были призваны в Армию по какой либо причине.
Майорова Любовь Алексеевна вспоминает, что их семье было немного легче, ведь отца брали 2 раза на фронт, но каждый раз возвращали, т.к. правая рука после травмы в детстве была парализована. А вот братья отца ушли на войну, да и не вернулись с нее.
Любовь Алексеевна помнит, как все с ужасом ждали почтальона. Он за почтой на телеге ездил, но чаще пешком в район ходил (15 км). Дети бежали за ним и смотрели кому весточка с фронта. Если с фронта приходила похоронка, то ребятишки с поля звали матерей и те чем могли помочь семье погибшего, несли, чтобы по христиански помянуть его.
Женщины сеяли лен, коноплю, всю зиму пряли нити, ткали ткани, сами шили простыни, одежду. Из овечьей шерсти вязали носки, варежки, шали. Из коры черемухи или бадана краску изготовляли, ткань получалась красивой, с коричневым оттенком. Пуговицы мальчишки делали из березовых палочек. И хотя такая одежда была грубая, сильно кололась, но дети радовались новым рубахам и платьям.
Начиная с лета и до поздней осени, мальчишки и девчонки бегали босяком, прибегут в школу, ноги спрячут под себя на лавке - так сидят, пока не согреют их. Зимой носили обноски чьи – нибудь большие сапоги, валенки, ботинки. В рваные сапоги солому подкладывали для тепла, да и сапоги становились поменьше.
Мыла не было, поэтому часто приходилось бороться со вшами. Бани были по черному. Золу настаивали и этой водой мылись; когда стирали, то добавляли этот же раствор, и вода становилась мягче. Иногда вещи натирали белой глиной, и они легко отстирывались. А каждую весну всей деревней шли на речку: мылись, на берегу ставили котлы, в них парили белье (так спасались от вшей).
Бедой детей были цыпки на руках. Цыпки, вши и малярия - были бичом того времени. Малярия- это, прежде всего сильный озноб, даже все одеяла в доме не помогали спастись от него.
Летом легче выжить, в деревни у всех были огороды, небольшое хозяйство. Огород был на плечах детей. Чаще в ручную копали 10-15 соток лопатами. Сами садили, пололи, воду для полива носили с речки на коромыслах. До прихода матери старались встретить корову, подоить ее, накормить свинью, кур, если были, то и гусей и овец. Хотелось помочь, уставшей на колхозном поле матери. Дети являлись кормильцами в семье: собирали ягоду, черемшу, крапиву, щавель, луговой лук (слизун его называли), ели «кучку». Щавель был, не заменим: и пироги вкусные (из него пекли), щи варили, да и так поесть - эти кисленькие листья было приятно. Любили и медунки сосать (цветки медуницы). Копали луковицы саранки, корни солодки. Ели корешки с удовольствием, хотя они приносили неприятности детям. Наедятся вдоволь, а к утру все опухали - на почки действует солодка. Мать потом неделю запрещала, ее есть.
В те годы лес – вторым домом был – в нем все заменяло так необходимые для роста витамины.
Мамы зимой в русской печи детям готовили сладости – паренки, их получали из свеклы, репы и брюквы. Только в русской печи можно получить такое блюдо, как паренки. Тыква запеченная в русской печки напоминала повидло.
Александр Иванович Борзенко: «Набьешь карман паренками и жуешь. Желудок лишь бы набить».
Килочицкая Зоя Николаевна (в 1941 году ей было 7 лет): «Голода не было в войну в Ермаковском, а хлеба хотелось всегда».
«Больше пейте молока и ешьте картошки, меньше кусайте хлеба» - эти слова матери часто говорили своим детям. Больно было говорить, но они говорили, поглаживая по головам полуголодных детей.
Зерно кукурузы мололи, а пустые початки отдельно мололи в ручную и эту массу добавляли в муку. С кукурузной мукой хлеб даже нравился, а вот когда лепешки из овса стряпали (грубого помола овес) – есть невозможно было. Ости от овса торчали в разные стороны – лепешку в рот, а она не лезет, голод заставлял их есть. Спасало молоко, с ним эти лепешки быстро исчезали со стола.
У дедушки Тамары Александровны Еремеевой были золотые руки. Он мастерил сани, телеги для своего подворья. Изготовил дед и жернова с помощью, которой из зерна делали муку себе и односельчанам, а дети с радостью толкались на них, приводя механизм в действие.
К концу войны на трудодни стали давать немного муки, (овес давали в начале войны).
Перед глазами Александра Ивановича Борзенко с детских лет стоит стол, на котором в редкие дни стояла кружка сахара красноватого цвета (необработанный видимо до конца). Сахар делали и сами. Красную или сахарную свеклу терли на терке, отжимали, а потом сок выпаривали.
Картошки также вдоволь не было. Очистки не выбрасывали их мыли, терли, отжимали и крахмалом суп заправляли. Если же очистки картофельные высушить, накопить побольше, потом на мельнице помолоть их – получались очень вкусные лепешки из этой муки.
Коровы были, но молока не хватало досыта. 260 – 300 л молока надо было отнести на молоканку. При жирности молока ниже необходимой нормы – сдавали больше. На молоканке перерабатывали молоко на масло, и все отдавали государству, для фронта.
Обрат домой несли. Каждый двор должен был сдать кроме молока, яйца, шерсть, шкуру теленка после отела коровы. Если не было отела в этом году у коровы, и не держали овец, сдать шкуру все равно должны были. То соседи помогали друг другу: брали друг у друга шкуры, отрабатывали потом долг или меняли их на продукты.
Мальчишки рыбачили, и гордые несли свой улов домой – в эти минуты они чувствовали себя настоящими мужчинами – кормильцами своей мамы, братьев и сестер.
Эти слова, были не только призывом, но и жизненной программой всего народа, значит и детей войны. «Газета «Красноярский рабочий» 29 июня 1941 года писала: «Тыл – это тот же фронт. Каждый в ком бьется честное сердце советского патриота, готов сейчас сделать все зависящее от него, чтобы обеспечить победу над врагом». [3, с216]
«Врагу удалось временно захватить большую территорию, в том числе Украину и другие важнейшие зерновые районы страны.
Перед восточными районами страны, а так же перед трудящимися Красноярского края встала задача обеспечить производство продуктов сельского хозяйства». [3, с222]
Дети заменяли дома отцов, ушедших на фронт, своих матерей до темна работавших бесплатно на трудодни в колхозе. В 10 лет доили коров, принимали отел, в 8-12 лет уже стояли на стогу. Зерно кукурузы в ручную без перчаток чистили от початков, все руки до мозолей стирали.
Солдатам на фронте нужна была махорка. Каждой семье выделяли делянку, и все обрабатывали табак. Эту работу ребятня не любила: надышишься табаком – голова болит. Идешь, да смотришь, не упал ли кто, одурманенный запахом, если упадет кто-либо между рядками, его отнесут подальше от табака, да опять за прополку. Пололи поля от колючего оста. Возили сено, солому, пахали на быках, коровах, да старых лошадях, управляли ими мальчишки, а иногда, и девочки. Бороновали деревянными боронами. На покосе были всей деревней допоздна, ехали с него затемно, засыпая на телеге.
Дети помогали жать серпами хлеб, вязать снопы за жатками. Жали хлеб и лобогрейкой, (она напоминала сенокосилку), которую тащили две лошади. Школьники ходили с корзинками собирать колоски, потом отдавали их в колхоз. (Приложение 1)
№ 55 «О подготовке к уборке первого урожая военных лет».
Из приказа №364 по краевому земельному отделу.
28 июня 1941 года
«Успешная уборка урожая без малейших
потерь является одним из необходимых
условий для организации сокрушительного
отпора врагу, напавшего на территорию нашей
Родины».
[4, 93с.]
Ермаковские школьники делали все, что бы спасти хлеб на полях.
«Учитывая важность уборочной компании в грозные дни великой отечественной войны советского народа с германским фашизмом, учащиеся проявляют заботу об уборке урожая.
На помощь колхозу «Строитель»,
Субботинского сельского совета, вышел
ученик Иванов Петр, он вывязывает каждый
день по 700 снопов…»
[6. 1941г. 17 сентября]
«Вместе с взрослыми колхозниками будем
всемерно помогать фронтовикам в разгроме
ненавистного врага – немецко-фашистких
захватчиков – так решили молодые патриоты,
учащиеся Жеблахтинской школы… В выходной
день под руководством заведующей школой Г.К.
Недвицкой учащиеся вышли на сбор колосьев.
Учащимися за этот день были собраны колосья
с 12 гектаров…»
[6. 1944г. 8 сентября]
Помогали дети и на полевом стане, пока весь хлеб не обмолотят. Разрезали снопы серпом, и бросали их в бункер. В колхозе «Красный партизан» кладовщик для привлечения труда подростков на уборочных работах, изготовил мешки по 25 кг.
Письмо трудящихся Красноярского края бойцам, командирам, комиссарам и политработникам 392-го Красноярского артиллерийского полка.
10 сентября 1941 г.
«… Трудящиеся края собрали и собирают в большом количестве теплую одежду для бойцов Красной Армии. Теплая одежда и народная забота будут согревать вас, дорогие товарищи, и воодушевлять на борьбу с врагом.
Сейчас на полях нашего края заканчивается боевая и напряженная работа по уборке зерновых, технических и огородных культур. Часть районов, как, например, Минусинский, Ачинский, Ермаковский, и целый ряд других – полностью закончили хлебоуборку…
… Команды тимуровцев оказывают большую
помощь семьям красноармейцев, помогают
убирать хлеб в колхозах. Первого сентября
началась учеба в школах. Все дети сели за
школьные парты».
[2, 325с.]
«По улице Красных партизан № 26 живет восьмидесяти летняя старушка Осипова с тремя малыми ребятами. Старшему из них 6 лет, среднему 4 года и младшей девочке 2 года. Мать этих детей умерла, отец на фронте Отечественной войны борется за свободу и независимость, защищает светлое будущее советского народа.
28 апреля штаб пионерской дружины № 1 при
Ермаковской средней школы организовал
тимуровскую команду, которая оказала
помощь этой старушке».
[6. 1944г. 8 мая]
Зимой легче – работы меньше, но она всегда в селе была, тем более в войну, когда мужчин в деревнях не осталось. Перелопачивали зерно с помощью ветрогонов, зерно чистилось от мусора и сушилось, иначе оно не сохранится до весны.
Откапывали сено от снега и возили копны в деревню, помогали заготавливать дрова.
Мамы вязали носки, варежки для фронта, отдельно с указательным пальцем, чтобы можно было нажимать на курок, а дети нарезали картофель и сушили его на противне в русской печи.
На фронт отправляли полушубки, портянки, ватные штаны, фуфайки, шубные рукавицы, шубенки, теплое нательное белье, шапки ушанки; а так же махорку, сало, сухари, сушеный картофель. Все что только могли собрать дома – это была помощь отцам, сыновьям и братьям, которые сражались с врагом.
В районной газете «На Ленинском пути» в военные годы была рубрика «Образцово готовимся к весеннему севу». В ней писали, как правильно срезать и хранить верхушки картофеля для посадки. С целью получения большего урожая объяснялось значение местных удобрений: навоза, золы, куриного помета и их применения.
Подборка статей из районной газеты «На Ленинском пути»:
«… Забота о молодняке нисколько не мешает пионерам в учебе, все они учатся хорошо и отлично – говорит старшая вожатая товарищ А.Маслобоева.
Кроме того, для удобрения колхозных полей каждый пионер собрал по 10-15 килограмм золы.
Пионеры помогают красноармейским семьям и для Красной Армии выращивают домашних птиц.
Л.В.»
[6,1942 г. 10 февраля]
«Учащиеся Ивановской начальной школы, Жеблахтинского сельского совета, собрали для удобрения колхозных полей 5,6 центнеров золы и 2 центнера куриного помета. Кроме того, ученики обязались засеять 3 гектара картофеля и весь урожай сдать в фонд обороны.
Н.Хоботов, ученик 4-го класса». [6,1942г. 5 марта]
«Учащиеся помогают колхозам в сборе удобрений. Активное участие в сборе местных удобрений золы и птичьего помета принимают учащиеся Дубенской неполной средней школы (директор школы товарищ Папков)
Учащимися собрано и сдано колхозам 500 килограммов золы.
Школьникам района надо следовать хорошему примеру дубенцев.
Н.Кузьминых».
[6,1944г. 21 января]
«… Хорошо работают по сбору золы Миша Никифоров, Вася Никифоров, Зиновьева, Ваня Бочков и другие.
Учащиеся Крестиковской школы взяли обязательства каждому собрать для колхоза по 25 килограммов золы.
Е.Т. Суркова, зав. школой
[6,1945г. 12 апреля]
Выполняя данную работу, члены научного общества учащихся пытались найти тех детей, о которых рассказывалось в газетах военных лет. И мы отыскали Никифорова Василия Михайловича. Это было о нем написано в газете 12 апреля 1945 года. Из воспоминаний В.М.: «Многих моих сверстников уже нет. Умерли Иван Бочков, Валя Зиновьева. Миша Никифоров живет в Красноярске, да и деревни Крестики уже нет. Маленькие были, учились в начальной школе, но старались делать все, на сколько хватало сил, чтобы помочь фронту». (Приложение 2)
«…Установлено, что суслик в течение года поедает 16 килограммов зерна, крыса – до 25 килограммов.
Поэтому борьба с грызунами является борьбой за урожай».
[6,1945г. 1 мая]
Шкурки сусликов сдавали, а мясо, вымочив, можно было, есть, когда нечего было кушать (но редко кто его ел).
Шла война. Отцы на фронте, и дети понимали, что своей хорошей учебой могли принести минуты радости уставшей матери, которая от зари до зари трудилась на колхозном поле или ферме. И они старались учиться хорошо.
«Учебников не хватало, на 3 – 4 семьи была одна книга по чтению, или по математике…» - Борзенко А.И.. Поэтому собирались у кого – то дома и делали уроки вместе. «Часто учебник был один для всех с одной улицы, а на уроках чтения учитель читал рассказ или кто – то из нас, а другие пересказывали» - Майорова Л.А.
Килочицкая Зоя Николаевна – жила в райцентре, поэтому учебниками они были обеспечены лучше – по 1 -2 книги на семью. Как выучат уроки, шли к одноклассникам меняться книгой.
Тетрадей не было (особенно в первые годы войны), поэтому писали на старых книгах между строчек. Иногда резали газеты, их сшивали, и получалась тетрадь, на такой «тетради» писать было плохо – «чернила» расплывались. «Писали даже на бересте» - Кадуцкий И.И.
Документы 1942 года подтверждают данную обстановку в школах.
Из справки Красноярского крайоно в народный комиссариат «о работе школ Красноярского края в первый год войны».
№ 204. О работе школ красноярского края в первый год войны
Справка Красноярского крайоно в Народный
комиссариат государственного контроля РСФСР
[1942 г.]
«Потребность школ в учебниках покрывалась путем получения учебников по лимиту и закупа подержанных учебников. Общая потребность в учебниках выражалась в 3729700 экземплярах… По плану должны были купить подержанного учебника 1085700экземпляров. Фактически закуплено и перепродано 905080. Особенно острый недостаток в учебниках ощущается по начальным классам – «Книга для чтения» Фортунатова и история для всех классов.
Обеспеченность тетрадями: к началу 1941/42 уч. года имели тетрадей 4743500 штук, из них в первую очередь был произведен годовой завоз на Крайний Север и районы первоочередного завоза в среднем по 40 штук на учащихся, остальные районы края имели в среднем по 9 штук тетрадей на одного ученика.
В течение всего первого полугодия учебного года тетрадей не получали, и только после упорных и настоятельных просьб нам в марте 1942 получили [так в тексте] 319000 штук ученических тетрадей…» [4, 344с.]
№ 207. О приобретении подержанных учебников у населения
Из информации крайоно
24 ноября 1943 г.
«Закуп подержанных учебников в 1943 году, по сравнению с прошлыми годами, был гораздо сложнее, потому что, во-первых, завоз 1942 года был значительно меньше предыдущих лет, во-вторых, значительное количество учебников, особенно у первоклассников, имели большую заношенность и были почти непригодны для дальнейшего использования. Несмотря на это, в 1943 году проводился сбор и закуп неполноценных учебников с целью реставрации их из нескольких одного.
Не останавливаясь перед трудностями, которые встречались в процессе работы по закупу учебников, все же Красноярский край второй год досрочно выполняет план закупа учебников. В 1942 году Красноярский Край-КОГИЗ занял первое место по Союзу…» [4, 350с.] Чернила делали из сажи: разводили ее молоком или водой. От таких «чернил» пачкались. Потом некоторые стали выпаривать сок ягоды крушины, выливать его в бутылочки, этим писали. Красные чернила получали из красной свеклы. Перышко привязывали к деревянной палочке. К концу войны стали поступать тетрадки, их приходилось разлиновывать, что бы было больше строчек. Потом появились старьевщики, у которых можно было выменять на тряпье чернильный «химический» карандаш. «Разломаешь его, растворишь – вот и получаются чернила» - Килочицкая З.Н.
Поздней осенью и зимой быстро темнело, а электрического света не было.
Майорова Л.А. – «Делали свечи из воска (когда он был), вместе с мамой летом корчевали сосновые пни, потом из них делали лучинки, они не коптили. Ставили их на край печки, и все поближе садились к ней. Когда был керосин, то горела лампадка». Дети заготавливали дрова для школы сами: пилили и кололи их. Истопник, он же сторож, школы рано утром топил печи (контрамарки) в классах и коридоре. Одни учились, другие по разным причинам бросали школу. В крае боролись за каждого ребенка, ушедшего из школы.
№ 205. О борьбе за всеобщее обучение в 1941/42 учебном году
Из отчета Красноярского крайоно об итогах учебно-воспитательной
Работы за первое полугодие 1941/42 уч. года
Февраль 1942 г.
Всего по краю имеется начальных школ 2240, неполных средних-424. На 1 января 1942 г. в школах обучалось:
а) в I-IV классах 196959 человек, причем осталось неохваченными по разным причинам 10170 человек, или 5,2% всего количества, подлежащих обучению;
б) в V-VII классах – 71672 чел., причем по плану должно обучаться 115118 чел., что дает недовыполнение плана на 37,77%;
в) в VIII-X классах – 10487 чел., по плану должно обучаться 21075 чел., недовыполнение на 50,3%...
Главные причины недохвата детей обучением:
а) временная материальная необеспеченность части детей одеждой и обувью (3588 чел.);
б) отвлечение в некоторых случаях детей на хозяйственные работы дома;
в) болезнь и в ряде районов эпидемические заболевания детей (2394 чел.);
г) плохая работа руководителей школ и отделов народного образования по борьбе за реализацию всеобуча.
[4, 345с.]
В Ермаковском районе также боролись за каждого ученика, бросившего школу. Из газеты «Нива» от 9 июля 1942 г. №42 «Окажем всемерную помощь школе»:
«Наша школа завершила учебный год в суровых условиях Отечественной войны…
Вопрос всеобуча – это вопрос огромной политической важности в условиях военного времени и разрешение его в положительном смысле есть цель не только школ, но и всех советских и партийных организаций – всей общественности…
… Создать при школах фонды денежной помощи, что бы обуть и одеть нуждающихся школьников.
- вернуть в школы всех отсеявшихся с 1941-42 уч. году школьников…
- обязать председателей колхозов, директоров совхозов организовать подвоз детей, живущих на фермах и выселках,
- поставить работу родительских комитетов так, чтобы они не числились формально на бумаге, а носили действенный характер». (Приложение 3)
Школа продолжала жить, жить надо было, чтобы учить и воспитывать детей, чьи отцы ушли защищать Родину. Вместе с учителем писали письма на фронт, на уроках физкультуры делали пирамиды.
Из воспоминаний Килочицкой З.И.: «Была санитаром, физоргом, председателем совета отряда. Училась на «5». Галстуки пионеры носили с зажимом, потом сказали зажим выбросить - он зажимает пионеров. И галстуки стали завязывать». (Приложение 4).
Ее мама была председателем родительского комитета в школе. Женщины из дома приносили, кто какие мог продукты, и детям под руководством директора школы были организованны горячие завтраки.
[6, «На Ленинском пути» от 5 апреля 1944 г. №13] (Приложение 5)
Дети есть дети, как бы тяжело не было, они все равно находили время для игры. Играя, забывалось на какое то время о том, что была война, отцы на фронте, ночами плачет мама, и так хочется есть.
Любили подвижные игры: догонялки, лапта, чижик. Прыгали через веревочку, играли, в кандалы и выжигало.
Девочки устраивали настоящие соревнования – надо было суметь сделать мостик и зубами достать платочек и проводили другие различные конкурсы.
Мальчишки зимой собирали косточки от суставов и играли в бабки летом.
Зима это, прежде всего лыжи и сани. С горки ездили не поодиночке, а устраивали целую цепь санок, с визгом и криком все съезжали, падали, и было очень весело. Санки были большие, деревянные, сделанные отцом или дедом еще до войны.
В редкие дни приезжал киномеханик и привозил немые фильмы. Билет стоил 5 копеек или одно яйцо. Бывало, нет яиц, сидишь, и караулишь, пока курица снесется, а потом с ним бегом в клуб. Были счастливы, если киномеханик разрешал покрутить динамо.
Очень было весело в Троицу. Взрослые шли на мост к мельнице, пели песни, а ребятня бежала за ними, приплясывая. Плели венки и бросали их в речку, избы украшали березками.
Поздно вечером ехали с покоса на телегах, пели песни, уже в темноте купались, потом шли плясать под гармонь, а утром опять на работу.
Когда было тяжело на душе, женщины собирались вместе и вечерами пели. Песня помогала забыть все тягости, все те страдания, что выпало на их плечи. Матери пели, а ребятишки сидели рядом с ними и молча слушали.
Общая беда – война, сплотила людей, все заботились друг о друге и старались не оставлять человека в трудную минуту.
Дети играли, а взрослые старались подарить им в редкие дни радость. Самым долгожданным праздником была встреча Нового года.
В школе из старых газет и бумаг клеили или шили пакеты для подарков. Мастерили игрушки на елку из картона, клеили цепочки. Начиналась елка, и все с нетерпением ждали, когда Дед Мороз, раздаст подарки.
Ребятня знали, что накануне, вечером у кого-то дома из родителей или у учительницы, члены родительского комитета собирались и пекли пряники, разные постряпушки (заранее собирая продукты – кто какие мог принести). Женщины пекли, а дети стояли на улице и нюхали запах, ожидая завтрашнего утренника.
Ученики 1 -4 классов получали обязательно подарок, а старшие когда как придется.
Из постановления второго пленума
Красноярского крайкома ВКП (б)
Об итогах весеннего сева и подготовки к уборке урожая.
20 июня 1945 года.
Великая Отечественная советского народа против немецко-фашистских захватчиков победоносно завершилась. Жертвы принесенные советским народом во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, самоотверженный труд в тылу и на фронте не прошли даром и увенчались полной победой над врагом. Война закончилась нашей победой, начался период мирного развития нашей страны, период восстановления разрушенного войной хозяйства, превращения нашей Родины в еще более могучую и сильную державу.
[2, 185с.]
Как же запомнили дети, пережившие войну, День Победы?
Килочицкая З.И. (11 лет) «Около 12 ночи раздался стук в ставни. Никто уже не лег спать, все вышли на улицу и дарили друг другу цветы; обнимались и плакали, смеялись и пели песни».
Еремеева Т.А. (7 лет) «Над селом летал самолет и бросал листовки, в них было написано, что война закончилась».
Борзенко А.И. (15 лет) «Во время урока директор зашел в класс и попросил всех выйти на линейку. Когда объявили, что война закончилась, и мы победили, ребятишки выскочили во двор: кто в окна, кто в дверь и бегом во двор колхозной конторы. После митинга, выкатили большую бочку, на нее поставили табурет, я взобрался наверх и играл на гармошке. Все пели и плясали».
Бакланова З.В. (13 лет) «Как увижу солдат, пришедших с фронта, так и бегу спрашивать их об отце. Очень хотелось узнать о нем побольше».
Чакарь А.М. (16 лет) «Лежал под трактором, делал перетяжку, прибежали девчонки и сообщили о победе, я побежал в село. Потом мне попало, что оставил работу».
Майорова Л.А. (11 лет) «После дня Победы все ребятишки бегали на гору, что была за селом, встречать отцов, дядек. Мы думали, раз война кончилась – то все сразу же вернутся домой. Потом перестали бегать на горку, потому что мало кто вернулся с фронта. Даже кто остался живой, вернулись спустя 1-2-3года после дня Победы.
Последствия войны были видны еще долго. В 1954 году приехала в Абакан на рынок, он был наводнен инвалидами: на костылях, кто на самодельной коляске, кто-то песней зарабатывал на хлеб, а кто-то на водку. Ни одна семья, ни осталась без горя». (Приложение 6).
Выполнив, научно-исследовательскую работу мы получили следующее :
Раздел А
Результаты работы:
раздел Б
Выводы:
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Белявский И.П. Шла война народная: Ратные и трудовые дела красноярцев в воспоминаниях, документах, письмах. Красноярск: Книжное издательство, 1985. – 416с.
2. Горбина Л. Все для фронта, все для победы. Красноярская краевая партийная организация в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945). (Документы и материалы). Красноярск: Книжное издательство, 1978. - 415с.
3. Моисеева Л.Т. Учебное пособие по краеведению для учителей истории. История Красноярского края. Красноярск: Книжное издательство, 1967. – 311с.
4. Чагин В.В. Хрестоматия для учащихся старших классов средних школ. Красноярский край в истории Отечества: книга третья. 1941-1953. Красноярск: Книжное издательство, 2000. – 448с. Ил.
5. Чеховская Н.А., Сапрыкина Л.Б., Голубт Л.В. и др. Земля Ермаковская. ООО «фирма март», 2004. – 63с.
6. Периодическая печать районной газеты «Нива» («На Ленинском пути» до 1991 года) 1941 – 1945 гг. (1943 г. отсутствует)
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»