Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Война: цифры и судьбы (люди земли Шушенской)


Выполнила: Черноиван Марина Владимировна, ученица 11 «А» класса муниципального образовательного учреждения Шушенская общеобразовательная средняя школа № 1

Руководитель: Фисунов Сергей Семенович, учитель истории Шушенской средней школы № 1

Шушенское, 2004 г.

План работы

  1. Аннотация.
  2. Введение.
  3. Современность и война.
  4. Человек в сражениях.
  5. Женщина на войне
  6. Человек за линией фронта.
  7. Тыл внутри поля боя.
  8. Вывод.
  9. Библиография.

Аннотация

Работа представляет собой исследование судьбы человека, прошедшего через страшное испытание - войну. За её основу я взяла рассказы очевидцев, архивные данные районного военкомата. Цель: по-другому взглянуть на войну, научить читателя видеть в ушедших на фронт прежде всего людей, а потом уже воинов. Эта работа поможет воспитать чувство патриотизма у молодого поколения, поможет понять, что такое героизм.

Введение

2005 год - это 60-летие знаменательной даты освобождения мира от захватчиков. Русский народ внёс огромный вклад в это общее дело. «22 июня 1941 г. немецко-фашистские войска пересекли границу Советского Союза и перешли в наступление»... За этой официальной фразой - слезы, крушение надежд, трагедия и высокая судьба нескольких поколений. Воскресный июньский день разделил, разломил историю России и судьбы миллионов людей. Часто, когда мы говорим о войне, то обращаем внимания лишь на числа, забывая при этом о значении отдельной личности в истории. Я хочу, чтобы этого не происходило, чтобы мы помнили о тех людях, которые, жертвуя своей жизнью, шли на подвиг не во имя славы, а только ради спасения своей земли.

Тема, которую я выбрала, очень актуальна, прежде всего, для молодого поколения. Путём исследования мне хотелось бы узнать о судьбах людей нашего района, ушедших на войну. Таких людей с каждым годом становиться всё меньше, поэтому нам просто необходимо сохранить память об их героизме. Для того чтобы жить в великой стране, мы должны быть вечно благодарны великому подвигу великого народа.

Сейчас мы всё чаще сталкиваемся с тем, что многие люди не знают историю своей страны, не понимают значения Великой Отечественной войны для русского народа. В последнее время эта проблема становится всё более острой. Чтобы узнать насколько она серьёзна, я провела социологический опрос учеников 10-11 классов. Я задавала те вопросы, ответы на которые, я считаю, просто обязан знать каждый: «Назовите число и месяц начала Великой Отечественной войны», «Назовите год, в котором произошла Курская битва», «Какая битва является первым переломным моментом Великой Отечественной войны (1942 г.)?» И вот какие я получила результаты (01).

Так отвечали люди, которые уже практически окончили школу и почти получили путёвку в жизнь. Стыдно... По-настоящему стыдно за всё наше поколение. Встаёт вопрос: ради кого погибали наши предки - ради тех, которым неизвестно слово «героизм», которые не понимают, что живут в великой и свободной стране только благодаря подвигу людей, многие из которых не вернулись с войны или остались инвалидами. И что-то как будто обрывается в душе, когда в ответ на вопросы о войне слышишь: «Забудем о прошлом, какая разница, что там было, надо жить в настоящем, думая только о будущем!» И хочется за всех нас попросить прощение у всех тех, кто жертвовал своей жизнью, ради спасения Отчизны, ради жизни таких, как мы.

Мы не знаем даже основных событий, а тем более и судеб людей, ушедших на войну. А ведь вклад в победу внесли и наши земляки. Люди из Шушенского района служили в совершенно различных частях нашей армии, принимали участие во всех главнейших событиях ВОВ и Второй мировой:

Военные действия  Воевали, чел Живы сейчас, чел
Битва под Сталинградом 90  11
Битва на Орловско-Курской дуге  53-60  24-26
Оборона Ленинграда 50  
Освобождение Украины 75  
Штурм Кенигсберга 80  10
 Штурм Берлина 121  24
Война с Японией 132  
Оборона Москвы 36  

 АРВ. Ф.112, № 94.

Общее число ушедших на воину выглядит так:

  Призвано, чел Вернулось, чел.
п.Шушенское  539  321
с.Иджа 471  274
п.Ильичево 592  398
с.Казанцево 892  518
с.Каптырево 1345  747
п.Сизая 436  276
 п.Синеборск 652  385
с.Субботино 1293  735
Шушенский район 6150  3586

АРВ. Ф.123, № 74.

В этой таблице мы видим, что в числе ушедших более 6000 человек, а вернувшихся - менее 4000 тысяч. Но на этот день картина выглядит совсем по-другому: сейчас осталось в живых немного больше, чем 270 человек, при этом, например, в с.Иджа осталось всего 2 человека, а в Корнилово, Ермолаево, Белозёровке и Шарыпе нет ни одного человека, участвовавшего в ВОВ. Смерть не щадит никого (02).

Именно так выглядит график смертности ветеранов ВОВ. Мы видим, что после 2000 года количество смертей начинает сокращаться, и с 78человек снижается до 52 человек. Это не значит, что люди сейчас стали жить гораздо лучше, и, если в 2007 году умрёт 3 человека, то и это будет значить только одно: ветеранов с каждым годом становится всё меньше, поэтому и количество умерших значительно сокращается.

Но все эти цифры - далеко не главное. Прежде всего я хочу говорить о солдате, о том самом, который изнывал под тяжестью своего ручного пулемёта, винтовки, скатки, фляжки и лопаты, о том самом, который день и ночь рыл этой лопатой неподатливую землю, чтобы на час или два укрыться в ней. Сомкнуть свои воспалённые глаза, увидеть в коротком полусне лицо своей девчонки и чтобы подняться из этого земляного убежища с отчаянным криком на врага. Таких было много в то время, среди них и мой земляк - Степанов Василий Михайлович.

В 1941 году Василий Михайлович учился в школе ФЗО в г.Кириши Ленинградской области. После её окончания его с товарищами увезли в г.Новосибирск, где они занимались постройкой домов. В феврале 1942 года был приглашён в Новосибирский военкомат, хотя тогда ему ещё не было восемнадцати лет. Там на это ответили: «Мы знаем лишь то, что ты комсомолец». В этом же месяце Василий Михайлович попал на фронт... «Нас посадили в вагоны и отправили в Кемеровскую область г.Юрга. Жили в палатках, строили дорогу для танков. Там мы пробыли до мая, а потом снова нас посадили в вагоны и привезли во Владимирскую область, г.Вязники, где проходили занятия по боевой тактике. Я служил в роте БТР, создали полк № 1077. Затем нас перевезли в г.Тула. Тогда и началось самое страшное: налетели самолёты и стали бомбить, началась паника.

Мы с другом решили стрелять по самолётам и один сбили. Были очень горды и счастливы. Много людей тогда погибло.

После этого начался наш путь на Сталинград. Мы прибыли в г.Калач. Помню, что тогда очень хотелось кушать, и мы стали глушить рыбу в озере, недалеко от которого мы остановились. Поесть так и не пришлось: был дан приказ двигаться к Сталинграду. Остановились где-то на подступах к городу. Стали рыть окопы. У меня был напарник Николай. Он копал стоя и вдруг упал, позвал меня к себе, но уже ничего не смог сказать. Пуля попала ему прямо в затылок.

Нашим полком командовал маршал Советского Союза В.И.Чуйков. Я значился в нём под № 1. Много молодых девчонок было в полку. Вмести с ними мы шли на передовую, не жалея жизни, шли на смерть. Трусить нечего: пан или пропал. Много было раненых, лежали, кричали, иногда к ним было не подойти. Я скоро пополнил их ряды (в июне 1942 г.): рядом взорвался снаряд, и меня ранило в ногу. Долго не лечили, даже черви завелись в ране. Потом всё-таки увезли в Саратов. Очень хорошо запомнил, как ко мне подошла совсем молодая медсестра и начала расспрашивать, сколько лет, как попал на фронт и т.п., а сама в это время незаметно вколола наркоз. Когда сделали операцию, доктор сказал, что вытащили 24 осколка. Затем меня отправили в Узбекскую ССР, г.Каган, госпиталь 15/29. Больше на фронт не отправили», - рассказал Василий Михайлович. После войны он окончил школу милиции в Ташкенте. Потом попал по распределению в г.Норильск, где работал оперуполномоченным. Теперь Василий Михайлович живёт в п.Шушенское, он инвалид первой группы, на пенсии. У него более 16 наград, среди них медаль Жукова, медаль «За оборону Сталинграда» и др. На вопрос: «За кого воевали за Родину или за Сталина?», Василий Михайлович не раздумывая отвечает: «За Родину. Тогда не думали о правителях, а лишь о том, как защитить свою землю, как вернуться домой и увидеть всех близких и родных живыми и здоровыми». Я смотрела в лицо этого человека и думала, как много ему пришлось тогда пережить, тяжело даже представить тот ужас, о котором он рассказывал. Не уронить себя, не ожесточиться, не замарать рук невинной кровью, с честью выдержать все испытания войны, совершить подвиг... Это удаётся на войне не всем. Их имена должна хранить благодарная память поколений. Когда-нибудь каждое из этих имён будет высечено на скрижалях истории... или на огромном, общем для всех обелиске. Эти герои останутся в вечности, выполнив своё предназначение.

Василий Михайлович служил в роте БТР, а вообще люди из Шушенского района служили в различных подразделения, должностях:

  Количество человек
Пилоты  9
Разведка  23
ВДВ  13
Снайперы  6
Артиллеристы  59
Сапёры  14
Командиры батальонов 4

АРВ. Ф.22, № 8.

Среди этих людей многих уже нет в живых. А сколько было тех людей, которые не вернулись с войны, пропали без вести. К примеру, в Шушенском районе не известна судьба 581 человека, а по всей России - 4,559 млн.[Дмитриенко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества XX век. Учебник для 11 кл. М.: Дрофа, 1997, с.384.] В советское время на братских могилах не ставили крестов. Понадеемся, что это будет труд нашего и последующих поколений. А если братских могил нет? Если только останки, кости, которые невозможно подсчитать и передать земле, или нет даже этого? Мне совершенно случайно попало в руки письмо солдата родным. Оно было написано в 1943 году, а уже через год, этот человек погиб. И мы не знаем, кем он был, где служил, мы даже не знаем его фамилии. И прискорбно, что таких людей миллионы.

На фронт рвались не только представители сильного пола, но и семнадцати-, восемнадцатилетние девчонки, считавшие, что их место только в действующей армии. В их числе Блохина Наталья Степановна.

Наталья Степановна была призвана в Советскую Армию 13 августа 1944 года. Она и подруги хотели записаться добровольцами на фронт в 1942 году, но их не взяли, так как им было всего по 16 лет. С августа по декабрь 1944 года училась в г.Томске на санинструктора.

«13 декабря 1944 года нас, девчат, в г.Белостоке расформировали по воинским частям и отправили на фронт. Я была отправлена в действующую армию 206 запасного стрелкового полка второго белорусского фронта, где командующим был Рокоссовский. Работала, вернее, проходила службу, в санчасти полка до окончания войны. Самые страшные воспоминания: ежедневные, ежечасные бомбёжки, раненые солдаты... В г.Торне было бомбоубежище и госпиталь, в котором лежали и русские, и немцы. В 4:00 утра немецкие войска взорвали госпиталь...

Никогда не забуду последний день войны: мы были в санчасти, когда увидели бегущего со всех ног парня. Мы подумали, что он сумасшедший. Он прибежал и закричал: «Война закончилась!!!». Сначала мы были в каком-то оцепенении, потом стали обниматься и целоваться, слезы, смех, улыбки...», - рассказывала Наталья Степановна. После того, как закончилась война, а это было в г.Штоттиме, началась демобилизация участников. Сначала комиссовали из рядов армии кого по возрасту, кого по ранениям, болезни. До марта 1946 года Наталья Степановна была в этой комиссии. Потом и её отправили домой. Наталья Степановна имеет 9 медалей, 2 знака и 1 орден. Сейчас она проживает в п.Шушенское.

Слушая рассказ Натальи Степановны, я задумалась, сколько же пришлось вынести на своих плечах женщине. И ведь они не просто вынесли всё это, но и выстояли, не согнувшись под ударами судьбы, победили. За заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы ВОВ, за боевые и трудовые подвиги 250 тысяч советских женщин были награждены орденами и медалями, 86 из них было присвоено звание Героя Советского Союза. В то время женщины были медсестрами, бойцами, вдовами... Они встали на защиту своей Родины и показали, какая это могучая сила, способная дать отпор любому врагу.

Кроме людей, держащих в руках оружие, были и другие, негласные герои - герои тыла. С началом войны произошли существенные изменения и за линией фронта, а с каждым новым годом жить становилось всё труднее. Люди тыла часто отдавали фронту всё: одежду, продовольствие, труд, а иногда и жизнь. К счастью, на моей земле не было войны, и тем, кто жил здесь в те годы, приходилось не так тяжело, как тем, кто жил в Западной России. В Сибири не было бомбёжек, здесь люди не умирали от усталости и от голода, зато всё это было в других местах...

Когда на нашу землю пришла война, Соловьёвой Любови Евгеньевне было всего 13 лет. Тогда она жила в г.Шуя Ивановской области, ещё училась в школе и работала на ткацкой фабрике сначала машинисткой, потом старшим браковщиком, а затем поммастера. В городе протекала р.Теза, впадающая в р.Клязьму; через Шую также проходила железная дорога на Москву, но её перерезали немецкие войска, поэтому продукты на фронт в Москву отправляли по речке. В городе было 5 фабрик: 2 ткацких и 3 ситцевых, кроме того, на территории Шуи находился часовой завод, на котором под прикрытием выпускали снаряды для фронта, поэтому этот город имел важное стратегическое значение. «Тяжело было: одноразовое питание по 300 г. (кормились в основном за счет собственного хозяйства), жили по 7-8 человек в комнате, спали на полу, зимой в сорокаградусный мороз копали рвы, и никто не разговаривал с нами: хочешь - не хочешь - работай. Электроэнергии не хватало - 1 месяц жили со светом, другой - без, с керосинками. На работе за всем следили строго: опоздание на 15 минут каралось выговором, а за опоздание на 18 минут уже отдавали под суд. У нас была женщина на фабрике, очень бедная, с годовалый ребёнок, и, чтобы его хоть немного одеть, она украла 1 м ткани, за что её арестовали на 7 лет. С 8:00 до 13:00 - в школе, с 18:00 до 11:30 - на фабрике - такой был режим дня в те трудные годы. Училась, в общем, неплохо, тройки были только по истории и литературе, ведь читать было некогда. Иногда приходилась работать в несколько смен.

Наш город много раз подвергался бомбёжкам. Однажды, когда плыли на корабле, над нами пролетел немецкий военный самолёт. Я видела лицо лётчика, все его черты, посмотрев в его глаза, я словно посмотрела в глаза смерти. Но он не стал нас бомбить. Позже выяснилось, что какой-то человек подал этому лётчику знак и, как только пристали к берегу, этого человека сняли и увели. Да, он был предателем, дезертиром, но только благодаря ему мы спаслись.

Дезертиров в городе было много, многие не выдерживали натиска врага и переходили на его сторону. Так, на одном из наших заводов директором был немец-предатель. У него в подчинении находилась женщина, которая и выдала его русскому руководству. И в ночь, когда директор должен был подать знак немецкому бомбардиру, тем самым указав место сброса снарядов, сигнальная лампа на заводе не была зажжена. Бомбардир пролетел г.Шуя, приняв за сигнальный огонь свет на фабрике г.Южа, который находился выше по течению реки. В ту трагическую ночь мы из окон своих домов видели багряное зарево: полыхала Южа», - вспоминала Любовь Евгеньевна. Таких как она не считают героями, хотя иногда в тылу приходилось гораздо труднее, чем на линии фронта. Как говорила Любовь Евгеньевна, умирали люди большим числом уже после войны, от изнеможения, от голода, от горя... Она несколько раз повторяла: «Ничего особенного мы не делали: просто трудились, трудились, точно так, как все в то страшное время».

Им было всего по 13-14 лет и, несмотря на эту жестокую войну, они по-прежнему оставались девчонками и мальчишками. «На танцы ходили, по улицам под гармошку пели, ведь молодёжь и в войну молодёжь, - говорила Любовь Евгеньевна, - а победили только потому, что дружные были. Сейчас часто слышишь, что выиграли в войне, благодаря Сталину, но самом деле причина одна - сплочённый народ, направивший всю свою мощь на отпор немецким захватчикам». Уже после войны Любовь Евгеньевна попала по распределению в Красноярский край, п.Ильичево, где работала сначала учительницей, а потом директором школы. Сейчас она на пенсии и уже много лет прошло с той войны, но Любовь Евгеньевна помнит каждое мгновенье, ведь такое нельзя забыть: она даже не может смотреть фильмы о войне - настолько живы её воспоминания.

В годе смертельной схватки с фашистами людям тыла редко выпадали праздники. Они зачастую недоедали и недосыпали, но они не сдались, они выстояли. Рядом с ними часто шли Горе, Отчаяние, Страх, Смерть, но они выдержали и это. Победа была выкована не только действующей армией. Она стала бы невозможной без помощи всего советского народа.

Так случилось, что в те жестокие годы был и другой тыл - тыл внутри фронта. Осада Ленинграда - одно из самых страшных событий Великой Отечественной войны. Сейчас осталось совсем немного свидетелей тех страшных 900 дней, и многие из них просто не хотят всё это вспоминать - так многое им пришлось пережить. Но я всё же нашла человека, который рассказал мне об этом ужасном времени - это Кириченко Елена Васильевна.

«Тогда мне было 11 лет, и я всё хорошо помню. Сразу же, как началась война, много добровольцев ушло на фронт - сильный патриотизм был в то время. Я видела, как шли люди на фронт, они шли, шли, шли, а оттуда не возвращались. Было очень тяжело: не было воды, света, тепла (сжигали всю мебель в доме, книги, чтобы согреться). Самое страшное - смерть родных и близких. Наша семья осталась жива (мама, папа и нас четверо), но родные, которые жили в самом городе (братья, сестры и т.д.) умерли все. Ещё одно испытание - голод. Мы жили на окраине Ленинграда, поэтому во время блокады нам пришлось немного легче, чем тем, кто был в самом городе. У нас был большой дом, стоявший прямо около дороги почти на выезде, много военных людей останавливались у нас, поэтому кое-что иногда выпадало. В самом начале питались за счёт своего хозяйства, потом не было и этого. Когда начался голод, стали есть собак, а потом и кошек. Когда же кончилась и эта пища, ели буквально всё: грели ремни над огнём, потом жевали. Тогда был приказ - уничтожались целые поля посадок (капуста, картошка). Видимо, боялись, что немцы всё же прорвут блокаду и захватят Ленинград. Иногда в наш дом заходили солдатики, их было очень жалко и поэтому, когда в доме была хоть какая-то еда, отдавали им. Самые страшные воспоминания моего так называемого детства - это смерть: идёшь по улице и видишь, как впереди тебя упал человек, и ты не можешь ничем помочь, и никто не может, ведь все мы были очень недалеки от этой участи. Идешь по дороге, а вдоль неё лежат мёртвые люди. Хоронить часто было некому. Помню, к нам поздно вечером зашла погреться одна женщина с тремя детьми. Двое были уже мёртвые, и она везла на санках их хоронить. С утра мы узнали, что она не дошла до кладбища: их четверых нашли замёрзшими недалеко от него. Голод был страшнее бомбёжек: иногда мы даже радовались им. Мы выходили из домов и просили Бога, чтобы бомбы попали в нас. Я ни разу не видела, чтобы ела мама во время блокады, хотя она занималась тяжёлым трудом: копала окопы, строила бомбоубежища, папа же работал на аэродроме. В ежедневный рацион солдата входило лишь 400 г хлеба. Я никогда не забуду, когда пришёл конец нашим мученьям - нас эвакуировали в Иркутскую область. Отца уже выносили на носилках. Мы ехали через Ладогу по так называемой «дороге жизни», попали под бомбёжку, тогда мама сказала: «Мы едем на дно Ладоги». Но всё обошлось - мы доехали. Я думала, что кошмар закончился, но нет, и снова смерти: люди ели и умирали...

Позже родители переехали в г.Нижнеудинск Тайшетского района Иркутской области. Там я окончила педагогический университет, работала директором школы, а потом переехала в Красноярский край.

Не так давно я была в Ленинграде, теперешнем Санкт-Петербурге. Я видела наш бывший дом (когда уезжали, мама не взяла документов, и дом был причислен к собственности государства). Сейчас от войны не осталось и следа, но каждая улица напоминает мне о войне, о той страшной войне».

Я не могла задать ни одного вопроса, понимая, как тяжело Елене Васильевне говорить, вспоминать те годы. То, что ей пришлось пережить по-настоящему страшно. Слушая её рассказ, я как будто видела, как на моих глазах рушатся судьбы людей. Я не была тогда, когда на моей земле шла война. В моей шкатулке среди колец, цепочек и зеркал нет писем погибших любимых, нет орденов и медалей, нет истрёпанных, пожелтевших фотографий людей с погонами. Когда вижу жёлтые цветы, не вспоминаю первый день весны, но когда слышу о войне - перехватывает горло.

Все люди, о которых идёт речь в моей работе, герои. Среди ушедших на войну были те, кто проявил особую доблесть и отвагу в бою.

Орден Александра Невского:

Полные кавалеры ордена боевой славы:

Участники парада победы в г.Москва 22 июня 1945 г.:

Вывод

Исследуя выбранную мной тему, я поняла, что Великая Отечественная война не была ни локальным конфликтом, ни обычной войной; шла борьба на уничтожение России, и поэтому все сражения можно рассматривать только как отдельные этапы одного рокового поединка, где самую главную роль играет личность.

60 лет прошло с того дня, когда последние подразделения вермахта сложили оружие. Третий рейх ушел в небытие. Давно уже исчезли из политического словаря понятия «зоны оккупации», «особый статус Западного Берлина». И нам ничего не остается, кроме того, как помнить. Помнить о том, что грешная, разорённая Россия спасла мир от окончательного торжества зла, от победы силы над смирением, ненависти над искусством прощать, уверенности над верой, отстояла национальную государственность в смертельной схватке с жестоким и отважным противником. Планы Германии о молниеносной войне не сбылись. Почему? Ответ есть, и он один - героизм. Всё чаще мы стали забывать о том, что это такое, в наше время всё чаще нет места подвигу. Но ведь только подвиг русских людей смог остановить это ужасное «нашествие».

Библиография

Первоисточники:

1. Архив Шушенского районного военкомата (АРВ. Ф.112, 123, 22).

2. Устные свидетельствования очевидцев (Блохина Н.С., Кириченко Е.В., СОЛОВЬЁВ а Л.Е., Степанов В.М.).

Учебные пособия:

1. Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век. Часть 1-2. Учебник для 10-11 кл. М: Дрофа, 1997.

2. Дмитриенко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества XX век. Учебник для 11 кл. М.: Дрофа, 1997.

3. История России. В 2 т. (под ред. С.В.Леонова). М., 1995.

Справочная литература:

1. Политическая история России. М.: ВЕДИ-ПРИНТ, 1998.

2. История России XX век. Школьный словарь - справочник 9-11 кл. (под ред. В.В.Барабанова). М.: ACT, 2002.

3. Россия, которую мы не знали. 1939-1993: Хрестоматия по истории для школ и вузов. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1995.

Дополнительная литература:

1. История России с древнейших времен до конца XX века (отв. редактор А.Н.Сахаров). В 3 т. М., 1997.

2. Наше Отечество. Опыт политической истории. В 2 т. М., 1991.

3. Освободительная миссия Советских Вооруженных Сил во второй мировой войне (под ред. А.А.Гречко). М.: Политиздат, 1971.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»