Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Жизнь прожить - не поле перейти. Воспоминания моей бабушки


Выполнила ученица 9 «а» класса МОУ СОШ № 5 Гоцинец Анна Ивановна

Руководитель: учитель истории и обществознания Гоцинец Лилия Николаевна

 Лесосибирск

2004

 Оглавление

 I. Введение
II. Жизнь прожить- не поле перейти. Воспоминания моей бабушки.
1. Семья Шабус. Бабушкино детство.
2. Тяжелые испытания.
3. Работа все лечит.
III. Заключение
IV. Литература
V. Приложения

I. Введение

Самое интересное занятие- изучать историю, а историю свое страны особенно. Жизнь каждого человека- это и есть история. История неповторимая, очень занимательная и поучительная. Во многом жизнь любого человека соприкасается с событиями, происходящими со страной. Не составляет исключение и судьба моей бабушки. Меня давно занимали истории, которые она рассказывала, и вот представился случай, чтобы все эти истории записать, что меня чрезвычайно обрадовало.

Цель моей работы: проследить основные этапы жизненного пути моей бабушки Авласкиной Натальи Прохоровны

Задачи: а) провести анализ событий, которые случались в жизни бабушки;

б) выявить случаи влияния исторических событий на судьбу конкретного человека;

в) определить способы, с помощью которых удалось бабушке сохранить любовь к жизни.

Гипотеза: Жизнь моей бабушки, ее судьба во многом зависела от судьбы нашей страны, но она смогла преодолеть все невзгоды.

Методы: а) беседы с бабушкой

б) анализ литературы, в которой описываются важнейшие события нашей истории

в) наблюдение

г) просмотр художественных и документальных фильмов, посвященных истории нашей страны в 20 веке.

II. Жизнь прожить- не поле перейти

1. Семья Шабус. Бабушкино детство.

Была осень. Дни стояли, на удивление, ясные. Урожай убран, маленький огородик у бабушки под окном непривычно опустел.

- Деточки мои приехали,- радостно целует нас с мамой бабушка,- заходите скорей. Чем же покормить вас?

У бабушки вкусно пахнет пирогами, а глаза ее сияют от радости. Нашей бабушке, Наталье Прохоровне, 80 лет. Но она все равно красивая, а когда хорошо на душе у нее, глаза бывают синие-синие. Ни у кого нет таких синих глаз, как у бабушки.

- Бабуля, расскажи мне про свою жизнь,- прошу я.

- Так я сколько уж рассказывала.

- А ты еще расскажи,- не унимаюсь я.

Бабушкины рассказы я слушать очень люблю. Как приеду к ней, она всегда нам с мамой что-нибудь рассказывает. Каждый раз с новыми подробностями, но всегда интересно.

- Бабушка, расскажи, как твои дедушки и бабушки в Сибирь приехали.

- Ну как приехали…Про деда Демида и бабку Ульяну хорошо знаю.

И бабушка начинает рассказывать. Говорит она так, что картины прошлой жизни воочию встают перед глазами. Рассказывает, как жил в Белоруссии, под Минском злой дед- еврей. Была у него дочка- красавица Ульяна. Пришелся ей по нраву веселый парень Демид - певец и плясун. Все бы ничего, да одна беда - в работниках он был у ее отца, батраком то есть. Осерчал отец Ульяны, да спровадил молодоженов в Сибирь вместе с другими бедными родственниками, чтобы не попрошайничали у богатого лавочника. Мальчика Прохора себе оставил лавочник, разлучил ребенка с родителями.

- Делать нечего,- ведет рассказ бабушка,- поплакала Ульяна, да в дорогу собралась. Так и в Сибирь приехали, на деревню Каменка.

Я знаю, что бабушка говорит о переселенческой политике Столыпина, когда малоземельные крестьяне ехали в Сибирь обустраиваться, искать счастья на суровой сибирской земле.

Не очень-то повезло моим предкам. Землю им выделили неплохую, но в одном месте протекал подземный ручей: пшеницу, если посеют, не могли собрать вызревшую, если ранние заморозки, то могла и подмерзнуть. Приходилось сеять рожь, урожай на нее был хороший. Работая с различными источниками по истории Сибири, я находила неоднократное подтверждение о стабильных урожаях именно ржи, с пшеницей не всегда можно было угадать - случись неурожай, останешься без хлеба.

- Так и жили в Сибири. Ульяна и Демид очень любили друг друга. Бывало, выпьет Демид, песни поет, на гармошке играет. Ульяну за всю жизнь пальцем не тронул.

- Бабушка,- прошу я,- расскажи, как Прохор из Белоруссии приехал.

- Да где ж приехал-то. Демид с Ульяной ездили за ним, просили старого отца, чтобы отдал. Уговорили все ж таки, насилу. Прохор уже ученый был. 7 классов закончил.

- А почему у деда Прохора медали были?

- С германцами воевал, вот и медали. Даже Георгиевские кресты были. Потерялись только. Это уж как мы - саранча были маленькие, нам играть давали, ну и затеряли куда-то.

Георгиевские кресты - это очень ценная награда, за храбрость на войне. Я знаю, что Георгиевскими крестами награждали в I мировую войну только самых смелых воинов. Значит, Прохор и был таким смелым воином.

- Только больше ни на какой войне Прохор не воевал. Порок сердца признали. Но в колхозе, само собой, работал.

- Бабушка, расскажи, а ты в какой деревне родилась?

- Родилась в Локатуе. От Каменки недалеко. Непахотное, потом Алексеевка была. Мама твоя только Локатуй знает. При ней уже этих деревень не было, а тогда большие деревни были.

- А почему тебе по паспорту 79 лет, а на самом деле 80?

- Сельсовет был в Алексеевке, кажется, пожар, что ли случился.…Сгорели метрики. Крестили нас в Ново - Александровке. Тоже большая деревня была, с церковью, потом уж и церкви не стало. Так батька наш - тато - поехал уже в Ингаш, про кого как сказал из детей, кому, сколько лет, того так и записали. Мне убавил, а Таньке прибавил, Сеньке тоже убавил.

- Но лучше б всем прибавил, это ведь для пенсии хорошо - раньше бы вышли на пенсию.

- Какая пенсия? Никаких пенсий не было, понятия не имели. Работали так и все.

- А что ты помнишь из детства?

- Помню, рвали черемшу, малину, увидели муравейник разворошенный, Гоша наш небольшой был, может лет пять, увидел медведя - он тоже ел малину. Перепугались мы, а медведь и не посмотрел на нас, ел себе малину.…Собирали в Красном черемуху, малину, смородину. Мама соберет меня, Нину, Гошу. Слякоть была, помню, батька костер разводил, так мы грелись. Брал севалку (из березовой коры сделана круглая корзина на 2- 3 ведра), собирал ягоду. Я битон несла, Гоша раскис, кое-как отогрели около огня. Нужно было до деревни идти километра четыре, не меньше, до Локатуя, а дождь, слякоть, руки замерзли. Дошли все ж таки.…На этом и жили.

Бабушка моя родилась в 1923 году, а по паспорту в 1924. Что за время то было в России, в Сибири, нам сейчас известно. На уроках краеведения мы изучали различные документы того времени. Советская власть победила. Что принесла она людям? В Сибири надеялись на землю, на хозяйство, да только ничего этого не будет. Будет кровопролитная гражданская война, где сибиряки будут воевать друг с другом, где мир окажется поделенным на два непримиримых лагеря. Как человека грамотного Прохора назначат в сельсовет. Он должен будет указывать, кто и где прячет зерно, кто и где держит иконы. Тяжело приходилось честному человеку в этой ситуации. Приходилось выкручиваться, изворачиваться, предупреждать своих, ведь многие были либо родственники, либо хорошие знакомые, соседи. Бабушка рассказывает: «Пришлось маме иконы закопать и деньги золотые, какие были, а дядька Марка богаче был, пришлось все добро увозить в тайгу, да прятать там, а сам дядька уехал в Минусинск, так и остался там, стал работать портным».

Когда стали образовывать колхозы, многие объявлялись кулаками, даже те, кто никаким богатством не обладал, никогда работников не держал. Были такие, кто выслужиться хотел перед властью.

- Батька мой, Прохор, стал конюхом в колхозе работать. Спокойнее и выгодней было. Все ж таки лошади под рукой. Семья- 6 человек, кормить надо. Кроликов на вышке на хате держали, овец держали, да батька на охоту ходил, меня часто брал с собой - я ведь старшая была в семье. С голоду не померли. Потом его в охотсоюз взяли, он должен был норму по шкуркам выполнять, если не хватало шкурок, кролики в ход шли. За это давали деньги, батька покупал нам ткань всякую, а мы все шили. Я сама шить научилась, все платья себе шила, сестрам, да братьям.

По бабушкиным рассказам встают целые картины прошлой жизни. Невеселая она порой получается, трудное детство, безбожие, которое насаждалось все больше. Получилось 

так, что бабушкино поколение, поколение ее сестер, братьев в бога не верили, или верили про себя, не произнося запретные слова вслух. Как непривычно это для нас, сегодняшних, мы можем говорить все, что нас волнует, интересует, выбирать то, что сами считаем нужным. Сложно понять то, прошлое поколение.

- Бабушка, а как вы в Пермяково попали?

- Переселили нас туда.

- Как переселили, не спрашивая?

- А кто спрашивал? Сказали ехать и все. У нас детей много, пока собрали все, приехали, нам дома не хватило. Была изба горелая, в целой половине мы жили, горелую батька подлатал, скот держали. Потом сосед Штабнов, у него два сына были, военные, продал нам свой дом, а самого Штабного, жену и дочку сыновья забрали - они военные были. Стали жить мы в этом доме, этот дом твоя мама знает. Дед в колхозе работал: сеял, пахал, конюхом, а то и счетоводом, как скажут.

- Вот мы по истории изучали про репрессии в 30-е годы. Забирали у вас в деревне кого- нибудь?

- Как ни забирали? Забирали. Боялись, конечно. Был Жигалов такой. Семья большая, детей много, бедные. Так его забрали. Что-то сказал не так, или пьяный про Сталина что сболтнул. Никогда больше его и не видели. Семья осталась - мал, мала меньше. Что сделаешь?

- А как вы к Сталину относились?

- Мама моя говорила и на Ленина, и на Сталина - цари, да и есть цари. Чего их любить-то?

Мне это как-то не понятно, потому что я читала, что в школах, в газетах, по радио, в кино - везде Сталин превозносился, как отец народов, следовательно, детям внушалось, что Сталин- вождь, который ведет советский народ в счастливое будущее. Но из разговоров с бабушкой я поняла, что в деревне сформировалось свое отношение к происходящим событиям, люди многое понимали, но высказывать вслух, конечно, боялись.

- Бабушка, а как в колхозе работали? Насильно заставляли?

- Как заставляли.…Надо и все. Все работали. Днями в колхозе, а потом и себе. Без праздников, выходных, отпусков. И никуда не поедешь - паспортов не было. Вместо денег - трудодни. С утра до вечера, как проклятые работали.

Слушаю я свою бабушку и думаю о том, что светлое сталинское будущее очень напоминает другие времена, когда крепостной крестьянин тоже был прикреплен к земле и не имел никаких прав. Что же опять возвращались времена крепостничества? Да, Сталину при его способах модернизации страны необходима была дешевая рабочая сила, такая как колхозники, как заключенные в лагерях, которых становилось все больше. Жуткие времена. Но это было детство и юность моей бабушки и многих тысяч таких, как она.

2. Тяжелые испытания.

Я смотрела фильмы, читала книги, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Изучала исторические материалы, документы, в которых отражались эти события. Конечно, мне было интересно узнать, что происходило в маленькой сибирской деревеньке Пермяково, когда началась война.

- Бабушка, а как вы узнали, что война началась?

- В Климентьево (это соседняя деревня) на столбе возле магазина радио висело. Там и объявили. Сразу мужиков забирать стали. Бригадира нашего Захара Савченко забрали на фронт, других мужиков тоже.

Фамилия Савченко мне знакома. Эта фамилия у бабушкиной родной сестры. Я выясняю, что Захар Савченко- это отец Александра, будущего мужа родной сестры бабушки Татьяны, который с войны не вернулся, сгорел в танке в боях на Курской дуге под Прохоровкой. Его фамилию я нашла в Книге памяти.

- А что ты, бабушка, делала во время войны?

- Сначала на тракторе работала.

- Как это, на тракторе?!- удивляюсь я.

- Очень просто. Трактора тогда были с большими колесами. Мужиков на фронт забрали, а работать в колхозе кому-то надо, вот некоторых девчонок послали в Ингаш (это районный центр) учиться на трактористов в МТС. Зиму учили, а весной уже на трактора посадили, да пахать заставили. Один раз, помню, чуть в ров не завалилась, и смех, и грех. Едет и едет трактор, не выключается никак, уже обрыв рядом был, но все ж таки как-то выключила. Научилась потом, не боялась трактора: и пахала, и сеяла.

Слушаю я это все и думаю о том, как это было страшно и тяжело - пахать поля, ремонтировать трактора, таскать тяжести, работать с утра до вечера. Разве мы смогли бы так?

- Бабушка, расскажи, как ты с дедом Николаем познакомилась?

- Дед влюбился в меня, когда я на тракториста училась в Ингаше. Он жил недалеко от МТС, а там клуб был, а мы жили в общежитии, в клуб ходили на танцы, в кино- молодые были. А он учил новобранцев, которых на фронт отправляли, в НКВД был. Самого его на фронт не брали, у него рука была поврежденная- еще до войны с коня упал, но дело для него нашли. Так вот, приходил он в клуб, на гармошке играл, танцевал хорошо. Так и повадился к нам в общежитие, ходит, болтает, язык у него хорошо был подвешен, школу закончил, грамотный был, не то что я, только 3 класса и отходила, а дальше отцу надо было помогать, охотиться. Ну, ходит и ходит, я и курсы закончила, работаю на тракторе. А тут раз- повестка мне и Клашке Машковой. Собрали нас девок, человек 15 – Климентьевских, Павловских и в Ингаш отправили, учить, значит, а потом на фронт. Меня хотели санитаркой отправить. А мне как страшно было. Уже много похоронок приходило - и на мужиков, и на девок, которых раньше забрали. Танька Лопунова на год старше меня на фронте санитаркой была, домой пришла раненая, с одной ногой. А то похоронки приходили. Некоторых девок на завод в Красноярск забирали, кто надрывался, домой отправляли, сами помирали потом. Ох, как страшно было.

Замолкает бабушка. И я понимаю ее, действительно, это страшно. Много литературы посвящено тому, что эти события освещаются как единение всего советского народа по организации отпора врагу- добровольцами уходили на фронт, бить фашистов, добровольцами уходили работать подростки на заводы, на непосильную работу. Я спрашиваю у бабушки, что разве вам не хотелось защищать свою Родину от фашистов?

- Умирать никому не хотелось, а надо, значит - надо. Если б послали - пошла б, конечно. Да дед твой не пустил. Ему ведь пришлось учить нас - копать траншеи, разбирать и собирать винтовки. Пришел однажды и говорит: «Забирают вас скоро. Не увидимся больше. Я тебя люблю. Выходи за меня замуж.» Ну что тут делать? Нравился он мне. А любить… Другого я любила, на войну его забрали, да похоронка пришла…

Долго молчит бабушка. И я молчу. Думаю, что большое это горе.

- Ну вот, пришла я в Пермяково и говорю отцу: так и так, замуж мне предлагает выйти такой-то. Мама сразу сказала, что надо, чтобы нравился человек, а отец сказал, чтоб я поступала, как хочу, как мне самой лучше. Ну, думаю, либо убьют, либо своим хоть помогу. Николай- человек заметный в Ингаше, паек у него хороший, у нас ребятишки малые, братья- сестры, помогу хоть им. Так и пошла я замуж в Ингаш. Тем более, что отец в Решотах уже был, работал конвоиром, охранял немцев, которых туда привезли.

Я думаю, что это были депортированные немцы, скорее всего с Поволжья. В исторической литературе есть сведения о депортации немцев, народов Прибалтики и других народов в Сибирь перед началом войны и в начальный период войны.

- А дед Николай воевал на фронте?

- Отправили его в сорок четвертом в Прибалтику, под Ригу. У меня уже маленький Валерик был.

Я нашла сведения о том, что в Прибалтике действительно воевали с местными националистами- пособниками фашистов те, кто служил в НКВД.

Бабушка рассказывала о том, что дед Николай был ответственным дежурным по части в Риге, их отправляли в леса вылавливать бандитов. Однажды был сильный налет, дед Николай был тяжело контужен, его положили в госпиталь в Риге. Я знаю по рассказам мамы, что в дальнейшем это ранение дедушки трагически скажется на дальнейшей судьбе и его, и бабушки.

- Три месяца пролежал он в госпитале, пока приехал домой, дома еще в больнице лежал, а тут и война кончилась. Такой день хороший был- 9 мая- День Победы. Тепло, все в летних платьях ходили- удивлялись: надо же в Сибири у нас такая теплынь . Пели, плясали- радость одним словом. А у нас начались проблемы- Николай часто раздражался, болела голова, скандалить начал.

- А как вы попали в Среднюю Азию?

- Это мы в Казахстане были, в Сарканде. Приехал оттуда знакомый Николая и сильно хвалил. Сначала Николай сам поехал, устроился в милицию, понравилось ему там. Потом и мы поехали - я, Валера, Светочка маленькая, свекровь моя баба Марфа, да свекор. Мне там не понравилось. Хата обмазана кизяком, пол глиняный. Это одно, а второе детям и мне, и бабе Авлащихе (так называли все бабу Марфу) не климат был, все стали сильно болеть. А дед твой, Николай, никак уезжать не хотел. Собрали мы все вещи, сели на автобус и поехали на станцию. А поехали в город Новосибирск, там у свекра родня была.

- Так ты, бабушка, и в Новосибирске жила? А что ж вы там не остались?

- В Новосибирске хорошо было. Я там на завод устроилась, закончила курсы кройки и шитья. И жили мы неплохо. Николай устроился работать инкассатором. На поездах ездил. Свекор работал в ресторане сторожем, свекровь в садике нянечкой, я потом тоже нянечкой стала в детском садике работать. Все бы хорошо, да вдруг однажды Николая, прямо с работы, с поезда сняли и увезли в больницу - плохо с головой стало. Врачи запретили жить в городе. Посоветовали уезжать в тихое место. В деревню, где спокойнее. Пришлось ехать обратно в Ингаш. А дома там не было, тот продали. Я с ребятами в деревню к родителям уехала. У меня их уже трое было. В Новосибирске Саша еще родился. Николай стал дом строить в Ингаше, жили они у родственников, а мы в деревне. А тут случилась эпидемия. Много детей заболело коклюшем, многие умерли. Мои тоже заболели - Валера и Света. Света маленькая была, третий годик всего. Умерла. Похоронили ее на местном кладбище. Елочку посадили.

Молчит бабушка, мне ее очень жалко. Жалко ту маленькую девочку Свету, которая могла бы жить и жить, но не суждено ей было. Вскоре бабушка вернулась в Ингаш в построенный дом. Про этот дом мне рассказывала мама, она его очень любила, я сама была в этом доме, правда, давно, смутно его помню. В Ингаше бабушка устроилась работать в столовую, что было в довольно голодное время очень неплохо. Дед Николай менял работу за работой. То он был директором Дома культуры, то инкассатором, то работал в исполкоме сначала уполномоченным по работе в колхозах ( я удивилась, когда узнала, что были такие уполномоченные, которые с проверками приезжали в колхозы, проверяли, что сеют или как убирают урожай колхозники, оказывается, таких уполномоченных боялись). Могу сделать вывод, что деда моего уважали, ставили на ответственные должности. Еще я узнала., что в те времена людей именно «ставили на должность», т.е. назначали на какую-то определенную работу. Это касалось тех, кто работал в исполкоме- исполнительном комитете партии. Для нас, сегодняшних, это звучит, по меньшей мере, странно. Но по рассказам бабушки, по анализу соответствующей литературы, я делаю вывод, что все так и было. Лозунги того времени: «Направляющая и руководящая роль КПСС», «Партия- наш рулевой» и другие подтверждают это.

- Бабушка, мне хотелось бы узнать, как ты снова в деревне оказалась?

- Шел 1962 год. Маме твоей, моей доченьке Лиле, два годика было. Валера уже учился в одиннадцатом классе. Такой хороший мальчик был, все учителя его всегда хвалили, собирался в военное училище поступать. Собрали их как-то на какие-то соревнования в Красноярск, по футболу, он очень хороший спортсмен был. Я уж не помню, чем закончились эти соревнования. Когда он приехал, стал плохо себя чувствовать, еще двое ребят заболели. Возили их в Красноярске на какую-то экскурсию, вот там они плохо себя почувствовали, на какой-то завод. Что там случилось мы не знаем. Заболели ребята, и наш Валера заболел. В Красноярск повезли, признали белокровие. Полежал там с месяц, я все время с ним была. И умер. Вся школа его хоронила. Плакали все. Так Светочка маленькая померла, а Валера, такой хороший, такой умница в 18 лет умер.

Я знаю про эту трагедию. Бабушка и раньше рассказывала. С этого времени все пойдет наперекосяк. Не смогут больше вместе жить, совсем распадется семья. Бабушка с маленькой мамой моей уедут в деревню, а в Ингаше останутся дед Николай с матерью своей Марфой, свекра к тому времени уже в живых не будет, да он и не был родным отцом деда Николая, это был его отчим, хотя дал ему и фамилию свою и отчество. Останется в Ингаше и другой сын бабушки Наташи - Саша. В деревне Пермяково, куда уедет бабушка, школы вовсе не было, она была в соседней деревне Климентьево только до трех классов. А в Ингаше - «десятилетка». Подумала бабушка, подумала и решила, что пусть лучше Саша в доме своем живет, чем в интернате. Всю жизнь потом мучило ее это решение. Может быть, лучше было бы, чтобы Саша жил в интернате, да в деревню на выходные приезжал. Но уж больно интернатские драчливые и непутевые были. Как бы то ни было, а решение было принято. Бабушка с маленькой дочкой уехала в деревню, а Сашу, которому шел десятый год оставила в Ингаше.

3. Работа все лечит.

В деревне бабушка устроилась работать кладовщиком.

- Что за работа у тебя была?

- Я была ответственная сначала за все, что было на складе в колхозе: и за продукты, которые колхозникам выдавались, и за зерно, которое нужно было возить в заготконтору. Это было очень тяжело. Потом, через два года, я стала отвечать только за зерно.

- А колхозники деньги получали? Ведь это уже было начало шестидесятых годов?

- Денег давали очень мало. В основном писали трудодни, а по ним уже давали всякие продукты с колхозного склада. Кто сколько трудодней наработал.

- А что давали?

- Все давали. Мед давали, у колхоза своя пасека была. Я всегда в Ингаш мед передавала. Мясо давали, масло, муку. Жили-то ничего. И магазин был. Можно было купить что-то, если деньги были. А то и поменять на продукты, а тебе товар дадут- конфеты, ткань, сапоги. Потом уже автолавки стали приезжать. Но это позже будет, когда пенсии дадут.

- А какие были пенсии у колхозников?

- Мама моя, бабушка Меланья, получала сначала 10 рублей, а потом 20 рублей.

- Разве это деньги, что на них купить можно было?

- Купить можно было довольно много. У бабы Шабусихи (так все называли бабу Меланью) деньги всегда были. Она умудрялась их даже откладывать. Саша как приедет к нам, бабушка всегда деньги ему даст. Красивый он был, всем нравился. Да только такой вредный, помогать не очень- то хотел, а нашкодничать всегда любил. То свиней в огород запустит, то в кур горохом из трубки стреляет, то петуха самогонкой напоит.

По рассказам бабушки и мамы я про своего дядю Сашу многое знаю. Что жил он в Ингаше, в школе не очень хорошо учился, часто приезжал в деревню, но не для того, чтобы помочь бабушке, а поразвлекаться. А бабушке приходилось работать с утра до вечера. Летом и колхозное, и свое сено косить, зерно перелопачивать, сушить, много разной работы в колхозе выполнять, свое хозяйство содержать- корову, свиней, овец, огромный огород держать. Бабушка рассказывает про это время, как время трудное, работа с утра до вечера, а то и ночью. Но вспоминает о том, что и веселье было. Песни пели, праздники всей деревней вскладчину отмечали, а Новый год всегда встречали в клубе, весело было очень. И все же омрачали веселье грустные мысли о неустроенности семейной. В конце концов пришлось вернуться в Ингаш, нужно было дочке в школу ходить, а в деревне четвертого класса не было. Школа была только трехлетняя. Рассказывая об этом периоде своей жизни, бабушка часто останавливается, тяжело вздыхает.

- Сын в армию ушел, но успел привести в дом невестку. Устроили ее на медсестру учиться. Внук Славик родился. Дед наш Николай часто болел, с головой плохо было. Бывало уйдешь на работу, вроде все на месте. Придешь- чего-нибудь не досчитаешься. То половик порежет, то ложки выкинет. Картин у нас много было, сам же рисовал. Все пожег. Скорую вызываю, опять увозят месяца на два лечиться. Так и жили. Мама твоя уехала учиться в Абакан, потом поработала немного в Доме культуры, да поступила в институт в Кемерово, а я работала, да помогала ей. Сашка закончил на прапорщика в Волгограде, отправили служить в Енисейск. Я все в больнице работала, даже на младшую медсестру выучилась. При больнице так и работала. Хозяйство держала: поросенка, кур, сначала коза была, да сено косить тяжело, не стала держать. Потом дед совсем заболел. Закупорка у него произошла. Ногу отрезали. А потом Славик в Красноярске разбился, умер. Упал с балкона, как раз перед Новым годом это было. Переживала я сильно. Не больно-то он нужен был ни Сашке, ни Томке, все больше в Ингаше жил. Так жалко мне его было. Сама заболела. Слабее намного после этого стала. А потом и дед умер. Вот так мне было суждено.

- За свекровкой ухаживала, она прализованная три года лежала, померла, а потом за дедом.

И все это время бабушка продолжала работать. Как человек добрый, бабушка собрала в своем доме очень много родни. Сначала с армии пришел племянник Женька, жить ему было негде, поселился он у бабушки. Потом в дом пришла его мать, младшая сестра бабушки Мария, которой «не пожилось» с новым мужем, а деваться было некуда. Потом приехали племянницы- дети брата бабушки Семена. Вскоре, правда, сестра с сыном ушли- дом сняли, вместе с невесткой, т.к. сын к этому времени женился. Зато остались племянницы. Помогать не помогали, зато так и смотрели, как бы что покушать. Вернулась снова сестра- с невесткой не ужилась. Наступили трудные времена. Хотя, когда они у бабушки были легкие? На предложение переехать в Новоенисейск, бабушка отказалась: «Что я у вас там обузой буду, что ли?». Тогда сын ее Александр купил маленькую квартирку в селе рядом с Енисейском, перевез бабушку туда. Даже живя уже здесь, в Верхнепашино, бабушка работать, не перестала. Она держала свиней, кур. Постоянные хлопоты о хозяйстве, как всегда, заслоняли переживания. Бабушка всегда находится в делах: то надо поросенку еду варить, то котов кормить, то выносить поросенку, а то и стайку почистить. В летнее время хлопот не меньше. Огород надо полить, прополоть, теплицы то накрыть, то раскрыть…Я всегда удивлялась, откуда у моей бабушки берутся силы, чтобы все успевать, чтобы держать в порядке все свое хозяйство, чтобы всех жалеть, чтобы всем помогать, даже денежными средствами. Я спрашиваю ее: «Бабушка, зачем ты нам деньги даешь, нам не надо.» Она даже обижалась на меня и говорила: «А зачем я на свете живу, если не для вас? Мне самой ничего не надо.» Мы всегда помогаем ей, как только можем.

Вот такая она у нас, наша бабушка Наталья Прохоровна, всегда красивая, всегда молодая, всегда приветливая, радостно хлопочущая вокруг нас.

Я задумываюсь о том, что же должна я сделать такого, чтобы вернуть бабушке то, чего лишена она была в своей жизни. Я даже спрашивала не раз ее об этом. Она только смеялась и говорила мне: «Будь хорошим человеком, помогай другим людям, будь доброй и приветливой, вот и мне счастье будет.»

III. Заключение

Жизнь моей бабушки представляется мне очень нелегкой, во многом даже трагичной. Сначала мне казалось, что именно ей пришлось испытать такую тяжкую долю, но читая различную литературу, посвященную событиям тридцатых-сороковых годов, дальнейшей истории нашей страны, я могла сделать вывод, что судьба большинства людей советского периода истории нашей страны очень нелегкая. Многим людям пришлось испытать лишения. Но, что отрадно и удивительно, эти люди сумели не утратить самого главного- доброты, участия, надежды на лучшее будущее. Слушая старые пластинки, просматривая фильмы тридцатых, сороковых, пятидесятых годов, невольно проникаешься каким-то странным духом того времени, хотя и понимаешь, что в фильмах отражалась не та жизнь, которая была на самом деле, а которую хотелось бы видеть. И все же, все же… Воспоминания моей бабушки, беседы с ней помогли мне что-то понять из той жизни. Люди были молоды, полны надежд на то, что происходящее с героями фильмов, их состоявшееся счастье, когда- нибудь придет и к ним.

Проследив этапы судьбы моей бабушки, я узнала, что для того, чтобы сохранить любовь к жизни и к людям, нужно обладать особым даром- жить не только ради себя. А главное, ради своих близких, ради людей, и тогда люди сторицей отдадут эту любовь. Если не все близкие помогают бабушке, то другие дарят ей радость участия, любви, внимания, и она ценит это, и отдает нам всю любовь, которой у нее неиссякаемая кладовая.

Вот такой радости восприятия жизни среди другого поколения, среди своих сверстников я не вижу. Вечная озабоченность чем-то, постоянное раздражение, боязнь чего-то не успеть, либо вообще нежелание что-либо делать, пустить все на самотек, это меня окружает постоянно, даже с экранов телевизора на меня выливается то же самое- вечное недовольство и раздражение.

Я полагаю, что жизнь наших бабушек настолько поучительна, это и есть настоящая школа- как человеку стать нужным обществу, а не просто существующему для себя. Тогда, возможно, все изменится- изменится наша страна, изменимся мы сами, наши взаимоотношения друг с другом.

Хотелось бы низко поклонится моей бабушке за всю ее нелегкую жизнь, за неиссякаемую доброту и энергию, поклониться всем тем обыкновенным, простым труженикам, благодаря которым есть мы, есть наша страна, есть наше будущее, которое мы должны создать действительно пригодным для жизни простого человека. Для этого каждый из нас должен осознать, что от нас зависит многое, в том числе и сохранение демократических преобразований, совершенствование их, от нас зависит становление гражданского общества. Но судьба у каждого человека все же своя, особенная, неповторимая. Она во многом зависит от судьбы страны, но и от самого человека тоже зависит, как он сможет ее прожить, противостоять ударам судьбы, выйти победителем .

IV. Библиография

1. Быконя Г.Ф. История Приенисейского края: учебное пособие/  Г.Ф.Быконя .- Красноярск:Горница, 1997.-320 с.

2. Журов Ю.В. Енисейское крестьянство в годы гражданской войны/ Ю.В.Журов. - Красноярское книжное издательство, 1972.-250 с.

3. Зверев В.А.История Сибири.Ч.2:учебное пособие/В.А.Зверев,А.С.Зуев,Ф.С.Кузнецова.-Новосибирск:Информо-пресс,2001.-376 с.

4. История России.20 век: учебное пособие /Под ред. М.Е.Главацкого. - М.:Дрофа, 1999.-602 с.

5. История Красноярского края: учебное пособие / Под ред. Л.П.Моисеева. - Красноярск, 1967.- 312 с.

6. Красноярский край в истории Отечества.Кн.2: Хрестоматия для учащихся старших классов средних школ /Ред.кол. А.А.Григорьев, С.П.Аверин, В.Н.Пушкарева, О.Р.Сордия .- Красноярское книжное издательство, 1996.-272 с.

7.Красноярский край в истории Отечества. Кн. 3:Хрестоматия для учащихся старших классов средних  школ /Ред.кол. А.А.Григорьев, Н.И.Дроздов, В.Н.Пушкарев, О.Р.Сордия .- Красноярское книжное издательство, 2000.-448 с.

8.Новейшая история Отечества.20 век /Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. - М. :Владос, 2002.-496 с.

9.Попов И.М.Сибирское поле/И.М.Попов.- Красноярск, 1995.- 688 с.

10. Школьная энциклопедия «Руссика». История России 18-19 века. - М.:Олма-Пресс Образование, 2003.-736 с.

11. Школьная энциклопедия «Руссика». История России 20 век. - М.:Олма-Пресс Образование, 2003.-544 с.

Другие источники:

1. «Свинарка и пастух»: художественный фильм/Режиссер И.Пырьев, в главной роли М.Ладынина.- М.:Премьер-видеофильм,1997.-1 вк.

2. «Трактористы»: художественный фильм/Режиссер Иван Пырьев, в главной роли М.Ладынина.- М.:Премьер-видеофильм, 1997.-1 вк.

3. «Цирк»: художественный фильм/Режиссер Г.Александров, в главной роли Л.Орлова.- М.:Премьер-видеофильм,1999.-1 вк.

4. «Кубанские казаки»: художественный фильм/режиссер И.Пырьев, в главной роли М.Ладынина.- М.:Премьер-видеофильм,2000.-1 вк.

Отзыв

на исследовательскую работу «Жизнь прожить – не поле перейти. Воспоминания моей бабушки», которая выполнена ученицей 9 «а» класса МОУ «СОШ» № 5 Анной Гоцинец.

Данная работа выполнена с учетом требований, предъявляемых конкурсом «Человек в истории: Россия ХХ век». Необходимо отметить, что данная работа посвящена судьбе конкретного человека: ее бабушки Натальи Прохоровны Авласкиной. Основной метод- интервью. Он представлен в работе с последующим анализом, размышлением по поводу тех или иных событий, высказываний бабушки. Гоцинец Анна поставила цель, задачи, упорно шла к их выполнению. Была проделана очень большая работа, кроме непосредственного интервью. Гоцинец Анна изучила множество теоретического материала, который освещал бы данные события, просмотрела и проанализировала художественные фильмы. Гоцинец Анна на все рассматриваемые события имеет свою точку зрения, собственные суждения. Работа выполнялась самостоятельно. Помощь руководителя заключалась в некоторой корректировке материала.

Руководитель: учитель истории и обществознания Лилия Николаевна Гоцинец

15 декабря 2004г.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»