Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Родные пепелища и отеческие гробы


Выполнила: Гольцман Алена Петровна ученица 11 класса средней общеобразовательной школы № 12 с.Новотроицкое, Минусинского района, Красноярского края.

Руководитель: Дмитриенко Олег Николаевич учитель истории средней общеобразовательной школы № 12 с.Новотроицкое, Минусинского района, Красноярского края.

2004 г.

Все люди с самого начала и прежде всякого
юридического акта находятся во владении
землею т. е. имеют право быть там, 
где природа . или случайность поместила их.
Кант.

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. Пушкин

Разговор, который состоялся между девочкой и ее бабушкой Гольцман Марией:

- Бабушка, а твое родное пепелище в Германии?

- Нет, внученька мои родные пепелища рассеяны по России от Волги и до Сибири.

- Бабушка, а где наши отеческие гробы?

- Рассеяны по всей России.

- Бабушка, а где наше Отечество в Германии или в России?

- Моя Родина на Волге, а Отечество наше там, где мы живем или будем жить.

Вот примерно, какой разговор состоялся в 2000г. между 11 – и летней девочкой и ее 86 – и летней бабушкой Гольцман Марией Петровной, в девичестве Крук, рожденная в Российской империи, свидетельница бурного строительства Советских порядков, проживавшая в АССР НП до 1941г., ну а затем узнавшая из газет о том что: «Среди немецкого населения АССР немцев Поволжья выявлено много шпионов и диверсантов, расформировать республику с высылкой немецкого населения в другие места Советского Союза».

С этого сообщения немецкий народ Советского Союза понес свой тяжкий крест, предназначенный им по национальному признаку. Начинается великий исход немецкого населения из мест своего компактного проживания, а затем и из страны ставшей с XVIII века их Родиной. Мои предки, сорванные в 1941г. с мест их культурно – исторического проживания, получили чудовищный толчок, который привел их нацию к большим потрясениям, трагедиям, а также к движению конечным итогом, которого мы сегодня видим массовый выезд на постоянное место проживания в Германию. Со мной могут не согласиться, но мне кажется, что события с 1941г. по сегодняшний день еще можно назвать и великим исходом немцев из России или процессом обратного возврата к своим историческим берегам.

Мы сегодня справедливо говорим о массовых репрессиях сталинского режима по отношению к немцам Поволжья, мы справедливо приводим примеры жертв- трагедий, мы

справедливо подсчитываем потери, но мы мало говорим о том, что большинство сегодняшних этнических и неэтнических немцев которые могли бы принести большую пользу России уезжают за ее приделы.

Цель моей работы: подумать и выразить свои мысли о судьбе и истории моих предков по папиной линии - прабабушки Марии Петровны Гольцман, деда Теопольда Викторовича Гольцман, подумать и порассуждать о особенностях складывания русской нации на примерах конкретных людей с их человеческими судьбами. Рассказать о чем думали и как жили мои предки, чувствуя себя чужими среди тех, кого когда – то считали своими, почувствовать дыхание далеких судьбоносных времен середины XX века.

Свою работу я осуществляла через:

1. Встречи с родственниками;

2. Рассказы прабабушки Марии Гольцман, деда Гольцман Тепольда , папы Гольцман Петра Теопольдовича ;

3. Архивные документы и книги.

4. Материалы журналистки газеты.

Составила: Гольцман Алена Петровна ученица 11 класса средней общеобразовательной школы № 12 с.Новотроицкое, Минусинского района, Красноярского края.

Содержание

· Вместо введения
1. В преддверии грандиозных событий.
2. Роковые сороковые.
3. Послевоенная жизнь.
* Вместо заключения

Вместо введения

Дорогие прабабушка и прадедушка я стою на русском погосте перед моими отеческими гробами, я лишь могу в памяти воскрешать наши разговоры о вашей и в конечном итоге нашей судьбе. Простите, что тревожу, но вы рядом здесь, а другие;

Выезд близких родственников на ПМЖ в Германию с 1997 - 2004 г.г.

Ф.И.О. выехавших

 Родственная связьВозрастная группа летЧеловек

 

 

 

Муж

Жен.

Шрайнер И. В.

Семья двоюродного прадедушки

0 - 4

 

10 - 14

2

 

20 - 30

2

2

30 - 40

 

40 - 50

2

5

60 - 70

 1

71 - 80

1

1

Гольцман Э.В.

Семья двоюродного дедушки

0 - 4

 

10 - 14

 

20 - 30

1

1

30 - 40

 1

40 - 50

 

60 - 70

1

1

71 - 80

 

Гольцман В.В.

Семья двоюродного дедушки

0 - 4

 

10 - 14

 

20 - 30

 

30 - 40

 2

40 - 50

1

1

60 - 70

 

71 - 80

 

Функнер А. А.

Семья двоюродного дедушки

0 - 4

 

10 - 14

 

20 - 30

2

 

30 - 40

 

40 - 50

1

1

60 - 70

 

71 - 80

 

Гольцман А.И.

Семья двоюродного дяди

0 - 4

 1

10 - 14

1

 

20 - 30

1

 

30 - 40

 

40 - 50

1

1

60 - 70

 

71 - 80

 

Гольцман Э.И.

Семья двоюродной тети

0 - 4

1

 

10 - 14

1

 

20 - 30

 

30 - 40

1

1

40 - 50

 

60 - 70

 

Всего

 

 

 17

19

 

 

 

36

1

Как и многие соотечественники моей прабабушки, наши предки попали в Россию после издания императрицей Екатериной II 22 июля манифеста, в котором она призвала иностранцев приезжать в Россию на постоянное жительство и работу в качестве земледельцев или ремесленников.

«Мы решили последовать призыву Российской императрицы Екатерины, отправившись в долгий неизведанный путь на Восток. Нас манит туда сказочная жизнь, которую рисуем в своём воображении, но в то же время, мы страшимся неизвестности. Мы - это немцы с берегов Рейна и Балтийского моря, это граждане других национальностей, урождённые Любека, Гессена, Бермина, Данцига и Кенигсберга, урожденные Польши и Дании, Швеции и Италии, жители десятков сёл, городов и стран Европы».

С высоты знаний о последующих событиях первой половины XX века можно предположить что нашими «отцами основателями» была совершена роковая ошибка. Я думаю совершенно по другому, если их переезд был по велению сердца, разума, воли, исторической необходимости, выбор их был правилен. Ведь на новой Родине они жили, трудились, создавали семьи, растили детей, были счастливы.

Особенно компактно немецкая диаспора расселилась по берегам Волги. В 1918 году декретом Ленина здесь была учреждена Трудовая Коммуна Немцев Поволжья, а в 1934 году она была преобразована в автономную республику с центром в городе Энгельсе.

Большое заблуждение: в XIX веке никто не сомневался, что в будущем все станет лучше. Но уже в XX веке вряд ли кто сомневается, что все будет ужасным.

В начале XX века мы видим символические «мелочи», на фоне предстоящих событий.

В 1916-20-х годах царским правительством, а после его падения - советским, производилось закрытие немецких церковных школ.

В 1926-36 годах производился грабёж немецких крестьян под флагом «раскулачивание» со ссылкой и физическим уничтожением их. В 1931-1935 годах уничтожались немецкие церкви.

В 1936-1940 годах были закрыты немецкие школы.

2

Начало Великой Отечественной войны 1941 года все нации нашей страны, в том числе и советские немцы, восприняли как общенародную трагедию, поднявшись на защиту Родины. С 22 по 24 июня 1941 года в военкоматы, по неполным данным, поступило 1060 заявлений от граждан Автономной республики Немцев Поволжья с желанием добровольно вступить в ряды Красной Армии. За последующий месяц войны число таких заявлений выросло до 25 тысяч, но мужчин – немцев на фронт не брали.

28 августа 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР № 21 – 160 «О переселении немцев, проживавших в районах Поволжья».

Передо мной лежат фотографии предвоенных лет. На них улыбаются счастливые молодожены, родившиеся безвинные младенцы, юноши и девушки, которые наверно строят безмятежные планы на будущею жизнь.

По данным историков В.Г. Фукса из Саратовской области и республики Немцев Поволжья было выселено 423110 человек. Все переселенцы отправлены на 158 эшелонах. Из них 33 эшелона прибыли в Красноярский край. Дата отправки со станции Энгельс – 20 – е сентября, дата прибытия на конечную станцию в г. Абакан первых поселенцев – 5 октября 1941 года, таким образом, в пути люди находились больше двух недель, испытывая все это время большие неудобства, так как большинство из них были дети.

От Москвы до самых до окраин, 
С южных гор до северных морей 
Человек проходит как хозяин 
Необъятной Родины своей. 
Всюду жизнь привольно и широко, 
Точно Волга полная, течет. 
Молодым везде у нас дорога, 
Старикам везде у нас почет.

С 1941 года до 1958 года фотографий в наших семьях нет, однако есть справки о переселении в Красноярский край / №816 от 18. 09. 41г./, об освобождении от спецпоселения / 02. 02. 56г. На основании Указа ПВС СССР от 13. 12. 55г./

На основании этих документов мы действительно видим, что человек мог пройти по необъятной Родине, до самых северных окраин. Из рассказов и воспоминаний моей прабабушки и деда я знаю, что молодым была дорога в «трудармию» а старикам в загробный мир.

Само выселение жителей из республики Немцев Поволжья в августе – сентябре 1941 года проходило по – разному. В некоторых селах немцам почти не давали времени на сборы, их выселили в первых числах сентября, через один – два дня после объявления указа. Как рассказывала бабушка 16.09.41г. их село Прейс, Зельмонского кантона было окружено подразделением НКВД, 17.09.41г. было дано полдня на сборы, во второй половине дня все население села было вывезено на жд. станцию. Нужно отдать должное войскам НКВД, грамотно проводили операции по выселению. Как известно на фронтах войны того времени боевые действия складывались менее успешно.

По линии моего отца в Сибирь были выселены 18 сентября 1941 года Гольцман Анна Иогановна 1895г.р., Гольцман Виктор Эдуардович 1914г.р., Гольцман Мария Петровна 1914г.р., Гольцман Эрика Викторовна 1934г.р., Гольцман Эвальд Викторович 1936г.р., Гольцман Владимир Викторович 1938г.р., Гольцман Теопольд Викторович 1940г.р, Гольцман Виктор Викторович 1941г. родившийся в Хакасии и сразу умерший, Гольцман Эвальд Эдуардович 1916г. р., Гольцман Анна Иогановна 1920г.р., Гольцман Леонид Эвальдович 1940г.р. Этот список можно продолжать и продолжать у моего прадеда, как и у прабабушки, были многодетные свои семьи и семьи их родителей.

Страдание – это побуждение к деятельности, 
а только в ней мы чувствуем нашу жизнь.
Кант.

Количество имен и фамилий значительно будет сокращено в период переселения и в процессе самой жизни в предоставленных условиях существования. Скажу лишь следующее в первый год пребывания в с. Краснополье, Алтайского района, Хакасии у прабабушки из 5 –и детей умерло 3 – е.

Как утверждал Сенека, Где умершие? Там же, где нерожденные.

Возрастная структура немцев на 1941 год была очень «молодой». На три четверти немецкий этнос состоял из детей и молодежи в возрасте от 0 до 35 лет. Падение рождаемости и рост смертности у немцев были особенно глубокими. Падение рождаемости было вызвано разрывом семейных связей на длительный срок, трудовыми мобилизациями мужчин и женщин. Очень высокая смертность, особенно детей, явилась результатом подорванного здоровья матерей, невозможностью обеспечить нормальный уход за детьми, отсутствие элементарных бытовых условий. Очевидно, и невероятно как можно жить 7 лет, в землянке не зная русского и хакасского языков, общаясь с населением которое в большинстве своем относилось к ним как к изменникам Родины. Жить можно, но с большими моральными и человеческими жертвами.

Перепись населения СССР 1959 года показала, что соотношение полов у сельских немцев Красноярского края было нарушено больше, чем у русского народа. Доля женщин среди них составляла примерно 54,6 проц. (у русских – 53,3 проц.), у мужчин – примерно 45,4 проц. (у русских – 46,6 проц.). То есть почти столько же, сколько и в 1941 году на момент депортации. Это притом, что немцы – мужчины не воевали на фронте. Депортация и спецпоселения «выбили» их сильнее, чем остальные народы «выбила» война.

В «трудовую армию» из 4 – х взрослых мужчин семьи Гольцман было, мобилизовано четверо из них, умерло двое, один остался инвалидом 1 – й группы. Самое поразительное, что в количественном составе умирали, так же как и на полях сражений, но не от пуль, осколков и снарядов, а от голода, холода, дизентерии, издевательства уголовников и охраны.

3

Мы все зависим от тех времен, если бы не вернулся, мой прадед не появилось бы нашей семьи и меня. Мой прадедушка Гольцман Виктор Эдуардович активный хозяйственник, человек, занимавший руководящие посты, коммунист с 1940 года. Истинная сила этого человека была не в порывах, а в ненарушимом спокойствии. Я не знаю, как он относился к Родине и власти, которые так с ними поступили, он никогда об это не говорил, знаю лишь, из рассказов моего дедушки Теопольда Викторовича о том, что прадед не выносил запаха елочной хвои, заставлял всех своих послевоенных детей разговаривать дома только на немецком языке. Прабабушка всегда хранила большие запасы сухофруктов, соли, спичек, фасоли и папирос. Это делалось, для того чтобы в тяжелые времена в пищу употреблялись не только суслики и крапива, и перемороженная картошка с колхозного поля.

В 1971 году прадед едет к местам своих родных пепелищ и отеческим гробам на место бывшей АССР НП где когда - то располагалось с. Прейс, Зельманского кантона. Прадедом действительно было обнаружено пепелище, я не знаю, какие именно чувства он испытывал, наверное, любовь, а может и разочарование, неприятие, непонимание, тоску бог его знает. Стало - ли для него родным пепелище землянки в Хакасии, места в которых они жили пока не остановились на вечное пристанище в с. Новотроицкое? Я думаю, родными пепелищами для моих прадедов были воспоминания об их уничтоженной Родине в Поволжье, родными гробами захоронения их маленьких детей.

Разлука и возвращение, обладание и потеря, жизнь и смерть, прошлое и будущее – едины и всегда и во всем присутствует каменный и неистребимый лик вечности.

Несмотря на то, что с момента депортации прошло уже более 60 – и лет, а Сталина нет больше 50 – ти лет, обвинения с немецкого народа были сняты лишь в марте 1991 года, а вопрос о восстановлении их автономии не решен до сих пор.

Вместо заключения

Дорогие прабабушка и прадедушка ваши дети, мои дяди и тети определились в выборе своего отечества. Я по маме украинка по папе немка, которая не знает украинского и немецких языков. Украина - немка это, наверное, русская!

Может быть, как писал М.Чванов в статье «Мы – Русские», « есть тут какая – то страшная тайна. Как и тайна нашего национального характера: мы сильны иррациональной мыслью, духом, а в беде мы поможем кому угодно, последнее отдадим. Может, мы больше чем просто народ? Может, это наш великий крест в истории – быть перегноем, простите, навозом для других народов. Заметьте: нас гонят и гонят из России, словно ее земля выбрана для какого другого народа. Словно зная, а может, и на самом деле зная, что мы за пределами России не составим никакой диаспоры, мы отдадим свою кровь, ум, душу другим народам: уже наши если не дети, то внуки, а тем более уж правнуки станут немцами – кем угодно, только не русскими».

Мое отечество, мой род определен вами, однако для моих родственников живущих за границей когда - то было тоже все определено. Где та дорога, которая меня может оградить от движения по пути великого исхода. А может исход из своего, казалось бы, родного отечества это и моя судьба!?

А может быть, вернее утверждение Еклизиаста о том, что «род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь».

Дорогие прабабушка и прадедушка вы были и будете истоком нашей реки. В нашей реке память о вас, знания о прошлом. Наша река имеет ответвления к другому морю. Каким будет русло моей реки, зависит от того, как поведут себя те, кто может устроить в этой реке водоворот или построит плотину.

Мыслящий человек испытывает скорбь, которая может, пожалуй, даже повести к порче нравственности и о которой поверхностный человек не имеет понятия: именно, когда он задумывается над несчастиями, которые так сильно угнетают человеческий род, и, по – видимому, не имея надежды на что – нибудь лучшее, он испытывает недовольство Провидением, управляющим мировым порядком. Но не осуждать Провидение (хотя бы оно предназначило нам сейчас в нашей земной жизни такой трудный путь) – в высшей степени важно: частью для того, чтобы мы, сваливая вину на Провидение, не упускали из виду нашей собственной вины, которая, может быть, есть единственная причина всех наших зол.
Кант.

Список источников и литературы

I. Неопубликованные источники 

1. Минусинский городской архив. 

II. Опубликованные источники 

2. 

3. Справочная литература. 

Литература 


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»