Голдман Екатерина, 11 класс
Руководитель: Гончар Галина Николаевна
Троицкая средняя общеобразовательная
школа
Несколько слов о построении реферата. После вступительной статьи следует описание обрядов Рождества, так как рождение - это всегда начало жизни. Далее описание праздников идет с последующими временами года - Новый год, Масленица, Страстная неделя и Пасха, Троица.
В тридцатые годы Советская власть под идейным руководством партии закрыла церкви, колокола пустили на переплавку, церковнослужителей подвергла репрессиям. Так религиозная тема, тема проведения конфессиональных праздников, была закрыта на долгие годы. Но не только идеология безбожия, походы против верующих, глумления над ними, создание обществ безбожников привели к утрате вековых традиций немецкого народа Поволжья. Это было связано также с периодом Второй мировой войны, когда в 1941 году немцы по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 года «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» были изгнаны с родных населенных мест и многие годы об этом народе даже не принято было упоминать.
При подготовке данного реферата были изучены работы немецких ученых из Поволжья - Георга Дингеса, Эммы Дингес, А.Лонзингера, Петра Зиннера, а также переизданная в 1994 году саратовской газетой «Woldadeutsche Zeitund» (WDZ) работа Петра Галлера «Воспоминания. Быт немецких колонистов в 60-х годах XIX столетия», записали воспоминания немцев - выходцев из Поволжья, проживающих ныне в Сибири, на Алтае, в других регионах России и бывшего СССР.
Собранные и обобщенные самобытные обычаи немцев Поволжья помогут восстановить утраченные традиции, возродить национальную культуру. Описанные обряды могут представлять интерес не только для всех интересующихся данной темой, но и в историческом плане для ученых двух стран - России и Германии, так как описанные обычаи сохранились такими, какими они их вывезли со своей прародины еще во времена Екатерины II. На самой прародине часть этих обычаев давно ушла в прошлое, часть видоизменилась, что отчетливо видно на примере празднования Рождества.
Интересны обряды немцев Поволжья еще тем, что они пополнились традициями русской культуры.
Святая ночь или Рождество является самым почитаемым праздником у поволжских немцев. Это был праздник надежд и единения, радости и оптимизма.
Праздник Рождества продолжается у поволжских немцев два дня и сопровождается множеством атрибутов, главным из которых была елка. Она устраивалась на кануне Рождества в церкви или в школе и украшалась пряниками и конфетами собственного приготовления.
Перед праздником все в доме моется, белится, украшают жилище комнатными цветами. Надо спешить с уборкой до прихода гонца (Bote), который возвещал о наступающем празднике. Если гонец забывал зайти в какой-либо дом, то это считалось предвестником несчастья, поэтому в каждой семье Bote ждали с большим нетерпением. Празднование Рождества начиналось в 5 часов вечера в Сочельник. Нарядно одетые колонисты шли в церковь, неся под мышкой сборник гимнов, пение которых сопровождалось богослужение.
Теперь немного о том, как одевались в праздник. Женщины были одеты в вытканные шерстяные с красными разводами теплые нижние юбки. Поверх на нее одевалась короткая легкая синяя юбка и с блестящими пуговицами на шнуре душегрейка без рукавов; под душегрейку надевалась широкая кисейная блуза (Schabasch), которая выглядывала буфами в талии и вокруг шеи. На шею надевали желтые или белые бусы, которые называли кораллами. Неотменным атрибутом праздника являлся кисейный фартук с большими цветами. Фасоны фартуков были весьма разнообразны. Верхний костюм составляло ватное пальто в талию и валенки, на голове теплая шаль, в руках белый носовой платок, который брался только для вида.
Мужчины - в рубашках из белого полотна, у молодых - с отложным воротником, короткие жилеты с металлическими пуговицами, длинный трековый или канковый кафтан, который назывался городским. На праздник на шею надевали цветные шарфы и галстуки, молодые мужчины могли также носить короткополые пиджаки. Верхний костюм дополнялся черной или желтой овечьей дубленой шубой. Позднее вместо шуб стали носить теплые пальто, а также бикеши - ватные стеганые куртки с двумя пуговицами на спине. На голове - ватная шапка на сукне. На ногах - блестящие лаковые сапоги и калоши. Позднее - широкие сапоги с железными подковами. Довершали праздничный костюм мужчины часами с цепочкой, в кармане - кисет для табака и на ремне - футляр для трубки.
Богослужение продолжалось в течение одного часа - с 17 до 18 часов. Дома в это время оставалась лишь одна женщина, которая готовила праздничный стол. С ужином нужно было торопиться, так как многие в этот день ничего не ели до первой звезды, то есть до наступления темноты.
После окончания вечерней службы детям школьного возраста раздавали подарки - пряники и конфеты с церковной елки. После службы праздник продолжается дома в каждой семье. Ритуал этот отличался в разных колониях и даже в разных семьях в зависимости от имущественного положения и от различий в вере.
Для детей чаще всего приглашали ряженого. Вдруг в сенях раздавался страшный грохот и звон цепей. Появлялся мужчина, переодетый в вывороченный овечий тулуп, меховую шапку и огромные валенки. Он был опоясан железными цепями. В левой руке он держал колокольчик, а в правой - хлыст. Это был Пельцникель - дословно: Николай в меховой шапке. Он вползал в комнату, где находились дети, на четвереньках, шумя цепями. Страшным голосом он требовал к себе того или иного шалуна. Дети от страха забивались в углы и прятались под кровати и столы. Пельцникель либо сам вытаскивал непослушных детей, либо приказывал это сделать другим. Пельцникель наказывал детей за шалости и прегрешения (заранее сообщенные родителями), заставляя их прыгать над протянутым прутом и кусать зубами цепь. И только взяв с детей слово больше не шалить, хорошо учиться, почитать родителей, он уходил. Вслед за Пельцникелем появлялся рождественский ребенок, младенец Христос, который, как говорили детям, спускался с небес по длинной лестнице. Обычно это была молодая женщина из своего же дома, одетая во все белое, лицо было закрыто густой вуалью. Она входила в комнату, держа в одной руке прут, а в другой - завязанные в платочек пряники и конфеты, а также игрушки. Она тоже спрашивала детей о шалостях, но в отличие от Пельцникеля, мягко, ласково, слегка наказывала их прутиком, заставляла читать заученную для данного случая молитву - после чего раздавала подарки. Кристхен спрашивала ребенка: «Ты обещаешь, что теперь всегда будешь послушным и будешь молиться Богу?».На что ребенок отвечал: «Кристхен, буду молиться всю неделю, я буду молиться 14 дней, больше этого никогда не случится». Надо сказать, что дети побаивались и Кристхен с ее хлыстиком. Эти обычаи - пугать детей - постепенно исчезли. Пельцникель и Кристхен являлись только веселыми ряжеными.
Взрослые мужчины и парни не боялись Кристхен и старались поднять вуаль, поцеловать младенца, он защищался прутом, стегая довольно больно не в меру любопытных взрослых. На Рождество много танцевали. Любимыми танцами были вальс «вприпрыжку», «Августин семиколенный» (привезенный из Германии), «Камаринская» (научились у русских). Своеобразно, головокружительно быстро с пристукиванием каблуками поволжские немцы танцевали польки.
С 24 декабря по 6 января гадали о погоде в предстоящем году, каждый день соответствовал определенному месяцу. Например, погода 26 декабря соответствовала погоде февраля будущего года.
Праздник Рождества как бы постепенно переходил в веселый шумный новогодний праздник.
В канун Нового года у всех народов издавна было принято подводить итоги прошедшего и встречать праздник с надеждой на совершение всего задуманного в наступающем году. Эти традиции живы и сегодня. Поэтому Новый год празднуется так весело и шумно всеми народами. Не являются исключением и немцы Поволжья. Вечером накануне Нового года приходил Новогодний Козел или Новогодний Пельцникель, а также гонец, который возвещал о наступающем празднике. В Новый год, как и на второй день Рождества «гуляло» все мужское население. Рано поутру, около 5 часов, молодежь уже была на ногах, чтобы на рассвете поздравить близких родственников. Дети поздравляли родителей, крестных, дедушку с бабушкой, для этого заранее учили наизусть стихи. Взрослые также поздравляют друг друга. Первый «визит» рано утром обязательно наносили крестным родителями, затем тестю и теще, дяде с тетей, друзьям. По обычаю, зародившемуся еще в середине XIX века, поздравлявшие стреляли в порог, а иногда и в дверь дома ружьем, заряженным самой маленькой дробью. Оглушительный выстрел будил всю семью. Стрельба в Новый год означала поздравление с наступающим праздником. Мальчики, подражая взрослым, ходили из дома в дом, стреляли из игрушечных винтовок. После стрельбы обязательно звучали поздравления с пожеланиями счастья, здоровья, долголетия и вечного спасения души. Выслушав поздравления, хозяева одаривали пришедших. Дети получали мелкие медные монетки или конфеты. Взрослых угощали водкой, холодной закуской - колбасой, ветчиной, салом; дарили небольшие подарки - платки; ружья украшали лентами. Стрельба прекращалась до начала звона колоколов в церкви. Когда семья садилась за праздничный завтрак, приходили музыканты. Они славили хозяев игрой на кларнетах, за что получали гостинцы. Перед и после трапезы обязательно читали молитву. За столом пели народные песни.
После праздничного обеда молодежь до самой ночи каталась на рысаках.
И долго еще потом все вспоминали о прекрасном новогоднем празднике, освященном добром, радостью, благословением Господа Бога.
Я вам рассказала только о двух праздниках, на следующий год мы эту тему продолжим.
Литература:
«Праздники и обряды поволжских немцев».
Воспоминания: Голдман Ивана Андреевича и
Голдман Амалии Ивановны.
Шишкина-Фишер Е.М. «Немецкие народные
календарные обряды, танцы и песни в
Германии и России».
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»