Хайруллина Наиля, 9 класс
Руководитель: Гончар Галина Николаевна
Троицкая средняя общеобразовательная
школа
Два чувства давно близи нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам
Сто лет тому назад, в начале XX века, во время царствования Николая II в результате Столыпинской аграрной реформы в наш Пировский район переехали многочисленные семейства татар. Это было первое переселение и было оно в 1907 году.
В 1916 году из Татарии приехала семья Ахметзяновых из деревни Малый Кириеш. Приехали всей семьей. В семье их было двое детей: мой дедушка и брат Мубаракжан. Приехали на место товарным поездом. Таких семей было много, и большая часть из них приехала из деревни Ошма, отсюда и появилось название деревни Куренная Ошма, Куренная, т.е. коренная. В 1932 году был организован колхоз. На работу надолго уезжали в лес и ночевали в балаганах. Ночью, когда после трудного рабочего дня все уснули, к костру подошел медведь. Мой дедушка сильно испугался, ему было 15 лет, и он никогда не видел медведя. Работа была трудной, они сами очищали себе земли. Пахали на конях, боронили. Даже малым детям хватало здесь работы.
В 1938 году взяли в армию. Служил на Дальнем Востоке, в пехоте 2,5 года. Приехав после службы, женился. Но началась Великая Отечественная война, и дедушка ушел на фронт. На фронте он был минометчиком. В сентябре 1942 года, осколком от бомбы был ранен. С фронта он пришел почти инвалидом в конце 1946 года, но семью кормить надо было.
Дедушка говорил, что самое страшное на войне - это видеть гибель людей. Когда форсировали Днепр, вода в реке была красной от крови. При форсировании Днепра ему пришлось плыть, держась за бревно, так как он плохо плавал. Почти у берега был ранен и снова госпиталь.
С 1947 года работал простым колхозником. Два раз в год ездил на лесозаготовки, после посевной и уборки урожая. Так проработал 2 года. Затем работал кладовщиком в одной из деревень за городом Енисейск 6 лет. В результате серьезной болезни вернулся назад в деревню Куренная Ошма. Сидеть без дела не хотел и устроился почтальоном, где проработал 6 лет. Ушел на пенсию в 60 лет. Пенсия в 1980 году составляла 45 рублей.
Моя бабушка Ахметзянова Согдатбану Гарифзяновна. Родилась в 1926 году 27 июля в Татарской автономной республике. В 1932 году ее отец не хотел вступать в колхоз, но потом все равно вступил, а то остался бы без дома. В 1937 году семья переехала в деревню Солоуху к родственникам. В то время деревню составляли всего три улицы. Дома были разных размеров. После приезда сразу же вступили в колхоз. Зимой отец подрабатывал, делал сани, летом телеги. Мать была на разных работах. В семье было пять дочерей. Школа тогда была всего четыре класса. Училась до 11 лет, а потом пошла работать в колхоз. Пилили дрова. Летом босиком полола колхозные поля. В тринадцать лет уже пахала и боронила. Три голодные зимы бабушка возила корма на ферму и конную базу. Чтобы взять коня на один день и вывезти свои дрова на зиму, бабушке пришлось проработать все лето, возить траву на силос. Тогда ей было 16 лет. До этого работала год конюхом. Носить было нечего, и зимой и летом ходила в дырявых лаптях.
Послевоенные годы. В 1947 году дедушка женился на моей бабушке. Дедушка привел ее пешком из Солоухи. За это бабушка всю жизнь была обижена на него. Жених должен был приехать на лошади за невестой. Ей тогда было 20 лет, ему 30 лет. В это время в Куренно-Ошминском колхозе было всего три коня. Коней кормили крапивой, на зиму заготавливали веники и картофельную ботву. В то время колхозники работали без выходных. Шесть лет бабушка косила сено. Каждая колхозница сдавала в колхоз 80 копен. Им выдавали по 200-300 грамм муки. Из нее варили болтушку вместе со съедобными травами: черемшой, пучкой, петушком. В одно лето выдали 800 грамм овсяной муки, потому что год был урожайным. Потом стали получать зерно. Зимой бабушка работала дояркой. За доярками постоянно следили. За выпитый стакан молока можно было попасть в тюрьму. Работали при лампах, которые сильно коптили, домой шли черные от дыма, который шел от ламп. Потом выдали фонари, и этому все очень обрадовались.
За каждый проработанный день получали трудодни. На трудодни давали рожь, овес, пшеницу. В 1951 году бабушка продолжала работать дояркой, хотя оставалось тринадцать дней до рождения старшей дочери. В 50-60е годы в колхозе отпусков по уходу за ребенком не давали.
Сильно болели суставы. Руки уже не держали, но работу не бросала. Домашнее хозяйство полностью было на плечах бабушки. Дедушка из-за болезни не мог ей помогать. Детей с месячного возраста оставляла дома. Плата за работу была низкая. 23 года проработала дояркой. Ушла на заслуженную пенсию, получала 52 рубля до 1980 года. Вырастила шестерых детей. Три сына продолжают работать в колхозе. Мои бабушка и дедушка надеялись, что их дети сохранят то, что они создали с таким трудом - колхоз. Но во времена экономического кризиса в 90-е годы колхоз почти погиб. Вместо него сейчас акционерное общество. Но деревня продолжает жить.
Каждый человек должен знать историю своей семьи. И я горда тем, что мне удалось узнать хотя бы о четырех поколения своей родословной. Каждое поколение жило в определенный исторический период. Одним выпало на долю переселение, другим - период коллективизации, война, третьим - мирное время. Но они все жили вместе со страной. Может быть, им хотелось бы жить лучше, но человек не властен над судьбой, историей.
Мои предки прожили свою жизнь, и прожили ее достойно.
Литература:
Из воспоминаний Ахметзяновой Сагдатбану
Гарифзяновны, Хайруллиной Альфии
Минихановны.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»