Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Дом на окраине


Работу выполнила: Жиденко Нина Сергеевна, 11 «Б» класс МОШИ, «Гимназия-интернат» № 22

Научный руководитель: Ившина Наталья Владимировна – Воспитатель

План работы

I. Введение. Выбор объекта исследования.

1. Некоторые сведения об истории зданий, в которых разместился детский дом № 1 им. В.И.Ленина.

II. Основная часть.

1. Причины открытия детского дома № 1.

2. Репрессии в истории детского дома.

3. Становление.

4. Детский дом в годы В.О.В.:

а) первые добровольцы, проводы на фронт;

б) письма с фронта;

в) труд в военное время - основа воспитания;

г) помощь фронту;

5. Ф.С.Музафарова - ее цель? Детям-сиротам - достойную жизнь.

6. К.П.Кузнецов - воспитатель с фронта:

а) парк «Победы».

7. Т.С.Кононова - воспитательница, воспитатель-директор.

8. Заключение.

Эта история детского дома № 1 им. В.И.Ленина г.Енисейска, он просуществовал 58 лет и был незаслуженно забыт.

Основанный в страшные годы гражданской войны, он прожил со страной годы репрессии, В.О.В., тяжелый послевоенный труд и достойно перенес эти события.

Работали в нем самоотверженные люди, душу и сердце отдавали детям-сиротам. Из стен этого детского дома выпустилось примерно 1160 человек. И все они с благодарностью вспоминают о нем.

Введение

Город Енисейск, в котором я живу и учусь, является старейшим городом Красноярского края и занесен в реестр городов-памятников России. Много видел и пережил он на своем веку. Славится Енисейск и привлекает туристов своими архитектурными, неповторимыми памятниками деревянного зодчества. Один из таких памятников - гимназия, в которой я учусь. Это целый комплекс деревянных зданий, построенных в 1812 году. Строились они на окраине города, как городская больница.

В истории этих зданий отразилась история нашей страны. Здесь находились сосланные за свои убеждения декабристы - князь Ф.П.Шаховской, Н.С.Бобрищев-Пушкин, А.И.Якубович, польские повстанцы, сосланные большевики. На одном из зданий в 1970 году была установлена мемориальная доска.

Темой моей работы является история детского дома № 1 им. В.И.Ленина. Расположился он на этой территории в 1931 году. Это одна из малоисследованных страниц в истории города. Его уже нет более 20 лет, почти не осталось педагогов работавших в нем, а воспитанники разлетелись по всей стране. Это был первый детский дом в городе Енисейске и срок, который он просуществовал, а это 58 лет, играет большую роль в истории маленького городка. Все исторические события нашей страны (раскулачивание, репрессии, депортация народов Поволжья, война) коснулись и нашего детского дома.

Цель своей работы я вижу в исследовании истории детского дома, в сопоставлении фактов реальных событий страны с маленьким детским домом. Хочу установить, изучить и признать такие моменты истории, которые в современном понимании считаются трагедией человечества, через жизнь детского дома.

Моя работа построена на исследовании архивного материала, на попытке восстановить фрагменты воспоминаний реальных участников событий жизни этого детского дома, проанализировав довести до Вас, установив истинную картину, т.е. классификация собранного материала:

1. Воспоминания людей, вносивших свой вклад в развитие детского дома.

2. Воспоминания воспитанников детского дома.

3. Работа с архивными материалами и в Краеведческом музее.

Причины открытия.

Становление детского дома

В довольно благополучном, сытом сибирском городке, где тихо течет обыденная жизнь. Почему же здесь открывается детский дом?

Прошла революция, страна разделилась на «белых» и «красных». Идет гражданская война. В 1919 году Колчак объявил себя Верховным Правителем Сибири. Вследствие чего по всей Енисейской губернии с карательной акцией, в целях устрашения населения, прошелся он и по нашим местам. В самом городе Енисейске только с 3 по 6 февраля было расстреляно, порублено, утоплено в прорубях реки Енисей более тысячи человек, не считая деревень, где после него остались братские могилы. Можно представить себе, сколько осталось детей-сирот в то тяжелое время. На мой взгляд, это стало одной из основных причин открытия детского дома.

Но все эти события происходили в 1919 году, а детский дом по всем документам, которые я нашла в архиве, был открыт в 1931 году. Тогда я с особым вниманием начала перебирать старые отчеты. Там я все-таки нашла документ, подтверждающий, что детский дом был открыт в 1920 году в городе Енисейске. Представляете мою радость, ведь теперь смело можно утверждать, что именно мною предположенная причина, послужила основанием открытия детского дома.

Имя В.И.Ленина детскому дому было присвоено еще при жизни самого В.И.Ленина. Это звание, я думаю, в то время указывало на хорошую работу детского дома в стадии становления.

Первое время детский дом размещался по адресу: ул.Рабоче-Крестьянская, 42. Опять же мне удалось это узнать из отчетов в городском архиве (копию, к сожалению, снять не получилось из-за ветхости документа). Здание было трехэтажное, кирпичное, но не в лучшем состоянии: проваливалась крыша, отапливалось печами, а печи были в неисправном состоянии, столовая находилась в сыром подвале.

И по этой причине в 1931 году детдом переезжает на место Енисейской городской больницы. Его новый адрес: ул.Союзов 49, это я узнала по сохранившемуся письму (в фондах краеведческого музея). Здесь же я выяснила, что первым директором детского дома был В.Я.Бабкин. Дальше мне стало интересно, кто он такой, так как у нас в городе есть улица Бабкина и не в честь ли его она названа. Читая различные документы в музее, я установила, что улица названа в честь Ф.Я.Бабкина - родного брата первого директора детского дома № 1. Он являлся одним из руководителей партизанского движения в борьбе с Колчаком. Вскоре обоих братьев переводят в Москву, и след их теряется.

На место В.Я.Бабкина пришел Ф.Н.Цай. Он неответственно относился к своей должности. Этому свидетельствует газетная заметка за 1938 год:

«В детском доме неблагополучно.

30 декабря прошлого года администрация «отдыхала». А в бараках был нестерпимый холод. Дети сидели в пальто, в шапках. Все старания ребят найти заведующего т.Цая или завуча т.Пешкову или Карлова, чтобы заранее запастись керосином, свечами - оказались бесполезными. Карлов приехал в полдень пьяный... В 11 часов сдвинув койки, дети сбились в одну кучу и так переночевали эту холодную ночь. Их в обоих бараках человек 90, и все они почти каждую ночь мерзнут. Администрация не бывает в бараках, не обращает внимания на требования и запросы детей».

Я считаю, что эта газетная заметка повлияла на дальнейшую судьбу Цая. Также сыграли роль другие газетные заметки за 1935 и 1936 года. И в 1938 году директора детского дома Ф.Н.Цая объявили врагом народа, репрессировали и расстреляли за развал работы с детьми, безответственное отношение к социалистическому имуществу.

С 1934 года в документах архива, а именно в годовых отчетах д/дома появилась графа - дети спецпереселенцев. Например: всего детей 102, из них детей спецпереселенцев 68.

Следующий этап истории нашей страны - репрессии, прочно войдут в историю детского дома. В детский дом стали прибывать дети из политических, репрессированных семей, дети немцев Поволжья.

Рассказывает К.К.Вольф - воспитанник д/дома, сейчас ему 81 год: «Везли нас с родителями через всю Россию в холодных, полных вагонах: сидеть было негде. С собой ничего брать не разрешали. Голод, холод. У родителей нас было четверо: Карл, Александр, Мария и Эмилия. По дороге от голода умирает мама. Привезли нас в деревню Мало-Белая Енисейского района с больным отцом, через месяц он скончался. Нас детей отправляют в детский дом города Енисейска. Относились к нам по-разному, кто жалел, кто обзывал немцами, по-русски мы почти не говорили, не понимали и плакали. Для нас это было огромной трагедией. Нам казалось, что мы остались совсем одни...».

Я попытаюсь дать оценку этому воспоминанию. Это рассказ одного человека, а если их 68 и больше. Какое моральное право имела страна? Какую власть - так распоряжаться жизнями и судьбами людей. Ведь это огромное горе каждого маленького человека не измерить.

Детский дом в годы Великой Отечественной войны

В январе 1941 г. директором д/д № 1 В.И.Ленина был назначен Антон Филиппович Глотов. Проработав на этой должности около года, он многое успел сделать. Вспоминает Т.С.Кононова – с 1934 г. бывшая воспитанница-воспитатель-директор: «Он, как бы предчувствовал, что будет война, хотел везде успеть, старался как можно больше сделать для детского дома, обеспечить себе тыл. Летом у нас появились пасеки, выросло стадо коров и лошадей, увеличилось поголовье свиней, распахали и расширили площадь огородов. И перед самой войной в мае, он справил самым маленьким ребятишкам новые зимние пальтишки и валенки. Нам в то время это казалось волшебной сказкой, и было огромной радостью. Еще было сказано, что это о нас заботится товарищ Сталин».

Работая с архивным, газетным материалом я узнала, что перед самой войной о детдомовских детях писали: «Они хулиганы, грязные, чумазые, босые (пара обуви на несколько человек) плохо одеты, в школу ходить не в чем». Эти зимние вещи были для них настоящим подарком. И только начала налаживаться жизнь, строились планы на будущее. ГРЯНУЛА ВОЙНА.

Вспоминает Т.С.Кононова: «День 22 июня 1941 г. в Енисейске был солнечным и теплым. Мы были в клубе, готовились к выпускному вечеру и услышали о внезапном и вероломном нападение Германии на нашу страну. Это было так неожиданно, что наша счастливая жизнь разрушена навсегда. Здесь же в клубе наши мальчики решили пойти добровольцами на фронт».

Представьте, только сегодня ты пел, веселился, танцевал, а завтра надел шинель и ушел в неизвестность, тьму, в никуда. И не знаешь, вернешься ли ты с победой или останешься лежать на поле боя.

У А.Ф.Глотова была бронь военкомата, на его плечах была огромная детдомовская семья. Но он упорно просится добровольцем на фронт. В ноябре 1941 г. в составе Сибирской дивизии уезжает на войну. И сразу в бой. Погиб он, защищая Москву. Так детский дом получил первую похоронку.

Вспоминает Карл Кондратьевич Вольф: «Провожали на фронт наших первых добровольцев всем д/домом. Всех теперь я уже и не помню, но запомнил Пашу Белянина и еще некоторых (маленький был...). Собирали их в дорогу все вместе, складывали в их рюкзаки все самое теплое, вкусное, малыши старались положить кто картинку, кто припрятанную конфетку - самое важное, как нам казалось. На берегу пристани полно людей, матери, бабушки, сестры и мы дети с педагогами - одной большой семьей. Все суетятся, провожают своих близких, раздаются крики, плач... Я запомнил эту картину на всю свою жизнь. Пароход медленно отходит, и все плачут, машут руками, и мальчик лет восьми бежит по берегу и старается не отстать от парохода, с детскими слезами, болью в голосе кричит чье-то имя... А на пароходе тишина, каждый старается найти на берегу родной силуэт и запомнить его может быть навсегда».

От тех, кто первыми ушли на фронт приходили письма в простых треугольничках, написанные простым карандашом, совсем коротенькие. День, когда получали в детдоме письмо, был праздником, собирались все вместе и перечитывали вслух по несколько раз. Почти никто не вернулся с войны из первых. Мне никого не удалось разыскать.

Единственная заметка из газеты «Енисейская правда» за 1942 год, отрывок из фронтового письма воспитанника детдома, Егорова П. Не названа ни часть, ни местность, ничего... Я думаю, что это была военная тайна. Дела на фронте в 1942 году были не очень хорошие, наша армия несла потери, и в печати появлялись в основном подбадривающие статьи, которые должны были придать сибирякам уверенность в Победе.

«Наша стрелковая часть (Западный фронт) в боях за деревню Г., превращенную противником в опорный пункт сопротивления, разгромила 55 немецкий пехотный полк и один батальон 21 немецкого пехотного полка. Участвовавшие в этой операции танкисты части, которой командует тов.Дружинин, захватили вражеский танк, 3 орудия, 10 станковых пулеметов и склад с боеприпасами. Поле боя усеяно трупами вражеских солдат и офицеров».

Я уверена, что этот выпускник погиб, так как больше о нем ничего не известно.

Случайно сохранилась открытка, отправленная родным в 1942 году от Миши передать или переслать Галочке (воспитаннице детского дома). Полевая почта 64233. Написано она очень просто, но с такой любовью: «Обязательно отдай Галочке. Пусть она вспоминает Мишу». Открытка ему была выдана, как поощрение, как подарок к Новому году и была большой редкостью.

Ведь даже на фронте, далеко от своих родных бойцы не переставали верить и любить. Писали письма, сочиняли стихи, мечтали. Мальчик этот, совсем еще юный погиб под Сталинградом.

В наше время, когда мы о войне знаем лишь из книг и кинофильмов, мы до конца не осознаем этот страшный период истории нашего народа. А тогда даже дети жили этой войной, играли в нее и все их мечты и мысли были направлены на Победу. В это время в детском доме работали кружки ПВХО и «Юный Ворошиловский стрелок», в которых занимались более 60 воспитанников, примером может служить стихотворение в газете «Енисейская правда» воспитанника д/дома Павла Белянина:

Собирайте металлолом
Чтоб с врагом упорней биться
Надо больше пушек нам.
И тогда уж не укрыться
В нашей Родине врагам.
А поэтому ребята
Собирайте черный лом.
На заводах лом, ребята,
Мы на пушки перельем.
Больше танков, пушек надо:
Людоедов разобьем!
Вам приятно будет слышать:
«Мы заняли города!»
И врагов громили пушки –
Пушки вашего труда

В военное время - детский дом жил одной дружной, сплоченной семьей, ведь нужно было выжить, дождаться с фронта родных и близких.

И снова отчеты детского дома за военный период: количество детей увеличилось в два раза. В 1941 г. - 150 человек на начало войны, но уже в 1942 г. на попечение коллектива детского дома было 340 ребятишек. Привозили детей из разоренных городов, из блокадного Ленинграда, Калмыкии, худых, слабых, но столько повидавших горя в своей маленькой жизни. Война множила сирот. А детский дом принимал всех и старался обогреть. При таком количестве детей спальных мест не хватало, спали по 2-3 человека. В день выдавали по 100 гр. хлеба на ребенка. Хорошим подспорьем было собственное хозяйство. Вместе с педагогами, сообща, успевали ставить сено, заготовить овощи на зиму, ухаживать за коровами, лошадьми, свиньями. Иначе голод. Старались экономить и помочь фронту, медом с собственной пасеки, мясом, салом, теплыми вещами. Всем д/домом собирали эти скромные посылки, старшие девочки вязали теплые носки, шили кисеты, малыши писали письма, рисовали картинки. Не оставались в стороне и работники детского дома, педагоги. Участвовали в сборе денег, подписывались на военные займы. Было принято решение подписаться не ниже месячного оклада. Подписка прошла организованно, было собрано 10.300 рублей. Из газетных заметок найденных в архиве видно, что было организованно 6 «тимуровских команд». «Тимуровцы» оказывали помощь семьям, в которых отцы, братья ушли на фронт. Выполняли самую тяжелую работу, пилили дрова, возили воду из р.Енисей, ухаживали за маленькими детьми.

Я сделала вывод, что жизнь детей и педагогов детского дома в войну была трудной, но все делалось у них дружно и сообща. А труд - основа воспитания д/дома № 1 имени В.И.Ленина. На его общественно-полезном значении строилась вся система воспитания в войну, также подготовка детей к будущей трудовой деятельности. Результаты своего труда дети ощущали повседневно. Они питались овощами со своего огорода, молочными, мясными продуктами, медом и вареньем. Я считаю, военные годы д/дом смог достойно пережить, благодаря дружному коллективу педагогов и полному пониманию. В истории д/дома есть три человека, которые всю свою жизнь посветили воспитанию детей - это Фаина Савельевна Музафарова, Константин Петрович Кузнецов, Тамара Сергеевна Кононова.

Перед уходом на фронт в 1941 г. А.Ф.Глотов нашел себе достойную замену - Ф.С.Музафарову. Имя этой женщины в истории детского дома стоит особой строкой. На ее хрупкие плечи легли военные заботы и большое д/домовское хозяйство. Совершая ежедневный человеческий подвиг во имя обездоленных детей, она первой приходила на работу и уходила тогда, когда спальни забывались глубоким сном. Сразу с 1941 г. в газетных заметках отслеживается подъём в развитии д/дома. Для воспитанников организовывались культурные мероприятия, стали работать кружки. Воспитатели, педагоги, совместными усилиями приняли меры, которые дали неожиданные результаты. Воспитанники стали более вежливыми, повысилась успеваемость, дисциплина на уроках.

После войны стараниями Фаины Савельевны был построен новый жилой корпус, заложен парк, работали столярная, швейная, сапожная мастерские, где получали трудовые навыки детдомовские мальчишки и девчонки. Она вложила все свои силы в детский дом, верила в человека (брала на работу репрессированных), в детей, в коллектив и добилась многого. Дети называли ее матерью, она получала благодарные письма от выпускников.

Работая в фондах музея, я прочитала много писем адресованных ей, но больше всех меня тронуло письмо воспитанника Геннадия (к сожалению, не было фамилии) от 6.07.1958 года. Цитирую строки из письма: «Я получил от Вас 100 рублей, я подумал сперва, кто это мог мне послать, ведь у меня же никого нет из родителей. У нас солдатам обычно присылают родители, у кого они есть, но, а мне кто мог послать, я подумал и потом догадался, что и обо мне не забывают, заботятся, как родные родители».

И еще одна газетная заметка касается Фаины Савельевны от 12.01.1949 года, газета «Красноярский пилот», написал ее воспитанник детского дома Константин Волков (известный житель нашего города, был директором школы № 1, заведующий Городским отделом образования, заместитель председателя городского Совета, в 1992 году умер):

«Спасибо за внимание

В детском доме я вырос, сформировался, получил среднее образование. Сейчас работаю воспитателем в этом детском доме и продолжаю учиться. Из стен этого дома вышло немало подготовленных специалистов. Мы очень благодарны нашей партии, правительству и нашим старейшим воспитателям, поднявших нас, беспризорных детей, на уровень равноправных граждан Советского Союза. Я сердечно благодарю от лица бывших воспитанников любимого нашего директора Фаину Савельевну Музафарову. Нам видна забота Советского Союза, Коммунистической партии и лично товарища Сталина о нас, детях-сиротах».

За воспитание в первую очередь он благодарит партию, а потом Фаину Савельевну, я думаю, что если слова благодарности были бы адресованы только ей, то заметку не напечатали бы - такое было время.

Даже, когда она ушла на пенсию, ее не забывали, навещали, а это высшая награда за труд. Я считаю, что Фаина Савельевна была отличным руководителем, способным сплотить педагогов и детей (особенно в войну), ставя перед собой главную цель - детям сиротам достойную жизнь.

В 1948 году Енисейский детский дом № 1 им. В.И.Ленина был признан лучшим в Красноярском крае и награжден Красным знаменем. Сама Фаина Савельевна, проработав до 1967 года, была награждена Орденом В.И.Ленина за заслуги в воспитании детей. И этот отрывок из стихотворения воспитанницы Евгении Кулешовой посвящен ей:

Я далеко заброшена судьбой,
Но где бы в жизни я не находилась,
Я сердцем и душой всегда с тобой,
С той улицей и домом, ставшим мне родным

В 1943 году после тяжелого ранения, прямо с фронта приходит работать в детский дом Константин Петрович Кузнецов - воспитателем. Прошагав нелегкими военными дорогами, он своими глазами видел разруху и горе, что принесла война, видел чумазых, испуганных ребятишек, которых война сделала сиротами. Я думаю не случайно он пришел работать в детский дом, а, перешагнув однажды его порог, он остался здесь на долгие 30 лет. Забот в большой семье хватало, вся мужская работа легла на него. Проработав год, он становится завучем до ухода на пенсию. Константин Петрович сочетал в себе редкие качества: глубокий ум, безграничная доброта, умение общаться с людьми разных возрастов. Война лишила детей самого дорогого - родителей. По инициативе Кузнецова в 1948 году, в годовщину Победы, на месте заброшенного пустыря был посажен парк. Воспитанники и педагоги в память о своих погибших отцах и братьях, приняли решение: каждому посадить дерево. Вспоминает Тамара Ивановна Силантьева: «Молодые саженцы приносили сами со стороны д.Горской. У каждого класса была своя аллея, каждое деревце берегли».

Ведь каждое деревце напоминало о самом близком и родном человеке. С каждым годом парк разрастался и сейчас он большой и красивый, в нем любят гулять.

Воспитанники старались хорошо учиться, Константином Петровичем был организован детский Совет, он отвечал за успеваемость, устраивал соревнования между группами. За двойки завуч наказывал, и не хотелось попадать к нему в кабинет. Вспоминает Т.И.Силантьева: «А наказание было такое: нужно было снять штаны, которые держались на завязанной веревке, и по голому месту, несколько раз, легонько ударял прутиком. Больше 2-3 раз к нему не попадали, так как было очень стыдно».

Я думаю, что Константин Петрович на правах отца в детдомовской семье имел право так воспитывать своих детей. Это право наказывать по справедливости детдомовцы за ним признавали.

Умели работать, умели отдыхать, устраивали новогодние елки с подарками, разыгрывались сказочные представления. Сами ребята готовили декорации, костюмы и конечно душой этих представлений был К.П.Кузнецов (сам он играл в народном театре). На территории детдома был большой клуб, библиотека. Все, что умел и знал, Константин Петрович старался передать детям. И они всегда помнят о нем. В 2000 году его не стало, а добрая память осталась и в сердцах воспитанников и горожан.

Тамара Сергеевна Кононова – воспитанница-воспитатель-директор

Тамара Сергеевна пришла в детский дом в 1935 году ребенком, после смерти матери. Отец пил, воспитывать дочь не хотел. Ее привели к директору. Василий Яковлевич Бабкин определил маленькой Тамаре место жительства. В эти годы в детском доме жили дети спецпереселенцев и репрессированных, прошедшие испытание голодом и холодом. Все находили здесь приют и заботу. В 1940 году Тамару Сергеевну наградили поездкой в Москву за хорошую учебу. Поступила в Енисейское педагогическое училище, ей казалось, что детский дом это прошлое. Но голодный и холодный 1943 год допек студентку Тамару Кононову окончательно: «Не было ни одежды, ни еды, ни дров, чтобы обогреть комнату в общежитии». И Тамара Сергеевна пошла в детский дом, где была уверена - выручат и поддержат. Директор Фаина Савельевна предложила ей работу - в старшей группе мальчиков. С утра она посещала занятия, а работала во вторую смену. После окончания училища распределилась в родной детский дом: «Мне было на кого равняться в работе — Ф.С. Музафарову. Нужно было не дать себя в обиду, уметь постоять за слабого. Я сорванец по характеру, работая воспитателем, находила контакт с мальчишками, не уравновешенными, вздорными, порой злопамятными задирами и непоседами. Трудно жилось в военное время. В 1944 году привезли к нам детей из Калмыкии, детей-староверов. Измотанные, до предела истощенные, страх в глазах. Из одежды легкие, грязные вещи и особенно, что поразило - обуты в деревянную обувь». Дети трудно привыкали, приживались. Т.С.Кононова заменяла им мать. Проходило время, и ребята отогревались душой, разглядев в Тамаре Сергеевне верного и справедливого друга, способного понять и простить их поступки, она умела радоваться их успехам. Так приходил авторитет и среди педагогов и среди детей.

В 1966 году, сменив Ф.С.Музафарову, она стала директором. Не знала ни праздничных дней, ни выходных. Работала вместе с детьми на огороде, на покосе - хозяйство было не маленькое, нужно было везде успеть. Кроме того, Т.С.Кононова вела большую общественную работу - была депутатом городского совета. Проработав в детском доме 33 года, она уходит на заслуженный отдых.

Вскоре детский дом закрылся, его расформировали, детей развезли по другим детским домам Красноярского края. Тяжелое это было прощание с детьми, с целой жизнью. Она здесь выросла, многое сделано своими руками, все дорого и памятно.

Сейчас ей 81 год, но ее не забывают, пишут письма, шлют фотографии своих семей, детей. Страна признала ее заслуги, она награждена медалью «За доблестный труд в ВОВ», в 1970 году орденом «Знак почета», в 1957 году присвоено звание «Отличник народного образования».

Заключение

Свою работу о детском доме я начала писать в конце 10 класса, ничего не зная о нем. Что меня поразило? Прошло чуть больше 20 лет, как его закрыли и мало кто помнит о нем. Собирая материал, беседуя с воспитанниками, педагогами, мне все больше становилось интересно. Какие люди здесь работали? Какое было время? Я попыталась установить по порядку важные события, роль воспитанников, людей в истории этого детского дома. Подробнее остановилась на биографиях трех педагогов (мне это кажется важным). Хотелось бы и сейчас видеть такую же теплоту и заботу в детских домах, чтобы воспитатели не считали свой труд обязанностью, а тепло и сострадание исходило из самого сердца.

Детский дом № 1 им. В.И.Ленина был одним из лучших в Красноярском крае. Я подсчитала, из его стен выпустилось более 1160 детей, думаю, что они нашли достойное место в жизни, стали хорошими людьми. В то время в крае было 25 детских домов, а сейчас 50, тогда была война, голод, а в наше время детей бросают. Несмотря ни на что, пусть не будет забыт детский дом № 1 им. В.И.Ленина - он мне как родной.

Закончить хочу отрывком из стихотворения воспитанницы Евгении Кулешовой:

Старинный город детства моего,
На берегу реки великой,
Ты помнишь, стены дома моего?
Ворота со скрипучею калиткой?
Здесь по тенистым улочкам твоим
Бредет мое детдомовское детство.
Все, что считалось самым дорогим,
Я получила от тебя в наследство


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»