Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Русские немцы: судьба, люди, время


Выполнила: Королева Людмила Александровна, 11 класс, муниципальная средняя общеобразовательная школа № 3 п.Шушенское

Руководитель: Свинцова Лариса Витальевна, учитель истории и социально-политических дисциплин

Содержание

1. Введение
2. Начало.
3. Война.
4. Оттепель. Жизнь только начинается.
5. Гильгенберг и время.
6. Заключение.

На сегодняшний день в нашем мире идет глобальный миграционный процесс. Люди перемещаются из села в город, из страны в другие страны. И это нормально. Хотя существует очень много проблем, связанных с миграцией. А как тебя примут в другом обществе? Дадут ли тебе возможность нормально жить и работать? Будут ли ущемлять в правах? Задачей этой работы является изучение и исследование "немецкого вопроса". Материал собран на основе интервью (20.09.2004 г., п.Шушенское, дома у И.Д.Гильгенберга), из которого была получена информация о жизни и деятельности одного из русских немцев. В ходе сбора и оформления материала существенная помощь была оказана руководителем работы Свинцовой Л.В. Огромную помощь оказали сотрудники историко-этнографического музея «Шушенское», районной газеты «Ленинская искра».

Как часто мы видим, сколько людей приезжает из других стран в нашу страну. Причин этому много: работа, обучение, создание семьи. Много тысяч иностранцев живет в России, платят налоги, так же как и российские граждане. Но их часто ущемляют как морально, так и материально. Это всегда было проблемой. Массовое заселение немцами окраиных территорий России началось во времена царствования Екатерины II. Специальные указы царицы открыли для этого широкую дорогу. В 1763 г. была основана Добринка - первая немецкая колония на Волге. Позже образовались колонии на Северном Кавказе и Украине. Некоторые, может быть, скажут, что они были дезертирами. Но это не так. Российские немцы активно участвовали в общественной жизни страны. Достаточно вспомнить имена В.И.Даля - составителя "Толкового словаря живого великорусского языка", Э.И.Губера, первого переведшего на русский язык "Фауста", лейтенанта П.П.Шмидта... Около 700 поволжских немцев были участниками Пугачевского восстания. Они активно принимали участие в Великой Отечественной войне. Они защищали свою Родину от врагов. Да, именно Родину, они любили Россию, несмотря на то, что они были немцами по национальности. Но почему-то существовали такие уже сложившиеся тенденции, что русские немцы нисколько не лучше немцев-захватчиков, угрожающих независимости страны. Тяжкое время пришлось пережить советским немцам. Они в этой стране живут 230 лет - дольше, чем другие народы, входящие, в ее состав. Однако по лукавому советскому счету они все еще "не коренные". Им не дают земли. А если ехать обратно в Германию, русские немцы станут там гражданами второго сорта. Получается "чужой среди своих". Советские немцы были угнетены в правах человека и подвергались эксплуатации со стороны государства.

Я хочу рассказать о человеке, который, не боясь трудностей и нечеловеческого отношения к себе, в определенный период своей жизни сумел выстоять, не сломался и принес большую пользу своей стране, несмотря на "гнет" со стороны государства. Это Иван Давыдович Гильгенберг. Часто его жена в разговорах о русских немцах говорит: «Вань, ну какой ты немец? Ты же русее всякого русского». Ведь многие русские люди не являются патриотами, они ничего не сделали для своей страны.

Родился он деревне Розенталь в 1926 году. С самого раннего детства он жил в жестких условиях. Семья была большая: четыре брата, три сестры, бабушка, мать, отец, - всего десять человек. 1931 г. характеризуется началом большого голода в Поволжье, который унес десятки, сотни тысяч жизней. Специальные бригады не поспевали собирать и закапывать трупы людей, которые лежали в домах, на улицах и разлагались. В это время, две сестры умерли от оспы. Вскоре отец увез их обратно в деревню Розенталь. Есть уже было нечего, и тогда они срезали всю лебеду, которая была в огороде. Все, что было деревянное, изрубили, сожгли на отопление самого дома. Вскоре отец умер, и Иван с матерью были уже опухшие от голода и тоже ожидали смерти. Никаких надежд на спасение оставшимся не было. Они были обречены на голодную смерть. Однако судьба оказалась благосклонна и подарила им жизнь. Спас их дядя. Как только он узнал о состоянии семьи, он сразу же приехал и отвез их в 596-й совхоз к старшим братьям, который находился в районном центре Красный Кут. Помог устроиться матери на работу, нашел им жилье. Мать работала поваром на кормокухне. Она приносила им каждый день, тайком от начальства сваренную кашу. И они прятались под одеялом и съедали кашу. Ведь тогда было суровое время, за 1 кг украденного корма - десять лет тюрьмы.

В 1935 г. начали выдавать на работающего по 8 кг муки. Их к этому времени работало уже четверо: маты сестра и два брата. Голод миновал. Но не все выжили. Погиб отец и две сестренки. В 1936 г. в возрасте девяти лет Иван Давыдович пошел в школу, раньше он не мог посещать ее, т. к. одежды не было, также пошел и старший брат. Остальным пришлось работать, чтобы прокормить семью. В 1937 г. сестра, которая вышла замуж, вернулась обратно в совхоз, т.к. ее мужу угрожали арестом, как "врагу народа". В избушке, площадь которой составляла 17 м, жило двенадцать человек.

1941 г. - война с Германией. Все люди были возмущены вероломным нападением на нашу Родину. Мужчины-немцы, которые не служили в армии, рвались на фронт - на защиту Родины, как и все советские люди. Но их почему-то не призывали. Люди требовали объяснения, но никто не хотел объяснять. В августе 1941 г. все деревни, находящиеся в АССРНП (Автономная Советская Социалистическая Республика немцев Поволжья) в оцеплении, прекратили сообщения между населенными пунктами. Люди не могли понять отношения к ним. Ведь они были готовы защищать Родину до последней капли крови. А их считали шпионами, дезертирами. И в этот трудный момент для страны начинается депортация. Возобновляется прежняя практика насильственного выселения граждан по национальному признаку в отдаленные регионы страны. Первой сослали большую часть населения автономной республики немцев Поволжья. 28 августа 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР "О переселении всякого немецкого населения из АССРНП" началась акция переселения, которая мотивировалось явно надуманными данными о том, что "среди немецкого населения, проживающего в районе Поволжья, имеются тысячи и десятки тысячи диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья". Выселение немцев происходило не только из автономной Поволжской, которая вскоре была ликвидирована, но из Сталинградской, Саратовской и других областей европейской части СССР. К началу 1942 г. насильственной депортации подверглось в общей сложности около 1,1 млн. немцев. При этом пострадали и военнослужащие немецкого происхождения, которые отзывались из Вооруженных Сил и переводились в трудовую армию, где прибывали фактически на положении заключенных.

Массовый террор в национальной сфере, конечно, не мог быть спровоцирован одним коллаборационизмом, факты которого имели место, но они были несопоставимы с размахом увязываемых репрессий. Официальное обвинение с врагом на деле представляло собой не более чем повод к учиненной властями расправе. Настоящая же причина коренилось в бесчеловечной социальной природе сталинского режима, который руководствовался средневековыми категориями вины. Из секретной записки министра внутренних дел СССР Круглова мы узнаем, о том, что на 1 июля 1941 г. на учете в органах МВД всего состояло 2562830 выселенцев и спецпоселенцев вместе с членами семей. Из них немцы составили 1093490 человек. Людей отправляли в Казахстан, Среднюю Азию, на Урал, Западную и Восточную Сибирь, на Дальний Восток и Крайний Север. Словом, люди осваивали необжитые территории большой страны.

Так и произошло с Иваном Давыдовичем. Людей погрузили в вагоны и отправили по южной линии в Сибирь. Ехали долго, в товарняках. Измученные, истощенные, после огромных мытарств и лишений далеко не все прибыли в г.Канск. Многих закопали в землю еще по дороге. Все отказывались принимать у себя советских немцев. Этих людей не спрашивали, хотят ли они переселяться, люди были в полной неизвестности. Те, кто составлял этот закон, не задумывались о людях, о том как в дальнейшем сложится их жизнь. Ведь многие семьи вымирали, люди не понимали в чем они провинились, они считали себя русскими людьми, патриотами своей страны. И наконец семья И.Д. попала в с.Дзержинское, где правление этого села крайне плохо относилось к ним. Они просили квартиру, но им было отказано. Они попытались доказать, что они достойные люди и два брата на фронте тоже защищают Родину. На что им ответили: "Ишь, защитники нашлись!" В конечном итоге они договорились снимать баню.

В 1941 г. мужа сестры и брата призвали в трудармию. Они остались совершенно без средств к существованию. Он ходил по дворам, колол дрова, пилил, мыл полы, потом устроился в промартель, где шили вещи для фронта. Брата мужа и родного брата увезли в лагеря Нижней Тунгуски. Они писали, что оттуда не возвращаются. Вскоре мать и сестра решили поехать навестить их. Они были потрясены. Брат Карл и муж сестры Иван были совершенно истощены, измучены. Иван говорил: "Мы ни в чем не провинились перед своей Родиной, мы достойны иной участи". В начале августа 1941 г. узнали, что брат и муж сестры погибли. После того как мать и сестра вернулись домой, И.Д. сказали прийти, в комендатуру. Там ему выбили два зуба, разбили голову и вывихнули левую руку. Они сказали: "Марш домой и собирай свой выводок и завтра, чтоб был в Канске". После прибытия в Канск их отправили в Уяр, а оттуда в Красноярск на станцию "Енисей". В начале сентября 1941 г. их погрузили на пароход "Спартак" и увезли на север. На вопрос, куда их везут, отвечали: "В Агапитово". Продуктов не хватало, многие умирали, на остановках люди выходили, рвали дикий лук, а потом ели. 17 сентября 1942 г. их выгрузили в Агапитово. Там они решили найти председателя, чтобы организовать питание, решить вопрос с жильем. Обойдя окрестности, они нашли рыбацкую избушку, где жили старик со старухой. На вопрос: "Где тут деревня Агапитово?", старик, засмеявшись, ответил: "Вот и вся Агапитово!" Большинство населения деревни составляли женщины, мужскую же часть - юноши 15-16 лет. После трехдневного пребывания в селении к ним приехали трое мужчин и сказали, что здесь будут организовывать колхоз "Красный Октябрь". Женщины не стали их слушать, они плакали. Но полковник сказал им, что если они не будут действовать - они погибнут. И они начали строиться - копать землянки. С наступлением сильных морозов многие люди умерли.

К весне 1943 г. от этой огромной массы репрессированных, привезенных осенью 1942 г., осталось около сотни, которые чудом выжили. Хоронить покойников не было сил. Поэтому усопших складывали в штабеля недалеко от "палаточного городка", затем специальная бригада увозила их подальше на самодельных саночках и закапывала в снег. Свою трудовую деятельность И.Д. и начал с перевозки покойников. А начальство на глазах у несчастного народа пьянствовало, развратничало с молодыми девушками. Их принуждали к этому, и они становились беременными, но молчали. Да и, собственно, говорить было некому.

В обмен на золото, коменданты давали еду. Люди были поставлены в жесткие условия. Негде было даже помыться. Вши заедали, они были повсюду. Сам И.Д. не мылся больше года. Чтобы как-то избавиться от вшей он шпарил одежду кипятком, и тогда проклятые насекомые выводились. В конце декабря И.Д. послали за сеном. Мороз за 50 градусов. На нем бала рваная фуфайка, на ногах бредни, обмотанные мешковиной. На реке тогда была большая наледь. И.Д. слез, чтобы подкопать под санями, т.к. нужно было выехать. Однако он провалился. Он кое-как вылез из воды и еще прошел мокрый много километров, прежде чем попал на рыбсклад. А на следующий день его доставили в больницу г.Игарки. Там И.Д. пролежал 76 дней и в марте 1944 г. его выписали. Потом еще долго заживали раны, и он не мог наступать на ноги без костылей. Поскольку Иван Давыдович не числился постоянным рабочим в РМСе, то после больницы ему не давали "хлебную карточку" и он питался всякими отбросами из столовых

В зиму 1942-43 гг. они похоронили трех детей, осенью 1943 г. умерла сестра, а в июне 1944 г. умерла мать; осталось два племянника, их И.Д. отдал в детдом с большим трудом, т.к. их тогда считали "врагами народа". Так к лету 1944 г. И.Д. остался один. Его назначили рыбаком, вскоре он стал охотником.

В 1944 г. Иван Давыдович женился, в конце 1945 г. родилась дочь Эльвира; в 1947 г. родился сын Роберт; в 1950 г. родился еще один сын Виктор; в 1952 г. - дочь Эрика и в 1958 г. - дочь Мария.

После войны у И.Д. начался более счастливый этап в жизни. В 1947 г. И.Д. назначили на работу завхозом и зам. председателя колхоза, где он проработал до 1952 г. на этой должности. В 1952 г. Ивана Давыдовича перевезли на местожительство Агапитово в Карасино и предложили работать зам. председателя колхоза "Буденовец". В 1953 г., после смерти Сталина и расстрела Берии, Север ожил. Конечно, не все ограничения были сняты, но само чувство свободы радовало людей, вселяло в их души надежду на лучшее.

Когда люди слушали радио, где рассказывали о смерти Сталина, один из членов партии сказал им: "Встать всем, шапки долой, вражье отродье, плачьте. Вы не надейтесь, если отец умер родной, то мы вас освободим. Нет, вы будете и без него горькими слезами плакать. Мы вас заставим весь Север перекопать".

В 1956 г. после XX съезда КПСС народ вздохнул, его освободили от сталинского ига. За два-три года берега Енисея опустели, все разъехались кто куда. И.Д. пошел учиться. В 1957 г. он окончил вечернюю школу, его приняли в партию, а в 1958 г. направили (ГК КПСС) учиться в краевую советско-партийную школу, которая размещалась в г.Минусинске Красноярского края. В июле 1958 г. И.Д. сдал вступительные экзамены, в августе переехал из Карасино Игарского р-на в город Минусинск. Иван Давыдович работал и учился, чтобы прокормить семью. Он пытался добиться квартиры у минусинских властей, но они смотрели на него свысока, спрашивая: "Вы знали, куда ехали?"

Учиться было очень трудно. После 18-летнего перерыва в учебе было невыносимо войти в учебную колею. В конечном итоге в 1961 г. Иван Давыдович окончил с отличием Красноярскую краевую советско-партийную и получил специальность агронома-организатора. В 1962 г. он поступил в Красноярский СХИ на заочное отделение и окончил его в 1966 г. Далее крайком КПСС направил Ивана Давыдовича на работу зам. директора совхоза "Щетинкино" Ермаковского р-на. Там он работал до апреля 1962 г. В апреле 1962 г. Минусинский трест совхозов перевел его на работу в совхоз "Сибирь" Шушенского р-на главным агрономом совхоза. Тогда сельхозкультура была крайне низкой, зерновые собирали по 10-12 центнеров. Однако с приходом Ивана Давыдовича урожайность 1967 г. составляла уже 30,8 центнеров. Только здесь в Шушенском р-не впервые в жизни И.Д. смог работать творчески, свободно, не оглядываясь на коменданта МВД, и здесь впервые он получил официально признание, как специалист, как гражданин, как коммунист. Он отдавал себя всего работе. Он работал днем и ночью, без выходных. Ведь только так можно было достичь высоких результатов в с/х производстве. Много раз ему предлагали другую работу в краевых органах, директором совхоза, начальником управления. Но он всегда оставался агрономом. В 1968 г. Иван Давыдович получил первую правительственную награду "Медаль за трудовую деятельность". В 1970 г. - орден "Знак Почета". В 1976 г. присвоили звание "Заслуженный агроном РСФСР", в 1986 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Кроме того, четырежды награжден знаками "Отличник соц. с/х РСФСР и СССР". За это время получил семь медалей ВДНХ СССР (золотую, две серебряные и четыре бронзовых).

В день своего рождения 14 сентября, несмотря на то, что на сегодняшний день ему исполнилось 76 лет, он получает поздравления с благодарностью от различных, представительных людей и обществ, организаций.

Гильгенберг - человек доброжелательный, неравнодушный, участвует в политической и общественной жизни своего района. А в 2001 г. был удостоен звания "Почетного жителя с.Шушенское". И парадокс в том, что он боится повесить эту табличку на дом, т.к. отдельные отморозки еще начнут кричать под окнами: "Россия - для русских!"

Через полосу трудностей, унижений пришлось пройти Ивану Давыдовичу. Но он с достоинством их преодолел. Он любит Россию, и на вопрос: "Хотели бы Вы поехать жить в Германию?" Иван Давыдович, не думая, ответил: "Никогда". Он настоящий патриот своей страны. И в отличие от такого движения "скинхеды", которые считают, что "Россия - для русских", ничего не делая хорошего для России, они бьют, убивают иностранцев, Иван Давыдович много сделал. Несмотря на жестокую жизнь, он сумел добиться успеха, он не возненавидел Россию, он любит русскую землю.

На сегодняшний день вопрос о русских немцах является тоже проблемой. Русские немцы проживают в разных местах России. А они желают автономии. Бонн стимулирует идею Поволжья, потому что она допущена. В надежде притормозить иммиграцию совнемцев он готов выделить деньги и технику. Но послужить своему предназначению эти субсидии могли бы только в том случае, если их направлять в перспективные адреса. Единственное, что нужно российским немцам - это кусок приемлемой земли для компактного поселения. Свой российский дом. Задача проста и решаема, хотя бы потому, что искомая территория не привязана жестко к определенному месту. А земли в России - сколько угодно. Например, в Нечерноземной зоне на стыке Московской, Смоленской, Тверской областей. Край обезлюдел и обветшал в полосе от Новгорода – Пскова до Брянска осталось по полторы старушки на сто гектаров сельхозугодий. Переселение в западное Подмосковье 1-1.5 млн. немцев млн. из Азиатских республик избавило бы столицу от ежегодных кошмаров «продовольственной программы». Место хватило бы всем. Однако в нынешней этнопсихологической обстановке наш пуганный русский немец не рискнет сунуться в места боевой славы, не получив гарантии верхов и приглашения низов. Именно поэтому русские немцы эмигрируют из России, так как не имеют надежды на то, что здесь их примут, как своих. Но это в наших силах, в силах каждого из нас.

Библиография

1. Книга для учителя «История политических репрессий и сопротивления несвободе СССР». - М.: Издательство объединение «Мосгорархив», 2002 г.

2. Судьбы и люди. - Собеседник № 5, декабрь, 1988 г.

3. Репрессии против российских немцев. Наказанный народ. - М., «Звенья», 1999 г.

4. Признание земляков. – «Красноярский рабочий», август 2001 г.

5. Третий. – «Красноярский рабочий», сентябрь 1986 г.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»