Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Солдат неведомого фронта: герой или жертва?


Муниципальное управление образования Администрации Шушенского района
Муниципальное образовательное учреждение
Казанцевская средняя общеобразовательная школа.

Историческая исследовательская работа

Автор работы: Косолапова Евгения Александровна, ученица 10 класса Казанцевской средней школы

Руководитель: Кускашева Людмила Григорьевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, руководитель школьного музея «История села».

с. Казанцево

2004г.

«Опять подошли незабвенные даты;
И нет среди них ни одной не проклятой».
А.Ахматова.

Использованные источники.

Опубликованные:

  1. «Ядерные заложники» А. Касаткин «Советский спорт» 5.12.1990 г
  2. «Хроника одного кошмара» Н.В.Ракевич «Красноярский комсомолец» 6.11.1990 г.
  3. «Атомные солдаты» И. Мосин «Правда» 24.10.1991г.
  4. «Как ковалась ядерная победа в 1954 году» С.Мостовщиков «Известия» 17.12.1993 г.
  5. «Преступление, названное подвигом» Т.Смольякова «Российская газета»  14.09.1994г.
  6. «Ядерный след в биографии» Т. Смольякова «Российская газета» 30.03.1995 г.
  7. «Солдаты особого риска» С.Галкина «Известия» 15.09.1995 г.
  8. «Жаркое лето 1954года» Н.В.Ракевич «Ленинская искра» 3.06.1998 г.
  9. «Справочник врача», издательство «Мидицина», Москва, 1981 год.
  10. «За Хиросиму и Нагасаки покаяния никто не дождался». «Шушенский курьер»№33 от13.08.04г

Неопубликованные:

  1. Свидетельство об окончании Заварской неполной средней школы.
  2. Фотографии (3 листа)
  3. Из учётной карточки члена КПСС
  4. Копии удостоверений на медали
  5. Похвальный лист курсанту Ракевичу
  6. Справка о характере инвалидности
  7. Эпикриз стационара от 1993 года
  8. Решение МСЭК г. Петербурга от 25.03.96г.
  9. Заявление в региональный межведомственный экспертный совет по уточнению причины инвалидности в связи с радиационным воздействием.
  10. Справка центрального архива Министерства Обороны СССР.
  11. Извещение о надбавке к пенсии.
  12. Копии двух удостоверений, временного и постоянного, о членстве во Всесоюзном комитете и комитете Российской Федерации подразделений особого риска.
  13. Анкета члена комитета, ветерана подразделения Особого Риска.
  14. Приглашение к работе к четвёртой конференции ветеранов подразделений Особого Риска Российской Федерации от 24.05.95г. в г. Санкт-Петербурге.
  15. Интервью, взятое у Г.Н.Бибко, дочери героя исследования.
  16. Интервью, взятое у В.Г.Давыдовой, секретаря Казанцевского сельсовета в годы работы там Н.В.Ракевича.
  17. Медицинское заключение о состоянии здоровья дочери Тамары из Германии
  18. Свидетельство об окончании Ачинского сельскохозяйственного техникума.

Вступление.

С восьмого класса я занимаюсь краеведческой работой под руководством моей учительницы истории Кускашевой Людмилы Григорьевны. Она же является и руководителем нашего школьного музея «История села», который стал центром поисково-исследовательской работы. Работой я очень увлечена. Она многогранна, интересна. Два года мы работали над проблемой аграрных реформ в селе Казанцево. После успешного завершения работы (она заняла первое место в краевом конкурсе исторических исследовательских работ, итоги которого были подведены на научно-практической конференции «Интеллект Красноярья» в апреле 2004 года), Людмила Григорьевна предложила мне заняться исследованием жизненного пути бывшего председателя Казанцевского сельского совета Ракевича Николая Васильевича, который был участником Тоцких военных учений с применением атомной бомбы.

В сентябре 2004 года этому событию исполняется 50 лет, но, на наш взгляд, ему уделяется мало внимания. Сейчас вся страна охвачена подготовкой празднования 60-летия Победы. Параллельно мы исследуем к этой дате жизнь нашего односельчанина, Героя Советского Союза, Семирацкого А.А.. Однако нам кажется справедливым, если мы исследуем тему, близко связанную с военной, но пока недостаточно раскрытую. Нам показалось, что «атомные солдаты» не меньше достойны внимания потомков, чем герои Великой Отечественной войны.

Нас поразило, что участником страшного и судьбоносного события 1954года был наш односельчанин и современник. Было очень интересно проанализировать значение события для личной судьбы Николай Васильевича, страны и общества.

Решившись работать по этой теме, мы определили следующие цели: познакомиться с биографией Николая Васильевича, узнать, как он стал участником Тоцких учений, и как они повлияли на формирование психологического портрета его личности, складывание жизненного пути, на его здоровье и здоровье его семьи. Мы решили просмотреть взаимоотношения Николай Васильевича с обществом и властью, чтобы выяснить взгляд нашего героя на свою роль в этом событии. А также понять, кем он был – героем или жертвой?

Решено было главное внимание уделить исследованию времени самих учений, а остальные события рассматривать в ракурсе интересующего нас вопроса. Для достижения поставленных целей мы решили собрать литературу, имеющуюся по теме, познакомиться с архивом семьи Ракевичей-Бибко, взять интервью у его дочери и сослуживцев. Специальной литературы по этому вопросу мы не нашли, но нам много предложили газетного материала. Это статьи А.Касаткина «Ядерные заложники», С.Мостовщикова «Как ковалась ядерная победа», И.Мосина «Атомные солдаты», С.Галкиной «Солдаты особого риска», Т.Смольяковой «Преступление, названное подвигом», и, наконец, Н.В. Ракевича «Хроника одного кошмара», «Жаркое лето 1954года». В архиве Николая Васильевича мы нашли много статей, посвящённых этому вопросу, прочитали их, но, к сожалению, использовать не можем из-за отсутствия указания источника информации, (они были вырезаны из газет).

Все статьи почти одинаково (меняются только имена героев события) описывают ход учений, указывают на их засекреченность, негативную роль государства, которое отнеслось безжалостно и цинично к людям – участникам событий, которых фактически превратили в подопытных. Много пишется о недостаточном внимании к этим людям, о том, что они нуждаются в помощи со стороны общества и государства, которое всячески тормозит её.

Из неопубликованных источников мы просмотрели документы, касающиеся Николая Васильевича Ракевича и его воспоминания. В них очень много боли, описание подробностей его личных впечатлений и много недоумённых вопросов в адрес государства.

В работе мне достаточно много помогала Людмила Григорьевна. Мы вместе обсуждали целевые установки, составляли план работы, вместе проанализировали опубликованные и неопубликованные источники, работу писала я сама, но Людмила Григорьевна её корректировала.

Глава 1.
Мечтаю офицером быть…

« О, Родина любимая моя!
Любил ли кто тебя, как я?
С тобою связаны мечты,
А ты? Меня любила ты?»
Л.Кускашева

Родился Николай Васильевич в 1927 году в деревне Каменка, Ачинского района, Красноярского края. По рассказам дочери, Бибко Галины Николаевны, он рос живым и даже озорным ребёнком, любил петь, обладал хорошими вокальными данными. Судя по свидетельству об окончании Заварской неполной средней школы Ачинского района,

Николай Васильевич учился хорошо, кроме математики, по которой у него были посредственные отметки, зато по гуманитарным предметам он занимался только на отлично (11). Сначала он решил, что его призвание- ветеринария, и поступил в Ачинский сельскохозяйственный техникум на отделение ветеринарии. Затем три года работал в Туве заведующим ветеринарного участка с/х управления (13). Год окончания техникума – 1945. (28) Но это и год окончания Великой Отечественной войны, которая в его судьбе, на наш взгляд, сыграла роковую роль, хоть он и не был её участником. Дело в том, что с войны возвращались герои-солдаты, герои-офицеры. На молодого человека повеяло военной романтикой. Галина Николаевна рассказывала, что он хотел стать лётчиком и даже поехал поступать на лётные курсы в г. Красноярск, но бортовая машина, в кузове которой он ехал, перевернулась, и он сломал руку. Путь в лётчики был закрыт. Тогда Николай Васильевич по распределению поехал в Туву. Там он проработал два года, но попал в две такие страшные жизненные ситуации, что казалось уже тогда стало ясно, что ему предначертан судьбой особый путь страданий. Один раз его чуть не затравили волки в степи, когда он вёз избирательные урны на старательские стоянки, а другой раз он попал уже в авиакатастрофу, когда летел на похороны отца. Николай Васильевич чудом остался цел и невредим, а вот раненого пилота самолёта У-2, упавшего на деревья, он тащил на себе по тайге до дороги несколько километров.

Он понимал, что лётчиком теперь ему не стать, но в армию продолжал оставаться быть влюблённым. В 1950 году он круто изменяет свой жизненный путь и поступает в Томское военно-пехотное училище.(15) По его окончании попадает в Белорусский военный округ на должность командира взвода 68-го механизированного полка. И там снова получает удар в бок от судьбы, которая как будто ждала момента, чтобы ещё раз покуситься на его жизнь.(13) В одном из военных учений на реке Неман БМП, в которой он находился, упала с моста в воду и начала тонуть. Весь экипаж едва выбрался через нижний люк, и все добирались до берега вплавь.(25)

Сложно представить, как могло столько опасных жизненных ситуаций случиться с одним и тем же человеком за такой короткий промежуток времени. На первый взгляд может даже показаться это не правдоподобным, но от судьбы не уйдёшь. Жизнь ставила ловушки на каждом шагу в стремлении осуществить свою мечту , как будто хотела сказать: «Тебе никогда не стать военным».

Но главный удар судьбы был ещё впереди. Николай Васильевич, ещё работая в Туве, женился и уже к окончанию училища имел двух детей: дочь Галину и сына Александра. Галина унаследовала от отца изумительный голос. Сегодня она работает преподавателем музыки в Шушенской средней школе №1, является постоянным участником и непременным победителем всех районных и краевых музыкальных конкурсов. Но это дела будущего, а пока дети уехали вместе с родителями в Белоруссию, предполагая, что начинается их долгая «военная» жизнь.

Я рассматривала фотографии того периода их жизни, и видела, какие они были все красивые, счастливые и здоровые.(12) Николай Васильевич был рад и счастлив своему положению, друзьям и семье. Конечно, он мечтал о военной карьере, о своих будущих успехах на благо Родины, о крепкой военной мужской дружбе, о чести и долге.

А между тем, беда была совсем рядом. Судьба готовилась нанести главный удар его жизни и здоровью. Хотя судьба ли? Не часто ли мы всегда всё списываем на судьбу? По моему глубокому убеждению, в роли судьбы здесь выступило государство, которое спланировало страшное испытание, заранее зная, чем всё закончится для людей. И сколько сегодня не говорят участники этого испытания, что это было необходимо для Родины, что это был их долг, выбора им никто не предоставил. А между тем, их долг оказался равен смерти и ужасам жизни. Даже людей, которых хотят сделать разведчиками, спрашивают: смогут ли они это выдержать, хватит ли у них сил и нервов. А здесь – наоборот, в завесе страшной секретности отобрали 45 тысяч самых здоровых и сильных молодых офицеров и солдат, бросили в пучину ядерного взрыва, да ещё и приказали 25 лет молчать.(8) Что же они должны были думать и чувствовать?

 Глава 2
Ядерный молох.

«…что с кровью рифмуется,
кровь отравляет
и самой кровавою в мире бывает».
А.Ахматова.

17 Сентября 1954 года газета «Правда» сообщала: «В соответствии с планом научно-исследовательских работ в Советском Союзе проведено испытание одного из видов атомного оружия. Получены ценные результаты, которые могут успешно решать задачи по защите от атомного нападения» (3). Можем ли мы согласиться с такой постановкой вопроса? Ведь каждый, кто такое прочтёт, представит себе советских учёных, их успехи и Советский Союз как государство, имеющее авторитет на международной арене. Так ли это было на самом деле? Посмотрим, что говорят сами участники этих «научно- исследовательских» испытаний.

«14.09.54 года в 9часов 33 минуты по московскому времени с высоты 8тысяч метров самолёт-носитель «ТУ-4» сбросил атомную бомбу в районе Оренбургской области на Тоцком армейском полигоне, которая взорвалась через 45 секунд на расстоянии 350 метров от земли» (5).

Генерал - полковник В.В. Коробушкин, начальник бывшего управления Генерального штаба ВС СССР, описывает дальнейшие события так: « Через 5 минут после атомного взрыва началась артподготовка, затем авиационная бомбардировка «противника». «Восточные» располагались в пяти километрах от эпицентра, «западные» - в 10 – 12 километрах. В10 часов 10 минут «восточные» атаковали позиции условного противника и двинулись в сторону эпицентра».(5)

Кто же был противником? Его дружно обозначают известные нам из публикаций участники событий: Н.В. Даниленко, В.М. Алёшин, В.Я. Бенцианов, Ю.Д. Сорокин, Ф.П. Ватинский, в том числе, и наш герой Ракевич Н.В. Это сотни животных разных пород от крупнорогатого скота до мелких. Их привязали за день до взрыва в выложенном квадрате общей площадью в 1 000 кв.м., а также вблизи расположенных населённых пунктов. «Бомба должна была разорваться в лесистой, пересечённой местности. По разные стороны от неё стояли две деревни с домами из дерева и самана. Жителей эвакуировали. Эпицентр обозначили большим белым крестом. На полянах вокруг него стояли танки, самолёты, орудия разных калибров, другая военная техника. Здесь же – на земле, в траншеях, в танках находились привязанные лошади, телята, овцы, собаки, кролики, кошки». (1).

Н.В. Ракевич писал о яркой вспышке и огромной силе ядерного взрыва, который прогремел в назначенное время и о том, какое впечатление осталось у него в памяти.

«Старые солдаты, бравшие Берлин говорят, что гром в Берлине был цветочком. Сила этого взрыва была такая, что прошло 44 года, а я его никогда не забуду. Грохот был неимоверный, лопалась голова от удара. А когда прошла воздушная волна, мы были дураками. Горело всё: танки, земля, бедные животные». (8) Таких цитат из рассказов участников этих страшных учений можно приводить бесконечно много и каждая из них мне кажется важнее другой. Соль же состоит в следующем: людей и животных, по сути, сделали подопытными в страшном ядерном эксперименте. Сначала следовал ядерный удар по предполагаемому противнику, а фактически, по животным и технике. А затем, через десять минут туда высылалась якобы разведка. И следом отправляли бойцов и офицеров завоёвывать эпицентр и окрестности, кого через час, кого через два, кого через три (зависело от поставленной военной задачи).

А уже через две недели туда отправляли на экскурсию детей, педагогов и докторов.

У меня складывается такое впечатление, что ими жертвовали во имя наблюдений за тем, как будет развиваться состояние их здоровья после фактически их прямого облучения. Непонятно только, во имя кого были эти жертвы.

В Древнем Карфагене человеческие жертвы приносились богу Молоху, который изображался карфагенянами в виде огромного человека-печи, в топку которой забрасывались человеческие жертвы, в том числе, и младенцы. Карфагеняне думали, что задабривая таким образом Бога, они отводят от себя беду. Ядерный взрыв забрал тысячи жизней и покусился ещё на тысячи будущих, пока не рождённых. Только во имя чего эти жертвы?

Хотели посмотреть, как развивается лучевая болезнь? Так ведь были уже, страдающие девять лет от неё после Хиросимы и Нагасаки, японцы. Или показалось, что бомба была недостаточной мощности (20килотонн), надо было устроить испытания в три раза помощнее (60килотонн) (8). 14 сентября 2004 года по каналу РТР поздно вечером шла программа под названием «Репетиция Апокалипсиса. Тоцкий полигон». В ней сообщили, что бомба была мощностью в 38 килотонн. Таким образом, мощность была выше в 2 раза.

Я твёрдо знаю, что каждая человеческая жизнь бесценна. Кто и во сколько оценит эти человеческие жертвы? 14 сентября 2004 года исполняется 50 лет «Ядерному молоху», а должной оценки этому событию по сей день нет.

Николай Васильевич умер в 1998 году, но он как будто мне передал эстафету памяти о том ядерном взрыве. Теперь я, прочитав столько воспоминаний об этом, каждый вечер засыпая, ясно вижу перед собой эти страшные картины, как будто я там была и видела весь этот ужас своими глазами. В моей голове не укладывается мысль: как можно было столько молодых, сильных мужчин подвергнуть смертельной опасности, а вместе с ними и животных, бессловесных тварей божьих, служащих человеку и преданных им.

Когда- то Маленький Принц со сказочной планеты говорил: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Кто же ответственен за это содеянное? Никто не хочет на себя брать эту ответственность. В моей душе рождается страшная боль и стыд. И я чувствую, как эта ответственность переходит на меня. Мне хочется попросить у них у всех прощения.

Глава 3
Эхо Тоцкого эксперимента.

«…или свой подвиг свершив,
я стою, как поденщик ненужный,
Плату принявший свою, чуждый работе другой».
С.Бонди.

В судьбе многих людей случаются такие жизненные ситуации, которые либо определяют, либо каким-то особым светом освещают всю дальнейшую жизнь. Они её как бы делят на жизнь до и после.

Слушая рассказы о Николае Васильевиче, много читая про него, мы пришли к выводу, что таким судьбоносным явлением в его жизни стала армия и Тоцкие учения.

Глядя в послужной список , замечаешь, что военный период краток. (13) Из всей 70-летней жизни Николая Васильевича на его долю приходится 5 лет. А между тем, наш герой сначала стремился к военной вершине, а затем она освещала весь его путь.

Николай Васильевич после учений стал чувствовать себя неважно. У него на третий год стали выпадать волосы, зубы, не говоря уже о внутренних болезнях (8). Страшно представить себе, что чувствовал он, догадываясь о причинах ухудшения своего здоровья. Именно после Тоцких учений в семье Николая Васильевича рождается третий ребёнок- Тамара. Мы спрашивали у Галины Николаевны, как же её родители решились на это. Она сказала, что это вышло случайно и поправить ничего было нельзя. Из троих детей все болезни выпали именно на её долю. Как и Галина Николаевна, Тамара унаследовала от отца стопроцентный музыкальный слух, великолепный голос. Научилась играть на аккордеоне. Но в отличие от Галины Николаевны, она унаследовала от отца ещё и последствия его пребывания в эпицентре ядерного взрыва, и имеет заболевание костного мозга (8,27). Конечно, здоровье третьей дочери было большим ударом для родителей, но болезни и Николая Васильевича, и Тамары не обозначались докторами, как исходные от лучевой. Сам Николай Васильевич страдал от того, что ему нельзя было сказать об этом, даже просто упомянуть в разговоре. А ему очень хотелось рассказать односельчанам, школьникам о том, что он имеет прямое отношение к подвигу. Для него не было дилемы в оценке событий: подвиг это или преступление, как в статье Т. Смольяковой «Преступление, названное подвигом» (5). Он однозначно себя считал участником подвига, человеком, до конца выполнившим свой долг гражданина. Николай Васильевич, будучи председателем сельсовета, часто бывал в нашей школе вместе с ветеранами -героями Великой Отечественной войны. Но выступал не он, а они, Николай Васильевич их только сопровождал. А в душе его всё кричало о том, что он тоже герой, только говорить пока не может. Даже по истечению 25 лет, когда перестала действовать подписка о неразглашении государственной тайны, публично выступать «атомным солдатам» не рекомендовалось. И только после перестройки и укрепления гласности в нашей стране, он такую возможность получил.

Людмиле Григорьевне, моему учителю истории, довелось присутствовать на первой встрече Николая Васильевича с десятиклассниками в 1994 году. Она вспоминает, что выступление его было таким эмоциональным, живым и глубоким, что все были просто ошарашены и полученной информацией, и тем, что их односельчанин оказался участником судьбоносного явления. Николай Васильевич говорил о том, какую лепту внёс, в том числе, и он в создание ядерного оружия - оборонительного щита нашего государства от врагов.

Он спешил сказать как можно больше. Было очевидным, что Николай Васильевич боялся ограничения времени выступления. Иногда слова опережали его мысли, эмоции били ключом. Ему задано было школьниками столько вопросов, сколько не получал ни один односельчанин – герой войны. Он протирал свою лысину носовым платком и отвечал, отвечал, отвечал. Вместо положенных сорока минут встреча длилась два часа. Авторитет Николая Васильевича взлетел так высоко, что он был просто счастлив тем, что оказался в то время и в том месте. Но самое страшное, что под воздействием эмоций выступающего тоже самое чувствовали и все участники встречи. Есть такое расхожее выражение: «Поздно, но награда нашла своего героя». Школьникам хотелось чем-то наградить Николая Васильевича за его подвиг, а ему наградой были внимание и понимание. Осознание же ужаса случившегося и к Николаю Васильевичу, и ко всем нам, пришло позже. Но всё равно, Николай Васильевич после начавшихся встреч со школьниками и односельчанами, стал чувствовать себя лучше. Он был горд мыслью, что его жизнь оказалась востребованной и тоже почитаемой, как и жизнь героев войны.

В самом конце 80-х годов в стране начинается движение в защиту людей, пострадавших от атомного воздействия. 10 мая 1990 года был создан Комитет ветеранов подразделений особого риска. Он объединил бывших военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, войск МВД и КГБ. Комитет стал вести большую работу на уровне администрации президента и правительства по созданию нормативных документов, определяющих льготы для бывших военных атомщиков.

Николай Васильевич, узнав о существовании такого Комитета, установил с ним связь, выслал, запрашиваемую Комитетом, анкету (23). Его удовлетворило то, что теперь он не только общепризнанный участник событий, но и имеет право на государственные льготы. Сначала ему было выдано временное удостоверение, а затем постоянное удостоверение Ветерана подразделений особого риска (22). Он был даже приглашён в г. Ленинград на Всесоюзную конференцию ветеранов подразделений особого риска, которая проходила с 8 по 10 мая 1991 года. Николай Васильевич на этой конференции побывал и приехал с большими впечатлениями (24). А в следующем году его пригласили на заседание Комитета по реабилитации «атомных солдат».

В 1992 году ему была обозначена вторая группа инвалидности, в основе которой лежали заболевания общего характера.

В 1996 году он обратился в МСЭК г. Санкт-Петербурга и в региональный межведомственный совет для уточнения причины инвалидности (18,19). Обе организации, рассмотрев все собранные медицинские заключения, отказались признать наличие признаков лучевой болезни у Николая Васильевича. Главным аргументом было выдвинуто то, что заболевание лёгких, сердца, сахарным диабетом можно получить и без облучения.

Мы посмотрели в «Справочнике врача» признаки лучевой болезни. Она подразделяется на острую и хроническую. В острой стадии симптомами является рвота, сильная головная боль, а в хронической стадии – подавленный иммунитет, так как подавляется белый росток в крови, и снижаются защитные функции организма. Человек, перенёсший лучевую болезнь, часто подвергается инфекционным заболеваниям, которые могут привести к лёгочным абсцессам. У него выпадают волосы, появляются язвы на теле, может измениться формула крови (9). Эпикриз стационара, где на излечении был Николай Васильевич в 1993 году, говорит о том, что иммунитет нашего героя был очень слабым, а болезней у него более, чем достаточно.(17)

Но медики и нашего региона, и Санкт-Петербургского дружно сказали Николаю Васильевичу, что его инвалидность - результат общего заболевания, а не лучевой болезни, так как все его болезни можно получить и без облучения.

Рассуждая по этому поводу, мы пришли к выводу, что это - предположения. Достойного же медицинского обследования после испытаний никто из военных не получил.

А между тем, Николай Васильевич писал и о головных болях, и о выпадающих волосах, и о внутренних болезнях, начавшихся у него после учений.(8) А ведь на эти учения отбирали абсолютно здоровых людей. Об этом писали все участники событий. Почему же медики предполагают только в одну сторону, которая ведёт к экономии государственных средств? Если речь вести о предположениях, то обычно их бывает несколько. Мы рассуждаем по - другому. Одним из главных признаков лучевой болезни является ослабление иммунитета. Разве такое обилие заболеваний, какое стал иметь Николай Васильевич после учений, невозможно обозначить, как результат ослабленного иммунитета, именно по причине лучевой болезни. Ведь логично представить себе человека, побывавшего сразу после ядерного взрыва в его эпицентре без особых средств защиты, не считая противогаза, облучённым. По крайней мере, на уроках по ОБЖ, где есть разделы по гражданской обороне, нам говорили, что чем ближе к эпицентру взрыва, тем больше исчезает вероятность облучения не получить.

Нам думается, что просто сложилась ситуация, когда государству легче не признать, чем признать свой постыдный поступок. Ведь если признать у этих людей лучевую болезнь, значит подтвердить то, что их сделали подопытными в ядерном эксперименте для обследования этапов лучевой болезни. Конечно, государство вряд ли развитие лучевой болезни ставило во главу угла. Скорее всего, оно испытывало степень разрушающей силы ядерного оружия на всё живое. Что этой живой силой были в том числе люди, государству надо было скрыть, чтобы не выглядеть международным преступником. Поэтому ни у кого из участников эксперимента не было диагноза лучевой болезни, а чтобы общество не касалось этой проблемы, всем было приказано молчать 25 лет. Не получилось. Общество сразу отреагировало на вскрытую проблему и мы солидарны с журналистом Татьяной Смольяковой, которая назвала эксперимент преступлением против людей.

Заключение.

«Пусть грубой музыки
обрушится волна,
пусть хриплый марш
пересечёт молчанье.
Мне праздником всегда
Казалось окончанье.
Чего б то ни было,
но твой конец меня оледенил».
А. Ахматова.

Подошло к концу исследование самого значительного отрезка из жизненного пути Николая Васильевича Ракевича. Как в целом на личности Николая Васильевича сказалась такая военная страница его жизни? Разговаривая с его дочерью, мы пришли к выводу, что армия фактически «слепила» его как человека, а время, в которое он жил, наложило отпечаток на черты его характера. (25) Он был сыном своего времени. Его отличительными чертами были точность и пунктуальность. Он никогда не опаздывал, был обязательным в мелочах, не любил лишних разговоров.

В целом, его вспоминают как понимающего человека и опытного руководителя, но он был руководителем авторитарного склада.(26) И ещё с армейских времён считал, что приказ – это безусловное руководство к действию. Он сам не обсуждал приказы более высокого начальства и требовал чёткого исполнения своих приказов от подчинённых ему людей.

Время, в которое Николай Васильевич жил, не позволяло ему, как и его «собратьям по несчастью» выйти за рамки тех ограничений, которые ставило им государство.

Первоначально в своём исследовании мы хотели двигаться в направлении «Личность и общество», но нас непроизвольно склоняло в сторону направления «Человек и власть». В конечном итоге, мы перестали сопротивляться и решили работать в этих двух ракурсах.

Государство как бы ставило преграду между «атомными солдатами» и обществом, закрывая эксперимент завесой обязательного молчания. Наверное, ему было бы легче, если бы все тихо умерли. Но часть «атомных солдат» осталась живой и рвалась к общению с обществом, правда только для рассказа о своём подвиге. Претензии же к государству если и предъявлялись, то в форме признания «атомных солдат» такими же значимыми людьми, какими являются участники Великой Отечественной войны. Соответственно и льготы, денежные и натуральные, должны были быть такими же. Если бы государство пошло навстречу в этих вопросах ветеранам подразделения Особого риска, а не бросало бы их по семи кругам ада во время хлопот по отстаиванию своих прав, то для них вопрос был бы исчерпан. Они были бы счастливы.

Читая про лётчика Чарльза Суини, который сбросил атомную бомбу на японский город Нагасаки в 1945 году, я узнала, что он не сомневался в правильности своего поступка. «Это было моим долгом, я хотел, чтобы война поскорее закончилась. Нам хотелось поскорее вернуться домой к своим любимым». Умирая в возрасте 84-х лет, ни он, ни его второй пилот Фред Оливи, который умер в 82 года, не принесли публичного покаяния за свершённое ими 6 и 9 августа 1945 года в Японии. (27). Как будто любимые есть только у них, а у 80 тысяч жителей Нагасаки и 240 тысяч жителей Хиросимы любимых людей не было. Бог им судья !

А кто покается за содеянное над 45-ю тысячами наших людей ?

Государство об этом даже и не задумывается, а сами ветераны и не догадываются потребовать такого покаяния. Нам не встретилось такой мысли ни в одном публикуемом материале. Все ветераны просят их признать, помочь материально и в вопросах улучшения здоровья. И на этом всё. Лишь только один второй пилот Кокорин (к сожалению, имени его я не запомнила) самолёта, поднявшего и сбросившего атомную бомбу на Тоцком полигоне, ужаснулся содеянному и заявил категорически командованию, что ни при каких обстоятельствах никогда больше не возьмёт на борт самолёта атомного вооружения. Не смотря на то, что он был опытным лётчиком испытателем, после такого заявления его уволили из вооружённых сил. Мне кажется, что это поступок настоящего человека и мужчины. И я его принимаю за покаяние.(РТР, 14.09.2004 «Репетиция Апокалипсиса. Тоцкий полигон.»)

Ещё меня очень беспокоит и удивляет одна мысль: страна вышла только что из страшной войны, потеряв 27 миллионов человек, по большей части мужчин. А в 1954 году, в мирное время было фактически запланировано ещё 45 тысяч жертв. А какое же они могли дать потомство, если вообще остались бы живы?

Сегодня СМИ часто обращаются к проблеме рождаемости, здоровья нации и перспектив развития государства через призму этих вопросов, так как важно, кто будет работать на производстве, защищать страну, развивать и укреплять наше общество.

Думается, что такие вопросы должны быть в поле зрения государства в любые периоды его развития. Почему же тогда никто не подумал ни о человеческой, ни о государственной стороне этой проблемы ?

Эта работа произвела на меня неизгладимое впечатление. Я поняла, что государство отняло у огромной массы людей здоровье, покушалось на их жизнь и постоянно нарушало их права.

Мне страшно от мысли, как много потеряли эти люди, и под каким государственным прессом формировались их личности.

Николай Васильевич мечтал стать офицером, обожал своего зятя – офицера, очень гордился тем, что его дочь Галина вышла замуж за офицера. Он и не догадывался, что государство фактически его обкрадывало в здоровье, в мечтах, в моральном и материальном благополучии, в правах человека и счастье. Не обладая правовой культурой, Николай Васильевич никакого счёта государству и не выдвигал. Люди того времени почти все теряли и по - крупному. Они считали, что это так полагается, в этом состоит жизнь. А может именно эти большие потери, вместе с другими обстоятельствами, не позволили родиться большим идеям в головах этих людей, которые бы двинули российский прогресс дальше и, в конечном итоге, помогли бы нашей стране развиваться быстрее.

Это исследование для меня стало большим жизненным уроком, показавшим, как важно знать свои права и уметь их защищать.

Если бы меня услышал Николай Васильевич, я бы сказала ему, что очень горжусь им, низко кланяюсь за силу духа, проявленную в жизни, что считаю его Героем с большой буквы. И пусть он не имеет высокой награды за военный подвиг, а лишь за доблестный труд на селе (14), это не умоляет его значимости. Но вместе с тем, я бы сказала, что моё сердце переполняет к нему огромная жалость, потому что его обманным путём сделали большой Жертвой, принеся на жертвенный алтарь не только его жизнь, но и судьбу всей его семьи.

 Интервью, взятое у Бибко Г.Н., дочери героя исследования.

Вопрос: Галина Николаевна, расскажите, где родился, жил и учился ваш отец?

Ответ: Папа родился в деревне Каменка в Ачинском районе. А закончил Заварскую школу, так как в Каменке была только начальная.

Вопрос: Где он находился во время войны?

Ответ: Как и все ребятишки работал на полях, а в 10 классе- помощником тракториста.

Вопрос: Почему Николая Васильевича не призвали в армию по окончанию школы?

Ответ: Он мечтал стать лётчиком и когда в 45 году закончил техникум, решил поступить на лётные курсы, чтобы стать военным лётчиком. Их повезли в Красноярск на бортовой машине в кузове, но она перевернулась, папа сломал руку и путь в лётчики ему был закрыт.

Вопрос: Какую профессию мечтал получить Николай Васильевич?

Ответ: Он с детства любил животных и решил сначала заниматься ветеринарией. По этой специальности он и закончил Ачинский сельскохозяйственный техникум. Но шла война, родителей он лишился рано, надо было помогать сёстрам. А тут ещё с войны возвращались солдаты, а они все были героями, и папе захотелось стать военным. Это превратилось в его большую мечту.

Вопрос: Расскажите о каких-нибудь интересных эпизодах из его жизни, которые помогли бы нам понять, что он был за человек?

Ответ: Ой, таких случаев я вам могу рассказать много. В детстве мы донимали его просьбами рассказать что-нибудь о себе. Вот когда он работал по направлению техникума в Туве, то он участвовал в избирательной компании, а на окраинах Тувы старатели мыли золото. Так он туда повёз избирательные урны. Когда он ехал один обратно по степи, то на него напали волки. Лошадь понесла, он чуть не выпал из возка, а спасло его то, что навстречу шла машина с продуктами для этих же старателей. Волки разбежались. Или вот ещё случай: в Томске, когда он был курсантом, его пригласили выступить в школе. Когда он возвращался домой в казармы, на него напали хулиганы. Он не растерялся и бросил взрыв пакет в сквер Он громко взорвался. Хулиганы убежали. Ему и тонуть приходилось и даже с самолёта падать. Тонул он уже будучи военным на учениях на реке Неман. БМП ушла под воду. Они там все перепугались, но потом быстро сообразили открыть люк и вплавь всем экипажем добирались до берега. Папа очень хорошо плавал. Когда умер его отец, из Тувы на похороны он полетел самолётом У –2, а лётчиком был его друг. У самолёта отказал мотор и они свалились прямо на верхушки деревьев. Папе ничего, а лётчик был ранен и он тащил его до дороги на себе. После этого он про лётчиков больше не мечтал, но военных уважал и всё равно хотел стать военным.

Вопрос: Как же получилось, что Николай Васильевия стал участником ядерного эксперимента?

Ответ: Он на эту тему говорил мало. Я думаю потому, что часть в которой он служил была почти вся отправлена туда и потому, что он был крепок здоровьем.

Вопрос: Оставили ли какой-нибудь след в его жизни эти учения?

Ответ: Думаю, что они очень повлияли на всю его дальнейшую жизнь, и не только на его, но и на нашу. Я смутно помню военный городок, в котором мы жили. Помню, как он печалился, когда мы уезжали. С одной стороны нам было трудно, с другой – папа с мамой любили друг друга, и всё вроде сглаживалось. Конечно, не сбылась его мечта стать военным, зато как он радовался, когда я вышла замуж за военного. Он моего мужа просто обожал.

Вопрос: Галина Николаевна, а можно спросить как решились Николай Васильевич и Любовь Павловна завести третьего ребёнка после столь страшного испытания?

Ответ: Я тоже задавала маме такой вопрос. Она говорила, что это вышло случайно. Поздно было что-то исправлять.

Вопрос: А как-нибудь отразился ядерный взрыв на здоровье Тамары Николаевны?

Ответ: Ещё как! Она сразу родилась больная. Я помню, что она часто болела, больше, Чем мы с Сашей, падала в обмороки, пугала нас. Она вышла замуж за немца и уехала в Германию. Там медицина получше нашей и её там подлечивают. Она закончила музыкальное училище, играет на аккордеоне, красиво поёт, лучше меня. О, когда мы собираемся вместе и поём с ней дуэтом, все соседи приходят нас слушать. В такие минуты мы особо благодарно папе за то, что он подарил нам такие голоса.

Вопрос: Как же удалось Николаю Васильевичу сдержать клятву столь долгого молчания?

Ответ: Ему было очень тяжело. Бывало когда он выпивал, он немного вроде и начинал рассказывать, но почти сразу останавливался, как будто пугаясь. Загонял нас спать и обещал рассказать потом, только это потом никогда не наступало. Только теперь мне понятно, что у него творилось в душе и от этого мне за него становится вдвойне больнее.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»