Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Хранители исконной русской веры


Выполнила: Коваленко Екатерина Сергеевна

Научный руководитель: Пилюгина А.В.

Руководитель: Краснопеева Е.О.

Борская средняя школа, 2004 год

Оглавление

1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Приложение
5. Список используемой литературы

Введение

«Староверы! - вечно гонимые, вечно ссыльные...»
А.Солженицын. «Архипелаг Гулаг»

Церковь с самого начала своего существования в России играла в жизни общества и вообще всего народа ведущую роль. Самодержавие и церковь за редкими исключениями действовали согласованно. Сама церковь контролировала каждый шаг человека от его рождения до смерти. У нее была реальная власть над гражданами, и далеко не всегда она использовала эту власть во благо граждан. Многие страницы истории церкви стали трагическими для больших масс россиян. Таким трагическим временем было время безжалостного преследования раскольников. У меня возникает вопрос: почему мы пытаемся закрыть трагическую страницу истории церкви? Быть может... мы боимся правды, той правды, которую власти пытались насильственно прогнать из умов людей? Правды, которая залита кровью!

Мне интересно узнать об исторических корнях раскола. Познакомиться с сутью старообрядчества, его смыслом для духовной культуры. Меня интересует их уклад жизни: собирая экспонаты для школьного музея краеведенья, меня поразил тот факт, что большинство вещей, элементов быта, занятий сохранилось у старообрядцев. Этот факт не оставил меня равнодушной - представители «старой» веры живут рядом с нами, в таких населенных пунктах, как Бурный, Кузьмовка, Суломай, расположенных вдоль притока Енисея — Подкаменной Тунгуски, и являются соседями нашего поселка Бор. Но один из самых главных вопросов для меня - это доказать, что староверы действительно являются хранителями исконной русской веры; привести факты того, что их вера «исконна».

«Менялись эпохи и рушились царства, чередовались войны, малые и большие, возникали и распадались партии, менялись духовные ценности, а раскольники - старообрядцы, гонимые церковниками и властями, ради своих обычаев и канонов, сохранения веру отцов и дедов, шли в огонь и на дыбу, стойко переносили тяготы и лишения с неугасаемой верой во Христа и заветы апостолов». (М.С.Перевозчиков).

«Итак, не бойтесь их: ибо нет ничего сокровенного,
что не открылось бы, и тайного,
что не было бы узнано».
Новый завет.

Русская православная церковь в середине XVII в. предприняла попытку решить некоторые вопросы внутрицерковной жизни; реформа патриарха Никона, начатая в 1653 году и одобренная освященным собором 1666-1667 гг., предполагала изменить некоторые церковные обряды; она была с недоумением встречена частью духовенства и верующих; противники преобразований были признаны еретиками и преданы анафеме; реформа церкви обернулась ее расколом, продолжительной и ожесточенной борьбой. Возникают вопросы: почему реформа привела к расколу? Нужны ли были преобразования, имевшие столь тяжелые последствия? Почему часть общества воспротивилась новшествам? В чем причины - в непродуманности преобразований или в невежестве и фанатизме их противников? Может быть, основные причины раскола лежали вне сферы церковной жизни?

Появление важных исторических событий, связанно с воплощением в действительность идей, мнений, каких-либо ярких личностей, но, как это часто бывает, с этими идеями не все соглашаются, и начинается противостояние различных мнений. Вот и в церковном расколе были личности с разными мнениями - патриарх Никон и протопоп Аввакум. Каждый из них был уверен в правоте и успехе своих стремлений. Никон и Аввакум знали, что кому-то придется уступить, остаться правым.

Патриарх Никон

Никон был в числе ведущих мыслителей России, которые группировались вокруг царя Алексея Михайловича. Цели кружка были благородные: внести единение в отношение между пастырями и паствою и осуществить необходимые изменения в церковной службе, а также одуховить церковную службу и приблизить ее к реальной жизни.

В 1649 году в Москву приехал иерусалимский патриарх Паисий. Главная причина его приезда - исправление русских исповедальных книг. Паисий указал Никону на серьезные разногласия в русских обрядностях. Двуперстие, которое существовало в России, иерусалимский наставник посчитал «зазорным новшеством». Никон доложил обо всем царю и напомнил ему, что он является православным царем и его долг решать эту проблему. Решено было действовать.

Патриархом всея Руси тогда был Иосиф, который противился любым новшествам. Но с царем надо считаться, а у патриарха на это уже не хватало ни кругозора, ни просто сил.

Вскоре он умер. Царь Алексей Михайлович настоял, чтобы патриархом был назначен Никон.

Реформировать государство надо с умом, с пониманием, с мудростью. У Никона был ум, а мудрости не было. Ее ему заменяло властолюбие.

Цель у Никона была благородной. Он решил внести единообразие в обряды богослужения. Первым делом он решил ввести живую проповедь во время богослужения. По распоряжению Никона должна была измениться и манера церковного пения (гармоническое, по нотной системе).

Он решил ревизовать иконы. Прежние иконы было приказано под страхом анафемы отнимать.

Никон решил разрешить все проблемы в одночасье, одни махом. Перед наступлением Великого поста 1653 года Никон разослал по московским церквам особую «память». В ней он предлагал во время молитвы святого Ефрема Сирина полагать только четыре земных поклона вместо прежних двенадцати. Но главное в этой «памяти» было то, что патриарх Никон предписывал креститься тремя перстами, а не двумя.

Духовенство это распоряжение Никона приняло в штыки. Царь получил особое письменное мнение по этому поводу. Его изложил протопоп Юрьевца Поволжского Аввакум и протопоп Костромы Даниил. Оба протопопа входили в кружок ревнителей благочестия. Идейным руководителем кружка был Иоанн Неронов. Он и оказался главным врагом Никона. Они укоряли Никона за его следование иноземцам: «Ты хвалишь законоположение иноземцев, и обычаи их приемлешь. Ныне у тебя святые - то люди: гречане и из малыя Руси». Никон решил стереть всех противников в порошок. Неронова он сослал в Каменский монастырь. Аввакума сослали в Тобольск.

В 1655 году в Москву прибыли два патриарха: антиохийский Макарий и сербский Гавриил. Никон заручился их поддержкой в своих нововведениях. В следующем году был создан Собор, который подтвердил доводы восточных иерархов и отлучение от церкви двуперстников.

Исправление и издание новых богослужебных книг продолжалось. Был издан сборник «Скрижаль», составленный греческим иеромонахом Нафанаилом. Старые книги и иконы отбирали и выдавали новые.

Новая христианская вера в народе складывалась столетиями. Для простого народа она сливалась с верой их предков и была священной. Духовенство воспитывалось не на сути учения Христа (возлюби ближнего своего как самого себя), а на восточных догмах, на жестокостях, которые прикрывались тезисом о страхе Божьем. Не было никакого оправдания тому, что делалось. А делалось страшное - сознательно рушилась традиция народа.

Появились люди, которые решили отстаивать свободу вероисповедания.

Протопоп Аввакум

Недовольство народа усиливалось в связи с навалившимися бедами: прошла моровая язва, которая свела в могилу тысячу людей, из-за неурожая наступил страшный голод. Никто не сомневался, что причиною всего грехи патриарха. Страхи и плохие предчувствия усиливались - произошло солнечное затмение, пролетела комета с хвостом, во всем винили Никона. И царь решил поставить Никона на место. 10 июля царь известил Никона о своем неудовольствии его деятельностью. Через три дня Никон прекратил всякие занятия церковными делами и уехал в монастырь. Он отказался от управления церковью. Поэтому управление было поручено епископу Питириму, идейному противнику Никона. Питирим постарался облегчить участь тех, кто незаслуженно пострадал от властолюбивого Никона: в Москву вернулся протопоп Аввакум.

С уходом Никона проблема не исчезла. Было решено созвать очередной Собор, с тем, чтобы он рассудил все запутанные дела государства. К защитникам старых обрядов (отсюда и их название — «старообрядцы») относились Вятский епископ Александр, суздальский поп Никита, дьякон Благовещенского собора Федор Иванов, Романо-Бориспольский поп Лазарь, архимандрит Спиридон Потемкин. Главную роль здесь играла боярыня Феодосия Морозова. Она до самозабвения боролась за погибающее православие.

В обстановке крайнего антагонизма реформаторов, поющих с голоса иноземцев, и сторонников истинной, старой русской православной веры, на всей Руси создалась полная неразбериха. Такое положение продолжалось восемь лет после ухода Никона с духовной арены. За это время общество раскололось на два лагеря. Один был за свое, родное - русское, другие поддерживали иностранные нововведения.

Специально созванный в 1666 году Собор должен был решить проблему силой. Для защитников старой веры были заранее сформулированы самые эффективные вопросы.

Что касается Аввакума, которому пришлось давать ответы на всю эту вереницу вопросов, то он заявил, что признает православие церкви. Но он четко и однозначно заявил, что все вновь введенное Никоном «не согласует». Аввакум сурово обличал восточных патриархов. Он сказал, что у них «не крестятся, но обливаются по-римски».

Раскол общества стал фактом. Раскольниками до сих пор называют староверов. Но так ли это? Раскольником в любом деле считался тот, кто послужил причиной раскола.

Староверы ничего нового не предпринимали. Они отстаивали только то, чему поклонялись русские люди в течение нескольких столетий. Причиной раскола стали реформы Никона и его последователей. Поэтому, без всяких сомнений, раскольниками являются они. По их воле примерно десять миллионов россиян подверглись впоследствии гонениям.

Собор собирался для решительных действий, и он их предпринял. Идейный лидер староверов Аввакум был расстрижен и заключен в монастырь Святого Николая.

В решениях Собора было официально признано, что Русь раскололась, поскольку уже сформировалась многочисленная категория русских людей, которая отделилась от модернизированной церкви и образовала свое собственное религиозное общество со своими обрядами. У этого общества было и свое понимание христианства, которое значительно ближе к истинному учению Христа.

После раскола приверженцы старой - истинной веры решили идти до конца и не сдаваться. Они начали борьбу за свободное вероисповедание, свои права.

Борьба староверов

Собор 1667 года допустил колоссальную ошибку - он захотел решить проблему силой. Последствия этой ошибки аукнулись России через сотни лет. Старообрядцы, а их было уже несколько миллионов, чувствовали свою правоту. Они ни за что были гонимы как советской, так и церковной властью. Гонимы беспощадно.

Царь не заступился за правду, не защитил невинных, разрешил свершиться несправедливости. Это был явный признак пришествия антихриста. Ведь известно, что перед вторым пришествием Христа должны были происходить особые, странные события, такие, как народные бедствия, войны, появление различных лжебогов. Все сходились на том, что антихрист происходил в лице Никона.

Старообрядцы все еще надеялись на справедливость царя Алексея Михайловича. Посылали ему челобитные. Челобитных царю, Аввакум посылал много. Он просил вернуть России ее истинную веру, веру отцов, дедов и прадедов, веру прежних царей и патриархов.

Роковым для Аввакума оказался 1681 год. Он отправил новому царю Федору Алексеевичу челобитную с горькими укоризнами в адрес покойного царя Алексея Михайловича. Новый царь Федор Алексеевич был ярым западником, и Аввакум его только раздражал. В отличие от Алексея Михайловича, Федор Алексеевич не пожелал получать от Аввакума посланий. Он приказал «за великие хулы на царский дом» Аввакума просто сжечь. Приказ царя был исполнен. 1 апреля 1681 года Аввакум погиб на костре. Объятый пламенем, он призывал многочисленную толпу молиться, слагая двоеперстие. Семью Аввакума рассеяли по Сибири.

Так, главные виновники, по официальной версии, были уничтожены. Но это не решило проблемы. Народ все больше и больше выступал за свою самобытность и противился всякой иноземщине. Этим движением было охвачено десять миллионов русских людей. Истинная причина раскола русского общества была более глубокой. Это было время уничтожения земских народных прав.

Раскол не был чисто церковным делом. На самом деле шло полное закрепощение русского народа. Правящая верхушка успешно использовала для этого наиболее реакционную византийскую догматику и авторитет восточных патриархов. Историки считают, что самым важным требованием староверов было участие народа в делах церковной власти. Староверы добивались независимости областных епископов от центрального владыки, равенство всех служителей церкви в устройстве церковных дел. Староверы протестовали против насильственного хозяйничанья в чужой душе, против поддержания нравственного авторитета путем применения силы и власти.

После царских указов и постановлений, староверам оставалось только одно — уходить как можно дальше от центра, от угрозы сожжения, четвертования. Ничего не оставалось делать, как сняться с насиженного места и брести, куда глаза гладят, где земля была ничья, в леса и болота, в широкие степи. Там и селились, ведя борьбу с суровою природой, старообрядцы.

Раскол был не чисто духовным явлением, а социальным, политическим. «Раскольники» представляли собой мощную оппозиционную партию, которая пронизывала все общество. Нет худа без добра. Раскольники вынуждены были бежать из обжитых мест, но они тем самым осваивали российские земли. В общины раскольников, которые создавались на окраинах государства, стремились все те, кто не мог принять создаваемый тогда государственный строй. Народ не имел возможности бунтовать на месте (слишком сильна и беспощадна была репрессивная система духовенства и царя). Поэтому он уходил и занимался созидательным трудом на землях, не приспособленных к жизни. Десятимиллионный народ (который принято называть раскольниками) создавал здоровую жизнь на огромных территориях.

Раскольники развивали общинную жизнь. Отдельные общины группировались по местностям в союзы. Союзы управлялись свободно выбранными в общине лицами. Более того, отдельные союзы объединялись в федерации. Таким образом, новая общественная структура, созданная раскольниками, характеризовалась сильным развитием общности. Если сравнивать положение дел во всей России, то у раскольников был высший уровень политического развития.

Но у раскольников были не только плюсы, но и минусы. В конце XVII и начале XVIII века широко распространилась губительная идея о том, что путем добровольного самосожжения можно достичь спасения, Царствия Небесного. Эта идея зародилась еще в воспаленных головах первых раскольников. Активным сторонником ее был сам Аввакум. Уверовавшие в это спасение и замученные рабской жизнью совершали массовое самосожжение целыми деревнями.

Не надо думать, что сбежавших раскольников оставляли в покое. Власти формировали карательные отряды, которые неутомимо действовали как мечом, так и тем же огнем. До недавних лет сотрудники НКВД-МГБ преследовали служителей Бога, повсеместно сжигали тайные скиты. Так в 1951 году были захвачены черноризцы и послушницы женских скитов Дубчеса по реке Енисей, Красноярского края. Матушка Маргарита позднее скончалась в заключении, рассказ о ее гибели приведен в Урало-Сибирском патерике. Только в начале XVIII века власти поуспокоились в преследовании раскольничьих общин.

Чулковские староверы

Следующим этапом моей работы стала встреча с потомками староверов: с руководителем краеведческого кружка - Краснопеевой Е.О., я посетила семью Посновой Любови Агафоновны. Семья, состоящая из пяти членов, проживает на данный момент в поселке Бор. Любовь родилась 15 октября 1960 г. в деревне Ворогово, из которой она вместе с родителями уехала в село Чулково (1967), где через год обосновались староверы. Первыми, по воспоминаниям Любви Агафоновны, заехали - Нохрин Агафон Васильевич, Юрков Анисим Николаевич, Глазырин Александр Георгиевич. В связи с пополнением населения открылись школа, медицинский пункт, небольшая взлетно-посадочная полоса, промхоз, звероферма по разведению и выращиванию песцов (1974).

Старообрядцы это трудолюбивый народ, в основном охотники и рыбаки. В последние годы среди них все шире распространяется земледелие и животноводство, словом, то, что позволяет жить по минимальной зависимости от внешнего мира. Поснова Л.А. рассказала о некоторых обрядах, традициях:

Бракосочетание. Для брака необходимо согласие родителей обоих сторон. На церемонию девушке заплетают две косы, голову покрывают шишмурой (головной убор), поверх которой платок. Дьякон совершает венчание. После этого жених расплетает невесте косу, если девушка невинна, то лента ложится в Евангелия, а если нет, то не ложится. Затем новобрачные обмениваются кольцами.

Крещение младенцев. Крестит детей дьякон - наставник. Обряд крещения новорожденных проводят только тогда, когда у них отпадает пупок. Если дитя умирает при родах, его моментально крестят.

Для крещения необходимы крестная мать и крестный отец. Они несут ответственность за чадо (ребенка) так же, как и родители. Младенца после крещения подают крестным и надевают крестик - гайтан, веревочка которого должна быть льняной.

Аборты строго запрещаются, под страхом епитимьи. Население Чулкова примерно 17 семей. Детей по 6-10 в семье.

Похороны. После смерти человека обмывают. Надевают белое белье, рубаху - савон, сапоги, похожие на медицинские бахилы. Голову умершего покрывают белой тканью.

При изготовлении гроба стружки не выкидывают, а кладут непосредственно в сам гроб.

Также в гроб кладут смертельную «лествицу» (четки старообрядцев) и подушник.

Хоронят умершего на третий день. Служба идет три дня непрерывно.

После службы начинаются поминки. На них не пьют спиртные напитки. Родственники усопшего подают каждому пришедшему деньги или что-либо из вещей умершего.

Мужчины староверы носят бороды, которые нельзя стричь слишком коротко. Но если молодого человека забирают в армию, то стрижка разрешена.

Женщины носят платки и длинные юбки.

Некоторые родители отправляют свое чадо в монастырь, где детей учат старому писанию и работе. Женские и мужские монастыри находятся на большом расстоянии друг от друга и являются закрытыми.

О времени прогресса старообрядцы говорят - «сатана пришло». Радио и телевизор названы «бесовскими кумирами», кинотеатры или дом с телевизором - «идольским храмом».

Однако в наше время мы видим, что охотники-староверы все чаще имеют транзисторные приемники, но держат их в не дома, а в промысловых избушках, чтобы слушать передаваемые сводки погоды. Енисейские староверы берут с собой в дорогу собственную посуду и продукты. Готовить вне своего дома они предпочитают сами. Чужую пищу и посуду называют «мирской». При нужде же прибегнут к печеному хлебу и воде в пути, исполняя затем положенную за это собором епитимью.

Староверы поселка Бурный

Река Тасеевая или Тасей разделяет поселок староверов Бурный на две части. На одном берегу стоит Нижний Бурный, на другом, выше по течению - Верхний Бурный. В каждом из них примерно по 15 дворов, в целом проживает 156 человек - семьи Гуляевых, Сидоркиных, Вершининых, Захарковых, Котовых, Бачернихеных и другие. Семьи в основном многодетные. Сирот в Бурном нет. Здесь почитают старые заветы, но современная жизнь диктует свои условия. Когда одолевает хворь, приходится прибегать к помощи современной медицины. В экстренных случаях староверы едут лечиться в краевые больницы.

Поселок Бурный основали 70 лет назад искавшие «вольной земли» переселенцы-староверы из Томской губернии.

Староверы поддерживают связь с братьями по вере в США и в Канаде. В Бурном появилась спутниковая антенна. Глава администрации поселка - Леонид Сидоркин главной задачей на сегодняшний день считает освоение компьютера, Интернета и электронной почты.

В Бурном давно уже работает начальная школа. Есть клуб, библиотека, метеостанция, фельдшерско-акушерский пункт, строится административное здание. Люди живут, в основном, натуральным хозяйством, охотой, рыболовством, огородничеством.

Сведения о поселке Бурном предоставил краеведческий музей поселка Бор.

Заключение

Печальные и даже трагически обстоятельства после раскола в русской Православной Церкви загнали староверов в непроходимые таежные места. Но настолько крепок был их стержень, что из поколения в поколение передается стать, чувство собственного достоинства, основательность в мыслях, поступках, которых так часто не хватает в нашем суетном, торопливом, так называемом цивилизованном мире.

Цели моей работы достигнуты: я действительно, основываясь на фактах, доказала, что староверы действительно являются хранителями исконной русской веры. Но в этой области остается еще много нового и неизвестного: старообрядчество - это не паханая целина Российской истории. Хотелось бы, конечно, посетить населенный пункт на реке Енисей - Индыгино. Это поселок, в котором проживают староверы с очень давних времен. И в связи с тем, что предложенная мной тема не имеет глубины, я намеренна в дальнейшем времени продолжать изучение в область раскола и старообрядчества. В ходе проделанной работы мне открылась правда раскола Русской Православной церкви, его истоки и последствия для духовной и социальной сферы жизни всего русского общества. Как я и предполагала - уклад жизни староверов оказался интересным и довольно необычным, но также есть над чем поработать в конкретно этой области. В мои планы по дальнейшему изучению старообрядчества входит перевод некоторых книг, таких как, например: «Страсти Христовы», «Пролог зимний».

В ходе работы мне приходилось сталкиваться с мнениями многих людей на счет староверов, как личностей. Например, слышались реплики по поводу того, что они употребляют алкоголь в больших количествах и редко придерживаются заветов. Мирская молодежь не принимает внешнего вида староверов, мол: «деды бородатые» или «ну и одежда у тебя, как у ...». Есть люди, которые относятся к ним с пониманием и уважением. Мой дедушка, Коваленко Юрий Васильевич, с детства проживает в поселке Бор, и не редко встречался с «хранителями». Он говорит о том, что это в полнее приличные люди, но все же он относится к ним с неким недоверием и настороженностью. Дед много рассказывал о существовании тайных старообрядческих скитов, о том, что советская власть жестоко преследовала и уничтожала «врагов Родины». Что по реке Енисей встречались военные люди в белых маскхалатах и с оружием за плечами. Многие старинные реликвии были буквально смыты, затоплены в связи со строительством Красноярской ГЭС. Существуют свидетельства о том, что рядом с нынешней ГЭС располагался староверческий скит. Он был обнесен высоким острогом, что лишь виднелась макушка почерневшего деревянного креста. Вначале строительства жителей скита пытались предупредить о скором затоплении, но ворота острога так никто и не открыл - скит был затоплен...

Вот почему государство старается не вспоминать о тех кровавых временах и всячески задабривает староверов, выделяя им помощь и строя в старообрядческих населенных пунктах различные объекты - здания. Власти пытаются перелистнуть страницу истории, на которой стоят их кровавые отпечатки, а таких страниц в книге под названием «Не живем, а выживаем» не тысячи, а миллионы...

На этом я, пожалуй, закончу, но эта работа будет иметь продолжение с новыми вопросами и ответами.

Используемая литература

1. Михаил Перевозчиков. - «Староверы» (красноярское книжное издательство).

2. «Большая Российская Энциклопедия» (2001).

3. Ф.С.Капица, В.А.Григорьев, Е.П.Новикова. - «История Отечества» (справочник школьника, 1996).

4. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (2002).

5. Н.Сангаджиева. - газета «Красноярский рабочий».

Приложение. Карта расселения староверов


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»