Выполнила: Николаева Елена Сергеевна
Научный руководитель: Пилюгина Алла Васильевна
Борская средняя школа, 2004 год
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список литературы
5. Приложения
Россия - многонациональное государство. Оно включает в себя более 100 различных народов (приложение 1). Приведу цитату из учебника географии (В.П.Максаковский): «В многонациональных и двунациональных странах существует сложная проблема межнациональных отношений», в качестве примера здесь приводится Советский Союз, как одно из самых многонациональных государств мира.
Россия, как образовавшееся после распада СССР государство, имеет такой же статус, к тому же она теперь состоит из различных «субъектов», часть из которых называют себя суверенными государствами, но таковыми не являются. Вследствие своей уникальности в отношении национального состава, она имеет множество различных проблем: политических, социальных, экономических и т.д.
Мне стало интересно, почему люди разных национальностей в большинстве своем испытывают взаимную неприязнь друг к другу. Из курса истории мы знаем, что имели место войны, основанные на национальном неприятии, а все остальные, которые имели другую причину, давали отрицательное влияние на то, как складываются отношения между нациями. Это неудивительно, ведь как можно представить два однонациональных государства, воюющих между собой и при этом сохраняющих дружественные отношения?! Но, однако, не следует путать национальную неприязнь с патриотизмом.
В своем реферате я решила выяснить, актуальна ли в нашем поселке проблема взаимоотношений наций, и если это так, то рассмотреть их и выяснить причины их возникновения. Также я хотела бы объяснить понятие патриотизма, и доказать, что патриотизм не может проявляться в ущемлении прав других наций, даже если эти нации живут в пределах одной страны.
Цель моей работы: доказать необоснованность предвзятого отношения к представителям другой национальности, если таковая есть. Я поняла, что перспектива исчезновения межнациональных отношений более чем заманчива, особенно для нашей страны. Прежде всего - это прекращение ущемления прав людей разной национальности, прекращение войн, основанных на отношениях наций, отсутствие различных вытекающих конфликтов и т.д.
Не зря очень многие мыслители всех времен и до сих пор часто рассуждают об этой проблеме и всегда сходятся в одном мнении, таком как, например, изречение Н.А.Добролюбова: «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный» или высказывание польского писателя Станислава Ежи Лец: «Национализм может быть огромным. Но великим - никогда».
Развитие национальных отношений вытекает из индивидуальных взглядов и убеждений каждого человека, поэтому для разрушения национальных предрассудков необходимо работать с детьми с самого детства по следующим пунктам:
Из этого понятно, что проблема национализма затрагивает многих людей и, соответственно, народов. Её пытаются решить на протяжении долгих лет, но, на мой взгляд, эта задача будет существовать еще очень долго, до тех пор, пока на Земле не останется только одна национальность, но это нонсенс.
В любом случае, ели эта проблема исчезнет, решится, так как люди найдут другой повод для вражды друг с другом: «Когда у оппонента кончаются аргументы, он начинает уточнять национальность».
«Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого». Фридрих Энгельс.
Люди окружают нас. Мы являемся частью чьего-то окружения. Мы часто задумываемся о психологии нашего окружения или отдельного его представителя. Но так же часто мы задумываемся о том, чем он отличается от нас. Одним из таких категорий является принадлежность человека к той или иной народности.
Каждая этническая община оригинальна, имеет особенности, отличающие её от другой, но именно это отличие и вызывает чаще всего у других людей неприязнь, создает четкое, порой, очень твердо зафиксированное мышление: «Они не такие как мы. Значит, они живут неправильно».
Определение «Свои - чужие» прочно вошло в повседневную речь. Дело даже не в нашей речи, оно проявляется в самом отношении к этим людям.
Есть, конечно, категория людей, относящихся терпимо к другим народностям, не считающих их чужими. Но число националистов часто перевешивает их.
Несмотря на это, в России выделяются средства на сохранение национальных реликвий, ценностей, принимаются различные законы, защищающие «их»; создаются смешанные браки, но мнение русского народа имеет главное и ведущее значение.
Так как же все-таки воспринимать другую национальность? Кто они - враги или друзья, или стоит разрушить эти глупые национальные предрассудки? Русский человек непредсказуем и непонятен, а чисто русских граждан уже почти не осталось, или вообще нет. Поэтому стоит также обратить внимание на национальное самопознание, на психологические особенности данной темы.
Любая проблема имеет начало, свои корни. То, чем она была порождена, всегда нуждается в обсуждении и анализе. Проблема взаимоотношения наций имеет свои исторический корни, которые начинаются даже не с распада СССР, а с самого образования России.
История распорядилась так, что русский народ всегда занимал особое положение в ряду других народов, причем, признание особого места русского народа в истории человечества - это констатация общеизвестна.
Россия находилась, да и находится до сих пор, на стыке двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. Конечно, русское общество воспринимало, и, надо сказать, чутко воспринимало, влияние и той и другой стороны. Недаром историки постоянно сравнивают нашу Родину то с европейскими странами, то с восточными державами. И в обоих случаях находят какие-то общие черты. Однако Россия всегда имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно влияла на судьбы и западных, и восточных соседей.
Это влияние сказывалось, прежде всего, в том, что на протяжении своей многовековой истории Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями. Дело, по большей своей части, в столкновении двух разных культур, двух разных миропониманий.
Помимо этого, Россия была не только мостом, но и барьером, разделяющим Восток и Запад и предохраняющим их от гибельного столкновения друг с другом. Так, именно Россия поглотила великое нашествие Востока на Запад в виде татаро-монгольских орд.
Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен, занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы. По своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались от их соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока.
Так, рано возникшая и гораздо более долго, по сравнению с Западом, существовавшая у славян территориальная община, определила восприимчивость славянских народов к внешнему влиянию (когда представители иных племен, "чужаки", могли спокойно селиться в славянских общинах). В то же время славяне, чисто внешне принимая "чужие" обычаи и порядки, внутренне сохраняли своеобразие и со временем перерабатывали все чужеземное на свой лад, делая все это славянским.
Самый простой пример связан с именем самого русского народа. Дело в том, что слово "русский" - вовсе не славянского происхождения. Это название одного из народов, живших рядом со славянами и ставших у них княжеским родом. Но "русы", хотя и были правящим родом среди славян, в конце концов, были теми же славянами поглощены. И, оставив славянам свое имя, "русы" растворились в историческом небытии.
В процессе формирования русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских народов, но славянский компонент всегда оставался главенствующим.
Все это свидетельствует о поражающей жизнеспособности славянских народов, которая и определила своеобразие славянского мировоззрения - гораздо более оптимистического, чем на Западе и на Востоке; гораздо более восприимчивого к влияниям и в то же время способного переосмыслить и своеобычно усвоить любое из них.
Таким образом, получается, что многонациональность нашей страны определялась уже в самом начале её зарождения. Но тогда славяне не были предрасположены к шовинизму (крайней форме национализма, проявление агрессии по отношению к другим народам), жизнь предшественников осуществлялась по принципу подстановки.
За многие десятилетия межнационального сожительства народы России в значительной мере перемешались, рассеялись, расселились по разным ее регионам. Концентрация народов в той или иной административно-территориальной единице (ATE) различная, но ни одна народность не составляет 100%, отсюда следует, что остальные занимают место в другой ATE, вызывая тем самым недовольство ее «хозяев» (приложение 2). Наряду с компактно проживающим в том или ином регионе национальным большинством появились и национальные меньшинства. Их социальное положение, их права, доступ к материальным и культурным благам существенно отличались от положения национального большинства.
В Советском Союзе не было господствующей нации. Долгое время национальный вопрос считался решенным полностью на основании того, что был ликвидирован национальный гнет, экономическая и культурная отсталость народов. Национальная сфера находилась вне критики, а возникающие здесь трудности замалчивались. В этом-то и заключаются предпосылки распада СССР. Не зря многие ученые-историки, философы, писатели так часто заостряли внимание на положении СССР в отношении её национального состава.
«СССР - не тюрьма народов. Это коммунальная квартира народов». (Михаил Гаспаров).
В условиях отсутствия альтернатив люди во многом смирились с этой ситуацией и редко протестовали против нее. В новых же условиях, рожденных перестройкой, появились возможности для открытой и нелицеприятной реакции на сложившуюся ситуацию, и она оказалась неожиданно бурной и негативной. Некогда образованные республики и автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических, по сути, стремлениях, к сожалению, были и есть перекосы. В частности, это проявилось в стремлении в ряде республик обеспечить права коренной нации за счет других национальностей. И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому проявлена дискриминация. Сформированное у русских ощущение, что их Родина - это весь СССР, подкрепленное сознанием своего истинного превосходства и роли "старшего брата" в семье советских народов, пришло сегодня в противоречие с реальным статусом русских в ряде республик, где они ощутили себя не только меньшинством, но и меньшинством дискриминируемым. "Мигранты", "оккупанты" и другие не менее крепкие ярлыки не могли не задеть национального самосознания русских, не вызвать протеста с их стороны.
Актуальность проблемы, после распада союза, осталась, и продолжает быть не менее острой. В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя не только некоторые национальности, но и административно-территориальные образования. Естественно возникают вопросы: повторит ли она судьбу Союза ССР, возможно ли этого избежать и как? Чтобы ответить на них, нужно, с одной стороны осмыслить состояние межнационального общения, определить истоки недовольства и напряженности в этой сфере. А с другой - выявить условия и факторы, составляющие интеграционный потенциал (возможность объединения в одно целое) российской многонациональной государственности, выявить пути и механизмы консолидации наций, народностей, регионов.
Актуальность этой проблемы характерна как для всей страны, так и для села Бор в частности. Доказательством этому является статистика ответов при опросе жителей нашего поселка (приложение 3). Из этого опроса видно, что даже на такой небольшой территории сохраняется недовольство существующими устоями, сохранившимися после распада СССР: неравномерное представительство в местных органах власти, назначение на руководящие должности по национальному признаку, хулиганские действия на национальной почве и т.д.
Естественно, напряженность межнациональных отношений России чревата тяжелыми последствиями: это всякого рода конфликты, стычки, войны и т.д. Об этом мы поговорим в графе «Шовинизм - как преступление».
Для того чтобы понять причину межнациональных разногласий, нужно определить значение понятия «национальность» и «национализм». Также необходимо знать, как определяется национальность человека.
Именно большое количество существующих наций (народов, народностей, этносов, этнических общин) и определяет данную проблему. Народности имеют отличия друг от друга, причем эти отличия или сразу бросаются в глаза, или незначительны и на первый взгляд незаметны. Принадлежность к определенному народу, а также осознание этого, создает у человека чувство особенности, которое нередко путается с другим чувством - привилегированности, и часто перетекает в национализм.
Некоторые ученые предлагают отказаться от понятия нации. Но определение нации нужно, без него такие важнейшие производственные понятия, как "национальная культура", "национальное самосознание", "национальная жизнь" просто повисают в воздухе. Идут поиски нового определения нации. Так, В.М.Межуев считает, что "нация есть форма национального объединения и национальной жизни людей в условиях "гражданского общества", основанной на личной - экономической, правовой и духовной - самостоятельности индивидов». Отсюда значит, что основными критериями отличия наций являются общность языка, общность территории, общность экономической жизни и общность психического склада.
По всем этим же критериям определение Межуева не подходит для реального осознания понятия «национальность», т.к. ни один из них не отвечает реалиям жизни: многие люди одной национальности не знают своего языка (казахи говорят на русском), общность территории отпадает в первую очередь в связи с широкой распространенностью народностей по всему земному шару, а валюта в нынешних условиях жизни не может быть характерна только для одной национальности (валюта Евро распространена во всей Европе).
Обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой:
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ
1. см. национальный.
2. В некоторых сочетаниях: то же, что нация.
3. Принадлежность к какой- нации,
народности.
Смотрим «Национальный»:
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
1. см. нация.
2. Характерный для данной нации,
свойственный именно ей.
3. То же, что государственный.
Смотрим «Нация»:
НАЦИЯ (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей (см. Этническая общность). Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включают в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству (приложение 4).
Из пояснений авторов словаря известно, что национальность - исторически сложившаяся общность людей, имеющих свои отличия друг от друга. Это определение сходно с высказыванием Межуева, но оно более широкое. Здесь также указывается, что национальность складывается из различных народностей, т.е. объединяет в себе несколько культур. В определении слова «национальный», это понятие сравнивается с понятием «государственный». Так ли это?
Для опровержения этого я воспользуюсь примером опять же нашего государства - Российской Федерации. Несколько раз было оговорено, что оно - одно из самых многонациональных государств, объединяющее в себе несколько десятков народностей. Титульная национальность - русская. Коренная, но не единственная. Поэтому для таких народностей, как, например, эвенков, входящие в состав России, флаг будет государственным, но не национальным. Привести подобных примеров можно множество.
Национальность не определяется местом рождения. Если место рождения человека по каким-то обстоятельствам пришлось за границами его страны, это не означает, что он принимает национальность той страны, в которой родился. Это обстоятельство ничем не отзывается в будущем, кроме записи в графе «Место рождения».
Между тем, в большинстве случаев, ребенок, рожденный в одной ATE, принадлежит к коренной национальности этой местности. Это обуславливается соотношением титульной и нетитульной народностей, т.к. родители этого ребенка, скорее всего, принадлежат к титульной. Так, дети северных народов России принадлежат к коренной национальности, потому что она там преобладает (эвенки, кето).
Человек принадлежит к той национальности, к которой принадлежат его родители. Возьмем далекий от России пример чистокровной бразильской семьи. Ребенок в этой семье никогда не сможет стать американцем по национальности. Следовательно, национальность определяется в большинстве своем смешением кровей, а не влиянием окружающего мира. Можно перенять другую религию, поменять веру, но национальность - раз и навсегда. Причем лозунгом, не только моим, но и всего мира на протяжении многих лет является утверждение, что своей национальности НЕЛЬЗЯ стесняться и считать её недостатком.
Я, Николаева Елена Сергеевна, 05.05.1988 г.р. Место рождения: Украина, г.Полтава. Мать: русская. Отец: русский. Следовательно, я - русская.
Со смешанными семьями труднее, но об этом подробнее пойдет речь в пункте «Смешанные семьи». В любом случае национальность по смешению кровей узнать невозможно. Как ни странно, в таких ситуациях большое значение имеет собственное убеждение человека - кем он себя считает, если имеет «разных» родителей.
Важным фактом является то, что в паспорте убрали графу «Национальность».
В 2000 году Госдума приняла новый образец паспортов, на который нужно было срочно поменять свой паспорт старого образца. Кроме того, что паспорта могли получить 14-летние граждане нашей страны, в этом документе было еще одно новшество, точнее, отсутствие графы «национальность». Такой шаг российского государства в наше время является актуальным и понятным каждому человеку, хотя бы раз сталкивающимся с проявлением национальной дискриминации. Наличие этой графы в документе придавало особую значимость национальной принадлежности, и лишний раз заостряло внимание граждан на этой больной теме.
Шовинизм - это не только собственные убеждения человека, которые ограничиваются негативным отношением к другой нации. Он переходит в более сложные состояния, которые очень часто перетекают в широкие конфликты. Я называю такой национализм, который вредит окружающим людям, пусть даже предметам этой ненависти - преступлением.
Национализм проявляется в двух видах: так называемый, бытовой и международный.
Бытовой национализм — это его более легкая (но немаловажная) форма, когда межнациональные конфликты не переходят в войны. Это в основном, события, основанные на ущемлении национального достоинства в повседневной жизни.
Сюда можно отнести факты, нигде не зафиксированные официально: конфликты между небольшими группами людей, употребление резких «ярлыков», затрагивающих национальные чувства, проявление неприязни в общении, частные столкновения и т.д.
Большую проблему представляет собой международный национализм - войны и другие конфликты, имеющие государственное или мировое значение. Это проявление национализма оказывает влияние на жизнь не только народов, но и отдельных стран.
Возьмем для примера несколько широкомасштабных исторических фактов, в основном, конфликтов, несущих межнациональный характер.
«В ночь с 14 на 15 мая 1948 года началась Арабо-израильская (Палестинская) война сразу же после провозглашения на части палестинской территории независимого государства Израиль. В ходе войны израильтянами была захвачена значительная часть территории, которая предназначалась по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН для создания Арабского государства (около 48%). Беженцами стали около 900 тысяч арабов. В 1949 Израиль заключил перемирие с соседними арабскими странами: Египтом, Ливаном, Иорданией, Сирией, участники конфликта не подписали никакого соглашения».
«В 1956 правительство Насера объявило о национализации Суэцкого канала для финансирования строительства Асуанской плотины — грандиозного сооружения, позволившего взять под контроль человека ежегодные разливы Нила. Решение о национализации вызвало негативную реакцию Англии, Франции и Израиля и военный конфликт в октябре 1956. Агрессия была прекращена совместными усилиями СССР и США».
«В декабре 1963 года на Кипре произошли вооруженные столкновения между греками и турками. Кипрский вопрос стал предметом обсуждения в Совете Безопасности ООН, по решению которого от 4 марта 1964 года на Кипр были направлены войска ООН. В результате обострения межнациональных отношений на Кипре турецкое население, проживавшее компактными группами в различных регионах страны, еще больше обособилось от греков».
«В условиях острой межпартийной и межэтнической борьбы в январе и июле 1966 года в молодом африканском государстве Нигерия произошли военные перевороты. В мае 1967 года сепаратисты Восточной Нигерии объявили о создании самостоятельной «республики Биафра». Междоусобная война в стране завершилась к началу 1970 года победой центральной власти».
«С января 1993 Чехия и Словакия по обоюдному решению стали существовать как независимые государства. Это редчайший пример мирного разделения образованных при распаде империй многонациональных государств» (смотрите также приложение 5).
Этих газетных и энциклопедных вырезок достаточно для того, чтобы понять всю широкомасштабность межнациональных конфликтов. «Да, эти события действительно были. Но они произошли уже давно и не имеют никакого значения для нынешней ситуации!» - скажете вы. Это не так, потому что подобные случаи фиксируются и в настоящее время.
Предпосылкой к развертыванию межнациональных конфликтов являлось враждебное взаимоотношение между русским, в данном теме, и другим народом, где русские почувствовали себя «гостями в своей стране» после распада СССР. Несмотря на принятые Россией меры, направленные на погашение нацистских настроев и на предотвращение серьезных конфликтов, как мировых, так и бытовых, они не только не прекращаются, но, вопреки всему, остаются проблемой и в современное время. Одной из таких мер является принятая в 1991 году Декларация прав и свобод человека и гражданина, в которой многие статьи относятся к теме отношения народностей (приложение 6).
В последние годы в близэкваториальном пространстве различных частей света полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали, Грузии, Азербайджане, Армении, Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Северо-Кавказском регионе России и других. Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный, межплеменной характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко в полномасштабные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками (азербайджанцами). Первопричины длящихся конфликтов часто стираются временем, уходят в подсознание и выражаются в труднообъяснимой, почти патологической национальной нетерпимости.
Во многих республиках национальные движения нетитульных народов не имеют антирусской направленности, а начались как конфликты национальных меньшинств против титульных наций: армян против азербайджанцев в Нагорном Карабахе, абхазцев, осетин против грузин и т.д.
Разумеется, нельзя отрицать наличия антирусских настроений среди отдельных категорий населения северокавказских республик. Нельзя исключить и попытки силовых решений проблем национального самоопределения тех или иных народов.
Аналогичные противоречия и конфликты имеют место и между различными народами Северного Кавказа в составе Российской Федерации. Экономические и территориальные противоречия между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией, Осетией и Грузией, лезгинами и Азербайджаном, Абхазией и Грузией и т.д. и делают невозможным в перспективе формирование какого-нибудь единого политического или иного государственного образования народов Северного Кавказа вне России и вопреки воле России. Обоснованность этого довода подтверждается разгоревшимся осетино-ингушским конфликтом, который может служить прецедентом и моделью для возможных в будущем конфликтов (между северокавказскими народами в том числе).
При таком раскладе «кавказская война» может обернуться войной не только и не столько против «общего врага» в лице «Российской империи», сколько войной всех против всех. Как показали осетино-ингушский конфликт и в еще большей степени абхазо-грузинская война, в создавшихся условиях попытки решения проблем вооруженным путем не только обречены на неудачу, но и порождают множество еще более сложных узлов неразрешимых проблем и чреваты тяжелейшими последствиями для всех конфликтующих сторон.
Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся. Стремящиеся к власти и собственности национал-политические силы ловко используют стихийное недовольство. Подогревая его, они выставляют себя защитниками нации. В таких ситуациях именно национализм становится самой понятной, самой близкой и объединяющей идеологией. Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает людей с полуслова, с полудвижения.
«Нация есть сообщество людей, которых объединяют иллюзии об общих предках и общая ненависть к соседям». (Уильям Индж).
Преступные разборки в стихийных межнациональных столкновениях могут ограничиться массовыми беспорядками, совершением тяжких преступлений против личности, собственности, общественного порядка, а в политически и идеологически организованных - вылиться в полномасштабные вооруженные сражения. В них преступления в отношении противоборствующей стороны вершатся с утроенной энергией и с еще большим сознанием своей правоты. Убийства мирных жителей, захват заложников, изнасилования, грабежи, поджоги, разбои, разрушение селений, предприятий и учреждений становятся ответными. Под видом священной мести делается все, что приносит вред другой нации. Взаимоуничтожение продолжается до всеобщего умопомешательства. Новые витки насилия становятся все более жестокими. Они стимулируются только что понесенными жертвами, новыми обидами и целенаправленной пропагандой заинтересованной в разжигании конфликта открытых и тайных сил, использующих в личных преступных целях механизм нарастания нетерпимости, агрессивности и ненависти.
Даже сейчас, в современное время, люди готовы участвовать, если понадобится для страны, в борьбе с людьми другой национальности. Причем, большинство из них не пожилые, пережившие распад СССР люди, а представители следующего поколения - ученики (приложение 7). Столь высокая готовность селян участвовать в подобного рода разборках не может не вызвать озабоченности хотя бы потому, что ставка на силу как метод решения назревших проблем становится все заметнее.
Из всего вышесказанного я сделала следующие выводы:
Вывод. Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлена многими причинами: политическими, экономическими (безработица, обнищание), социально-психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальными и другими. Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий. Конфликт возникает тогда, когда народ оказывается (реально или нет) в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, угнетенным; когда решение многих проблем видится лишь в национальном самоутверждении.
Поселок Бор - большей частью северный поселок, поэтому неудивительно, что в нем проживает немалое количество людей, принадлежащих к северным этническим общинам. Другое дело, что значительную часть территории занимает коренное население русской национальности. Безусловно, конфликты на этой основе возникают, но конфликты эти носят бытовой характер.
В современное время громких конфликтов не возникало, т.к. к этому обязывает жизнь в деревне: совместная, соседская жизнь, не терпящая громких скандалов и шума, и воспринимающая их как исключение из правил. На первый взгляд, никаких национальных притязаний не осталось. Однако, углубившись в эту проблему, становится ясно, что жители Бора все же имеют неприязнь к людям другой национальности и из правил этикета скрывают ее.
Эти слова подтверждают результаты проведенного тестирования (приложение 8). Большинство опрошенных не позволят малочисленным народам не соблюдать конституция РФ. Почти поровну распределились ответы на вопрос (1) о гражданах азиатских и африканских странах, т.е. можно судить о предрасположенности окружающих к другим странам, а поэтому - к нациям.
Государство проводит много мероприятий по урегулированию национальных проблем. Обширную тему для исследований представляет собой тема нормативно-правовых льгот, предоставленных народам севера. Но эта тема очень сложная, многогранная и поэтому ее желательно рассматривать как отдельный вопрос.
В нашем поселке существует этническая община, в которую входят люди другой национальности. Этот факт подтверждает желание некоторых представителей нерусской национальности объединиться для соблюдения обычаев и традиции своего народа и не сливаться с русским обществом.
В нашем поселке Бор Красноярского края проживает очень большое количество людей другой национальности. Вследствие этого здесь образуются смешанные семьи, чаще всего встречаются немецко-русские, украино-русские, а также семьи с членами белорусской, казахской, грузинской, армянской национальностей.
Большинство из этих семей полные, имеются дети. Дети-подростки таких семей неизбежно попадают в школы, каждый день им приходится общаться.
Тут встает вопрос: необходимо ли детям из смешанных семей особое образование? Нуждаются ли они в каких-то специальных мероприятиях, организациях, направленных на сохранение обычаев, традиций, присущих нерусским членам их семей?
При исследовании этого вопроса, оказалось, что жизнь в русском поселке для смешанных семей совсем не угнетающая. Многие вообще считают себя чисто русскими людьми и не боятся, что их дети будут иметь такую же точку зрения (приложение 9).
Возьмем для рассмотрения одну из смешанных семей.
Беккер Владимир Артурович - учитель БСШ. Сам по национальности немец, жена - Татьяна Сергеевна - эвенк. Имеют двоих детей.
— Владимир Артурович, как вы относитесь к людям другой национальности (чисто русским)?
Хорошо. Честно сказать, мне без разницы, к какой национальности принадлежит человек, лишь бы он был хорошим, настоящим человеком.
— Встречали ли вы предвзятое отношение по отношению к себе от людей другой народности?
Да. В детстве, когда я еще жил и учился в Верхне-Имбатске, по нерусской внешности ровесники обзывались на меня. Но потом все само собой прошло.
— Мешает ли вам сейчас ваше нерусское происхождение общению с русскими людьми?
Совсем нет. Я даже не ощущаю никакого различия.
— Отличаются ли смешанные семьи от однородных, или нет?
Я считаю, что смешанные семьи даже более прочные, чем другие. На общении это никак не сказывается, только интереснее.
— Кем больше считают себя дети по национальности? Встречают ли они неприязнь со стороны ровесников?
Они даже не задумываются об этом, потому что никто их не обижает и не напоминает. Современные дети, даже младшего возраста более осведомлены в этом вопросе, чем в наши времена, поэтому они с пониманием, что ли, относятся к нему, или так же не обращают внимания, не замечают разницы. Дети ведь в какой-то степени умнее взрослых.
Здесь мы проследили отношения смешанных семей с окружающими со стороны взрослого её члена. А теперь рассмотрим этот вопрос со стороны подростка из смешанной семьи.
Астапенко Мария, ученица БСШ. Семья украинско-русская.
— Как ты относишься к людям другой национальности (чисто русским)?
Очень, очень и очень хорошо. Я сама считаю себя русской, и общаюсь с русскими, поэтому у меня нет национальных предрассудков.
— Встречала ли ты предвзятое отношение по отношению к себе от людей другой народности?
Да, но наоборот - в лучшую сторону, это отношение было хорошее. Это было 2 года назад на Украине. Все мои друзья-ровесники говорили, что русские им как родные.
— Мешает ли вам сейчас ваше нерусское происхождение общению с русскими людьми?
Нет, конечно, нет! Я же сказала, что сама считаю себя русской.
— Отличаются ли смешанные семьи от однородных, или нет?
Нет. Я думаю, что различие только в языке. Но в нашей семье все как обычно, и ничем наша семья от других не отличается.
— Кем ты больше себя считаешь по национальности?
Русской.
Из этих примеров видно, что в нашем поселке не присутствует открытая дискриминация ни смешанных семей, ни детей-подростков из этой семьи. Однако были рассмотрены лишь ситуации со стороны взрослого человека и почти взрослого подростка. Но еще остаются взаимоотношения между дошкольниками. Известное высказывание «Дети очень жестоки», применимо ли оно к данной ситуации? Оставим этот вопрос открытым, вспомнив слова Владимира Артуровича Беккера об отношении его маленькой дочери с ровесниками.
При проведении опроса я сталкивалась с такими фразами людей: «Извини за такой нацистский ответ - я не патриот!» Я не возражала им в ответ, но задумалась над этим вопросом: является ли национализм (шовинизм) одной из форм патриотизма? Как это должно воспринимать государство?
Одним из самым важных вопросов, на мой взгляд: как различить эти два явления? Для этого необходимо знать, что такое национализм, а что - патриотизм (приложение 4).
Из словаря Ожегова и Шведовой видно, что патриотизм - это любовь к своей родине; уважение и преданность, помощь и защита - дополню я. Никакого намека на дискриминацию других народов, никакого намека на ущемление чьих-то прав. Тем более, ненависть к другому народу не означает, что этот человек является патриотом.
Есть много точных изречений, характеризующих такую категорию людей: «Величие нации должно уместиться в каждом ее представителе». (Станислав Ежи Лец).
«Наша истинная национальность - человек». (Герберт Уэллс).
«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». (Н.А.Добролюбов).
Эти определения помогают понять, что патриотизм должен проявляться обязательно в любви к своей Родине, а не в ненависти к другому народу. Проявление уважение к ним — уважение к себе. Из литературы мы узнаем множество пословиц, свидетельствующих о человеческой личности по отношению к другим («Обращайся с другими так, как хочешь, чтобы обращались с тобой»). Наличие подобных жанров в фольклоре - устном народном творчестве - свидетельствует о большой осведомленности народа (!) в межнациональных проблемах и стремлении повлиять на них для быстрейшего их решения.
Причин того, что граждане нашей страны путают шовинизм с патриотизмом, множество. Решение этих вопросов связано по большей части с психологией человека. Наиболее явные из них:
- раннее присутствие человека в детстве при национальных размолвках. Запоминая обстоятельства, мнения родителей, друзей и окружающих, ребенок представляет людей другой народности врагами. Вследствие этого он всю свою жизнь, если не изменит взглядов, стремится навредить им и при этом будет считать себя сторонником своей Родины.
- ущемление россиян правительством во времена распада СССР, когда они почувствовали угнетение —> обида, в какой-то степени зависть, ревность —> отсюда следствием идет враждебное отношение к нерусским и называние себя патриотами.
- в современное время - ущемление прав России со стороны других стран (самый яркий пример - Олимпийские игры в Афинах). Неудивительно, что жители РФ возмущены таким поведением, и, стремясь защитить права своей страны, а, значит, проявить патриотизм, выступают против людей другой национальности.
И т.д.
Тем не менее, интернациональное общение полезно для каждого нормального человек. Во-первых, оно дает понять человеку позиции своей страны в отношении других народов. Во-вторых, осознавая различия между «нами» и «ними», русские начинают воспринимать страну как единое целое, т.е. интернационализм сплачивает людей одной национальности.
В-третьих, подобное общение, безусловно, дает некоторые знания о жизни в других странах человеку. Получив их, он может обучиться на ошибках или применить открытия для своей страны, тем самым, улучшив жизнь самому себе. Таким образом, интернациональное общение оказывает огромное влияние на развитие государств.
И, наконец, происходит обогащение культуры народов при интернационализме.
Проведенный мной опрос между жителями нашего села затрагивает многие проблемы межнационального общения (приложение 10). Его результаты поднимают вопрос о терпимости людей, и насколько это человеческое качество может повлиять на положение в стране и в мире в целом.
Если смотреть в общем, то итоги опроса «согласие или несогласие» покажутся не такими уж и ужасающими: во всех ответах преобладают такие, которые свидетельствуют о стабильном положении в поселке.
Стандартный вопрос «хотелось бы пожить в другой стране» вызвал почти единодушное согласие. Этот факт обуславливается тем, что деревенскими (даже сейчас к людям нашего поселка можно приставить такое определение) жителями движет стремление сменить место жительства на время, чтобы познать другую страну, для них неважно какую. Это, с одной стороны, чистый интерес, любопытство, бегство от быта; а с другой стороны, пусть подсознательно, но это стремление сравнить «Как там, за границей, лучше живут или хуже? И как живут?»
Пункты опроса, направленные на личные восприятия другой национальности, более всех отразили патриотизм наших людей. Здесь сразу видно, что русские предпочитают выбирать себе в спутники жизни (супругов, друзей) людей своей национальности. Наяву недоверие к «чужим», близость к «своим». При ответе на этот вопрос, многие опрашиваемые комментировали: «Лучше свои», «Я всегда с нашими!» Я подчеркиваю эти слова, так как они отражают то, что русские применили осознание себя патриотом. Причем, здесь оно даже уместно, т.к. не проявляется ненависти к другим народностям, а больше любовь к своим согражданам.
Но прочтите данные утверждения для опроса. «Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились», «Человек другой культуры, с другими привычками, обычаями пугает или настораживает окружающих», «Человека, который любит и помогает другой стране больше, чем своей, необходимо наказывать». Ужасает не столько суть этого вопроса, сколько итоги ответов на него. На первые два утверждения около половины опрашиваемых дали утвердительный вопрос (!), и даже на третий, который кажется таким естественным, нашлись те, кто ответил положительно. Естественно, у каждого своё мнение, участники опроса приводили свои, порой веские доводы в пользу такого ответа. Но перспектива такого общественного мнения не радует. Восприятие народов, как единого целого, и суждения об этом едином целом по одному его представителю; наказание человека за его мнения и действия, которые не приносят стране ущерба. Отсюда можно сделать вывод, что в наше время еще сохранились пережитки социализма, характерного для советского времени, и еще сохраняется возможность развития национализма, на патриотической основе (только нашей стране, только нашей национальности, и никому).
Стремление помочь нашей стране, участвовать в её развитии - истинное проявление патриотизма. Интернациональные отношения в этом случае играют важную роль, т.к. создают конкуренцию - в отраслях промышленности, в сельском хозяйстве и т.д. - и сплачивают людей одной страны (не национальности (!)) в одно целое. Но порой такое стремление переходит в желание быть лидером, тогда уже речь идет о личностных качествах лидера, которые человек переносит на политическую арену. Здесь очень много нюансов; например, спортивная поддержка страны (соревнования, чемпионат) содержит в себе патриотические настрои, однако когда речь идет о национальном превосходстве, то никаких патриотических оттенков даже и быть не может.
Отдельного разговора заслуживает почитание страной своих достояний: флага, памятников, гимна - запрещение измывательства, насмехательства над ними, и наказание тех, кто через этот запрет переступил.
Вывод. С давних пор и до нынешнего времени люди путают национализм с патриотизмом, сохранилось это и в нашем поселке Бор. Патриотизм переходит в шовинизм, когда человек не имеет возможности помогать своей стране и стремится угнетать другую. Чаще всего это происходит не между суверенными государствами, а путем ущемления прав и достоинств нации, проживающей рядом, в России.
Опрос жителей села доказывает сохранение проблемы национализма в поселке, прикрытого за благородным понятием патриотизма. Для разрушения этого необходимо воспитывать в ребенке с раннего детства любовь к Родине не путем сравнения с другими странами (сравнивая Россию с другой страной, ребенок запоминает языковые, внешние различия и затем наблюдает их в людях другой нации, развивается неприязнь), а путем привития уважения и близости к своей. Последний метод более сложен.
Мы оправданно гордимся тем, что нации и народности имеют свою письменность, язык, литературу. Эта «собственность» определяет национальную самобытность народа. Но, с другой стороны, она, во многом, является предметом межнациональной вражды.
Цель моего реферата рассмотреть отношения наций, как взаимоотношения между людьми, а не брать в рассмотрение материальную и практическую сторону этого вопроса. То есть не рассматривать то, какие законы приняты главами поселка для улучшения жизни отдельных народностей, для их обычаев и традиций, для компенсирования им проживания в России.
Таким образом, психологическое состояние населения во многом определяет степень напряженности в нашем поселке, которая, как уже доказано, все же имеет место.
Обратимся вновь к приложению 3, т.к. этот опрос позволяет сделать важные выводы. Опрашиваемым, в частности, был задан вопрос о роли национальной принадлежности в формировании личности. Давая ответ на данный вопрос, опрашиваемые задумывались о значимости этнической принадлежности в групповом менталитете. Людям, как известно, свойствен поиск общественной опоры, необходимой для ощущения социальной защищенности, прочных житейских взаимосвязей. И в этом смысле вполне можно понять отчетливую ориентацию на национальную общность, которая в тяжелый час всегда окажет поддержку. К тому же ныне происходит своеобразный "всплеск" национального самосознания, усиливается интерес человека к культуре своего народа, его историческому прошлому.
В этом пункте я хотела бы пояснить роль толерантности в ситуации взаимоотношений этносов.
Понятие толерантности многолико. В качестве особого аспекта оно присутствует при анализе различных сторон деятельности человека и развития общества. Данное понятие имеет свои смысловые оттенки в разных языках.
Для того чтобы понять, применимо ли это понятие к данной ситуации, необходимо хотя бы в вкратце знать значение этого слова.
Перевод слова «толерантность» с разных языков
Язык |
Перевод на русский |
английский |
Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь |
французский |
Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов |
китайский |
Проявление великодушия в отношении других |
арабский |
Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим |
персидский |
Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению |
В общем, я буду воспринимать значение понятия толерантности, как терпимость, как ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.
Психологи выделяют следующие социальные показатели толерантности:
По мнению психологов, лучшее понимание толерантности воспринимается благодаря уяснению сущности ее противоположности - нетерпимости (интолерантности). В основе нетерпимости лежит убеждение, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни выше, лучше, чем у других. Она отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, предпочитает подавление, а не убеждение. Формы проявления нетерпимости разнообразны: оскорбления, игнорирование, осквернение религиозных или культурных символов, угрозы, запугивание, преследование, поиск врага, дискриминация, расизм.
Вот и вывод, присущий к моей теме: причиной неприязненных отношений между нациями, если принять во внимание только понятие терпимости, является отсутствие толерантности у жителей нашего поселка и наличие интолерантности. Для подтверждения этих слов необходимо провести психологический опрос между ними, но так как мне ближе школьники, то их, как участников опроса, будет подавляющее большинство.
Характер представленных в опроснике мнений относительно национальных проблем общества, а также предоставляемая данным опросником возможность выявить, насколько подростки разделяют эти мнения, позволяют сделать вывод об уровне сформированности толерантности (или интолерантности) у школьников.
Условно разделяют 4 таких уровня:
- Высокий уровень толерантности. Характеризуется признанием, принятием и пониманием иных культгрупп.
Результатом проведенного опроса (приложение 11) является утверждение, что учащиеся БСШ имеют невысокий уровень интолерантности. Из определения этого уровня можно сделать вывод, что для школьников Бора характерна неприязнь к людям другой национальности, но при посторонних людях они боятся ее показывать.
Все вышеизложенные исследования на территории поселка Бор побудили меня выявить причины неприязни русских людей к людям другой национальности.
Предпосылки развития национальной проблемы начались еще давно. Во времена СССР был интернационализм, т.е. сплоченность всех многочисленных наций в одно целое, в одну общность, имя которой «Советский народ». У советских людей, независимо от нации, не было перспектив в будущем при митингах и стачках, поэтому они происходили редко. При распаде СССР это обстоятельство исчезло и появились законы, направленные на самоопределение национальностей, входящих уже в Российскую Федерацию.
Основные выводы работы таковы:
Демократические принципы разрешения национального вопроса могут определить так:
В своей работе я сделала заключение о том, что на территории нашего поселка сохраняется неприязнь к представителям другой национальности. Так как наш поселок не привлекает себе внимания со стороны крупных городов России и остается незаметным, то этими исследованиями я разрушила в первую очередь свои представления о том, что он лишен этих проблем, характерных для мегаполисов и более крупных, чем Бор, мест жительства.
Работая над рефератом, я много узнала об особенностях межнациональных отношений. Мне удалось выявить причины этих отношений в узком кругу, и я поняла, что эти причины в основном заключаются в психологии людей.
Самым интересным для меня в этой работе был анализ результатов различных опросов. Я встречала и схожие мнения, и абсолютно противоречивые. Это побудило меня значительное внимание остановить на рассмотрении ситуации «Человек и человек», а не «Нация и нация» в пункте «С психологической точки зрения».
Своей работой я хотела бы разрушить устойчивые стереотипы о представителях другой национальности, доказать, что это не является причиной для конфликтов, что главное в человеке не национальность, а его моральные и человеческие качества личности. Национальность, наоборот, может служить поводом для дружбы и общения, а не становиться камнем преткновения. Таким образом, следует, что самопознание в человеке иногда доходит до стадии, когда ее используют в негативных целях.
Рассмотрение шовинизма в работе занимает особое место. Исследовав эту область, я поняла, что подавляющее большинство конфликтов возникает сначала на бытовом уровне, а затем перетекает в международный. Поэтому, это же большинство не имеет серьезных причин для возникновения, т.к. основано на противоречиях отдельных представителей разных национальностей и со временем набирает обороты.
Важным итогом моей работы было определение, из чего возникают конфликты между «Своими — чужими». Это происходит, прежде всего, из семьи и общества человека, от его воспитания и условий жизни. Совокупность этих четырех фактов никогда не приведет к стремлению человека угнетать права других себе подобных, даже отличающихся национальностью. Отсюда можно утверждать, что государство и каждый человек в частности, обязаны обеспечить каждого своего гражданина (государству) и ребенка (всем) этими четырьмя условиями.
Цель работы - доказать необоснованность предвзятого отношения к представителям другой национальности - я пыталась доказать во время всей работы над рефератом. На мой взгляд, необоснованность предвзятого отношения к таким людям состоит уже из самой характеристики человека. Людям свойственно искать отличия и быть отличным от других. Точно так же им свойственно доказывать свое превосходство над другими, или добиваться этого превосходства. Следовательно, если бы в стране не стоял вопрос национальности, один народ всегда бы нашел, над кем проявить дискриминацию. Так относятся друг к другу классы в одной параллели, группы на уроке, на которые учитель разбил весь класс, команды из разных городов или сел на соревнованиях. Точно так же они относятся друг к другу: враждуют, ссорятся, а когда узнают друг друга ближе, то им становится интереснее в общении: как у них, как они, по сравнению с нами. Это такой же пример, только в гораздо меньшем и не таком серьезном масштабе, как межнациональные конфликты.
1. «БЭКМ» - «Большая энциклопедия Кирилла и
Мефодия», 2002 г.
2. Г.И.Авцинова. - «Социальная структура
общества», 1996 г.
3. А.Клименко, В.Румынина. - «Экзамен по
обществознанию». - г.Москва, 2001 г.
4. В.М.Лизинский. - журнал «Классный
руководитель». - г.Москва, № 3, 2004 г.
5. Н.В.Жутикова. - «Психологические уроки
обыденной жизни». - г.Москва, 1990 г.
6. В.П.Максаковский. - «География 10». - г.Москва,
1990 г.
7. Р.Г.Абдулитов. - «Человек. Нация. Общество».
- г.Москва, 1991 г.
8. Петер Шютт. - «Мавр сделал свое дело...». -
г.Москва, 1985 г.
9. В.П.Долматов. - журнал «Родина». - г.Москва;
№ 10, 1993 г.
10. А.Ю.Лабезников. - «Преподавание истории
и обществознания». - г.Москва, № 8, 2002 г.; № 1,
2004 г.
11. А.П.Прохоров. - журнал «Преподавание
истории в школе». - г.Чехов; № 2, 1996 г.; № 4, 2001 г.
12. К.Е.Зинченко. - «Русские православные
монастыри и их роль в развитии национальной
культуры».
13. "Межнациональные противоречия в
современной России". - Санкт-Петербург, 1996
г.
14. Н.А.Горохова. - "Новый подход к
определению "нации"; национализм".
15. Д.П.Паршиков. - «Интернациональные
экономические отношения». - г.Москва, 1999 г.
16. А.О.Сурнина. - «Россия, как единое
политическое сообщество народов». - г.Москва,
1996 г.
17. А.Новиков. - «Народы Европейской части
России». - г.Москва, 1998 г.
Народы | Численность | |
В тыс. человек | В % ко всему населению | |
Русские | 113522 | 82,61 |
Татары | 5011 | 3,65 |
Украинцы | 3658 | 2,66 |
Чуваши | 1690 | 1,23 |
Народности Дагестана | 1402 | 1,02 |
Башкиры | 1291 | 0,94 |
Мордва | 1111 | 0,81 |
Белорусы | 1052 | 0,77 |
Немцы | 791 | 0,58 |
Чеченцы | 712 | 0,52 |
Евреи | 701 | 0,51 |
Удмурты | 686 | 0,50 |
Марийцы | 600 | 0,44 |
Казахи | 518 | 0,38 |
Коми и коми-пермяки | 466 | 0,34 |
Армяне | 365 | 0,27 |
Осетины | 352 | 0,26 |
Буряты | 350 | 0,25 |
Якуты | 327 | 0,24 |
Кабардинцы | 319 | 0,23 |
Другие | 2487,6 | 1,81 |
Всего | 137411,6 | 100,0 |
№ п/п | Название народа | Название ATE | Коэффициент концентрации | |
1992 год | 1979 год | |||
1. | Калмыки | республика Калмыкия | 88% | 83% |
2. | Коми | республика Коми | 87% | 86% |
3. | Удмурты | республика Удмуртия | 67% | 67% |
4. | Коми-пермяки | Коми-Пермяцкий АО | 65% | 64% |
5. | Башкиры | республика Башкирия | 64% | 65% |
6. | Карелы | республика Карелия | 60% | 59% |
7. | Чуваши | республика Чувашия | 51% | 51% |
8. | Марийцы | республика Марий Эл | 50% | 49% |
9. | Татары | республика Татария | 32% | 27% |
10. | Мордва | республика Мордовия | 29% | 28% |
Название Республики |
Столица Республики |
Нации в населении, % |
|
|
|
Титульной |
Русских |
Чувашия |
Чебоксары |
68 |
27 |
Татария |
Казань |
49 |
43 |
Калмыкия |
Элиста |
45 |
38 |
Марий Эл |
Йошкар-Ола |
43 |
48 |
Мордовия |
Саранск |
33 |
61 |
Удмуртия |
Ижевск |
31 |
50 |
Коми |
Сыктывкар |
23 |
58 |
Башкирия |
Уфа |
21 |
39 |
Карелия |
Петрозаводск |
10 |
74 |
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства.
НАЦИОНАЛИЗМ - идеология и политика в национальном вопросе, основа которых - трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В 19-20 вв. национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке, сопровождаемый идеей национального превосходства и национальной исключительности; нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.
ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ - (в этнографии), исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин «этническая общность» близок понятию «народ» в этнографическом смысле.
ЭТНОГРАФИЯ (от греч. ethnos — племя, народ) (этнология) - наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру. Становление этнографии как науки во 2-й пол. 19 в. связано с эволюционной школой (Э.Тайлор, Л.Г.Морган и др.), исходившей из идей единства культуры человечества. С кон. 19 в. исследует региональные культуры и их взаимовлияние (диффузионизм, культурно-историческая школа). Развитие теоретической этнографии в 20 в. связано с концепциями Л.Леви-Брюля, Б.Малиновского, А.Радклифф-Брауна, К.Леви-Строса и др.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЯЗЫК - язык нации, сложившийся в процессе ее развития; система нескольких форм существования языка: литературный язык (устная и письменная формы), народно-разговорные разновидности языка и диалекты.
НАРОДНОСТЬ - исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. В современной литературе идет дискуссия о признаках и соотношении народности и нации.
ПАТРИОТИЗМ - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина) - любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.
«После распада СССР во многих республиках вспыхнули острые противоречия между различными кланами в борьбе за власть. Наиболее тяжелым оказалось положение в Таджикистане, так как рядом Афганистан, значительную часть населения которого составляют этнические таджики. После избрания в 1994 президентом Эмомали Рахмонова начался переговорный процесс между враждующими сторонами».
«В 1950 году, победившие в гражданской войне в Китае коммунистические войска были введены в Тибет. Здесь стала проводиться общая для коммунистических режимов антирелигиозная кампания, закрывались монастыри. Для ассимиляции тибетцев широко практиковались насильственные браки с китайцами и высылка во внутренние районы Китая. В 1959 году в Тибете вспыхнуло восстание, подавленное китайцами. Более чем 100 тысяч беженцев во главе с 14-м Далай-Ламой (род. в 1935 г.) нашли приют в Индии, где было организовано правительство Тибета в изгнании. В дальнейшем коммунистический режим в Тибете был несколько смягчен».
«После XX съезда КПСС и начавшейся в СССР оттепели во многих странах социалистического лагеря активизируются самые различные силы. В Венгрии развитие событий вышло из-под контроля руководства компартии и потребовалось введение советских вооруженных сил для подавления восстания. Менее кровавый характер имели события в Польше. Везде участие советских войск воспринималось как подавление русскими национально-освободительных движений. После кризиса к власти в Венгрии пришло правительство Я.Кадара, которое осторожно проводит экономические реформы, разрешает мелкое предпринимательство и другие формы частной собственности».
«В декабре 1960 года был образован Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), выступавший против прозападного режима в Сайгоне. Вооруженные силы Демократической Республики Вьетнам (ДВР) поддержали усилия НФОЮВ. Со стороны ДРВ военные действия приняли форму крупномасштабных партизанских операций на территории Южного Вьетнама против вооруженных сил Южного Вьетнама и его союзника США. Помимо массированных бомбардировок Северного Вьетнама США оказывали поддержку Сайгону в проведении военных операций против партизан, предоставляли экономическую помощь».
«В апреле 1962 года были подписаны Эвианские соглашения, предоставившие независимость Алжиру. В этой французской колонии жило многочисленное европейское население, которое энергично сопротивлялось идее создания здесь самостоятельного арабского государства. В течение многих лет Франция вела изнуряющую вооруженную борьбу с арабскими партизанами. Лишь приход к власти Шарля де Голля, убежденного противника колониальных войн, позволил прекратить боевые действия и провозгласить независимость Алжира».
И т.д.
Рассмотрев представленный Президентом РСФСР проект Декларации прав и свобод человека и гражданина, Верховный Совет РСФСР постановляет:
1. Принять Декларацию прав и свобод человека и гражданина.
2. Комитету Верховного Совета РСФСР по законодательству, Комитету Верховного Совета РСФСР по правам человека, Комитету Верховного Совета РСФСР по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью подготовить предложения по приведению законодательства РСФСР в соответствие с положениями настоящей Декларации и внести их на рассмотрение Верховного Совета РСФСР.
3. Президиуму Верховного Совета РСФСР: включить намеченные к разработке законы в план законопроектных работ; поручить соответствующим комиссиям палат и комитетам Верховного Совета РСФСР подготовку указанных законопроектов.
Председатель Верховного Совета РСФСР
Р.И.Хасбулатов
Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года
Утверждая права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства, отмечая необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, Верховный Совет РСФСР принимает настоящую Декларацию.
…
Статья 3
(1) Все равны перед законом и судом.
(2) Равенство прав и свобод гарантируется государством независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
…
(4) Лица, виновные в нарушении равноправия граждан, привлекаются к ответственности на основании закона.
Статья 4
…
(2) Запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.
…
Статья 16
(1) Каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности.
(2) Каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке.
(3) Оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»