Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Жизнь пройти, не поле перейти


Ученица 11 класса, Николаевской с. о. ш. Райсвих Кристина
Красноярский край, Ирбейский район, село Ивановка
Руководитель Троицкая Наталья Петровна

Жизнь пройти, не поле перейти.
Век протянется – всего достанется.

Детство.

Я хочу написать рассказ о жизни моей бабушки по линии моей мамы. Бабушка, Дуппер Эмма Яковлевна, родилась в 1923 году 1 апреля в Молдавской ССР Одесской области Григоропольском районе селе Гликсталь. Мать её, Дуппер Магдалина Георгиевна 15 августа 1888 года рождения, была домохозяйкой, так как у неё была дочь – инвалидом, звали её Лидия. Отец, Дуппер Яков Иванович, 9 марта 1897 года рождения, работал кладовщиком в колхозе.

Они жили в собственном доме, построенном из камня. Дом был большой: шесть комнат и две кухни. На чердак со двора вела каменная лестница, где хранились зерно, фрукты, варенье. Был большой погреб, вход был со двора, тринадцать ступенек спускались вниз: по ступенькам стояли молоко, в бочках солёные огурцы, помидоры, баклажаны, капуста, арбузы, яблоки. А в самом погребе хранилось вино в больших бочках, которое сами делали из винограда и на зиму заносили туда ульи с пчёлами. Держали в своём хозяйстве свиней, две лошади, корову, кур. В огороде выращивали все овощи. Виноград был разбит на одном гектаре. Двор был огорожен каменным забором, он был оштукатурен и побелен. Всё лето работали на огороде, винограднике, когда были детьми. Училась в школе, которая была в этой деревне. В школе учили на немецком языке. Мать и отец бабушки знали русский язык, а бабушка его не знала. Училась бабушка в школе на «отлично» по всем предметам, кроме русского, по нему было «хорошо». Бабушка говорит: « Русский язык был один час в неделю, что мы могли выучить за один урок? Писала хорошо, списывала с доски и с учебника, а что пишу, сама не знала». Была пионеркой, активисткой, была членом редколлегии, потому что хорошо рисовала и могла писать большим шрифтом лозунги. Лозунги писала на все праздники.

Семья была большая, мать родила девять детей, семь дочерей и два сына. Семья была дружной и работящей. Семья уменьшилась: двое близняшек умерли, сразу после рождения, ещё одна дочь умерла через два года после рождения. Брату было 13 лет, он упал с лошади и умер. Осталось пятеро детей.

Бабушка любила помогать своему отцу на работе в колхозе на каникулах: веяла пшеницу, подписывала мешки, помогала считать. Помогала считать деньги, после того, как отец продавал колхозное подсолнечное масло на базаре. Оно стоило тогда две копейки литр.

В доме был Красный уголок, собиралась бригада крестьян, проводили собрания и учились грамоте, те люди, которые не умели читать и писать.

Бабушка ещё вспоминает период, когда раскулачивали зажиточных людей. Соседи, которые жили с обеих сторон их дома, были раскулачены. Люди были работящие, у них были взрослые дети, которые помогали родителям. Обрабатывали свою землю сами, было большое хозяйство, батраков они не нанимали. Но когда началась коллективизация и создавались колхозы, тогда забрали у этих людей всё, что было в доме и дворе, отдали всё в колхоз и выслали их в Сибирь. Бабушка тогда была маленькой и не всё понимала, за что людей этих так наказали.

В то время лошадей забрали у всех и у семьи Дуппер тоже. Разрешили держать одну корову и одну свинью, если держали две свиньи, то должны были сдать шкуру. Если тёлка подросла, то должны были отдать её тому, у кого не было скота. У соседа за огородом не было скота, было семеро детей, когда в хозяйстве у Дуппер подросла тёлка, осенью её отдали этим соседям, а весной тёлки уже не было, на следующую осень им уже дали другие люди и так они жили, пока дети не выросли. Мать у них была близорукая, очень плохо видела, а отец был лодырь. Колхозниками были люди, которые никогда не держали лошадей, многие не держали даже корову. Они не знали, как обращаться со скотом. Загоняли лошадей, после чего они издохли. Они к скоту, который отобрали у зажиточных людей относились как не к своему, не жалели его и после чего не на чем было пахать и сеять. Поля остались незасеянными, и наступил голод, в 1933 году. Деревня, где, жила бабушка не сильно голодала, так как они вырастили кукурузу. В некоторых деревнях был сильный голод и люди ходили по деревням и побирались. В этом году привезли в деревню 200 детей из Самары и раздали их по семьям, у которых не было детей, чтобы они не умерли от голода. Когда в стране стало лучше, дети уехали домой, один мальчик остался, потому что ему некуда было ехать, его родственники все умерли от голода.

В 1934 году пригнали первый трактор. Бабушка говорит: «Ночью пригнали трактор, для нас это была новинка и мы, все дети и даже взрослые бегали за трактором. Было смешно, как мы за ним бегали. Потом появились машины». Постепенно наладилась жизнь в колхозе. Люди работали мирно и спокойно. Был хлеб, выдавали зарплату деньгами мало, в основном на трудодни давали пшеницу, кукурузу, подсолнухи. Пшеницу люди сдавали государству, а государство в магазине выдавало товаром. Семья Дуппер жила хорошо, у них всё было.

Такая счастливая жизнь для бабушки и её семьи была до 1937 года.

Арест отца.

23 февраля 1937 года ночью постучали в окно и сказали: «Якуб, открывай!» В эту страшную ночь забрали 24 человека, все были, чьи то отцы. Перед арестом была проверка, сделали ревизию, у него всё было в порядке, не было недостачи и не было ничего лишнего. Но через неделю его всё равно забрали. Отца увезли в Тирасполь в тюрьму. Одну передачу взяли в марте, через две недели после первой передачи его уже там не было. Передачу не взяли и ничего не объяснили. Сказали: «У нас такого нет». Куда он делся, не сказали. Что с ним стало, не знаем до сих пор. У них были только догадки, у него было слабое здоровье и он, наверное, не выдержал и умер.

Бабушке пришлось оставить школу, она закончила семь классов. Директор школы приходил к её матери и просил, чтобы она продолжила учёбу в школе. Но мать её сказала: «Кто будет кусок хлеба зарабатывать?» Мать работать не могла потому, что дочерь была инвалидкой. Бабушка была четвёртой в семье.

Старшая сестра с 1914 года рождения, Дуппер Магдалина Ивановна, была дочерью от первого брака. Первый муж у матери умер от болезни. Она осталась одна с тремя детьми. Когда пришёл с армии брат Ивана, Дуппер Яков, он решил жениться на жене старшего брата, чтобы не сиротить детей. Была ещё сестра Лидия 1919 года рождения, она не могла работать, так как была инвалидом с детства. Брат Яков с 1921 года рождения, в 1934 году упал с лошади и умер через два дня. Бабушка была старшей дочерью у Якова, остальные были младше её. Бабушке пришлось идти на работу в 13 лет и работать наравне с взрослыми. У каждого была своя норма: пололи пшеницу руками, кукурузу, подсолнухи, виноград – тяпкой. Работали с утра до вечера. Строго следили за прополкой, если плохо, заставляли полоть заново. Женщины, у которых были семьи, много детей, им нужно было стирать и кормить детей, не успевали выполнить норму и пололи в праздники, за что их штрафовали.

В праздники обязательно в каждом дворе должен был вывешен красный флаг, шла демонстрация через посёлок, все должны были быть на празднике.

В 1939 году замуж вышла старшая сестра Магдалина за Брацель Якова Яковлевича. Сестра с семьёй жила с семьёй Дуппер, жить стало легче, так как появился мужчина в доме. У них родилось два сына: в 1939 году родился Эмиль, а в 1941 году – Яков. Жили так до 1941 года.

Война.

22 июня 1941 года, в этот день бабушка вспоминает: «Мы с девчатами поехали полоть просо, нужно было все травинки выдёргивать руками. Провели весь день на коленях. А вечером пришли домой и увидели мужчину, который ходил с большим колокольчиком , звонил в него, останавливался и говорил людям, чтобы собирались на бригадное собрание.» Бабушка объяснила, что у этого человека была такая работа, он должен был ходить по деревне и объявлять о том, чтобы люди шли на собрание. Когда пришли на собрание. Бригадир сказал: «Завтра с рассветом всем взять лопаты и сумки с продуктами и прийти в бригаду, потому что

началась война, нужно копать окопы». Бабушка говорит: «Страшно было думать об этом. Хлеб уже созрел. А тут война. Хлеб в этот год был хороший, колоски крупные. На утро поехали все: женщины, которые были без детей, парни, девчата, мужики в Григорополь. Там течёт река Днестр, возле реки нас заставили копать окопы, ширина шесть метров, глубина с одной стороны 1 метр 20 сантиметров, а с другой 2 метра 50 сантиметров, чтобы танк с одной стороны мог заехать, а с другой не мог выехать». Бабушка говорит: «Наши танки шли на фронт день и ночь, очень много их было, не видно было конца и края».

Люди там жили постоянно, никого не пускали домой, у реки ночевали все друг возле друга прямо на земле.

Однажды ночью фашисткие самолёты обкидали зажигательными бомбами, бабушка говорит: «Я проснулась, а кругом всё горит. Люди почти все убежали, встретила я одну девушку Фриду со своей бригады. И мы решили бежать за мужиками, так как думали, что они надёжнее женщин и понимают больше их, что делать в такой ситуации. Сейчас вспоминать об этом смешно, а в то время было страшно». Бабушка рассказывает дальше: «Мы пробежали 16 км за мужиками и прибежали на пулемётную точку, там кричат: «Руки вверх!» Мы руки вверх, а тут летит самолёт немецкий, тут кричат: «Ложись!» Мы легли. Самолёт улетел, а они заставили нас подняться и спросили? откуда мы. Мы им рассказали. А красноармейцы приказали вернуться назад». Бабушка говорит, что они сильно испугались и не хотели идти, но их заставили идти назад. Когда пришли, у бабушки весь день шла кровь из носа, не могли остановить её. Отработали до вечера, а ночью бабушка убежала домой одна, чтобы узнать всё ли в порядке дома. Дома было нормально, мать варила для евреев, которые сбежали с Бессарабии. Бабушка вернулась опять на окопы, а когда вернулась, узнала, что ночью кидали бомбы, бомбили реку. Но люди всё равно копали окопы больше месяца. А потом приказ: « Скот угнать в Сибирь, людей выселить, дома сжечь!» Скот успели угнать, а люди не успели уехать, за посёлок выехали, фронт отступал, бежали кто куда. Видели, как бомбы летели на дома, делали большие ямы, что можно было дом туда вместить. На разведку домой пошли девчата и увидели, что в каждом доме были немецкие солдаты. Когда они узнали, что девчата являются жителями этой деревни, они им сказали, чтобы вернулись в свои дома все люди.

Постепенно вернулись и те люди, которые были раскулачены. Немецкое правительство разделило колхозное имущество между людьми и землю, на человека два гектара. В колхозе был сад абрикосовый, разделили по два дерева на человека. Для семьи Дуппер и Брацель вышло одна лошадь, 16 деревьев с абрикосами и 16 гектаров земли. Люди объединялись, чтобы убрать урожай. Жители деревни платили налог немецкому правительству: сдавали виноград, пшеницу. Люди, чтобы выжить, хитрили, кто как мог. Прятали пшеницу, чтобы меньше сдавать. Так они жили до 1944 года, обрабатывали землю, ухаживали за хозяйством, в то время уже было 4 лошади, продавали вино и купили лошадей, потому что без них нельзя было прожить. Работали от зари до зари. Семья пополнилась, в 1943 году родилась дочь у сестры.

В 1943 году бабушка была конфирмирована в церкви и получила документ подтверждающий это.

 

Свидетельство о конфирмации.
Эмма Дуппер
Рождённая 01. 04. 1923 года в Гликстале
Крещённая 08. 04. 1923 года в Гликстале
Была конформирована после обращения в христианскую веру 07. 02. 1943 года в Гликстале.
Священник
Подпись
Адольф Брукнер
Священник евангелической церкви в Ройсмаркте (Зибенбрюгерин).
Печать: земельная консистория евангелической церкви в Румынии.

18 марта 1944 году пришёл приказ: «Освободить посёлок! Что можете взять с собой, берите!» Собрали всё, что смогли на подводу. Взяли продукты, одежду, но немного, потому что на неё должны были ещё поместить сестру – инвалидку, мать бабушки, трое маленьких детей. Корову привязали за подводу. Осталось вино полный погреб, пшеница и кукуруза на чердаке. Не хотелось уезжать из своего дома. Выбора не было, оставаться нельзя: «Кто останется, расстрел!»

Выехали все люди обозом. Дорогу показали на Бессарабию, кто мог идти, шли пешком. Бабушка шла пешком. Так прошли Бессарабию, Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию.

Корову продали в Бессарабии, потому что ей было идти трудно. В Венгрии, в городе Будапеште посадили на поезд, на котором возили скот, там остались лошади с подводой. На поезде приехали в Польшу в город Пабианитц. Всех расположили в школах и выдали удостоверение

 

Удостоверение личности.
Для черноморских немцев
Имя Дуппер Фамилия Эмма
Родилась 1. 4. 23…….в……………………
Место жительства…………………………
Где………………………………………….
Приписана к родителям Дуппер Магдалена
Номер паспорта 71275
Стоит на учёте f.d.F.d.V.
Прописаны: переселенцы Ласка.
Это временное удостоверение будет действительно, пока не получит паспорт.
Городская партия просит всех, чтобы помогали безотказно владельцу этого документа.
Пабианитц 1. 6. 1944 г.
Печать. Подпись начальника…………….

Бабушкина семья была в школе №6. Три семьи в одном классе. Там жили они до 10 июля. После этого разослали людей по сёлам. Семья попала в село Карцево, район Ласк, распределили по хозяевам. Семья Дуппер и Брацель попали к пану по фамилии Шнайдер. Они работали на них, помогали молотить, собирали картошку.

Сестру Лиду забрали сразу, когда приехали, в дом инвалидов. Она умерла там 10 ноября 1944 году, в доме сказали, что она ничего не хотела есть. Но мёртвой они её не видели, они похоронили её сами. 2 ноября умер брат Адам, он был с 1926 года, он с детства сердечником. Жили у него до 22 декабря, потом отправили в посёлок Вальтгаммер, район Вольтштайн. Там жили в маленькой избушке сделанной из брёвен, накрытый соломой в двух комнатах, разместилось 8 человек, две семьи. Работали на хозяина по фамилии Вайс. Коров доила, свиньям картошку варила. Ничего не платили за работу, выполняли чёрную работу. Фронт перешёл через эту деревню 22 января 1945 года, пришла Красная Армия.

Советское правительство 16 февраля послало всех: женщин, у которых не было маленьких детей, мужчин копать окопы в Германии, открывался второй фронт. С их села было 11 человек, все женщины, только один мужчина, который был мужем сестры бабушки. Копали до 15 марта окопы, спали в домах, которые были брошены хозяевами. Женщины – полячки варили им еду. У поляков была нашивка из красной ленточки, немцы должны были на груди вышить букву «Г». Но бабушка ничего не прицепила, так как считала себя русской немкой. Её зять, тоже ничего не нашил себе, остальные боялись ослушаться приказа. Вернулись в избушку 16 марта к семье. Этой же ночью, пришли красноармейцы и польские солдаты и забрали зятя. Куда его забрали, им не сказали. Только через много лет узнали, что он работал в трудармии.

22 апреля бабушку послали в город Кепнитц пасти лошадей, ухаживать за ними. Там бабушка была до 11 июня 1945 года. Пришла младшая сестра Фрида 1930 года рождения и сказала: «Нас высылают домой». Чтобы бабушку отпустили. Бабушка пошла до начальника штаба и сказала, что их отправляют домой и мать без дочери не хочет ехать. Командир сказал: «Девочка, вас домой не пошлют. Вас отправят в Сибирь». А бабушка ответила: «Я поеду лучше в Сибирь, чем оставаться в Польше. Лучше я буду кушать чёрный кусок хлеба и воду, чем оставаться в чужой стране». Командир дал справку, что бабушка освобождена от работы и может ехать. Справка, к сожалению, была утеряна.

Ссылка.

14 июня 1945 года отвезли всех на станцию и посадили на поезд, в открытые вагоны, на которых возили разбитое оружие. Люди ехали вместе с оружием. Довезли до Бреста, там перегрузили в вагоны, в которых возили скот. Многие люди не выдерживали, умирали, много умерло детей и стариков, хоронили их на остановках. В дороге давали сухой паёк, на остановках брали кипяток, кто успевал, некоторые люди отставали. В Бресте дали направление, куда кому ехать.

15 августа приехали в Казахстан на станцию Атбасар, выгрузили шесть семей, остальные увезли дальше. На этой станции не было никакого помещения. За людьми приехали две подводы запряжённые быками и одна – лошадьми. Семья Дуппер ехала на лошадях, потому что их было семь человек. У одной женщины – инвалидки было двое детей и сестра. Ещё была семья: женщина с шестью детьми, один меньше другого. Ещё была женщина, у которой было четверо детей. Ещё была семья: женщина с двумя детьми и сестрой. Приехали в Акмолинскую область, Журавлёвский район, село Новодонецкое 17 августа 1945 года.

Когда приехали в Новодонецкое, собрали всех местных жителей, так как сказали им, что привезут страшных фашистов. Но были удивлены, что приехали такие же люди, как и они. Некоторые люди полюбили высланных намцев, за то, что они были спокойными и работящими. Но были и агрессивные, которые ненавидели их и старались показать своё отношение. Со временем все смирились и привыкли друг к другу, как будто всегда жили вместе.

В этой деревне всех разместили по квартирам, где жили одинокие женщины. Помогали им во всём, что нужно было делать по хозяйству. Хозяева не кормили. Еду добывали тем, что меняли одежду на продукты. Было очень трудно, никто им ничем не помогал.

18 августа умерла дочь сестры, её похоронили: сами копали яму и сами закопали её. В колхозе плотники сделали гроб для неё. 19 августа пошли на работу. Все работы бабушка переработала: с граблями, вилами, поварихой, сеяла на быках.

В 1946 году купили маленький домик, который состоял из одной комнаты, крытый соломой. Его купили за 6000 рублей, продавали вещи, в то время простыня стоила 600 рублей, шила бабушка кофточки, юбочки. Ходила она зимой ночью в степь, снега было, по колено и собирала семечки, не убранные колхозниками, жарила их и продавала на базаре, один стакан стоил 2 рубля 50 копеек. Так собрали деньги и купили домик, в котором поместилось 6 человек.

Хозяев этого домика было 5 человек, жили вместе с ними до весны 22 апреля с января месяца.

Они хотели обмануть семью Дуппер. Ночью мать бабушки услышала, как жена с мужем разговаривали. Жена: «Ты дом продал, почему ты не покупаешь другой дом?» Муж: «Что ты переживаешь, они до конца все деньги отдадут, выгоним их, что они сделают, все бабы».

На утро семья Дуппер решила найти человека, который мог писать договор и свидетелей. В документе было указано, какого числа семья Дудович должна освободить квартиру и то, что они получили деньги. Им пришлось освободить квартиру в холодный день 22 апреля, шёл снег и дождь. Им предложили остаться и дождаться хорошей погоды, но они были так сердиты, что не получилось обмануть, забрали даже с печи плиту и уехали. Семья Дуппер, вмазали в печку котёл и так топили её и варили кушать, пока не купили плиту. К дому стали постепенно пристраивать: прихожую, кладовку.

Кто работал на току в деревне, тем давали зерно, а кто работал в бригаде, тем давали варёную пищу и хлеб, варили три раза в день суп «Затерку», суп состоял из воды и муки. Редко бывала картошка. На детей ничего не выделяли, женщинам у которых много детей было очень трудно. Женщина, которая приехала с шестью детьми, её фамилия Биндер – умерла с голода. Дети пошли на работу и поэтому выжили. Никто не переживал за этих людей, никому они не были нужны.

В 1950 году стала работать на МТФ дояркой. В 1951 году стала лучшей дояркой, но на слёт «Ударников» в Москву послали не её, а комсомольца Булучевского Васю, который только вышел, на работу и не было у него никакого стажа на работе.

В 1952 году бабушка стала учётчиком на МТФ. Было очень трудно, потому что нужно было писать протокол на собрании, накладные, а бабушка не умела писать на русском языке. Помогал племянник, сын сестры, который учился в школе на русском языке. Цифры бабушка знала, они пишутся одинаково на всех языках, считать умела хорошо.

В 1954 году было поднятие целины. Приехали украинцы, молодые люди. Эти люди работали вместе с теми людьми, которые уже жили там и работали раньше. Но местные люди и высланные немцы не считались первоцелинниками. Бабушка работала так, пока не вышла замуж. Получила медаль «За доблестный труд» в 1956 году, но медаль не сохранилась.

Эпилог.

В 1956 году 20 июня бабушка вышла замуж за малоизвестного русского мужчину. Вышла за него замуж, чтобы детей не называли фашистами. Родила семерых детей, шестеро остались живыми. Когда в школу пошёл старший сын, с ним научилась читать и писать свободно на русском языке. У бабушки было два сына и четыре дочери. Все выросли: старший Михаил выучился на тракториста, комбайнёра, шофёра, когда работал в Казахстане, получил медаль «За доблестный труд», каждый год получал премию. Уехал в Красноярский край в 1982 году в город Бородино. Прочитал в газете про Катек и уехал туда, мечтал работать на большом экскаваторе.

Дочь Эмма окончила Целиноградское педучилище, работала учителем начальных классов до 1998 года, пока не уехала в Германию, где и теперь живёт.

Дочь Анна выучилась на строителя, сейчас живёт в Якутии.

Дочь Галя окончила Евразийский университет, работала учителем в Казахстане, в 1998 году переехала в Красноярский край, так как в Казахстане стало невозможно жить. И сейчас она работает учителем начальных классов в Николаевской школе.

Сын Валентин выучился на тракториста, живёт в Казахстане.

Дочь Ольга выучилась на телефонистку, живёт в Якутии.

Бабушка переехала вместе с дедом, Зиновьевым Михаилом Яковлевичем, в 1997году в Красноярский край, ближе к сыну. В 2000 году бабушка и дедушка переехали жить к нам в деревню Ивановка Ирбейского района. Дед умер 26 июня в 2003 году, бабушка живёт с нами. Она любит готовить кушать. Хоть ей трудно, но она любит печь, печёт нам куха, булочки и очень вкусно варит.

У бабушки всего 17 внуков, 1 правнучка и 1 правнук. Ей звонят со всех концов мира. Судьба разбросала всех детей и родственников по всему свету. Но это уже другая история.

Исследовательская работа написана со слов моей бабушки, Зиновьевой Эммы Яковлевны, приложены документы, и фотографии которые удалось сохранить.

Фотографии.

 
На фотографии правление колхоза 1935 года: председатель, учётчики, бухгалтера, 11 бригадиров полеводческих бригад, 1 бригадир по выращиванию табака, 1 бригадир виноградника, 1 бригадир садовод, бригадиры по животноводству.

 
1935 год октябрьская демонстрация. Митинг проводит президиум колхоза, в котором была бабушкина учительница в начальных классах.

 

1951 год. На фотографии доярки. Бабушка работала дояркой.


1955 год. На фотографии заведующий фермой, зоотехник, доярки, сторож, учётчик. Бабушка работала учётчиком.

Бабушка вела дневник, вела записи с 1944 года. В Польше много было похорон, она записала песни, которые пели на похоронах, а также, она записала, дату и место где они находились и как передвигались по стране. На основе этих записей в тексте работы даны точные координаты передвижения её семьи.

 


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»