Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История семьи в тоталитарную эпоху /Материалы к проекту «Древо познания или о способах изучения семейной истории»/


Подготовили учащиеся Лицея Управления, Экономики и Права №4

Научный руководитель, учитель истории ЛУЭ и П №4 Новокрещенных В.А.

Красноярск 2005

Содержание

Результаты социологического опроса, проведённого в Свердловском районе г. Красноярска

17.11.2004 г.

Было опрошено 100человек по следующей анкете:

1.Фамилия И.О. __________________________________

2.Возраст _______________________________________

3.Образование ___________________________________

4.Соц. положение _________________________________

5.Хорошо ли вы знаете историю своей семьи? Если да, то до какого колена?

6.Как вы относитесь к современной истории?

А.Как к позорной странице?

Б.Как к героическому периоду истории русского народа, отстоявшего свою независимость от иностранных завоевателей и тоталитарного режима?

В.Равнодушно.

7.Были ли в вашей семье репрессированные?

8.Как вы относитесь к возможному установлению памятника Сталину в Красноярске?

9.Как вы относитесь к сегодняшним российским властям?

Результаты:

1.50 мужчин 50 женщин

2.Средний возраст 40 лет

3.Образование

4.100 человек рабочих и служащих

5.Историю семьи знают хорошо до бабушки и до дедушки – 100 человек.

6.Все 100 человек выбрали вариант «Б»

7.В 40 семьях были репрессированные или раскулаченные.

8.Все 100 человек высказались против установления памятника Сталину.

9.Все 100 человек отрицательно относятся к политике существующих, как центральных, так и местных властей.

Вывод:

На наш взгляд полученные результаты свидетельствуют о высоком развитии гражданского общества, гражданской активности населения.

Оценка политики российской власти, кажется, происходит от стереотипа, сложившегося под воздействием нашей недавней советской истории.

Главное, все опрошенные, независимо друг от друга, осознают свою гражданскую общность.

Добряк Ю.11Б,  Кейдан С.11Б

История моей семьи

Своё повествование я веду со слов моих родителей Козиковой Антонины Алексеевны и Козикова Виктора Семёновича.

Мой прадедушка по линии матери Мещеряков А. родился в 80-х годах XIX века в Читинской области, недалеко от станции Оловянная. Он был единственным ребёнком в семье. Семья была крестьянской и небогатой. К началу первой русской революции, когда ему исполнилось двадцать лет, он стал железнодорожником и принял активное участие в рабочем движении.

В 1909 году он женился и в этот же год у него родился сын Алексей. Родился он в год Столыпинской аграрной революции, как её в то время называли некоторые люди.

Через некоторое время на нашу семью, как и на все другие, обрушилась череда тяжелых испытаний: Первая Мировая война, Февральская и Октябрьская Революция 1917 года, гражданская война. Но нашей семье удалось пройти всё это без чувствительных потерь. А после гражданской войны, когда ввели НЭП, наша семья даже стала зажиточной. Прадедушка вернулся в деревню и расширил хозяйство своих родителей. Но в 30-х годах именно за это его и раскулачили. В течение суток его и других зажиточных крестьян с семьями выслали в неизвестном направлении. Больше их мой дедушка не видел. Сам он в это время уехал по комсомольской путёвке осваивать п-ов Сахалин, и был первым в числе тех, кто из потока переселенцев вступил на неведомую землю.

Через год, примерно в 1934 году на Сахалин отправились в массовом порядке люди с семьями. Среди вновь прибывших была и моя бабушка, с которой мой дедушка на Сахалине и познакомился. Её родители приехали в Амурскую область из Черниговской. Там же на Сахалине бабушка и дедушка поженились.

Однако вскоре после переезда из-за отсутствия нормальных условий жизни и голода среди переселенцев вспыхнула эпидемия цинги. Люди стали умирать семьями. Не пожалела судьба моих бабушку и дедушку, а также бабушкиных родителей, и тогда чтобы спастись они уехали с п-ова Сахалин.

Дедушка пошёл по стопам своего отца и стал железнодорожником. Его приглашали на работу в Калининградскую область и он вместе с семьёй уехал туда.

Потом началась война. Эвакуация в Красноярский край. Дедушку вначале прислали на фронт, но вскоре отозвали оттуда и направили работать машинистом, водить на фронт поезда. Это была очень опасная работа. Сверху на тебя пикируют десятки немецких бомбардировщиков, взрываются бомбы, свистят пули, а ты всё равно должен вести эшелон с военной техникой, боеприпасами на фронт или возвращаться с раненными в тыл.

Здесь на фронте мой дедушка стал партийным секретарём и возглавил партийную организацию. Он пользовался в ней таким авторитетом, что когда 5 марта 1953 года умер И.В.Сталин, он получил из Москвы приглашение на его похороны.

Мой дедушка прожил долгую и тяжелую жизнь, полную испытаний, тревог за родителей, семью, Родину. Но при этом ему всегда удавалось оставаться хорошим не озлобившимся человеком. Умер мой дедушка в 1986 году.

По отцовской линии я знал, что мой дедушка Козиков Семён родился 16.09.1926 года в год, когда Россия вступала в полосу жесточайших потрясений.

В 1939 году его призвали в армию и он вскоре оказался на советско-финской войне (ноябрь 1939 – март 1940 годов). Затем, не успев отслужить положенный срок он оказывается на другой войне – Великой Отечественной. Закончив курсы артиллерийских офицеров мой дедушка получил звание лейтенанта и был направлен на фронт корректировщиком. Работа его оказалась сложной и опасной. Он должен был почти постоянно находиться в непосредственной близости от фашистов, корректируя огонь советской артиллерии. Дважды он был тяжело ранен, но каждый раз вновь возвращался в строй. Войну мой дедушка закончил уже командиром батареи. За свои заслуги он был награждён орденами и медалями.

Вернувшись после войны в деревню недалеко от Ростова-на-Дону, он стал работать мастером-краснодеревщиком высокого класса.

В 1948 году, когда в стране начался очередной голод, он был арестован и осуждён за то, что принёс домой два полных кармана пшеницы, на 8 лет. Наказание дедушка отбывал в Вологодской области до 1953 года. В 1953 году после смерти И.В.Сталина он был освобождён досрочно и всю оставшуюся жизнь прожил в деревне. В возрасте 70 лет он умер.

Бабушка моя Прасковья Васильевна родилась в мае 1922 года в деревне под Сталинградом. В годы Сталинградской битвы она часто бывала на Мамаевом кургане. Наши военные заставляли женщин собирать с убитых солдат всевозможные документы, устанавливающие их фамилию и воинское звание. Эта информация была нужна, чтобы сообщить родным о гибели всех близких. У многих документов не было, и это было ужасно. Солдат оставался неизвестным.

Вскоре в связи с ухудшением обстановки в Сталинграде мою бабушку вместе с другими жителями отправили в эвакуацию. После войны она переехала под Ростов , где и провела оставшуюся жизнь с моим дедушкой.В возрасте 74 лет она умерла.

Такова вкратце история нашей семьи.

А. Козиков, учащийся 9В класса

Семья Жимолостных. Это история моей семьи, которую рассказала мне бабушка Анна Осиповна.

Её отец, мой прадед Шандров Осип Семёнович, родился на Украине, в сестра и их мать) перебралась в Сибирь, в деревню Прокопьевку. На Украине не хватало земли и ходили слухи о том, что Сибирь – малозаселённый край, где земли богато. Когда ни приехали, Прокопьевка была маленькой деревушкой, в которой жило 10-15 семей. Братья сами раскорчевали участок леса, срубили хату, распахали землю под пашню. Постепенно они обжились, стали заводить хозяйство.

Ольшанская Валентина Ивановна, моя прабабушка, родилась в Польше в 1899 году в семье католиков. Её мать умерла, когда Валентине было 6 лет, через 5 лет умер отец. В 1916 году она, с двумя дядьками по отцовской линии, приехала Петербург, где устроилась работать на пороховом заводе. Но началась революция, затем гражданская война и в 1918 году Ольшанские уехали подальше от потрясений в Сибирь, чтобы работать на земле. Судьба забросила их в Прокопьевку. В деревне они сначала жили в чужом доме. Дяди корчевали лес, а Валентина работала в поле. Вскоре Ольшанские построили свой небольшой дом.

Познакомились с Валентиной на вечерке. Когда Осип привёл в дом невесту, его мать, Ульяна Трофимовна – жестокая, властная женщина – не хотела принимать в семью сироту, но Осип был упрям и вскоре женился на Валентине. Свекровь была всегда недовольна невесткой, придиралась по мелочам, но робкая Валентина сносила все упреки.

В 1919 году через Прокопьевку на восток проходили части колчаковской армии. Крестьяне обязаны были кормить солдат и офицеров. Однажды Ульяна Прокопьевна отказалась резать кур на ужин и ей назначили 50 ударов плетью в наказание. Еле спаслась она от плётки, отдав вдвое больше птиц, чем просили. Молоденькую невестку она прятала в нежилой части дома. Неделю не выходила отсюда Валентина, тайком получая еду. Когда белогвардейцы уходили из деревни, то силой забрали с собой младшего брата Осипа – Ивана как проводника по сибирской тайге. Так он и пропал навсегда в лихолетье.

Осип с женой работали, не покладая рук и постепенно хозяйство Шандровых стало развиваться. У них появились лошадки, коровы, овцы, и даже пчелы, на разработанных полях сеяли хлеб, просо, лён. Валентина ткала из него холсты, из них шила одежду. Осип делал деревянные ложки, корыта, кадушки. Шатровы построили баню, топившуюся по-чёрному, выли собственный колодец. На пашне у них было гумно и маленький домик, и Осип с Валентиной все лето жили в поле, а в деревне оставалась Ульяна Прокопьевна.

Деревня тоже развивалась. В 1921 году даже построили церковь. В Прокопьевку продолжал ехать народ. В 1919 у Шандровых родилась дочь, но она умерла в младенчестве от скарлатины. Следующие два ребёнка тоже умерли. В октябре 1924 года родилась Мария. Это произошло прямо в поле и Осип сам принимал роды. Всего у Осипа с Женой было 6 детей: Мария, Шура, Василий, Анна, Зоя, Николай.

С 1927 года началась коллективизация. У Шандровых забрали лошадей, двух коров, овец и 18 ульев с пчёлам, с которых началась колхозная пасека. Также у всех крестьян забрали поле. Пашни разных семей находились через перелески. И крестьян заставили их выкорчевывать. После коллективизации начался голод. Он усугубился тем, что крестьян обязали платить непомерные налоги с оставшегося у них мизерного хозяйства. За год семья Шандровых должна была сдать:

Крестьяне с утра до вечера работали в колхозе, за то получали 200 г зерна (не муки!) в день. Этого было очень мало и поэтому мужики, возившие зерно с полей на гумно, приворовывали. Вытряхивая зерно из мешков, то, что оставалось в уголках меша, они высыпали себе в сапоги. Зерно натирало ноги, из-за этого у Осипа началась гангрена и ему отняли палец. Один мужик донёс на Осипа, его осудили за воровство на 2 года и отправили в колонию на Базаихе.

Семья, как и все, очень тяжело переживала военные годы.

В 1946-ом году дочь Шуру с подружкой увезли в Иланск в ФЗО (нужны были рабочие специальности, поэтому из деревень довольно часто забирали девушек и юношей против их желания на обучение). Жизнь в городе оказалась столь тяжелой и голодной, что девушки сбежали. Три дня шли они до Прокопьевки пешком. Они добрались до деревни, но остались там ненадолго. Председатель колхоза сообщил о них в Иланск. За девушками вновь приехали. В Иланске состоялся суд и Шандровой Шуре дали 1,5 года заключения за побег.

За годы войны у Осипа сильно ухудшилось здоровье, он не мог работать в полную силу. В 1947-ом году у него развился аппендицит. Шандровы с трудом выпросили в колхозе бычка, чтобы отвезти Осипа в Канскую больницу. От Прокопьевки до города 70 км и по дороге ему стало совсем плохо. Приехав в Канск, Валентина оставила мужа в больнице и уехала домой. Через неделю сестра Осипа, Анастасия, поехала в Канск, чтобы проведать брата, и узнала, что он умер в первые же сутки. Валентина с детьми очень тяжело приняла известие о смерти мужа. Назавтра она с сыном Васей поехала в Канск. Теперь уже Анастасия выпрашивала в колхозе бычка, чтобы привезти тело в Прокопьевку и похоронить. Из-за длительной болезни и смерти Осипа, семья Шандровых не смогла вовремя сдать налог на имущество, и получилось так, что в день похорон пришли описывать имущество. В доме остались только стол и лавка, на которой лежал покойник. Вскоре старший сын Василий пошёл служить в армию, и в семье не осталось мужчин, не считая малолетнего Коли.

Шура, выйдя из колонии, осталась работать в Иланске, выучившись на крановщицу. Старшая Мария стала ветеринаром и обслуживала все колхозные деревни. Она, пользуясь своим служебным положением, выправила паспорт Анне, чтобы та смогла уехать в город. В Иланске Анна с 17-ти лет начала работать на железной дороге. Сначала кочегаром, потом списчиком. Чтобы устроиться на работу, ей пришлось сделать себе новый паспорт, по которому она была старше на 1 год, так как на работу на железной дороге принимали лишь с 18 лет. Когда крестьянам выдали паспорта, все Шандровы уехали из Прокопьевки.

Эта деревня существует и до сих пор, и в память о прежних жителях их фамилии сохранились в названиях полей (пашня Змеевых, пашня Шандровых и др.). Сейчас Прокопьевка переживает упадок, как и большинство деревень России.

Жимолостной Ксении, ученицы 10А Лицея Управления, Экономики и Права №4

История человека в тылу во время войны. Семья Руппель.

Россия – огромная страна и она вмещает в себя много национальностей.

Несмотря на исторические трудности и беды, одной из таких бед не только для России, но и для всего мира стала Вторая Мировая Война, или как её называют в России – Великая Отечественная Война. В той войне погибли миллионы советских людей, но, тем не менее, наша страна выстояла в противостояние фашизмом. К сожалению, участников этой войны осталось совсем немного. И мы скоро будем узнавать о войне только из учебников. У нас уже почти нет возможности узнать о войне из первых уст, но в учебниках не расскажут про трудную жизнь людей в тылу во время войны. Я хочу вам рассказать о том, что поведал мне дед о той жизни.

Мой дед, Руппель Роберт Петрович, и его семья жили в Поволжской автономии советских немцев. Их немецкая слобода в Саратовской области называлась Бауер. Жили хорошо до тех пор, пока не началась Великая Отечественная Война. Когда началась война, моему деду было 5 лет

Он был самым младшим ребёнком в семье. Кроме него, в семье было ещё 3-е братьев. Они были старше его, но по сути тоже совсем малы.

Однажды к ним, в посёлок, приехали люди в кожаных бушлатах и объявили, что на ликвидацию деревни и сбор вещей даются сутки. Это были Сталинские люди. Советское правительство побоялось, что эти люди станут пособниками Гитлера в России. В следующую ночь всех посадили в автобусы и повезли неизвестно куда. Везли их с выключенными фарами, так как боялись немецких авиаударов по автобусам и машинам.

Привезли их на Железнодорожную станцию, посадили в поезд, ничего не сказав. Только через 3 дня им сказали, что их везут в Сибирь. Это сейчас от них до нас можно добраться за несколько суток, а тогда на путешествие ушел целый месяц, потому что все железнодорожные пути были перегружены составами с провизией, патронами, одеждой для фронтовиков.

Привезли немцев на станцию «Камарчага», а оттуда на санях, запряженными конями, увезли в Большой Кускун. Там его мать (Руппель Мария Ивановна) устроилась в колхозе, жили они у деда Ефрема, который не приходился им никем, но отдал вторую комнату безвозмездно.

В то страшное время гибло много людей из-за голода. Нелегко пришлось и им. Раз в квартал матери выделяли мешок риса на семью. В конце лета, когда появлялись съедобные плоды, им жилось легче.

Война унесла жизни не только воевавших людей, но и тех, кого в тылу забирали в трудовые отряды. В конце 1942 года отца (моего прадеда, Руппель Петра Иогансовича) забрали в трудовой лагерь и больше его никто не видел.

Вскоре мать уехала в город и нашла там работу на Гидролизом заводе в подсобном хозяйстве. Ей выделили комнату в бараке и они переехали в город.

Прошли годы, война завершилась. Мой дед вырос, пошел работать на этот же завод. Когда отстраивали дома в районе завода, он пошел помогать строительству, за что получил квартиру.

Роберт Петрович женился, обзавёлся детьми, внуками, которых он наделил своей любовью, поддержкой, сердечным теплом и рассказами о своей нелегкой жизни.

Руппель Константин, ученик 10 А класса лицея управления, экономики и права №4 г. Красноярска.

Моя бабушка и её послевоенная молодость.

Моя бабушка Алла (мама моей мамы) родилась в 1942 году в деревеньке Ширинского района, в самых отрогах Саян. Деревенька была обыкновенным лесоучастком большого леспромхоза, где в тайге заготавливали, а потом сплавляли по реке Чёрный Июс древесину. Отцы работали в тайге и на реке, а матери управлялись с огородами, детьми и хозяйством.

Мой прадед Алексей Николаевич, отец бабушки, на войне был авиационным техником. С тревогой, болью и волнением он провожал в бой свой экипаж, а потом с надеждой смотрел в небо, дожидаясь возвращения лётчиков. О такой работе рассказывается в фильме «В бой идут одни старики». О войне мой прадед рассказывать не любил, поэтому мне почти ничего неизвестно из его рассказов о войне. Известно только, что последних своих дней он оставался патриотом своей Родины.

Кончилась война, и страна приступила к восстановлению разрушенного народного хозяйства. На это время пришлась юность моей бабушки.

В то время по всей стране был провозглашен лозунг «Химия работает на коммунизм!». Профессия инженера-химика была самой престижной и востребованной (Помните фильм «Москва слезам не верит»?). Лозунги докатились даже до той глухой деревушки, где жила моя бабушка.

Вместе с ещё двумя девчонками бабушка собралась в город. Это было не простое решение для деревни. Не каждый родитель был согласен отпустить из дома пару рабочих рук. Бабушка и по сей день благодарна своему отцу за то, что он не стал препятствовать поездке, а собрал огромный деревянный чемодан и дал денег на дорогу.

По приезду встал вопрос «Где жить?». Каким-то чудом кто-то подсказал девчонкам, что начато строительство завода медицинских препаратов (нынешняя «Красфарма»), и строителям дают места в общежитии. Туда они и направились. Но оказалось, что на работу принимают только тех, кому уже исполнилось 18 лет. А бабушке и её подругам было по 17.

Испугавшиеся трудностей подружки вернулись обратно в деревню. Но моя бабушка была не из тех. Она догадалась обратиться за помощью в районный комитет комсомола (была такая молодёжная организация). С полученной комсомольской путевкой преград по трудоустройству уже не было.

Сначала бабушка работала на стройке. А когда открылся цех получения пенницилина, её перевели фасовщицей. В её задачу входило расфасовывать порошок по флакончикам и наклеивать на них этикетки.

В 1961 году бабушка поступила на учёбу в технологический институт. А после его успешного окончания вернулась на завод, ставший ей родным. Теперь бабушка была уже начальником таблеточного отделения.

Сейчас моя бабушка на заслуженном отдыхе. Но до сих пор она встречается со своими коллегами по работе, и они очень тепло вспоминают те времена. Они ничуть не жалеют, что их жизнь была трудной, но яркой.

Руппель Константин, ученик 10 А класса лицея управления, экономики и права №4 г. Красноярска

Способы составления генеалогических древ.

I.Рассматривая генеалогию со стороны её внешних форм, мы встречаем два главных вида: родословий восходящих и нисходящих.

В родословии восходящем главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения, с него начинают, затем уже идут по восходящим ступеням или коленами, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д., - это первоначальный вид родословия, когда у исследователя еще нет достаточного количества необходимых материалов, когда он постепенно идёт от известного к неизвестному. Когда же собрано достаточно материалов и предки данного лица выяснены, то переходят уже к родословию нисходящему, т.е. начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Подобное родословие, во-первых, гораздо более удобно для справок, а во-вторых, более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времён и постепенно разворачивая до последних дней.

Второй вид родословий – нисходящий, самый употребительный, и можно смело сказать, что исключительно с подобными родословиями и приходится, за весьма редким исключением, иметь дело современному генеалогу, не только русскому, но и всякому.

Как восходящие, так и нисходящие родословия бывают мужские и смешанные.

Мужским восходящим родословием называется такое родословие, которое указывает всё потомство данного родоначальника, но происшедшее лишь от мужчин, относительно же женских представительниц рода ограничивается указанием имени их супругов. Эта форма родословий самая обычная и прилагается во всех случаях, когда родословие не имеет каких-либо специальных целей.

Смешанным – нисходящим называется такое родословие, которое указывает решительно всё потомство данного родоначальника, как происшедшее от мужчин, так равно и от женщин. Подобное родословие не является, конечно, т.к. охватывает огромное количество родов, происшедших от одного родоначальника по женским линиям. Оно бывает необходимо для выяснения родственных связей между боковыми и часто весьма отдалёнными родственниками и чаще всего фигурирует в процессах о наследствах.

Смешанным – восходящим родословием называется родословие, которое указывает всех данных предков лица как по мужской, так и по женской линии, совершенно пренебрегая не только женскими именами, но и боковыми линиями, происшедших от мужских представителей того же рода. Подобное родословие имеет весьма правильную структуру, будучи изображено графически, т.к. в первом колене указывается одно лицо, во втором – два, в третьем – четыре, в четвертом – восемь, и т.д. в геометрической прогрессии, причём каждое из этих лиц в одном колене принадлежит к другому роду, так что в четвертом колене мы имеем представителей восьми различных фамилий, а в пятом уже шестнадцать и т.д.

Смешанные родословия, не только восходящие, но и нисходящие, употребляются весьма редко и, как я уже говорил, большей частью с какими-нибудь специальными целями.

II. Родословное дерево – это та же таблица, но только перевёрнутая.

Генеалогическое дерево имеет действительно форму дерева со стволом, ветвями, листьями и плодами. В этом случае имя родоначальника помещается на корнях дерева или в начале списка, а затем каждое последующее имя написано на кружке, который французы называют картуш, и которые прибиты к стволу или повешены в виде плодов. Все мужчины, имевшие потомство, написаны в кружках желтого цвета, прибиты к стволу и ветвям. Мужчины, не имевшие потомства, привешены в виде плодов красного цвета, имена женщин замужних на лиловых кружках, девушек на синих.

Все лица рода, находящиеся в живых, помещается в кружках зеленого цвета, мужчины более темного, женщины более светлого. Указанная краска кружков не есть правило, это только обычаи, принятые в западной Европе, в России же он совершенно не применяется, разве только в виде исключения и сама форма родословного древа.

III. Родословная роспись является самым употребительным видом родословий, т.к. дает возможность помещать все необходимые сведения при каждом имени.

В подобном родословии при имени с левой стороны ставится № по порядку, а с правой стороны в конце последней строки номер отца.

Затем, как я уже говорил, чтобы родословие было научным, оно прежде всего должно быть достоверным, а для этого необходимо, чтобы при каждом сообщаемом сведении был указан источник, из которого оно почерпнуто, что дает возможность всегда его проверить.

Для того чтобы приступить к составлению родословия какой-нибудь семьи, не имеющей никакой литературы, приходится применить формулу восходящего родословия, т.е. к отцу и матери, затем деду и бабке, со стороны отца и т.д. В этом случае первым документом в руках исследователя и должен лечь в основу будущего исследования, - это метрическое свидетельство о рождении, в котором кроме факта рождения интересующего нас лица, указываются имена двоих родителей, хотя в более старых метриках 18 и начали 19 ст. имя матери имя матери иногда отсутствует. Таким образом, из первого же документа мы имеем имена уже трёх поколений, т.е. сына, отца и деда, имя последнего мы узнаем по отчеству отца, но во всяком случае, это поможет нам в дальнейших наших изысканиях. Таким же образом, следует двигаться и далее, постепенно расширяя родословие и по другим материалам, отчасти официального, а отчасти семейного характера, тан послужные списки, духовные завещания, раздельные акты, и другие подобные же документы могут дать нам указания на имена братьев, сестер и детей и таким образом уже сильно раздвинуть рамки родословия. Углубляясь в более отдаленные от нас времена, мы начинаем терять большинство из указанных только что документов, приходится искать чего-нибудь другое – здесь на выручку являются сказки, подававшиеся в Герольдмейстерскую контору, дела о недорослях и т.п., но все это еще официальные документы, имеющие личный характер, т.к. в них исключительно говорится о данном лице, но перенося свои исследования в Московскую Русь, т.е. в 17 ст., мы почти совершенно теряем тот вид документов, приходится уже иметь дело с писцовыми книгами, десятнями, боярскими и другими списками и т.п., становится всё более затруднительным узнавать женские имена, в большинстве случаев, может помочь одна лишь счастливая случайность. Здесь для того, чтобы узнать имя чьей-нибудь жены, приходится делать продолжительные экскурсы в неведомые дебри бесчисленных дел обширного вотчинного архива, экскурсии, весьма часто не дающие ровно не каких результатов, иногда даже приходится довольствоваться одним голым именем без отчества и без девичьей фамилии и радоваться даже такой скромной находке.

Особенно трудно, когда подходишь к тем временам, когда еще у многих родов не сложилось фамильных прозваний, а это было еще не так давно – 15 и даже16 ст. застают еще некоторые роды без установившихся фамилий, достаточно упомянуть такой знатный и игравший крупную роль род Романовых, избранный в начале 17 ст. на Московский престол, а в течение 16 ст. переменивший несколько фамильных прозваний, т.к. каждое поколение именовалось именем деда.

В подобных случаях большую помощь могут оказать писцовые книги, где указаны земельные владения и где в случае совпадения имён и общности владений интересующих нас лиц можно найти иногда одно или два новых поколения данного рода, но писцовых книг древнее конца 15 ст. мы не знаем, почему здесь приходится складывать своё оружие, и если нет каких-либо уцелевших документов, то остаётся довольствоваться тем, «что отцы и деды наши слыхали от отцов своих, что прародитель наш такой-то выехал из какой-нибудь немецкой или тальянской земли и был в чести и т.д.», т.е. приходится погружаться в полнейший мрак легенд и преданий, недурно, впрочем, разрешающих все тёмные вопросы о происхождении – выехал муж честен, обрадованный его появлением у своего трона, великий князь сей час же женил его на своей дочери или сестре, пожаловал несколько вотчин, дал в кормление город, - и родоначальник нового знатного рода готов, а генеалогу остаётся признать себя побеждённым, если же этого не случится, то могут иногда получиться сюрпризы вроде того, что случился с Яном Кучюмкомовичем Головным, выехавшим из Польши и оказавшимся коренным вотчинником Бежецкого уезда Иваном Анисимовичем и далеко не единственным уже представителем семьи Головкиных, достаточно уже разросшейся в 14 ст., но для того, чтобы доказать вздорность легенды о выезде, необходима счастливая случайность, что бывает крайне редко, а в большинстве же случаев исследователь стоит перед выездом, как перед стеной, которую нельзя не обойти, не перелезть.

Указать прямо, что необходимо для составления той или иной родословной, невозможно, т.к. материал слишком обширен. Несомненно, когда наши архивы будут разобраны, научно описаны и к описям будут составлены подобные алфавиты, когда фамильные архивы также будут приведены в известность и порядок и станут доступны исследователям, тогда чутья и счастья потребуется в значительно меньшей дозе и можно будет идти в архив с гораздо большей уверенностью найти необходимые сведения. А пока нам остаётся работать ощупью, надеясь на наше счастье.

Л.М.Савелов


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»