Подтесовская средняя образовательная школа № 46 имени В.П.Астафьева
Выполнила: Симонова Елена (ученица 8 класса)
Руководитель: Розе А.Д., учитель географии
п.Подтесово, 2004 год
Введение. Уже далекий 1941 год.
I Глава. Все для фронта, все для победы!
1. Трудовой фронт Сибири.
2. Самоотверженный труд женщин и детей в
годы войны.
II Глава. Вклад моих земляков в победу.
1. Подтесовцы в годы Великой Отечественной
войны.
2. Война в жизни и судьбе Макаровой Лидии
Степановны.
Заключение.
Если завтра война, если враг нападет,
Если темная сила нагрянет, -
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет!
Наша страна готовится к 60-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.
На уроках истории, литературы и географии мы изучали историю нашей Родины. Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть коснулись темы «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». Меня заинтересовала данная тема, и я взяла ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.
В художественной и научной литературе имеются работы красноярских и других авторов по данной проблеме, которые я использовала. Еще я просмотрела и перечитала много книг о войне. Особенно мне понравились книги: Н.Доризо «День нынешний и день вчерашний» и Н.М.Олещенко «Во имя победы». В этих книгах, в стихах показана вся Великая Отечественная война, жизнь в военные годы. Мне понравилось стихотворение Майи Румянцевой «Баллада о седых». Многие стихи переложены на песни. Эти песни пели в военные годы на фронтах и в тылу. Их пели и поют сейчас. Например: «Враги сожгли родную хату» на стихи М.Исаковского. Эти книги о мужестве и героизме людей, которые сражались за нашу Родину, о страданьях по погибшим родным и друзьям, о тяжелых испытаниях, которые легли на плечи детей и взрослых в военные годы.
Мне интересно было читать книгу «Война. Народ. Победа» И.М.Данишевского, в которой помещены воспоминания тружеников тыла и письма солдат на фронт. Они захватывают душу, защемляют сердце, становится даже страшно, что такое происходило всего 60 лет тому назад на нашей Родине. И, когда читаешь, даже наворачиваются слезы.
С интересом я читала книги Красноярского книжного издательства, в которых много и интересно написано о сибиряках, внесших свой вклад в победу. Но особенно меня интересовали труженики тыла. Из газет «Енисейская правда» я узнала много о земляках-енисейцах, переживших страшные годы войны. Это статьи «Дети войны» Г.Потужновой, «Я одна из них» Т.Я.Ильиной и другие. Авторы статей вспоминают о своем детстве той страшной военной поры.
После чтения этих книг, газет я почувствовала благодар¬ность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.
Изучив и проанализировав список тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, я построила диаграмму, которая отражает возраст тружеников - детей войны! Встречалась и беседовала с тружениками тыла. Несколько раз встречалась с Макаровой Лидией Степановной, которая много рассказывала о своей жизни. Ее судьба, судьба ее семьи - яркое отражение истории нашей страны. В приложении подобраны материалы, показывающие трудовой героизм этой женщины, которая начала работать с 10 лет, потеряла многих родных, здоровье, возможность учиться. Научное значение работы заключается в выявлении условий жизни, работы в военные годы людей, проживающих рядом с нами, что позволит проанализировать их жизнь и цену победы.
Цель работы: доказать через изучение литературы, через воспоминания живых свидетелей военных лет, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
При выборе методов исследования использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала художественную и научную литературу, изучала поселковые архивы.
Исходя из вышеизложенного определились этапы работы:
1. Знакомства и встречи с людьми - тружениками тыла.
2. Изучение литературы и периодической печати.
3. Работа с архивными материалами.
4. Анализ возрастного состава тружеников тыла.
5. Оформление работы.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Изучить условия жизни народа в военные годы (из литературных источников и бесед) и в настоящее время.
2. Показать, как отразилась война на судьбах подтесовцев-тружениках тыла, узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу.
В ходе работы я познакомилась с Подтесовскими тружениками тыла. Встречаясь с ними, я отметила нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась.
Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.
9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с дымных полей войны.
Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Собирал силы и Красноярский край...
В ходе войны перед тружениками всей страны и также нашего Красноярского края, всей Сибири вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны...
Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности. Инициатива и творчество рабочих и инженерно- технических работников были направлены на совершенствование производственных и технологических процессов, увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств.
В годы войны трудящиеся края внесли в фонд помощи семьям фронтовиков и инвалидов войны более 18 миллионов рублей; 101,5 тысяч пар обуви; 142 тысячи комплектов одежды; более 590 тысяч пудов продовольствия; собрали сотни тысяч рублей на строительство танковых колонн и авиационных эскадрилий; отправили на фронт 253 вагона с подарками.
В колхозах Сибири в 1941-1942 годах было выработано почти столько же трудодней, сколько в 1940 году, при сокращении числа трудоспособных почти вдвое.
Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. На передний край только из сибирского арсенала шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы.
Станки стояли прямо на снегу,
К морозной стали руки примерзали,
И задыхалась вьюга на бегу...
Но мы твердили, нет, не чудеса...
Мы просто фронту честно помогали
Я горжусь, что мои земляки-сибиряки делали все, что могли для победы в тылу и на фронте. Несмотря на суровые условия Сибири, жители Красноярского края внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.
Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.
Да, были, как века, мгновения.
Об этом тяжко вспоминать. –
Хватило б только сил, терпения, -
чуть слышно повторяла мать.
Когда заря еще дремала
и крепко спали петухи,
она, ослабшая, вставала
на ошалелые гудки.
Ей было двадцать семь неполных.
Внося сибирскую метель
в избу,
она валилась, помню,
едва раздевшись, на постель.
Уставши за день несказанно,
она шептала, как вчера:
- Успеть бы отдохнуть мне за ночь, -
и затихала до утра.
Мне только после ясно стало:
им, женщинам, таким, как мать,
упорным,
сердце приказало
в тылу
Отечество
Спасать
Владимир Абросимов
В те тяжелые, трудные годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней.
Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.
Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.
Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за пятьдесят! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»
Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.
В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч пионеров и школьников края. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам - школьникам.
Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.
Тысячи... Язык цифр лаконичен и бесстрастен. Но именно цифры наиболее убедительно рассказывают о том, как много было сделано юной школьной армией в трудный для Родины год. В 1942 году пионеры и школьники края вновь оказали большую помощь в уборке урожая. На сельскохозяйственных работах было занято 193 тысячи учащихся. Вместе с учителями они выработали около двух миллионов трудодней, заработали 800 тысяч рублей.
Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.
Дети войны. Вам посвящены эти строки.
Эпохой бессмертия мы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило нас время, мы - дети войны,
За нас умирали солдаты
Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.
Война не обошла стороной и Подтесово. Это были трудные, тяжелые годы изнурительного труда, ожидания. Накануне войны в д.Подтесово только начиналось строительство судоремонтного завода, поселка. Строились дома, мастерские, появились двухэтажные дома, бараки, временные сооружения. Все радовались, что поселок так быстро строится, все лучше и интересней жить становилось.
Но началась война, и все мужчины ушли на фронт. Речники Подтесовского судоремонтного завода вместе со всем советским народом сражались на всех фронтах и самоотверженно трудились в тылу. 63 человека не вернулись в свой поселок с полей сражения. В память о павших в центре Подтесово установлен обелиск, сооруженный на средства трудящихся базы флота. Во время Великой Отечественной войны стройка лишь в первый год была законсервирована, затем строительство мастерских, жилья, а, особенно, дамбы продолжалось. Только теперь тяжбы - физические и моральные легли на плечи женщин, подростков, стариков.
Многое для строительства заготавливали на месте: на временном карьере в 40 километров от поселка - бутовый камень, мох для конопатки - на соседних болотах, в 2-3 километрах от поселка обжигали древесный уголь для кузнечных работ, вываривали из березы деготь, делали кирпич. Заработала шпалорезка, столярная мастерская. Стройка не останавливалась далее в самые суровые морозы. А в 1942 году был подписан приказ о строительстве дамбы Подтесовского судоремонтного завода.
От 9 мая 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР весь речной транспорт переходил на режим военного положения. Для всех работников устанавливалась ответственность наравне с военнослужащими Красной Армии по законам военного времени, вплоть до трибунала, с отправлением на фронт в штрафные роты.
По утрам, увязая в сугробах, спешили люди на работу, лишь к вечеру протаптывались тропинки-траншеи, которые за ночь снова заметало снегом. Было трудное героическое рождение завода и поселка.
Ветераны того времени единодушно отмечают небывалый трудовой энтузиазм, безотказность, высокую ответственность людей за порученное дело. Речники участвовали в перевозке грузов по Енисею: это и продукты, и одежда, боеприпасы и другие грузы для фронта, они же ремонтировали суда. Какой это был героический труд - в лютые морозы, изнемогая от холода, голода и усталости, отремонтировать в срок и качественно суда.
В нашем поселке есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и трудились в тылу. В разном возрасте подтесовцы встретили и переживали войну. Самым младшим труженикам тыла было около 10 лет. В результате своей работы я пришла к выводу, что в возрасте от 10 до 15 лет были основные труженики того времени - их 71 человек - 63%, от 15 до 20 лет - 45 человек, свыше 20 лет - 31 человек.
В живых тружеников тыла осталось 146 человек. Вот некоторые из тех, с кем я встречалась и беседовала.
Лукашевич Анна Николаевна в свои 17 лет она работала в колхозе. Анна Николаевна вспоминает: «Работать было тяжело, больше времени находились в поле, в лесу - на работе. Даже пить и умываться порой приходилось из лужи. Жилось очень трудно».
Бородатова Вера Николаевна говорит о том, что начала работать с 12 лет. Работала с 8 часов утра до 8 часов вечера. Продукты давали по талонам, хлеб давали 800 граммов на семью. Работала воспитателем и няней с детьми. Все время чувствовали себя голодными.
Дудин Михаил Александрович вспоминает о тяжелом военном времени, когда с 13 лет начал работать в Подтесовских судоремонтных мастерских. Работал полный рабочий день. Было трудно: ныли руки, спина, до работы было очень далеко ходить.
Гурьев Юрий Павлович вспоминает о том, как в 14 лет пошел работать в бригаду путейцев-железнодорожников. Работа была очень сложная, физически тяжелая, но подросткам старались давать полегче работу и, когда можно было, рабочий день укорачивали для них на 1 час.
Касьянова Аграфена с 12 лет работала в колхозе. Она вспоминает о том, что жили очень плохо, не было хлеба, еда была в основном из травы, все время голодали. На работе все уставали, потому что нужно было ухаживать за скотом, косить сено, возить дрова, воду. Все это делали дети и женщины.
Из бесед со всеми тружениками тыла я для себя отметила, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание.
Подробнее я хочу рассказать о Макаровой Лидии Степановне - труженике тыла, ветеране труда, о матери-героине. Ее бабушка с дедушкой являются примером переселения крестьян в Сибирь. Они приехали сюда из Орловской губернии с девятью детьми. Дед был честным, трудолюбивым человеком, работал у богатых людей управляющим в имении. Были они сироты с бабушкой, которая работала нянькой с шести лет. Фамилия их Ромашенко. Они построили большой дом в деревне Таложанка Казачинского района. Семья была большая, но нужды не знала. Все в семье были большими мастерами, начиная с отца. Он сапожник, столяр. «Как сошьет ботиночки дед, все завидовали - мягкие, красивые. А грабельки сделает легкие, зубчики не ломаются», - вспоминает Лидия Степановна.
До школы она жила у своих деда с бабкой, которые ее очень любили. «В огороде у бабушки росли огромные подсолнухи, кочаны капусты. Семена культур она всегда собирала свои. В деревне этого никто тогда не делал», - опять вспоминает Лидия Степановна.
Научил прапрадедушка своих сыновей разным ремеслам. Они были умельцы по дереву, делали мебель - резную, красивую; сани, телеги, прочую утварь, обувь, одежду. Женщины ткали, шили, вязали кружева, вышивали. Играли на музыкальных инструментах, пели, плясали. Дед работал животноводом. Имели большое хозяйство: восемь лошадей, коров, кур, свиней, овец, была своя молотилка. Все делали своей семьей, которая состояла уже из двадцати взрослых человек: сеяли, жали, молотили. Женщины работали по дому, мужчины в поле и в лесу. В 28-х-30-х годах перед коллективизацией их раскулачили, потому что жили безбедно, богато, имели большое подворье, хозяйство. В семье не было лодырей, все работали, и поэтому жили хорошо.
Началась война. В 1941 году четверо сыновей и четыре зятя пошли на фронт. С войны вернулись два сына, а четыре зятя и два сына погибли. Ее дядя, Ромашенко Ф.С., в бою был контужен и попал в плен, откуда был освобожден американцами. На спине осталась отметина от плена - вырезана большая звезда. Сразу после войны его осудили, как побывавшего в плену. В тюрьме до суда он сидел всего восемь месяцев, он сам и оставшиеся в живых свидетели писали письмо самому Калинину - Председателю Совета Народных Комиссаров. Бывшие бойцы писали о том, что их командир был сильно ранен и контужен. Они не вынесли его с поля боя, так как посчитали погибшим - он был без признаков жизни. Приговор был отменен.
Детство у Лидии Степановны было тяжелое: довоенное и военное. Когда началась война, ей было всего 10 лет. Отца забрали на фронт. И жила она с матерью и с 4 сестрами и братом. Военное время она помнит только по работе: пилили чурочки для тракторов, дрова для школы и фермы, помогала матери ухаживать за колхозным скотом; возили сено, солому на лошадях, затем сами разгружали телеги и складывали корма, молотили и жали хлеб. Постоянно болели руки, спина. Было очень тяжело. В военное время все это делали женщины и дети. Летом жара, мухи и комары. За время войны было только одно дождливое лето. Не было керосина, соли, хлеба, пекли овсяный хлеб из не сеяной муки. Зимы были холодные, температура понижалась до -50, -60 градусов. Птицы мерзли на лету. Сено в зародах перемерзало сверху. За сеном ездили по двое двенадцати-четырнадцатилетних подростков. Мерзлое сено было очень тяжело кидать на сани. Обратно ехали, обмораживались.
Бывали в тех краях и дезертиры. В конце уборочной страды на трудодни давали по 30-40 кг зерна. Лидия Степановна с матерью получили мешок зерна на всю зиму. Поехали они его молотить. Ехали обратно с мельницы через лес. Их остановили двое мужчин в масках, с ножами. Отобрали муку и скрылись в лесу, пригрозив перед этим не смотреть им в след. Хорошо, что женщин не тронули. Потом говорили, что это свои, с ближайших деревень.
В свободное время, когда шел дождь, работать в поле было нельзя, ходили по ягоды: по два ведра набирали земляники, смородины, костяники. Идти от деревни до леса нужно было 2-3 километра.
Мать работала в колхозе, не покладая рук. Все, что собиралось с полей, отправляли на фронт, оставляя себе самый минимум. В деревне, где жила Лида, были женщины и дети, всех мужчин забрали на войну. Позже с фронта вернулся безрукий солдат, и было несколько стариков. Детям тоже приходилось нелегко. Утром они ходили в школу, а после занятий бегали помогать взрослым. Зимой ребятишки собирались всей деревней, садились на лошадей и ехали в лес за селом. Пилили, кололи дрова, собирали хворост. Многие из них в это суровое время года пообморозили себе руки, лицо. Морозы стояли сильные. По вечерам все собирались дома: вязали, шили, а затем все собирали и отправляли своим родным на фронт. Работали на полях: собирали сено, солому; вязали снопы, матери молотили зерно. Детские руки пухли от непосильных работ, колючих сорняков.
Она вспоминает: «Забрали отцов наших на фронт, у кого-то они вернулись домой, а кто-то похоронку получил. Нас осталось у мамы пятеро. Отец смог написать только одно письмо, погиб. Мы держали корову - приходилось отдавать масло, мясо, картошку садили - и крахмал отдавали, и свежей рассчитывались и нарезанную лапшой и высушенную забирали у нас для фронта. А весна придет, лебеда да крапива поспевает, а брат рыбки поймает. Муки давали по 5 кг на 10 дней, но для фронта ничего не жалели. Как вспомню все это, слезы бегут».
Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались победы.
Но вся жизнь пошла по-другому. Ушло детство с войной. Некогда было играть, учиться. Нужно было помогать матери растить младших детей, помогать ей на трудной колхозной работе. Не стало отца, мужчины в доме. Все, как и в войну легло на плечи матери и детей. У многих с фронта никто не вернулся, как и не вернулся отец у Лидии Степановны.
Встречаясь с этими людьми, разговаривая с ними, удивляешься, откуда у них (женщин, детей, стариков) брались силы. Все они трудились добросовестно, о чем свидетельствуют их награды.
За доблестный труд, за участие в трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны Лидия Степановна награждена медалью, хотя тогда ей было 11-15 лет. Награждены были всего 6 человек в колхозе. До войны она успела закончить всего 4 класса, а после войны еще 3 класса. Нужно было помогать матери. Она была красивая, трудолюбивая, многим парням нравилась. В 17 лет она вышла замуж за Макарова Дмитрия Петровича из большой крестьянской семьи, в которой было 9 детей.
Всю войну будущий ее муж подростком работал в Красноярске на военном заводе, он был награжден медалью «За доблестный труд в годы войны». Работали на этом заводе подростки и молодежь в возрасте от 15 до 18 лет, а также старики и женщины. Труд был тяжелый и изнурительный. Работать приходилось сутками, а иногда и по двое-трое суток с перерывом часов на пять. Тяжело приходилось... Особенно во второй половине месяца, когда нужно было заканчивать месячный план. Их цех занимался сборкой металлических магазинов по 40 кг весом для снарядов зенитных установок. Сборка зависела от качества тех деталей, которые им поставляли. Иногда их продукцию браковали по несколько раз. Приходилось подтачивать, подгонять, переносить эту махину с места на место одному человеку. Иногда работники жили впроголодь, теряли сознание. Их отливали водой, отправляли спать на 2-3 часа, потом будили и полусонных вели к станку. Молодежь завидовала старикам, которые лучше держались на работе, были более стойкими к трудностям.
За свой нелегкий детский труд в годы войны Лидия Степановна награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Награждали не всех - самых лучших, не смотря на возраст. Когда ее награждали - ей было всего 15 лет.
Трудолюбие Лидия Степановна получила в наследство от своих деда с бабкой. Но война помешала ей получить образование и профессию. Тяжело, трудно приходилось всю жизнь: часто работала на двух работах, чтобы с мужем содержать свою большую семью.
Лидия Степановна работала за свою жизнь дояркой, штукатуром, маляром, бухгалтером, продавцом, завхозом и в последние годы (более 10 лет) агентом госстраха в Казачинске. Везде работала хорошо. Она была бригадиром страховых агентов. Ей и ее бригаде присваивались такие звания, как «Лучший агент края», «Лучшая бригада Госстраха края» в 1975, 1978, 1980, 1982 гг., а в 1981 году она награждена грамотой Министерства Финансов РСФСР; за свою трудовую жизнь Лидия Степановна имела и много других поощрений. Умела она многое делать и делает сейчас: вышивала гладью, вязала крючком и спицами, а сейчас в основном вяжет носки, варежки, прядет пряжу, занимается много в огороде и по домашнему хозяйству.
В 1977 году у Лидии Степановны с Дмитрием Петровичем была золотая свадьба. Прожили они к тому времени вместе 50 лет. Все было: и хорошее, и плохое, радость и горе. В 11 лет умер младший сын, умница и добрая душа. Остальных вырастили и выучили, дали всем образование и умение трудиться в доме, на огороде и производстве. Имеет медаль материнства. Сейчас у Лидии Степановны 4 детей, 7 внуков, 5 правнуков, муж у нее умер.
Ее дочь Софья, которая работает в настоящее время в Подтесово врачом высшей категории, в школьные годы побывала за отличную учебу во Всесоюзном пионерском лагере «Артек». Средняя дочь Ольга работает в г.Боготоле в управлении агрономом. Сын Евгений - речник на Енисее. Старшая дочь Альбина около 40 лет проработала в школе учителем - «Отличник народного просвещения». Своими детьми Лидия Степановна гордится.
Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой победы.
Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла, 199 из них было присвоено звание героя Социалистического Труда, более 204 тысяч награждены орденами и медалями. Специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» награждено 16 миллионов рабочих, колхозников, представителей интеллигенции.
9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.
Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры края были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Призыв Коммунистической партии - «Все для фронта, все для победы над врагом» - был активно поддержан всем советским народом.
Рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция Красноярского края также внесли свой значительный вклад в общенародную борьбу с врагом. И Родина не забыла сибиряков-красноярцев, достойно отметила их самоотверженный труд.
За годы войны более 20 передовых производственных коллективов и групп трудящихся края были награждены орденами и медалями Советского Союза.
Всего по неполным данным в годы войны в крае было награждено 1403 труженика тыла, в том числе:
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война - ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества - германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.
Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жен не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!.. То было тяжелое для нашей Родины время.
Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.
Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.
Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Подтесово - это удивительный поселок, в котором я родилась и выросла. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для этой работы, я встречалась с некоторыми из них, и никто не отказывался меня принять и выслушать. Мои земляки-подтесовцы тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта поселке, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.
Я хочу показать молодому поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.
В результате своей работы я пришла к следующим выводам:
1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.
2. Их большая часть - женщины, старики и дети с 10-летнего возраста.
3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта и поставкой его туда.
4. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.
5. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.
Используемые источники и литературы
Источниковую основу исследования образуют семейные архивы, фотографии, архивные материалы администрации п.Подтесово, встречи с тружениками тыла в годы Великой Отечественной войны.
1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.
2. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.
3. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.
4. Архивные материалы Подтесевского музея трудовой и боевой славы.
5. Белявский И.П. Шла война народная. Красноярское книжное издательство, 1985.
6. Булава И.А. Летопись Енисея. Красноярское книжное издательство, 1997.
7. Горбша Л. Все для фронта, все для победы. Красноярское книжное издательство, 1978.
8. Данишевский И.М. Война. Народ. Победа. М., 1976.
9. Доризо Н. День нынешний и день вчерашний. М., Военное издательство.
10. Кравчук М.И., Погребинский М.Б.
11. Материалы из газет «Енисейская правда», 1985-2004 гг.
12. Плотников Ю.Н., Пугачев В.Н. Красноярское книжное издательство, 1985
13. Туренко И.А. Фронт и тыл Енисея. Красноярское книжное издательство, 1990.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»