Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Жертвы двух диктатур


Выполнила: Соколова Олеся, 11 «Б» класс

Руководители: 

Средняя общеобразовательная школа № 146 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

Красноярск - 2005

Содержание

1. Содержание.
2. Введение.
3. Жертвы двух диктатур.
4. Заключение.
5. Приложение.
6. Используемая литература.

Введение

Время Великой Отечественной войны. На территории СССР идут тяжелые, казалось бы, бесконечные бои. А в это время в Германии к вокзалу подходил товарный поезд с очередной партией советских людей: мужчин, женщин, детей... Их выводят на перрон, строят в шеренгу, проводят перекличку и отправляют в грузовиках куда-то. Зачем гитлеровцам понадобились советские граждане? Ответ прост: для бесплатной работы на заводе на заводах, фабриках, промышленных предприятиях. Фактические рабы без юридических, экономических, политических прав. Просто рабочая сила. Их называют остарбайтерами (восточные рабочие).

Официальный немецкий термин "Ostarbaiter" и опознавательный знак "OST" на одежде обозначали советских гражданских лиц, принудительно вывезенных в Германию для работы в промышленных и с/х предприятиях. При этом мужчины призывного возраста направлялись преимущественно в лагеря военнопленных. По подсчету составителей сборника "Национал-социалистическая система лагерей" (Das nationalsozialistishe Lagersystem. Frankfurt na Main, 1990) к сентябрю 1944 г. в Германии работало около 6000000 "иностранных рабочих"; 2174644 из них были вывезены из оккупированных районов Советского Союза (1062507 мужчин и 1112137 женщин). За все время войны (с 1939 по 1945 г.) в Германию было выведено около 12000000 человек (по Нюрнбергским документам). Сколько же их погибло? Усилиями ученых ряда стран, особенно немецких и российских, история принудительного труда в Германии в годы Второй Мировой и Великой Отечественной войн может считаться в основных чертах изученной. Можно сказать, что довольно детально, с привлечением обильной документации изучена "внешняя" история остарбайтеров: история их депортации, распределение по отраслям немецкой экономики, распоряжения германской администрации, касавшиеся OST, история лагерей и их размещение на территории Германии и т.д. Объективно обрисованы ужасающие условия существования и труда советских граждан. Вместе с тем внутренний мир остарбайтеров, их повседневный быт и их реальный менталитет до сих пор остаются неизученными. Более того, до сих пор в распоряжении историков не было адекватных документов, которые позволили бы углубиться в эти проблемы.

В России опубликовано несколько десятков мемуарных и исследовательских книг и статей, в которых содержатся весьма ценные сведения об организованных формах движениях сопротивления на оккупированных территориях и в немецких лагерях, разработана история депортации населения и приведена статистика многомиллионных жертв, но сравнительно немного сведений об основной массе остарбайтеров. Их воспоминания, как правило, собирались мало и почти не публиковались в их натуральном виде. Большинства тех миллионов остарбайтеров уже нет в живых, но многие еще живы. Только в последние годы они нашли возможность рассказать о себе. Не только запреты или осторожность мешали им делиться воспоминаниями о том страшном времени.

Укоренилось общественное презрение, позорное пятно замутнило память. Даже сегодня выжившие рассказывают о себе порой со слезами - слезами страха перед разоблачением - часто с условием сохранения их имен в тайне. Для этих людей не нашлось места ни в исторических трудах, ни в школьных учебниках, ни в словарях.

В своей работе я акцентирую внимание именно на личных переживаниях остарбайтеров. Моей задачей является показать судьбы самих "восточных рабочих". На конкретных примерах судеб, через общение с теми, кто остался в живых, анализ литературы, я хочу показать все тяготы жизни бывших остарбайтеров в фашистской Германии. Также я поставила цель: выяснить и показать отношение российского и германского правительства к остарбайтерам. Как понять несправедливое отношение русских людей к угнанным в Германию согражданам, которые бесплатно батрачили на врага? Почему мемуаров остарбайтеров не было в советской печати? На эти и ряд других вопросов я искала и нашла ответы.

Жертвы двух диктатур

В начальный период Второй Мировой войны в Германии в Имперском управлении государственной безопасности под руководством Шиллера в 1940 г. был разработан генеральный план "OST" и касался он в основном территории Польши. Генеральный план "OST" - это немецко-фашистский план колонизации и германизации Восточной Европы. С нападением на Советский Союз были разработаны основные фундаментальные положения и принципы колонизаторской политики фашистской Германии на оккупированной территории СССР. В плане "OST" ставилась задача уничтожить Советское государство, лишить народы СССР какой бы то ни было государственной организации. План "OST" предусматривал уничтожение, выселение, онемечивание советского населения. Предполагалось в течение 30 лет выселить в Западную Сибирь около 31 млн. человек с территории Польши и западных районов СССР (80-85% польского населении, 65% населения Западной Украины, 75% - Белоруссии, значительную часть населения Латвии, Литвы, Эстонии) и поселить на эти земли 10 млн. немцев. Оставшееся население подлежало онемечиванию. Было задумано уничтожить еще до начала выселения на оккупированных территориях 5-6 млн. евреев. Предполагалось истребить 30 млн. русских. Гитлеровцы хотели уничтожить русских как нацию, а оставшуюся часть превратить в послушных рабов. Выполнять план "OST" фашисты начали с установления на оккупированной территории СССР жесткого оккупационного режима, который отличался исключительной жестокостью и зверствами по отношению к населению: массовыми репрессиями, уничтожением и унижением советских граждан, разрушением народного хозяйства и разграблением культурных ценностей. Жителям запрещалось без особого разрешения властей отлучаться из мест их проживания. Советские граждане не имели ни политических, ни экономических, ни юридических прав. Никаких законов, охраняющих их от оккупантов и их пособников, не существовало. Рейхминистр Восточного министерства Розенберг издал 23 августа 1941 года указ о вынесении специальными судами приговоров о смертной казни лицам, не повинующимся оккупационным властям ("Преступные цели - преступные средства" док. № 15 с.63-65). Повсеместно для советских граждан в возрасте 18-45 лет была введена трудовая повинность (для евреев 14-60 лет). Рабочий день, даже на вредных производствах, длился 14-16 часов в сутки. Лиц, уклонившихся от работы, отправляли в каторжные тюрьмы, концлагеря или на виселицу. Снабжения продовольствием не было. На оккупированных территориях устанавливались штрафы, телесные наказания, натуральные и денежные налоги, размеры которых устанавливались произвольно. К неплательщикам применялись различные репрессии вплоть до расстрела. Оккупационные власти производили систематические мобилизации, в первую очередь молодежи, на принудительные работы в Германию. В первоначальных планах фашистского правительства использования рабочей силы с оккупированных территорий не предполагалось. Вынашивая планы "молниеносной войны", гитлеровцы рассчитывали, что она не принесет им больших потерь в людях, а поэтому в Германии не понадобится дополнительная рабочая сила. Предусматривалось использовать население оккупированных территорий лишь на месте, в интересах групп армий, ведущих военные действия. Провал "блицкрига" вынудил немецкое правительство внести серьезные поправки в первоначальные проекты использования рабочей силы оккупированной советской территории. Уже в ноябре 1941 года было дано указание на использование "русской рабочей силы" в Германии. В начале 1942 года была поставлена задача вывезти на принудительные работы в Германию из оккупированных районов СССР 15 млн. человек. Угон на работы - часть немецко-фашистского оккупационного режима. Используя войска и полицию, оккупанты устраивали облавы и угоняли в Германию сотни тысяч советских людей, проявляя при этом невиданную жестокость и произвол. По немецким сведениям с февраля 1942 года еженедельно в Германию привозились на работы 8-10 тысяч "гражданских русских". В марте 1942 года было образовано специальное ведомство по использованию рабочей силы. В целом гитлеровцам удалось захватить и вывезти в Германию из оккупированных районов СССР около 5 млн. человек. Само собой разумеется, что русские подпольщики и партизаны призывали население всеми средствами уклоняться от угона в Германию. Врачи-патриоты выдавали людям фиктивные справки о мнимом заболевании, освобождая их тем самым от мобилизации. Огромную роль в спасении советских людей от угона сыграли партизаны. Под их защитой в лесах находились десятки и сотни тысяч советских граждан. В ленинградской области спаслось свыше 400 тысяч человек, в Минской - около 70 тысяч. Всего партизаны спасли около 567 тысяч мирных жителей, покинувших свое место проживания. На защите семейных (лесных) лагерей было занято 70 тысяч партизан (в Белоруссии).

Это позволило частично сорвать чудовищный план "OST". В условиях войны правительство СССР делало все возможное для возвращения советских граждан, насильственно угнанных гитлеровцами. В октябре 1944 года при правительстве СССР было создано Центральное управление по делам репатриации во главе с уполномоченным Ф.И.Голиковым были учреждены министерства при СНК РСФСР, Украины, Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Латвии, Литвы на всех действующих фронтах, при исполкомах местных Советов, территории которых подвергались вражеской оккупации. Были также созданы заграничные отделы и группы репатриации, имевшие 249 приемно-распределительных пунктов по России. В январе 1945 года советское правительство возложило на эти отделы и группы обязанности по оказанию помощи гражданам союзных и нейтральных государств в возвращении на Родину, организовав для этого дополнительные специальные сборные пункты и транспортные лагеря. В результате этой деятельности к 1 января 1953 года в СССР возвратилось 5,5 млн. человек. На это Советское государство затратило более 2 млрд. рублей.

Условия жизни остарбайтеров просто поражают своей антигуманностью, бесчеловечностью, жестокостью. Официальная инструкция фашистских властей предусматривала, что "все рабочие должны получать такую пищу, такое жилище и подвергаться такому обращению, которые давали бы возможность эксплуатировать их в самой высокой степени при самых минимальных затратах". И эту инструкцию немцы выполнили по полной программе. Среди остарбайтеров была очень высокая заболеваемость и смертность. Если кто-нибудь нарушил какое-либо правило, неизбежно жестокое наказание, если кто-то что-то украл, то он сразу же попадал в концлагерь, кто учинил саботаж, был, разумеется, расстрелян, а кто "покусился на немецкую женщину", тому непременно смертная казнь. При заводах, фабриках, предприятиях, на которых работали остарбайтеры, существовали лагеря, где они жили. Внешний вид лагерей: проволочный забор вокруг нескольких бараков, голые двухэтажные койки, состоящие из одних досок.

Как правило, выдавали жесткую солому, которой следовало набить мешки: на одном из них спать, другой, поменьше, заменял подушку. Раздавали одеяла, по два на каждого: на одно ложишься, другим накрываешься. Одеяла по внешнему виду напоминали ветхие тряпки. Чистотой, естественно, бараки не отличались. Уборные заменяли наспех выкопанные ямы. Непременно проходили процедуру под названием Entlausung, по-русски вошебойка. Поливали людей специальной химической жидкостью со специфическим запахом, от которой начинались зуд и раздражение кожи.

Как кормили остарбайтеров естественно можно себе представить: 250 граммов хлеба в день, в обед - баланда. С одеждой тоже плохо - в чем привезли в лагерь, то и носили. Чтобы лучше понять повседневный быт, личные переживания остарбайтеров, надо ознакомиться с их письмами из неволи, где некоторые даже писали стихи, рассказы, песни, ведь простой анализ фактов не может передать внутренний мир остарбайтеров.

В последние годы усилиями российского общества "Мемориал" было собрано значительное количество писем бывших лагерников и батраков, работавших в немецком сельском хозяйстве в годы войны.

Значительно раньше и больше было сделано русскими, украинскими и белорусскими фольклористами. Ещё в ходе войны и особенно после ее окончания интенсивно собирался фольклор, возникший и бытовавший в те годы, фронтовой, нарушенный, характерный для оккупированных областей и, наконец, фольклор остарбайтеров. В славянской фольклористике появились новые термины "невольничий фольклор", "песни полоненных", "песни непокоренных" и др.

В 1991 году при ремонте здания известного фольклорного центра "Немецкий архив народной песни" (Фрейбург) был обнаружен забытый всеми картонный ящик. На первый взгляд, это кажется невероятным. В архиве, прославленном своей организацией, коллекция, состоящая более чем из 1300 карточек, осталась с 1944 года незарегистрированной и хранилась в углу мансарды вместе с какими-то ненужными бумагами и дубликаты книг. Коллекция содержит выписки из писем остарбайтеров, собранные в 1942-1944 годах одним из цензоров.

Почтовая переписка была разрешена остарбайтерам с июля 1942 года. Она должна была ослабить нараставшее недовольство жестоким режимом и сопротивление набору все новых партий невольников. Разумеется, при этом было запрещено писать о самом главном: нечеловеческой жестокости лагерной охраны, о болезнях, голоде, об антисанитарных условиях быта, о бомбежках, о впечатлениях от вестей и слухом и слухов с фронта, об отношении местного населения к невольникам и т.д. То есть обо всем том, что больше всего хотелось написать, что и составляло главные "новости" безрадостной лагерной жизни.

Создать такую коллекцию мог только человек, увидевший в массе остарбайтеров не стадо рабов, а человеческий мир, интересный для углубленного изучения, имеющий свои традиции, свою поэзию, свою культуру, хотя, казалось бы, те унижения, которым они подвергались ежеминутно, должны были обезличить и раздавить их.

Карточки коллекции были расположены по рубрикам: "Лексика", "Речевые обороты", "Фольклор", "Сновидения", "Пророчества", "Круговые письма", "Народная медицина".

Унизительные условия плена, по сути каторги, превращали чужие слова в собственные, в них стонет личное несчастье, подлинная судьба. Сквозь альбомную игру, игривость вдруг прорывается вопль - не забудь, я была, я еще есть, сохрани память обо мне, о нашей любви!

Пишу тебе рукой дрожащей,
Чтоб через много скучных лет
От жизни кроткой и мятежной
Какой-нибудь остался след.

Цитаты меняют свой облик, искажаются страданием одиночества на чужбине. Хочется сохранить через кого-то связь с Родиной, с отнятой свободой. Слабый свет надежды порождает ощущение бренности жизни. Они однообразны, эти песни, надписи, стихи, но своим повтором, массой, усиливают впечатление.

Подневольный труд, бесправие, животная, голодная жизнь, издевательства надсмотрщиков, ощущение беспомощности - все в существовании остарбайтеров должно было превращать их в бесчеловечных рабов. И все же они оставались людьми, может, страдания даже возвысили их чувства, их любовь, воспоминания. Человечность не умирала. Стремление к свободе жило; родное слово - русское, украинское, польское - поддерживало дух. Через десятилетия безыскусное слово это все же дошло до нас:

Если жить нам вместе не придется,
Если судьба уж так жестока,
То пускай на память остается
Неподвижная личность моя
(надпись на фотографии)

Поразительно, как эта "неподвижная личность" пробилась к нам, сколько совместных усилий немецких и российских ученых понадобилось и как соединились надежды - те, что сбылись, и те, что не сбылись. Странный, трогательный памятник безвестным авторам и памятник живучести народного слова.

Но чтобы понять именно переживания остарбайтеров, мало только анализировать литературу, связанную с ними. Нужно именно общение с ними. Для этого я, узнав адреса в Обществе "Мемориал", встретилась с двумя бывшими "восточными рабочими", и они рассказали мне о своей жизни во время войны.

Одну из них зовут Ельмакова Евдокия Терентьевна. Сама она из Брянской области, деревни Матреновка. Вот ее рассказ:

"Когда наступили немцы и сожгли нашу деревню, несколько дней нам пришлось жить в лесу. В соседней деревне был немецкий штаб. Это было осенью, когда еще у нас взорвалась мина. Немцы повесили из нашей деревни 5 человек. Зачем - непонятно. Все соседние деревни сожгли. Я убежала жить в лес с партизанами.

Потом немцы устроили облаву и погнали нас, кого выбрали. Шли мы 2 недели, 20 км, есть не давали, что успели прихватить, тем и питались. Спали ночью, где кони. Когда шли, тех, кто отставал, расстреливали. Вели в поселок Жуковку. Посадили всех нас в товарный поезд и повезли. Из него не выпускали. Привезли почему-то в Белоруссию. Мне тогда 12 лет было. Поселили в бараках, а там блохи, вши, клопы. Ужас! Первую ночь ушли спать на улицу. Невозможно в бараке-то было. Собирали куски хлеба. А потом немцы развели нас по деревням. Я в деревне Паведцево была. Поселили в доме, где крыши не было. Нас там четыре семьи было. А потом я в доме у хозяина работать стала. У него жена Милка была. Я овец пасла, дрова колола, воду носила. В общем, что говорили, то и делала. А хозяин очень любил, когда я про Чапаева пела. Так и жила до осени. А как-то был праздник, как сейчас помню, Покров день. Должны были гости прийти, а хозяин хотел, чтоб я про Чапаева им пела. А я с утра овец должна была пасти. Пасу, значит я их, и вижу: собака какая-то бежит. Я пригляделась... Ай, это волк! И он вцепился в одну овцу. Как я испугалась! Бегу, реву. А потом человек был какой-то, он мне помог волка-то прогнать, он недалеко убежал. А овца-то все рано разорванная уже вся. Я домой-то прихожу, сама реву сильно. Думала бить будут. Жена очень рассердилась. А голос-то у меня пропал. Петь не могу. А хозяин потом меня молоком горячим отпоил и сказал, чтобы я спать шла. Не били. Дожила у них до зимы. Летом тоже в деревне работала. Запасла 5 пудов хлеба. Позвали в другую деревню. Но я не стала там жить. Там спать положили меня на 2 табурета за печкой. И я пошла в другую деревню за 20 км. Иду значит, а навстречу мне скачет кто-то. Офицер что ли. Он хотел со мной что-то недоброе сделать. Я испугалась и побегу от него. А он кричит: "Стой, стрелять буду!". А мне все равно, бегу. Но он не стрелял. А на завтра 9 мая 1945 года. Война кончилась!"

Когда она рассказывала, было видно, что очень тяжело вспоминать то, что она пережила.

А вот что рассказала мне Аметова Любовь Савельевна:

"Я на Украине жила, в Охтырском районе, деревня Корниловка. Когда немцы оккупировали наш район, то сразу всю молодежь посадили в грузовики и увезли в деревню Охтырка.

Оттуда в вагоны посадили и везли 12 суток. Мы попытались бежать, но нас догнали и увезли до Вены (Австрия). Разгрузили и под марш повели в баню. В лагере жили там суток двое. Спали просто на полу кучей. Немцы не знали куда нас отвезти, народу очень много было. А потом маршем погнали до города Линск, поселили опять в лагере. Покормили. Дали супа с горохом и маленький кусочек хлеба. Кормили для того, чтобы только не умерли. А потом начали гонять на работы. Кого на военный завод отправили, кого еще куда. А я, и еще люди, копали канавы. 4 месяца копали.

А потом пришла женщина и сказала, что ей нужны девочки для работы в доме. Меня взяли и еще 3 девочек и увели в деревню Фралхон. Там почти 1,5 года работала: дрова колола, коров доила. Все делала. И садила, и копала. Большой участок у нее был. Но не разрешала никуда уходить. На руке значок у нас такой был - OST и костюм военнопленных. А перед самым концом весны заболела сильно. Но хозяйка была доброй, не била, кормила нормально. И потом хотела меня оставить, так как детей у нее не было, одна жила. Но Родина дороже. А 9 мая заходит русский офицер и говорит: "Мы будем вас освобождать". Вот радости-то было! Забрали нас и привезли сначала в лагерь, где военнопленные были. А потом привезли на Родину".

Заключение

Да, чем больше читаешь о войне, тем лучше понимаешь, что у ее ужасных событий не одна изнанка, а множество. И очевидно, что остарбайтеры - это еще одна ее изнанка, не известная не только сегодняшним молодым, и тем, кто родился через одно два десятилетия, но даже большинству переживших ее. И об этих 12 млн. человек мало кто знает, так как после их возвращения большинство попали в черные списки и стали называться предателями. До середины 50-х годов многие из остарбайтеров находились под надзором органов госбезопасности. Некоторые из-за этого так и не смогли получить образование, хорошую работу, сделать карьеру. Фактически бывшие "восточные рабочие" стали жертвами двух тоталитарных режимов - коммунистического и национал-социалистического.

Используемая литература

1. "Преодоление рабства. Фольклор и язык остарбайтеров". Научно-информационный правительственный центр "Мемориал", Москва, 1998 г.

2. "Чужие и свои" М.Черненко. Москва, 2001 г.

3. "Большая советская энциклопедия", издательство Наука, Москва, 1982 г.

4. "Разгадки третьего Рейха", И.Безымянский, Москва, 1990 г.

5. "Великие преступления двадцатого века", составители: Е.А.Поляков, И.А.Зальцман, Москва, 1993 г.

6. "Майн кампф", Адольф Гитлер, Москва, 2002 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»