Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Воспоминания. Тумановский Иван Степанович


Презентацию подготовили:

Использовались материалы:

Воспоминания всегда являются частью истории. Неважно, будь то история одной цивилизации, одной страны, или одной жизни. Все взаимосвязано. Порой, воспоминания - это единственное, что остается у нас.

«Воспоминания»-так называется дневник моего дедушки. Это по-новому понятая и переосмысленная история. История России с точки зрения народной массы, управляемой «сверху».

«В одно из прекрасных мест Донбасса приехал семья так называемых переселенцев, которые, как и многие другие семьи, искали в те далекие тридцатые годы лучшей жизни. А времена были ох как тяжелы – голод, холод, братоубийство, коллективизация. Пасмурные дни и годы не радовали людей. Не радовало людей и солнце, которое светило и согревало их сердца.»

Издревле, Россия считалась крестьянской страной. На протяжении многих веков крестьянство боролось за свои права. Однако, правительство не спешило наделять крестьян землей. Так, в 30е годы государство объявило зажиточных крестьян – враждебным элементом. Но в деревне не видели имущественной разницы: «Есть труженики, да лодыри, которых Советское правительство считает бедняками». Действительно, в семье зажиточных крестьян работали все «от мала до велика».

Сплошная коллективизация обернулась усугублением положения крестьян и сменилось раскулачиванием. Оно проходило по всей стране, порождая ужас в сердца людей.

Имущество кулаков конфисковывалось, а самих их отправляли в Сибирь, в необжитые районы. Не щадили никого. И люди, страшась этой напасти, пускались в бега, чтобы спасти свои жизни. Они переезжали с места на место. Часто из одной области в другую. Так и семья Тумановских переехала, спасаясь от раскулачивания из Ростовской области в Луганскую.

«Высокий худощавый мужчина Степан Миронович, нашел приют для своей семьи в селе Черногоровка, окутанном со всех сторон горами, скалами, небольшими балками, которые пересекали небольшую деревеньку, переименованную затем в Мало-Ивановку. В летний период это место красовалось своей природой – лесами, лугами, скалы одевались в зеленый ковер. Дополнение к пейзажу придавало разноцветье трав, запах меда, под горами везде виднелись курганчики серебристо-черного золота маленьких шахт.

Дом, в котором они жили, находился на центральной улице села. По тем временам он казался большим, широким, был крыт соломой. По старому обычаю постройки дом делился в сенях на две половины, а посередине коридор. В нем находилась плетеная труба, и к этой трубе присоединялись из обеих хат трубы от печек, которые покрывали дымом весь коридор, когда на дворе стояла тихая погода. Двор был большой, уютный, два сарая рядом с хатой. У входа во двор две большие вербы, а под ними стояли шесть ульев. И вот, маленький Ваня наблюдал за пчелами, как они трудятся, собирают по крохам мед, летая с цветка на цветок, раздвигая своими маленькими лапками тычинки и носиком впиваясь в каждую из них, выпивают сладкий сок. После чего несут его в улей.

А сколько цвета было во дворе посеяно, а также разнотравий! Еще любопытно было наблюдать за пчелами-сторожами, которые стоят на страже летка, чтобы чужая пчела не зашла в улей и чтобы без меда своя не вошла или с медом не вышла – таков строгий порядок у пчел, которые стоят на посту. Ну, уж если завелся трутень, так они его вытаскивают все вместе, а когда вытащат, сразу отбивают у него крылья и сбрасывают на землю. И так можно наблюдать за их жизнью долго, и не устанешь, и не надоест.»

Курс на индустриализацию провозгласил в декабре 1925г. 24й съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Главное внимание в первые годы уделялось реконструкции старых промышленных предприятий. Одновременно строилось больше 500 новых заводов. Наметился план в кратчайшие сроки любой ценой ликвидировать отставание в развитии страны и построить новое общество.

В марте 1928г. ЦК партии потребовало создание новых и укрепление старых совхозов и колхозов. Принимались меры по ограничению возможностей развития кулацких хозяйств. В марте 1930г. принят примерный устав сельскохозяйственной артели. В нем провозглашался принцип добровольного вхождения в колхоз.

«Марфа Степановна работала на колхозных овощных полях, труд был очень тяжелый, землю обрабатывали вручную, техники не было. И вот эта маленькая, худенькая, с длинными черными косами ниже пояса женщина работала со всеми женщинами наравне. А идя домой вечером, чтобы никто не видел, за пазухой или в подвязанном подоле приносила домой что-нибудь из овощей – помидор или огурец, клубники или малины, все, на чем работала.

Летом 1936г. Купили свой дом на центральной улице в красивом месте возле церкви. Дом был большой, с пятью сараями, а двор, который был еще больше, разделялся на три подворья. Этот дом подлежал раскулачиванию. В нем и поселились Тумановские с тремя сыновьями на горе рядом с церковью. Церковь стояла на таком месте, чтобы ее было видно со всех сторон. Это прекрасное архитектурное сооружение. А когда ударял колокол, его звон доносился за десять километров, переливаясь с перезвонов малых колоколов, получалась красивая мелодия с дыханием чистого воздуха. Так и хотелось открывать рот и поглощать его внутрь вместе с перезвоном. Купол большой, круглый, крытый железом и покрашен под цвет золота, на вершине купола стоит трехметровый крест, закреплен цепями, золотисто играет.»

В ходе массовой коллективизации была проведена ликвидация кулацких хозяйств. Отменялись законы об аренде земли и найме рабочей силы. Было запрещено принимать кулаков в колхозы. В феврале 1930г. был принят закон о порядке ликвидации кулацких хозяйств. Он предполагал разделение кулаков на три категории:

1. Организаторы антисоветских и антиколхозных выступлений - подвергались аресту и суду.

2. Наиболее крупные кулаки. Подвергались переселению в другие районы.

3. Остальные кулаки - частичной конфискации имущества и выселения из областей прежнего проживания.

«Ваня помнит тот счастливый день в жизни, когда пошел в школу. Тот день был солнечный, теплый, все вокруг цвело, птицы пели, и Ивану было еще веселее, потому что мать сшила ему рубашку из своей юбки, сорочку ситцевую, и потому Иван считал этот день самым счастливым.

Однажды, когда Иван гулял на дороге с подростками, подошел к нему старец, попросил водички. Старец был очень оборванный, заросший, грязный. Ваня принес ему воды и кусочек хлеба. Он поблагодарил его за хлеб и воду и начал говорить: «Сынок, ох, какая тебя ожидает тяжелая жизнь, голод, холод, нищета, будешь очень болеть, и в жизни ты ничего хорошего не будешь видеть, кроме переживаний, и от душевных переживаний ты умрешь, а скитаний столько тебе придется, что и сам никому не пожелаешь. Будет у тебя семья, но она распадется, будет у тебя жена, но это будет не твоя планета, ты будешь всеми силами стараться, но у тебя ничего не получится, оно будет идти напротив тебя, останешься сиротой очень рано, и все, что привьет мать тебе – сердечность и ласку – никто этого не будет замечать, и ты закончишь свою жизнь в дороге, и никто не будет знать, где ты. Ох, какая тяжелая доля будет несчастная» Поцеловал его, поднялся и ушел. Иван побежал во двор, рассказал матери, а когда мать вышла, то этого старца не было.

И вскоре нависла черная туча не только над этой деревней, а над всем человечеством, солнце как будто почернело, птицы не так весело стали петь – началась война. Заплакали дети, застонали матери, под этот вой провожали своих детей и мужей на войну.»

Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. Главный политический лозунг партии гласил: «Все для фронта – все для победы!» имел важное практическое значение и совпадал с общей настроенностью советского народа. Многие советские люди записывались в народное ополчение; промышленные предприятия переводились в восточные районы страны. «Настали черные дни и для Ивана. Отца Ивана отправили с эвакуированными куда-то на Урал, брата старшего – Алексея, взяли в армию. Иван остался в семье за старшего. Мать, трое детей, запас продуктов; ни денег, ни одежды не было. Ивану было девять лет, а младшим пять и три года. Мать пошла работать в колхоз, не за те копейки, которые платили, а за то, что украдет, принесет за пазухой или спрячет в траве, а вечером пойдет с Иваном и заберет, так и перебивались.

Однажды поселенцы вместе со штабом собрались и ушли. А перед отходом солдат, которому Иван помогал ухаживать за лошадьми и который приучил Ивана курить «Казбек», сказал матери, что ночью тут будут большие бои. Мать за ночь забрала всех детей в погреб, где отец на случай бомбежки поставил бревна, и слышно было, как всю ночь шли войска, машины, танки – Шум-гам. А утром вышли – в селе тихо и спокойно, ни одного солдата. Где-то часов в одиннадцать приносят письма от старшего брата Николая. Он писал, что их везут в Ворошиловград на оборону, хотя он был рядом, ни разу не писал и не бывал дома, с тех пор, как ушел в тридцать пятом…»

Война началась 22 июня 1941г. Широкими бомбардировками с воздуха крупнейших промышленных и стратегических центров. За несколько первых дней войны немецкая армия продвинулась вглубь страны: была захвачена Белоруссия, Прибалтика, блокирован Ленинград. Крупнейшим просчетом И.В. Сталина было неверие в начало войны. Поэтому вся страна была не готова к отражению агрессии. В июне-первой половине июля были проведены крупные оборонительные приграничные сражения.

Большое значение в Великой Отечественной войны являлась оборона Сталинграда, продолжавшаяся с сентября фактически до конца 1942года.

«Однажды собрались все подростки, ну решили обрезать кожу на седлах лошадей, которые стоят в школе. Один раз им это удалось. Пошли второй раз, а австрийцы окружили школу, и офицер заскочил в середину и давай стрелять, и тут ребята начали метаться из класса в класс и когда увидели, что выхода нет, начали прыгать через солдат и убегать. Одному из мальчишек прострелили руку, другому попали в плечо. А Иван побежал вокруг церкви, за ним солдат. Иван с кручи прыгнул в сад. А солдат прыгнул и подвернул ногу . Иван обежал сад и через другой двор к себе ползком в подвал. Офицер рассвирепел, что никого не поймал, начал кричать на солдат. А в это время на дороге в песке играли дети, абсолютно голые, так как солнце сильно грело, да и одевать-то их было не во что. Эти дети были ровесники – Петя и Надя. А офицер был очень кривоногий. И вот ребятишки начали над ним смеяться и дразнить его. Надя побежала к себе во двор, а Петя к себе. Он погнался за Петей, догнал его и три раза ударил ребенка плетью, тот так и зашелся. Мать услышала крик, выскочила и выхватила его из-под офицера. А Миша рассказал матери, как все было и что это получилось из-за Ивана.

Зимой 1943 года в снежный морозный месяц прорвались советские войска, которые были обмануты путем предательства: вместо Ивановки пошли на Мало-Ивановку, и немцам была пропущена только живая сила, так называемая Сталинская сила, три дивизии, а технику отрезали и взяли в кольцо советские войска. Немцы давай сжимать кольцо со всех сторон и сверху бомбить. Только на село Мало-Ивановку за день было вылетов 92 по три самолета, звено бомбардировщиков и пять ястребов, которые корректировали бомбардировщиков и одновременно били из пулеметов и мелких пушек по советским солдатам, которых выжимали из населенного пункта в поле между селом Мало-Иванока и селом Городище и совхозом Демченко – там ровное поле и маленькие балочки, и немцам очень удобно было разбивать солдат. В тот тяжелый момент солдатам некуда было деваться, нечем обороняться, потому что вся тяжелая техника оставалась отрезанной по ту сторону Ростова.

Из этих солдат, которых было около трех тысяч, осталось только 18 человек, остальные лежали на поле брани, как сжатые снопы. Те, кто был ранен и смог добраться до селения, были укрыты жителями. Но немцы сделали повальную облаву, и у кого находили укрытых солдат, если те умели ходить, забирали в плен, а лежачих пристреливали на месте. Но Марфа Степановна, мать Ивана, Мити и Пети, соседка Рожкова Ульяна и Лямочкина спрятали пятерых солдат за балкой в маленькой шахте, а когда был обыск и пришли к Тумановским, а это был февраль 1943 года, облазили кругом в подвалах, сараях, а на чердак побоялись лезть сами, а заставили лезть Марфу Степановну, наставив на нее автоматы. Но она побоялась лезть, потому что их дома не было в этот день, возможно кто-то там и был. Мать стояла, плача, под стволом автомата. К ней подскочили дети, схватились за нее, а кто поменьше – за юбку. Немецкие солдаты оторвали детей и разбросали в сторону, как щенят.

В это время мать упала, потеряв сознание. Тогда, наставив пистолет на старшего сына Ивана, заставили лезть его на чердак, а когда он залез, за ним залез солдат с автоматом и очередью прострелял весь чердак. И только тогда ушли.

Во время обстрела и бомбежки, женщины, в том числе и Марфа, собрали своих детей, и ползком по снегу, который было 1-2 метра толщиной, а мороз 20-25 градусов, и вот по этому снегу добирались они до большого яра. Иван и Толик провалились в снег. А матери их потеряли, а когда нашли, сильно ругались. Они вытащили их, связав концы платков, несмотря на то, что со всех сторон стреляли. В этот морозный день всем им было очень жарко, и когда они выбрались на поляну, начался налет. Но женщин и детей спасло то, что они подошли к большому дубу и провалились в неглубокий сугроб и там просидели примерно три часа. И когда начало темнеть, ползком полезли в ту шахтенку, где и прятали потом солдат.

И когда на второй день немцы заняли село, женщины этим же путем забрали ребятишек и повели домой, потому что те начали плакать, пить просить и замерли.

Время было тяжелое. Были случаи и мародерства. Такой был случай: одна женщина из Алчевска отрубила ноги с валенками у солдата, а когда перевернула его, узнала своего сына и тут же сошла с ума.

Однажды, в январе 1944 года, Марфа Степановна пришла со снегоборьбы с железной дороги, где была на восстановлении путей для проезда поездов. На улице была большая метель с морозом. Марфа Степановна пришла, принесла булку мерзлого хлеба и говорит, что ей, мол, какой-то солдат дал хлеба, а сама прилегла. Говорит, что ее морозит и болит голова. И с тех пор, как слегла в постель, так и проболела до 25 марта 1944 года.

Как раз было начало весны, распутица, снег таял, грязь, вода, холод, а убрать покойницу было не во что. Правда, говорят, мир не без добрых людей, принесли люди кто что, кто доску, кто рубаху, кто марлю.

В то время, когда мать помирала, она позвала его к себе и хотела что-то сказать, и когда он подбежал, она пыталась подняться. Он схватил ее за руки и она что-то прошептала, он так и не понял, и на руках его она скончалась. И он долго держал ее на руках, даже не знает, сколько времени, пока не зашла соседка и не сняла с его рук мать. Иван, одевшись в одежду матери, пришел на кладбище, и там взрослые заставили его попрощаться с матерью. Он не помнит, прощался с ней или нет. Стал камнем и очнулся уже дома, на койке, возле него стояли женщины, а в ногах сидели маленькие братья.»

Советский Союз и страны-союзницы во второй половине войны провели ряд операций предрекающие скорый разгром Германии. В связи с этим усилилось сопротивление народов в оккупированных Германией странах. На этих территориях широкое распространение получило партизанское движение. В январе 1944 года была снята блокада Ленинграда, продолжавшаяся 900 дней. В результате летних операций были освобождены: Белоруссия, Молдавия, Польша, Венгрия и др. Союзники СССР нанесли Германии решающее поражение и освободили значительную часть Западной Европы и вплотную приблизились к границам Германии.

«В июле приехали из Алчевска из сельсовета и забрали младших братьев в детдом, а в конце июля перевезли в Михайловку. Ивана забрала Чубова Евгения Егоровна, так как он являлся ее крестным сыном. И стал он жить у нее.

«В декабре 1945 года решил уехать на Урал, чтобы найти отца.»

Социальная политика того времени была направлена на обеспечение победы. Была расширена сеть фабрично-заводских училищ (ФЗУ), через которые прошло около 2 млн. человек. Значительно выросло использование женского и подросткового труда на производстве.

«Иван пошел в ФЗУ, начал учиться. После трех месяцев сдал экзамены для формальности и переехал в общежитие к рабочим. Но там покоя не было. Так Иван проработали с неделю и решил бежать.

Иван встретил своего брата Алексея.

В выходной пошли к отцу, одев Ивана в то старое и грязное, в котором он был, нахлобучив разорванную шапку. Подошли к изгороди, торчит одна труба, крыши не видно, потому что снегом покрыта.

Подошли поближе, в доме окна большие, двор, рядом сарай, в середине дома просторно – две большие комнаты, русская печь, просторный коридор, и в любой мороз в доме тепло, потому что он наполовину в земле. Алексей с Анной (его женой) встали за другим забором, а Ивана направили к калитке. Во дворе стоял отец. Иван постучался в калитку, подходит отец, смотрит, стоит сорванец, и сумка через плечо. Он спросил: «Чего тебе, у меня ничего нету, иди в детдом, там тебя приютят». Иван как стоял, так ничего и не сказал, слова застыли в его горле комом. Алексей с Анной подошли и сказали: «Отец, что ты, не узнаешь своего сына?!». Тогда он наклонился поближе, узнал его, прижал, и пошли они в дом. Жена его возилась возле печи, отец сказал, что это его сын Иван, она очень недоброжелательно посмотрела на него. Тогда Алексей сказал, чтобы дали ему умыться, а Анна вытащила одежду, которую сшила ему сама, а старую бросила в печь.

Пошел Иван учится. Учился на машиниста, работал, но решил уехать домой проведать братишек. Утром оделся, никому ничего, деньги в зубы, и поехал, это был октябрь. Ехал семь суток, приехал в детдом, встретился с братишками, его знали все воспитатели и директор, и прожил там неделю. Миша и Петя, как все детдомовцы, были шаловливые. Иван, как старший, прошедший длинный путь жизни, начал учить их уму-разуму. Ребятишки начали сбегать от него, чтобы где-нибудь нашкодить и украсть, особенно по шахтам меди, а потом сдать, и на вырученные деньги купить папиросы, конфеты, сходить в кино. Через неделю Иван поехал в Мало-Ивановку до Чубыхи Евгении Егоровны, там встретился с друзьями детства, погулял еще неделю, подумал и не вернулся назад к работе. А в то время вышел закон судить хоть за один день прогула. И Иван решил – не поеду, достал десяток яиц и из паспорта снял штамп прописки и штамп принятия на работу.

Место работы и штамп оказался чистым, оно стало еще хуже, куда он ни пойдет, везде смотрят, что нет прописки и места работы. В колхоз и в шахту не хотелось идти. Он так мыкался и никуда его не принимали.

В 1951 году военкомат призывал без отрыва от производства проходить курс молодого бойца, прошло два месяца, призвали в армию, доехали до Ворошиловграда, продержали их трое суток и привезли назад, а ребята есть ребята, все, что было лишнее, прокутили, как же, мол, в армию едем, а вернулись, ничего нет, все начинай сначала. Прошло еще три месяца, военкомат вновь призывает, но, правда, тут построили и сказали, так что на всех, кто тут собран, положена бронь до восстановления завода.

Через год Мишу отправили в ФЗУ, только уже в Москву, и тоже каменщиком.

Только он окончил ФЗУ, работал и учился одновременно, вскоре, он приехал к брату Ивану. Иван в то время был уже женат на Марии, и жил в Мало-Ивановке и работал на шахте механиком. Была у них дочь Люда.

Вскоре, Мишу забрали в армию и распределили в Красноярск, где он и остался жить. Он женился на Ирине, у них родилась дочь Наталья. А когда Наталья выросла у нее и ее мужа Андрея родилась дочь, Маша.»

На рубеже 40-50х годов, государственный аппарат принимал новое обличие: укрупнялись министерства, создавались новые ведомства. Принимались меры по улучшению условий жизни населения: отменена карточная система на продовольственные товары, была проведена денежная реформа (вводились в обращение новые денежные знаки), были возрождены многие города и села.

«Петя находился еще а детдоме и скоро его отправили в село Белое в училище на столяра, там он учился и работал. Женился на Галине. Пожил в Свердловске, Ворошиловградской области, работал столяром, квартиру добился, дочка Надя родилась и они переехали в Кременчуг в совхоз. Вскоре, заболел воспалением легких, лежал в больнице. Выйдя из больницы, уехал с дочкой и мед. сестрой Валей в Магадан.

У Ивана и Марии Тумановских, кроме Люды, родилась еще и дочь Ирина. Они некоторое время жили в Мало-Ивановке, в том старом доме на пригорке, где вырос сам Иван и его братья. А потом переехали в Алчевск. В годы Советской власти этот город был переименовали в Коммунарск, а примерно в начале 90х годов 20го века ему снова вернули былое название. В Алчевске через несколько лет вышла замуж Люда за молодого паренька Леонида Орлова. И взрастили они двух дочерей – Марину и Инночку, и сына Ивана. В свою очередь у Марины появилась дочь Леночка, а у Ивана сын Иван. Поколение Иванов продолжается.

А дочь старшего Ивана, Ирина, уехала сразу после окончания школы к своему дяде Мише в Красноярск. И там вышла замуж за Сергея.

У них родились дети – Элина и Аня. Элининым мужем стал Саша Ховров. А свою дочку они назвали – Мария.

И этот список можно продолжать в будущем. Это жизнь. И у каждого она своя. И у каждого своя судьба.

Люди пишут дневники, письма, чтобы оставить память о себе. Время стирает их имена, но старые записи живут. Они неподвластны времени, ведь в них вложена частичка человека. История и человек – неразделимы.

Жизнь – это время, а время – это история. Мы не властны над своей судьбой, мы можем только бороться за то, чтобы жить в этом сложном мире. И пусть человек – это лишь песчинка вселенной, он способен на великие свершения. И пусть об этих подвигах не будет знать весь мир, главное, что ты сам осознаешь то, что ты способен на это и ты это сделал.

Увековечить всю свою сложную жизнь на листах бумаги, знать, что твои внуки и правнуки прочтут это и поймут тебя и самому осознать, что жизнь прожита не зря – не это ли цель нашего существования?! И ты спокойно живешь дальше, зная, что не только ты напишешь свои мысли в этой тетрадке, но и потом появятся буквы, старательно выведенные неумелой рукой, а позже, наклоненные вправо и ровные строчки расскажут следующему поколению о своей судьбе.

И больше нечего сказать кроме vivu vivus Что с латинского означает «живу живой».


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»