Негосударственное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47» ОАО «РЖД» ст.Инголь
Автор: Ворожейкина Ольга, ученица 10 класса.
2004 г.
1. Вступление.
2. Основная часть.
Глава 1. Особенности формирования
толерантности в Сибири.
Глава 2. Формирование толерантных
отношений среди детей и подростков. (Исследовательская
часть)
3. Заключение.
Используемая литература.
Приложение.
Я являюсь членом Совета музея в нашей школе. Уже третий год участвую в работе районных научно-практических краеведческих конференций. На Совете музея обсуждались темы исследовательских работ на год. Тема о толерантности сразу заинтересовала меня. Кто они такие «чужие среди своих»? Почему внешность человека, его религия, жизненная позиция вызывает порой негативное отношение к этому человеку?
В мою деревню в период с 1991 по 2000 гг. прибывали переселенцы из Казахстана, Дагестана, и часто невольно становишься свидетелем разговора, когда одна старушка говорит другой, мол, понаехали тут всякие, всю Россию заполонили! На заборах можно увидеть разного рода ругательства в адрес переселенцев. А в чём собственно виноваты эти люди? В том, что по воле обстоятельств им пришлось покинуть родные места и переехать?!
Я думаю, проблема толерантности требует исторического подхода. Я живу в Сибири. На протяжении XIX - начала XX в. Сибирь продолжала оставаться фронтиром - регионом интенсивной колонизации, что проявлялось в специфике социального и национального состава населения, менталитете, характере протекания социально-экономических процессов.
Сибирь являлась колонизируемой окраиной и манила всех искателей лучшей доли, а также людей, не желающих смириться с порядками, существовавшими в европейской части страны. Так, например, во времена войны России с Польшей и Швецией в Сибирь попадали иностранцы в качестве военнопленных. Они сыграли важную роль в присоединении Сибири. Военнопленным тяжко приходилось лишь в первые годы, когда «заедала» тоска по родному дому. Некоторые пытались бежать. Например, в 1634 году служившие в Томске литовцы и поляки. Но значительная часть достаточно быстро свыкалась с новым местом жизни, обзаводились семьями и хозяйством, делали карьеру и даже отказывались возвращаться на Родину, когда представилась такая возможность.
После присоединения к России Левобережной Украины в Сибирь усилился наплыв «черкесов» - украинских казаков, которые были недостаточно верны русскому царю и «впадали в измены многия».
В начале XVIII века в сибирских городах содержалось несколько тысяч шведов - солдат и офицеров - разбитой армии Карла XII.
Во второй половине XVIII - первой половине XIX века здесь оказались участники польского национально-освободительного движения, в середине XIX века за Урал отправлялись борцы за свободу Венгрии.
В Западную Сибирь со второй половины XIX в большом количестве переселялись украинцы. За 1858-1914 гг. только в Южно-Уссурийский край переселилось 18 тысяч семей, и они составили большинство здешнего сельского населения.
С конца XVI века, взятые в плен и вывезенные из Речи Посполитой, служилые белорусы участвовали в присоединении Сибири к России, хозяйственном и культурном освоении края. В XIX веке белорусская диаспора пополнялась ссыльными участниками национально-освободительных восстаний в Польше, Белоруссии и Литве. В период массовых крестьянских переселений 1896- 1914 гг. в Сибирь переехало с белорусских земель 7000 тысяч человек. Будучи близкими по языку и культуре к русским, белорусы быстро сливались с ними в местах совместного поселения. Кроме того, в это время здесь появились мордва и татары.
В 1941 году в ходе массовых репрессий по национальному признаку люди 37 национальностей были сосланы в Сибирь: немцы с Поволжья, финны, поляки, литовцы и другие. Запрещались все религиозные праздники.
На протяжении 1945-1948 гг. на территорию Красноярского края были сосланы в диапазоне от 600 до 680 тысяч японские военнопленные. В 1990 г. В.П.Галицкий со ссылкой на архивные документы ГАРФ опубликовал данные о взятых в плен: японцев - 639,6 тыс., китайцев, корейцев и монголов - 24,3 тыс., которые тоже были депортированы в Сибирь.
В годы распада СССР и перестройки в Сибирь большими потоками приезжали люди из бывших республик.
Россия на протяжении многих веков была и остаётся многонациональной страной. В XVI в. она поменяла своё название и стала называться не Русью, а Россией. С расширением границ на ее территории проживало все больше народов и национальностей. Достаточно взглянуть на карту, чтобы увидеть, сколько национальностей проживает сейчас на российских просторах. И все эти народы мирно сосуществовали между собой в течение большого отрезка времени. Это проявлялось в смешанных браках, взаимопроникновении культур, создании общего межнационального пространства, формировании менталитета. Почему же на современном этапе проблема толерантности так остро стоит? Вот вопрос, на который хотелось бы дать ответ.
Но для начала я захотела узнать, что формирует понятие толерантности в современном мире и, вообще, что же такое «толерантность».
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости». Но в процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» (толерантности) претерпела изменения. На мой взгляд, это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главе угла человеческих взаимоотношений становились разные идеи.
Так, к примеру, объяснения, что толерантные отношения основываются на терпимости, было бы не разумно. На мой взгляд, нужно расшифровать, что значит терпеть друг друга - бросать косые, упрекающие взгляды и злые насмешки, но при этом ничего не говорить человеку, терпеть! Или всё же терпимость это проявление терпимости к чужим мнениям, верованию, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо, нужно помнить, что гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга. Такую смысловую нагрузку несёт определение «толерантности», предлагаемое американским словарём «American Herige Pictionanj»:
«Толерантность - способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей».
Впрочем, существует мнение, что понятие «толерантность» - не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «других людей», которые отличаются от нас. В «других» признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат.
Стремление сохранить оригинальность, народность той или иной нацией характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на её территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным улучшением «национального достоинства». Оттенки этого опасения различны: от индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений панофобий (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации). Отчасти такие эксцессы могут рассматриваться в качестве своеобразной избыточной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны представителей иных этапов. Так или иначе, россиянин (в частности русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная «забывчивость» ведёт среди людей - к усилению агрессивности, распространению в обществе шовинистических и фашистских идей. Следствием такой «забывчивости» в современной России являются так называемые скинхеды.
Скинхеды - члены агрессивной националистической молодёжной группировки, которые, как они сами же говорят, не только любят свою родину, но и борются за неё. А за что, собственно говоря, они борются? И как можно сформировать толерантные отношения у молодёжи?
Важность формирования толерантных отношений у молодёжи обуславливается тем, что вопрос об уровне толерантности российского общества является сегодня критически важным. Обострение межнациональ¬ных конфликтов - животрепещущая проблема современной России.
Сложная социально-экономическая обстановка, геополитические изменения и значительные миграционные потоки непосредственно влияют на общественное мнение в области межэтнических отношений. Я являюсь ученицей 10 класса средней общеобразовательной школы № 47. В моей школе учатся дети других национальностей, среди них есть переселенцы. В связи с этим, работая над темой, я поставила перед собой цель: определить, на каком уровне находятся толерантные отношения в моей школе для выявления причин сформированности или несформированности толерантности у молодежи. Мной была проделана следующая работа: я составила анкету и провела опрос у трёх возрастных групп. Кроме того, я побеседовала с семьями переселенцев и пришла к кое-каким выводам. Итак, задачами моей работы являются:
1. Определить уровень сформированности толерантности в разных возрастных группах (младшее звено - 3-4 кл., среднее звено - 8-9 кл., старшие школа -10-11 кл.).
2. Выявить причины негативного отношения к людям другой национальности и (или) другой религии.
Вот что у меня получилось. (Анкета находится в приложении)
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Резюме: |
7 |
30% |
60% |
10% |
3 кл./8-9 лет |
Это не противоречит тому, что для детей 8-9 лет внешний облик не имеет особого значения для общения с человеком. |
7 |
60% |
10% |
30% |
7 кл./12-13 |
Психологическая особенность переходного возраста, когда подростки начинают задумываться над тем, как они выглядят. |
7 |
70% |
30% |
- |
10 кл. |
Неприязнь к людям, которые не следят за своим внешним видом. |
65% |
35% |
- |
11 кл./16-17 лет |
Ответы на данный вопрос дают основание задуматься над тем, что отношение человека к другому непохожему на него человеку изменяется с переходом на другую возрастную ступень. Младшие школьники не обращают особого внимания на национальность и внешний вид товарища по классу. Это объясняется психологическими характеристиками, присущими данному возрасту. То есть, именно в этом возрасте можно легко воспитывать интернациональные чувства у детей, которые имеют под собой субъективные предпосылки.
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Резюме: |
8 |
80% |
15% |
5% |
3/ 8-9 лет |
Присутствует гласность и человеческое настроение. |
8 |
30% |
60% |
10% |
7/ 12-13 лет |
Негативное отношение в первую очередь закладывается в семье. Нет различия между мирными жителями и террористами, боевиками. |
8 |
45% |
15% |
30% |
10 |
Человеческое сострадание стоит на первом месте. |
45% |
45% |
10% |
11/ 16-17 лет |
Если рассмотреть картину в целом, то отношение к беженцам в нашей школе можно прокомментировать словами одного из учеников - «как к людям».
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Резюме: |
9 |
60% |
40% |
- |
3/8-9 лет |
Дети легко идут на контакт |
9 |
90% |
10% |
- |
7/12-13 лет |
В первую очередь обращают внимание на характер. |
9 |
100% |
- |
- |
10 |
Всё зависит от характера и поведения. |
50% |
50% |
- |
11/16-17 лет |
Начинают общаться только после того, как узнают характер человека.
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Резюме: |
10 |
84% |
8% |
8% |
3/8-9 лет |
Говорят человеческое сострадание и жалость. |
10 |
70% |
20% |
10% |
7/ 12-13 лет |
Человеческое сострадание, отзывчивость на чужую беду. |
10 |
60% |
30% |
10 |
10 |
см. предыдущие комментарии. |
70% |
20% |
10 |
11/ 16-17 лет |
Как ни стараются скрыть ученики свою доброту за маской равнодушия, человеческое сострадание даёт о себе знать.
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Резюме: |
11 |
40% |
60% |
- |
3/ 8-9 лет |
Просматривается настороженное отношение к нацменам. |
11 |
45% |
45% |
10% |
7/ 12-13 лет |
Зависит от характера и национальности человека. |
11
|
33% |
- |
67% |
10 |
Присутствует интерес к общению с людьми, но зависит от того, какой стороной повернется к ним «новенький». |
100% |
- |
- |
11/ 16-17 лет |
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Резюме: |
12 |
55% |
45% |
- |
3/ 8-9 лет |
Дети легко идут на контакт. |
12 |
20% |
70% |
10% |
7/ 12-13 лет |
В первую очередь обращают внимание на характер. |
12 |
16,5% |
16,5% |
70% |
10 |
Всё зависит от характера и поведения. |
55% |
- |
45% |
11/ 16-17 лет |
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Резюме: |
13 |
45% |
55% |
- |
3/8-9 лет |
Не понимают, какая именно нужна помощь. |
13 |
30% |
70% |
- |
7/ 12-13 лет |
Негативное отношение к людям кавказской национальности. |
13 |
32,5% |
50% |
17,5 |
10 |
Интерес в общении с людьми. |
83,5% |
- |
16,5 |
11/ 16-17 лет |
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Резюме: |
14 |
76% |
24% |
- |
3/ 8-9 лет |
Сострадание, жалость. |
14 |
30% |
70% |
- |
7/ 12-13 лет |
Безразличие к людям. |
14 |
83,5% |
- |
16,5 |
10 |
В начале разберутся в обстоятельствах, а только потом сделают выводы. |
64% |
- |
36 |
11/ 16-17 лет |
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Резюме: |
15 |
60% |
32% |
8% |
3/ 8-9 лет |
Из чистых побуждений |
15 |
50% |
30% |
20% |
7/ 12-13 лет |
Комплексы, появляющиеся в переходном возрасте |
15
|
50% |
- |
50% |
10 |
Интерес в общении с людьми. Так же всё зависит от характера. |
91% |
- |
9% |
11/ 16-17 лет |
Проявляют интерес к людям другой национальности, хотят узнать ближе их традиции и обычаи.
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Резюме: |
16 |
60% |
40% |
- |
3/ 8-9 лет |
Детям этого возраста хочется иметь большое количество друзей. Этим объясняется их интерес к новым людям. |
16 |
50% |
40% |
10% |
7/ 12-13 лет |
См. комментарии к вопросу № 15 |
16
|
16,5% |
- |
83,5% |
10 |
Интерес к новому общению пропускается через внешние характеристики нового объекта. |
73% |
- |
27% |
11/ 16-17 лет |
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Вывод: |
17 |
16% |
76% |
8% |
3/ 8-9 лет |
Она и так остро выражена на сегодняшний день |
17 |
70% |
15% |
15% |
7/ 12-13 лет |
Опасение того, что беженцы могут быть террористами. |
17 |
67% |
33% |
50% |
10 |
Они обычные люди, лишившиеся дома и Родины. |
55% |
27% |
18% |
11/ 16-17 лет |
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Резюме: |
19 |
34% |
33% |
33% |
7/ 12-13 лет |
Считают, что война с Чечней идет по религиозным причинам. |
19 |
- |
67% |
33% |
10 |
Каждый человек — личность и имеет право на свою веру и убеждения. |
|
|
|
|
|
|
|
70% |
30% |
11/ 16-17 лет |
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Резюме: |
20 |
50% |
30% |
20% |
7/ 12-13 лет |
Считают, что социально-экономическая жизнь в России лучше, чем в других субъектах Федерации. |
20 |
33% |
16,5% |
49,5% |
10 |
|
36% |
18% |
46% |
11/ 16-17 лет |
Радует, что школьники считают Россию великой страной и, самое главное, патриотизм их не выражается агрессивно.
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Резюме: |
21 |
70% |
10% |
20% |
7/ 12-13 лет |
Понимают, что люди других национальностей испытывают притеснения, но причины этого не могут точно объяснить. |
21 |
83,% |
- |
16,5% |
10 |
См. комментарий выше. |
100% |
- |
- |
11/ 16-17 лет |
Все учащиеся понимают и осознают, что люди другой национальности испытывают притеснения, но никто не считает, что этот дискомфорт может доставлять именно он.
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Резюме: |
22 |
10% |
70% |
20% |
7/ 12-13 лет |
Видят только отрицательное. |
22
|
16,5% |
67% |
16,5% |
10 |
Национализм – ужасное явление. |
- |
73% |
27% |
11/ 16-17 лет |
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Резюме: |
23 |
33% |
34% |
33% |
7/ 12-13 лет |
Скинхеды заблуждаются. |
23 |
33% |
67% |
- |
10 |
Действия скинхедов незаконны и противоречат морали и нравственности. |
9% |
64% |
27% |
11/ 16-17 лет |
Школьники не настроены агрессивно по отношению к нацменам и переселенцам.
№ вопроса |
Да |
Нет |
Не знаю |
Класс/ возраст |
Резюме: |
24 |
60% |
20% |
20% |
7/ 12-13 лет |
Принадлежность к русской нации вызывает гордость. Русские не должны покрывать позором свой народ, проявляя ненависти и неприятие по отношению к другим народам. |
24 |
83,5% |
16,5% |
- |
10 |
Национальная принадлежность - не вина, за это не несут ответственность. |
27% |
64% |
- |
11/ 16-17 лет |
Проведя тест и обработав его результаты, я пришла к выводу, что толерантность как явление имеет место в жизни детей, обучающихся в моей школе. Гуманное отношение к сверстникам другой национальности, переселенцам русским и нерусским, мусульманам, и другим представителям религиозных верований, я думаю, вызвано несколькими причинами: во-первых, детям свойственно сострадание и дружеские проявления и, важно развивать их на определенных этапах развития личности ребенка; во-вторых, воспитание в русле народных традиций учит детей уважительному отношению к культуре и традициям других народов, в-третьих, исходя из выше сказанного рискну выдвинуть следующее предположение: толерантность в Сибирском регионе легче формировать в силу исторически сложившейся обстановки в сибирском социуме.
Другой вывод, которой напрашивается сам собой, относится к отрицательным проявлениям в области межнациональных и межрелигиозных отношений. Здесь, я считаю, велика роль взрослых, начиная от родителей, заканчивая высшими должностными лицами в стране. Стереотипы в подходе к кавказцам и мусульманам, жителям Прибалтики, бытующие, порой, на уровне мифов порождают уродливые формы межнациональной вражды. Недостаточное знание истинных причин конфликтов на Кавказе и в Средней Азии, в республиках СНГ приводят к таким явлениям как националистичес¬кие, неофашистские организации молодежи, формирование общего негативного мнения о народе. В нашей школе мы учимся и возрождаем народные традиции, и это помогает нам понять культуру других наций и народностей.
Приведу конкретный пример. В 1998 году в мою деревню приехала семья Алибековых. Состоящая из 4-х человек: супруги Алибеков Иса и Мурима Алибекова, двое детей - девочки Зарема и Марина. По национальности даргинцы, по религии — мусульмане. Много пришлось им помотаться: вначале жили в Воронеже, где Иса учился на ветеринарном отделении в университете, затем, получив направление в Красноярский край, приехали в деревню Серебряково. В Серебрякове, деревне татарских мусульман семья не испытывала изоляции и дискомфорта. По словам Муримы, все бы хорошо, да постоянного жилья не было. Жили вначале у знакомых, но те решили продавать жилье, мыкаться по чужим дворам не имело смысла да еще с двумя детьми. Оттуда семья переехала в с.Ивановка, там их ожидала та же проблема. И только потом Алибековы перебрались в д.Едет, где сейчас и проживают. Люди отнеслись к их приезду по-разному: кто-то выказывал недовольство, другие оказывали помощь. По привычке девочки Марина и Зарема не общались с русскими сверстниками. На то были причины: языковой барьер и комплекс неполноценности, вызванный изоляцией детей от сверстников. Первое знакомство произошло случайно. Рассказывает Алибекова Зарема: «Когда мы сюда приехали, я играла только с Мариной, а тут как-то папе по работе было необходимо сходить к дяде Ване Пасикута. Мы с Мариной увязались за ним. Дочка дяди Вани Таня сама подошла к нам знакомиться, так мы подружились». По словам Муримы, в Ивановке девочки вообще ни с кем не общались. На первых порах Зарема и Марина говорили на родном языке. Родители понимали, что так долго продолжаться не может, и отдали старшую в детский сад. Девочка очень страдала оттого, что не могла первой войти в контакт, часто плакала. Но ребята сами потянулись к ней. Вскоре у нее стало много друзей. Сейчас сестры говорят по-русски и почти без акцента, учатся в школе. Зарема одна из лучших учениц. Родился третий ребенок - мальчик Рамазан. В семье сохранились национальные традиции, отмечаются мусульманские праздники. Что интересно, старшие Алибековы не настаивают на том, чтобы дети точно придерживались мусульманской религии. Считают, что выбор религии должен быть сделан ими самими сознательно.
И те не менее Алибековы не хотят оставаться здесь жить долго. Свой народ и традиции все-таки тянут на родину.
Во время перестройки в Сибирь большими потоками ехали люди из бывших советских республик. Ехали не только люди других националь¬ностей, но и русские. Так, в мою деревню приехало большое количество русских семей из Казахстана. С одной из них мне удалось побеседовать. Семья Пасикута приехала в д.Едет в 1996 году, в составе 7 человек: Пасикута Иван Иванович, Пасикута Наталья Ивановна, их четверо детей Денис, Виталий, Елена и Татьяна и бабушка, мать Пасикута Ивана.
Ехали они не наобум - в городе Шарыпово и Шарыповском районе проживало большое количество их родственников. А приехать заставила безвыходная ситуация, сложившаяся в Казахстане. Проживала семья в городе Талды-Кургане, недалеко от Алма-Аты. Жили в трехкомнатной квартире со всеми удобствами, и не было в мыслях бежать из Казахстана в Россию. В период перестройки условия жизни кардинально изменились. Стало трудно еще и потому, что в семье было четверо детей. Не было ни света, ни газа, ни отопления. Смена системы власти сказывалась на жителях. Закрывали заводы, не было работы, много предприятий разорялось. Стали притеснять: везде и сразу вводился казахский язык в разговорной речи и при оформлении документов. Рассказывает Пасикута Наталья Ивановна: «Хотя в школе мы и изучали казахский язык, но он не был обязательным, был как дополнительный предмет, русский был обязательным. В аулах где-то казахи, может, и разговаривали на казахском языке, но в городах и даже в селах сами казахи знали русский от и до. На своем языке они даже не могли поговорить, знали, как русские, два-три слова по-казахски».
А еще были проблемы с электричеством - подключали в промежутке от одного часа ночи до трех. Газ то же самое. Наталья Ивановна вспоминает: «Выходили с печечками, моторами от машин - «шмелями» в подъезд не то чтобы кушать сварить, хотя бы чай подогреть». Ничего не оставалось делать, как уезжать. Если бы условия были немного мягче, семья осталась бы жить в Талды-Кургане, а так продали квартиру за бесценок и приехали сюда. Еще один дом остался непроданным, как говорит Пасикута Иван Иванович: «Бросили жилье и приехали». Люди оценили их приезд по-разному. На первых порах семье Пасикута пришлось туго: несколько раз Наталье Ивановне приходилось разбираться с конфликтами детей в школе. Сказывалось психологическое состояние детей в связи с переселением. Нервозность, постоянное ожидание подвоха, издевки приводили к тому, что они остро реагировали на шутки сверстников. Особенно тяжело пришлось второму сыну Виталию. Но со временем недоразумения уладились, ребята влились в коллектив. Я думаю, что ребятам повезло, что они стали учиться в моей школе. У нас особенная атмосфера понимания и дружбы, которую создает на протяжении многих лет коллектив учителей и детей. В деревне тоже было по-разному: добрые люди отнеслись по-доброму, иные - не совсем.
Старшие Пасикута уже закончили школу. Учится одна Таня в 8 классе. Активно участвует в жизни школы, поет и танцует, занимается спортом. В классе у нее с общением проблем нет.
Семья время от времени ездит на родину в Казахстан к родственникам, ездили этим летом Денис с женой и Виталий. Возвращаться туда они не собираются, как говорит Наталья, на те деньги, которые семья получила от продажи квартиры, хорошее жилье не купить. А в деревне, где живут родители, все как было - нет никакой работы, все разрушено. Сейчас Иван Иванович работает вахтовым методом, Наталья Ивановна - домохозяйка, старший сын Денис женился, младший - Виталий - отслужил в армии, устроился работать на железную дорогу, девчонки учатся: Елена - в Тяжинском колледже, Татьяна - в школе.
В своей работе я пыталась осмыслить причины негативного отношения к переселенцам и людям других национальностей. Мне было приятно узнать, что в школе, где я учусь, отношение к мигрантам гуманное, но стереотипы, сложившиеся в обществе порой трудно ломать. Я хочу, чтобы каждый, прочитавший мой реферат, задумался над вопросом отношения к людям, которые потеряли близких, дом и Родину.
1. Права человека - твои и мои. (В школьную библиотеку). Книга первая, материалы для конференции «Права человека и школа в открытом обществе». - М.: «Логос», 1999 г.
2. Бэтти. Э. Риэрдон. Толерантность - дорога к миру. - М.: «Бонфи», 2001 г.
3. Права человека - твои и мои. Книга третья. - М.: «Логос», 1999 г.
4. Толерантность - идеология гражданского мира. - М.: «Бонфи», 2001 г.
5. А.А.Погодина. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Газета «История». - Издательский дом «Первое сентября». - с.4-5.
6. Э.ДЖ.Вафина. Формирование толерантных отношений у молодежи. - ПИШ, № 3, 2004 г. - с.56-57.
7. Зверев В.А., Зуев А.С., Кузнецова Ф.С. История Сибири. Часть II. Сибирь в составе Российской империи: учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений. - Новосибирск: ИНФОЛИО - пресс, 2001 г. - с.262-264.
8. Зуев А.С. Сибирь: вехи истории (XVI-XIX века): учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., - Новосибирск: ИНФОЛИО - пресс, 1999 г. - с.268-269.
9. Исупов В.А., Кузнецов И.С. История Сибири. Часть III. Сибирь: XX век: учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд., испр. - Новосибирск: ИНФОЛИО - пресс, 2000. - с.31.
10. Спиридонов М.Н. Японские военнопленные в Красноярском крае (1945- 1948 гг.): проблемы размещения, содержания и трудового использования. - Красноярск: РИО КГПУ, 2003. - с.23.
(1-17 вопросы для младших школьников 3-4 классов,
1-24 - среднее звено и старшее звено 7-11 классы)
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Возраст.
3. В каком классе ты учишься?
4. Какие человеческие качества ты ценишь?
5. Сколько национальностей ты знаешь?
6. За что, по-твоему, можно ненавидеть человека?
7. Может ли отношение к человеку как-то связываться с внешностью этого человека? Почему?
8. Как ты относишься к беженцам?
9. В школе появились ребята, приехавшие из других мест, какое твое отношение к ним?
10. Ты узнал, что ученикам из семьи переселенцев нужна помощь. Какова твоя реакция?
11. Как ты относишься к однокласснику другой национальности? Ты бы стал ему другом?
12. В класс прибыли ребята из Чечни. Как встретишь их ты?
13. В твоем классе есть ученик из семьи переселенцев, который плохо говорит по-русски. Ты постараешься помочь ему?
14. В классе обидели ученика из семьи эмигрантов. Ты встанешь на его защиту? Почему?
15. Тебя пригласили на день рождения твоего одноклассника из семьи переселенцев. Твоя реакция?
16. На дискотеке в школе тебя пригласил на танец парень или девушка из семьи эмигрантов. Твоя реакция?
17. Нужно ли обострять проблему беженцев, переселенцев, эмигрантов?
18. Какой веры ты придерживаешься?
19. Стал бы ты врагом человеку, принадлежащему к другой вере? Почему?
20. Можно ли назвать счастьем иметь Российское гражданство человеку другой национальности? Почему?
21. Испытывает ли, по-твоему, какие-либо притеснения человек другой национальности со стороны общества?
22. Как ты относишься к нацизму в России? Ты видишь в этом что-то положительное или отрицательное?
23. Вступил бы ты в общество скинхедов и стал бы бороться против нацизма в России?
24. Несет ли человек ответственность за свою национальность? Почему?
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»