Байкалова Юлия Александровна, ученица 10 класса.СОШ №14 Кордово.
Руководитель: Кутергина Валентина Прокопьевна, учитель истории.
Кордово, 2006г.
Введение.
Основная часть.
1) Подвиг изыскателей: Кошурникова,
Журавлёва, Стофато.
2) Строительство дороги - комсомольская
стройка.
3) Необходимость железной дороги.
4) Начало строительства в Кордово.
5) Трудности и успехи односельчан – бывших
строителей.
Заключение.
« Наш век пройдёт, откроются архивы».
Наш век пройдёт, откроются архивы
И всё, что было скрыто до сих пор,
Все тайные истории извивы
Откроет миру славу и позор.
Богов иных тогда померкнут лики
И обнажится всякая беда
Но то, что было истинно великим,
Останется великим навсегда!
Н. Тихонов.
Уходящий двадцатый век стал одним из самых драматических в истории России. Вокруг нас много живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий и надо сделать всё возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом.
Без понимания того, что принёс двадцатый век невозможно понять настоящее или представить себе, какое нас ждёт будущее.
Цель моей работы способствовать воспитанию любви к отечеству, своему краю, к людям, жившим и ныне живущим в нём, попробовать свои силы, занявшись самостоятельной исследовательской работой.
Для этого необходимо узнать, кто из жителей Кордово был строителем железной дороги «Абакан-Тайшет», встретиться с этими людьми, побеседовать, узнать, как она строилась, какие радости и сложности испытывали строители.
9 декабря 1965 года в Иркутске был подписан акт о приёмке трассы мужества Абакан-Тайшет в постоянную эксплуатацию. Государственная комиссия дала высокую оценку дороге. Изыскательские работы будущей трассы вели 3 инженера 1942г. Весь мир следит за Сталинградской битвой. А в глубоком тылу 3 – ое инженеров вступали в битву с Саянской тайгой. Собственно, для старшего из них, Александра Михайловича Кошурникова, это была обыкновенная работа – пройти долиной Казыра или проплыть на плоту из селения Верхняя Гутара до посёлка Нижняя Тридцатка и разведать трассу Абакан – Нижнеудинск. Двое других – комсомольцы Алёша Журавлёв и Костя Стофато впервые отправились в трудный путь.
Опытнейший изыскатель – сибиряк, инженер Кошурников рассчитывал в две недели проделать маршрут, обследовать и изучить всё, что нужно знать проектировщикам, чтобы выбрать окончательное направление линии. Трое изыскателей до конца выполнили свой долг. В невероятно тяжёлых условиях, застигнутые в Саянах суровой зимой, они продолжали думать о трассе, о том, как вернее, короче и удобнее расположить станции, откуда брать лес, гравии, песок…
По чистой случайности они не дошли до конца. Зима их опередила. Не хватило сил преодолеть последние 30 километров.
Зато дневник и специальные пометки на картах рассказали обо всём, что нужно было знать проектировщикам. Проект, начатый Кошурниковым, завершили его друзья – Алексеев, Новицкий, Поллер и другие сибиряки - изыскатели. И хотя предпочтение было отдано Тайшетскому варианту (а Кошурников разработал и этот ход, от Абакана на Тайшет), такой выбор нисколько не умаляет подвига трёх патриотов.
1958 год. Газета «Заветы Ильича» писала: «В настоящее время началась подготовка к строительству этой дороги. Вот что рассказывал в связи с этим инженер П.Г Карасёв, возглавивший в управлении «Абакан – стройпуть» оперативную группу по строительству дороги. Новая магистраль начнётся у г. Абакана, пересечёт реки Абакан и Енисей, пройдёт в восьми километрах от г. Минусинска и далее у районного центра Курагино, Кордово, Артёмовска. В верховьях реки Маны она пересечёт Восточные Саяны и закончится у г. Тайшета». (Газета «Заветы Ильича» №13, 1958г. с.1). В апреле 1958 года 13 съезд комсомола объявил стройку ударной комсомольской. « Комсомолы, вперёд!» Они выходили с рюкзаками. Во всех концах страны кассиры торопливо искали в своих справочниках незнакомую станцию Абакан. « Через Ачинск?» - спрашивали кассиры. «Ачинск не знаем» - отвечали они. « Нам нужен Абакан». 1.
Ехали, ехали, со всех концов страны: ехали ребята и девчата. Тысяча ребят и девчат. Ещё не зная её, они уже любили трассу за то, что она позвала их, сделала их важными и значительными и для себя, и для неё.
Трасса манила, как громадный костёр, свет которого был виден всюду.
Они шли к нему. Костёр освещал тайгу, горы. А костёр полыхал, полыхал - самый лучший и верный маяк для молодых…
Она началась с тропинки – с той тропинки, которую осенью 1942 г. прокладывали Александр Кошурников, Алексей Журавлев, Константин Стофато. Они погибли, не доведя свою тропинку до дороги, а чертёжную линию до конечной точки, так они и оборвались: тропинка - у суровой и сумасшедшей реки Казыр, а линия на полпути, посреди бумажного листа.
Казалось, тропинка с тех пор, должна была зарасти, а линия потерять свои очертания. Трое остались в тайге, завещая людям дорогу, которую необходимо было продолжить из линии и начать с тропинки.
Первые строители лопатами расчищали снег для первых метров дороги.
Трудно было представить, что эти метры будут продолжаться 647 километров. Они, впервые, стоящие у самых истоков ещё не видели рек, которые одна за другой, как злые силы в сказках, встают на её пути, ещё мало знали о сказках, которые надо будет пробить, чтобы, пройдя несколько километров, снова уткнуться в скалу и опять закладывать взрывчатку. Всё это знали проектировщики, всё это было на картах, в расчётах, а они, лопатами расчищали снег для первых метров дороги, они убрали его, еще не ведая всего, что им предстояло испытать.
Были и реки, и скалы, но у первых метров выросли десятки, сотни, потом – километры, а они всё шли, шли друг за другом или рядом – путейцы, мостостроители, тоннельщики – у каждого было своё место, у каждого своя ноша.
И она двигалась за ними, она, как нить шелкопряда, становилась всё длинней и длинней. Одни были с западного участка, где степь переходит в горы. От Тайшета навстречу им шли строители восточного участка – там, где тайга, болота. Между ними был центральный участок – тоже горы, пропасти.
Так рождалась, и росла дорога. Строители испытали всё, что было и не учтено проектировщиками, прежде чем пустить её в самостоятельную дорогу. У дорог ведь тоже когда – то впервые начинается свой самостоятельный путь.
Её назвали трассой мужества. От Кошурникова, Журавлёво и Стофато до строителей, заканчивающих работы, каждый метр здесь требовал мужества. У строителей был злой дух – Саяны. Он никак не хотел простить им того, что они осмелились подняться в его высотные каменные замки. Это была нелёгкая борьба и нелёгкая победа…
Дорога « Абакан – Тайшет» была очень нужна. Для дальнейшей разгрузки основной Сибирской магистрали и усиления транспортных связей внутри края и с соседними областями нужна эта дорога. Здесь последнее звено Юж – Сиба связывает Красноярский край с Кузбассом, Средней Азией, Казахстаном и Восточной Сибирью.
Новая дорога сократила прежний путь от Тайшета до Абакана на 404 километра и приняла на себя в основной магистрали до 35% грузоперевозок, идущих с Дальнего Востока в Кузбасс, Среднею Азию и обратно. Она проходит по шести районам Красноярского края. Это позволило ускорить освоение природных богатств Восточных Саян, Саяно-Партизанского месторождения высококачественных углей, содействует освоению Ирбинского, Красноярского месторождений железных руд и больших запасов древесины в районах лесозаготовок.
Здесь возникли, выросли города. Первый пробный поезд из Абакана в Тайшет прошёл 1 февраля 1965 года. «Строители построили около 700 искусственных сооружений, выполнили 37 миллионов кубометров земельных и 11 миллионов кубометров скальных работ. Чтобы перевести это количество земли и камня, потребовалось бы 1314 тысяч железнодорожных вагонов.
На линии возведено 50 станций и разъездов, 9 туннелей. Общая длина туннелей составляет более 10 километров, из них Манский туннель – крупнейший только на трассе, но и в Азии: его протяжённость 2500 метров. Три виадука, один из которых – «Козинский» - уникальнейший по размерам и по своему инженерному замыслу сооружение». 2.
Строительство дороги Абакан – Тайшет названо комсомольской ударной стройкой. Молодежь прибыла со всей страны бывшего СССР.
В 1958 году прибыли первые строители в Кордово. На берегу Кизира, там, где сейчас расположена геологоразведочная партия, ставили палатки, разгребали лопатами снег. Работали первыми лесорубы с топорами и пилами. Бригада москвичей расположилась в палатках, некоторые расселились на квартирах в п. Кордово.
Они рубили просеку, очищали от тайги место, где будет проложена трасса.
На машинах привезли детали стандартных домов: блоки стен, щиты, потолки, балки нижней обвязки. На Бурлуке построен поселок, красивый, из щитовых домиков. Бригада строителей из « Гарема – 38» сооружала их. В поселке был клуб, парикмахерская, столовая. В клубе строители организовали художественную самодеятельность, готовили концерты. После сдачи Бурлукского (Кордонского тоннеля) в эксплуатацию, принято решение о передачи сооружений жилого поселка совхозам Курагинского района, о чем свидетельствует архивный документ.3. Клавдия Ивановна Степанова по комсомольской путевке из города Гусь- Хрустальный приехала в 1958 г. Она была штукатуром. Вспоминает: «Приехало девчат много, но когда прибыли в Курагино, многие уехали, т. к. трудно оказалось. Работала в Курагино, на Бурлуке, в Кордово, Кошурниково, Щетинкино. После сдачи трассы, бригада уехала в Харьков, приглашали и меня, но я вышла замуж за парня Афонина Виктора, работающего тоже на стройке, только тоннеля, и не поехала с бригадой. С тех пор живем в доме, построенным своими руками в Кордово.» 4. До сей поры, хранит она комсомольскую путевку – документ юности. 5.
В 1958 г. в Кордово прибыл взрывной поезд. В бригаде взрывников работала помощницей семнадцатилетняя Галина Малетотова. За два километра от посёлка построен был огромный склад для хранения взрывчатки. Помещения уж давно нет, но, а место, где находился склад, до сих пор зовётся Динамитной.
На строительстве железной дороги работали кордовчане, как говорится от звонка и до звонка, с первого до последнего дня работала Кибалина Галина Артемьевна и её брат Алтаев Александр Артемьевич. Они приехали в1958г.
Гора Бурлук – в ней нужно пробить тоннель, первый на трассе. Рабочие 2 – 3 го участка мех колонны, вели с восточной стороны предпортальную выемку. В начале экскаваторы нагружали самосвалы, а те отвозили землю к Кизиру. Самосвалов не хватало. Так начиналось строительство тоннеля. Галина Артемьевна рассказывает: « Познакомилась на стройке со своим будущим мужем Кибалиным Владимиром. Работали вместе на строительстве Бурлукского тоннеля. Была откатчицей вместе с другими: Панченко М, Макаровой В., Романенко. В., Вечеря К. Мужчины от забоя загружали породу в вагонетки, а эти женщины вручную их откатывали, с помощью лебёдки и поднимали на самосвал, а самосвалы породу отвозили под полотно будущей дороги».6 Водителем самосвала работал Мидюшко Н.В. Работа в тоннеле трудная. Вечеря Клавдия Александровна работала на бетономешалке. Она рассказывает: « На Тюбинговом участке тоннеля, чтоб не просачивалась вода, приходилось стыки под арматурой заливать жидким стеклом, забивать свинцом. Если эти работы наверху, то обвешивали себя свинцовыми пластинами, так как лишний раз вниз не сойдёшь и работаешь».7. Были и несчастные случаи. Инженер Володя Щеткин погиб. В Кордовском тоннели шли отделочные работы. Володя из Ленинграда сам обучал проходчиков, бетонщиков, крепильщиков. Галина Кибалина рассказывает: « На верху тоннеля были проложены рабочие пути, по ним подвозили всё необходимое для работы на верху. Сорвалась вагонетка с бетоном, а внизу тоннеля стоял Володя. Не хотелось верить, что больше нет такого хорошего парня, умеющего переносить всё самое трудное в своей жизни. Хоронили его, за гробом шли строители тоннеля. Комсомольцы решили ударным трудом ответить на смерть товарища».8. В 1960 году стояли лютые морозы - 45-50 градусов. Рабочие с нетерпением ждали, когда закончатся морозы, так как нужно было выполнять план. С наступлением весны начались работы под будущим полотном. На болотистом месте в Меркино, чтобы уходила вода, нужно было укладывать отводные трубы. Вручную копали котлован, так как экскаватор не загонишь в болото, котлован обваливался, часто родники подмывали почву, по несколько суток не прекращалась работа вручную.
«Работала мех колонна №8 в Кордово, в Каспе №12. Затем отсыпали полотно, с помощью рельсоукладочных машин ложили рельсы». Первый поезд шёл медленно, будто раскачивался, так как зыбуны- болота, вода появилась наружу, путь был не укатанный» – рассказывает Вечеря К.А. 9.
9 декабря 1965 г. в Иркутске подписан акт о приёмке трассы. До этого дня работал и Тазиков Иван Владимирович. В 1964 ему присвоено звание « Ударник коммунистического труда». 10.
А в 1965 году он награждён памятным значком Министерства транспортного средства за активное участие в строительстве железнодорожной линии « Абакан-Тайшет». 11.
И уже в 1974 году – он ударник Коммунистического труда первого отряда в/ охраны ВСЖД. 12.
1999 году прислали благодарственное письмо в связи со 100-летием Красноярской железной дороги . 13. « Абакан – Тайшет» - составная часть Красноярской железной дороги.
В связи с вводом в эксплуатацию станции, разъездов увеличилось в посёлках количество учащихся в школах. Поэтому было принято решение о строительстве школы на станции Кошурниково, интернатов на Джетке, Кордово.
Прилагается архивный документ – решение Курагинского Исполкома райсовета № 2. 14.
Каждый день стучат поезда, несутся составы вагонов мимо нашего села.
В течение суток осуществляется движение разных поездов: и пассажирских, и товарных, и электричек. В среднем около 30 поездов.
Везут по железной дороги уголь из Черногорска, руду из Тейского, Краснокаменского и Ирбинского рудников. Щебень с Курагинского комбината на строительство шоссейных дорог, которая отправляется даже в Китай. Везут много леса. Мимо нашей станции мчатся составы с Дальнего Востока в западные регионы страны, как видно немалый объём перевозок. Всё это говорит о большом значении дороги «Абакан – Тайшет».
Эта дорога проходит рядом с нашим селом Кордово. Мы гордимся, что наши односельчане участвовали в этой великой стройке, гордимся, что это событие имеет огромное экономическое значение для края и Родины, а главное, представляет собой историческую ценность!
А те воспоминания и приведённые документы, имеют историко-культурную ценность.
Пусть это будет небольшой вклад в историю села и в целом общества. А история общества складывается из истории сёл, городов, судеб людей. Значит, наши односельчане оставили свой вклад в историю.
Они творцы истории!
1. Орган Курагинского района, Красноярского края, комитета КПСС и районного Совета трудящихся. Газета « Заветы Ильича». 7 ноября 1973г. № 132.
2. Здравствуй « Абакан – Тайшет». Красноярское книжное издание 1975г.
3. № 248 Материалы Курагинского архива. Архивный отдел. Ф-1, оп – 1, д-717, л-9.
4. Интервью, 1.10.05г. Дома.
5. Комсомольская путёвка – из личных архивов.
6. Интервью 4.10.05г. Дома.
7. Интервью 5.10.05г. Дома.
8. Интервью 6.10.05г. Дома.
9. Интервью 10.10.05г. Дома.
10. Свидетельство из личных архивов.
11. Свидетельство из личных архивов.
12. Удостоверение из личных архивов.
13. Благодарственное письмо из личных архивов.
14. № 334. Архивный отдел, Ф-1, оп-1, д-705, л-70.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»