Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Живая история, или прошлое, настоящее и будущее усадьбы Кипреева


Буйлов Олег Михайлович, 9-й класс
г. Абаза, МУДД «Абазинский городской центр детского творчества»,Объединение обучающихся: клуб юнкоров "Свежий ветер" Абазинского ЦДТ.

ФИО руководителя работы: Лисёнкова Татьяна Михайловна, педагог высшей категории, член Союза журналистов РФ.

«Любовь к отеческим гробам», знание истории своего народа, своего государства, основных материальных памятников этой истории, забота об их сохранении – что может быть благороднее такой инициативы со стороны детей и юношества!
Профессор Г.А. Ягодин

Вступление

В кольце высоких Саянских гор, по обе стороны реки Абакан, расположился небольшой городок Абаза, известный своим горнорудным прошлым и настоящим. В центре, среди современных кирпичных домов - близнецов, много зелени и детских площадок, делающих город очень уютным и приветливым. От центральных улиц – Ленина и Рудная, многочисленными ручейками во все стороны разбегаются переулки, проезды и улицы с деревянными, по-сибирски крепко рублеными домами. Вдоль берега реки на несколько километров протянулся ленточный кедрово-сосновый бор, который получил название «четвёртое чудо Хакасии» и статус памятника природы. Здесь живут трудолюбивые, приветливые и очень гостеприимные люди.

В сентябре 2006 года город Абаза отпразднует своё 40-летие, но это вовсе не означает, что её история измеряется таким коротким сроком. Просто статус города районного подчинения был присвоен Абазе лишь в 1966 году.

История Абазы начинается с 1768 года – времени создания казачьей заимки Большой луг. Затем был создан Абаканский железоделательный завод с поселением, получившем в 1867 году статус «Абаканозаводской деревни», а в 1921 был переименован в село Абаза.

Сейчас, в нашем городе, несмотря на обилие значительных событий, произошедших здесь, и былое присутствие в этой местности многих известных личностей, практически не осталось исторических памятников – практически ничего, что напоминало бы абазинцам о легендарном прошлом города. Многие дома, построенные в 19 веке, были снесены и разобраны, а большинство из тех, что остались, распроданы и переделаны, полностью потеряв свой первоначальный облик. Железоделательный завод Алексея Георгиевича Кольчугина тоже был разобран, а оборудование сплавлено по реке в другие города. От первого в Абазе церковно-приходского общеобразовательного училища, созданного в самом конце 19 века по инициативе П.П.Косованова, не осталось и следа. Часовня, построенная жителями города в память о хозяйке завода Елизавете Пермикиной и сестре ее мужа - Анне Пермикиной, уничтожена рабочими, строившими котлован под ТЭЦ в шестидесятые годы прошлого века. И можно привести ещё много подобных примеров…

Старинная усадьба купца Кипреева, о судьбе которой я хочу рассказать, – это единственный оставшийся в Абазе исторический памятник прошлого. Лишь 1 апреля 1995 года она была объявлена памятником истории горного дела Сибири – не подумайте из-за даты, что в шутку. Усадьба находится практически на берегу горной и величественной реки Абакан, среди современных домов и построек, магазинов и офисов. Она состоит из белого кирпичного здания с закрытыми ставнями, нескольких деревянных построек во внутреннем дворе, трёхарочных ворот на входе и высокой противопожарной стены сбоку. Теперь в усадьбе находится городской краеведческий музей. И нужно сказать, что это самое подходящее помещение для музея во всём городе! Ведь раньше он располагался на первом этаже обыкновенной типовой пятиэтажки…

Об истории этой усадьбы среди абазинцев ходит немало интересных историй и даже легенд, но большинство из них недостоверны и даже противоречат друг другу, реальность в них смешалась с выдумкой.

У меня появился ко всему этому интерес, я захотел узнать цепь достоверных событий, произошедших в усадьбе Кипреева на протяжении целого века, затронувших судьбы нескольких поколений. С этой целью я отправился к создателю, а ныне - хранителю музея, замечательному человеку - Виленину Васильевичу Андрияшеву. Поистине это не просто хранитель музея по должности, но и по сущности - хранитель Истории, памяти прошлого.

Глава 1
«Назад – в будущее…»

Эта усадьба была построена для купца Кипреева руками мастеровых железоделательного завода в конце девяностых годов 19 века, в музее во время экскурсии мне назвали дату - 1895 год. Уютный комплекс построек включает в себя каменное здание с уникальным подвальным помещением, большой деревянный дом с верандой, просторные амбары, в которых хранились продукты и различные товары, кирпичную противопожарную стену внушительных размеров и трёхарочные каменные ворота на улице. Усадьба с любовью была оформлена резьбой по дереву, гостеприимно привлекала коновязями у подъезда, уютным светом от керосиновых фонарей, идеальной чистотой и порядком повсюду.

Первоначально усадьба принадлежала преуспевающему купцу Василию Кипрееву, которого ещё помнят некоторые старожилы Абазы. Основную торговлю купец вёл с золотыми приисками, поставляя туда гидрооборудование, орудия труда, предметы быта, одежду и продукты. Вообще, о Кипрееве осталось очень мало сведений: не сохранились фотоснимки и портреты с его изображением, нам неизвестно даже его отчество. Мои поиски его родственников пока ни к какому результату не привели.

Итак, Кипреев жил в деревянном доме своей компактной усадьбы. Все было компактно, удобно и под рукой: там у него находились не только магазин, товарные склады, но и небольшая контора, а также кухня и столовая, в которой обедали конюхи, грузчики и продавцы. Молодые женщины обслуживавшие дом, готовили очень хорошо и сытно, хозяин не жалел продуктов для питания своих работников. Интересно, что в одной из комнат деревянного здания был своеобразный детский сад: за маленькими детьми работниц ухаживала няня, и потолок в просторной детской спальне был увешан крючками с пружинами, на которых висели люльки для малюток.

На некоторых дверях во внутриусадебных постройках вырезаны надписи (они сохранились до сих пор): Кипреев иногда «записывал» своих должников – кто и сколько ему должен и за что. Здесь можно прочесть и имя его жены - «А.Кипреевой» (Анфии Кипреевой), фамилия ключницы (доверенного лица в хозяйственных делах) Марии Васильевны Саловой.

У каменного, семистенного здания (в котором сейчас находится музей) стены толщиной почти метр (90 сантиметров), крепкий, надёжный фундамент (поэтому - то оно и стоит до сих пор, целое и невредимое, в отличие от многих других домов). Это обусловлено во многом и тем, что незадолго до постройки усадьбы в селе произошло сильное землетрясение. Купец был предусмотрительным человеком и не хотел, чтобы дом рухнул во время очередной стихии. Комнаты высокие: для освещения в доме использовалось много свечей, а Кипреев не хотел, чтобы стены и потолки от этого закоптились. Видимо, он был очень чистоплотным и предусмотрительным человеком. И конечно, как утверждают старожилы, курить было можно только на улице.

Кстати, на внешней стороне стены этого дома, со стороны реки, есть отметка высоты Абазы над уровнем моря – 630 метров. Она была отлита на чугунном куске, торчащем из стены, ещё при жизни Кипреева и сохранилась до сих пор.

В этом же здании находилась лавочка купца, где продавались богатые, дефицитные товары (чугунные печи, хромовые сапоги, тёплые шубки и многое другое). Кипреев как монополист был жесток: знал, что когда продать, когда что придержать, кого следует вытеснить. Хозяин встречал покупателя без особой любезности: сметая с прилавка сор настоящим орлиным крылом, ещё в дверях спрашивал: «Чего желаешь?» И если покупатель не отвечал, то выставлял его вон.

Иногда, по рассказам старожилов, случались забавные сцены. К примеру, за прилавком на полу стояли зеркала, в которых отражался весь товар. Когда покупатель просил то, что видел в зеркале, хозяин уверял его, что такой вещи у него нет.

Цену на товар Кипреев всегда объявлял сам. Если не хочешь покупать, отправляйся в другой город. Завоз товаров происходил зимой по речному льду лошадьми из Абакана, Минусинска и Красноярска.

После разгрома колчаковского мятежа в Минусинске большая масса белогвардейцев ринулась в тайгу. Золотые прииски, которые находились на Верхнем и Нижнем Анзасе и Кизасе, подверглись нападению бандитов и были разграблены. С разорением приисков, которые практически перестали существовать, разорился и сам купец. Спустя какое - то время он покинул усадьбу и занялся сплавом леса, а впоследствии при неизвестных обстоятельствах был убит в одном из хакасских улусов.

После смерти Василия Кипреева усадьба являлась местом самого разного назначения. После установления Советской власти в поселке в 1919 году в усадьбе расположился штаб народной дружины Абаканского железоделательного завода под руководством Акимова. Позже в усадьбе расположился штаб «красных» и погранотряд пограничной заставы. В деревянном помещении на территории усадьбы находился фельдшерский пункт.

В ночь на 23 декабря (по другим данным, 4 ноября) 1919 года на площади состоялся митинг трудящихся, приветствовавших освободителей Хакасии от колчаковцев: в Абаканозаводскую деревню пришёл отряд Тальского полка партизан П.Е.Щетинкина и А.Д.Кравченко под командованием бывшего мастерового этого же завода Александра Михайловича Марченко. Рабочие вручили Марченко блюдо, отлитое на заводе по этому событию и теперь хранящееся в Минусинском краеведческом музее.

А еще в клубе отпевали семерых абазинских продотрядовцев, погибших при зверских пытках колчаковцев: 20 декабря 1919 года заводские ребята были посланы в село Таштып, что находится в километрах тридцати, за продуктами для продовольственной базы снабжения завода. Но днём раньше, перед их выездом, человек, знавший о выезде продотряда, сообщил об этом колчаковцам. Прибыв в Таштып к общественному амбару, где был хлеб, ребята приступили к погрузке, и в это время совершенно неожиданно нагрянули колчаковцы под руководством поручика Занина. Они заставили рабочих разгрузить обоз, и началась зверская расправа над безоружными людьми. Вдоволь поиздевавшись, изверги порубили всех шашками, сбросили тела на сани и отправили лошадей по дороге на завод. Их трупы потом лежали в доме на столах, покрытых белыми полотнищами. Девчонки бегали в клуб и видели через окна, как замученные «оживали». Погибшие долгое время находились на морозе, и поэтому, оттаивая в тепле, меняли позы. Затем от площади началось похоронное шествие абазинцев к кладбищу для захоронения замученных парней в братской могиле.

В 1927 году на площади рядом с усадьбой был сооружён обелиск героям, погибшим в годы гражданской войны. По каким-то неизвестным причинам звезда, венчавшая памятник, оказалась повёрнутой по своей оси, и это вызывает споры и домыслы у суеверных людей города.

С 1920 (может быть, с 1921) – здесь был основан первый рабочий клуб с библиотекой, собранной на добровольные пожертвования жителей. Этот клуб был одним из лучших в Енисейской губернии. Здесь ставились спектакли, проходили концерты, был организован хор и оркестр народных инструментов. Рабочие чувствовали себя хозяевами в селе. Это признавал даже священник - отец Василий Новочадовский из Таштыпа, правивший по выходным на площади возле дома Кипреева церковную службу.

Во время работы клуба усадьбу немного перестраивали и обновляли. Рабочий Пахоруков воздвиг трёхарочные каменные, очень крепкие ворота (как показало будущее). Фамилию их строителя подсказала надпись, нацарапанная женой купца – Анфией на двери одной из внутриусадебных построек. Также в строительстве принимали участие учащиеся фабрично- заводского общеобразовательного училища, находящегося по соседству.

Площадь у дома всегда была историческим центром села. По выходным, обычно в воскресенье, здесь располагался шумный, яркий базар. Нарядные абазинцы приходили сюда не только что-то купить и продать, но и себя показать. Рядом с усадьбой на столбах были подвешены шесть колоколов. По выходным Пахоруков давал перезвон с позволения Константина Леонидовича Евдокимова, управляющего пением церковных псалмов. Служба начиналась по его сигналу выстрелом из пушек. Пели артисты самодеятельности клуба, чередуя духовную музыку - молитвы с пением «Интернационала» и различных революционных песен. Батюшка проявлял снисходительность и даже не смущался…

В годы Великой Отечественной войны с площади усадьбы, под рыдания родных и тревожные звуки гармоней, абазинцы провожали на фронт своих близких. Из более чем 400 добровольцев и призванных мало кто вернулся домой: на полях сражений погибло 236 человек. Здесь и торжествовали победу 9 мая 1945 года…

Потом в бывшем доме купца расположили пункт милиции. Когда в Абазе сгорело здание сельского Совета (оно находилось на углу Советской улицы), сельсовет на некоторое время поместили в помещениях усадьбы.

История этого здания связана даже с кинематографом. Киностудия имени Горького сняла в 1977 году известный фильм «Не ставьте лешему капкан», и часть съёмок прошла на площади у дома Кипреева. И даже в кадре можно узнать адрес этой усадьбы: «Набережная, 24.»

В разное время в этой усадьбе побывали: основатель рабочей артели на Абаканском железоделательном заводе П.П.Косованов, исследователь Д.А.Клеменц, доктор геолого-минералогических наук И.К.Баженов, академик И.П.Бардин, основатель Минусинского музея Н.М.Мартьянов и многие другие известные люди.

А потом хозяином этого единственного сохранившегося памятника исторической культуры в Абазе оказались торговые организации, заполучившие в своё время себе эти помещения. Усадьба тогда была на грани гибели. Появились пристройки, были созданы недопустимые перестройки, люди переломали деревянное здание – дом Кипреева, находившийся во дворе. Кровля каменного здания долгое время оставалась разрушенной ветром. Электропроводка была в ужасном состоянии. Были замурованы окна подвального помещения под каменным зданием. Некоторые места в подвале забетонированы. Входную дверь каменного дома перестроили в окно. Разрушены печи, канализация, крылечки. Помещение в амбаре засыпали щебнем. Старожилы помнят, что на чердаке амбара хранились архивы изобретателя Черкасова, документы торгового предприятия, возможно, и другие архивы. Неизвестно, где они сейчас. На месте загрузки хлеба в окно магазина выдалбливалась кузовом автомобиля находящаяся рядом стена. Рушилась и противопожарная кирпичная стена. Усадьбу украшали величественные, массивные кирпичные ворота с тройной аркой (те, что стоят сейчас – новые), но ее решили снести из-за того, что она мешала проезду машин во внутренний двор… Кладка кирпича ворот оказалась настолько прочной, что рабочие (на виду у возмущённых граждан!), выполняя распоряжения руководства, разрушали арку перфораторами. А ведь с другой стороны усадьба ограждалась лишь ветхим забором. И этот вандализм десятилетиями совершался на глазах у горожан и отцов города, и никого это особенно не волновало… В свое время был разобран исторический памятник-дом владельца завода Пермикина, уничтожен его замечательный сад и сам завод и даже родовое кладбище. И надо признать, что не будь Виленина Васильевича Андрияшева и его бескорыстных помощников, многих неравнодушных к судьбе города абазинцев, вряд ли сохранилась бы и эта усадьба, и память о многих исторических событиях прошлого. Потому-то история усадьбы так неразрывно связана с судьбой нынешнего хранителя городского музея… Музея, который открыт всего три года назад усилиями В.В. Андрияшева.

Глава 2
«Как все начиналось»

Итак, в 2003 году воплотилась мечта многих горожан – в усадьбе был открыт музей. Это настоящий храм истории не только города, но и всей Сибири. В музее собраны уникальные коллекции экспонатов, старинных предметов из обихода абазинцев прошлых веков, фотографий, картин, дающих реальное представление об истории региона. Многие жители города дарили музею свои коллекции и находки (М.Н.Шиманской и В.П.Платоновым было передано в музей более чем 200 предметов) и бескорыстно помогали в его становлении. Нина Ивановна Андрияшева называет большой список абазинцев, ставших друзьями музея, многие из которых стали по праву членами попечительского совета: М.Н.Шиманская, А.А.Краснов, В.Г.Щекалёв, А.А.Черемнёв, Б.М.Афанасьев, С.Сазыкин, Л.А. Шиколова, Г.Н.Таштодинова, Н.С. Клименко, школьники - краеведы – Костя Фищёв и Дима Шевченко, семьи Цветковых, Анисимовых, Загрядских, Петуховых, Злотниковых, Семёновых, Лисаевых, Галянских и многих других, целые коллективы – детсада «Дельфин», бригады шахты участка №1 под руководством А.В.Щетинина, руководство и учащиеся средней школы №53. И это – далеко не все неравнодушные к истории города люди. На улице посетители музея могут увидеть гидравлическое оборудование изобретателя Еремея Андреевича Черкасова, жившего в этих местах. Рядом с коллекциями находятся пояснения, написанные В. В. Андрияшевым, и это придаёт экспозициям ещё больший интерес. История строительства железоделательного завода, городской больницы, спортивного комплекса, дворца культуры, школ и детсадов, предприятий, биографии почётных людей, их отдельные моменты жизни запечатлены на бумаге и хранятся на полках и стеллажах. Зайдя в уютные комнаты музея, внимательно просмотрев все экспонаты, человек начинает больше ценить свой город, проникается уважением к прошлому и мечтает о лучшем будущем.

Учащиеся ищут здесь информацию для рефератов и различных творческих работ. Довольно часто в музее проводятся творческие вечера, встречи с интересными людьми, тематические выставки и лекции. В книге отзывов посетителей можно встретить много приятных и благодарственных пожеланий на разных языках: русском, чешском, иврите и даже на японском.

Так, сотрудник Эрмитажа, недавно побывавший в музее, оставил в книге отзывов такую запись: «Спасибо за профессионализм в оформлении экспозиции и интерес к своему делу. Вы внесли в исследование и эстетическое представление об истории родного края неоценимый вклад, воплощённый в скрупулезное и тонкое исследование разных легенд и предметов вашего уклада – современного и ваших отцов. Спасибо вам!»

Но, несмотря на высокий уровень оформления музея, профессионализм работников, его посещает совсем небольшое количество людей. Часто приходят сюда ходят лишь редкие энтузиасты, увлекающиеся историей, многочисленные знакомцы Виленина Васильевича, туристы и гости города. К сожалению, уровень культуры абазинцев, на мой взгляд, оставляет желать лучшего.

Сейчас Андрияшевы планируют создать на территории усадьбы небольшую гостиницу, в которой туристы и гости музея смогли бы за небольшую плату провести ночь, ведь не у каждого найдутся деньги для проживания в дорогой гостинице города.

Поскольку я являюсь членом клуба юных журналистов «Свежий ветер» Центра детского творчества, то взял несколько экспресс-интервью у посетителей нашего музея. На вопрос: «Какое, на ваш взгляд, значение имеет наш краеведческий музей в жизни абазинцев?» ответили несколько человек.

Людмила Алексеевна Чернобай, преподаватель:
– История каждого города отличается своей уникальностью и неповторимостью, и наш город не является исключением. Я считаю, что изучение истории путём посещения музея – это достаточно простой и в то же время познавательный и информативный способ для подрастающего поколения. Вообще музеи, как хранители истории, играют огромную роль в духовной жизни общества, его развитии и общей культуре.

Вика Воронцова, одиннадцатиклассница:
– Я считаю, что краеведческие музеи важны для людей, особенно для увлекающихся историей своей страны, своего края. От посещения музея человек получит намного больше знаний, чем, например, от чтения учебника или просмотра документального фильма, потому что он своими глазами увидит исторические экспонаты, он может фантазировать и представлять, что произошло с тем или иным предметом до того, как он попал на полку музея.

Легенды усадьбы:

Привидение

Одна из самых загадочных и таинственных историй, которую рассказывают многие абазинцы – это легенда о привидении, обитающем в усадьбе купца Кипреева. Это не глупая выдумка. Присутствие привидения подтвердили и строители, работавшие в 2002-2003 гг. на ремонте усадьбы и ночевавшие в реставрационной мастерской, и реставратор, и сам хранитель музея. Возможно, этот призрак – или жена купца или его ключница. «Нечто» в белых одеждах неоднократно появлялось ночью в полнолуние, спускалось по кирпичной стене и проходило в подвал кирпичного дома, иногда «играло» на старинном рояле, стоящем в главном зале-гостиной музея.

Помещение музея стоит на сигнализационной охране. Специальная аппаратура «Фотон» срабатывает на малейшее движение. И некоторое время, практически каждый день, после полуночи, она срабатывала, на пульт шел сигнал вызова, и сотрудникам вневедомственной охраны приходилось впустую приезжать на вызов! И даже днем там порой происходят странные явления: старое пианино зазвучит, вещи меняют своё положение, шерсть у кота поднимается дыбом!

Пришлось в музей пригласить местного священника, он окропил комнаты святой водой. Привидение тогда немного успокоилось и перестало всех пугать.

Подвал под музеем

Подвал под кирпичным зданием – это место, полное многих таинственных историй. Например, неизвестно, кто и по какой причине заключил в этот холодное помещение неодетого кавалера Георгиевских крестов И.П. Серебрякова. Некоторые люди рассказывают, что в нём когда-то пытали и расстреливали людей и что там даже остались следы от пуль (мне не разрешили спуститься в подвал, и я не смог это проверить). Верить этому наверняка, конечно, нельзя, потому что нет никаких основательных доказательств.

Рассказывают также, что из подвала есть длинный подземный ход, который проходит до берега реки Абакан. Место, где, возможно, начинается этот загадочный ход, сейчас забетонировано. Может быть, в будущем будут произведены раскопки, и всё станет ясно.

Глава 3
«Хранитель музея – хранитель Истории»

По всему ходу абазинского сценария 20 века история усадьбы купца Кипреева должна была бесславно закончиться… Дом должен был отойти в частную собственность очередного торговца, если бы не вмешательство человека, для которого память, патриотизм, наследие прошлого – не простой звук, а то, без чего не будет настоящего и будущего… С появлением в Абазе Виленина Васильевича Андрияшева интерес к изучению истории города, а значит и усадьбы возобновился и уже не угасал. Он объединил вокруг себя интересных и творческих людей и смог спасти усадьбу от дальнейшего разрушения и забвения, а в итоге с помощью и при поддержке администрации города на ее базе создать краеведческий музей.

Как все начиналось?.. В 1985 году руководство Абаканского рудоуправления пригласило в Абазу основателя Сорского музея медно - молибденового комбината Виленина Васильевича Андрияшева. Тогда в помещении на улице Ленина, 2а (там, где сейчас расположились городской отдел по делам образования, муниципальное телевидение и редакция газеты) АРУ организовывало музей горнорудного дела – требовался специалист. Так семья Андрияшевых перебралась жить в Абазу. Вместе с семьёй сына за зиму оформили экспозицию и открыли музей, где тесно переплелась история прошлого и настоящего – железоделательного завода и современного градообразующего предприятия - рудника. Много материалов и экспонатов были подарены Сорским музеем. В 2001 году город отмечал свое 35-летие, а музей Абаканского рудоуправления с его бессменным директором -15-летие. Но В.В. Андрияшев мечтал о том времени, когда на базе усадьбы Кипреева, постройки конца 19 века, будет создан солидный музейный комплекс. В городском архиве хранятся чертежи этого грандиозного проекта, разработанного Новосибирским проектным институтом на деньги сибирских золотодобывающих компаний. Для этих целей выделили один миллион рублей (а в то время это была довольно большая сумма!). По этому плану, помимо полного восстановления усадьбы, предполагалась разбивка вокруг музея большого парка на 50 сотках земли. А в самом музее должна была быть отражена история горного дела Сибири.

Увы, в полном объёме проект не был осуществлён в связи со стихийным «бедствием» государственного масштаба – перестройкой начала девяностых годов. Но всё же в 1988 году решением Городского совета города Абазы усадьба Кипреева была объявлена памятником истории и культуры, охраняемым государством. Магазин из усадьбы съехал, вокруг здания построили новый кирпичный забор. Внутри зданий был затеян капитальный ремонт. И все эти годы, включая 2003-й, - год открытия музея, вдохновителем и двигателем этого трудного проекта был Виленин Васильевич Андрияшев. Это Человек с глубоким внутренним миром и большой душой, художник, писатель, создатель одиннадцати музеев, один из которых, в городе Сорске, назван его именем.

Виль Васильевич – уроженец Ворошилоградской области. В июне 1941 года он пятнадцатилетним мальчишкой пришёл на Амыльский прииск и до 1948 года работал кузнецом. В шестидесятые годы, после окончания Нижнетагильского университета, он был приглашён в плановый отдел Сорского молибденового комбината. Работал он и художником – оформителем в театре драмы. Виленином Васильевичем было создано декораций к более чем пятидесяти спектаклям.

В 1975 году ему было присвоено звание заслуженного работника культуры РСФСР, а в 2005 вручена медаль: «За гуманизм и служение России» и юбилейная медаль к «100-летию Михаила Шолохова». Это справедливо и по заслугам.

Виленину Васильевичу скоро исполнится 80 лет, но, глядя на него, в это трудно поверить. Его глаза по прежнему сияют молодостью и задором и, несмотря на возраст, у него прекрасно сохранилось чувство юмора, доброта души и умение сразу же располагать людей к себе. Виль Васильевич часто улыбается. Он интересный собеседник, много чего повидавший на белом свете: посетил Японию, Китай, Филиппины, Сингапур, познакомился с обычаями, историей и культурой этих стран. Под впечатлением от многочисленных путешествий он написал много замечательных картин с экзотической тематикой жизни тех мест. На его полотнах можно встретить и знакомые нашему сердцу пейзажи – уютные домики на заснеженных улицах, изображения города и тайги, огненных закатов, синих вечеров. Но на всех выставках привлекает внимание и портреты его любимых женщин и близких ему людей. За свою работу «Руда Хакасии» на Всесоюзной выставке в Москве В.В. Андрияшев получил диплом и наградные знаки. Кстати, он является и автором герба нашего города, на котором изображен медведь в рабочем фартуке, с молотком в одной руке и копейным наконечником в другой.

Виленин Васильевич Андрияшев – не только художник и краевед. Он и талантливый публицист - опубликовал множество очерков, рассказов и легенд, касающихся истории города, нелёгкой жизни людей минувшего века («Наследие», «Мы жертвою пали»). Также он написал несколько книг: «Саянские подснежники», «Золото Амыла». Роман «Золото Амыла» издан совсем недавно, в 2005 году. Это лирический роман - воспоминание Виленина Васильевича о жизни на золотых приисках. Действие романа происходит на юге Енисейской губернии во второй половине 19 века.

Поэтесса Анна Назаренко из города Новокузнецка написала замечательное стихотворение о Виленине Васильевиче, в нем как нельзя лучше отражена вся суть его жизни и служения делу:

В краю, где реки, горы
И мудрые леса,
Что смотрятся в озёра,
Я встретила творца.

Он и одет неброско,
И денег – ни гроша,
И небольшого роста,
Но клад – его душа.

Людей, их судьбы, годы,
Родных или друзей –
Всё подарил народу,
Всё поместил в музей.

Здесь ожили герои
Далёкой старины,
И генералы строек,
И рыцари войны.

Ему подвластны даже
Твердь камня, бег реки,
Рождаются пейзажи
Из-под его руки.

За всё берётся смело,
И каждой встрече рад.
За жизни своей дело
Не требует наград.

Вот так живёт он просто
Средь городской тиши,
Пусть небольшого роста,
Зато большой души.

Продолжатели дела Виленина Васильевича – это его родные. Нина Ивановна Андрияшева, супруга его сына, – достойная преемница, сейчас она работает директором музея. Сын Виленина Васильевича – Владимир Виленинович– работает в музее реставратором. Дочь – Ольга Вилениновна Соседкина – начальник отдела информационного обеспечения одного из республиканских департаментов, незаменимый советчик и помощник отца в издании его книг.

Судьба старинной усадьбы в Абазе оказалась неразрывно связана с судьбой Виленина Васильевича Андрияшева, благодаря его усилиям и стараниям она обрела настоящее и будущее. И возможно, когда-нибудь благодарные потомки оценят этот вклад в сохранение памяти прошлого по заслугам, присвоив городскому краеведческому музею имя его создателя…

Список использованной литературы:

1. Андрияшев В.В. «Здесь хранится история», «Наследие»
2. Неопубликованная рукопись Виленина Васильевича Андрияшева: «Краеведческий музей города Абазы», сентябрь 2003.
3. Захаров М.П. «Абаза – Жемчужина Хакасии», Новокузнецк, «Авторский обмен», 2003.
4. Газетные статьи из архива городского краеведческого музея:
5. Андрияшева Н.И.«Уникальные коллекции музея»,«Исторический центр села», г. «Абазинский вестник», 2005 г.
6. «Золото Амыла», газета «Абазинский вестник», 2005 г.
7. Мишина Л. «Тонкие грани творчества»
8. М.Шиманская «Они делали историю…»
9. Журнал «Организация деятельности подростков по изучению, сохранению и развитию старинных усадеб на основе комплексного подхода», Москва, 2005 г.
10. Юбилейный журнал «Абаза рудная», спецвыпуск № 2, июль 2002 г.
11. Юбилейный журнал «Абаза – 2001», 2001 г.
12. Использованы записи встреч с сотрудниками, членами попечительского совета музея-усадьбы, жителями города Абазы Республики Хакасия.

Приложение

Фото автора – Олега Буйлова и из архива музея


Современная усадьба


Виленин Васильевич Андрияшев


Документ библиотекарши, работавшей в клубе


На сцене в рабочем клубе


Заседание в штабе Тальского полка


В помещении музея


Чучело медведя


Посетители музея – юнкоры клуба Свежий ветер с руководителем – Т.М.Лисёнковой в гостях у В.В.Андрияшева



Ксерокопия документа о мерах по охране и реставрации памятников истории и культуры города Абазы


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»