Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Русские на сибирском почтовом тракте


Выполнил:

учащаяся 9 «б» класса Копьевской сельской общеобразовательной средней школы Царёва Ольга Викторовна.

Руководитель: Андрианова Лидия Васильевна –учитель истории высшей категории, Отличник народного просвещения, директор краеведческого музея с.Копьёво.

с.Копьёво. 2005 г.

Оглавление:

Введение.
Глава 1. Освоении Сибири русскими.
I. Начало заселения юга Енисейской губернии.
II. Мой предок - ссыльный чалдон Осип Боровых.
III. Почтовые станции на Сибирском почтовом тракте.
Глава 2. Кто мы такие - сибиряки?
Заключение.

Выбор данной темы не случаен, он тесно связан с моей родословной, работа над которой потребовала ответов на ряд вопросов: кто и почему переселялся из России в Сибирь, когда и как мои предки попали сюда, что ждало их и других русских людей на новых местах, их вклад в индустриальное развитие нашего региона.

Ответы на эти вопросы невозможны без понимания исторических процессов, происходящих в России, и роли Сибири в российской истории.

Освоение Сибири русскими началось с конца XVI века. Поощряемые самим Русским государством, заинтересованным в сибирском «мягком золоте» - пушнине, других богатствах края, сюда устремились казаки, крестьяне, купцы, разные предприимчивые люди. Этому способствовало усиление крепостничества, процесс обезземеливания крестьян, наступление царизма на казачью вольницу.

На юге Восточной Сибири русские оказались в начале XVII века и основали ряд острогов: в 1623 г. - Красноярский, в 1641 г. - Ачинский. К концу XVII века основная территория Енисейского края была присоединена к России, но сопротивление «немирной киргизской землицы» прекратилось лишь к началу XVIII века. Для защиты ясачных данников на юге казаки, первыми из русских появившиеся в здешних местах, строят в 1707 году Абаканский острог (с.Краснотуранское), а в 1718 г. - Саянский острог. Было покончено с грабительскими набегами монголов и многоданством.

Царская администрация вела себя в Сибири как коллективный крепостник помещик, хотя здесь не было помещичьего землевладения, как в России. Все земли - собственность государства, за них платили подати и несли натуральные повинности. Каким же было положение русских поселенцев в Сибири? Служилые люди - казаки пользовались поддержкой властей. Но если у служилого было 15 десятин земли, его лишали хлебного жалования, он должен был отдать казне 1/5 часть урожая, то же и ремесленник, и купец. Плюс ещё 1/10 часть дохода от ремесла и торговли. Большинство же крестьян имело 4-4,5 десятины земли и ещё обрабатывало 1 десятину на государевой барщине своей сохой и лошадью, хотя и сеяло казённые семена. Всё это позволяло обеспечивать хлебом служилых людей, винокурни, работных казённых заводов. Пешие казаки получали в год жалование в 5 рублей денег, 1,5 пуда соли, 40 пудов ржи и овса. Конные - 10-20 пудов хлеба, 2,5 рубля денег, но этого было мало, и они обращались к промыслам, торговле с татарами (так называли тогда всех коренных жителей Сибири, позже - инородцами), ремеслу, хлебопашеству и близки были к крестьянам. Первыми казачьими поселениями стали остроги и военные посты. В первой половине XVIII века процесс заселения шёл медленно, но с 30-40-х годов царизм стал насильно заселять Сибирь в основном ссыльнокаторжными людьми, завозимыми в горно-заводскую промышленность. Первые 300 каторжных в Хакасию пригнали в 1737 году. Но рабочих не хватало, и к заводам приписывали крестьян. К этому времени возникают по Енисею, а зачем и по Чулыму первые крестьянские заимки - поселения в 1 двор и деревеньки в 2-3 и более дворов.

В 1732-38 гг. на месте древних разработок в Хак./Мин. котловине открылся ряд медных и железных рудников и заводов. Среди них Ирбинский на р.Ирбе - притоке реки Тубы по производству из чугуна, железа орудий труда и механизмов для Барнаульских заводов Алтая. Завод принадлежал казне и был основан на подневольном труде ссыльнокаторжных. Приписные крестьяне, так же, как и в самой России, месяцами в счёт уплаты податей обеспечивали заводы и рудники дровами, древесным углём, возили грузы. Тяжёлый труд ссыльнокаторжных на заводах-мануфактурах часто приводил к бегству. Так беглецы с Ирбинского завода говорили: «Принуждены были искать облегчения от тягости судьбы своей побегом по причине худого содержания в пище и одежде и многотрудной работы».

По преданию, род мой идёт от Осипа Боровых, сосланного царём Павлом I в Сибирь, в Енисейский острог, поэтому меня особо заинтересовала судьба ссыльнокаторжных русских людей в Сибири. Из каких мест он был, неизвестно. Но известно, что его называли чалдоном. Найдя ответ на вопрос, кто такие чалдоны, можно определить родину моего предка. По утверждению А.А.Верника преподавателя Хакасского госуниверситета в Сибирской этнографии русское население Сибири подразделяется на 2 основных этнографических группы - старожилов (чалдонов) и переселенцев. Старожильческое население юга Приенисейского края - русские люди, обосновавшиеся здесь в XVIII - 1 п. XIX вв., то есть до отмены крепостного права. Переселенцев из европейской России здесь почти не было. В те времена Сибирь заселялась за счёт миграции русских сибиряков - потомков поморов и жителей северо-русских губерний, которые ещё в XVI веке начали обживать Урал, потом Западную Сибирь, потом Восточную...
А собственно переселенцы - русские крестьяне преимущественно из центральных и южных губерний европейской России, огромным потоком хлынувшие в Сибирь после отмены крепостного права. Если следовать выводам А.А.Верника, Осип Боровых был выслан в Енисейскую губернию из Западной Сибири и относится к старожилам.

Однако в нашей семье бытует версия, что чалдоны - это казаки, некогда живущие между реками Чал и Дон, что даёт основание предполагать о казачьих корнях Осипа Боровых. Не отсюда ли в нашем роду любовь к удалым казачьим песням: «По Дому гуляет казак молодой», «Ах ты, Галя, Галя молодая...» и так далее? Затем Осип поселился в д.Малый Имыш и женился на староверке (данные не известны), у них родилось 5 сыновей: Петр, Константин, Николай, Роман, Гавриил. Семья занималась земледелием. Сын Константина Осиповича Кирилл женился на Пелагее Григорьевне Катциной, имевшей уже трёх сыновей. У них родился ещё сын Василий и 2 дочери Ольги (вторую назвали, т.к. думали, что 1-я очень больная и умрёт). Жили они в любви, согласии и в труде. Все были заняты делом, работали, не покладая рук. Вставали с восходом, а ложились с заходом солнца. Дел было очень много. А мой прапрадед Кирилл Константинович Боровых держал заезжую избу (гостиницу), гонял гоньбу, почтовые тройки, ямщину держал, как рассказывала мне моя прабабушка Ольга, его дочь. Возили людей, грузы в Минусинск. Ачинск, Енисейск, Красноярск. «Бывало, - вспоминает она, - одна тройка подбегает к заезжей избе, а другая выезжает».

Кроме того, у них было огромное хозяйство: 25 коров, которых доили вручную, затем молоко пропускали через большущий сепаратор, овцы, которых никогда не считали, а загоняли в загон (если нет свободного места, значит все в наличии), только рабочих лошадей было 12. Держали наёмных работников. Один из них - инородец выделывал шкуры. Было ещё 50 колодок пчёл. Запомнилось, что был Кирилл Константинович добрым хозяином: работников же не обижал, хорошо содержал, а мёдом угощал всю деревенскую ребятню.

Эти рассказы моей прабабушки Ольги Кирилловны побудили меня изучить вопрос о почтовой гоньбе в Сибири, ямщине, почтовых станциях, чтобы полнее представить себе жизнь моих предков - сибиряков. (Гоньба - разговорная - быстрая езда; ямская - относящаяся к перевозке на лошадях почты, грузов, пассажиров; станция, станок - пункт, место остановки на тракте; тракт - почтовая, просёлочная дорога).

Ямская гоньба была создана князьями ещё в 13 веке и просуществовала до 2 п. 19 века. В XVI веке для руководства ею был создан Ямской приказ, а в 1782 году - почтовый департамент, а ямские дворы стали называться почтовыми станциями. Наряду с ямской гоньбой, обслуживающей власти, в конце XVII-начале XVIII вв. возникает почтовая служба и для нужд населения.

Перевозка грузов в прошлом осуществлялась по рекам и просёлочным трактам, ведущим к Великому Сибирскому пути.

Почтовый тракт, тянущийся с юга теперешней Хакасии до Ачинска, по первости выполнял функцию почтовой дороги. Почтовый столбовой тракт - мчащиеся с «великим поспешанием» тройки - возникли с учреждением Петром I почты. Почта это не только письма и посылки, но ещё и деньги, и перевозка чиновников. Эти почтовые столбовые тракты обслуживались почтовыми станциями (станками). От станка до станка по расписанию с точностью до минут доставлялась почта. Однако в глубинных поселениях получал адресат письма, привезённые попутно писарем или кем-то из жителей, иногда через полмесяца.

Как утверждает краевед Лалетин из города Красноярска, первым станком - почтовой станцией на юге Енисейской губернии была деревня Камчатка (казачья станица), что на Чулыме в Новосёловском районе. В Камчатке имелся почтовый двор с домом и стражей. Он обслуживал всю округу юга. Позднее почтовую станцию перенесли в деревню Карелку, там же на Чулыме. В ней построили сначала почтовую станцию, а позднее - телеграфную. Действовала она до середины 20-х гг. XX века, но уже была промежуточной. Конечной стал Минусинск. Точную дату возникновения многих почтовых станций установить сложно. Глубоких исследований данной темы ранее не производилось, поэтому о заселении русскими юга Енисейской губернии имеются лишь отрывочные сведения.

Только благодаря запискам Петра Симона Палласа, дважды во время своей 5-летней экспедиции по Сибири побывавшего в верховьях Чулыма (1771, 1772 годы), стало известно ещё об одной почтовой станции - заимке-крепости Копьёва.

Ставя своей целью попасть в Саянский острог, Паллас доехал до д.Ачинской (100 дворов).

«В Ачинской уверяли меня крестьяне ложно, что от деревни нет дороги к югу и сие плутовство было причиною того, что я должен был ехать до ближайшей станции (Чернореченской) напрасно», - пишет он в своих дневниках. Но там он узнаёт, что «от Ачинской идёт порядочная дорога к Юсу (Чулыму), которая хотя многое требовало исправок, однако и довольно удобно по окружённым Чулымом горам лежала». Правительство, понимая важность трактов, как путей сообщения, старалось всюду их поддерживать в хорошем состоянии. У д.Назаровой (15 дворов) его большая экспедиция переправляется на заранее приготовленном плоту через Чулым и едет далее к деревне Ададым, потом к Науджуру, к прекрасным Ужурским горам и далее пишет он: «...Ехал я ещё около 7 вёрст через высокий хребет даже до реки Юса (Чулым), на берегах коей переночевал я совершенно в одном деревянном доме, в коем жил один богатой Томской юфтяной кожевник (юфть - особый род кожи). Оный построен для Ирбинской заводской дороги, для перемены нужных почтовых лошадей и оное чрез многой отпуск его кож к татарам, его обогатило...»

Основателем этой заимки был купец Копьёв - родом из Томска, который не только держал почтовых лошадей, скупал у татар (коренных жителей) шкуры, выделывал их и им же продавал юфть, т.е. кожу, но и ведал переправой через Чулым. Паллас пишет: «Переправа наших колясок наутро нас немного позамедлила, ибо судно было мало и более одной повозки на его не поставить, и лодки, которые были под повозкою привязаны, насилу её держали. Все благополучно переправились, но с моею, которая была последняя, по неосторожности ямщиков, судно на бок качнулось так, что и коляска ко дну погрузла...» Именно на месте переправы, через которую шла Ирбинская заводская дорога, и была основана почтовая станция, где путники могли поменять лошадей и отдохнуть. Однако мною не установлено, было ли это совершено по указанию властей или место выбрано самим купцом. Кроме того, живущая в заимке одна семья Копьёва имела пахотные земли, держала, кроме лошадей, другой скот, птицу.

Краевед Лалетин так рисует картину жизни почтовых станций. До прихода почты (или её ещё называли - экспедиции) на станке, заслышав звон колокольчика, уже поджидала смена лошадей. За световой день ямщики на тройках делали по две сотни верст (верста = 1,06 км). На каждой станции имелась изба в 2 комнаты: одна - для ямщиков, другая - для почты и пассажиров. Содержались также стража, сопровождающие, и конюшни. На станках - краткосрочный отдых, смена лошадей и снова галопом в путь.

Почтовую тройку сопровождали крестьяне на своих лошадях (была ещё и такая повинность у них) в порядке охраны в пути. Но их лошади не были приспособлены к быстрой езде, нередко загонялись и впоследствии оказывались непригодными для полевых работ. Часто сопровождавшие крестьяне терялись в пути, отставая от быстрой тройки, и возвращались домой.
Крестьяне неохотно выполняли эту повинность, имелись факты отказов и даже протестов.

Причём, подобная же повинность была одно время возложена и на инородцев; но на жалобы их царю пришла депеша: «От Мелецкого острогу до Камчатской деревни 31 верста, почте быть удобно, содержать 4 лошади той деревни жителям». А ясочных людей от гоньбы уволить, «и кроме одного ясака, других никаких повинностей не имать».

Обобщая разговор о почтовых станциях, можно сделать вывод, что содержатели этих станков (купцы, крестьяне, казаки) были людьми предприимчивыми, трудолюбивыми, безусловно, хорошо контактировали с коренными жителями, знали их язык. Их многогранная деятельность внесла огромный вклад, хоть и не непосредственно, в дело индустриального освоения Сибири. Приживаясь здесь, уходя своими корнями в сибирскую землю, русские люди-старожилы, по праву могут назвать себя сибиряками.

Так кто же такие сибиряки? В XIX веке существовала версия сибирских областников, что многое позволяет выделить сибиряков, особенно старожилов, из собственно русского народа как особую русско-сибирскую народность, возникшую в результате контактов с местным населением с сохранением северо-русских элементов культуры. Например, характерный диалект – шоки (щёки), вешши (вещи), спрашиват (спрашивает), делат (делает).

Залежная система земледелия, передковая соха на колёсах - колесуха, в которую впрягали пару лошадей, более приспособленная для мелкой безотвальной вспашки, коса с грабельцами, укреплёнными под прямым углом к лезвию косы, для уборки полегшего хлеба, гречихи, ускоряющая косьбу, что важно в наших сибирских условиях.

Рубка домов в «обло». Чалдонская планировка усадьбы: хозяйственные постройки выстраиваются по периметру вплотную друг к другу, «под одну крышу». Старожильческий двор чётко делится на чисту (чистую) жилую и скотску (скотскую) хозяйственную половины. Ягнят и телят содержали в стряпушке - летней кухне. Нa каждый престольный праздник хозяйки добела отскабливали ножами все стены и потолки, полы посыпали калёным речным песком А у чалдонов-староверов культ чистоты требовал несколько раз в году мыть свой дом и снаружи.

Культурные же традиции переселенцев из европейской России более позднего времени очень многообразны. Они напрямую связаны с традиционно-бытовой культурой тех регионов, откуда вышли отдельные переселенческие группы. Поэтому говорить о каком-то едином культурном комплексе переселенцев в нашем регионе Хакасии не представляется возможным.

Переселенцы, сохраняя свой уклад жизни, вывезенный из Российских губерний (Черниговской, Витебской, Могилёвской, Пензенский, Курской, Псковской), к местным климато-географическим условиям сумели приспособиться в меньшей степени, чем старожилы, что проявилось и в хаотической застройке усадьбы, и в использовании саманных и глиняных изб, и в системе землепользования, и в орудиях труда. Но в то же время они в наш регион привнесли более совершенные технологии крестьянских промыслов и ремёсел.

В музее с.Копьёво имеются образцы вышивок, характерных для той или иной губернии России, горизонтальная и вертикальная прялки, всевозможные деревянные гребни, привезённые переселенцами, (а вот такое приспособление, как щеть, изготовленная из щетины кабана - чисто старожильческое изобретение, простое и удобное, заменяющее деревянный гребень, применяемый для обработки кудели переселенцами).

Чалдоны к концу XIX века были чаще всего, крепкими зажиточными крестьянами. Хозяина 1-2 лошадей они считали бедняком, 5-7 - середняком, более десятка - зажиточным. Примерно в таких же пропорциях - и владение крупным рогатым скотом. Переселенцы были в основном малоимущими и так и не смогли встать на ноги.

Если бы мы прошли по деревне Копьёво в начале XX века, то без труда узнали бы на краю деревни маленькие, вросшие в землю, с дерновой крышей домики переселенцев. А в центре были старожильческие крепкие усадьбы. По воспоминаниям моей прабабушки их дом был самым большим и красивым в деревне, на дворе - завозня, амбары под одну крышу.

В чалдонских сёлах почти нет памятников павшим времён гражданской войны, ведь чалдоны чаще были на стороне белых, переселенцы же - в армии Кравченко и Щетинкина. Корни старожильческого населения вконец подрубила коллективизация. Активистами колхозов часто были переселенцы, а раскулаченными - чалдоны. В числе раскулаченных оказалась и семья моей прабабушки Ольги Кирилловны Боровых. В 1929 году в 12 часов ночи их подняли с постели и выгнали из дома, не давая даже одеться. Их погнали в д.Казанка, шли в лаптях, ноги обматывая тряпками, в каждой деревне просили милостыню, кто-то подавал, а кто-то спускал собак. За попытку тайно сходить в родную деревню за продуктами отца арестовали, и вскоре он умер, а мать парализовало. Пришлось детям сидеть в тюрьме, и только заступничество родственника - караульного тюрьмы спасло и их отпустили к сестре матери. Чтобы снять с себя клеймо «врага народа», прабабушка Ольга выходит замуж и становится Песеговой. И ей улыбнулось счастье: муж оказался прекрасным человеком.

В своей массе переселенцы не знали хакасского языка, не приветствовали смешанные браки, зато старожилы обходились без переводчиков и, как уверяет Верник, до сего дня чалдоны называют шарманами колдунов, тарбаками - годовалых телят, таскилами - горные вершины. А смешанные браки не воспрещались.

Всё говорит о том, что купец Копьёв - основатель заимки-крепости, построенной, вероятно, по образцу старожильческой (не зря же её Паллас называл крепостью) и мой прапрадед Кирилл Константинович Боровых были старожилами-чалдонами. Думаю, что и бывших ссыльнокаторжных, оказавшихся в Сибири до отмены крепостного права, можно было бы отнести к старожилам. Один из них - Осип Боровых - мой предок. Но правы ли областники XIX века (историк А.П.Щапов, Н.М.Ядринский, Г.Н.Потанин), выделяя чалдонов в особую народность? А.А.Верник считает, что это не так, что старожильческая культура, несмотря на своеобразие - часть общерусской культуры. Главной трудностью в решении данного вопроса явились относительно слабая изученность данной темы к научно-исследовательской литературе.

Изучение данного вопроса позволяет сделать следующие выводы:

1. Заселение Хакасско-Минусинской котловины русскими способствовало возникновению в XVIII веке медной и железоделательной промышленности, что определило важность данного региона в целом для освоения юга Сибири.

2. Огромную роль для промышленного освоения региона в XVIII-XIX вв. играли водные и сухопутные дороги - тракты, для обслуживания которых создавались почтовые станции. Тракт, идущий через заимку Копьёво до деревни Ачинской, обслуживал Ирбинский железоделательный завод, благодаря чему заимка Копьёво положила начало растущему поселению - деревни Копьёво.

3. Усиление крепостного гнёта в Европейской России обусловило отток населения из неё в Западную Сибирь, а оттуда и в Восточную. Несмотря на полукрепостническую зависимость от государства сибирская вольница давала людям свободу передвижения и предпринимательства, что закрепляло их на новых местах.

4. Русских сибиряков с учётом времени переселения и этнокультурных особенностей можно подразделить на старожилов-чалдонов и собственно переселенцев. Но оснований считать их особой народностью недостаточно, поэтому понятие «сибиряк» подчёркивает не национальные особенности, а место их жительства - Сибирь.

5. В результате проведённых мною исследований я глубже осознал место моей семьи в истории Сибири, многие признаки позволяют мне отнести себя к старожилам, понять всю трагичность поколений, преобразующих своим трудом наш край в течение столетий.

Библиография:

1. БСЭ. т.20, ст. Почтовая связь, с.457.
2. Верник А.А. Слово о чалдонах. // Хакасия, № 200. 14 декабря, 1993.
3. Ковалёв В.А. Заимка Копьёва. // Орджоникидзевский рабочий, № 114, 21 сентября 1971.
4. Кызласов А.Р. История Хакасии, Москва, 1993.
5. Лалетин И. Обид и налог не чинить. //Хакасия, № 31, 26 февраля, 1994.
6. Паллас И.С. Путешествие по разным провинциям государства Российского.
7. Чебодаев П.И. История Хакасии. // Абакан, 1992.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»