Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Татарская национальная свадьба


Выполнила учащаяся 11 «А» класса школы № 4 Файзулина Гульфия Галиевна

 п. Абан

Содержание

  1. Введение. Актуальность темы.
  2. Краткая история переселения российских народов в Сибирь, на Абанскую землю.
  3. Татарская национальная свадьба. Ее особенности и изменения в условиях, отдаленных от исторической родины.
  4. Заключение

 I. Введение. Актуальность темы.

У каждого народа есть свои национальные праздники, какие-то из них – самые значимые. Но у всех без исключения свадьба – общий и один из главных праздников, самый светлый, чистый и веселый, потому что со свадьбой рождалась семья, семья продолжала род человеческий в своих детях.

Имея это общее значение, свадебные обряды у каждого народа имели свои отличия, особенности. Это можно проследить на истории народностей проживающих на территории нашего района, так как здесь живет дружная многонациональная семья. В год преобразования Абанского района из волости – 1924 г. – площадь его составляла 4564 кв. м. С общей численностью населения 32757 человек. Многонациональное население в процентом отношении состояло из русских – 32,5; белорусов – 44,5; украинцев 4,2; мордвы – 2,0; литовцев – 2,0; немцев – 2,0; чувашей – 1,8; татар – 1,4; эстонцев – 1,0. Для своего исследования я выбрала татар, живущих и сейчас компактно в д. Стерлитамак.

Работа строилась, в основном, на воспоминаниях тех людей, которым сейчас за 70 лет. Это поколение людей, родившихся в 20-х и 30-х годах, сегодня самое старшее. Сознательная жизнь их пришлась на самое трудное время: годы войны с фашисткой Германией, восстановление разрушенного войной хозяйства, экономические реформы 50-х – 60-х годов.

Их воспоминания – единственный живой источник и материал о том времени. Тех, кто рассказал бы о времени и событиях 20-х – 30-х годов уже почти нет. И поэтому нам нужно успеть собрать то, что хранит память наших дедов. Нужно торопиться это делать. Завтра может быть поздно.

II. Краткая история переселения российских народов в Сибирь, на Абанскую землю.

Представители всех национальностей, живущих и поныне в Абанском районе, обосновались здесь давно. Разными путями и по разным причинам попадали в наши места люди: и добровольно и не по своей воле. В 18-19 веках это были в основном ссыльные повстанцы и революционеры, начиная с поляков и декабристов и заканчивая революционерами. Но большинство народов добровольно переселились в Сибирь в начале ХХ века, после революционных событий 1905 г.

Это связано с реформами, проводимыми царским правительством, возглавляемым П.А. Столыпиным.

Люди выезжали на новые места большими группами по железной дороге. Доезжали до станиций г. Канска, чтобы следовать дальше приобретали лошадей или нанимали подводы и со всем своим скарбом и семейством добирались до села Абана.

Именно в эти первые 2-3 десятилетия ХХ века в нашем районе возникло большинство хуторов, деревень.

Представители национальностей стремились селиться вместе, по вполне памятным причинам: язык, традиции, обычаи и религия (как у татар) привели к появлению деревень с компактным проживанием: татары – Стерлитамак; чуваши – Восток; мордва – д. Долженково и Воробьёвка.

Вторая волна переселенцев хлынула в конце 20-х годов, когда шла коллективизация, но была она менее масштабной. Они подселялись к своим землякам, уже прижившимся на новом месте и где вновь прибывшим могли оказать помощь и поддержку. Это стремление быть «со своими» усиливали и укрепляли единение особенно малых народностей, о которых идет речь. Обосновываясь на новом месте, люди продолжали говорить на родном языке, стремились сохранить свои обычаи и традиции и передавать их новому поколению. Но им пришлось освоить и русский язык, так как в Сибири пришлось жить рядом с людьми других национальностей. Тем более, сто деревни находились на близком расстоянии друг от друга: от 0,5 км, вступать в контакт, общаться сначала с представителями власти, а потом и соседями было неизбежно. Также земельные наделы, выделенные переселенцам, делали их близкими соседями. Занимаясь одинаковым сельскохозяйственным трудом, живя в суровых сибирских условиях, невозможно было обойтись без «помощи».

Поэтому жили дружно, уважая национальную самобытность соседей, перенимая лучшее и нужное, подходящее для себя в быту, в одежде, в постройке дома, и постепенно, незаметно за десятки лет, ассимилируясь друг с другом и превращаясь в особый народ с названием «Сибиряки».

III. Татарская национальная свадьба. Ее особенности и изменения в условиях, отдаленных от исторической родины.

На земном шаре проживает множество народов. Каждый народ обособляется по двум причинам. Первая из них – это язык, который каждый ребенок впитывает с молоком матери еще в грудном возрасте. Вторая же причина – это вера, религия. Любой народ или нация отличается своими национальными чертами и в то же время сближается с другими посредством этих двух факторов.

Татары относятся к тюрко-язычным народам, населяющим не малую территорию. В религиозном же отношении татары относятся к мусульманам, а Ислам как религия имеет наибольшее количество приверженцев в мире. Еще в 922 году Булгарский хан Алмуш официально принял ислам как веру для себя и своего народа.

С Х века и по настоящее время татарского народа неразрывно связана с Исламом. Став частью исламского мира, Волжская Булгария стала активно перенимать богатое наследство о знаниях, культуре, научных достижениях.

Именно религия во многом послужила формированию татарской культуры, традиции. Вера всегда была объединяющим звеном, служила помогала быть единым духом и и телом перед многими тяготами, выпадавшими на долю народа. И по сей день именно вероисповедание не дает растворится татарам среди русскоязычного населения. Религия удерживает от размывания нравственных ценностей, что является необходимой нормой существования общества.

Основной формой семьи у татар с 18 века – начало 20 века была малая семья (в среднем 5-6 человек). Вся полнота власти сосредоточивалась у главы семьи, обычно им был старший мужчина – дед, отец, брат. Он определял внутренний распорядок жизни семьи, мог вмешаться в личные дела и отношения взрослых членов семьи, имел решающее слово при выборе жениха или невесты. Положение женщины в семье было приниженным. Это проявлялось в отсутствии права выбора жениха в выдаче замуж несовершеннолетних, в тяжелом положении в семье жены, снохи, в многоженстве, в меньшей доле при разделе имущества, в запрете ходить с открытым лицом на улице. Существовало избегание женщинами мужчин, некоторые элементы женского - затворничества.

Браки заключались через сватовство, добровольный уход и насильственное похищение невесты. Основными этапами первой формы брака были сватовство (кыз сурату), сговор о калыме и приданном, совет о проведении свадьбы (кинаш), собственно свадьба (туй), приветствие женихом родителей невесты (салом), перевоз молодой в дом мужа (куч), визит новобрачных в дом родителей молодой (турген). Как правило, невесту для сына подыскивали сами родители. Существовали ограничения на браки с родственниками – такие браки считались возможными только в третьем поколении.

Была еще одна мрачная сторона брака, порождавшая нередко истинные традиции. Браки между приверженцами разной веры, запрещались, один из них должен был сменить вероисповедание.

Были случаи добровольного ухода когда одна из родственных сторон не соглашалась с выбором сына или дочери. Молодые уходили к родителям принявшим их сторону, порывая все связи с другой стороной. По истечению года или по случаю рождения первенца родители с обоих сторон должны были встретиться и признать родственников, а брак детей считать действительным.

Также в случае насильственного похищения невесты, родители невесты должны были признать родню и брак детей после рождения ребенка.

Совершение брака основывалось на изречении Корана: совершайте брак с теми из женщин, с которыми вам это дозволено. По правилам Шариата до учинения брака должны быть соблюдены следующие правила: избрание жены, которая имела бы; чистое, хорошее происхождение – не была бы незаконнорожденной и дурного поведения; чтобы исполняла обряды мусульманской веры, девственность, если вдова и не разведенная жена, чтобы была в состоянии иметь детей. Удостовериться в этом, что избранная в жены девица имеет вышеозначенные качества, жених должен был через своих родственников. По правилам Шариата смотреть на женщину дозволялось только в том случае, если мужчина действительно намерен жениться; в другом случае это считалось преступлением по правилу; прелюбодеяние глазами преступнее прелюбодеяния действием. После этого требовалось согласие женщины выйти замуж, если она была совершеннолетней (Совершеннолетием считалось: мужчины 15 лет, женщины 9 лет). Зачастую замуж выдавали без согласия, как совершеннолетних, так и несовершеннолетних. Девицы могли изъявить свое согласие молчанием, не согласие плачем, женщина же должна была объявить свое согласие словами. Объявление обоюдного согласия на брак происходило при двух свидетелях, которые должны были присутствовать и при составлении брачного акта духовным лицом. Жених или его поверенные – свидетели должны были огласить (сига) – обязательства и условия брачного договора, количество приданного (мехры), деньгами или имуществом, назначенное жене от мужа при заключении брака, и подарок (мельбусота) в виде платьев и украшений.

Духовное лицо, приняв согласие на брак жениха и невесты, выслушав обязательства, поизносить хвалу пророку и его потомкам и составляет брачный акт. По написании акта духовное лицо читает вслух молитву (хютбэ), ставит печать и подпись, расписываются и свидетели. После этого он произносит бариккаллах: «да поможет Бог» и читал фатхе – первую суру Корана. Брачный акт вручается жене или ее поверенному. Духовное лицо получает вознаграждение от мужа за совершение обряда. После обряда бракосочетания, гостей приглашают в дом жениха для угощения и увеселений. Родственники раздавали милостыню.

Соблюдая правила Шариата, жена прибывает в дом мужа к ночи, но чтобы по астрономическому исчислению солнце в это время не было в знаке Рака. По суеверию знак Рака способствовал возврату женщин в дом родителей, по причине неудачного замужества.

По прибытии жены муж читал краткую молитву и приветствовал ее с счастливым приездом и за руку вводит в свою комнату. Жена встав на коврик для молитв совершает два поклона намаза. После чего оба супруга приступают к условию (везу), муж кладет руку на чело жены и читает молитву: «О Боже, по повелению книги Твоей (Коран) я женился на этой женщине и взял к себе; если тебе угодно, то дай ей ребенка правоверного мусульманами, а не товарища шайтана, нечистого: «Бисмиллах» (Во имя Бога). Первая брачная ночь называется шебе зефоф. Женщинам вступление в брак приносило наибольшую пользу. Они в муже своем находили защитника, и муж обязан был полностью содержать жену. Она должна была слушаться и исполнять все его приказания, сохраняя имущество и дом.

Шариат определял время, в которое муж обязан посещать своих жен. Если кто имел одну жену, то из 4 ночей одну должен провести с ней, а другие ночи по своему усмотрению. Имея 4 жен, то у каждой было по одной ночи. Также он всех жен и детей обеспечивал всем необходимым в достатке своего состояния и звания и относительно происхождения жен.

В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие моменты, составляющие специфику татарской свадьбы. В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о количестве и качестве даров, которые сторона жениха должна была одарить сторону невесты, то есть о калыме: количество приданного невесты особо не обговаривалось, Основные свадебные обряды, в том числе религиозные обряды бракосочетания, сопровождаемые особым застольем (никах туй), но без участия молодых, проводились в доме невесты. Молодая оставалась здесь до уплаты калыма (в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы). В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю (кияуляп – йеру). Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребенка и обставлялся множеством обрядов.

Специфической особенностью свадебных застолий казанских татар является раздельное их проведение для мужчин и женщин (иногда в разных помещениях). У других групп татар это разделение было не столь строгим, а у кряшен (крещенные татары) вообще отсутствовало. У кряшен и мишарей (казанские татары) бытовали специальные свадебные песни, у мишарей существовало свадебное причитание невесты. Во многих районах свадьба проходила либо вообще без спиртных напитков, либо употребление их было незначительным, Во время свадьбы подавали ширбэт – напиток из фруктов и растворенного в воде меда. До сих пор сохранились некоторые ритуальные блюда элбэ (жаренная сладка мука), мед, смешанный с маслом (бал –май), свадебное блюдо и др. Но основу питания составляла мясомолочная и растительная пища – супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепешки (кабартма), блины (коймак). Национальное кушанье – бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп – в виде блюда, готовящегося в горшке или глубокой сковороде; сдоба из пряннго теста в виде бавырсока, кош теле, чэк – чэк (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовили вяленную колбасу (казылык). Лакомством считался вяленный гусь (приносили в виде подарка во время праздников и свадеб). Молочные продукты – Катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак, сэзмэ, эремчек, корт (разновидности творога) и другие. Некоторые группы готовили разновидности сыра. Напитки – чай, айран – смесь Катыка с водой (летний напиток). По воспоминаниям старожилов: свадьбы носили скромный характер. Свадебный обряд совершал мулла во время никах туй, в доме невесты, куда приглашались только взрослые. Читали молитвы с добрыми пожеланиями молодой семье, дарили подарки, Родители жениха приносили в подарок пару жаренных или отваренных тушки гусей, большое блюдо с баурсаком или чак – чаком. Еще с этим лакомством дарили подарки (отрез на платье, мужская сорочка) родители невесты, забирая подарки они должны были назвать свои подарки, что они дарят молодым (корову, коня, овец или деньги). После революции браки стали регистрировать государственные органы.

После регистрации и никах туя свадьба продолжалась в доме жениха, куда с ответными подарками приходили родители невесты. Также, принимая свадебные лакомства и подарки родители жениха называли подарки, которыми они одаривали молодых.

IV. Заключение

Свадьбы у Сибирских татар в 30-х-50-х годах еще придерживались законов Шариата. В основном с конца 50-х в начале 60-х годов в д. Стерлитамак стали появляться русские учителя, медики, ссыльные. Дети стали учиться в старших классах в п. Абан, после школы в городах. Стали появляться смешанные браки, что внесло в свадебный обряд татар более свободные увеселения и разнообразие в застолье, стали употреблять больше спиртного.

В настоящее время семья состоит из двух (ранее 3-х) поколений и насчитывает 3-5 человек). Сохраняется понятие «глава семьи», это в большинстве семей дела решают сообща. Положение женщины в семье и обществе изменилось. Исчез обычай выдачи девушки замуж без согласия.

Таким образом, за 50-60 лет в татарских свадьбах произошли изменения: нет и речи о калыме за невесту и ее приданное; невеста сразу уходит в дом мужа; на свадебном столе есть уже блюда из свинины и только старые люди ее по-прежнему не употребляют.

Все реже проводится свадебный обряд «никах туй» и свадьбы у татар приобретают все более современный однотипный характер, так как стало больше смешанных браков. Многие национальные черты свадебного обряда перемешались, некоторые вовсе исчезли, вытесняясь новыми, возникающими со временем.

Неизменным осталось главное – рождение семьи, продолжение рода человеческого.

Список дополнительных материалов

  1. Энциклопедия «Народы мира».
  2. Пер. печать «Татарский мир» г. Москва
  3. «Нур» г. Красноярск.

 Воспоминания старожилов деревни Стерлитамак

  1. Кинзебаевой Раисы Тагировны.
  2. Файзулиной Галимы Бадгутдиновны.
  3. Файзулиной Нурии Сафаровны.

/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»