Автор: Гетт Юлия Александровна, ученица 11 класса Новополтавской СОШ (Ермаковский район)
Руководитель: Логинов Андрей Васильевич, преподаватель истории Новополтавской СОШ
2005
Сибирь является громадным суперрегионом, составляющим более половины территории России. Приенисейский край и Сибирский регион в целом – это продукт взаимодействия различных цивилизаций в истории России.
Целью данной исследовательской работы является показать на основе документов историю образования сел в Сибири на примере села Новополтавка.
Представленные документы, как исторический источник, позволяют поднять пласты поэтапного водворения различных слоёв населения в Енисейскую губернию, охватывая период с 90-х гг. XIX века по 10-е гг. XX века.
При написании исследовательской работы прослеживаются административно – территориальные рамки Восточной Сибири. Дальний Восток входили в состав Енисейской и Иркутской провинций Сибирской губернии, а в первом десятилетии XIX века составили Туруханский, Енисейский и Красноярский уезд, на которые и водворялись потом переселенцы.
Тема исследовательской работы является новой, так как документы, использованные в этой работе до нынешнего времени не публиковались в научной литературе.
Актуальностью темы служит недостаточное изучение истории переселения жителей Центральной части России на Сибирские земли. Об этом говорит тот факт, что архивы долгое время находились в системе правоохранительных органов и являлись документами закрытого типа, что не позволяло изучать вопросы переселения достаточно глубоко.
Работа написана преимущественно по новым архивным материалам Государственного архива Красноярского края (ГАКК), а также материалам краеведческого музея Новополтавской средней школы. Источники из Красноярского государственного архивного фонда 160 опись I № 1128 представляют собой материал, состоящий из Увольнительных свидетельств, справок ревизской переписи, а также списков самих переселенцев.
Таким образом, на примере истории образования д. Новополтавская можно увидеть процесс переселения различных этносов, которые принесли с собой культуру хозяйствования, быта, обычаи, традиции, разговорную речь, черты характера и фольклор.
Ряд этнических групп предпочитали селиться компактно отдельными селениями, но всё-таки им пришлось включаться в процесс межэтнических взаимоотношений. Определённо переселенцам пришлось адаптироваться к сибирским условиям, приспосабливаться и изменять коренные свои традиции.
Данную исследовательскую работу можно использовать как материал для изучения истории Красноярского края в аспектах национально-регионального компонента.
Хотелось бы поблагодарить учителя истории Новополтавской СОШ Логинова Андрея Васильевича за помощь в написании работы и предоставленные архивные документы.
В истории XVIII – XIX в.в. основную массу переселенцев составляли государственные крестьяне. Большинство из них были крестьянами середняками, имевших опыт устойчивого хозяйствования, людьми трудолюбивыми и настойчивыми. За 5-10 лет проживания в Сибири переселенцы «обрастали» крепким, устойчивым подворьем. Ограничений в размерах пашни не было до последних десятилетий XIX века, на мужскую душу община выделяла по 15 десятин земли. Дополнительно крестьянам по наследству переходили разработанные отцами пашни – займища.
Если в Европейской России вследствие малоземелья на крестьянский двор приходилось в среднем по 5-7 десятин земли, то для сибирских хозяйств обычными стали домохозяйства с 50 – 100 десятин земельных владений.
Немаловажную роль в экономическом факторе в XIX столетии стали играть тракты. Через Тобольскую, Томскую, Енисейскую и Иркутскую губернии прошёл Большой Сибирский (Маховский) тракт. С его прокладкой возникло множество селений, непосредственно обслуживающих его.
Вдоль тракта принудительно селили переселенцев крестьян, ссыльных поселенцев. Здесь оседали на жительство не только крестьяне, но и богатые люди, в пример этому и возникла д. Новополтавская.
В конце XVIII – начале XIX в Сибири сложились первые земледельческие районы, включая Енисейский регион, в котором окончательно завершилось признание центральной властью административного положения Сибири в составе Российской империи. Именно реформатору М.М. Сперанскому велено было «собрать на месте полезнейшее устройство и управление сего отдалённого края». В 1822 он сделал вывод о необходимости учредить новую губернию в центре Сибири – Енисейскую.
Всего за первую половину XIX века только в Енисейскую губернию было сослано более 50 тысяч человек. Сибирская ссылка способствовала стабильности Российской Империи; яростные, разрушительные процессы заглушались благодаря добровольному и принудительному оттоку на восток «бродильного элемента» из центральных областей страны. Необходимо отметить, что с 1892 года процесс переселения приобрёл устойчивый возрастающий характер. Каждому переселенцу выдавалось увольнительное свидетельство, о чем свидетельствует приведённые в этой работе документы: увольнительное свидетельство на Коваленко Клима Климовича [5] [см. Приложение 5] и выписка из посемейного списка [6][см. Приложение 6]. С 1892 – 1905 переселенцами было основано 358 селений в Енисейской губернии. Переселенцев этого периода насчитывалось уже 190 тысяч человек. В 1906 – 1916 гг. в вязи с реформами П.А. Столыпина переселение приобрело массовый целенаправленный характер. За это десятилетие в Енисейской губернии возникло 671 новое селение и переселилось 274 516 человек. Подавляющее число столыпинских деревень было основано в зоне тайги.
Таким образом, наиболее заселённым в середине XIX века стал Минусинский округ. Первоначально большая часть переселенцев второй половины XIX века селилась в Минусинском, Ачинском, и Красноярском округах. [8]
На первом этапе переселенческого движения выходцы из северных губерний составляли основную массу «заимщиков». По социальному положению данный этап характеризуется как середняцкий. Исследователь переселенческого движения И.А. Гурвич писал в 80 – х годах XIX века «Преобладающим моментом в современном переселенческом движении следует считать крестьян среднего достатка». Вплоть до конца XIX столетия переселенцев именовали самоходами, т.к. до постройки железной дороги добирались сюда пешком или на лошадях.
Как крестьяне определяли район переселения?
Исследования показали, что 61% крестьян засылали в Сибирь ходоками.
Из исторической справки Красноярского Государственного архива известно, что в 80-е годы XIX столетия прошла реформа переселенческого курса, где предлагалось переселяться в Сибирь и на Дальний Восток.
Из исторической справки Красноярского Государственного архива было установлено , что на основании закона I отдела за № 426 от 13 июля 1889 года [см. Приложение 1] выступить с предложением Иркутского генерал губернаторства о создании переселенческих участков в иркутской и Енисейской губерниях. Согласно данному закону от 13 июля 1889 года казённая палата выступила с проектом от 13 октября 1893 года за № 8734 об образовании в Минусинском округе Ермаковской волости переселенческого участка, названного д. «Новополтавской».[1] [см. Приложение 1]
По распоряжению Енисейской казённой палаты землеустроителем Зулундевичем было выдано по плану 4896 десятин земли, из них удобной 4534 десятины.
На основании переселенческого дела было установлено, что потоки переселенцев из Полтавской губернии, Кременчугского уезда, Малозеевской волости шли из разных переселенческих пунктов, таких как Ачинский, Каннский, Абаканский, Томский, и уже в Минусинске формировались для отправки на участок «Новополтавский». Доподлинно известно, что первый поток поселенцев составлял 23 семьи. На каждого взрослого переселенца государство выделяло 15 десятин земли и освобождало на 3 года от налогов.
Кто же являлся первым основателями д. Новополтавской? Кто они таковы? Ниже приведён список переселенцев 1893 года в составе 23-х семей, о чём свидетельствует архивный документ ГАКК [2][см. Приложение 2]:
С 1895 по 1898 г.г. велась повторная ревизия переселенцев, которые прибыли позднее уже на обжитое место. Новосёлы – переселенцы ехали из разных губерний: Киевской, Вятской, Курской, Екатеринбургской, Смоленской, из разных сёл, таких как Шушвановка, Пугачёвка, Прохоровка, Лебеховка, городов Гроднинск, Великий Устюг.
Они то и сформировали второй поток переселенцев, которые по своему социальному происхождению являлись кулаками и крестьянами. И что характерно, число казаков превышало число крестьян. Рассматривая ревизские список переселенцев д. Новополтавской за 1895 г., можно сделать вывод, что некоторые из них возвращались обратно на родину.
Из документов известно, что путь до Енисейской губернии пешком занимал от 3 до 7 месяцев, на транспорте гораздо быстрее. «Помнится дорога из Украины в Сибирь. До города Тюмени ехали поездом в теплушках, через Волгу на пароходе. В Тюмени купили коней, телеги и поехали по Сибири. Железная дорога только строилась. Ехало нас сразу 50 семей, но многие из них поехали по дороге на Барнаул. Кулаки и зажиточная часть населения сибирских деревень были враждебно настроены против нас, переселенцев. Всякое говорили о нас, что заразные, и несут страшную болезнь: чуму и холеру. Заехать в деревню было нельзя, так как кулаки выставляли посты из сильных мужчин. Это был самый тяжёлый, страшный путь. Женщины и дети с голоду пухли. Но как ни трудно было, а до Минусинска доехали», - вспоминает Долгополов Андрей Романович.
Идти пешком было и дальше и труднее. Иногда шли с остановками на зиму, чтобы подзаработать и двигаться дальше. Но чтобы двинуться в путь оформлялись увольнительные свидетельства, где указывали социальный статус, количество человек в семье и собственность. Так для семьи из 6 человек требовалось в дорогу около 200 рублей. Деньги набирали за счет тайной продажи дома, «своей» земли, скота, за счет сбережений. Только в 1893 году правительство стало выдавать на обзаведение хозяйством ссуды до 100 рублей, но только в том случае, ели прибыл переселенец на место.
Как отмечает землеустроитель Зулундевич в своем ревизионном списке за период 1893-1894 г.г. [3] [см. Приложение 3] переселенцы д. Новополтавской освоили угодные земли, заготовили лес для строительства домов и построили временное жилище в виде землянок.
Значительно облегчило положение переселенцев освобождение от государственной повинностей в первые 3 года проживания в Сибири и сокращения на 50 % ещё на 3 года (стали платить по 3-5 рублей, а кто позажиточнее 10-12 рублей) и освобождение от рекрутской службы. Первое время казакам переселенцам приходилось арендовать земли у солбинских крестьян и как правило они требовали высокий процент.
Необходимо отметить, что жители Украины с Полтавской губернии создавали в корне свою самостоятельную деревню с сохранением сельской общины на первоначальном этапе обустройства и сохранения той культуры, которая существовала на Украине. Они привезли улучшенные навыки огородничества и садоводства, пчеловодства, новые ремёсла.
Поселенцы занимались охотой на мелкого зверя, рыболовством, собирательством грибов, ягод, лекарственных трав. Зимой девушки собирались в одной избе и пряли на прялках и ткали на станках, изготовленных мужчинами. Из сотканного полотна шили одежду, которую вышивали красивым узором. Старики занимались плетением корзин, соломенных шляп, называемых брылями. Плели также короба для саней, которые тоже изготавливали вручную вместе с упряжью. Поселенцы жгли известь, гнали деготь на местах и возили на рынок. Еще жители делали древесный уголь из больших кусков березы. Он изготавливался таким способом: копали яму, укладывали в нее березу, зажигали и зарывали землей. Через некоторое время получался уголь.[7]
Особую роль переселенцы сыграли в развитии животноводства в Сибири. Так старожилы с. Солба, Ермаковского, Мигны, перенимали опыт содержания скота и вспашки земли.
Огромную роль в развитии переселенческого движения сыграло правительство. Увеличилась до 200-400 рублей льготная ссуда, получили безвозмездную помощь желающие выехать в Сибирь.
В Енисейской губернии для переселенцев создавались бесплатные столовые и больницы. За счёт средств переселенческого управления в д. Новополтавской в 1903 году построена двухклассная школа и молебный дом, который относился к солбинскому приходу. Здание школы состояло из двух половин, в одной класс, а в другой квартира учителя (первым учителем был Макаров Александр Маркелович). Из квартиры учителя был прямой ход в класс. К этому зданию впоследствии дважды делали пристройку.
Чиновники особых поручений при Енисейской казённой палате отслеживали судьбу каждого переселенца и отмечали всех убывших и вновь водворённых на участок д. Ново-Полтавской Причём они отмечали, что этот участок был широко известен среди переселенцев с Украины. Так, в течение 1894-1895 г.г. 55 семей просилось отправить их на оговорённый участок. [4] [см. Приложение 4]. Это говорит о том, что за 1906-1916 гг. благосостояние и положение переселенцев улучшилось, об этом говорят и статистические данные: так по первой Российской переписи 1897 года в д. Новополтавской Ермаковской волости насчитывалось 64 подворья и проживало 334 мужского населения и 171 женского населения(395 человек). В 1911 году число дворов составило 125, мужского населения 419 человек, женского 343 (данные взяты из Минусинского архива).
В д. Новополтавской основную массу составляли середняки, по социальному происхождению казаки. Как правило, это была обычная семья из 4-6 человек, имея в придачу 1-3 наёмных работника. Из ревизионных документов известно, что в среднем доход составлял от 550 до 900 рублей.
В сибирской глубинке жители д. Новополтавской не имели возможности сбыта хлеба, но в начале XX века появились хлебозаготовительные пункты, которые позволили расширить хлебные посевы.
Крестьянские жилища сибиряков с момента начала освоения Сибири и до конца XIX века претерпели значительные изменения. Украинские переселенцы принесли с собой традиции тех мест, откуда были родом, и одновременно начинали существенно менять их по мере освоения края и постижения характера погоды, ветров, осадков, особенностей конкретной местности. Жилище зависело также от состава семьи, зажиточности хозяйства, особенностей хозяйственной деятельности и др.
Особенностью жителей д. Новополтавской являлось строительство первоначально небольшого домика «мазанки», а затем по мере обживания и пополнения строили избы пятистенки. В последствии широко строились дом-крестовик и крестовый дом, который разделялся внутри двумя стенками.
Поначалу рыли землянки. Они были высотой в два аршина, впоследствии их заменили глинобитные дома. Землянки рыли в косогоре. А на следующий год, при разливе реки Кебеж, чуть ни погибли. Спаслись на бугре и стали делать новые жилища.
Постройка «пятистенных» изб под четырёхскатными крышами начиналось, конечно же с фундамента. Поначалу фундамента как такового не было. Опорой для сруба служили большие камни по углам. Между нижней частью сруба и землёй существовало свободное пространство, которое на зиму засыпали глиной, чтобы изба сохраняла тепло. Весной земля откидывалась, и дерево просыхало, благодаря чему сруб не гнил. Чуть позднее фундамент для избы складывался следующим образом: выкапывался ров, затем его укрепляли плетением из черёмухи или тальника, отличающихся особой гибкостью, и после этого в ров плотно укладывались большие плоские камни, которые между собой ничем не скреплялись. Прямо на фундамент укладывались брёвна, которые служили опорами для половых балок. Нужно добавить, что выступающую над землёй часть фундамента изнутри обмазывали глиной, так же как и землю, огороженную фундаментом. Это делалось для того, что бы в избу из подпола не проникал холод. Ещё обмазка сохраняла в избе сухость, так как глина не позволяла парам подниматься в избу.
Как было уже отмечено, на фундамент укладывались опоры для половых балок. На них потом настилался пол, состоящий из больших массивных досок – половых плах. Поверх балок ложился сруб, связанный в венцы, который строился из бревна однорезника, то есть бревна отёсанного с одной стороны. Существовало два вида кладки венца: в «угол» и в «лапу». При кладке в «угол» в бревне к углу делается полукруглое углубление, куда укладывается поперек конец другого бревна. Самые концы бревен торчат наружу. При кладке «в лапу» брёвна соединялись самыми концами.. сруб имел квадратную форму, с перегородкой посередине. Отсюда и название – дом крестовик или «пятистенок». Из – за нехватки сосны некоторые дома возводились из берёзы, которая перед этим сушилась около семи лет. Изнутри в сруб вбивались колышки длиной 3 – 4 см., и затем стены плотно обмазывались
глиной. Колышки не позволяли глине трескаться и ссыпаться. После постройки дома обмазанные глиной стены дома забеливались.
Когда сруб полностью возводился, прямо посреди его сверху укладывался большой четырёхгранный брус, или «матица». На неё укладывались потолочины, на которые первоначально клали решётку, сплетенную из черёмухи или тальника. Сверху она на 10 – 15 см. засыпалась глиной. Глина плотно утрамбовывалась и не выпускала тёплый воздух из избы, вместо него он циркулировал по избе. Позднее потолок стал укладываться другим образом: края матицы сверху выпиливались с двух сторон и образовавшиеся пазы служили опорой для потолка, настилаемого из плах. А дальше потолок также засыпался глиной. Каркас крыши составляли стропила, к ним прибивались перекладины, и уже потом крыша застилалась драньем.[9]
Без печи не может быть и речи об избе. Печь складывалась, в основном, прямо посреди избы, но бывали случаи, когда она располагалась в углу. Клали печь из кирпича – сырца, который изготавливался здесь же в селе Новополтавка из глины, добываемой рядом с селом. Печи сложенные из этих кирпичей стоят и по сей день. Но существовал и другой, более удобный для того времени способ изготовления печи. Печи били из глины. Из плах делали опалубку – деревянную коробку высотой около двух метров. Внутрь засыпалась глина с песком в соотношении 1 ведро песка на 5 ведер глины. Потом песок с глиной перемешивался , поливали водой и трамбовали специальной колотушкой. В результате получался глиняный фундамент печи высотой около одного метра. Затем внутрь первой коробки вставляли вторую, которая имела закруглённый верх. Между коробками получались пазы около 10 – 15 см., в которые также утрамбовывалась глина. В заднюю часть трубы вкладывались две трубы, которые закрывались заслонками. После того, как дрова в печи прогорали, заслонки открывали, и горячий воздух поступал в избу. Трубу для печи делали из кирпичей или также сбивали из глины. Когда печь была готова, её затапливали, при этом сгорали деревянные перегородки, и глина затвердевала.[10]
Далее нужно сказать об окнах. Окна в доме были сравнительно небольшие и располагались высоко над землей. Подушка для окна и подоконник были массивными и плотно укреплялись в срубе. Наличники украшались резьбой, которую хозяин дома изготавливал сам или просил изготовить её лучшего мастера на селе. Резьба на окнах каждого дома была практически неповторимой.
Избы в селе Новополтавка строились высокие. Крыльцо с перилами вело в просторные сени, построенные из досок. В сенях была также кладовая, в которой хранились съестные припасы и другие вещи, нужные для хозяйства. Из сеней в дом вели массивные двери, не выпускающие тепло из дома и не дающие холоду забраться в дом.
Итак мы можем сделать вывод, что постройка дома в Новополтавке велась по всем правилам, существовавшим в то время в России, но были и другие особенности, как впрочем и в любом другом регионе.
Жизнь любой страны неразрывно связана с её историей. Всё, что нас окружает, образовалось в результате непрерывного исторического развития, которое происходило благодаря различным причинам: объективным или субъективным. Но история напоминает собой книгу, в которой мы можем разобрать только последние страницы. Но чем ближе к началу книги, тем менее различимы её строки. То есть, чем дальше по времени отстоит от нас эпоха, тем меньше мы о ней знаем. Представление о прошлом практически всегда является расплывчатым. Но пролить свет на некоторые вещи помогают исторические документы. Они то и являются чёткими строчками в вышеупомянутой книге.
В ходе исследовательской работы и на основании документов Красноярского краевого государственного архива и Новополтавского школьного краеведческого музея мы проследили причины и характер переселенческого движения в Сибирские земли и становления в результате этого д. Новополтавской.
Нужно заметить, что движение переселенцев в тот период времени было массовым и отличалось сложным, в экономическом и политическом плане, характером. Мы можем сказать также, что переселенческое движение, в своём роде, являлось земельно-территориальной реформой, которая дала свой определенный толчок в развитии страны.
Переселенцы принесли с собой элементы новой культуры, разговорной речи, традиций бытовой и религиозной жизни. Что в сути и показано на основании д. Новополтавской. Раскрыв некоторые нюансы образования села, мы показали его историю как часть истории всей нашей страны.
1. ГАКК Ф.160. оп. 1, д. 1128, л. 4 «Справка об образовании д. Ново-Полтавской».
2. ГАКК Ф.160. оп. 1, д. 1128, л. 6-7 « Список причисленных на участок по р. Кебеж»
3. ГАКК Ф.160. оп. 1, д. 1128, л. 8-9 «Служебная записка в Енисейскую казённую Палату от 4 октября 1894 года.
4. ГАКК Ф.160. оп. 1, д. 1128, л. 161-165 «Список переселенцев причисленных временно Ермаковской волости, Минусинского округа впредь до образования «Ново- Полтавского сельского общества»»
5. ГАКК Ф.160. оп. 1, д. 1128, л. 490-491 «Увольнительное свидетельство на Коваленко Клима Климовича»
6. ГАКК Ф.160. оп. 1, д. 1128, л. 492 «Выписка из посемейного списка»
7. Архивы школьного комплексно – краеведческого музея Новополтавской СОШ.
8. Андюсев Б. Е. Сибирское краеведение / Б. Е. Андюсев. – К., 2003г.
9. Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрированная энциклопедия/ Авт.-сост. Д. А. Баранов, Е. Л. Мадлевская и др. – СПб.: Искусство – СПБ, 2001. – 376 с.: ил
10. Шепелев А. М. Кладка печей своими руками. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Россельхозиздат, 1987. – 318 с.: ил.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»