Гусева Олеся Игоревна,
Красноярский край, Туруханский район, с.Верещагино,
Верещагинская муниципальная общеобразовательная
средняя школа, 7 класс
2006 г.
Каждое поколение воспринимает и объясняет прошлое на основе тех ценностей, которые определяют его отношение к окружающему его современному миру. В настоящее время происходит переоценка событий Советской истории. В Советской историографии умалчивалось о таком явлении, как переселение народов. Сейчас эта тема привлекает широкий круг людей. Вокруг нас много живых свидетелей и участников исторических событий, и я хочу сделать всё возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было записано и осталось на века.
Меня эта тема заинтересовала, потому что в нашем посёлке тоже много переселенцев. Наиболее интересной мне показалась судьба Дистергефт Мирцы Юльевны. Я хотела узнать ответы на такие вопросы: как могла Мирца Юльевна выжить и сохранить человеческое достоинство в сложных условиях войны, репрессий, голода, послевоенной разрухи. Как в эти годы люди дружили, любили друг друга, воспитывали детей, устраивали свой быт. Проследить связь судьбы отдельного человека с историей родины. И я обратилась к ней за помощью. Она рассказала мне о своей жизни и дала документы, которые я смогла использовать в своей исследовательской работе.
Документы 5, 6 свидетельствуют о трудовых заслугах Дистергефт Мирцы Юльевны.
Всего в работе использовала шесть документов.
В последние годы появился ряд исследований, освещающих проблему присоединения к Советскому Союзу республик Прибалтики. Одни авторы утверждают, что с началом Второй мировой войны возросла угроза захвата этих стран Германией, а следовательно, у них не оставалось иного выхода, кроме как заключить договоры о взаимопомощи с СССР. Другие указывают на заинтересованность советского руководства в этих территориях по причине их стратегического положения и отмечают, что советско-германские договорённости предопределили судьбу Прибалтики. В мае 1940 г. на территории Прибалтики были размещены части Красной Армии (67 000 человек), что превосходило общую численность армии Прибалтийских государств. В июле 1940 г. наркомат иностранных дел СССР предъявил властям Прибалтийских стран обвинение во враждебной по отношению к Советским гарнизонам деятельности. Не имея возможности получить помощь запада, правительство Эстонии, Латвии и Литвы были вынуждены согласиться с вводом на их территорию дополнительных сил Красной Армии.
21 июля 1940 г. в Риге начал работу Народный сейм Латвии. На первом заседании сейма был поставлен вопрос о государственной власти в Латвии. Было принято решение об образовании Советской власти в Латвии и присоединении её к Советскому Союзу.
В августе 1940 г. Латвия была принята в состав СССР. На вопрос о том, изменилась ли жизнь в Латвии после присоединения к СССР, Мирца Юльевна ответила: «Никаких изменений не произошло».
Несмотря на некоторые особенности своего развития (сохранение мелких частных предприятий, единоличных крестьянских хозяйств), Латвия быстро подключилась к административно-командной системе. Начинают проводиться репрессивные мероприятия против «врагов народа». Одной из причин репрессий, обрушившихся на латышей, было то, что этот народ воспринимался сталинским руководством, как питательная среда для шпионажа и сотрудничества.
В конце мая 1941 г. семья Мирцы Юльевны была выслана из Латвии в составе:
Во время депортации и в первые годы поселения на новых местах, не приспособленных под жильё, десятки тысяч людей умерли от голода и болезней. Из семьи в составе 5 человек сумели выжить двое, что составляет всего 40%. Мирца Юльевна проживала в Латвийской республике, Липайском уезде, усадьбе Рава. Имели хозяйство: 8 коров, 3 лошади, 7 овец, несколько свиней, кур, уток и т.д. В хозяйстве не имели наёмную силу. Дом и всё имущество было оставлено. Взяли только личные вещи.
Воспоминания Мирцы Юльевны о переселении: «С Равы до железнодорожной станции ехали на автобусе, затем поездом. Только переехали границу Латвии–России, началась война. Отца - Дитергефт Юлия Людвиговича - отправили в трудовую армию. Больше о нём ничего не знаем»
Репрессированным не сообщали о конечном пункте переселения, поэтому, расставшись, трудно было найти друг друга. Усугубляла положение война.
«Погрузили в эшелон и довезли до станции Клюквино под Красноярском. После высадки развозили на лошадях по деревням. Наша семья попала в деревню Мала Камала, под Канском. Прожили мы там один год. Похоронили бабушку. Сказались тяготы переезда, расставание со своей Родиной. У кого были дети постарше, тех отправили на Север рыбачить. Так мы оказались в селе Марково, Туруханского района, в 1942 году. От тяжёлых условий жизни, недоедания умерла сестра Наташа, ей было всего 15 лет. Нужны были люди для переработки рыбы в селе Верещагино и нас на лодке перевезли туда. Летом 1943 г. мы оказались на новом месте жительства. Живём здесь до сих пор. В 1972 г. умерла мама. С 1944 года - работала в колхозе имени Свердлова. Кроме рыбалки занимались заготовкой дров. В 6 км вверх по Енисею была избушка. Мы там дрова готовили, 16 человек пилили дрова для пароходов. Тогда «Мария Ульянова» и «Ф.Энгельс» ходили. Мы эти дрова готовили 2 месяца подряд, пилили ручной пилой. Хлеб по норме – 700 гр. в день. И после войны, в 46-47 годах было тяжело. Дадут хлеба булку на неделю и рыбачить.
Условия работы и после войны были тяжёлые. Преобладал ручной труд. Заработная плата составляла 40 руб. в месяц».
Сохранилась расписка о получении сельхозналога. Выдана расписка в 1949 году, 4 ноября. Исходя из этого документа, можно сделать вывод о том, что сумма сельхозналога составляла 15 рублей в год. По моим подсчётам сельхозналог составлял 3,1% от месячной заработной платы. Расписка дана Дистергефт Нейзе, так как она являлась главой семьи. На основании безграмотно написанной расписки можно судить об уровне грамотности чиновников местной власти и развитии образования в целом по стране. В 1964 году колхоз имени Свердлова был переименован в Северо-Туруханский госпромхоз. Приказ № 2 от 25 сентября 1964 года. Директором госпромхоза был Варфоломеев.
С 11 ноября 1964 года по 1 апреля 1982 года Мирца Юльевна работала дояркой в Северо-Туруханском госпромхозе: «Доила вручную, приходилось самой и кормить, и поить, и убирать за скотом. В 1952 году родился сын Александр. К моменту работы на ферме ему уже было 12 лет. И он стал моим надёжным помощником».
За хороший труд Мирца Юльевна неоднократно награждалась благодарностями. Приказ № 22 от 4 марта 1977 года, приказ № 18 от 17 марта 1978 года.
Имеет удостоверение ветеран труда, которое получила 15 ноября 1978 года за долголетний и добросовестный труд. Решение принято Исполкомом Красноярского Краевого Совета народных депутатов от 3 ноября 1978 года.
Является ветераном Красноярского края и имеет права и льготы, установленные статьёй 4 Закона Красноярского края «О ветеранах Красноярского края». Удостоверение бессрочное и действительно на всей территории Красноярского края. Подписала удостоверение Ярыжнова Н.Б. 4 января 2002 года.
После вхождения стран Прибалтики в состав СССР начинаются репрессии против населения присоединённых территорий. Так, семья Мирцы Юльевны была переселена из Латвии в Сибирь. При Сталине переселение проводилось навечно, без права возврата к прежним местам жительства.
Формально латыши считались спецпереселенцами, им были обещаны материальные и денежные компенсации, помощь в обустройстве на новом месте. Бюрократическая машина даже выдала массу соответствующих расчётов и постановлений, но как свидетельствуют очевидцы, никто не обирался их выполнять. Между тем депортированные более чем на 90% были лишены своей индивидуальной и коллективной собственности, то есть фактически ограблены.
Хуторское ведение хозяйства разъединяло людей. Поэтому индивидуальное сопротивление государственной власти было невозможно. Репрессии накладывали отпечаток на моральную атмосферу в стране. Всякий человек знал, что можно говорить, а что опасно. Отбивалась личная инициатива и ответственность. Потребность и уровень жизни уравнивались, рождая безликого «труженика». Семья Мирцы Юльевны предпочла смириться и плыть по течению, «будь, что будет». Приехав в Марково, Мирца Юльевна оказалась «чужой». По каким критериям можно определить понятие «свой-чужой»?
Я думаю:
Отношение к «чужакам» со стороны государства и местного населения отличается. Если для государства главным всё-таки является отношение «чужака» к власти и его политические взгляды, то для обычных людей - национальность, религия, прежнее место жительства.
Анализ копии свидетельства о рождении:
По социальному положению семья Мирцы Юльевны является крестьянской. По национальности отец - немец, а мать - латышка. Вероисповедание - лютеранство (протестантская христианская религия).
Почему Мирца Юльевна взяла национальность латышскую? Возможно, это связано с тем, что отношение к латышам было лучше, чем к немцам:
«Местное население села Марково встретило нас недружелюбно. Были настоящие звери. Не общались с нами, перешёптывались у нас за спиной, обзывали. Стало ясно, что помощи в обустройстве быта от них не дождёшься.
Хорошо, что было лето и было время для заготовки дров на зиму, продуктов, пошива зимней одежды. За весь год так и ни с кем из местного населения не подружились. Летом 1943 года нас отправили в Верещагино. Жители села встретили очень хорошо. Даже не ожидали! Дали продукты, деньги, расселили по квартирам. Помогли чем могли. Подружились с семьями Кучеренко Никиты Андреевича и Жершь Арнольда Арнольдовича».
8 января 1945 года вышло постановление Совета Народных Комиссаров № 35 «О правовом положении спецпереселенцев» за подписью зам. председателя Совета Народных Комиссаров СССР В.Молотова и управляющего делами Совета Народных Комиссаров СССР Я.Чадаева (История СССР. Москва, «Наука», 1992 г., № 1). Согласно постановлению спецпереселенцы уравнивались в правах с остальными гражданами СССР, но ограничивались в передвижении, то есть на самом деле нарушались основные гражданские и политические права.
За самовольное переселение привлекались к уголовной ответственности. Глава семьи должен был доносить на членов семьи. За нарушение режима и общественного порядка штраф до 100 рублей, по тем временам сумма огромная.
25 февраля 1956 года Хрущёв на 20 съезде партии выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Начинается реабилитация репрессированных, разрешается вернуться на прежнее место жительства. На вопрос: «Хотели ли вернуться на прежнее место проживания?» Мирца Юльевна ответила очень кратко: «Хотели! Не на что ехать было». Помогло выжить в сложных условиях Мирце Юльевне желание принимать жизнь такой, какая она есть. «В общем-то, довольна своей жизнью, могла выйти замуж второй раз, но ради сына не захотела. А сейчас все заботы обо мне взяли сын, невестка и внуки. В настоящее время есть возможность уехать, но ни за какие деньги назад не поеду».
Всю свою жизнь Мирца Юльевна работала, не покладая рук. Старалась не выделяться среди местного населения. Сибиряки народ суровый и слабым людям рядом с ними не выжить. Мирца Юльевна научилась быть сильной. Всем смыслом жизни была работа. Своим трудолюбием она смогла покорить «чужих» и стала «своей». Такие важные качества, как трудолюбие и уважение к людям она смогла передать и своему сыну. Более 10 лет её сына выбирают мэром посёлка. Из спецпереселенцев семья Мирцы Юльевны превратилась в местных.
В наше время история прошлых веков хорошо изучена, но сколько бы люди её не изучали всего они никогда не узнают, о многом умалчивается, многое совсем не известно. Но есть люди, которые могут рассказать о прошлом. Они живут рядом с нами, как обычные и простые люди. И Дистергефт Мирца Юльевна одна из них. Она была свидетельницей тех времён, когда гремели взрывы, когда людей отрывали от родного дома и увозили в чужую сторону. Вместе с Мирцей Юльевной с нами рядом история прошлого. Многое она нам рассказала и не надо никакой машины времени, чтобы узнать прошлое, ведь ЖИВАЯ ИСТОРИЯ РЯДОМ.
Многие репрессированные пользуются льготами, получают денежные компенсации, имеют привилегии на переселение по программе «СЕВЕР—ЮГ», чего нет у Мирцы Юльевны Дистергефт. ОЧЕНЬ ОБИДНО ЗА НЕЁ. Есть люди - иждивенцы, а она привыкла жить своим трудом и ни у кого ничего не просить.
Я попыталась осмыслить трагические страницы новейшей Отечественной истории через изучение конкретной человеческой судьбы. Для этого была проведена беседа со свидетельницей репрессий, переселений. Во время беседы с Мирцей Юльевной Дистергефт я получила ответы на волнующие меня вопросы, прослушала воспоминания о событиях сороковых-семидесятых годов. Сняла копии документов, которые использовала в своей работе. В советские годы депортации были подвергнуты миллионы людей. Проблема переселения изучена недостаточно. Так как в нашем посёлке тоже есть переселенцы, я решила внести свой небольшой вклад в изучение этой проблемы.
Трудности, с которыми столкнулась в своей работе:
Что я получила от этой работы?
Вначале подошла к работе с интересом, в процессе дальнейшего исследования появился ОГРОМНЫЙ интерес. Думаю, что это не последняя моя работа.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»