Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Изгнание веры ( о религиозных репрессиях в Хакасии)


Выполнил: Катников Александр Рудольфович, учащийся 10 А класса школы № 11 г.Абакана

Руководитель: Костякова Галина Давыдовна, воспитатель

Научный консультант: Анжиганова Лариса Викторовна (д.ф.н.)

Абакан-2006

Тезисы

Волна сталинских репрессий, захлестнувшая всю страну, не обошла и Хакасию. Репрессии в Хакасии начались еще в конце 20-х годов и особенно ожесточились в 1937-1938 гг. Число жертв политических репрессий (с учетом пострадавших от карательных органов) достигло свыше 60 тысяч человек. Это слишком много для небольшой тогда автономной области. 70% репрессированных были расстреляны, остальные погибли в лагерях ГУЛАГа. Из тысячи репрессированных вернулись к своим семьям лишь единицы. В Хакасии реабилитированных граждан осталось в живых около 20-ти человек.

Началу политических репрессий против священнослужителей предшествовало появление Декрета Совета Народных Комиссариатов РСФСР от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». 27 декабря 1921 года был издан Декрет, по которому изымались ценности, находящиеся в церквях и монастырях. По всей России совершалось осквернение храмов и поругание святынь, насильственное отнятие церковного имущества.

В Хакасии областной комитет ВКП, органы ОГПУ-НКВД вели тщательный учет и контроль деятельности священнослужителей, различных сект, общин, шаманов и верующих. Благодаря этому в любое время для выполнения плана репрессий можно было сфабриковать дело о той или иной «контрреволюционной организации» с участием религиозных общин.

95 церквей, существовавшие в 20-е годы, были закрыты. От ста тысяч дореволюционных священников во время Великой Отечественной войны осталась горстка запуганных и устрашенных. За период 1917-1940 года 205 русских архиереев «пропали без вести», 59 из них исчезли в одном только 1937 году. А епископов почти не осталось. А ведь епископ - это не иголка в стоге сена. Он у всего христианского мира на виду.

В Хакасии репрессии против священнослужителей начались в 1929 году. Так были арестованы священники Захаров А.Е., Шоев Г.Н., Олейников В.Ф., Троицкий П.И., Дьяконов В.К., Мухин П.Г., Берестов В.З. и многие другие. Многие священники были арестованы и сосланы в ссылку. Но в 1937 году они были вновь репрессированы и расстреляны. Все репрессированные по этому делу были в 1989 году реабилитированы. Также политические репрессии затронули традиционную религию хакасов - шаманизм. Шаманы составляли незначительную социальную группу населения. В 1924 году по всей Хакасии насчитывался 71 шаман или около 0,2 % всего населения.

В 1937-1938 годах репрессированы служители традиционного верования хакасов — шаманизма. Чертыков К.И. Топоев А.И., Иридеков А.В. приговорены к расстрелу по обвинению: «руководил контрреволюционной организацией».
В 1930-х годах все крупнейшие шаманы были отправлены в ссылку, где многие из них нашли свой последний приют. Некоторые (К.Арыштаева, Е.Кызласов, Е.Саражаков), вернувшись в 50-х годах на родину, дали письменное отречение или ушли в «подполье».

Так при Советской власти было покончено с «паразитическим сословием камов. В настоящее время около десятка наследственных камов (шаманов), но никто из них из-за прерванной традиции не прошел обучения и не имеет специальной одежды и атрибутики. В годы репрессий по нашим подсчетам было репрессировано более 25 шаманов. Ломка традиционных религиозных убеждений крестьянства, порождавшая мировоззренческий вакуум, сопровождались широким распространением сектантства, иных часто смешанных и даже уродливых форм вероисповедания.

В филиале Центрального архива Хакасии хранится весьма красноречивый документ, в котором говорится о состоянии православных и сектантских общин в области по состоянию на 1 апреля 1937 года. Были распространены такие секты, как евангелистских христиан, баптистов, старообрядцев, хлыстов, ионитов, иудейцев, молокан. Они также подвергались гонениям.

В Хакасской автономной области, как и в других местах, антирелигиозная работа непосредственно стала связываться с классовой борьбой против контрреволюции. В основу всей этой борьбы были положены методы политических репрессий и административных мер.

Оглавление:

I. Введение.
II. Основная часть:
1. Глава 1. Особенности репрессивной политики в Хакасии в конце 1920-1930 годов.
1.1. Репрессии в конце 1920 -начале 1930 годов.
1.2. Репрессии в 1937-1938 годах.
2. Глава 2. Религиозные репрессии в Хакасии.
2.1. Репрессии священнослужителей.
2.2. Репрессии шаманов.
2.3. Репрессии против сектантства и религиозных организаций в Хакасии.
III. Заключение.
IV. Список используемой литературы.
V. Приложения.

Введение

Многие помнят время, когда в «ежовые рукавицы» была взята вся территория Советского Союза. Тогда, по данным республиканского общества «Мемориал», только несудебными органами («тройками», «двойками», «особыми совещаниями») были осуждены 5268 человек по Хакасии. 2534 из них расстреляны. Едва ли не две трети репрессированы в 1937-1938 годах1.

Десятилетиями их отучали иметь свое мнение по поводу происходящих событий. Мировоззрение людей складывалось в соответствии с «Кратким курсом истории ВКП». Учеными были написаны труды по истории Хакасии, в которых излагалось, как партия и комсомол в конце 20-30-х годов вели борьбу с кулаками, шаманами, буржуазными националистами, троцкистами, мешавшими строить социалистическое общество. В годы политических репрессий подконтрольная пресса ежедневно разоблачала «врагов народа» - от секретарей обкомов партии до рабочего и крестьянина.

Ради истины не надо забывать, что в те годы погибли люди, которые честно служили своей стране, верили в провозглашенное партией наступление светлого будущего – коммунизма2.

Чтобы дать полную картину политических репрессий в Хакасии, необходимы тщательные исследования ученых-историков. Поэтому тема: «Религиозные репрессии в Хакасии» мало изучена на уровне региона. Репрессии в Хакасии отдельно изучались такими людьми как Тугужекова В.Н., Карлов С.В., а также председателем хакасского республиканского общества «Мемориал» Н.Абдиным и другими. Однако религиозные репрессии не были объектом их научного исследования.

Целью этой работы является изучение религиозных репрессий на территории Хакасии в период 30-х годов XX века. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить особенности репрессий на территории Хакасии в 1930-е годы.
2. Рассмотреть репрессии православных священников.
3. Показать репрессии шаманов.
4. Рассмотреть репрессии, направленные против сектантов.

Хронологические рамки работы включают в себя период репрессий 20-30-х годов. Верхняя дата - 1929 год, начало религиозных репрессий, нижняя грань - 1937-1938 годы, во время которых происходят массовые репрессии.

Территориальные рамки охватывают территорию республики Хакасия, которая в то время входила в состав Красноярского края.

_______________________________
1Абдин Н. Расстрелянная печать. Хакасия, 2002.
2Абдин Н. Тайны «темных пятен» в архиве. Хакасия, 2002.

Глава 1.
Особенности репрессивной политики в Хакасии в конце 1920-1930 годов

Волна сталинских репрессий, захлестнувших всю страну, не обошла и Хакасию. Репрессии в Хакасии начались еще в конце 20-х годов и особенно ожесточились в 1937-1938 гг. По данным республиканской ассоциации жертв незаконных политических репрессий, по предварительным данным общее число жертв политических репрессий (с учетом пострадавших от карательных органов) достигло свыше 60 тысяч человек. Это слишком много для небольшой тогда автономной области. 70% репрессированных сразу по решениям судебных и несудебных органов были расстреляны, остальные погибли в лагерях ГУЛАГа.

В Хакасии редко можно найти семью, чьи близкие, родственники, знакомые не пострадали бы от репрессий.

Из тысячи репрессированных вернулись к своим семьям лишь единицы. А в Хакасии реабилитированных граждан осталось в живых около 20-ти человек.

В обстановке массового психоза мало кого удивляло то обстоятельство, что с сентября 1937 года в Хакасии резко возросло количество арестов. За короткий период времени следователями Хакасского УНКАД удалось «раскрыть» свыше ста контрреволюционных, повстанческих, буржуазно-националистических, офицерско-белогвардейских, кулацких, троцкистских, бухаринских и прочих организаций, стремившихся ликвидировать советскую власть.

В годы репрессий враги мерещились всюду - на шахтах и заводах, в сельсоветах, в партийном аппарате, комсомоле и т.д.

1.1. Репрессии в конце 1920 - начале 1930 годах.

В истории взаимоотношений интеллигенции и власти, в политике подавления самостоятельности кадров путем репрессий можно выделить два периода. Первый период относится к концу 1920 - началу 1930-х гг. Он связан с чистками государственных учреждений и аппаратов общественных организаций.

Период с конца 1920 - начала 1930-х гг. характеризовался искоренением организационной оппозиции на уровне руководства партии большевиков.

В Хакасии начались чистки советского аппарата, затем итоги были доведены до сведения всего населения в начале 1931 г. через областную газету. Чистка проводилась Рабоче-крестьянской инспекцией в целях улучшения качества работы качественного потенциала служащих советского аппарата. Всего было проверено 1857 человек, из них «вычищено» 222 человека3.

Чистке подверглись служащие, относящиеся по своему социальному происхождению к различным группам. Основной же мотив чистки заключался в пресечении злоупотреблений должностными обязанностями служащих советского аппарата и общественных организаций, что составляло по результатам проверки 194 случая... Причинами же чисток, согласно мнению Рабоче-крестьянской инспекции, стали: извращение советского законодательства, сращивание государственных служащих с кулаками, нэпманами; чиновничье-бюрократическое отношение к трудящимся; взяточничество и саботаж.

В процессе подобных чисток нередко выяснялось, что большинство служащих совершенно безграмотны, не читают и не изучают политической литературы и советских газет4.

Таким образом, меры подавления руководящих кадров Хакасии не были столь жестокими и не вели к физическому уничтожению. В целом по Сибири в конце 1920-х гг чистке подверглось 4,7 тысяч человек, что составило 11,2% от общего числа служащих советского аппарата5.

____________________________________
3 Красильников С.А. Социально-политическое развитие интеллигенции в 1917 - середине 60-х гг.
4 ГАНО. Ф.1, оп. 2а, д.43, л.81.
5 Тугужекова В.Н. Из истории Хакасии. Советский период. 1917-1991 гг. Репрессии в Хакасии. Абакан, 1993.

1.2. Репрессии в 1937-1938 годах

Массовые репрессии в Хакасии начались в период сплошной коллективизации, когда сотни крестьян с семьями были высланы с родных мест в другие регионы Сибири. В результате этой акции было подорвано ведение традиционного хозяйства в Хакасии.

В 1937 году «враги народа» были уже повсюду. Только в г.Абакане «враги народа» были обнаружены в стройконторе, на станции Абакан, в Заготзерно, хлебокомбинате, школах и т.д.

С осени 1937 года в Хакасии пошла волна разгрома антисоветских правотроцкистских организаций, а также «буржуазных националистов».

29 сентября 1937 года краевая газета «Красноярский рабочий» опубликовала статью «Рупор буржуазных националистов», где атаковали первых лиц области. Газета писала, что бывший первый секретарь Хакасского обкома партии Сизых теперь уже враг народа и, по всей видимости, арестован. (Действительно в июле 1937 года С.Е.Сизых был арестован и приговорен к расстрелу). Газета далее сообщала: но другие оставшиеся «враги народа» - троцкистско-бухаринские мерзавцы и буржуазные националисты» - пытаются омрачить жизнь возрожденного Октябрьской революцией хакасского народа.

В течение двух недель все названные в газете лица были арестованы. А в сентябре-октябре 1937 года были уже арестованы многие руководящие кадры Хакасии среди приговоренных к расстрелу, как «враги народа» были: М.Г.Торосов - председатель облисполкома, Р.А.Кизласов - председатель облпотребсоюза и многие другие.

Накануне Великой Отечественной войны в нашей области были истреблены руководящие кадры.

В ноябре 1937 года в числе большой группы расстрелянных были священники Никольской церкви Абакана В.Ф.Олейников и А.Д.Скорбилин, а также староста церкви Н.А.Тарабарин6.

После введения на территории Российской империи в 1884 году «правил о церковно-приходских школах» возросла роль священников в народном образовании. У некоторых коренных народов Сибири, к числу которых относились и хакасы, учителями в церковно-приходских школах были преимущественно православные священники. Основанием отнесения православного духовенства Хакасии в конце XIX-начале XX вв. к интеллигенции служит их высокий уровень образования.

Таким образом, вторая волна репрессивной политики - «большая» чистка началась в конце 1930-х гг. В 1937-1936 гг. она приняла широкомасштабный характер. Репрессии затронули все категории граждан советского общества, в т.ч. и представителей интеллектуального труда.

В 1937-1938 гг. были репрессированы практически все руководители области, работники правоохранительной и судебной систем, секретари районных партий, председатели колхозов и т.д. Среди представителей интеллигенции подверглись более 70% руководителей Хакасской автономной области.

Репрессивная политика руководящих кадров Хакасии, как и в целом по стране, прошла через два этапа: конец 1920 - начало 1930-х гг. и конец 1930-х гг.

Подводя итоги репрессий Хакасии необходимо отметить, что в 1920-1950-е гг. по политическим мотивам были осуждены 5268 человек. Из них в 1937-1938 гг. репрессиям подверглись 3537 человек. Было расстреляно 2349 человек, или 92% от всех арестованных7.

Второй период хронологически охватывает конец 1930-х гг. Он определяется, главным образом, физическим уничтожением интеллигенции, мировоззрение которой формировалось в годы революционных событий начала XX века и при их личном участии в этих событиях8.

______________________________________
6 Тугужекова В.Н. Из истории Хакасии. Советский период. 1917-1991 гг. Репрессии в Хакасии. Абакан, 1993.
7 Абдин Н. Политические репрессии в Хакасии.
8 Красильников С.А. Социально-политическое развитие интеллигенции в 1917 - середине 30-х гг. Новосибирск, 1995 с.28.

Глава 2.
Религиозные репрессии в Хакасии

Началу политических репрессий против священнослужителей предшествовало появление Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 года «Об отделения церкви от государства и школы от церкви». 27 декабря 1921 года был издан Декрет, по которому изымались ценности, находящиеся в церквях и монастырях. По всей России совершались осквернение храмов и поругание святынь, насильственное отнятие церковного имущества.

В УК РСФСР 1922 и 1926 годов была включена специальная глава «Нарушение правил об отделении церкви от государства», где предусмотрены различные меры наказания священнослужителей (ст.122-127): за преподавание несовершеннолетним вероучений; за возбуждение суеверия в массах населения для извлечения каких-либо выгод; за принудительное взимание сборов в пользу церковных и религиозных групп; за совершение в государственных и общественных учреждениях и предприятиях религиозных обрядов. Любого священнослужителя, шамана, главу религиозной секты органы ОГПУ, НКВД, МГБ могли привлечь к ответственности по этим статьям и определить меру наказания. Приговоры внесудебных органов — «троек», «двоек», «особых совещаний» - не подлежали обжалованию.

В Хакасии областной комитет ВКП, органы ОГПУ-НКВД вели тщательный учет и контроль за деятельностью священнослужителей, различных сект, общин, шаманов и верующих. Благодаря этому в любое время для выполнения плана репрессий можно было сфабриковать дело о той или иной «контрреволюционной организации» с участием религиозных общин9.

__________________________________
9Абдин Н. Изгнание веры. Абакан, 30 октября 2002.

2.1. Репрессии священнослужителей

Девяносто пять церквей, существовавших в 20-е годы, были закрыты. Многие из них снесены. От ста тысяч дореволюционных священников ко времени Великой Отечественной войны осталась горстка запуганных и устрашенных. Десятки тысяч рядовых священнослужителей были расстреляны «просто так» или отправлены в ссылку, откуда возвращались только единицы. За период с 1917 по 1940 год 205 русских архиереев «пропали без вести», 59 из них исчезли в одном только 1937 году. А епископов почти не осталось. Их число никогда не превышало ста. А ведь епископ церкви - это не иголка в стоге сена, это даже не секретарь обкома. Он у всего христианского мира на виду.

До сих пор полностью не раскрыты архивы НКВД, которые могли бы поведать, как и при каких обстоятельствах погибли представители высшего духовенства православной церкви10.

В Хакасии репрессии против священнослужителей начались в 1929 году. Так был арестован малограмотный священник Захаров Алексей Егорович, 1870 года рождения, проживавший в с.Чебаки Ширинского района. Был приговорен «тройкой» ПП ОГПУ к расстрелу за антисоветскую агитацию. А также хакасский священник Шоев Григорий Николаевич, 1876 года рождения, приговорен судом ХАО к трем годам исправительно-трудового лагеря за проведение в улусах религиозных обрядов11.

Олейников Василий Федорович, 1881 года рождения, священник Абаканской церкви, окончил духовную семинарию. В 1931 году «тройкой» ОГПУ по ст.58-10 был осужден к пяти годам концлагерей12.

В этот же год был арестован и отправлен на 10 лет ИТЛ Троицкий Павел Иванович, 1875 года рождения, обвинялся в антисоветской агитации. Священник Дьяконов Василий Константинович, проживавший в селе Новомарьясово Саралинского района, приговорен к пяти годам ИТЛ13.

В 1932 году был репрессирован следующий священник: Мухин Павел Григорьевич приговорен к 10 годам ИТЛ за антисоветскую агитацию14.

В 1931 году был арестован и приговорен к пяти годам ИТЛ священник Берестов Василий (Серафим) Захарович - родом из Вятской губернии, вдовый. В 1923 году епископом Минусинским Дмитрием был подстрижен в иеромонахи. В 1925 году с дочерью Александрой по приглашению сестер Амзараковых приехал в Анжуль. В 1926-1927 годах он наряду с сестрами Амзараковыми и монахиней Евдокией Борисовной Тюмерековой был судим «за открытие Таштыпского чуда».

Наверное, следует сказать, что из себя представляло это «Таштыпское чудо». По словам старожилов-верующих, на горку неподалеку от деревни Карагай спускался тогда Бог. Слух быстро тогда распространился по всей Хакасии. Верующий народ хлынул на таштыпскую землю, чтобы помолиться святому месту... Местная милиция разгоняла их15.

_____________________________________
10 Абдин Н. Изгнание веры. Хакасия, 31октября 2002.
11 Книга памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия. Абакан 1999. с.418.
12 Абдин Н. Изгнание веры. Хакасия, 31 октября 2002.
13 Книга памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия. Абакан 1999. с.121, 367.
14 Книга памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия. Абакан 2000, с.146.
15 Абдин Н. Изгнание веры. Хакасия, 31 октября 2002.

2.2. Репрессии шаманов

Так же политические репрессии затронули традиционную религию хакасов - шаманизм.

Хакасские шаманы - избранники духов «тось» - невидимых вечных существ, созданных вместе с землей, сотворенных наравне с небом. Шаманы выполняли функцию как врачей, так и жрецов. Они совершали торжественные ритуалы при стечении большого количества людей на высоких горах, а больных лечили в их же юртах16.

К антисоветским элементам были причислены и хакасские шаманы. Они составляли незначительную социальную группу населения. В 1924 году по всей Хакасии насчитывался 71 шаман или около 0,2% всего населения17.

В начале 30-х годов на местах были созданы так называемые «райпятерки» - внесудебные репрессивные органы. «Райпятерки» утверждали списки лиц, которые лишали избирательных прав. Лишенные прав люди подлежали выселению за пределы населенного пункта, района, области. Так с 01.01.1930 года по 01.01.1934 года по Таштыпскому району числилось 487 человек, лишенных избирательных прав. Среди них - шаманы Илья Васильевич Бекренев, Борис Чипчигашев, Сабис Куюков, Феофия Султурекова, Полит Прокопьевич Чебочаков, Петр Иванович Чебочаков, Кутугес Тороков, Кузьма Шупеев, Егор Гаврилович Сагалаков, Укран Кушаков, Кызынка Сазанакова, Бойбан Султуреков, Опон Канзычаков, Казан Кызынгашев, Почит (Почий) Канзычаков, Ажами Кызласов.

В 1937-1938 годах репрессированы служители традиционного верования хакасов - шаманизма. Чертыков Клан (Константин) Ильич, 1879 года рождения, улус База Аскизского района. 14 сентября 1937 года «тройкой» УНКВД приговорен к расстрелу по обвинению в «контрреволюционной агитации».

Топоев Алексей Иванович 4 декабря 1937 года «тройкой» УНКВД приговорен к расстрелу. Обвинение: проводил «контрреволюционную агитацию».

Иридеков Албанча (Егор) Владимирович 29 декабря 1937 года «тройкой» УНКВД приговорен к расстрелу по обвинению: «руководил контрреволюционной организацией»18.

В 1930-х гг. все крупные шаманы были отправлены в ссылку, где многие из них нашли свой последний приют. Некоторые (Коче Арыштаева, Е.Кызласов, Е.Саражаков и др.) вернувшись в 50-х годах на родину, дали письменное отречение или ушли в «подполье». Так при Советской власти было покончено с «паразитическим» сословием камов. В настоящее время около десятка наследственных камов (шаманов), но никто из них из-за прерванной традиции не прошел обучения и не имеет специальной одежды и атрибутики19.

В годы репрессий, по нашим подсчетам, было репрессировано более 25 шаманов.
______________________________
16 Шекшеев А. Унесенные ветром. Хакасия, 26 ноября 2002.
17 Бутанаев В.Я. Шаманы и их мистерии. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан 1996, с.175.
18 Абдин Н. Изгнание веры. Хакасия, 31 октября 2002.
19 Бутанаев В.Я. Шаманы и их мистерии. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан 1996, с.175.

2.4. Репрессии против сектантства и религиозных  организаций Хакасии

Под влиянием антирелигиозной политики Советской власти в 1920-е годы произошел раскол православной церкви на тихоновскую и обновленческую. Официальная церковь постепенно утрачивала свои позиции в духовной жизни деревни. Ломка традиционных религиозных убеждений крестьянства, порождавшая мировоззренческий вакуум, сопровождались широким распространением сектантства, иных, часто смешанных и даже уродливых форм вероисповедания. В смутное время «великого перелома», потрясшего менталитет крестьян и спровоцировавшего их поведенческую растерянность, наблюдались, наряду с крайним и показным отчуждением от религии, лихорадочные поиски духовного равновесия, выражавшиеся порой в появлении апостолов и адептов новой веры20.

В филиале Центрального архива Хакасии хранится весьма красноречивый документ, в котором говорится о состоянии православных и сектантских общин в области по состоянию на 1 апреля 1937 г.

  1. Секта евангелистских христиан - 35 человек, молельного дома нет.
  2. Секта баптистов - 98 человек, имели молельный дом на 200 человек. С 1936 года в связи с арестом руководителей община не работает.
  3. Секта старообрядцев в Матурском сельсовете Таштыпского района - 40-50 человек, молельного дома не имеет, не зарегистрирована.
  4. Секта хлыстов в совхозе «Скотовод» Таштыпского района - 20-30 человек, нелегальная.
  5. Секта ионитов - нелегальная, реакционная, в основном в Ширинском и Аскизском районах. Состав исключительно из коренного населения - хакасов, занимается паломничеством. До разгрома в 1933 году было около 200 человек, в 1937 г. - 50-60 человек. (Окончательно эта секта была разгромлена в 1948 году).
  6. Секта иудейцев (субботников) - с.Иудино Аскизского района, около 30 человек.
  7. Секта молокан в с.Иудино - около 40 человек.
  8. Православные общины - до 1936 года 17 церквей, в 1936 г. было 8 церквей. На 1 апреля 1937 года не осталось действующей церкви из-за отсутствия священнослужителей. Официально правительством ни одна церковь не закрыта21.

Так подверглись гонениям Булгаков Григорий Иванович, Квасов Константин Леонтьевич, Корчиков Василий Иванович, Морозов Тит Григорьевич и другие жители села Иудино Бейского района. 27.12.1936 года они Особым совещанием НКВД были приговорены к трем и пяти годам ИТЛ «как участники секты молокан». Подгорный Павел Егорович - шофер колхоза «Красный цвет» Бейского района - в 1930 году тройкой ОГПУ приговорен к пяти годам, а в 1939 году Хакасским областным судом - к десяти годам ИТЛ и пяти годам поражения в правах «как руководитель секты баптистов». Цыпляков Федор Федорович - руководитель Черногорской секты духоборов - Красноярским краевым судом 31 июля 1948 года приговорен к десяти годам ИТЛ и пяти годам поражения в правах за «антисоветскую агитацию», «за участие в секте духоборов». Ордиков Павел Емельянович, Ордикова Ксения Филипповна из Черногорска 31.07.1948 года приговорены каждый к 25 годам ИТЛ и пяти годам поражения в правах как «руководители секты духоборов». Тайдонова Аграфена Максимовна - жительница Саралинского района - судом Красноярского края 26 января 1946 года приговорена к шести годам ИТЛ и трем годам поражения в правах «как активная участница секты ионитов».
____________________________________
20 Шекшеев А. Унесенные ветром. Хакасия, 26 ноября 2002.
21 Абдин Н. Изгнание веры. Хакасия, 31 октября 2002.

Заключение

Правовой базой функционирования репрессивных органов на территории Хакасской автономной области был УК РСФСР редакции 1926 г. и, в частности, печально знаменитая статья 58 - «контрреволюционные преступления». Эта статья имела 14 пунктов, по 13 из них предусматривалась мера вплоть до расстрела22.

В процессе антинародной политики, проводимой Сталиным и его непосредственным окружением, репрессиям подверглись все классы и социальные слои советского общества.

Вошедшая в практику тактика поиска врага привела и к гонениям на верующих, и к репрессиям против духовенства. При непосредственном участии и поддержке И.В.Сталина в стране зазвучали призывы начать широкое наступление на церковь, что объяснялось обострением классовой борьбы.

В антирелигиозной пропаганде стала господствовать «левацкая» фразеология, которая в течение короткого времени вовлекла в свой круговорот и организаторов антирелигиозной работы во главе с Ем.Ярославским. Проходивший в 1929 г. II съезд Союза воинствующих безбожников окончательно закрепил в антирелигиозном движении нетерпимость, враждебность к религии и верующим. Антирелигиозная пропаганда ориентировалась на изображение в образе церкви или духовенства врага трудящихся, что, несомненно, находило отклик среди активных представителей рабочих, крестьян, красноармейцев, молодежи, поскольку они воспринимали религию как социальный институт самодержавия.

Революционная эйфория трудящихся детерминировалась усиленным насаждением партийными идеологами веры в «легкий» и быстрый коммунизм, одним из препятствий на пути к которому представлялась религия.

В Хакасской автономной области, как и в других местах, антирелигиозная работа непосредственно стала связываться с классовой борьбой против контрреволюции. В основу всей этой борьбы были положены методы политических репрессий и административных мер.

Так в 1930-1931 годы местные органы власти причисляли священнослужителей к кулакам, заставляли работать их на лесозаготовках, специально устанавливая заранее невыполнимые нормы выработки. Кроме того, служители культа облагались «непосильными налогами сверх их доходности». В результате высокого налогообложения и причисления священнослужителей к кулакам некоторые из них отказались от ведения службы. Имело место и глумление над религиозными чувствами верующих. Направленная в марте 1931 года в село Батени Боградского района культбригада, явилась в полном составе в церковь во время службы. Под видом осмотра церкви бригада ходила в алтарь, что по церковным канонам женщинам воспрещается. Несмотря на негодующие протесты верующих, бригада продолжала ходьбу в алтаре и осматривала церковную утварь, чем вызвала недовольство верующих. Еще одной репрессивной мерой по отношению к духовенству было «принуждение снятия сана».

Репрессивная политика сталинской клики в отношении религиозных организаций проводилась и в последующие годы. В ноябре 1937 года в числе большой группы расстрелянных были священники Никольской церкви В.Ф.Олейников и А.Д.Скорбилин, а также староста церкви Н.А.Тарабарин.

Таким образом, на местах политика Советской власти в церковно-религиозном вопросе была направлена на дискриминацию церкви. Это сопровождалось репрессиями в отношении священнослужителей, грубыми нарушениями законности, которые нередко сочетались с оскорблениями верующих23.

Изучая эту тему, я пришел к выводу, что первые репрессии в 1929 году были против священников, затем против крестьянства и коллективизации, в 1934 году - национальной интеллигенции. Это связано с общегосударственной политикой, поиском врагов народа. В 1937 - период массовых репрессий уничтожена вся интеллигенция, расстреляны все областные партийные организации.
_______________________________
22 Тугужекова В.Н., Данькина Н.А. Актуальные проблемы новейшей истории Хакасии. Абакан, 2000 с.30-31.
23 Тугужекова В.Н., Данькина Н.А. Актуальные проблемы новейшей истории Хакасии. Абакан, 2000 с.30-31.

Список используемой литературы:

1. Абдин Н.С. Расстрелянная печать. Хакасия, 2002.
2. Абдин Н.С. Тайны «темных пятен» в архиве. Хакасия, 2002.
3. Абдин Н.С. Политические репрессии в Хакасии и других регионах Сибири. (1920-1950-е гг.).
4. Абдин Н.С. Изгнание веры. Хакасия, 30 октября 2002.
5. Бутанаев В.Я. Хакасы. Абакан, 1995 с.33-34.
6. Бутанаев В.Я. Шаманы и их мистерии. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан, 1996, с.175-176.
7. Красильников С.А. Социально-политическое развитие интеллигенции в 1917 - середине 30-х гг.
8. Книга Памяти жертв политических репрессий республики Хакасия. Абакан, 1999-2000, т.I-II.
9. Тугужекова В.Н. Из истории Хакасии. Советский период. 1917-1991 гг. Репрессии в Хакасии. Абакан, 1993.
10.Тугужекова В.Н., Данькина Н.А. Актуальные проблемы новейшей истории Хакасии. Абакан, 2000 с.30-31.
11. Шекшеев А. Унесенные ветром. Хакасия, 26 ноября 2002.

Приложение:

РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.
УК - Уголовный кодекс.
ОГПУ - Объединенное Главное Политическое управление.
МГБ - Министерство государственной безопасности.
ВКП(б) - Всероссийская коммунистическая партия (большевиков).
ХАО - Хакасская автономная область.
ИТЛ - Исправительно-трудовой лагерь.
СССР - Союз Советских Социалистических республик.
УНКВД - Управление народного комиссариата внутренних дел.

Памятники репрессированным в Хакасии:

Абакан. Памятник - ансамбль жертвам политических репрессий.
Абакан. Мемориальные доски М.Т.Торосову и Р.А.Кызласову.
Саяногорск. Стена памяти.
Черногорск. Часовня.
Минусинск. Памятник в Минусинском бору.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»