Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

История семьи. Род Пилтiр-Тюкпиековых


Написал: Кызычаков Виктор,  ученик 9 класс, МОУ Красноключинская ООШ.

Проверил: Кызычакова Н.Ф.,  учитель истории, МОУ Красноключинская ООШ.

аал Красный Ключ 2006 г.

План

1. История рода «Пилтiр».
2. Жизнь Албанчы и Тодок.
3. Жизнь детей в военные годы.
4. Продолжатель рода Фёдор Михайлович.
5. Трудовые успехи детей Фёдора Михайловича и Валентины Дмитриевны.

В далёкие 1700-е годы в Хакасии появились два мальчика-арабчонка. От одного из них - Хичiр пошла ветвь рода Тюкпиековых. В подтверждение того, что они арабы, Азын одного из сыновей назвал Арапом. Дед Арапа Азын был шаманом. По рассказам бабушки Тодок, он мог разгонять тучи и для того, чтобы не терять шаманскую силу, ему нужно было забрать мужские души из своего рода, чего не позволяла жена. И вскоре Азын умер из-за истощения сил.

У Арапа было четверо детей: Пылх, Ызырга, Албанчы и Арина. Они жили в восьмистенной юрте. Их семья имела табун лошадей. При этом мужчины охотились на кабаргу, а в желудках птиц вместе с камнями находили кусочки золота. Хозяин семейства собирал золото в туесок (сосуд из бересты объемом в три литра).

Воспоминания Тодок о крещении хакасов в 1910-е годы следующие: жители близлежащих деревень собрались на притоке реки Абакан. Народ готовый к соответствующему ритуалу стоял на льду около проруби. Так как людей было чересчур много, то льдина не выдержала и все оказались по пояс в воде. Священник окунал в воду каждого три раза, все женщины стали Мариями, а мужчины - Владимирами и Михаилами. Далее все шли на берег к так называемому столу из длинного холста. Среди различных угощений особое внимание привлекала светло-коричневая масса в глубоких чашках. Все подумали, что это мёд. Один старец решил попробовать его первым, ссылаясь на свой почетный возраст, взял самую большую ложку и в рот. Вдруг соскочил, не сказав ни слова, побежал домой. Все поели, но никто не дотронулся до «мёда». Возвращаясь домой, люди решили зайти к старцу и узнать причину его поспешного ухода. Он лежал и ждал своей смерти, у него до сих пор внутри все горело. Так старик узнал вкус горчицы...

После принятия христианства у хакасов, помимо своего национального, появилось второе - русское имя.

На расстоянии двенадцать километров от Малого Монока находилась станица казаков. После принятия христианства жители Хакасских деревень каждое воскресенье и в святые праздники на конях ездили в церковь, которая находилась в станице казаков Большой Монок. По пути домой хакасов частенько поджидали казаки. Между парнями завязывалась перепалка из-за красивых девушек. В этих «сражениях» выделялся коренастый хакас - Албанчы.

Тюкпиековы были соседями с казаками. Граница казачьих земель проходила около огородов Арапа. Отношения соседей были хорошими. Они делились участками земли друг с другом. Род «Тюкпиековых» использовали труд батраков: сын Арапа Албанчы вырос и женился на Нербышевой Тодок из рода «табан». Родители мужа построили пятистенный дом для молодой пары, а сами остались в юрте. Дом был из лиственницы. Валили дерево, оставляли на земле, чтобы верхняя рыхлая часть сгнила, а из сердцевины построили дом, в котором до сих пор живут Тюкпиековы. Старшая дочь Пылх вышла замуж за Улугбашева, Арина - за Сазанакова Василия, красавица Ызырга - за Сагалакова Хагая. После насильной выдачи Ызырга замуж за нелюбимого человека, она восемь лет скрывалась от своего мужа, но затем смирилась и вернулась к нему.

Албанчы и Тодок вырастили пятерых детей: двоих сыновей и трех дочерей. Бабушка вспоминает: «Когда старшей дочери было около года, свекровь со свекровой привели шамана. Он начал шаманить на скот, чтобы тот благополучно перенес морозную зиму. Свекровка забрала спящего ребенка у невесты, чтобы показать ее шаману. Весь вечер ребенок проплакал и вскоре умер».

В конце концов, шаман состарился, сильно болел, и почему-то его постоянно рвало, но никак не мог умереть. Видимо, грехи давали о себе знать. В его блевотине люди видели детские пальчики и ногти.

В 30-е годы в Хакасии начинается коллективизация. В Малом Моноке появились комитеты бедняков. Члены комитета ходили по деревне и раскулачили Улугбашевых, Кызычаковых и Тюкпиековых. У Тюкпиековых забрали амбар, лошадей и сельскохозяйственный инвентарь. В деревне активистов называли «аскизами». Бабушка «эскизами» называла лодырей и пьяниц. Семья вынуждена была вступить в колхоз, иначе бы их лишили и дома. Албанчы стал работать в кузнице, Тодок - для колхозников «Хызыл Хыра» пекла хлеб.

Дети подрастали. Евдокия с 1928 года, Прасковья с 1930 года, Федор с 1932 года и Иван с 1936 года. Жизнь стала легче, за свой труд стали получать трудодни. В 1941 году до них дошла страшная весть о начале войны с фашистами. В деревне поговаривали, что война не будет долго длиться. Первыми пошли на фронт молодые люди, а к концу 1941 года начали забирать и семейных. Тодок рассказывал, что ее муж был отправлен на фронт вместо другого человека. В то время с военкомата приходил документ, где указывали количество людей с колхоза на войну. Председатель Нербышев Кiчiг сам выбирал кого отправлять. В то время не забирали тех мужчин, кому за сорок. Всех уходящих на фронт провожали всей деревней. В Аскиз на фургоне увезли Албанчы с односельчанами, а из Аскиза на грузовой машине в Абакан.

Осталась бабушка с четырьмя детьми. Самой старшей было тринадцать лет, а младшей пять, да ещё свекор со свекровью. Старшая дочь начала работать в колхозе, младшая ходила в школу. Сыновья помогали по колхозу. Тодок никогда не просила помощи у колхоза, сама с сыновьями и соседями поправляла изгородь, возила дрова. Так и продолжала стряпать хлеб для колхоза. Председатель разрешал ей оставлять для детей один лист шанег. Во время уборок еще успевала вязать снопы, зарабатывала трудодни. С фронта приходили письма. Муж писал из Ленинграда. Когда приходили письма, все соседи собирались и читали. Он передавал привет всем родным и соседям. В своих письмах Албанчы писал о людях различных национальностей, которых он видел на фронте, о том, что однажды был в городе, сходил в кино и повторял неоднократно, чтобы домашние не волновались - он вернется здоровым и невредимым. Вот его впечатления об увиденном: «Не видевших людей видел и разговаривал с ними, невиданные диковины узнал». В одном письме он отправил деньги, для того чтобы жена купила тетради и карандаши детям, так как дочка написала, что нет карандаша, а пишет углем. В каждом письме он интересовался о здоровье детей. Бабушка его письма складывала в кожаную сумку. Всего их было сто пятнадцать. Младший сын Иван отдал их в Абаканский Краеведческий музей. Дома оставил несколько писем. На войне в свободное время он делал железные печи для солдат, так как был искусным кузнецом. В 1944 году были особо тяжелые бои по освобождению Прибалтики от немецко-фашистских захватчиков. Пришла похоронка, где указывалось, что 6 августа 1944 года на Эстонской земле погиб Тюкпиеков Албанчы (Михаил Арапович). Жена сильно переживала, что его тело находится на чужбине. Она больше не вышла замуж, решила поставить детей на ноги - жить ради своих детей. Евдокия вышла замуж за Кибанова Иннокентия, Прасковья - за Нербышева Арамзара. Федор закончил семь классов, выучился на бухгалтера и приехал домой. Младший Ванюша учился хорошо, закончив семь классов в Малом Моноке, продолжил учебу в Аскизкой средней школе, затем поступил в Красноярский сельскохозяйственный институт. Получил профессию агронома.

Федор в 1953 году женился на Челтыгмашевой (Тохтобиной Валентине). Вот как поженились Федор и Валентина. Федор увидел Валю в конторе, она понравилась. Валентина жила в соседней деревне Красный Ключ. Ее обманом увезли в Малый Монок в дом жениха. Мать Федора сказала: «Дочь богача - лентяйка, дочь бедняка - трудолюба». Расплели её одну косу и заплели две. Так она стала женой Федора. В 1959 году его отправили учиться на тракториста в лесозавод Усть-Абаканского района. Через год он вернулся и стал работать трактористом, а осенью на комбайне.

Его жена Валентина Дмитриевна до замужества работала на всех работах, какие были в колхозе «Вторая пятилетка». Она с братом Степаном пасла овец в Чаптыково в пятидесяти километрах от дома. Валентина была поваром на лесозаготовке в Чабасе. Ростом не вышла, да и лет было мало, всего пятнадцать. Бригадир Селигеев Алешка будил в четыре часа утра для того, чтобы приготовить завтрак рабочим к семи часам. В свободное время Валентина, подшивала шубы, рукавицы старикам.

Отец Валентины Дмитрий (Митке) - участник Великой Отечественной войны. Он был призван на войну в 1941 году, прошел всю Европу, а в 1945 году воевал в Японии. Был несколько раз ранен, получил контузию. Вернулся домой в 1947 году. Привез японские монеты, бусы в виде ягод. В настоящее время эти монеты хранятся у внучки Нины.

Федор Михайлович и Валентина Дмитриевна воспитали десятерых детей. Они привили своим детям трудолюбие и уважение к старшим.

Самая старшая Нина с 1955 года рождения, ее мать называла «птичкой», так как она не слазила с деревьев и всегда ходила с разбитым носом. После окончания Бондаревской средней школы поступила в Абаканский педагогический институт. Работает учителем в Красноключинской школе. Была членом КПСС с 1978 года до развала партии. Избиралась депутатом райсовета Бейского района 1979 года. За доблестный труд награждена значком «Отличник народного просвещения».

Нина Федоровна замужем за Кызычакова Сергея Яковлевича, имеют троих детей. Ольга - студентка шестого курса Сибирского государственного медицинского университета, г.Томск; Костя - студент первого курса Томского Политехнического университета, Витя - ученик девятого класса Красноключинской основной общеобразовательной школы.

Зоя закончила Абаканский сельскохозяйственный техникум, в настоящее время работает и живет в городе Абакан. Неоднократно была победителем социалистических соревнований, отмечена знаком «Ударник коммунистического труда». Зоя Федоровна замужем за Валерием Васильевичем Карачаковым. Имеют двоих детей. Оля ученица восьмого класса, Саша ученик шестого класса.

Арсентий закончил Красноярский медицинский институт. Работает зубным врачом в Эвенкии. Арсентий Федорович женат на Зое Николаевне Хутогогировой, имеют двоих: Юра студент первого курса Красноярской архитектурной академии, Валя ученица одиннадцатого класса.

Миша после окончания средней школы остался в родной деревне Малый Монок, работал чабаном. Влюбился в веселую, трудолюбивую Надю. За доблестный труд награждались ценными подарками, путевками в Болгарию, Венгрию, Чехословакию и в международный лагерь «Солнечная долина». В настоящее время Михаил Федорович - охотник, а Надежда Архиповна работает заведующей клубом деревни Красный Ключ. Воспитывают четверых: Таня студентка третьего курса Красноярской медицинской академии, Люба студентка третьего курса Туринского медицинского училища, Вова инвалид детства, Женя дошкольник.

Светлана закончила Красноярский фармацевтический техникум, работает в Бурятии. Светлана Федоровна замужем за Михайлова Владимира, имеют троих детей: Коля студент первого курса Томского политехнического университета, Марина студентка первого курса института культуры в городе Улан-Удэ, Сережа дошкольник.

Коля закончил Таштыпское профессиональное училище, работал в родной деревне трактористом-комбайнером. Был победителем социалистических соревнований, награждался ценными подарками и бесплатной путевкой в Шира. Женат на Иде Тыгдымаевой. Воспитывают двоих детей: Женю и Юлю. В настоящее время Николай Федорович милиционер в городе Абакан.

Лена после окончания средней школы работала дояркой. За успехи в работе её приняли в «Клуб - трехтысячниц», была награждена ценными подарками. Вскоре вышла замуж за Тюкпиекова Александра Федоровича. Воспитывают четверых дочерей: Веру, Надежду, Любовь и Милану.

Толя после окончания школы учился в Абаканском сельскохозяйственном техникуме, проработал десять лет в деревне и поступил в Хакасский Государственный университет. Женат на Наталье Тюкпеевой. Воспитывают Илью, Алину и Элину.

Саша женился на Ирине Индыгашевой и воспитывают двух дочерей: Нелю и Раду. В настоящее время проживают и работают в Эвенкии.

Ваня после окончания Хакасского Государственного университета женился на Маше Тюкпиековой, воспитывают Мишу и Матвея. Живут и работают в городе Абакан.

Сыновья Федора Михайловича, как и он сам, все служили в Советской Армии. За хорошую службу на «Доске почета» Аскизского военкомата висит фотография Федора Михайловича. Фото старшего сына Арсентия висит в Бейском военкомате. Фото Миши - в Ленинской комнате на острове Камчатка. Родителям пришло похвальное письмо из военной части, где служил Арсентий. В 1980 году мать ездила в Москву, когда он приехал туда в командировку. Это было перед Олимпиадой. Впечатления остались очень хорошие. Все соседи ждали приезд матери с Москвы. Федор Михайлович очень переживал за жену.

Слова с благодарственного письма очень подходят семье Тюкпиековых: «Мы искренне благодарны вам Федор Михайлович и Валентина Дмитриевна за хорошее воспитание детей - настоящих патриотов нашей Отчизны».

Список литературы

1. «Книга Памяти».
2. Воспоминания Тюкпиековой Прасковьи Михайловны, Тюкпиекова Ивана Михайловича, Тюкпиековой Валентины Дмитриевны и Кызычаковой Нины Федоровны.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»