Работу выполнила: Лазовская Полина Александровна, 9 класс, Красноярск, гимназия № 2
Руководитель: учитель истории Петрова Надежда Абрамовна
Настало время собирать камни,
Время поминать предков…
Это звучат голоса из глубины веков. Какое бы историческое или литературное произведение мы ни взяли, в каждом прямо или скрыто проводится мысль о исторической памяти, о знании своей истории. Без памяти о прошлом не бывает будущего. И не для того, чтобы учиться на своих ошибках или не только для этого, а чтобы знать свои корни, тех, о ком говорят с гордостью: «Это моя родня».
Я считаю, что имею прямое отношение к тем, кого называют «собиратели» исторических событий. У нас в гимназии создаётся музей, в котором мы собираем материалы о людях и судьбах. Из судеб этих людей складывались страницы исторического прошлого нашей Родины.
В нашем музее пять залов: «История семьи», «История гимназии», «Великой Отечественной войне посвящается…», «Связь поколений (те, кто прошёл Афганистан и Чечню»), «Политические репрессии и сопротивление несвободам в СССР».
Мы начали с малого: начали опрашивать тех, кто рядом с нами живёт, работает в нашей гимназии, учится.
Особенно быстро стал заполняться материалами зал, посвящённый участникам Великой Отечественной войны. Судьба одного из них совершенно потрясла меня. Если бы надо было озаглавить книгу об этом человеке, а я думаю, что это была бы потрясающе тяжёлая и интересная книга, её надо было бы назвать «Человек, который сделал себя сам». Именно о нём я и хочу рассказать.
Это рассказ не об одном человеке, а о судьбе целого поколения, поколения, которое знало войну не по рассказам и взрослело и росло вместе со своей страной. Мы взяли у его родных небольшое количество фотографий (из детской поры их сохранилось несколько), документы, статьи (о нём и его), награды.
Симкин Григорий Юрьевич… Более 40 лет он был журналистом и работал в Красноярском крае, сначала в Хакасии, а затем в Красноярске, в редакции газеты «красноярский рабочий».
Начало этой жизни было страшным, таким как у многих тогда.
… Маленький городок Конотоп (это на Украине). Отец умер. Мама, не имевшая профессии, вынуждена была работать уборщицей, а потом штамповщицей. Семья из 4 человек жила в подвале, дети ходили в ветхой и заплатанной одежде.
И чувство, которое поселилось с тех пор и напоминало о себе практически всю жизнь – это голод. Постоянный, неуёмный, который в годы войны в детском доме, стал ещё больше. Ведь было не только голодно, но и холодно, а рядом не было мамы. В начале войны всю семью разбросало по стране, а Гриша попал в Кемеровский детский дом.
И как и все мальчишки в годы войны мечтал о том, чтобы сбежать оттуда на фронт. Пробовали с другом, самым близким тогда человеком. Их ловили и опять возвращали в детский дом.
А потом нашлась мама. Оказывается, что она жила в Андижане (Узбекистан) и через всю страну мальчик поехал к ней.
От голода спасали люди. Полтора месяца длилась эта поездка.
Мама оказалась тяжело больна: сказались бомбёжки, тоска по детям и многое другое. Учился в школе, а после уроков пытался хоть что-то заработать. Если не получалось, то варили суп из травы, листьев, ягод. В школе всё чаще и чаще случались голодные обмороки.
Маму увезли в больницу, она умирала от голода, пыталась сэкономить пайку хлеба для сына. Положили в одиночную палату, а Гриша приходил и ложился у неё в ногах. Не было слов и сил. Как-то мама сказала, чтобы он шёл домой, а потом уезжал из Андижана в Россию. На следующий день её не стало.
Случайно нашлись люди, уезжавшие на Украину, они и взяли мальчика с собой. Города были разрушены, иди куда хочешь…
Подкармливали иногда солдаты, подвозили до населённых пунктов. Наши войска наступали, и с ними возвращалось домой гражданское население. Грише было тогда 12 лет, давали не больше 7-8. Одежды не было – рваные штанишки, рубашонка и старые галоши, обвязанные веревкой.
В один из дней мальчик абсолютно обессилел и упал на дорогу. И так же, как и другие, лежал среди убитых немецких и наших солдат.
Позднее Грише рассказали, что его подобрали, как уже считавшегося умершим. Но человек, который поднял его, почувствовал, как вдруг шелохнулось маленькое сердце, и он услышал. «Живой вроде пацан. Давайте его в госпиталь, а вдруг выживет».
Так, благодаря Старостину Егору Кузьмичу, мальчик был спасён. Больше 2-х месяцев он пролежал в палате с бойцами. Лечили, подкармливали – и ожил парнишка, даже стал вставать. А одеть нечего. Но пришёл Егор Кузьмич, и вместе с ним появилась одежда – солдаты сшили за одну ночь сами.
И стал отцом Егор Кузьмич, добрейшей человек, а домом родным – 226-й стрелковый полк 18-ая стрелковая дивизия Третьего Украинского фронта. В бой не пускали, держали для особых поручений.
Стоя однажды в карауле, увидел мужика, который шёл с двумя огромными мешками. Пытался остановить, но мужик бросился бежать. Гриша ухватился за мешок, пытаясь удержать его. А взрослый, здоровый мужчина, свалил его на землю и начал бить ногами, руками по голове, по лицу. А дневальный не отпускает, кричит, сзывая на помощь. И вдруг раздался выстрел. Дезертир отпустил Гришу, а встать он не может, ноги не держат, всё лицо кровью залито. Оказалось, что были вывихнуты руки и поломаны от ударов рёбра.
Но вовремя подъехал комполка, который и увидел всё это. Преступника задержали, (он обворовал каптёрку), а мальчика отправили в санчасть.
А вскоре выстроили на плацу роту, а Грише помогли встать перед строем, и командир полка прикрепил к его гимнастёрке медаль «За боевые заслуги».
Позднее, в жизни Григория Юрьевича, были и другие боевые и государственные награды, но самой дорогой осталась первая – «За боевые заслуги» и медаль «За победу над фашистской Германией».
К концу лета 1944 года вызвали Григория в штаб полка и приказали уезжать учиться. Отвезли в Киев, где открывали училище военно - музыкантских воспитанников Советской Армии (типа Суворовского). Прошёл конкурс, стал учиться, потом стал валторнистом – военным музыкантом. Через 4 года направили служить в Львов, образцовый оркестр Прикарпатского военного округа.
Армия оставила на всю жизнь самое памятное, доброе и яркое чувство. Григорий Юрьевич был благодарен армии за всё хорошее, что было в жизни, за спасение от смерти, за доброту и ласку.
После демобилизации окончил техникум, затем юридический институт. Работал следователем, прокурором, начальником следственного отдела облпрокуратуры.
Постепенно увлёкся журналистикой и сменил профессию. Эта профессия позволила Григорию Юрьевичу передать людям всё то, что накопил в своей жизни.
Больше всего сил, души он отдал газете «Красноярский рабочий», пройдя в ней все ступеньки: собкор, ответственный секретарь, зам. редактора. И всегда был трудоголиком. Кроме работы и семьи, в его жизни не было ничего.
Он объездил весь край, побывал в самых отдалённых его уголках и всегда стремился, если было можно, помочь людям, доставить им радость общения.
У него осталось много учеников, которым помог встать на ноги и широко шагнуть, а кроме коллег остались родные люди, которые помнят его, человека, который сделал себя сам.
Уникальная судьба, но и похожая на сотни других во время войны. Потеря семьи, близких, детский дом, а потом скитания… Но мне кажется, что с детских лет в Григории Юрьевиче был заложен какой-то очень важный стержень, что не позволило ему сломаться, деградировать, а стать человеком, судьба которого может стать примером для подрастающих сейчас молодых людей.
Говорят, что нет сейчас тех, с кого можно было бы брать пример, нет людей, судьбы которых сами по себе – подвиг. Это не правда. И подбирая материал для музейной экспозиции, я всё больше и больше уверяюсь в этом.
По материалам, оставленным Симкиным Г.Ю., зам. редактора газеты «Красноярский рабочий»
Источники:
1. Всё для выполнения работы: воспоминания Симкина Григория Юрьевича, фотографии, награды предоставлены его семьёй;
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»