Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Древо познания или о способах изучения семейной истории


Подготовили учащиеся Лицея №4 "Управления, экономики и права"

Научный руководитель: учитель истории лицея №4 УЭиП Новокрещенных В.А.

Содержание

НАБАТ!

Дорогами войны и лагерей
Прошли потоками все люди
Все граждане страны моей
Страны, которой уж не будет

Мелькают тени на стене
Уходят в прошлое тираны
Но остаётся боль в душе
Все наши семьи ветераны

Дороги нет у нас прямой
Она змеёй удавом вьётся
Но задушить не удаётся
Сильнее стали мы с тобой.

Забыть такое? Никогда!
Забвенье памяти - преступно
Пусть жаждой правды отзовутся
И задрожат души, сердца

Такое!?
Больше никогда,
Не допустите больше люди.
Чтоб кровью плакала страна
В горниле воин и революции

И чтобы в сотни лагерей
Не заключали наши души.
Пусть задрожит злодей тиран
который может возродится
Народ российский пробудится
И бьём мы памяти набат !

2004 г.

Э.Т.К.
Творческая редакция КЛИО

Россия: человек, история, судьба, память.

Дорога России никогда не была прямой и ровной. Она то не раз поднималась на неизмеримые высоты, то скатывалась в грязь. И многие людские судьбы оказывались искалеченными там навсегда.

XX век - трагическое время в истории нашей страны. Две Мировые Войны, Война Гражданская, две революции и страшная эпоха тоталитаризма – через все это люди прошли. Одни были героями до революции и стали изгоями после нее. Другие были просто счастливы со своей семьей, но кому - то показалось, что им дано слишком много, и семьи буквально разрывались репрессиями или страдали от невыносимых условий жизни. Кто - то оказался слишком честен, да к тому же голосист, и ему заткнули рот пулей.

Эпоха перемен щедро отмерила лиха почти каждому. Одним решительным движением правила она судьбы людей на свой вкус. Выживали все, стиснув зубы, старались забыть потом о горьком прошлом, но не вычеркнуть это время из памяти этого народа. Память должна жить, чтобы ни случилось с нами того, что пережили наши деды.

Жимолостнова Ксения, 11а класс

Этногенез и происхождение тоталитаризма в России 20 века

Оглядываясь на свое не такое далекое прошлое: 1917 – 1991 года, многие люди пытаются сегодня понять, что это было? И как это могло произойти? Почему стала возможна нечеловеческая жестокость своих по отношению к своим? Но ответов на эти вопросы либо нет, либо они запутаны так, что понять что-то вразумительное в них невозможно. Но названия в истории этот период все таки имеет – советский период истории России или период тоталитаризма в Отечественной истории XX века.

В настоящем исследовании сделана попытка объяснить истоки, характер, логику развития и перспективы тоталитаризма в России XX – XXI веков в с точки зрения теории этногенеза Л.Н. Гумилева. Но первоначально необходимо признать, что одним из главным факторов, способствующих появлению этого монстра была человеческая чудовищная безответственность перед обществом и шовинистической эгоизм власть предержащих. Другим фактором производным от предыдущего была – I мировая война, сокрушившая на политической карте мира многие государства и поставившая некоторые народы на грань уничтожения, русский в том числе.

Как это произошло, может объяснить теория этногенеза. А говорит она следующее.

Когда началась Первая Мировая Воина, и Россия оказалась втянута в нее, ход этногенеза российского народа нарушился. Россия переживала в это время акматическую фазу образования суперэтноса в его кинетическом развитии и развитии евроазиатского ландшафта и ареала обитания.* (* - под развитием ландшафта и ареала авторы понимают создание окультуренной среды, второй природы, куда входят: пути сообщения, новые сельские и городские поселения, фабрики и заводы и др. Н. Ядринцев и В.О.Ключевский называли этот процесс внутренней колонизацией страны или внутренним её развитием.)

Произошло так называемое смещение или нарушение запрограммированного хода процесса этногенеза.

Воина унесла с собой 9 миллионов жизней и превратила многих в инвалидов и больных. По словам известного русского философа и социолога П.Сорокина, жившего в те годы, Первая Мировая Война выбила первые ряды лучших людей России. А эти люди были большой частью пассионарной элиты народа и двигателем его внутреннего развития во всех сферах общественной жизни.

Зато уцелели субпассионарии, которых теперь стало в стране большинство. Это привело к череде досадных неудач России в войне, закончившейся для неё позорным поражением и Брестским миром в 1918 году.

Но затянувшаяся война, просчет царского правительства Николая 2 в тактике и стратегии её ведения, несовершенство существующего порядка в государстве и обществе, большое количество нерешенных социальных проблем, необъяснимая и неоправданная жестокость власти и предательство союзников привели к двум взаимосвязанным страшным результатам, которые в 1917 году ввергли Россию в системную катастрофу.

Первый результат – это нарушение ритма этнического поля развивающегося этноса. Проще говоря, это нарушение привычного ритма жизни населения в сторону его качественного ухудшения вследствие голода, роста преступности и инфляции, дефицита товаров первой необходимости, безработицы, роста цен, националистических настроений в разных частях страны, разорения крестьянства – основного населения страны, лишавшегося средств к существованию и возможности их получения.

Второй результат – это образование и развитие субпассионарной антисистемы в виде политической идеологии экстремизма и радикализма, какую представлял тогда большевизм как идейное течение в социал-демократической политической мысли и политической организации в виде политической партии РСДРП(б) тех же самых носителей субпассионарной идеологии – большевиков и Советов – альтернативных Земству органов местного самоуправления субпассионариев

Во главе большевистской партии стали В.И Ленин, сильный пассионарный лидер развивающейся антисистемы, и Л.Д.Троцкий – лидер того же плана, но менее гибкий, более жестокий и статичный. Некоторые русские социал-демократы называли Троцкого «фанатиком революции». Он и был им, по сути. Массы, которые они возглавили, отличали негативное и альтернативное мироощущение и восприятие традиционных устоев, сложившихся в общественной жизни российского народа. В этом суть антисистемы. Стремящейся к их разрушению и социальному эксперименту.

Преобладание субпассионариев сформировало определенный императив поведения, который в условиях общенационального кризиса в России в 1917 году стал причиной хаоса и разрушения. Большевики поддерживали это состояние в стране – так оно создавало благоприятные условия для завоевания и удержания власти.**  (** - есть мнение, что Ленин использовал для дестабилизации обстановки в стране немецкие деньги.) Критическая масса субпассионариев и субпассионарных настроений подогретая некомпетентными и неадекватными действиями власти привела к серии социальных взрывов в феврале и октябре 1917 года. Так Россия вступила в фазы надлома и обскурации. Русский суперэтнос оказался на пороге своего разрушения, а большевики пришли к власти и установили свою диктатуру.

Но что же составляло этот императив поведения?

  1. Грабь награбленное – экспроприация и передел.
  2. Месть.
  3. Неприятие власти и порядков.
  4. Разрушении – «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…»
  5. Разделяй и властвуй – «Превратим войну империалистическую в войну гражданскую!»
  6. развитие принципа вождизма.

Диктатура субпассионариев, победив в Гражданской войне, стала развивать устоявшуюся антисистему – Советскую власть, согласно представлениям её вождей о будущем и настоящем. Маховик репрессий был запущен, диктатура истребляла пассионарную опасность своего существования: воображаемую и реальную, заключенную в людях.

«Строители» новой действительности объяснили позже это как результат реакции советской власти на происки капиталистических и империалистические разведок против советского государства и партии, и как метастазы не-давнего капиталистического прошлого России, от которого люди еще не до конца избавились, и поэтому их следует социально перевоспитывать в концлагерях. А не перевоспитывающихся – уничтожать!

Период существования этой диктатуры охватывает новую фазу этногенеза – гомеостаз, когда наступает консервация и стагнация суперэтноса.

Этот период можно разбить на ряд этапов:

  1. Ленинский этап 1917-1924 гг.
  2. Сталинский этап 1924-1953 гг.
  3. Хрущевский этап 1953-1964 гг.
  4. Брежневский этап 1964-1982гг.
  5. Геронтократический 1982-1985 гг.
  6. Инерционный этап 1985-1991гг.

Для каждого из этих этапов была характерна своя репрессивная политика, это будет отражено в следующей части нашего исследования.

Словарь терминов и понятий

1. Антисистема – системная целостность людей с негативным мироощущением.

2. Императив поведения – идеальный принцип отношения этнического коллектива к индивиду, господство которого в стереотипе поведения этноса связано с фазой этногенеза или сменой фаз.

3. Мироощущение – фиксированное сознанием прохождение отраженного в вакууме импульса пассионарности (импульса биохимической энергии), выражающееся в отношении к идеальным абстрактным ценностям и материальному миру.

4- Пассионарии – люди, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения.

5. Пассионарный – выражающий специфическое для каждого этноса и внутренне присущее ему (и отдельным его представителям) стремление к обновлению и развитию, осуществляемое независимо от внешних обстоятельств.

6. Ритм этнического поля – частота колебаний этнического поля, к которой посредством стереотипа поведения адаптировалась этническая систем?

7. Смещение – Нарушение запрограммированного хода процесса этногенеза вследствие внешнего воздействия.

8. Субпассионарии – люди, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения.

9. Фаза акматическая – колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема на предельном для данной системы уровне пассионарности.

10. Фаза надлома – резкое снижение уровня пассионарного напряжения, после акматической фазы, сопровождающееся расколом этнического поля. (Распад Российской империи в 1917 году).

11. Фаза обскурации – снижение уровня пассионарного напряжения, сопровождающееся либо исчезновением этноса, как системы, либо превращением его в реликт.(70-летний период существования Советской власти)

12. Фаза гомеостаза – устойчивое состояние этнической системы, при котором колебания биохимической энергии – пассионарности – незначительны, что определяет пассионарное равновесие и отсутствие смены фаз этногенеза.

13. Фаза мемориальная – утрата единства этнической принадлежности и трансформация культурной традиции. (Большевики с 1917 года пытались уничтожить этническое самосознание и подменить его классовым, точно так же они поступили по отношению к культурным традициям. Сопротивление подавлялось безжалостно и радикально).

14. Этническое поле – поле поведения членов этнической системы, возникающее на основе пассионарного поля.

15. Этногенез – происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

Пояснение к схеме (См. схему здесь)

1. Знаковое

pik+n- показатель соответствия напряженности этнического поля n+1,2,3, где n – количество входящих в суперэтнос субэтносов, а 1,2, - субэтносы присоединяющихся к нему в какой либо временной период или выходящие из него, определенному императиву поведения – i ;

Pi – императив поведения;

* - пассионарный толчок, взрыв.

2. Смысловое

P6 200- в 1914 году в Российскую империю входило 200 всевозможных народов. В этот предвоенный период Россия переживала подъем – акматическую фазу;

P5194,5 - в 1917 году после двух революций и неудачных военных действий российский суперэтнос – империю покинули Польша, Финляндия, Прибалтика (3 государства). Часть Западной Украины и Белоруссия оказались отторгну-тыми оккупантами – немцами. Произошел раскол этнического поля, что было характерно для фазы надлома.

P-1- с октября 1917 года, после прихода к власти большевиков и утверждения субпассионарной диктатуры, Россия вступила в долгую и мрачную ночь гомеостатичной обокурации, основные тенденции развития которой были: массовые репрессии, насилие во всех формах против как собственного народа, так и окружающих стран (геноцид и агрессия), насильственное претворение в жизнь социальной утопии - марксизма-ленинизма: социалистического и коммунистического общества, диктат и контроль всех и всякого, всегда и во всем и по всякому поводу, грубое разрушение субэтносов через политику классовой интернационализации, пропаганду классовых ценностей и запрет национальных, насильственное смешение субэтносов депортациями, и т.д.

Наблюдаемые на схеме пассионарные всплески, были недолговечны и их положительные следствия поглощались отрицательными. На протяжении существования всей советской истории России не было ни одного периода, когда пассионарные положительные энергичные действия власти преобладали бы над их издержками.

Например, в 1918 году была принята первая в России Конституция РСФСР. Положительным моментом было уже само ее появление, говорившее о правовом характере новой народной, советской власти, но диктатура большевисткой партии создавшая ее, организовала под этой вывеской «красный террор», так и не уступив реальной власти никакому декларированному конституцией Совету. Обман? Да. Жертвы – миллионы. Далее еще пример, 1928 – 1939 года. За этот короткий период в аграрной стране произошла настоящая индустриальная революция. За 11 лет возникло более 9000 промышленных предприятий. Возникла мощная индустриальная база, обеспечивавшая высокую обороноспособность и лидерство промышленного развития страны в мире. Но цена! Цена равнялась нескольким десяткам миллионов уничтоженных в ходе коллективизации, массовых репрессий, голода и непосильным трудом. Эта цена была слишком высокой.

Еще один пример, период 1939 – 1945 годов, репрессивная политика тоталитарной и личной власти Сталина чуть не привела страну и народ к полному уничтожению фашисткой Германией во Второй мировой войне. Лишь безграничное мужество и героизм граждан фронта и тыла предотвратили катастрофу и принесли всему миру Победу. Однако, после Победы в СССР начались расправы над интернированными, бывшими военнопленными, коллаборационистами, талантливыми полководцами и просто солдатами и офицерами армии – победительницы.

Еще в ходе войны, ближе к ее окончанию, хотя и на всем протяжении ей наблюдался этот процесс, начались массовые депортации народов – чеченцев, крымских татар и других по разным регионам огромной страны. Месть и напоминание кто хозяин в доме сталинской диктатуры – потушили сияние нашей победы, сделали ее простым сиянием кремлевской звезды.

Политические репрессии в СССР в 1917 – 1991 гг. Опыт классификации

О развитии отношений между государством и обществом в истории России и о некоторых заблуждениях науки и людей.

Несмотря на все старания ученых-историков - идеологов различных политических сил, история России - огромной евроазиатской державы - никогда не укладывалась в рамки каких-либо теорий. Она никогда не была простой, ясной, однозначной. Мир России всегда находился между миром Востока и ми-ром Запада, всегда оказываясь в парадоксальной ситуации двухмирового и поликультурного противостояния. Попытки страны идти то по одному, то по другому пути, то по третьему – социалистический эксперимент пресекались особенностями психологии, характера, традиций, обычаев, религии, культуры и приводили к нарушению единства этих основ, а также ухудшению сосуществования народа и государства. Итогом этого стали многомиллионные жертвы. Все это обусловило трагичный и противоречивый характер нашей истории.

Россия и дальше будет идти этим путем, пока не достигнет полной независимости от Запада и Востока и индивидуальности в своей внутренней жизни. Это станет показателем зрелости общества, в котором будет - бесконфликтное сосуществование людей, эффективность государства, подчиненного интересам общественной жизни, свободное саморазвитие, самосовершенствование на базе своих национальных ценностей и их трансляция на весь окружающий мир. Дальнейшая история России зависит от государства, потому что именно оно является основной силой, порождающей противоречия, ведущие к человеческим жертвам, а также от эгоизма власти и её степени ответственности перед народом. Государство зачастую пользуется псевдоправом суверенитета, суверенитета от своего народа. Этот отказ от выполнения своих прямых обязанностей по отношению к обществу может превратить государство из полезного инструмента, обеспечивающего безопасность и порядок, в бомбу, живущую отдельной от своего создателя жизнью и диктующую ему стиль поведения заложника.

Совсем недавно казалось, что, наконец, осуществится то, о чем мы боялись и подумать: в России сформируется демократическое, гражданское, многонациональное общество с государством, обладающим пусть некоторыми авторитарными чертами, но ответственным за свои поступки, но... . Новая власть склонилась опять в сторону восточной деспотии, закрыв для демократии дверь в Россию.

Следует признать, что в сложных условиях исторического развития роль русского государства, как гаранта национальной целостности, велика, но не абсолютна. При изменениях этих условий государство также должно было изменяться, но оно оставалось статичным. Более того, оно намеренно старалось сохранить однажды установленный внутренний порядок, при котором его авторитет был абсолютен. Лишь только инстинкт самосохранения толкал государство на частичные реформы, направленные в сторону расширения влияния общества на некоторые аспекты государственной политики. Но и эти шаги сопровождались ожесточенной борьбой. Можно сказать, что, начиная с 16 века, история Россия стала историей социальной борьбы народа со своим государством и государства со своим народом. И следует отметить, что обе стороны преуспели в этой борьбе, создавая новое оружие. Общество, например, от бунтов и разбоев дошло до социальных революций и террора. А государство эволюционировало в невиданную тоталитарную систему, терроризировавшую общество, подавляя, а зачастую и уничтожая в нем самосознание морально и физически. Однако борьба велась и в иной форме. То, что старая русская интеллигенция называла великим самоотречением и жертвенностью, стало главным оружием народа в этой борьбе. И тоталитаризм утонул в народной крови.

Поэтому все страшнее становятся действия современной, пока демократически-авторитарной и ещё не тоталитарной власти государства, забывшей о жертвах народа, пытающегося идти по дороге демократии, цивилизации, прогресса.

Такова наша судьба и смысл нашей жизни в нашей стране – борьба, борьба за наши права, свободы в их полном объеме, неограниченные никакой диктаторской властью.

2005 год.
Руппель Константин, 11 а класс

История развития тоталитаризма в СССР 1917 – 1991 годах

Хронологическо - комментированный вариант

Этапы Советской истории Направление (векторы) политических репрессий

I этап: Становление Советской власти в России 1918 – 1922 годов.

Завоевание и удержание власти большевиками в условиях гражданской войны. Ленинский этап периода диктатуры большевиков. Субпассионарный переворот.

Примечания.

Красный террор – это система чрезвычайных карательных мер, созданная и применявшаяся большевиками по отношению к общественно – политической оппозиции слова и дела, для сохранения и укрепления власти одной партии, ее вождей и идеологии.

Результаты:

  • По данным С. Мельгунова за 1917 – 1921 год было уничтожено 7 500 000 чело-век, не считая погибших в годы гражданской войны.
  • По данным английского историка Саролея за этот же период в ходе «красного террора» было истреблено 1 776 696 человек.

По материалам работы С. Мельтунова «Красный террор». М.1990

I. Политика «Красного террора»

1. Террор толпы (убийство Ф. Кокошкина и А. Шингарева)

2. Индивидуальный террор (дело капитана Щастного и др.)

3. Социально групповой, структурный террор против:

  • семьи (расстрел семьи Романовых);
  • крупной, мелкой и средней буржуазии;
  • служащих бывшего царского режима (военных, чиновников);
  • дворянства;
  • интеллигенции;
  • духовенства.

4. Концентрлагерный террор.

5. Чекистский террор.

6. Ревтрибунальный террор.

7. Продотрядовский террор.

8. Культурный террор.

9. Тотальный террор 1917 – 1922 гг.

II этап: Создание политико - экономической модели СССР в России 1922 – 1953 гг. Ленинско – Сталинская субпассионарная диктатура. 

Фаза обскурации

II. Стройплощадка антисистемного эксперимента.

Примечание.

Смысл этого бессмысленного на первый взгляд террора был в одном - это превентивный !!! удар по потенциальной угрозе режиму, прежде чем она возникнет со стороны пассионарного населения.

1. Подавление и уничтожение старой демократической оппозиции с октября 1917 по 1923 гг. Заключительный аккорд – суд над 46 руководителями эсеровской партии в 1922 г.

Примечание.

По данным историка Дж. Гетти за период 1937 – 1938 число репрессированных членов партии составило 180 тысяч человек. По данным А. Сахарова – 1 млн. 200 тыс. человек.

Количество заключенных (общее число) на 1939 – 1940 гг. от 3,5 до 1 млн. человек.

2. Уничтожение внутрипартийной оппозиции (1920 – 1953гг.):

  • уничтожение рабочей оппозиции в 1920 г: Шляпников и Коллонтай;
  • уничтожение объединенной оппозиции 1926 – 1927г. : Л. Троцкий, Л. Каменев, Г. Зиновьев;
  • дело союзного бюро ЦК меньшевиков 1928 г.: А. Суханов;
  • разгром правой оппозиции 1929 г.: Н.И. Бухарин;
  • высылка Л.Троцкого за границу 21.01.1929 и его убийство в 1940 г. в Мексике;
  • дело параллельного троцкистского антисоветского центра: Ю. Пятаков, Г. Сокольников, К. Радек;
  • дело антисоветского объединенного троцкистско – Зиновьева центра, 1936 г.: Г. Зиновьев, Г. Каменев;
  • дело резервного центра правых 1937г.: С.Сырцов, М.Рютин, А. Рыков;
  • дело антисоветской военной организации 1937 г.: М. Тухачевский, А. Корк, П. Якир, Уборевич, В. Примаков и др.;
  • Ленинградское дело 1950г, Кузнецов, Вознесенский, Родионов. Всего около 40000 человек было уничтожено по данному делу;
  • антиоппозиционные партийные чистки – 1926, 1934, 1937-1938 гг.

Примечание.

Перечень примеров очень велик, поэтому приведены наиболее известные из них и некоторые еще обобщены.

3. Общественная чистка 1917 – 1953 гг.

  • запрет «буржуазных» общественных организаций и газет - октябрь-декабрь 1917 г.;
  • философский пароход 22.09.1922 г. высылка из страны 160 ученых;
  • 20.01.1918 г. лишение церкви статуса юридического лица и собственности, находившейся в ее владении. Процесс этот продолжался в активной фазе до 1922 года. Закрыто в этот же период 600 монастырей, несколько тысяч церквей. Погибло по меньшей мере – 10 000 человек священнослужителей. За 1922 – 1923 год погибло еще 8 100 человек, представителей этого сословия.
  • Разрушение церквей с 1918 по 1940 гг: из 80 000 храмов уцелело 4 225 по всей стране. Дело патриарха Тихона;
  • изъятие и национализация частных коллекций, фондов, библиотек известных общественных и политических деятелей, частных музеев;
  • дело «Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России» 1929 – 1931 г. или дело историков: С.Ф. Платонова, С.В. Рождественского, Е.В. Тарле, В.Г. Дружинина, Ю.В. Готье, С.В. Бахрушина;
  • дело промпартии 21.11 – 9.12.1930 г.;
  • дело трудовой крестьянской партии – июль 1930: Н. Кондратьев, А. Чаянов;
  • дела буржуазных специалистов 1928 – 1931 гг.;
  • «Шахтинское дело», май – июль 1928 года: суд над 53 инженерами;
  • дело военспецов, 1928 – 1930;
  • расправа над В. Мейерхольдом;
  • космополитическая компания 1949 – 1952 гг.: раскрытие псевдонимов писателей и поэтов, открытые письма, публичные общественные покаяния;
  • Лысенковщина 1930 – 1950 – 1953 гг.: уничтожение генетической агробиологии;
  • цензурная чистка литературы и искусства: журналов «Звезда» и «Ленинград»; травля поэтов и писателей А.Ахматовой, М. Зощенко и др.; критика музыкальных произведений – «Великая дружба» - балет Мурадели и т.д.;
  • роспуск еврейского антифашистского комитета в 1948 г. И арест его членов, убийство Михоэлса;
  • преследование добровольных и «частных» общественных организаций: молодежных, студенческих, литературных;
  • дело врачей 1950 – 1953 гг.

Примечания.

По данным историка Н. Зуева в результате массовой коллективизации и раскулачивания было сослано 13,5 млн. человек. Еще 7 млн. человек умерло в результате голода.

По данным историка В. Блохина всего было репрессировано 20 млн. человек.

Под ред. А.Н. Сахарова , М.: 1997г. «История России XX века»: до 1934 г. Крестьяне отправленные в «кулацкую ссылку» назывались спецпереселенцами, в 1934-1944г. – трудноселенцами, с марта 1944г. – спецпереселенцами; с 1949г. – спецпоселенцами.

Целью массовой коллективизации было превращение с/х в сырьевую, финансовую базу промышленности и индустриализации.

Против коллективизации по всей стране произошло, по одним данным, 1 300 выступлений, по другим – 2 000. В Красноярском крае было два мощных антиколхозных вооруженных выступлений: Толстикова в Абанском районе и И. Князюка в Дзержинском, в 1931г. Оба в прошлом командиры красных партизанских отрядов, были разбиты и исчезли в НКВД.

4. Массовая коллективизация 1927 – 1933 гг.

  • Раскулачивание – основная форма коллективизации с 1929 по 1932 г. В стране образовалось 243,7 тысяч колхозов или 93% всех крестьянских хозяйств, полностью коллективизация была завершена в 1949/50 году.
  •  «Второе раскулачивание» связано с изданием 21.02 1948 г. Указа «О выселении лиц уклоняющихся от трудовой деятельности в с/х и ведущих антиобщественный, паразитирующий образ жизни». По этому указу было отправлено на спецпоселения 33 266 человек с 13 598 членами семьи.
  • Расказачивание – процесс ликвидации казачества, его искоренение. В январе 1919 согласно циркулярному письму ЦК РКП (б) он вошел в стадию военно-политического метода. Казачество рассматривалось большевиками как контр-революционная сила - Вандея., которую необходимо уничтожить во всех отношениях. Ее хозяйственная основа – земля в 1920г. Была, например, реквизирована в станицах Аки – Юртовской, Тарской и Сунженской, а затем переданы в пользование горской бедноте Чечни и Ингушетии со всеми постройками и казацким имуществом. Самих же казаков этих станиц выселили и расселили по другим селам и районам. В отношении ряда других северо – кавказских казацких станиц - Ермоловской, Романовской, Самашкинской, Михайловской, Калиновской был принят приказ РВС №01721 о выселении, расселении, реквизиции всей собственности и имущества в пользу малоимущих чеченцев и ингушей, что привело к антисоветским казацким бунтам. По отношению к остальному казачеству в 1929-1933 гг. применялись аналогичные меры.

Примечание.

В период индустриализации 1928 - 1937 гг. было создано 9 000 крупных промышленных предприятий, которые к 1937 г. давали 80% всей промышленной продукции в стране.

Было создано свыше 50 новых промышленных центров.

Большая советская энциклопедия. М. 1970 Т10. Школьная энциклопедия истории России XX века /Россия/ М. 2003

5. «Лагерная» индустриализация. 1928 – 1938 г.

В 1930 г. В ведении НКВД РСФСР находилось 279 исправительно – трудовых учреждений с 171 231 заключенными, в лагерях ОГПУ было еще около 100 тысяч. После реорганизации системы лагерей в 1931 г. В ГУЛАГ и массовых репрессий к 1940 г. Число заключенных выросло до 1 668 200. А всего в секторе принудительного труда насчитывалось с небольшими колебаниями от 2 млн. 89 тыс. человек в 1935 г. до 1 млн. 930 тыс. в 1941 году.

За предвоенные 1928 - 1940 годы темпы роста тяжелой промышленности общими усилиями как обычных , рядовых граждан находившихся в условиях "свободы", так и заключенных в лагерях были увеличены в 2-3 раза по сравнению с темпами промышленного роста в 1914 году до начала Первой мировой войны.

Но процесс индустриализации высокими темпами обеспечивался еще и за счет максимального использования всех ресурсов имевшихся в с/х, что привело к колоссальному голоду 1930-1933 гг. и гибели нескольких миллионов человек на Украине и Поволжье, а также жесткой экономией средств в социальной сфере, что привело к снижению жизненного уровня населения, особенно крестьянства. Именно после 1933 года произошло так называемое второе издание крепостного права, когда в стране была введена паспортная система, не распространившаяся на крестьян и привязавшая их намертво к своей местности.

Результатом политики индустриализации стали три показателя:

1) ликвидация индустриальной отсталости. В 1939 году СССР по уровню промышленного развития и производства была на втором месте в мире после США;

2) качественное состояние индустриальной базы, способной быстро перестраиваться в условиях любого вида кризисов (экономического и военного) и выдерживать их чудовищные давления и требования к режиму функционирования экономической системы. Этот результат стал очевидным во времени Великой отечественной войны, когда пришлось в одиночку противостоять целому блоку высокоразвитых в экономическом и научном отношении фашистских государств, во главе с гитлеровской Германией;

3) уничтожение и гибель миллионов граждан, ухудшение условий и уровня жизни. уничтожение традиционной экономической с/х культуры хозяйствования и ее носителей - морально и отчасти - физически.

Примечание.

Депортация - это насильственное переселение определенных социальных и национальных групп государством с какой либо целью.

Общее число депортированных с 1941 по 1952 года приблизительно 2 723 510 человек.

Источник: Россия XX века: политика и культура. Энциклопедический словарь. Ростов на дону. 1999г.

Процесс депортации начался с 1919г. и коснулся сперва казацкого населения. Затем, в начале 30-х он затронул "социально чуждые" народной власти слои населения - кулаков. В эти же годы, по военным соображениям с Дальнего Востока и Камчатки были выселены некоторые коренные народности.

6. "Великое переселение народов": депортация.

  • Депортации 1941г.: поляки, латыши, литовцы, украинцы, белорусы, ненцы. народы Северного Кавказа (частично) - 1 295 546.
  • Депортации 1942г.: греки, румыны, крымские татары (частично) - 6 057 человек.
  • Депортации 1943-1944г.: чеченцы, ингуши, крымские татары, турки-месхетинцы, и др. - 1 049 063 человек.
  • Депортации 1945 - 1949гг.: латыши, литовцы, эстонцы (националисты) - 139 957 человек.
  • Депортации 1948 г. в целом по Западным областям СССР: русские, украинцы, белорусы ( власовцы, украинские националисты, кулаки) - 85 175 человек.
  • Депортации 1949г: молдаване, представители народов Северного Кавказа - 92 980 человек.
  • Депортации 1950г.: бандиты (ОУН), басмачи, члены семей бандитов, неблагонадежные, иранцы, русские, таджики - 9 810 человек.
  • депортации 1951 г.: поляки, прибалты, украинцы, грузины. туркмены - 46 448 человек.
  • Депортации 1952г.: поляки, белорусы (кулаки) - 4 431 человек.

III этап. 1953 - 1991 гг.

Самоуничтожение антисистемы. Фаза обскурации и период кинетического террора.

7. Борьба с общественной оппозицией 1953 - 1984 гг.

Примечание.

Без открытого насилия и репрессий субпасионарная антисистема не могла бы существовать. Чтобы продолжить его, она должна была уничтожать миллио-ны, опасных для нее, пассионариев, стремившихся сознательно или бессознательно к восстановлению утраченных естественных условий их свободного и конструктивного развития. И она уничтожала их.

Но поскольку в ее среде не было лидеров пассионариев уровня Ленина, Троцкого, Сталина, то она тем самым со временем была обречена на медленную деформацию и разрушение как под следствием собственной слабости, так и под ударами просыпающегося общества, гражданского самосознания и активности, характерных для 60-80 гг. XXвека в СССР и имя которых в их историческом бытие: диссиденты, правозащитники, узники совести, барды, и просто мужественные люди, не боявшиеся говорить, называть вещи своими именами, выступать в защиту других.

  • 1956г. - подавление танками беспорядков в Тбилиси.
  • 1956г. - арест и осуждение солдат и офицеров СА за отказ стрелять в демонстрантов в Венгрии.
  • 1960г. - дело кружка Краснопевцева.
  • 1961 г. - дело с/д кружка В. Осипова.
  • 1961г. - дело Покотова и Файбишенко.
  • 1962г. - силовое подавление выступления рабочих в Новочеркасске.
  • 1964 - 1982гг.
  • 1976г. - создание Ю. Орловым группы содействия выполнению Хельсинских соглашений в СССР;
  • 1964г. - дело И. Бродского; дело Амальрика;
  • 1974г. - высылка А.И. Солженицына из СССР;
  • 1964 - 1967гг. - дело Всероссийского социально - христианского союза освобождения народа. И.Огурцов;
  • 1966г. - дело А. Синявского и Ю. Даниэля (писатели);
  • 1980г. - ссылка Сахарова в г. Горький;
  • 1969г. - дело хроники текущих событий Н. Горбаневской;
  • 1973 - 74гг. - дело В. Красина и П. Якира; группа генерала Григоровича;
  • 1976г. - дело Саблина;
  • 1978г. - дело свободного профсоюза В. Клебанова;
  • 1980г. - высылка из СССР философа П.М. Егидеса за книгу "Единственный выход"
  • 1982 - 1991 гг.
  • 1982г. - "Дело молодых социалистов"

 

Используемая литература:

1. Л.Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая степь. М.: 2002г.

2. Л.Н. Гумилев.От Руси к России. М.: 2002г.

3. Л.Н. Гумилев. Биосфера земли и этногенез. М.: 2002 г.

4. История России в 3-х т. под редакцией А.Н. Сахарова, 3т. М.: 1999г.

5. Газета История. 1996. Диссидентское движение в СССР. Борьба за права человека. Краткая история.

6. Осмыслить культ личности. М.1989г.

7. Суровая драма народа. Ученые и публицисты о природе сталинизма. М.: 11989г.

8. В. Роговкин . Власть и оппозиция. М. 1993г.

Руппель К., учащийся 11а класса

Генеалогические миниатюры

Судьба и память

Я хочу рассказать о нашей семье - семье Галеевых. Она такая же как и многие тысячи семей России прошла со страной тяжкий отрезок истории- XX век. Но у нашей семьи, как и у каждой другой был немного свой хоть и похожий на другие, путь.

Род Галеевых был один из многочисленных родов в деревне Стерлитамак Абанского района, Енисейской губернии - Красноярского края. Представители нашего рода были в числе основателей этого населенного пункта.

В годы гражданской войны (1918-1922 гг.) одного из них расстреляли белые, другого красные. Но новую советскую власть наша семья приняла без колебаний. Мой прадедушка Богданов Мирсей встречался с В.И. Лениным - главой советского государства и обсуждал с ним вопросы организации новой крестьянской жизни. Эту самую новую жизнь он активно строил вместе со своей семьей. Его дочь Богданова Амина (Анна – русифицированное имя) Мирсеевна организовывала колхозы в Абанском районе, а в деревне Стерлитамак сама стала первым его председателем.

Ее отец также разъезжал по волостям (районам) края и помогал новой организации труда и развитию образования. В Уяре например им лично была открыта школа.

В начале 30-х Анна Мирсеевна познакомилась со своим будущим мужем Галеевым Алексеем Семеновичем и вскоре вышла за него замуж. В 1935 году у них родился 1-й сын – Халиль в 1937 г., 2-ой - Рафаэль. Правда прожить им вместе удалось не долго. В 1940 г. Анна Мирсеевна Галеева (Богданова) умерла, и заботы по воспитанию детей легли на плечи Алексея Семеновича и его родственников.

Но наступил 1941 год, началась Великая Отечественная Война и его призвали в армию, на фронт. В 1942 году он получил смертельное ранение под Сталинградом и умер в одном из фронтовых госпиталей. Где именно, нам известно из похоронки.

После гибели отца Халиль и Рафаэль оказались в детском доме Абанского района располагавшегося тогда в селе Устьянск. Там они жили и учились до 1949 года. Но далее судьба распорядилась ими по своему.

Старший Халиль поступил в ФЗУ поселка Мамонтова Казачинского района и окончил его по специальности тракторист - трилевщик. Однако работать пришлось не только по специальности. Халиль Алексеевич работал и на тракторах в тайге на лесозаготовках, и на паровозах, и даже на теплоходе в 1954 году он

был призван в армию. После возвращения снова встреча с техникой и последним ее видом вплоть до пенсии стал рейсовый автобус. На нем он и проработал до 1995 года. т. е. до своего ухода на пенсию.

Его брат- Рафаэль после детского дама несколько лет, до армии проработал в селе пастухом. В армии он попал на службу мотористом десантного катера и так же на всю жизнь связался с техникой. После возвращения на гражданку Рафаэль работал по своей армейской специальности на катерах Енисейского речного пароходства в Красноярске.

В 1984 году он переезжает в Канск, где работает в начале таксистом, а затем механиком в таксопарке.

В 1988 году Рафаэль покидает Красноярский край и уезжает в Хабаровск, где до самой смерти в 1992 году работает шофером грузовика.

Такова вкратце небольшая история нашей семьи.

Учащийся 8 Г класса Галлеев Т.

«Обыкновенная история» человека «Великой Эпохи».

Мой рассказ посвящен пока только одному представителю нашей семьи - Ваулину Антону Семеновичу (1911 - 1986 гг.). На это есть несколько причин. Во - первых работа по исследованию истории семьи только начинается и она охватывает прежде всего тех членов семьи о которых хорошо помнит моя бабушка - Ваулина Валентина Антоновна (1939 г/р). Именно с ее слов я записал краткую историю моего прадеда по материнской линии. Антона Семеновича. Во вторых - мужская линия фамилии Ваулиных известная с 1795 г. по памяти в нашей семьи заканчивается на нем. Это вторая причина.

Ваулины - сибирская фамилия. Она возникла в XVII в. в связи с проникновением русских людей Сибирь. Ее происхождение прозвищное. Она когда - то обозначала живущих по аулам татар, а затем стала обозначать поселившихся там и русских крестьян переселенцев с XVIII в. Для многих русских она так и осталось прозвищем, но для крепких хозяев она превратилась в фамилию. Так и возник крепкий и зажиточный род наших Ваулиных. Косвенным доказательством этого происхождения может служит то, что Ваулины действительно с 18 в. жили в татарском селе (ауле) Алия в Читинской области. Рядом с этим поселением был золотой прииск, где мужчины Ваулины подрабатывали в немногое свободное от основной работы время.

Почему подрабатывали? Потому что у них было большое и прибыльное хуторское хозяйство, где работали кроме самих хозяев батраки и работники. Своих рук для всех дел на хуторе не хватало. В хозяйстве разводился скот и сеялась пшеница на продажу. Торговля шла успешно и семья богатела. Тяжелый усердный и разнообразный труд давал свои результаты; но …….

В 1931 году Советская власть оборвала хозяйственную традицию нашей семьи лишив ее всего имущества, собственности и места жительства. 20 летний Ваулин Антон Семенович вместе с родителями был выслан в Большемуртинский район в деревню Предивинск, откуда позднее мы - их потомки переехали жить в "Красноярск.

Такова вкратце история нашей семьи, вернее одной ее ветки - фамилии.

Олонов С., учащийся 5 в класса

 

Я горжусь своими предками!

1. Волков Николай Иванович

Это мой прадедушка с папиной стороны. Родился он 22 мая 1911 года. У него было три дочери. Когда он уходил на войну, старшей было 7 лет, а младшей - три месяца. До войны он работал председателем колхоза. Забрали его в армию 7 мая 1941 года. От него с войны было только два письма. К сожалению, они не сохранились, сгорели во время пожара. В январе 1942 года пришло извещение, что он пропал без вести, о чем свидетельствует документ - приложение. Больше о нем у нас в семье, к сожалению, никто ничего не знает.

2. Тимошов Егор Михайлович.

Это мой прадедушка, тоже с папиной стороны. Двоюродный брат Волкова Николая Ивановича. Родился он 23 декабря 1906 года. Когда он уходил в 1942 году на фронт, у него тоже было трое детей. Старшей дочери было 6 лет, младшему - 2 года. На фронт мой прадедушка попал после года обучения в военном училище в 1943 году. Он сражался на Курской дуге, за что имеет боевые награды. От Курска он дошел до Берлина, где и закончил войну 9 мая 1945 года. После войны он вернулся домой. У него родилось еще два ребенка, а в общем, у него всего пять детей, 10 внуков, 4 правнука. Я одна из них. Прожил мой прадедушка девяносто два года. Вот и все об этом моем прадедушке.

3. Почкин Иван Иванович.

Этот мой прадедушка родился в 1907 году. У него было три дочери когда он уходил на войну. Старшей было 13 лет, младшей - 4. Работал он председателем райсельпо. На войну он пошел добровольцем, хотя имел броню от призыва. Однако, 26 июня 1941 года он отказался от нее и был призван. Закончив офицерские курсы, сражался под Москвой, где и погиб в ноябре 1941 года, в звании старшего лейтенанта. Был награжден орденом "Боевого Красного знамени" посмертно. Похоронен он там же, под Москвой. Такая вот у нас история прадедушек в нашей семье.

Я горжусь своими прадедами!

Тимошова Наташа, учащаяся 5 в класса.

 

Финская история

Хельмут Славко (27) мой прадедушка с женой приехал в СССР - Россию в 1948 году из Финляндии. Переезд этот был вынужденным и его можно назвать эмиграцией по национальным причинам. В Финляндии тогда очень отрицательно относились к людям нечистокровной финской национальности, так называемым полукровкам. Хельмут Славко, к тому же, был чехофинном, то есть наполовину он был славянином, а отношение к славянам, особенно к русским, в Финляндии было очень враждебным. Такое отношение было порождено советско - финской войной в 1939 - 1940 гг., когда СССР фактически совершил агрессию по отношению к своему северному соседу и отнял у него часть его территории, а также влиянием расовой теории германских фашистов, вместе с которыми финны участвовали в войне 1941-1945г. против Советского государства.

Все это привело к тому, что после окончания Второй мировой войны многие финны - полукровки из - за националистических преследований покинули свою Родину.

Хельмут Славка приехал в Финляндию с родителями когда ему было 10 лет в 1923 году. Здесь он обосновался, женился, работал, но в 1948 году всему пришел конец. В деревне, где жил Хельмут, узнали о его полукровстве и отшатнулись от него, как от чумного. С ним и его семьей перестали общаться. А через некоторое время, когда он возвращался домой с работы, на него напали односельчане и зверски избили. Отлежав в больнице и оправившись от побоев, Хельмут решил уехать. Так он и оказался в СССР.

Некоторое время они жили с родственниками в Астрахани, но и здесь спокойно пожить не удалось. где то в 1951 году Хельмут с женой были арестованы и высланы в Сибирь - в Красноярск. Здесь у Хельмута родилась дочь - Эльвира - моя бабушка (1950 г.)(29) В 1970 году она вышла замуж и родила двух сыновей - Дмитрия и Глеба (моего отца). В 1994 году от брака Глеба Викторовича и Ирины Валерьевны Славко родился я - Егор Славко. Еще ранее, в 1992 году у моего дяди Дмитрия и его жены Елены родился мой двоюродный брат - Иван. Так род Славко - Хиппель пустил корни на своей новый родине - СССР - России. в Сибири - Красноярске и на юге страны - в Астрахани

Родословную истории семье начали собирать мои: двоюродная бабушка Лилия и бабушка Эльвира. Пока она представляет собой только общую схему истории но работа продолжается.

Славко Егор, учащийся 6б класса
Приложение: генеалогическое дерево

 

Как род Карповых в Красноярском крае оказался

Когда то больше 100 лет назад семья Карповых жила на Алтае. Это была богатая дружная семья, трудолюбивая и предприимчивая. Карпов Михей Кузьмич родившийся в 1884 году вел огромное хозяйство, имел большое количество земли, большой табун лошадей, стадо коров, овец. У него было много работников и батраков, которые трудились вместе с хозяином от зори, до зори не покладая рук. Нелегко давалось этакое богатство, но никто не жаловался. Михей Кузьмич думал о будущем своем и своих детей, и поэтому своим трудом хотел обеспечить его своим потомкам. Но, к сожалению, не все зависит в этой жизни от одного человека.

Война 1914 - 1918 гг., революция в России нанесли удар по крепким мужикам, разрушили уклад жизни русских крестьян, и семья Карповых стала терять заработанное потом и здоровьем.

В начале 30 гг. семья Карповых попала, как и все крестьянские крепкие семьи, под раскулачивание. Ее лишили имущества и выслали на север Красноярского края в поселок Ворогово. Пришлось начинать жизнь на новом месте с нуля. Но прирожденная смекалка, предприимчивость, трудолюбие и страх за судьбу детей не дали пропасть. Карповы работали в колхозе, занимались охотой, рыболовством и выжили в суровых условиях севера Красноярского края.

Я горжусь своей семьей.

Карпова Марина, учащаяся 5в класса.
Приложение: генеалогическое дерево

Приложения


Извещение о гибели на фронте

 
Извещение о гибели на фронте

 
Памяти Галеева Алексея Семеновича, 
погибшего в годы Великой Отечественной войны 
в 1943 году под Сталинградом.

Фотография

Ты смотришь на нас издалека
Как будто не было полвека
Твоя улыбка и твои глаза
героя в гимнастерке - человека

Как далека ушедшая война
А ты живешь еще как прежде
Еще живут твои глаза
застывшей молодости вечной

Еще не совершен последний твой бросок
Не дан еще ракетою сигнал к атаке
И в мыслях где то ты еще
Они полны надежды и отваги.

Ты в смерть не веришь,
Тут ты атеист.
Пускай над полем боя вьется
Тебя она нет, не коснется

И в это свято веришь ты.
Но на войне закон судьбы жесток,
Ты человек и путь тебе отмерен,
Ты здесь никто и ты здесь - бог,
Творец великих победных изменений.

***

Но пробил час, минута, страшный миг
Упал в бою с пробитой головою.
Опутал мрак и дума: "Я убит!"
Осталась навсегда с тобою.

А где то далеко еще ты жив
Для тех, кто ждет тебя, надеется и верит.
Но к ним летит уже тот скорбный лист,
Что суховеем горе людям веет.

октябрь, 2005 год

ЭКТ

Творческая редакция КЛИО


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»