Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Жертвы репрессий - мифы и реальность


Автор: Мальцева Елена Ровшановна, уч-ца 8 класса.Семенниковской СОШ
662824 Красноярский край Ермаковский район
Руководитель: Мальцева Марина Анатольевна
Учитель истории Семенниковской СОШ
с.Семенниково 2005 год.

План

1.Пятидесятилетие вождя
2.Социально-экономическая система 30-х годов.
3.Волна террора и репрессий.
4.Моя семья.
5.Заключение.

21 декабря 1929 г. Сталин праздновал свое 50-летие. Чествования вождя достигли своего апогея. Портреты Сталина висели рядом с портретами Ленина. Его слова, как и слова Ленина, были непререкаемыми, к ним прибегали, как к высшему авторитету Методы используемые Сталиным были жестокие. Он презирал свой народ. И обрушил самую тяжелую на плечи тех классов, ради которых строился социализм. Великие стройки, начатые в 1927-1928 гг. Днепрогэс, Турксиб, Сталинградский тракторный и др. должны были быть завершены в 1930 году. Планировалось строительство более чем 1200 заводов. Приоритет отдавался тяжелой промышленности, она получала78% всех капиталовложений. В 1928-1931 гг. была развернута широкая кампания против «буржуазных специалистов», начало которой положило «шахтинское дело». За четыре года, общее число (по подсчетам Н. Борта) взятых под контроль служащих составило 1256 тыс. человек. 138 тыс. из них (11%) были отстранены от выполнения служебных обязанностей 23 тыс. из числа отстраненных были причислены к «первой категории» - враги советской власти и лишены гражданских прав. Зимой 1932-1933 гг. новая чистка отстранила от службы еще около 153 тыс. служащих.

Производство животноводческой продукции достигло лишь уровня 1913 года. В условиях массовых репрессий против интеллигенции упор делался на быстрый количественный рост инженерно-технических кадров.

Отсюда сравнительно низкий уровень знаний даже в среде интеллигенции. Итак, социально-экономическая система 30-х годов, «большой скачок» в промышленности и сельском хозяйстве, культурная революция была отягощена политикой репрессий. Общество, провозгласившее идеалы равенства и социальной справедливости понесло огромные жертвы, оправдать которые никому не удастся.

Проведение репрессий имело свою внутреннюю логику: конец 20-х - начало 30-х гг.- репрессии против старой интеллигенции (хозяйственной, научной и военной), начало 30-х гг.- так называемое «раскулачивание», первая половина 30-х гг.- удар по партийным, советским и хозяйственным кадрам. Кульминацией, пиком массового террора считается начало 1937 г. Однако размах, свойственный 1937-1938гг., репрессии приобрели не сразу.

Волна террора, организованного сразу же после убийства Кирова, захватила не только членов партии. Из Ленинграда и Москвы выселяли так называемый социально чуждый элемент- уцелевших представителей дворянства, буржуазии и т. д. Повсеместно раскрывались всевозможные«контрреволюционные» и «террористические» заговоры. По подсчетам В, Маслова и Н. Чистякова, в декабре 1934 г. только по закону от 1 декабря был репрессирован 6501 чел. По неполным данным, только на 1 декабря 1935 г. в связи с проверкой партдокументов было арестовано 15218 чел. «разоблачено свыше 100 вражеских организаций.

Известные сегодня сравнительно неполные данные о репрессиях по политическим делам позволяют утверждать, что их жертвами были невиновные. Многие из них уже реабилитированы. У беззащитных перед силой государственного террора людей практически не оставалось иных методов самозащиты, как самоубийство. Покончили с собой М. П. Томский, А. Л. Любченко, Я. Б. Гамаринк н тысячи других менее известных и совсем неизвестных людей.

В истории моей семьи тоже есть страницы, которые можно отнести к репрессиям. Хотя официально мои прабабушка и прадед не имеют статуса репрессированные, они пострадали не меньше.

Прадед мой родился в 1911 году в г. Ржев Псковской губернии, в семье крупного владельца магазинов. У его отца магазины были во Пскове, Ржеве. По воспоминаниям моей бабушки (его дочери) прадед со своим отцом всегда ездили в эти магазины с проверкой. Ещё прадед любил гулять по саду, около их дома. Но эта идиллия скоро закончилась. Пришла революция. Большевики забрали магазины, дом, сад. И им пришлось ехать в Сибирь, думая, что там они смогут жить спокойно.

Ехали они на телегах. По дороге заехали в город Казань, где прадед познакомился со своей будущей женой. Она была сирота и согласилась выйти за него замуж. После свадьбы все поехали дальше в Сибирь.

Приехав на берег Енисея поселились в посёлке Предивинск. Там у прабабушки родилась первая дочь, Тася.

Жизнь была очень сложной. Жили все одной большой семьёй. В одной ограде построили три дома. Для прадедушки с семьёй, его брата и отца.

Все были работящие и поэтому скоро в семье, появилось четыре коровы, четыре коня, мельница, маслобойка. В сезон сельхоз работ нанимали рабочих. Их три раза в день хорошо кормили, поили и давали по одному килограмму зерна в день каждому. В итоге к концу рабочего сезона выходило очень хорошо.

Однажды, летом их всех жителей посёлка согнали на берег реки. Там они увидели, что посредине Енисея стоит баржа, а в ней находились люди. Вдруг эта баржа начала тонуть. Люди кричали, плакали, звали на помощь, но вооружённые охранники, стоявшие на берегу никого не выпустили. Так и затонула баржа с заключёнными. Жители посёлка так ничего и не поняли, но напугались на всю жизнь.

Наверно после этого случая отец моего прадеда решил сменить фамилию. Ведь времена были неспокойные и непредсказуемые.

Пришёл 1936 год, и их опять раскулачили. Как рассказывала прабабушка, она только замесила квашонку. Мужчины все были в поле.

Зашли в дом и стали все выносить. Прабабушка успела квашонку поставить в люльку, к дочке. Вынесли все, даже деревянные кровати и стулья. Вечером испекли хлеб и решили продвигаться на юг края.

Когда прибыли в город Усть- Абакан у моего прадеда фамилия уже была не Агарков, а Прокопьев. Так было отчество у его отца, Прокопьевич.

И с тех пор и он сам, и его жена, и дети, и внуки стали Прокопьвыми.

Когда был жив прадед, мои тёти пытались с ним заговорить о смене фамилии, но он только ворчал, ругался и уходил. Видимо очень больная эта тема была для него, а документов никаких не осталось.

В наше время люди и государство поворачиваются лицом к церкви, к богу. Может это дань моде? Не знаю. Но я знаю одно. Власть, которая «несла людям счастье и процветание», которая забрала у них своё имя, лишила их собственных корней. Эта власть не смогла лишить людей веры в бога. Мой прадед всю жизнь верил в бога, у него была старинная икона, молитвенник, поминальник усопших. И все дети это видели, знали и понимали.

Можно всё отобрать, отнять, но душу вырвать нельзя. И может быть по этому Россия сейчас и встаёт с колен, на которые её поставила Советская Власть.

Прадед был на войне с японцами, его травили газом. Он сидел в советском карцере, стоя на трупах своих товарищей-солдат. Но он выжил и не согнулся. В это время прабабушка уже жила с детьми в посёлке Танзыбей. Однажды, когда кушать было нечего, она узнала, что у соседей умерла корова. Тушу куда то дели, а голову закопали в тайге. И вот прабабушка со старшей дочкой пошли ночью за этой головой. Откопали её и привезли на санках домой. Семья неделю была сыта.

У многих этот случай вызовет отвращение, но это только у тех, кто не видел голодные глаза своих детей.

После возвращения прадеда с войны жизнь пошла лучше. Дети подрастали. Из шести детей, четверо получили высшее образование, двое специальное. Все стали достойными гражданами нашего общества. Вот такая тяжёлая и сложная жизнь была у моих родственников, и я считаю, что мы правнуки не вправе забывать тех, кому обязаны своей жизнью. И эту память мы должны хранить вечно, и передавать последующим поколениям. А иначе мы будем Иванами, не помнящими родства, которых можно сломить и победить.

«Страна жила как бы в двух измерениях. В одном оставались ночные аресты, и расстрелы, тюрьмы и лагеря, а в другом - воскресники и массовки, гуляния в честь праздников, легендарных полетов Чкалова, Байдукова, Беликова... Как будто не было голодных1932-1933 гг. и руководство страны прощено за миллионы, умерших.» А.И.Солженицин.

Известные сегодня сравнительно неполные данные о репрессиях по политическим делам позволяют утверждать, что их жертвами были невиновные. Многие из них уже реабилитированы.

А как быть остальным, которые и не считались врагами народа, но пострадали ни меньше. О них обязаны помнить мы, их потомки. Помнить, чтить и уважать их, гордиться ими за их прожитую жизнь. За то, что они не сломились, не озлобились, а выжили и дали жизнь другим.

Используемая литература

1. Семейный архив.
2. История России Вторая половина 19 – 20 вв. М. 2001г.
3. А.А. Кредер Новейшая история 20 век.М.2000г.
4. О.С. Сороко-Цюпа Новейшая история М.2002г.
И.А.Мишина, Л.Н. Жарова История цивилизации и культур.М 2003г. Р
5..Книга для учителя – Москва 2002 год.
6..Чёрная книга коммунизма – Москва 2001 год.
7.Школьные уроки по теме: « История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР».
8.Вадим Кожинов «Судьба России».Москва 1990год.
9.Юрий Феофонов «Бремя власти»Москва 1990 год.
10.А.И.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
11.А.Д.Сахаров «Воспоминания».


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»