Новости
О сайте
Часто задавамые вопросы
Мартиролог
Аресты, осуждения
Лагеря Красноярского края
Ссылка
Документы
Реабилитация
Наша работа
Поиск
English  Deutsch

Роль личности в судьбе православных святынь


Выполнила: Москвина Д. 11Б, гимн. №4 г.Канска

Руководитель: Барсемова Н. Л.

Г.Канск 2006г.

Страдала долго ты, Сибирская земля,
Жила с тяжелым сердцем и опустошенным,
Сейчас, как никогда, достойна чтоб тебя
Венчали церкви с колокольным звоном…
Москвина Д.

Введение

И действительно, земля сибирская настрадалась, прошла через трудные испытания, через кровопролитные бои, через разрушение духовных ценностей.

Политика Советского периода была направлена на разрушение личности в человеке и на установление культа, культа Великого Советского общества, ради которого люди стремились жить, не замечая, что растеряли чувства, свою индивидуальность и духовность. Они разучились ценить труд предков и их высокие моральные устои. Советский человек, новый человек сметал все до основания, будучи уверен в своем завтрашнем дне.

Как много пало церквей, а вместе с ними и душевных качеств людей. Советское общество натворило огромное количество безрассудных поступков, оставив нашему поколению горы пепла и, казалось бы, ошибок, которые нельзя исправить. А может все же можно?

Я уже много лет веду работу по исследованию православных святынь. Мной была исследована и судьба Свято-Троицкого собора г. Канска, но в основном я посвятила свою работу истории святынь моей родной земли, земли Апано-Ключинской. Я провела исследование и подробно его описала в проектной работе «Забытыми тропами к святым местам…»

В последнее время, разбираясь в себе, анализируя свои поступки, меня стало интересовать, что чувствовали люди, уничтожавшие духовные ценности. Какой ценой они заплатили за свои ошибки? Исправили ли они их?

В этой работе мне бы хотелось показать суть тяжелой советской ноши, боль людских сердец и кровавые, незаживающие раны Родной земли.

Цель:

Исследуя собранный материал описать судьбы святынь и людей апанской земли. Рассмотреть как положительные, так и отрицательные роли отдельных личностей в судьбе православных святынь. Показать, что святыни не умирают, а православная вера является – нравственной основой развития человека, как личности и общества в целом.

Задачи:

Формы и методы исследования.

Т.к. моя работа носит исследовательский характер, для ее проведения мне понадобилось провести ряд встреч. Я получила консультации у священнослужителей Свято-Троицкого собора г. Канска и Храма Пресвятой Девы Марии п. Абан. Так же необходимо было встретиться, с оставшимися в живых свидетелями, очевидцами исторических событий, родственниками людей, разрушавших святыни, что привело меня к накоплению фактического материала о судьбах отдельных людей и святынь. Кроме всего прочего я пользовалась материалами периодической печати.

Я составила план исследования, на основе которого была разработана следующая схема моей деятельности.

Схема исследовательской деятельности

Ожидаемый результат:


Никольский Храм

Летом 2005г. я с группой друзей отдыхала на о. Пионерское, близ с. Апано-Ключи. У нас возникли не большие проблемы, требующие вмешательства местных властей, т. к. ранее я являлась жительницей села меня направили за помощью в администрацию Апано-Ключей.

Я прошла в кабинет директора В.Н. Галушко, взгляд мой упал на ксерокопию фотографии Никольского храма, сразу вспомнила о своей работе «Забытыми тропами к святым местам…», забыв о проблемах, я начала расспрашивать директора о том, от, куда она у него и что он знает о храме.

«Ксерокопию эту подарил мне Отец Владимир – священнослужитель Свято-Троицкого Собора г. Канска – посмотрев на фотографию, сказал он – тяжело вспоминать… Я помню, как разрушали храм, я тогда только начинал работать. Честно говоря, сейчас благодарю судьбу за то, что не принял участие в разрушении святыни, после этого прошло не так уж много времени и все, те, кто разрушал церковь горько поплатились за содеянное. Сейчас даже говорить тяжело, но в душе, в сознании остался образ святой церкви, и подарок отца Владимира храню как частичку неотъемлемую от меня и от моей земли. Я так думаю, Бог отвел меня от этого страшного деяния». Я внимательно выслушала его рассказ, решила проблемы, поблагодарила и ушла.

Но задела меня эта история, стало интересно, как сложились судьбы людей разрушавших храм. Как пережили верующие потерю места для успокоения души? Много вопросов без ответов вертелось в голове, они мучили, и я стала искать ответы.

Путь мне предстоял долгий, но увлекательный. В процессе моей работы я встретилась со многими людьми, узнала массу интересных фактов и сделала выводы, но самое главное, проводя исследование, для себя я провела параллели между судьбами людей хранивших веру в своих душах и наоборот разрушавших себя, других и общие духовные ценности.

Для того чтобы провести исследование я простроила схему, на которой можно отследить три поколения людей причастных к судьбе святыни со времени ее разрушения.

В работе «Забытыми тропами к святым местам…» я рассказывала о директоре школы с. Апано-Ключи Окладникове И.Е., который, к сожалению, сыграл значительную роль в разрушении Никольского храма. Судьба этого человека сложилась печально, огромной черной тенью на его жизнь легла болезнь. Об этом мне поведала дочь Ильи Ермолаевича ныне живущая в нашем городе Решетова Ида Ильинична.


Решетова И. И.

Узнав об этом невольно возник вопрос «Раскаивался ли Окладников в содеянном?». И Ида Ильинична привела очень интересный факт, которым собственно и ответила на мой вопрос. «Мама рассказывала мне, что отец, будучи на смертном одре перекрестился и четко сказал: «Прости!», что для него не свойственно отец никогда не верил в Высшие силы, а на вопрос матери «Ты же не веришь? Почему?..» Он ответил : «Пришла расплата, Он стоит передо мной с мечом» после этих слов отец умер…» - с болью рассказывала нам Ида Ильинична – «Я надеюсь, Господь простил его…» добавила она, смахивая слезу.


Окладников И. Е.в женском коллективе

Печальна судьба Ильи Ермолаевича, но я продолжала искать материал и следующим шагом моего исследования было описание судьбы параллельной судьбе Окладникова.

Во время разрушения святыни верующих собрали в церковный двор – рассказывает Л.А. Назарова – дочь старосты Никольского, Назарова, храма (ныне жительница с. Апано-Ключи, 83 года). Люди плача пытались убедить отдать иконы « не сжигайте,…вам воздастся» - кричал кто-то из толпы, но безжалостные разрушители мало того, что просто сжигали еще и рубили перед тем, как бросить в костер…Не знаю каким чудом мой отец вынес крест, принадлежавший священнослужителю храма Батюшке Дмитрию, а еще Лобанов П. Д. – сторож ночью перед уничтожением святынь вынес библию. Потом пошли на риск и обратились к председателю Сельского совета Качанову с просьбой сохранить у него дома крест и библию, т. к. знали, что обыска у него не будет»


Крест, принадлежавший Никольскому Храму

Проводя исследование при выполнении работы «Забытыми тропами к святым местам…» я нашла крест и библию, когда-то, спасенные людьми с не сломленным духом и сильной, праведной верой в святое.

Может быть, это просто совпадение, но факт - вещь упрямая. Все трое прошли войну, вернулись, прожили долгую жизнь. После войны даже пытались восстановить еще не до конца разрушенный храм, но власть противостояла этому, она медленно заставляла терять людей человечность.

Второе поколение разрушителей совершило много больших ошибок, пытаясь привести общество к светлому коммунистическому будущему.

Так я попала к Сальниковой Анне Семеновне – бывшему председателю Сельского совета Апано-Ключей, ныне жительница п. Абан.

Как это не прискорбно, но именно она отдала указ в 1973г. разрушить до основания Никольский Храм. После того как Храм был снесен, Сальникова приказала собрать все доски и т.к. они добротные отвезти их на отопление кочегарки и детского сада. Бабушка моя, Москвина Татьяна Николаевна, на то время работала в кочегарке, и пришлось топить. «…Я грех на душу взяла, великий грех! И жизнь меня по-своему наказала…» - говорит Москвина Т.Н. Теперь, моя бабушка замаливает грехи, очень верит, и хоть ей много лет, иногда ходит в церковь.

И вот ведь что интересно; и детский сад, и кочегарка сгорели дотла. И мне кажется это не совпадение…

К сожаленью осознание наших поступков, к нам иногда приходит поздно, но все же…оно приходит. Вот и Анна Семеновна живет с тяжким грузом на душе, осознавая свои ошибки. Женщина очень больна, у нее почти отказали ноги, ей очень тяжело ходить, мало того она вырастила двух больных сыновей.

На мой вопрос: «Считаете ли вы свой поступок правильным сегодня?», она ответила: «Конечно, нет, я страшно каюсь! Иногда вижу во сне, как разрушали Храм, просыпаюсь и думаю, думаю,… Бог меня наказал, за то, что я Его когда-то отвергла, я ведь из больницы не выхожу – грешна я. Мне очень тяжело ходить, но иногда, я хожу в церковь, вымаливаю прощение, хотя вряд ли я его достойна…»

В параллель ей я могу поставить Назарову Л.А. – бывшую певчую Храма. Любовь Андреевна всегда была верующим человеком и крест, который ее отец вынес из Храма, какое то время находился у нее. Выше я указала возраст Назаровой Л.А., в жизни было конечно не все гладко у этой женщины, но как она сказала: « Я эту жизнь прожила не зря, так как принесла пользу людям своим трудом, вырастила замечательных детей, которые живут в городах и не знают горя…»

 

Неотрывна от судьбы Никольского храма, судьба его священнослужителя – Дмитрия Апанского (Неровецкого). Во имя веры этот человек отдал жизнь…

Я встретилась с несколькими людьми, имеющими сведение об этом человеке.

В августе у меня состоялась встреча с Василием Апанович, правнуком Апанович Данилы Антоновича (активный членом ВКП(б) с1927 г., организатор «Красного» отряда и фронта Северо-Апанский в Канском уезде). Василий узнал, что я занимаюсь исследованием земли, на которой когда-то жил его прадед. Тяжела ноша раскаяния. Тяжело и Василию жить с таким грузом на душе.

Данила Апанович был причастен к смерти священнослужителя Никольского храма, Дмитрия Апанского. Василию же хотелось бы собрать материал о прадеде и признать вину его перед Богом, хотя перед людьми Д.А. Апанович был посмертно реабилитирован в 1957г. Богатейший материал преподнес мне Василий, что очень помогло приоткрыть завесу тайны.

Оказывается и Д.А. Апанович пережил много; бесконечные допросы в г. Красноярске, обвинения в том, чего он не совершал и, наконец, в 1938г. выездной сессией Военной Коллегии Верховного суда СССР Д.А. Апанович приговорен «к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией всего лично ему принадлежащего имущества».

Дети его стали учителями. В.Д. Апанович был призван в армию в 1941г. и погиб в первые дни войны.

 
Д.А. Апанович

Дальнейшим шагом в моем исследовании была встреча с Чухломиной Лидией Ивановной, внучкой Д.А. Апанович. Она поведала о смерти Дмитрия Неровецкого (Апанского).


Л. Чухломина

«В роду моем есть две стороны гладкая и шероховатая – начала свой рассказ Лидия – мать у меня чистейший, верующий человек, а вот дед по отцовской линии, тот не верил, он вместе со всеми строил коммунизм, боролся за него и уничтожал, то ценное, что придавало уверенность русскому народу. Так, уже нет сомнений в том, что он приказал убить священнослужителя Дмитрия Апанского.

Дмитрий, хотя и знал, что идут гонения на святыни, но до последнего не прекращал служить Господу и верующим. В 1919 г. ворвались трое, забрали Дмитрия и привязав к лошадям гнали до Байкана, в Байкане пока перепрягали лошадей обожгли ему голову в раскаленной печи, после чего Дмитрий потерял рассудок, с него сняли одежду и гнали по Аргунскому тракту. Там его бросили и закопали в снегу под кучерявой сосной, один из красных выцарапал на этой сосне крест, но власти велели затесать крест и забросать его грязью, весной снег растаял, верующие нашли тело Дмитрия и похоронили его под кучерявой сосной».

Лидия Ивановна Чухломина пять лет, искала место захоронения Дмитрия Неровецкого, сотрудничала с аннским Свято-Троицким собором и нашла, затесанный почти заросший корой крест на кучерявой сосне, а рядом с ним что-то невероятное, птицы выклевали на этой сосне крест. Помогла найти место захоронения Мария Елезаровна Инжеваткина.


Экспедиция на месте захоронения Д. Неровецкого

«Я замаливаю грехи деда этим своим трудом – говорит Л.И. Чухломина – все не так тяжело на душе, когда веришь, да и Господь помогает!»

Лидия Ивановна действительно искупает вину деда.

Как известно Дмитрий Неровецкий причислен к лику святых. Именно по ее Инициативе, но по описанию В.Д. Рукосуева была писана икона Дмитрия Неровецкого.

Л. И. Чухломина сказала, что икона есть в Храме Пресвятой Девы Марии п. Абан. Я направилась в храм, там действительно я увидела эту икону, мало того девушка (певчая) Храма рассказала о том, что Святые мощи Дмитрия Неровецкого летом 2006г. будут перевезены в п. Абан на ул. Красная уже готов крест.


Икона Д. Неровецкого в Храме Пресвятой Девы Марии в п. Абан


Оказалось, что и в нашем Свято-Троицком 
Соборе тоже есть такая икона.

Необъяснимо, но факт

В процессе моей работы я наткнулась на большое количество необъяснимых явлений.

Галушко говорил о том, что разрушавшие церковь поплатились горько за то, что они сделали и действительно это так на примере моих исследований можно это проследить.

P.S.

Заканчивая свою работу, я нашла икону, принадлежавшую Никольскому Храму у своей далекой родственницы, икона досталось Ольге Комоловой от бабушки теперь она бережет ее как зеницу ока.

Бессмертные образы в спящих иконах,
Танцует огонь у свечи.
Неясные фразы вечных канонов,
Платки из черной порчи.

Кричащие души молят о прощении
И пахнет святой тишиной
О, что же вы делаете, люди в забвении?!
Зачем не владеете собой?

Размытые краски – расплакалась туча,
Размытые краски в глазах
Ну, вспомните люди, мы были чуть лучше,
Мы были чисты как слеза.

Святыни разрушили, думали к счастью,
Но только погрязли в грехах,
Губили, рубили с особым пристрастием,
Но больно вам вспомнить как.

Господь справедлив и получит прощенье,
Тот, кто покается в срок
О, что же вы сделали люди в забвении?!
Знает один только Бог.

Москвина Д.

Вывод

В проведенной мной работе я проследила три поколения людей, причастных к судьбе православной святыни и сделала следующий вывод;

На протяжении века шло противоборство между верующими и не верующими людьми. Разрушалась церковь, жглись иконы, переплавлялись колокола, умирали люди, боровшиеся за веру. Люди не понимали, что делают, осознание пришло поздно и то не ко всем. Страшно поплатились за свои деяния, те, кто являлся разрушителем. И только в третьем поколении люди поняли ошибки своих дедов и с тяжелым сердцем живут сегодня.

Винить людей? Нет – это не являлось моей задачей. Я лишь хотела показать, что деяния наши плохие, или хорошие не останутся не замеченными Кем-то, Кто выше.

Необъяснимые явления, прослеженные мной в процессе работы, я думаю, являются веским доказательством, того, что не умирают святыни.

По большому счету нас всех объединяет вера, у кого-то – это вера в себя, а у большинства – это вера в Бога. Именно она помогает нам жить, она поддерживает наш дух. Люди с несломленным духом, спасавшие веру – это доказывает. Вера – это высшая нравственная основа развития человека и общества в целом.


/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»