Историко – исследовательская работа ученицы 11 класса Субботинской средней школы Непомнящих Ольги Николаевны.
Руководитель Никитин Алексей Николаевич, учитель истории.
Шушенский район, село Субботино
2006
I. Введение
II. Старообрядчество в трёх ракурсах:
прошлое, настоящее, будущее
1. Реформы Никона и Раскол русской
православной церкви
2. Старообрядческое движение с начала XVIII
века и до наших дней
3. Среднешушенские староверы: кто они?
III. Заключение
IV.Список источников и литературы
V. Приложение
“Староверы! – вечно гонимые,
вечно ссыльные, - вот кто на
три столетия раньше разгадал
проклятую суть Начальства”.
А. И. Солженицын
«Архипелаг ГУЛАГ».
Наша работа посвящена старообрядческому движению. История Раскола и старообрядчества интересует нас давно, и тема выбрана не случайно.
Многие авторы отмечают, что в отечественной историографии вопросам старообрядческого движения уделено недостаточно внимания. Эта сложная, многогранная и спорная тема еще ждет своих исследователей.[3,4]
Вот такую пробную попытку проведения исследовательской работы мы и решили осуществить. Тем более, что с недавних пор этот вопрос стал нам очень близок и еще более актуален по следующей причине: с 2000 года на территории Шушенского района, в селе Средняя Шушь, обосновалось несколько семей старообрядцев, представляющих собой настоящую религиозную общину. И практически сразу же возникла весьма серьезная проблема: дело в том, что отношения между жителями села и приезжими староверами складываются не очень гладко[9,1].
Община живет достаточно закрыто, её члены мало общаются с представителями не своего круга. Большая часть информации о новых соседях, полученная среднешушенцами и жителями других окрестных сел, основывается на слухах, кривотолках и поверхностных представлениях, которые противоречат истинным фактам и дают искаженную картину действительности. В сознании обывателя староверы превратились в каких - то фанатиков - сектантов.
Все это послужило причиной того, что между жителями села и старообрядцами встала стена отчуждения и недоверия. Мы проводим это исследование, движимые идеей преодолеть возникшие межличностные барьеры.
Цель работы – исследовать историю старообрядчества в целом и Средне - Шушенской общины староверов в частности. На основе проведенной работы постараться преодолеть непонимание и воспитывать толерантность (терпимость) в окружающих нас людях. Показать, что староверы села Средняя Шушь являются частью массы старообрядцев, переживших за свое более чем 350 - летнее существование тысячи бед и несчастий, судьба которых является неотъемлемой и очень яркой страницей в истории нашей страны.
Задачи:
Краткое описание работы – в первом разделе основной части рассматриваются причины и ход Церковной реформы и Раскола. Второй раздел основной части посвящён истории старообрядчества с середины XVII в. и до нашего времени. Третий раздел основывается на местном материале с описанием истории, быта и взглядов старообрядцев села Средняя Шушь. Главной героиней этой части является староверка Евдокия Соломенникова.
Характеристика источников и литературы: наша работа основывается на произведениях выдающихся российских историков – «Из истории России с древнейших времен» С.М.СОЛОВЬЁВ а и «О русской истории» В.О.Ключевского. Книга М.С.Перевозчикова «Староверы» посвящена жизни сибирских старообрядцев в советское время и репрессиям против них. Она содержит огромное количество реальных фактов, писем, документов и устных свидетельств. Также в работе использованы материалы различных учебников, энциклопедий и словарей. В изучаемом нами литературном произведении – «Петр I» А.Н.Толстого также имеется упоминание старых обрядов и фанатизма раскольников.[8,101 - 102]
К работе приложены следующие материалы:
1) биографии исторических личностей;
2) предметный словарь;
3) сравнительная таблица «Различия в обрядах и священном писании до и после Раскола»;
4) схема «Старообрядческие толки и согласия»;
5) интервью со староверами села Средняя Шушь Е.П.Соломенниковой и А.И.Ахметовым;
6) слайды и фотографии.
Помощь в оформлении работы и общее руководство исследованием осуществлял учитель истории Субботинской средней общеобразовательной школы Никитин Алексей Николаевич.
“Итак, не бойтесь их: ибо нет
ничего сокровенного, что не открылось
бы, и тайного, что не было бы узнано”.
Новый Завет
На протяжении XI-XVI веков в Русской церкви сложилась специфическая обрядность, отличавшаяся от обрядности других православных Церквей. Это было закреплено решениями Стоглавого собора 1551 года.[12,533]
В 1649 г. в Москву с религиозной миссией прибыл иерусалимский патриарх Паисий. Царь Алексей Михайлович был рад гостю, ибо мечтал распространить власть православного царя “от моря и до моря, и от рек до конца вселенной”. В этих грёзах Москва виделась ему центром православия, истинного христианства.
Но Паисий указал Алексею Михайловичу на “новшества” в обрядах русской церкви, что по понятиям того времени означало обвинение в ереси (не случайно русские богослужебные книги, в которых описывались эти обряды, были сожжены монахами греческого монастыря на Афоне). Это был удар по престижу России.
Таким образом, причиной реформы стало стремление церковной и светской власти сблизить богослужебные обряды и книги Русской церкви с обрядами и книгами других православных церквей, а в первую очередь Греческой[1,385].
Попытки устранить ошибки предпринимались с начала XVI века. Ещё в 1616 – 1618 годах в Троицком монастыре над исправлением книг работала комиссия во главе с архимандритом Дионисием Зобниковским.[12,533] Но именно в середине XVII века при патриархе Никоне исправление богослужебных текстов вышло за рамки внутри церковного дела. Никон пошёл дальше своих предшественников и занялся исправлением не только книг, но и обрядов. А это затрагивало уже все слои общества. Темпераментная и страстная натура не позволила Никону совершить церковную реформу безболезненно для русского религиозного сознания.
В 1652 году патриарх заменил на новые те старинные обряды, которые не совпадали с греческими. Было предписано креститься не двумя, а тремя перстами, петь «аллилуйя» не два, а три раза, во время крестного хода двигаться не по солнцу, а против него, поклоны совершать не земные, а поясные. Иначе стало писаться имя Христа – Иисус, вместо традиционного Исус. Отдельные слова богослужения были заменены новыми: «попрал» вместо «наступил», «дева» вместо «девица». Все иконы и богослужебные книги переписывались по греческим образцам, неисправленные подлежали уничтожению. Были и другие нововведения. Многим верующим это казалось серьёзным нарушением религиозных догматов, введением «новой веры».
Вскоре после начала реформ патриарх вступил в конфликт с царем и попал в опалу.[11,1041] Надежды раскольников на то, что с падением Никона «старая вера» восторжествует, не оправдались. Алексей Михайлович сам возглавил борьбу с Расколом. В соответствии с Уложением 1649 года, согласно которому всякий, «кто возложит хулу на Господа Бога», подлежит сожжению на костре.
Начались жестокие преследования старообрядцев, которые ломали слабых и ожесточали сильных. Приверженцы старой веры скрывались в лесах, основывали в глухих труднодоступных местах (на Севере, в Заволжье, на Урале) раскольничьи скиты, где молились по-старому, а Никона и его последователей считали посланцами Сатаны. Отказывались подчиняться нововведениям и монахи знаменитого Соловецкого монастыря. Власть не могла примириться со староверием в одном из крупнейших монастырей, и обитель была осаждена правительственными войсками (1669г.). Осада оставалась безрезультатной до тех пор, пока в 1676 году не нашёлся предатель, выдавший правительственным воеводам тайный лаз. Из 500 защитников монастыря в живых остались лишь 60 человек (т.н. Соловецкое сидение продолжалось около семи лет.)[1,390]
Лидерами старообрядчества XVII века стали протопоп Аввакум, священник Лазарь, дьякон Тихон, Иван Неронов и другие.[12,424]
Среди раскольников были представители господствующего сословия (к примеру, боярыня Морозова), много посадских людей, но основную массу раскольников составляли крестьяне.
После смерти Павла Коломенского, единственного епископа, поддержавшего Раскол, в среде старообрядцев не оказалось ни одного архиерея. Некому стало рукополагать новых священников. В этой ситуации одни старообрядцы избрали путь «перекрещивания» и повторного миропомазания, переходивших к ним никонианских священников. Другие, более решительно настроенные, сочли, что священство при господстве Антихриста (никонианской церкви) погибло. Так возникла беспоповщина. У раскольников-беспоповцев не было священников. Жизнью общины руководили наставники – наиболее сведущие в Писании верующие. Внешне беспоповщина напоминает некоторые протестантские секты. Однако протестанты в принципе отвергали священство, считая, что каждый верующий может общаться с Богом без посредников, а беспоповцы отказались от священства вынужденно, под воздействием случайно возникшей ситуации. На церковных соборах 1666 – 1667 годов раскольники были преданы анафеме.[11,6]
Для старообрядчества были характерны следующие черты: фанатическая преданность старине, неприятие всего нового, особенно иноземного, враждебное отношение к любому светскому знанию, отказ от какого-либо общения с «никонианами». Уверенные в воцарении Антихриста и близком конце света, старообрядческие проповедники учили, что спастись можно лишь «вторым огненным крещением»- самосожжением.[8,101] Аввакум одобрял решивших сделать это: «Добро те сделали, которые в огонь забежали. Мы же рассуждали между собою, кажется, не худо они сделали». Так протест раскольников приобрёл изуверскую форму.[3,8]
Раскол Русской православной церкви – один из самых трагических моментов нашей истории, последствия которого не преодолены до сих пор.[10,225]
А) «Старообрядчество в Российской империи».
С началом реформ Петра I прекратились открытые гонения на старообрядцев. Декларируемый правительством принцип веротерпимости стал использоваться для пополнения государственной казны. В 1705 году введена пошлина на бороду. В 1716 году старообрядцам дозволено, наравне с другими подданными, открыто жить в селах и городах, но при условии платежа двойного податного оклада и без права проповеди своего учения. Записавшиеся в двойной оклад были ограничены в гражданских правах и должны нести некоторые особые повинности.[5,240]
Начался период организации крупных старообрядческих центров, успешно осуществлявших хозяйственную деятельность и культурное строительство (Выговское общежительство и другие).
Однако государственные и церковные власти старались не допустить широкого распространения старообрядчества, его пропаганда категорически запрещалась. Уже во второй половине царствования Петра Великого притеснения старообрядцев вновь усилились. С начала XVIII века при поддержке государства РПЦ стала осуществлять деятельность по обращению старообрядческих общин в православие. Необходимость ответной полемики с официальной церковью способствовала началу систематической работы по сбору церковно-археологических свидетельств в защиту старой веры. Появились обширные полемико-догматические трактаты: «Дьяконовы ответы» 1719 год, «Поморские ответы» 1723 год.
В 1725 году была создана особая Раскольничья контора, к которой перешли административно-полицейские дела по расколу (после некоторого ослабления в царствование Екатерины I и Петра II строгость законов была усилена при Анне Ивановне и особенно при Елизавете Петровне).[2,461] При Петре III в 1762 году старообрядцы были приравнены в отношении религиозной свободы к иноверцам, живущим внутри России. В 1763 году Раскольничья контора была упразднена. Екатерина II в 1762 году разрешила ушедшим за границу старообрядцам возвратиться в Россию и поселиться в Поволжье.[2,546]Там возникли Иргизские монастыри - центры беглопоповцев.[2,392]
Политика веротерпимости Екатерины II способствовала смягчению давления на старообрядцев. После эпидемии чумы в Москве в 1771 году было разрешено организовать два старообрядческих кладбища с часовнями - Рогожское для поповцев и Преображенское для беспоповцев, которые вскоре превратились в монастыри и стали духовными и административными центрами своих согласий. Их поддерживало богатое московское купечество, в большинстве своём старообрядческое. В 1782 году старообрядцы были освобождены от двойного оклада. С 1783 года запрещалось употреблять в официальных бумагах и разговоре слово «раскольник» как бранное.
В 1785 году было разрешено выбирать старообрядцев на общественные должности.
С 1780-х. годов некоторые общины беглопоповцев выражали готовность войти в подчинение Святейшему Синоду при условии сохранения старых обрядов и разрешении иметь священников, поставленных епископами господствующей церкви. В 1800 году указом Павла I утверждены «Правила единоверия», которыми учреждались единоверческие приходы старообрядцев, подчинявшиеся епархиальной и синодальной власти (своих епископов единоверцы иметь не могли). Единоверческие церкви были открыты в Санкт-Петербурге (1799г.), Москве (1801г.) и других местах. Введение единоверия использовалось правительством как способ включения старообрядческих общин в структуру РПЦ. Применялись и методы неявного принуждения (после указа 1827 года, запретившего переход священников из официальной церкви в старообрядческие общины, Иргизские монастыри, в которых в это время проживало около 3000 человек, оказались вне закона). К 1841 году все они, по распоряжению правительства, были переданы единоверческой церкви.
Благодаря политике веротерпимости Александра I в первой четверти XIX в. существование старообрядчества было относительно спокойным. При Николае I меры против Раскола значительно ужесточились. Правительство не делало различий между старообрядчеством и сектантством.[6,74]
В 1835 году все противостоящие официальной церкви религиозные общины были разделены на:
1) «секты вреднейшие», куда наряду с сектами включались крайние направления беспоповства (отвергавшие брак и молитву за царя),
2) «секты вредные» - беспоповцы, практиковавшие брак (новожёны) и молитву за царя,
3) «секты менее вредные» - поповцы (разъяснения Святейшего Синода по запросу МВД, 1842). [7,160]
Это разделение стало основой государственной политики. В 1831 году был учреждён секретный Совещательный комитет, с 1838 года подобные комитеты организованы в губерниях. К середине XIX века на старообрядцев обрушился всё более нараставший поток ограничений и административно-полицейских мер. Все дела, связанные со старообрядчеством, относились к сфере действия уголовного права. Старообрядцам воспрещалось занятие общественных должностей (1831г., 1838г.), старообрядцы-беспоповцы были лишены права на общественные отличия. Власти запретили строительство новых часовен и ремонт старых (1826г.). Эти постановления вошли в Свод законов 1857 года и просуществовали до обнародования «Манифеста о веротерпимости 17.10.1905г.». После утверждённого в 1853 году распоряжения Особого секретного комитета о постепенном упразднении «противозаконных раскольнических сборищ», в том числе скитов и монастырей, в 1854-1856 годах были опечатаны алтари Рогожского кладбища. Часть Преображенского монастыря передана единоверцам, Выговское общежительство закрыто.
Манифест 17(30) октября 1905года дал старообрядцам равные с другими гражданами империи права: разрешалось сооружение и ремонт старообрядческих молитвенных домов, устройство скитов и монастырей, началось бурное возрождение церковной и культурной жизни российских. старообрядцев.[6,294] К 1910 году в России было образовано и официально зарегистрировано 1,3 тысячи старообрядческих общин, к 1913 году построено более 1 тысячи храмов, устроено несколько новых монастырей. Возникли старообрядческие школы, институты, типографии, музеи, благотворительные организации. Появились новые периодические издания: журнал «Изборник», газеты - «Голос старообрядца», «Народная газета» и прочие.[10,225]
Б) «Старообрядчество в СССР».
Уже в 1917-1918 годах закрылись многие старообрядческие церкви и молитвенные дома, были упразднены почти все монастыри, закрыты периодические издания, учебные заведения. Старообрядцы, в силу исторических причин, в значительной своей части проживавшие на окраинах России (в Сибири, на юге) и преобладавшие среди купечества и зажиточного крестьянства, активно участвовали в Белом движении. В казачьих частях А. И. Деникина действовали старообрядческие полковые священники. В армии А. В. Колчака существовали состоявшие из старообрядцев «добровольческие крестоносные дружины», был создан и институт военных священников Белокриницкой иерархии.[3,61]
После окончания гражданской войны 1917-1922 годов советское правительство предприняло ряд шагов по привлечению старообрядцев:
5.10.1921г. издано воззвание к старообрядцам и сектантам, где утверждалось, что их теперь «никто, никогда... не будет преследовать»; была создана правительственная комиссия «по заселению свободных земель сектантами и старообрядцами», действовавшая приблизительно до 1924 года.
В 20-е годы стало возможным некоторое возрождение старообрядческой церковной жизни. В 1923 году архиепископ Мелетий (Картушин), епископ Петроградский и Тверской Геронтий (Лакомкин) выпустили «Архипастырское послание» с призывом к своей пастве быть лояльными по отношению к новой власти. С разрешения властей старообрядцы разных согласий провели ряд соборов и соборных заседаний, на которых рассматривались вопросы устава и богослужения, устроения церковной жизни в новых исторических условиях: белокриницкие соборы (1925-27г.), региональные поморские соборы и съезды (1923-27г.), федосеевские (1924г.), спасовские (1924-27г.). Возобновилось издание «Старообрядческих церковных календарей». В 1923 году состоялось учреждение трёхчинной иерархии в беглопоповском согласии.
В конце 20-х гг. политика правительства по отношению к старообрядцам меняется в связи с начавшейся в 1929 году коллективизацией сельского хозяйства и развернувшейся кампанией по «ликвидации кулачества как класса». Старообрядческое крестьянское хозяйство в большинстве своём было достаточно зажиточным, и это дало основание Н. К. Крупской сказать, что «борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством».[10,227]
Массовые репрессии 30-х гг. затронули старообрядчество столь же сильно, как и представителей других конфессий в СССР. За нежелание вступать в колхозы многие старообрядцы были арестованы и сосланы; часть старообрядцев эмигрировала, преимущественно в Румынию и Китай. В ходе закрытия церквей и монастырей проводилась тотальная конфискация икон, рукописных и печатных книг, богослужебных предметов. Лишь какая-то их часть попала в музейный фонды.[3,96]
Многие памятники истории и культуры был утрачены. Если в 1927 году Белокриницкая иерархия насчитывала 16-18 епископов, то к 1940 году на свободе остался всего один архиерей. Были закрыты все монастыри, арестовано подавляющее большинство священнослужителей, ставников Поморского, Федосеевского и других беспоповских согласий, многие области, прежде считавшиеся старообрядческими, лишились всех действующих храмов.
Связанное с Великой Отечественной войной ослабление атеистической политики коснулось и старообрядцев. В 1941 году было разрешено восстановить в Москве старообрядческую архиепископию Белокриницкого согласия. Глава Белокриницкой иерархии архиепископ Иринарх (Парфенов) вскоре после начала войны обратился к своей пастве с призывом встать на защиту Родины. Был организован сбор средств в фонд обороны. В военные годы начали возрождаться старообрядческие приходы. В 1945 году была зарегистрирована Преображенская федосеевская община в Москве. Антирелигиозная политика Хрущева привела к закрытию в 1959 году единственного старообрядческого монастыря.[10,225]
В 1962 году в Россию (в Ставропольский край) вернулись жившие ранее в Турции старообрядцы-некрасовцы.
Принципиально новый этап в истории старообрядчества, связанный с демократизацией общества и изменением отношения государства к верующим, начался в 1985 году. Важным событием стало празднование 1000-летия Крещения Руси (1988г.), в котором активное участи принимали и старообрядцы. 24.7.1988 года архиепископ Московский и всея Руси Олимпий был возведён в сан митрополита.[10,225]
С конца 1980-х гг. началась передача общинам церковных зданий, а также зданий и территорий исторических центров старообрядчества - Рогожского и Преображенского кладбищ. Прошло регистрацию большое число новых общин. Возродилась церковно-приходская жизнь. Стало регулярным проведение освящённых соборов и советов митрополитов Белокриницкой иерархии, возобновилась канонизация святых. Важнейшие - соборные совещания были проведены также в Поморском согласии. Появились новые периодические издания - богослужебная, историческая и учебная литература. Стало возможным восстановление духовных связей с единоверцами, живущими за рубежом.
В) «Старообрядчество в современной России».
На 01.01.2003 года в РФ зарегистрировано 288 религиозных старообрядческих организаций разных согласий, в том числе централизованных и местных, 1 религиозное учебное заведение и 2 монастыря. Значительное число старообрядческих общин продолжает существовать без регистрации.
В наше время старообрядчество представлено всеми основными согласиями, существовавшими и прежде.
Поповцы. Русская православная старообрядческая церковь, (до 1988года Древлеправославная церковь Христова). Наиболее многочисленная организация старообрядцев. Имеет епископат, ведущий своё начало от бывшего Босно-Сараевского (Константинопольский патриархат) митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи).
РПСЦ состоит из 2 независимых друг от друга метрополий:
1) Московская [центр в Москве, - с февраля 2004 года во главе с митрополитом Андрианом (Четверговым)].
2 Белокриницкая [центр - в городе Браила, Румыния, с 1996 года во главе с митрополитом Леонтием (Изотовым)]. К 01.01.2003г. в подчинении митрополита Московского, иерархическая власть которого распространяется на старообрядцев, проживающих на территории России и стран ближнего и дальнего зарубежья, находятся 11 епархий, которыми управляют 7 епископов.
В РФ существуют 184 прихода, ещё около 70 - за рубежом, в основном на Украине и в Молдавии. В составе Московской митрополии действуют 2 монастыря, осуществляют служение около 100 священников и диаконов. Кафедральный собор - Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве. При нём же - резиденция митрополита. Существуют 2 училища: в Москве (возобновляется по решению Освященного собора 2002 года) и Костроме (заочное). Издаются журналы: «Церковь» и «Духовные ответы».[9,2]
Русская Древлеправославная церковь (РДЦ, Новозыбковская иерархия) объединяет согласие, называвшееся беглопоповским и ведущее свое начало со 2-й половины ХVII в.
С 1923года - архиепископия. С 1963года резиденция главы Древлеправославной церкви находится в городе Новозыбкове Брянской области при кафедральном Спасо-Преображенском храме. В 1990 году РДЦ был передан Московский храм во имя святого Николы Чудотворца на Зацепе. Существует высшее древлеправославное духовное училище в Новозыбкове.
Пятого июня 1996 года архиепископом Новозыбковским, Московским и всея Руси был избран Аристарх (Калинин). В 2003 году РДЦ имеет 9 епископских кафедр; насчитывает около 70 приходов: в России, Восточном Казахстане, на Украине. Действуют монастыри: мужской - в поселке Каменка Злынковского района, Брянской области и женский - в Самаре. В 2001 году от РДЦ отделилось новое согласие, центр которого находится в Румынии и объединяет несколько приходов.[10,226]
Беспоповцы. Древлеправославная поморская церковь (ДПЦ). Духовным центром поморского староверия являлось знаменитое Выго-Лексинское общежительство (организовано в 1694г. на северо-восточном побережье Онежского озера). С 1996 года на территории России существует более 200 общин Поморского согласия, однако из них на 01.01.2003 года зарегистрировано всего 43 религиозных организации, более 200 - в Белоруссии, Украине, Латвии, Литве, Казахстане, Польше. Высшим органом ДПЦ является собор. Между соборами текущие дела церкви решает образованный 21- 22.11.1989 года Российский совет (РС).[10,226]
ДПЦ - центральный орган беспоповцев. В июне 2001г. был создан координационный совещательный орган - Единый совет (ЕС) ДПЦ, в состав которого входят региональные объединения: РС ДПЦ, Центральный совет ДПЦ Латвии, Высший старообрядческий совет Литвы, Центральный совет ДПЦ Белоруссии. РС ДПЦ управляет поморскими общинами в России, Украине, Казахстане, Киргизии, Молдавии.
Федосеевское согласие включает отдельные региональные общины, организационно между собой не связанные. Преображенская федосеевская община традиционно играет роль авторитетного духовного центра. Крупные общины находятся в Серпухове и Казани.
Филипповское согласие первоначально получило распространение на севере России, затем в Верхнем Поволжье, Москве (Братский двор). Московская община просуществовала до 1990 года. Отдельные филипповцы проживают в Одессе (Украина), Кировской и Архангельской областях, в Сибири.[9,3]
Общины Спасова согласия существуют в Поволжье (центр - Саратов) и Предуралье (центр - Стерлитамак) - возрождается община в Череповце.
Немногочисленные группы Страннического согласия, проживают в Верхнем и Среднем Поволжье, во Владимирской области, на Урале, в Сибири.
Часовенное согласие распространено на Среднем Урале и в Сибири, наиболее крупные общины находятся в Пермской области и Курганской области.
Наши местные старообрядцы относятся как раз к часовенному согласию.[9,1]
Староверы, гонимые церковниками и властями, ради своих обычаев и канонов вынуждены были прятаться в самых глухих уголках нашей страны: в тайге Курагинского, Туруханского районов Красноярского края.[3,5]
Там, за многие километры от цивилизации, появились целые староверческие поселения со своими церквями, таежными скитами. Возникали пашни и сенокосные угодья, строились мельницы, кузни, занимались разводением пчёл, лошадей, домашнего скота, птицы. Стали выращивать картофель и разные овощи, на пашне сеяли озимую рожь, гречиху, по делянкам - лен, коноплю (для одежды).
Старообрядцы не пьют, не сквернословят, не курят, живут большими семьями, помогают друг другу. Каждый житель – себе хозяин. Никто их не трогал, и они могли спокойно следовать своей вере. Словом, целая таежная цивилизация. И хотя такие поселения тоже находили, разоряли, людей уводили в тюрьмы, переселяли – все равно их оставалось немало, а переселенные старообрядцы сбегали обратно в тайгу.[3,25]
С началом перестройки и крахом коммунистической идеологии преследования старообрядцев прекратились. Староверы стали постепенно выходить из тайги, поселяться вместе с другими людьми. Но время не стояло на месте, прогресс дошел даже до самых глухих мест России. Жители села пользуются такими благами цивилизации, как телевидение, радио, автотранспорт. Они употребляют спиртные напитки и курят - зазорным это не считается. И, конечно, мало кто в современном мире искренне верит в бога. С точки зрения староверов такая жизнь недопустима и неприемлема.
Но, наблюдая за развитием современного общества и соприкасаясь с ним, многие старообрядцы стали привыкать к условиям цивилизации и постепенно отступать от некоторых законов своей веры. Они поняли, что если будут жить по своим заветам, то просто не смогут благополучно существовать в современном мире. Поэтому им пришлось несколько отступить от своих канонов. К тому же, общественная среда оказывает влияние на староверов, как бы ни была их вера сильна, они не будут уже так фанатично следовать своему учению. В итоге - многие выходят из общины в «мирские» люди, а другие и женятся на мирских, что вообще запрещено верой.
Итак, современные староверы.
Верующие, как называют старообрядцев в селах, предпочитают селиться в селах, а не в городах: в селе легче им жить по своим законам, село все-таки не так захватил прогресс.
В село Средняя Шушь старообрядцы переселились как семьями, так и целыми деревнями. Например, из Туруханского района они переехали целым хутором (Катаевы, Тютюковы, Коротких, Ледешевы, Казанцевы, Харитоновы, Русаковы, Черепановы). Переселились семьи Леонтьевых и Соломенниковых из Курагинского района. [9,1]
Здесь они продолжают следовать своим традициям и законам, но, понимая, что некоторые предметы (сельско – хозяйственная и бытовая техника, телефон), названные старообрядчеством дьявольскими, просто нужны им для того, чтобы жить достойно в селе, не зная нужды. Также детям нужно образование: приходится отдавать их в школы, где учатся «мирские люди». Но старообрядцы не пользуются услугами медицины, практикуется только самоврачевание.
Так как в нашем селе нет староверческой церкви, то им приходится собираться для молитв дважды в день, утром и вечером, в доме старшего (самого старого) из своей общины, где и проводится вероисповедование (для детей - с 12 лет).[9,2]
Для молитв в своем доме существуют отдельные молитвенники, также в каждом доме присутствует «Новый завет», написанный на старославянском языке, и календарь нового летоисчисления (идет от Адама, а не как в «Ветхом завете» - от Христа). Староверы нашего села не пользуются телевидением, радио, бытовой техникой (исключения составляют вышедшие из общины), успешно применяют сельско – хозяйственную технику, автомобили, на которых возят на продажу в города выращенные в своих огородах продукты. Но, в общем, их традиционный быт уже уходит в прошлое.
В некоторых семьях присутствует телевизоры, музыкальные центры.
Волосы подстригать и брить бороды нельзя. Одеваются просто, девушкам запрещено ходить в брюках, и они обязательно всегда носят платок на голове, даже ночью. Но девочкам, посещающим школу, разрешается быть не в платке, а на урок физкультуры надевать брюки, но вот в столовой есть нельзя из «мирской посуды».[9,2]
В доме они держат специальную «мирскую» посуду для гостей, а для семьи есть общая. Говорят, что окажись в староверческом поселении, от голода умрешь – это не правда: в доме старовера всегда накормят и напоят, только из «мирской посуды».
По воскресеньям старообрядцы не работают – это считается грехом.
Они соблюдают 4 поста:
Староверы – очень начитанные люди. Они выписывают множество познавательных газет и журналов, книг, читают их с удовольствием.
Все приехавшие в наше село старообрядцы – беспоповцы. Они не признают церковной иерархии, священников. Обязанности священника у них выполняет старшина, живущий в другом селе, там, откуда они приехали.
Он проводит и службы, и венчания, и крещение (крестят человека в одной воде, другого уже в другой). Староста же помогает советом при возникновении вопросов и споров.
В селе Средняя Шушь старообрядческая община появилась сравнительно недавно. Переехало девять семей из Курагинского, Туруханского, Енисейского и Мотыгинского районов. Некоторые из староверов (как они себя называют) охотно рассказали о своих семьях, жизни, быте, нравах и традициях. Одна из них - Евдокия Соломенникова. Родилась Евдокия в старообрядческом поселении Курагинского района, где были своя церковь, школа и молельня. Отец и мать были убежденными староверами.[9,3]
С 12 лет, как и положено, начала ходить в молельню (рано утром и вечером), носить платок. Что касается одежды, то она говорит так: «Одежда должна быть простой и удобной, притом женщинам нельзя носить брюки».
В семье Евдокия, как и все женщины (мать и две сестры), управлялась с хозяйством: домашних животных покормить, напоить, хлев почистить (хотя, это в основном делали мужчины), огород посадить, грядки прополоть да дома убраться, еду приготовить. Дети, что помладше, убирались в доме, а те, кто постарше, управлялись с хозяйством. Мужчины – ее отец и два брата – промышляли дичь, охотились.
Также Евдокия помнит, как часто они принимали гостей: «Вот говорят – попади в староверческое поселение, с голода умрешь, а никто не накормит. Это все неправда – у нас положено привечать всех путников и нищих, просто посуда для них другая – «мирская» - так положено», - возмущается она.
Эти правила объясняются очень легко, с точки зрения гигиены. Вспомните семью Лыковых, умерших в тайге по причине отсутствия иммунитета от банального гриппа![3,22]
В праздники Евдокия всегда играла с другими детьми на улице: зимой – горки, снежки, а летом - купание в речке, хороводы вокруг костров.
Евдокия жила в семье до 17 лет, затем вышла замуж (по любви, это не возбраняется). Венчались в церкви, обряд провел староста (он выполняет обязанности священника).
«Если уж полюбили друг друга кто-то из староверов и «мирских», то положено последним посвящаться в старообрядцы, но возможен и выход из общины. Моя сестра вышла за «мирского», он ради нее перекрестился в старообрядцы», - вспоминает Евдокия.
Теперь у Евдокии Соломенниковой своя семья: муж, 4 дочери. До переезда дети ходили в староверческую школу, сейчас пришлось учиться в обычной школе. Трудно соблюдать все свои традиции таким образом (например, на урок физкультуры переодеваться в брюки), но ничего не поделаешь – не оставишь же детей без образования.[9,2]
Кстати эта семья очень начитанная и любознательная: они выписывают разные познавательные издания и читают книги каждый вечер вместе.
В доме Соломенниковых нет ни телевизора, ни магнитофона – это считается грехом, происками дьявола. А на то, что во дворе стоит автомобиль, Евдокия отвечает: «Мы теперь живем среди «мирских» и чтобы нам безбедно существовать, приходится идти хоть сколько-то в ногу со временем».
Эта добрая женщина все время удивляется тому, как здесь, в Шушенском районе, тепло по сравнению с их северным краем. Собственно они сюда и приехали в Среднюю Шушь – за теплом. На новом месте уже почти освоились, привыкли к немного другому распорядку жизни. Старшие из семьи ходят молиться к старейшине рано утром (около 6 часов) и вечером почти на другой конец деревни. Младших же (3 дочери) Соломенникова по – матерински жалеет: «Им только по тринадцать лет исполнилось, куда же их отправлять на другой край деревни так рано. Пусть дома молятся».
Как и в любой староверческой семье у них есть свои реликвии: иконы в углу дома под красивой занавеской, молитвенник, написанный на церковно-славянском языке. Лежит эта книга, бережно обернутая тканью, на почетном месте – специальной подставке на комоде.
В общем, семья Соломенниковых почти всем довольна, одно только пугает - непонимание и недоверие со стороны окружающих людей. Евдокия заметила: «Мы такие же люди, только с немного другими обычаями, а не какие-нибудь сектанты, я бы с радостью общалась со всеми «мирскими»! Почему к нам так относятся?».[9,3]
Заканчивая работу, можно с уверенностью сказать, что мы решили поставленные задачи: обозначили предпосылки Церковной реформы, выявили причины и кратко показали ход Раскола. Проследили историю старообрядчества с XVII в. и до нашего времени. Осветили вопрос о местных староверах, определили их принадлежность и место в раскольническом движении. Была изучена масса литературы. Наилучшими источниками для нас остались труды выдающихся историков С.М. СОЛОВЬЁВ а и В.О.Ключевского. Также большую роль в работе сыграла книга М.С.Перевозчикова «Староверы».
Особо стоит отметить интервью - беседу с нашими староверами, которые оказались душевными и чуткими людьми. Общение с ними помогло нам не только в плане сбора новой информации, но было очень интересно и познавательно встретиться с такими необычными людьми. К положительным моментам можно отнести то, что эта работа многому нас научила. В том числе: работе с источниками, интервьюированию, оформлению материалов, коммуникабельности. У нас появилось желание по – настоящему заняться проектно – исследовательской деятельностью в области изучения истории нашего народа.
Реализована цель работы – исследована история Раскола и старообрядческого движения. Правдиво освещены вопросы о местных староверах. Вывод: Средне - Шушенская община характеризуется как часовенное согласие беспоповского толка.
Ещё до окончания исследований стало понятно, что наша работа вызовет широкий интерес и получит большой резонанс в общественном мнении наших сёл и школы.
Следующий наш шаг – публичная презентация нашей работы в селе. Надеемся, что сельские жители проявят подлинный интерес и охотно посетят это мероприятие.
Хочется верить, что нам удастся своим позитивным личным отношением помочь взрослому населению преодолеть непонимание, недоверие и предубежденность к старообрядцам и выстроить добрососедские, миролюбивые, нравственные отношения с ними.
1. С.М.СОЛОВЬЁВ «История России с древнейших времен» М., 1989
2. В.О.Ключевский «О русской истории»
3. М.С.Перевозчиков «Староверы: документы, письма, встречи» Кр-ск, 1991
4. И.М.Василевский «Романовы» Ростов - на - Дону, 1993
5. «История СССР с древнейших времен до наших дней» т.3, М., 1967
6. Российское законодательство X – XX веков. т.4., М., 1986
7. «История государства и права СССР» сб. док – тов., ч.1, М., 1968
8. А.Н.Толстой «Петр I» Фрунзе, 1972
9. Интервью с представителями старообрядческой общины села Средняя Шушь Евдокией Соломенниковой и Александром Ахметовым
10. Большая Российская Энциклопедия, М., 2004
11. «Кто есть кто в этом мире» энциклопедический справочник, М., 2004
12. «История России IX – XVII веков» школьная энциклопедия, М., 2003
АВВАКУМ ПЕТРОВ
(20. 11. 1620-14. 04. 1682 гг.) - протопоп, крупнейший деятель старообрядчества, писатель, публицист.
Родился в селе Григорово под Нижним Новгородом в семье священника. В 1638 г. Аввакум женился на четырнадцатилетней Анастасии Марковне, которая стала его верной спутницей и матерью восьми детей. В 1642 г. он рукоположен в дьяконы, в 1652 г. возведен в протопопы (старшие священники). В конце того же года начал служить в Москве, в Казанском соборе. В эти годы Аввакум сблизился с кружком «ревнителей благочестия» или «боголюбцев», который возглавлял царский духовник Стефан Вонифантьев. В этот же кружок входил нижегородский митрополит Никон (будущий патриарх). Подпись Аввакума стоит под челобитной царю с просьбой назначить Никона патриархом.
В 1653 г., с началом церковной реформы Никона, протопоп Аввакум оказался в числе самых ярых ее противников, а затем стал лидером приверженцев «древлего благочестия», которые выступали за сохранение старой веры. Осенью 1653 г. он был сослан в Тобольск, где прожил с семьей до 1655 г. От более сурового наказания - расстрижения - его спасло лишь заступничество царя Алексея Михайловича.
В 1656-1661 гг. Аввакум и члены его семьи по указу патриарха Никона включены в состав отряда сибирского землепроходца Афанасия Пашкова, с которым они прошли тяжелейший путь от Енисейска до устья р. Нерча. Протопоп постоянно вступал в конфликты с церковными и светскими властями, подвергался наказаниям вплоть до заключения в холодную башню и битья кнутом.
В начале 1660-х гг., отправив Никона в опалу, царь Алексей Михайлович вернул Аввакума и некоторых других старообрядцев в Москву. Три года — с 1661 по 1664 гг. — продолжался путь Аввакума из Сибири в Москву. Увидев, что царь не собирается отменять церковную реформу, Аввакум вновь восстал за старую веру и в августе 1664 г. был сослан вместе с семьей на север, в Пустозерск, расположенный близ устья р. Печора.
Когда в 1666 г. Аввакум и его спутники добрались до печорского города Мезень, поступил приказ вернуться в Москву, где открылся церковный собор. Решения собора были суровы — Аввакума и его соратников расстригли и предали анафеме, многим урезали языки. Анафему наложили и на старые обряды. В конце 1667 г. Аввакум и его сподвижники (священники Никифор и Лазарь), были заточены в земляную тюрьму. Но и оттуда Аввакум продолжал рассылать многочисленные послания своим сторонникам, ободряя их и поддерживая.
Старая Русь мыслилась Аввакуму в качестве своеобразного идеала. Русский царь, в его представлении был единственным истинным христианским государем. Россию, принявшую «новую веру», Аввакум называет «чужой землей», «землей варваров».В ней предводительствует «сатана». Главным виновником этого Аввакум считает царя Алексея Михайловича: «он изменил истинной вере, низверг идею России — единственно-верного в мире православного государства - третьего Рима» и, следовательно, терял право быть царем. Патриарх Никон — совратитель царя, а позже - исполнитель его воли.
Введение новых церковных обрядов рассматривал как наступление католичества на православие. Неприязнь Аввакума вызывала заимствование с Запада «внешней мудрости» - светской науки. В «эллинских философах» Аввакум видел язычников, а в современных западноевропейских ученых – еретиков. В итоге образ «чужой земли» связывается Аввакумом непосредственно Антихристом, символом Мирового Зла. В его трактовке Никон и царь Алексей Михайлович – непосредственные предшественники Антихриста, «слуги антихристовы».
В начале 1680-х гг. начались новые гонения старообрядцев. Протопопа Аввакума и трех его союзников сожгли в срубе.
Аввакум - автор более 80 литературных и публицистических произведений в защиту «старой веры», в их числе послания и челобитные. Самое значительное - его сочинение – «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» - выдающийся памятник литературы XVII в. Имя протопопа Аввакума навсегда осталось в истории, потому что он был яркой личностью, последовательно отстаивавшей свои убеждения. По тем временам это было настоящим подвигом, потому что русская церковь, категорически отрицала, какую бы то ни было свободу мнений. Так в середине XVII века в ней произошел раскол, а борьба протопопа Аввакума и его приверженцев за сохранение старой веры положила начало новому церковному движению – старообрядчеству.
МОРОЗОВА Феодосия Прокофьевна (урожденная Соковина, в иночестве Феодора)
(21.05.1632-2.11.1675 гг.) - боярыня, деятельница раннего старообрядчества. Родилась в Москве. Ее отец П. Ф. Соковин был окольничим. После женитьбы в 1648 г. царя Алексея Михайловича на М. И. Милославской, Соковины, состоя в родстве с Милославскими, приобрели особое положение при царском дворе. В 1649 г. 17-летнюю Феодосию выдали замуж за боярина Г.И.Морозова. В 1650 г. у них родился сын Иван. После смерти мужа в 1662 г. ей досталось одно из самых больших состояний того времени. Морозова предалась делам благочестия, встав на сторону тех, кто поддерживал старую веру. Тридцатилетняя вдова стала носить власяницу и сделала свой дом прибежищем для старообрядцев. В 1664 г. у Морозовой жил вернувшийся из сибирской ссылки протопоп Аввакум.
В это время она вместе со своей сестрой княгиней Е.П.Урусовой стала его «духовной дочерью». После ссылки протопопа Аввакума на Мезень в 1664 г. Морозова открыто стала выступать в защиту старой веры. В кон. 1670 г. она приняла тайное иночество и в связи с этим демонстративно отказалась присутствовать на свадьбе царя Алексея Михайловича и Н. К. Нарышкиной состоявшейся 22 января 1671 г. Это было расценено как оскорбление фамилии, и Морозова оказалась в опале.
В ночь на 16 ноября 1671г. Морозова вместе со своей Е. П. Урусовой, а также сподвижницами Марией Даниловой и инокиней Иустиной была взята под стражу. Они отказались причаститься даром, освященным по Служебникам новой печати, обвинив в ереси власти предержащие. В результате сестры были порознь отправлены в заточение. В начале 1672 г. умер ее сын, к тому времени уже бывший стольником.
В связи с отсутствием наследников все имущество Морозовых было распродано, а вотчины розданы боярам.
В конце лета 1673 г. царь распорядился отправить узниц в Боровск. В начале июля 1675 г. в остроге была построена глубокая тюрьма, куда посадили Морозову и Урусову. Под страхом смертной казни страже запретили передавать заключенным пищу и питьё. 11 сентября 1675 г. умерла Е.П. Урусова.
Ненадолго пережила её Морозова. После получения известий о смерти Морозовой и её соузников, протопоп Аввакум написал в память о них «Слово плачевное».
Морозова почитается старообрядцами как святая преподобномученица, пострадавшая за правоверие.
В старообрядческой церкви память её и пострадавших с ней почитают 11 сентября.
НИКОН (в миру Никита Минов) ( 1605 – 17.08.1681) Патриарх Московский и всея Руси в 1652 – 1667 гг.
Родился в селе Вельдеманово Нижегородского уезда в семье крестьянина. Мать Никиты рано умерла , он рос в семье с мачехой, безответно терпя попреки и побои. Затем подружился со священником из соседнего села Колычево и переселился к нему. В Колычево научился читать и писать. В 1625 г. он женился на Настасье, дочери отца Ивана и стал приходским священником. Но семейная жизнь оказалась трагичной, трое детей Никиты умерли. В 1630 г. он уговорил жену принять монашеский постриг в Московском Алексеевском монастыре, а сам ушел на Север, на Соловки. В Анзерском скиту, руководимом старцем Елеазаром Анзерским, он принял монашеский постриг под именем Никона. В 1634 г. после ссоры с Елеазаром Анзерским, Никон перешел на жительство в Кожоезерский монастырь в Олонецком крае, в 1643 г. стал игуменом этого монастыря. В 1646 г. во время поездки в Москву, Никон был представлен молодому царю Алексею Михайловичу, на которого произвел большое впечатление. Никон был оставлен в столице архимандритом Новоспасского монастыря. Вскоре вошел в кружок ревнителей благочестия участниками которого были протопоп Аввакум, Иван Неронов и другие. В 1646 г. Никон рукоположен в Новгородские митрополиты. На этом посту он проявил незаурядные организаторские способности, твердый и решительный характер. В 1650 г. Никон сумел без кровопролития усмирить вызванное голодом восстание новгородцев, за что получил благодарность от царя. В Новгороде Никон осуществил первые нововведения в богослужебную практику (единогласное чтение в церкви и пение по греческим и киевским распевам). Церковный собор 1651 г. утвердил единогласие обязательным для всей Русской церкви. В 1652 г. Никон перенес Соловецкого монастыря в Москву мощи митрополита Филиппа, убитого по приказу царя Ивана Грозного, и добился причисления Филиппа к лику святых; это стало важным политическим актом: светская власть приносила покаяние перед властью церковной. После смерти патриарха Иосифа, в июле 1652 г. Никон был избран патриархом Московским и всея Руси «без жребия», по желанию царя. В первые годы патриаршества Никон пользовался огромным влиянием на царя Алексея Михайловича. Царь называл Никона «собинным (т. е. особенным) другом», в 1654-1657 гг. во время военных походов патриарх замещал самодержца. Было введено обращение к патриарху как к «великому государю». Практически Никон стал вторым человеком в государстве. Но он мечтал о большем: чтобы светская власть полностью подчинялась церковной власти. Кроме того, Никон стремился к утверждению Москвы в качестве центра вселенского православия. Алексей Михайлович первоначально поддерживал устремления патриарха. Весной 1653 г., Никон начал проведение церковной реформы, целью которой была унификация с греческими русских церковных обрядов и богослужебных книг. Это, по мнению патриарха, способствовало бы превращению Русской церкви и Российского государства в истинное православное царство. Богословско-философским основанием реформы стало «грекофильство» - идейное направление, признающее истинным только греческое православие. Окончательно все церковные нововведения получили утверждение на соборе 1666 г. и на Большом соборе 1667 г. с участием двух греческих патриархов и многочисленных греческих архиереев, но уже без участия самого Никона. Нововведения вызвали резкий протест среди части священнослужителей и простых верующих, выступивших в защиту «древлего благочестия»; противников Никоновской реформы стали называть старообрядцами. Никон железной рукой расправлялся со своими противниками. Многие лидеры старообрядчества подверглись ссылке. Среди них оказались и прежние сподвижники патриарха - протопоп Аввакум, Иван Неронов, священники Логгин и Даниил и другие. За годы патриаршества Никон основал несколько новых монастырей, подчиняющихся лично патриарху. Самым любимым детищем патриарха стал Воскресенский Новоиерусалимский монастырь под Москвой, который он надеялся превратить в центр вселенского православия. Но честолюбивым планам Никона не суждено было сбыться. Его претензии на светскую власть в государстве вызвали противодействие в придворных кругах. Алексей Михайлович тоже начал тяготиться покровительством патриарха. Когда конфликт приобрел открытый характер, Никон демонстративно покинул патриарший престол и уехал в Новоиерусалимский монастырь. Он надеялся, что царь попросит его вернуться. Однако этого не произошло. Более того, в 1660 г. собор русских иерархов низложил Никона, но тот не признал решения. В 1664 г. он самовольно прибыл в Москву и попытался вернуть себе патриарший престол, но по указанию царя его насильно отправили назад, Новый Иерусалим. Церковные соборы 1666-1667 гг., в которых участвовали греческие патриархи, подтвердили правильность церковной реформы, но окончательно низложили Никона. Как простой чернец он был сослан в Ферапонтов, а затем переведен в Кирилло – Белозерский монастырь. В 1681 г. царь Федор Алексеевич разрешил бывшему патриарху вернуться из ссылки и поселиться в Новоиерусалимском монастыре. Но по дороге в Новый Иерусалим Никон скончался. Похороны его в Новоиерусалимском монастыре прошли по патриаршему чину. Никону принадлежит большое число писем, посланий, грамот, челобитных. Он имел обширную библиотеку, покровительствовал деятельности Московского Печатного двора и других типографий.
1. Происхождение.
Приехали в наше село в основном из Курагинского и Туруханского районов.
Там были образованы целые староверческие поселения и хутора, жили общиной. Была своя церковь и молитвенный дом.
2. Причина переезда:
Суровые условия в тех краях, «захотелось на юг».
3. Начало веры:
Начало (со старых веков) пошло с Иерусалима, потом их веру приняла Греция, далее апостолы пошли по всему миру. Веру не приняли: Китай, Япония и др.
4. На данный момент:
В селе Средняя Шушь нет своей церкви и нет наставника. Для молитв собираются у старшего (самого старого) из своей общины каждый день, вечером. Некоторые семьи, приехавшие недавно в наше село, молятся сами у себя дома каждый день утром и вечером.
5. Толки, течения:
В основном беспоповцы, часовенные (вера кафолическая).
6. Исповедоваться начинают с 12 лет.
Нельзя стричь волосы, брить бороду.
Одежда должна быть простой, нельзя девушке ходить в брюках, платок носить обязательно, не снимая, даже ночью.
Посуда для мирских людей отдельная, в семье общая.
Обращаться к медицине можно, но нельзя ставить прививки (считают, что с вакциной заносятся микробы).
Считают грехом телевидение, радио, технику и др., но их быт уже отходит, осваиваются в «нашем мире», а значит, пользуются некоторыми благами цивилизации.
Нельзя пить, курить, материться.
Соблюдают посты:
7. Крестят 1 человека в одной воде, а другого уже в другой.
Просфоры даются только перед смертью, они идут от самой Богородицы.
Не признают церковной иерархии, священников.
Живут по Новому завету, многоженство запрещено.
Летоисчисление идет от Адама.
14 сентября 1 января.
7513 год от Адама.
1. Аароновщина – согласие в старообрядчестве, отделившееся во 2-й половине XVIII века от филипповцев. Признавали брак и отвергали крайний аскетизм. Основатель – Аарон (Андрей) Жуков.
2. Аристовщина – согласие в старообрядчестве (II пол. XIX в). Ветвь беспоповцев – федосеевцев, проповедовали крайний аскетизм.
3. Беглопоповцы – возникло в конце XVII в., одно из самых немногочисленных согласий. С 1923 имеет архиепископа (г. Новозыбков). (Официальное название – Русская Древлеправославная церковь).
4. Белокриницкая иерархия – основная старообрядческая церковь, возникла в 1840-х годах. Центр – Белокриницкий монастырь (Буковина). С середины 19 века в Москве.
5. Беспоповцы – течение старообрядчества, отвергает священников и ряд таинств. (Официальное название – Древлеправославная поморская церковь).
6. Новожены – течение в старообрядчестве, не выступали против брака.
7. Новопоморцы – течение в старообрядчестве, не выступали против брака.
8. Нетовщина - спасовский толк, течение в беспоповщине (возникло в конце 17 века) в Керженских местах (Заволжье). Отказывались от священников, ряда таинств.
9. Пастухово согласие (Адамантово) – религиозная группа, возникшая во второй половине 18 века. Основатель – пастух В. Степанов. Отвергали самосожжение, выступали за нерасторжимость брака.
10. Поморцы (Даниловцы) – возникший в 17 веке толк среди беспоповцев (река Вига, Карелия). Основатель – Данила Вакулин и братья Денисовы (отвергали молитву за царя и брак).
11. Поповцы – течение в старообрядчестве, наиболее близкое официальной православной церкви. (Официальное название до 1988 года – Древлеправославная церковь Христова).
12. Старопоморцы – течение в старообрядчестве, отвергали брак.
13. Федосеевцы – старообрядческое согласие в беспоповщине (возникло в 17 веке). Основатель – Феодосий Васильев. Одно из самых непримиримых. Проповедовали жесткий аскетизм и безбрачие.
14. Филипповцы – старообрядческое согласие в беспоповщине, возникшее в начале 18 века, отошедшее от поморцев во главе с наставником Филиппом. Из-за репрессий правительства стали применять самосожжение, как средство соблюдения веры. Во второй половине 18 века фанатизм ослабел. (В последствии разделился на 2 толка: аароновщину и Пастухово согласие).
До реформы | После реформы |
Крестились 2 пальцами | Крестились 3 пальцами |
Исус | Иисус |
Пели «аллилуйя» 2 раза | Пели «аллилуйя» 3 раза |
Земной поклон | Поясной поклон |
Наступил | Попрал |
Девица | Дева |
Движение во время крестного хода вокруг алтаря по солнцу… | Движение во время крестного хода вокруг алтаря против солнца… |
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»