Шипулин Борис, ученик 9 класса СОШ №5 г. Енисейска
Руководитель: Мордвинова Т.М., учитель русского языка, СОШ №5 г. Енисейска
Консультант: Холина М.В., преподаватель истории Енисейского педагогического училища
Мы живем в условиях многообразия информационных потоков. Сегодня нужная и ненужная информация поступает к нам со всех сторон. Радио, телевидение, рекламные стенды и щиты, сетевые издания в Интернете, газеты и журналы, многоканальное телевидение — вот тот поток информации, в котором человеку нужно уметь ориентироваться. Однако в небольшом провинциальном городке, каковым является Енисейск, использование Интернета для многих до сих пор ещё недоступно, радиовещание сводится к небольшим случайным передачам, местное телевидение отсутствует. И лишь некоторые жители, приобретая спутниковые тарелки, имеют возможность смотреть до 35 каналов. Поэтому для большинства жителей города традиционным источником информации является газета.
Но всё же проблема выбора существует и у енисейцев, ведь в нашем городе издается несколько газет («Вестник старинного города», «Дебют», «Енисейск плюс» и «Енисейская правда»). Но такая ситуация была не всегда. Раньше была только одна газета - «Енисейская правда». Ее читали и в городе, и в районе. Она издаётся с 1931 года. В городском архиве сохранились подшивки этой газеты. Там я и узнал, что до 1936 года газета называлась «За Большевистские Темпы» (ЗБТ — по первым трём буквам).
Цель моей работы заключается в том, чтобы опираясь на газетный материал, выяснить, какое воздействие имела эта газета на енисейцев в 30 - е годы.
Для этого мне необходимо было проанализировать источники, а именно:
На первой странице практически любой газеты её авторы представляли показатели решающих участков. Таковыми являлись грузоперевозки, судоремонт, пушнина, обмолот, мясо и другие. Мне попались сведения о строительстве железной дороги, которая до сих пор, кстати сказать, не построена.
Редко какая газета обходилась без объявлений. Их тематика достаточно разнообразна: о потерях и находках, о купле-продаже, о предоставлении места работы, о приглашении в кинотеатр на просмотр кинофильма, об утерянных документах. Вобщем, обо всём, чем живут люди. Попадались и такие интересные, я бы даже сказал, абсурдные. Например, такое: «При инвалидном доме имеется случной пункт крупного рогатого скота».
Когда просматриваешь газеты, конечно сразу же обращаешь внимание на первую полосу страницы. Она представлена всевозможными обращениями с краевых съездов советов, постановлениями, резолюциями, дневниками очередного пленума. Тексты просто пестрят речевыми штампами. Назову некоторые из них:
Такие речевые штампы выполняют в текстах вовсе не информационную функцию, а ритуально-идеологическую. У моей мамы сохранились похвальные грамоты, которые она получила в школе. В правом верхнем углу каждой из них напечатана та же фраза, что и в газете: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» На вопрос: какое отношение имеет этот призыв к школьнице? — мама не дала мне ответа. С кем она должна была соединяться? Зачем нужен был этот штамп давно уже устаревшего лозунга? Что это как не идеология? Наличие большого количества речевых штампов характерно для текстов публицистического стиля. Не избежала этого процесса и так называемая «эпоха перестройки»: «демократический гуманный социализм», «полнее раскрывать потенциал социализма», «новое мышление» и некоторые другие.
Я был очень удивлен, когда увидел лозунги, напечатанные в газетах. Их печатали накануне таких больших праздников, как 7 ноября и 1 мая. До этого я нигде и никогда не встречал их, разве что на автобусах во время предвыборной кампании.
Я проанализировал их, используя метод контент-анализа. Суть этого метода заключается в том, что в документе выделяются такие его признаки и свойства, которые можно подсчитать и которые существенным образом отражают содержание документа. Анализ проводится путем количественного сопоставления различных элементов текста по отношению друг к другу и общему объему информации. Для меня данным документом для анализа стала газета. В качестве единицы подсчёта взят один лозунг. Подсчитывалось количество лозунгов и объём газетной площади.
Итак, я просмотрел 281 газету. В 31 из них помещены лозунги. Они занимают одну печатную страницу газеты из четырёх.
Смысловой анализ лозунгов позволяет провести их классификацию. Я выделил следующие направления:
В таблице вы можете познакомиться с некоторыми примерами.
Как видим, смысл лозунгов охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Есть лозунги, повторяющиеся из года в год. Есть такие, которые отражают какое-либо конкретное событие (лозунги про челюскинцев). Надо сказать, что в фильмах того времени можно увидеть, что лозунги висели на зданиях, внутри их. И взгляд человека невольно попадал на них, он постоянно находился в их власти. Происходило своего рода зомбирование человека. Это как эффект 25-ого кадра. Известно, что человек способен воспринимать только 24 кадра в секунду, и когда какой-то кадр часто возникает на экране, человек запоминает и его (примером этого служит реклама, лозунги).
Пожалуй, самым неожиданным и изначально непонятным для меня было большое количество статей, подписанных анонимными авторами (см. таблицу -приложение 2). Каких только псевдонимов не было: Проезжающий, Свой, Очевидец, Родитель, Педагог Зритель и др. Поскольку это анонимы, и я не могу восстановить настоящего автора, попытаюсь проанализировать информацию.
Предположим, автор Шило. Его задача (судя из названий статей) -критически отнестись к чему-либо и «разбудить от спячки» клубы, женсоветы.
Автор Знающий, т. е. ведающий о чём-либо. Его задача — рассказать читателям о казалось бы скрываемых от людей проступков.
Наблюдающий, Глаз, Очевидец — наблюдает, примечает, запоминает и рассказывает о недоступных людскому глазу мелочах.
Свой — так обычно называют соседа, земляка или близкого друга, человека, которому мы доверяем. Из названия статей видно, что он наоборот уличает кого-то в чем - либо.
Как видно даже из названий статей, вся представленная информация сплошь негативная.
Естественным для меня стал вопрос: почему люди не подписывались настоящими именами и фамилиями? Не хотели? Боялись? Получается, что это было нормой для того общества. Общества, в котором нельзя было открыто говорить о чем - то. Из номера в номер, к сожалению, статей, несущих негативную информацию, меньше не становилось.
Приведу ряд примеров:
«Атаковала обезличка».
Председатель У-Питского колхоза Шаробаев и завхоз Кольтюгин до сих пор недооценивают коня как основную тягловую силу. В результате коня атаковала обезличка. 50% лошадей больны. Их кормят затхлым сеном, поить выгоняют сразу 50 лошадей. Часть остается не напоенной, а некоторые в этой толкотне проваливаются в прорубь и калечат себе ноги. (16.03.34 г. № 15)
Глаз.
«Жулик за прилавком».
В деревне Подгоргая имеется сельпо. В июле туда поступила партия дамских платьев. Продавец Кучин Егор сделал подарок жене - платье. Через неделю она вернула его в сельпо. Кучин продал это платье своему земляку по цене как за новое. (09.09.34 г.)
Свой.
«Срывается хлебоуборочная кампания».
В-Пашинский колхоз вместо того, чтобы по-ударному провести хлебоуборочную кампанию, справляет старые праздники с литром водки в руках. Колхозники ходят пьяные по деревне. Надо привлечь председателя колхоза за срыв хлебоуборочной кампании. (01.10.31 г. № 48)
Очевидец.
«Едят школьные продукты».
Каргинский колхоз им. Молотова выдал 80 пудов пшеницы на организацию школьникам горячих завтраков. Однако их до сих пор нет. Но зато заведующая школой и ее сестра используют эти продукты для своих потребностей. (16.03.34 г. № 15)
Жук.
«Грубиян».
В У-Тунгуске бригадир Варфоломей Перфильев грубо относится к колхозникам. Мат ни на минуту не стихает. Особенно груб по отношению к молодым колхозницам, никакого проходу им не дает. (09.09.34 г. № 48)
Знающий.
«Разбудить от спячки культурные силы».
В селе Анциферово есть избач, учительница и другие культурные силы. Но они предались спячки, их не чувствуется на селе... (1931 год, №52)
Шило.
«Одернуть грубиянку».
Билитерша грубо обращается с публикой. Зав. кино следует обратить внимание и одернуть грубиянку.
Зритель.
В наших местных газетах можно часто увидеть напечатанные стихи и рассказы. Я всегда с удовольствием читаю их. Особенно то, что написано моими сверстниками. Ведь за каждой строчкой — человек, мой ровесник, со своими чувствами, переживаниями, настроением. И поэтому мне сразу бросилось в глаза отсутствие в газетах 30-х годов поэтического творчества. И только в одном из номеров (от 18апреля 1934г., №20) я наткнулся на литературную страницу, эпиграфом которой были слова В.И.Ленина «Искусство принадлежит народу». «Создадим художественные произведения, достойные нашей великой эпохи!» — прочитал я призыв. Эта страница была представлена несколькими лирическими произведениями. Что хотели передать авторы? Какие чувства переполняли их? Отрывок одного из них я зачитаю. Его автор — Виктор Ошейко, редактор газеты ЗБТ.
…Каждый вечер к Сеньке ходят
человек за человеком,
потому что стала в моде
при дожде и непогоде
новая библиотека.
На углу, за поворотом,
Где тропа ведёт в околок,
Распласталась на воротах
Вывеска со словом — школа.
А над ней до поздней ночи
Звучно радио клокочет...
И на сердце было легче
От далёкого вчера.
Шли минуты первых лекций
У колхозного двора.
Действительно, произведение, достойное своей великой эпохи. Итак, это первая литературная страница, организованная енисейской литературной группой. Это результат начала литературного движения в Енисейске. Первая страница...и последняя. Нигде дальше я не встретил ни одного лирического или эпического произведения. И только в одной из газет за 1935г. промелькнуло объявление о том, что состоится заседание литературной группы. Это позволяет сделать вывод, что всё-таки она не распалась, она существовала, хотя и не печаталась. Почему? Возможно, технические показатели интересовали редакцию газеты больше, чем внутренний мир человека. Той эпохе нужен был не человек-лирик, творец, преобразователь, личность, а человек-исполнитель, человек-винтик.
Любая газета — это отражение жизни горожан.
Периодически на страницах газет появлялись статьи о моих ровесниках. Например, статья всё того же В. Ошейко «Олимпиада» (№35, 27июня 1935г.). Я принимал участие в разных олимпиадах и знаю, что это учебное или спортивное состязание. Олимпиада в 1935г. собрала пионеров и школьников города на стадионе «Динамо» и представляла собой образец, смотр достижений за год. Я живо представил себе, как колонна за колонной проходили и девятиклассники, и «розовые карапузы» октябрята, и «беспартийные» (ни октябрята, ни пионеры). Среди достижений были наглядные пособия по стереометрии, сочинения в прозе, коротковолновый радиопередатчик, педальный автомобиль и др. А в заключении — акробатические этюды и пирамиды (тоже приметы той эпохи). И всё это в последний день перед каникулами. Неплохо было бы это возобновить. Появилась бы у нас хорошая традиция.
Таким образом, анализ информации в газетах способствовал тому, чтобы у меня сложилось представление о её направленности и о силе её воздействия на енисейцев.
Каково же было отношение самих жителей к этой газете? В сохранившейся рукописи, которая хранится в нашем краеведческом музее, есть уникальное свидетельство общественного деятеля, гласного городской Думы Д. Миндаровского. Он пишет об очередной городской ярмарке, на которой торговать особо было нечем. А «местная газета разразилась наглой статьёй». Писали о торговле хлебом, молоком, творогом. «Вот наглядный пример того, как информирует своих читателей советская пресса» (из рукописи). И далее он пишет: «Возьмите любой номер газеты или журнала, и вы не встретите ни одной оригинальной статьи, ни одной глубокой, я не говорю уже гениальной мысли, над которой можно было остановиться и призадуматься. Теперь самый более или менее порядочный писатель может выразить мысль только в духе марксизма-ленинизма. У нас есть много правд. Есть просто «Правда», есть «Комсомольская», есть территориальная, но нет только правды истины и правды справедливости. А где таланты и гении, которых рождает Россия во все времена? Их нет и быть не может».
В народе газету называли «зуботычиной». Я обратился к словарю В. И. Даля, который трактует это слово как толчок, удар по скулам, по челюсти. «Зуботычить» кого-либо — бить по зубам. Действительно, это был удар по лицу не только тех, о ком писали, но и по лицу читателей, ведь воздействие газеты было не только идеологическим, но и нравственным, психологическим.
В ходе данного исследования мною был проведён анализ содержания источников, проведена классификация информации по содержательным смыслам, выявлены факторы, влияющие на читателя газеты.
Большое количество просмотренных мною газет (281 экз.) позволяет говорить о том, что данное исследование претендует на объективность.
К сожалению, мои предки, читая газету, были лишены возможности знать правду. В условиях нехватки информации они верили тому, что было написано в газете. Они не могли представить себе всю объективную картину, так как информация в газете была отшлифованная и идеологизированная, направленная на формирование нужного обществу человека.
/ Наша работа/Всероссийский конкурс исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия XX век»